Чем опасна восьмерка на колесе

Опубликовано: 13.05.2024

Несмотря на значительно хорошую устойчивость к механическим повреждениям литые диски нередко теряют геометрическую форму. В случае, когда диск имеет нарушенную геометрию, колесо становится неуравновешенным во всех осях симметрии.

Диск с нарушенной геометрией может иметь несколько видов смещения: радиальное, осевое и комбинированное (радиальное и осевое). Рассмотрим особенности каждого из смещений.

Радиальное смещение диска – смещение диска в вертикальной плоскости, загиб лицевой или задней части диска, так называемое «яйцо».

В этом случае происходит статический дисбаланс, и колесо бьёт вниз вверх. При вращении такого колеса создаётся переменный по направлению вращающий момент на оси, что ведет к необратимому повреждению подвески, покрышки и рулевого механизма.

Осевое смещение диска – смещение диска в горизонтальной плоскости, «восьмёрка» на диске.

При осевом смещении диска происходит неравномерное распределение масс в плоскостях, что приводит к быстрому износу протектора шины, подвески и рулевого механизма. неравномерному стиранию протектора шины и тем самым сокращает срок её эксплуатации.

Нарушенная геометрия у диска приводит к возникновению неуравновешенных центробежных сил с разными векторами приложения, что создает вибрацию колеса и разнонаправленные нагрузки на ступицу. Это, в свою очередь, приводит к следующим последствиям:

— Происходит ускоренный износ несущих узлов подвески и рулевого механизма из-за воздействия на них непредусмотренных автопроизводителем нагрузок (в первую очередь обычно страдают подшипники ступицы). При увеличении таких нагрузок возникает угроза их внезапного разрушения.
— Дискомфорт водителя — вибрация переднего колеса передается на руль, а заднего — на кузов.

— Покрышка значительно быстрее изнашивается по причине неравномерности нагрузки на протектор.

— Нестабильное пятно контакта шины — вибрирующее колесо имеет значительно худшее сцепление с дорогой. Это приводит к плохой управляемости и значительному увеличению тормозного пути.

Update:
Практически во всех случаях дискам можно восстановить правильную геометрию. Но есть несколько моментов которые стоит учитывать. Прокатывать литые диски нельзя. Катать можно только штамповки, а вот если прокатать литые диски, то их можно будет выбрасывать. После прокатки литые диски становятся небезопасными для эксплуатации, так как оказываемое давление на диск является непостоянным, а точечный нагрев разрушает саму структуру диска. Кроме того, такой «ремонт дисков» создает дополнительное напряжение в сплаве диска, что также сказывается на безопасности эксплуатации диска. Так называемая "прокатка дисков" нарушает структуру сплава, что влечет за собой ослабление литых и кованых дисков, делая их безопасную эксплуатацию в дальнейшем практически невозможной. Повторный удар в тоже место прокатанного литого или кованого диска может стать критичным как для диска, так и для авто. Конечно, можно ездить на дисках после их прокатки, но себе это будет "дороже"… в плане жизни!

Такое повреждение, как восьмёрка, преследует всех велосипедистов. Особенно сильно от этого страдают владельцы больших колёс – 28 и 29 дюймов. Исправлять их желательно научиться самому, так как обращаться каждый раз в мастерскую и накладно, и займёт много времени. Для обычного исправления, если у вас не клещевые спортивные, а обычные ободные тормоза, можно обойтись без станка для балансировки или иных приспособлений, достаточно будет спицевого ключа.

Виды восьмёрок

В зависимости от характера, можно условно поделить все искривления колёс на два вида – восьмёрка и яйцо.

  • Восьмёрка – это искривление обода колеса, при котором он во время вращения создаёт биение в направлении оси вращения.
  • Яйцо – искривление обода, при котором он будет создавать биение в радиальном направлении, вдоль спиц.

По степени тяжести можно также выделить несколько групп:

В первых двух случаях не потребуется выполнять каких-то дополнительных закупок материала, новых спиц или обода. В последнем случае придётся докупить спицы, выбраковать деформированные, при деформации обода – заменить его. Придётся также полностью переспицовывать колесо вне зависимости от того, целы ли все спицы или нет.

Инструменты и материалы для работы

  1. Спицевой ключ
  2. Динамометр или безмен
  3. Смазка типа «Солидол» или «Литол 24»
  4. Монтировка для покрышки
  5. Ключи, съёмники и отвёртки для того, чтобы снять колесо и трещотку – они могут быть разными для разных моделей.
  6. Небольшая отвёртка для ниппелей с прямым шлицем
  7. Спицы нужной длины
  8. Обод
  9. Ступица

Как выбрать спицевой ключ

Этот инструмент – самый важный. От него зависит, сколько восьмёрок выдержат ваши ниппеля и комфорт работы. Существуют ключи двух типов: фрезерованные, в виде круглой штучки с прорезями под различные гайки ниппелей спиц, и штампованные, с одним-двумя пазами под гайку. Выбирать надо фрезерованный. Пусть он стоит и дороже, но и прослужит дольше, и работать с ним удобнее. К тому же им можно спицевать не только колёса обычного велосипеда, но и колёса скутеров, мопедов, мотоциклов, велосипедов для шоссейных гонок с малыми ниппелями, велосипеды для экстремальной езды.

Техника

Процесс исправления малой восьмёрки

Малая восьмёрка – это искривление, которое было описано в п.1 списка о степени тяжести искривлений. Сюда также относится и «яйцо», которое затрудняет езду, но восьмёрки доставляют больше неприятностей – с ними не будут работать ободные тормоза.

При исправлении осевого биения обода (восьмёрки) выявляется участок обода, на котором биение существует:

  1. Велосипед переворачивают и ставят на руль и седло.
  2. Колесо остаётся в рабочем положении, можно даже не снимать покрышку. К ободу приставляют неострый твёрдый предмет, опирая на заднюю вилку с одной стороны обода. Можно использовать гаечный ключ
  3. Выявляют участок, на котором есть биение. Удобно приставлять ключ с одной и с другой стороны, биения типа «выпуклости» обнаруживать проще – если с одной стороны это впадина, с другой будет выпуклость.
  4. Подсчитывают количество спиц, формирующих участок с биением.
  5. Спицы с той стороны, от которой обод во время биения отдаляется, подтягивают. С противоположной стороны – ослабляют. Ослабление и натяжку проводят неодинаково для всех спиц – с краёв участка с восьмёркой тянут меньше, в середине восьмёрки – больше. За один проход максимальное натяжение или ослабление – не более четверти оборота ключа.
  6. Проверяют радиальное биение («яйцо»). Если оно есть – исправляют, как будет описано далее. При шинах с глубоким «горным» рисунком их лучше снять – иначе «яйцо» нельзя будет определить. Биение определяют по отклонениям при вращении обода.
  7. Проверяют результат, при необходимости – повторяют п.1 – п.6
  8. Когда биение достигает минимума, проверяют натяжение спиц. Они должны быть натянуты с усилием по динамометру не более 8 кг и не менее 5. Чем длиннее спицы – тем более одинаково они должны быть отрегулированы. Проверяют так – натягивают динамометром спицу в середине и смотрят, при каком усилии она начнёт видимо отклоняться от положения.

При перекрёстной спицовке, если спицы переплетаются друг через друга, настоящее натяжение проверить очень сложно, поэтому такую спицовку применять нежелательно. Никаких преимуществ по прочности она не даёт, а работу затрудняет.

После натяжения спиц опять проверяют биение, при необходимости исправление повторяют. Когда всё нормально – восьмёрка исправлена.

Процесс исправления средней восьмёрки

Отличается от процедуры исправления малой восьмёрки тем, что предварительно ослабляют все спицы до того состояния, когда они начинают «висеть», затем их подтягивают, повторяя те же операции, что и при исправлении малой восьмёрки – пока не достигнут желаемого результата.

При подтягивании спиц до нужного усилия делают так – в начале подтягивают спицы от ниппеля шины в одном направлении через четыре, затем доходят до начальной и смещаются на одну. После этого также через четыре тянут в другом направлении. Смещаются в том же направлении на одну и дальше тянут через четыре в том направлении, что и в начале, затем ещё раз смещаются и дотягивают остальные в противоположном. Такой способ обеспечит равномерное натяжение и минимум исправлений. Если число спиц отличное от 36 – подтягивают с шагом в 3, 2, 5 спиц или другим подходящим.

Большая восьмёрка

При повреждениях обода и спиц, при сильных искривлениях, затрудняющих езду нужно разбирать колесо полностью. Снимают колесо, покрышку и камеру. Ослабляют все спицы и проверяют, деформировался ли обод. Если деформировался – его заменяют.

Не пытайтесь исправлять обод. Всё равно не получится – вы только сомнёте его края, и он будет непригоден для использования. Просто купите новый.

После этого выбраковывают сломанные спицы, проверяют целые, не деформировались ли они. Обращают внимание на состояние изгиба возле ступицы – он должен быть одинаковым на всех спицах. Те, что отличаются – заменяют.

Проверяют состояние отверстий ступицы. Если имеются растянутые до овала отверстия – ступицу также заменяют на новую

Спицы смазывают по всей длине, колесо собирают обратно. Сборка колеса – тема отдельной большой статьи. После этого производят подтяжку спиц до нормы, исправляют биение. Смазку со спиц убирают тряпочкой после сборки, иначе на них будет прилипать грязь. Смазка нужна, чтобы спицы не «тормозились» друг об друга и на резьбе, не задевали в отверстиях ступицы.

Исправление «яйца»

«Яйцо» – это искривление колеса в виде овала, при котором нет выраженной восьмёрки. Его исправляют в том же порядке, что и восьмёрку – находят нужный участок, стягивают спицы. В случае яйца необходимо подтягивать спицы равномерно, на восьмую часть оборота ключа, от краёв к середине. Если результат не достигнут – процедуру подтягивания повторяют.

Восьмёрка на колесах опасна тем, что колесо становится мягче, т.е. приобретает повышенную чувствительность к стрессовым нагрузкам, что может привести к разрушению или сильной деформации обода во время движения и как следствие к падению велосипедиста, ДТП, травме, и разумеется к поломке установленного на велосипед оборудования. Не исправленные восьмерки на ободах (и прочие дефекты) приводят к увеличению сопротивления качению (попросту велосипед труднее едет) из-за постоянного смещения пятна контакта покрышки. Не протянутые колеса обладают меньшей жесткостью и соответственно уменьшают КПД велосипеда в целом и это заметно не только на разгоне но и при прохождении поворотов.

В первом случае (при возникновении искривлении ободов при недостаточной натяжке спиц) достаточно выполнить протяжку колеса. Как правило эту операцию нужно выполнять на новых велосипедах после пробега 200-300 км и проверять натяжку спиц в велосервисе каждые 1000-2000 км пробега.

Стоимость протяжки и исправления небольших восьмерок 600 р

Стоимость исправления восьмерок после сильной деформации - от 600 до 1000 (при деформации зонта) р

В нашей веломастерской выполняются все виды работ по исправлению всех видов восьмёрок.

так выглядит восьмерка на ободе

Исправление восьмёрки на колесе велосипеда

Исправление восьмерки на колесах 29er. Спицы плоские, обода Ryde, весом чуть больше 300 гр с усилием натяжки не более 120 кгс

Сложность работ заключается в том, что при усилии менее 100 кгс колеса не будут достаточно жесткими и обладать хорошей отдачей, а при усилии 120 кгс существует риск поломки обода. Более того несмотря на то, что колеса с пробегом и не обладают ровным ободом, нужно сделать так, чтобы разбег между натяжением спиц не превышал 10 кгс, чтобы при дальнейшей эксплуатации не возникло биение вследствие просаживания перетянутых спиц. Более того, нужно обладать высоким опытом работы при кручении ниппелей на плоских спицах, которые во первых нужно удерживать от скручивания и чувствовать вращения нипеля


Примеры работ:

Исправление восьмерки на карбоновом колесе
Исправление восьмерки на карбоновом колесе Протяжка спиц на уницикле
Протяжка спиц на уницикле

Спицевое колесо смело можно назвать одним из самых классических элементов вашего байка, так как его устанавливают на большинстве современных велосипедов. Конфигурация такого колеса включает в себя:

  • Центральную втулку
  • Обод
  • Спицы

В процессе длительной эксплуатации колесо подвергается значительной нагрузке и со временем может быть деформировано. Поэтому каждый велолюбитель должен уметь самостоятельно устранить несложные неполадки.

Что такое восьмерка?

Деформация колеса носит название «восьмерка» в том случае, если часть обода отклоняется от плоскости вращения. При такой неисправности вы можете ездить на велосипеде, однако удовольствия от такой прогулки никакого не будет. Более того, со временем восьмерка приведет к тому, что обод полностью придет в негодность и его необходимо будет заменять на новый. Поэтому лучше не затягивать и устранять проблему сразу же после ее выявления.

Как правильно выявить наличие восьмерки?

Если вы начинаете подозревать, что колесо деформировано, в первую очередь необходимо найти место искривления обода. Это можно сделать двумя методами:

  • Визуальным
  • Контактным

В первом случае, вы просто интенсивно раскручиваете колесо и определяете искривленный участок. Он будет постоянно отходить в сторону от плоскости вращения. В этот момент необходимо схватить колесо рукой и пометить деформированный участок маркером.
Отдавая предпочтение контактному методу вы берете маркер и вращая колесо проводите им по ободу. Маркер должен сделать полноценный круг и после этого вы четко увидите место деформации.



как выявить восьмерку

Как правильно устранить восьмерку?

После того как вы определили участок деформации дело остается за малым – устранить восьмерку. Вы легко сможете сделать это самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам.
Существует два основных способа устранения восьмерки:

  • Силовой метод
  • Метод подтяжки

Исправление восьмерки силовым методом

  • Вы не сможете устранить небольшие выпуклости
  • Есть риск выгнуть обод в другую сторону
  • Устранять восьмерку таким методом очень неудобно
  • Некоторые обода просто не подвергаются силовому воздействию человека

Устранение регулировки методом подтяжки спиц

Этот метод более популярен среди велолюбителей, ведь позволяет добиться прекрасного результата в виде идеально ровных колес. Для работы вам обязательно понадобится специальный спицевой ключ, который свободно можно приобрести в любом магазине велотехники.
В большинстве случаев искривление обода происходит из – за общего ослабления спиц. В этом случае поочередно подтягиваем их примерно на один оборот. Если спицы ослабились конкретно в месте деформации, аккуратно подтягиваем те, что находятся в непосредственной близости от искривления. Начинаем с центра. Крутить спицы необходимо в сторону, противоположенную выпуклости.
Овладев этим нехитрым методом единожды, во сможете быстро и аккуратно устранить неисправность и спокойно наслаждаться стремительной ездой на любимом велосипеде!




устранение восьмерки методом подтягивания спиц

Несмотря на кажущуюся простоту, колесо велосипеда – это сложная система. Помимо того, что оно выдерживает собственный вес байка, так еще и вес велосипедиста, а так же все нагрузки, возникающие при передвижении.

Содержание:

  1. Постоянные нагрузки
  2. Динамические воздействия
  3. Спицы
  4. Причины деформации
  5. Восьмерка
  6. Работа
  7. Зонт
  8. Как предотвратить

Воздействия на дороге можно разделить на две группы:

  • статические;
  • динамические.

Статические сравнительно стабильны, это может быть натяжение стержней или давление воздуха в камере. Такой вид воздействий не меняется вообще длительное время или интенсивность изменяется плавно.


Динамические нагрузки существуют в трех формах:

  • растяжение;
  • сжатие;
  • скручивание.

Рассмотрим все по порядку, чтобы понять: каковы причины возникновения «восьмерок»? Кроме того, предлагаем несколько способов их устранения.


Постоянные нагрузки

Натяжение – это статическая нагрузка, за счет него колесо сохраняет форму и находится в стабильном состоянии. Это достигается равномерным и одинаковым натяжением всех элементов, целостностью обода (отсутствие трещин и деформаций) и фланцев втулки, к которым фиксируются спицы.

Качественно собранное колесо может выдерживать огромные нагрузки, например, 36-спицевое – до 400 килограмм

Немаловажным аспектом является давление камеры, но его воздействие во многом зависит от типа конструкции и байков:

  • у фэтбайков покрышки накачивают около 0,5 атмосфер, потому они не могут существенно нагрузить обод;
  • для трекового велосипеда, накачанные до 11 атмосфер – это уже существенная нагрузка, способная деформировать обод при неравномерном натяжении спиц;
  • трубка, накачанная до 8,5 атм может деформировать обод, так как давит на него с силой до 300 Н;
  • клинчерная покрышка схожа с трубкой, она так же давит на клинчерный обод, но он изначально сделан так, чтобы лучше выдерживать такие нагрузки, у него утолщенные стенки (что так же минимизирует износ от тормозных колодок);
  • на тонкостенных ободах, например, облегченных МТБ-шных, нельзя использовать шоссейные покрышки. В основном они рассчитаны на бескамерки, максимум накачки – 4,5 бар.

При протяжке колесо может потрескивать, это нормально и далеко не значит, что предел натяжения спиц для выбранного обода превышен

Если натянуть неравномерно, то после накачки камеры его может деформировать как раз «восьмеркой». Причем, иногда для устранения полученных дефектов необходимо протягивать его полностью заново.


Динамические воздействия

Три типа динамических нагрузок оказывают влияние на колесо во время движения, это способствует деформации спиц/ободов.

Вариантов воздействия несколько:

  • вес велосипедиста, даже если ездить исключительно по идеальным покрытиям, постепенно возникает усталость компонентов, что приводит к искажениям. Достаточно просто сесть в седло и две верхние спицы будут максимально нагружены, а две нижних – минимально;
  • радиальная нагрузка появляется при вращении, это смещение обода относительно втулки;
  • торможение вызывает торсионные нагрузки. При них не возникает изменения суммарного натяжения, но эти силы перераспределяются;
  • наезд на препятствие – это радиальное воздействие, при котором нижние нагруженные спицы еще больше нагружаются, а верхние еще сильнее ослабляются (за счет упругости все возвращается в исходное состояние);
  • крутящий момент – торсионная сила, но направленная противоположно в сравнении с усилиями от торможения;
  • поперечные нагрузки возникают при поворотах, но эти воздействия слабые. Единственная ситуация, при которой боковые воздействия становятся опасными – аварии.

Особого внимания заслуживает заднее колесо, так как здесь распространены конструкции с параллелограммным переключателем. Чтобы разместить систему звезд, приходится располагать спицы по бортам обода асимметрично, чтобы они не мешали.

Чтобы усилить конструкцию, сзади втулки всегда больше и мощнее, чтобы был запас прочности

В итоге заднее колесо нагружается сильнее из-за крутящего момента, а асимметрия его дополнительно ослабляет. Оно оказывается существенно уязвимее переднего. Частично решить эту проблему позволяют планетарные втулки, так как у них только одна звездочка.


Спицы

Спицы представлены множеством вариантов по типоразмеру, внешнему оформлению, материалу.

Выбирать спицы нужно по ряду критериев:

  • под вес велосипедиста;
  • условия эксплуатации и стиль вождения;
  • под расстояние между отверстиями фланцев и высоту обода.

Форм множество, это могут быть круглые стержни, с переменной толщиной для экономии веса, плоские с улучшенной аэродинамикой. Переменный диаметр (батованные спицы) позволяет усилить уязвимые места и продлить срок службы. Чаще спицы ломаются чуть выше основания, так как здесь накапливаются напряжения.


Причины деформации

Деформации бывают двух типов:

  • обратимые;
  • необратимые.

Наиболее распространены 3 вида обратимых деформаций:

  • восьмерка или искривление одного из участков колеса;
  • яйцо, когда обод приобретает овальный профиль;
  • зонт, хорошо заметен, так как колесо при нем отклоняется от центра вилки.

К необратимым можно отнести вмятины обода, которые могут появиться в поперечном или продольном направлении. Чаще всего вызывают их сильные удары, после которых материал уже не может вернуться в исходное состояние за счет собственной упругости. В таком случае обязательно нужно менять обод, спицы или втулку, в зависимости от причины поломки.


«Восьмерка»

При «восьмерке» один из участков обода отклоняется от вертикальной плоскости, происходит ослабление и перетяжка нескольких спиц. Связано это с тем, что обод деформировался и изменились расстояния до него от втулки (для некоторых компонентов). Чтобы восстановить колесо, механик должен вернуть утраченное натяжение спицам. В нашей мастерской по ремонту велосипедов спб , чаще всего обращаются именно с такой восьмеркой.

Стоит учитывать, что с каждым разом будет все сложнее устранять «восьмерки» у одного и того же колеса

Кстати, чтобы от вибраций во время движения не раскручивались ниппели, можно наносить синий компаунд на резьбу

Степень искривления может быть различной:

  • легкая. Обод цел, спицы тоже, достаточно отрегулировать их натяжение. Биение при этом составляет до 3 мм. Причиной является естественная усталость материала и сбившаяся настройка из-за вибраций, растяжения спиц и посадочных мест втулки. Для устранения достаточно натяжки спиц;
  • средняя. Отклонение превышает 3 мм, но обод и спицы целы. Возникает при сильных ударах, столкновениях;
  • сильная. Отклонение достигло таких величин, что были повреждены спицы и обод. В этом случае гарантированно нужно переспицовывать колесо, а так же закупить все необходимые расходники и поврежденные элементы.


Работа

Для работы понадобится спицевой ключ и стойка для велосипеда. Можно демонтировать колесо, но тогда необходимо иметь специальную стойку для него, в которой можно свободно закрепить и вращать. В идеале иметь специальную стойку для велосипеда, в которую он фиксируется и может полностью обслуживаться вне зависимости от задач.

Если нет стоек, то можно просто перевернуть велосипед на руль

Основным инструментом для спицевания и регулировки всегда будет спицевой ключ. Они бывают двух видов: фрезерованный и штампованный. Предпочтительно использовать первый, так как он имеет более точные грани и качество исполнения всегда выше, разумеется, он дороже. Преимущество такого инструмента в том, что с его помощью можно будет работать даже с мотоциклетными колесами.

Алгоритм устранения:

  • нужно обнаружить искривленный участок. Для этого можно воспользоваться мелом или маркером, он выставляется с торца обода так, чтобы на ровных участках стержень слегка не доставал до стенки. В этом случае выступ коснется и появится отметина, обозначающая искривленный участок;
  • на выявленном месте нужно посчитать спицы, выявить центральную на искажении;
  • положение, в котором обод отдаляется от механика при протяжке, нужно подтянуть, противоположная сторона ослабляется;
  • центральную спицу можно сразу натянуть на ¼ оборота;
  • периферийные – по 1/8 оборота, затем результат проверяется. Если дефект стал заметно легче, то интенсивность протяжки можно сократить, добавляя за один проход не более 1/8 оборота.

После завершения работы следует проверить натяжение спиц, для этого подойдет динамометр. Оптимальное значение находится в пределах 5-8 кг, отклонения в любую сторону – это ошибка.

Зонт – это частный случай «восьмерки». Обычно он связан с деформацией перьев, вилки или рамы, но они случаются редко, обязательно вследствие сильного удара.

Возможна равномерная перетяжка целой стороны колеса, это всегда ошибка механика, протягивающего спицы, связанная с отсутствием средней линии, относительно которой проводится регулировка

Чтобы устранить такой дефект, нужно равномерно отпустить все спицы с перетянутой стороны и натянуть с ослабленной:

  • нужно каждую спицу провернуть не более чем на 1/8 оборота ключа;
  • проверяется результат;
  • при необходимости процедура повторяется в соответствии с полученным эффектом.


Как предотвратить

Гарантированно предотвратить «восьмерку» невозможно, часто она связана просто с длительной эксплуатацией велосипеда.

Однако, ряд моментов позволит снизить риск появления проблем:

Читайте также: