Чем смазать колесные болты

Опубликовано: 14.05.2024

Тема неоднократно обсасывалась (и обсасывается) в различных форумах.

Итак, речь о смазке резьбовой части колесных болтов.

Ярые противники этого утверждают, что смазывать болты категорически нельзя, поскольку из-за смазки болты раскрутятся и колесо отвалится.

Поэтому закручивают насухую, да еще для надёжности попрыгав на ключе ногами или просто тянут со всей дури рукой.

Эти же противники отрицают и применение "секреток", но по другой причине — из-за сложной конструкции головки она не открутится без повреждений.

А теперь давайте разбираться.

1. Благодаря конусной (сферической) форме прижимной части болта при совпадении с профилем отверстий в диске контрение (затяжка) происходит не благодаря трению на резьбовой части, а благодаря конусности болта, который "самозатягивается".

2. Отсутствие смазки на резьбовой части приводит к электрохимической коррозии резьбового соединения. По сути, две детали (болт и ступица) просто "привариваются" друг к другу из-за окислов коррозии, которым просто некуда деться.

3. Кроме сухой резьбы, причиной проблем с болтами может быть неправильно выбранный момент затяжки. Не секрет, что "джамшуты" нередко перетягивают болты, не мудрствуя лукаво. "АЧТОПНЕОТКРУТИЛОСЬ". Это выливается в смятый конус на колёсном диске (если он сделан из легкого сплава), из-за чего болт уже не сможет нормально сесть в посадочное отверстие.

4. Секретки ничем не отличаются от колёсных болтов, разве что для их отворачивания применяется специальная насадка. В случае, если из-за "джамшутов" актуальны пп. 2 и 3, то секретки определенной формы (со штифтом) могут сломаться. Но секретка здесь как раз ни при чем! Во-первых, её НЕЛЬЗЯ тянуть тем же моментом, что обычный болт. Во-вторых, если её вдобавок перетянуть, секретка может (и даже должна сломаться).

А теперь практический опыт.

1. На ВАЗ-21013 отца с 1984 г. стояли секретки. Болты смазывались. Никогда не было проблем с резьбой, колеса не отваливались. 8-)

2. ВАЗ-2108. Первое отворачивание колесных болтов на "восьмерке" после покупки в 1995 г. также было увлекательным занятием — с применением труб-удлинителей и головок из ЗИПа ГАЗ-69. На ней же стояли секретки от ВАЗ-21013 — проблема с головкой возникла только один раз, когда дебильный "джамшут" на сервисе провернул пневмогайковертом штифт. Исправлено было своими силами — был выточен новый штифт, в дальнейшем секретку в лапы варваров не давали. С ней машина и была продана в 2007 г.

3. После покупки 2113 мне дебицу прикручивали прямо на сервисе при установке сигнализации. Так вот, переобуваясь на летнюю через 2 месяца, я столкнулся с тем, что колесные болты перетянуты и "идут" по резьбе очень неохотно. Смазал, прогнал несколько раз — с тех пор все стало изумительно. Сейчас на зимней штамповке используется отличная секретка — никаких проблем. Секретка сделана на каком-то российском оборонном предприятии (материал — титан). У неё очень разумная конструкция — на головку болта хитрой формы одеваются две половинки, которые сверху зажимаются металлическим кольцом, а на каждой половинке — три грани под ключ, которые при объединении получаются обычной головкой. Т.е. сорвать эту секретку так же реально, как обычный болт.

В общем, моё мнение однозначно — резьбу смазывать, секретку использовать, болты затягивать заводским моментом с помошью родного ключа или классического Х-образного.

Каждый автовладелец холит и лелеет свой автомобиль, стараясь все делать своевременно, меняя только качественные детали и жидкости. Опустим ту категорию водителей, которые не следят за своим авто и покупают самое дешевое, и, то, реже, чем по регламенту.

Чем смазать колесные болты

Многие подумают, что раз колеса откручиваются 2 раза в год при смене будет очень трудно открутить колеса и поэтому смазывают резьбу любой смазкой, типа литол, солидол, толуол или даже просто моторным маслом, думая, что так легче будет открутить колеса.

Я помню на автосервисе менял масло и приехал дедок на стареньких жигулях на замену по подвеске. Когда мастера подняли на подъемник эту классику, то резьба на всех болтах была залеплена обычным пластилином.

Мастера собрались и тупо поржали, а тот мастер, который должен был производить замену уже приготовил самую длинную трубу, чтобы надеть на вороток и увеличить рычаг. Но как же было его удивление, когда все откручивалось без этой трубы. Все мастера сразу перестали ржать с деда. Просто мастер готовился, что без горелки и огромной трубы ничего не поменяет, но оказалось все не так.

Надо ли смазывать колесные болты автомобиля

Задумайтесь! А смазывает ли производитель их? А на шиномонтажах смазывают? Нет, не смазывают. И вот почему! Мало того, что при движении болты и гайки закручиваются еще сильнее, а смазка усиливает этот процесс еще сильнее.

Почему? Потому что при экстренном торможении тормозные диски разогреваются до 300 °C, а керамические вообще до 1000 °C. Вот и получается, что как ни старайся, а пыль все равно проникает в резьбовое соединение, а под действием высоких температур вся эта консистенция прикипает у резьбы намертво, как будто приварили сваркой.

А через полгода можно и не открутить вовсе, даже с трубой. Поэтому, запомните, что никогда не смазывайте колесные болты и гайки, а если уже хотите все же смазать, то выбирайте хотя бы высокотемпературную смазку, выдерживающую высокие температуры!

Автомобиль состоит из огромного количества компонентов, которые взаимодействуют друг с другом. Части машин собираются в одно целое различными способами: сваркой, склеиванием, пазами, хомутами, клепкой и резьбовыми соединениями. Резьбовые соединения уже не одну сотню лет являются основным способом скрепления деталей. Резьба применяется в тех местах, где со временем требуется снимать ту или иную часть для обслуживания или замены.


Болты и гайки, так же, как и другие компоненты подвергаются температурным и физическим нагрузкам. Громе нагрева и охлаждения на них действуют силы на отрыв, скручивание, сжатие и смещение. Под влиянием температуры и давления резьба может «прикипеть» намертво и снять ее уже будет невозможно. Поэтому, начиная со сборочного конвейера на заводе и при последующих разборках и сборках на резьбовые соединения обязательно наносится смазка. Мы расскажем, какие бывают виды смазки и чем они отличаются друг от друга.


Дедовские методы смазки

Резьбовые соединения не желательно закручивать на сухую. Должна быть хоть какая-нибудь смазка, которая создаст пленку между металлическими поверхностями и не даст им «прихватиться». Самыми распространенными видами смазки несколько десятилетий назад были негрол и солидол. Такая смазка не давала металлу контактировать с воздухом и не покрываться коррозией. Недостаток этих смазок был в том, что у них была высокая текучесть при нагревании и они легко вымывались при работе. Но любая смазка лучше, чем ее отсутствие. В случае необходимости резьба легко открутится и не придется срезать ее зубилом или болгаркой. Отдельно стоит упомянуть про «отработку». В самом крайнем случае болты можно смазать отработанным машинным маслом. Это масло утратило свои смазывающие свойства, но на некоторое время защитит резьбу от ржавчины и прикипания.


Употребление графитовой смазки

Применение графитовой смазки добавляет степени защиты для резьбовых соединений. Дело в том, что графит состоит из тоненьких чешуек-пластинок. Графитовые пластинки образуют слой, который не дает металлу прикипать и при трении вращение идет легче. Преимущество смазки в том, что даже при вымывании или высыхании солидола графит остается, создает защитный слой и продолжает выполнять функции смазывания. При желании можно сделать графитовую смазку в домашних условиях. Народные умельцы растапливают в металлической емкости солидол и добавляют в него мелко истолченный графит. Этой смазкой можно обрабатывать любые резьбовые соединения, а также тросики, петли, втулки.


Смазка литолом

Литол заменил собой на рынке смазочных материалов солидол. Литол более универсален. Отличается водостойкостью и не так легко и быстро вымывается, дольше служит. Кроме смазывающих свойств литол прекрасно защищает металл от контакта с воздухом и не дает ему корродировать.


Применение медной пасты

Медная паста служит для смазки деталей, которые подвергаются повышенным температурным нагрузкам. Выдерживает температуру до 1100 градусов. Чаще всего ее используют для защиты тыльной стороны тормозных колодок, резьбовых соединений двигателя и выхлопной системы. Препятствует прикипанию. Посаженное на медную пасту резьбовое соединение легко открутится спустя годы после закручивания. Медная паста – одно из самых эффективных средств защиты, но стоит она дорого и поэтому обрабатывать ей простые болты будет нецелесообразно. Только ответственные узлы и соединения.


Для любой металлической детали требуется смазка, иначе она потеряет свои свойства и со временем потребуется замена. В этом материале пойдет речь про смазку колесных болтов, как это делать, что применять и какие типичные ошибки совершают многие по незнанию. Именно смазка создает защитный слой, во первых, защищая от воздуха и влаги. Однако не во всех случаях это актуально и обоснованно.

Содержание


Виды болтов

Колеса крепятся двумя способами:

  • Болтам;
  • Гайками.

Вариант с болтами в наше время уже не актуален, поскольку это опасно (легче самопроизвольное откручивание), да и выглядит так себе.

Боты намного лучше закручиваются, сложнее раскручиваются. Этого удалось добиться, благодаря наличию специальных углублениях на дисках (не важно, литых или штампованных). Вариантов тут множество, начиная от форм, заканчивая размерами.

Факт: Стандартный размер колесных болтов 12-14 мм. По форме делаются под стандартный гаечный ключ, специальный шестигранник или секретку.


Про смазку

Этот вопрос всегда вызывает споры, сторонников смазывать колесные болты навалом, хотя немало тех, кто не принимает эту позицию, причем не пустом месте, а аргументируя.

Смазка помогает предотвратить процесс коррозии, не дает болтам прикипеть, это правда но с другой стороны, сейчас делаются специальные болты со специальным покрытием, которое обладает теме же самыми свойствами, что и смазка. Впрочем, малобюджетные машины в расчет не берем, там экономят на всем.

Нельзя не упомянуть минус - наличие смазка, снижает коэффициент трения, что может отразиться на откручивании болта, особенно на скорости (не забывает про вибрацию), а это уже опасно.



Как все обстоит в реальности

Крепления прикипают не из-за отсутствия смазки, а благодаря сильному затягу, в прямом смысле до максимума, чтобы наверняка. В помощь статья “Момент затяжки колесных болтов"). Именно чрезмерная перетяжка, деформирует резьбу, причем как в самой ступице, так и на диске. Бонусом, это дополняется коррозией (если болты не обработаны с завода).

Владельцам старых ВАЗов, лучше по привычке продолжать пользоваться смазками (литолом или солидолом), все таки зимой, у нас в стране дороги обильно посыпают реагентами, а если они спокойно провоцируют появление рыжиков на кузове, то представьте, что творится в колесах. А вот для более менее свежих иномарок, лучше от этого избежать.



Если решили смазывать

Запомните, много, не значит лучше, не нужно поливать болт, как хлеб майонезом, минимальное количество смазки прекрасно справится с защитой от прикипания. Если под рукой солидола или литола нет, поищите графитную смазку. Наносите только на резьбовую часть, ни в коем случае не трогайте конусную - именно она фиксирует болт от самопроизвольного откручивания.

Использование отработанного масла категорически запрещается, да, оно помогает защитить пороги от коррозии, но для применения в колесах, не годится от слова совсем.

Есть, хороший альтернативный вариант - купить резиновые заглушки на колеса. В знаменитом китайском магазине, вместе с доставкой, все выйдет в 140-200 рублей. Они плотно одеваются на болты, снижая проникновения всего постороннего в места креплений, и да - на скорости не вылетают. Как вариант 100% панацею, не пойдет, но как доп. защита за копейки - вполне себе ничего.

Другой вариант, сбрызгивать посадочные места WD-40 (или RW-40), эффект будет в принципе тот же самый, но без явного вреда и фанатизма - окислы уйдут, защитная пленка образуется, да и по цене он соизмерим с тюбиком смазки.

А вот, если болты прикипели, используйте методы и средства, описанные в статье (блок со ссылкой, будет прямо под этим материалом). Самый плохой вариант - придется его ломать - это долго, проблемно и стоит денег.

Важно: не забывайте, что у болтов и гаек есть свой срок службы, все ломается, не нужно потом искать виновных (мол “нужно было смазывать” или “зачем я это сделал”).


Заключение

Этот спор никогда не утихнет, всегда люди будут делать так, как считают нужным, с этим ничего не поделать, но теперь вы знаете этот вопрос с практической стороны и сами принимайте решение, но все же, наша редакция, склоняется к покупке нормальных болтов, пускай такая разовое приобретение немного ударит по карману, зато никаких танцев с бубном, потом не понадобится.

Если обратите внимание, то ни на одном шиномонтаже, их не смазывают, что говорит о нецелостности применения, разве, что по вашей личной просьбе сделать. Другой же момент - это инструкция к автомобилю - там нигде не указано о подобных действиях.

Обратите внимание, на чем ездят, люди кричащие о необходисости смазки - как правило это владельца АвтоВАЗА, чьи машины обслуживаются максимально дешево и по колхозному, отсюда и применение советских практик.

Автолюбители делятся на два лагеря: одни уверены, что при замене колёс болты и гайки нужно непременно смазать, и только потом хорошенько закрутить, другие придерживаются мнения, что делать этого не следует – резьба должна оставаться девственно чистой. Попробуем разобраться, какой из лагерей на самом деле прав.

По теме

Для начала задайте себе вопрос: видели ли вы когда-нибудь признаки смазки на колёсной резьбе новых автомобилей? Уверены – такого не случалось никогда и ни с кем! В чём же причина столь странного отношения автопроизводителей к креплению колёс? Что это, банальная экономия или забота о безопасности? И почему ни в одной инструкции резьбу крепления колёс мазать чем-либо не рекомендуется, вернее, это прямым текстом запрещается?

Начнём с того, что закручивать колёсные болты и гайки следует правильно, соблюдая определённую очерёдность и прикладывая предписанное усилие. Делается это совсем не так, как на абсолютном большинстве отечественных шиномонтажных забегаловок – пневмогайковёртом до отказа, а там хоть трава не расти. Профессионалы выполняют операцию исключительно динамометрическим ключом – щелчковым или со шкалой. Момент затяжки при этом примерно одинаков для всех легковушек – в районе 110 Нм (плюс-минус несколько единиц).

Момент затяжки чрезвычайно важен: при его превышении в случае надобности отвернуть колесо шанцевым инструментом вы гарантированно не сможете. Потребуется отыскать трубу-удлинитель и хорошенько попрыгать на баллоннике. При недостаточной затяжке колесо рано или поздно отвернётся само – достаточно хорошенько его нагрузить. И только правильный момент обеспечит нужный баланс: колёсный диск не деформируется и не открутится на ходу, при этом отвернуть его можно будет штатным баллонником из багажника автомобиля. Всегда и везде.

Вернёмся к вопросу смазки резьбы. Автомобилисты применяют её по одной-единственной причине: они уверены, что если резьба не будет смазана, то она начнёт корродировать, из-за чего последующее снятие колёс будет сильно затруднено.

По теме

Казалось бы, резонный довод, но это далеко не так. Все современные колёсные болты и гайки изначально имеют антикоррозионное покрытие, обладающее примерно теми же свойствами, что и смазка. Корродировать и прикипать они не должны.

Не стоит забывать и о том, что за год каждое колесо снимается с автомобиля минимум дважды – при сезонной смене шин, - из-за чего никакой возможности прикипеть у резьбы попросту нет. Срок для этого слишком мал, даже при условии, что машина эксплуатируется в крайне неблагоприятном климате.

Любое резьбовое соединение по своей сути работает как мощная пружина: при затяжке болтов и гаек резьба немного удлиняется, при этом она пытается вернуть своё первоначальное положение – возникает натяжение, не позволяющая болтам и гайкам раскрутиться. Решающим как раз и является момент данного натяжения. При превышении усилия резьба начинает рваться, металл не выдерживает. При недостаточном усилии нужного натяжения не возникает вовсе.

Во время "сухого" затягивания колёсных гаек и болтов предаваемый момент на 90% тратится на трение в сопрягаемых поверхностях – 50% съедает трение торцевой части головки болта или гайки с диском, до 40% – трение в самой резьбе. Лишь порядка 10% уходит на создание самого натяжения, удерживающего колесо.

Если ту же резьбу смазать, потери на трение в процессе затягивания болта или гайки резко уменьшатся. Трение на торцевой поверхности гайки можно уменьшить примерно до 20%, а на резьбах – примерно до 10%. Иными словами, приложив то же самое усилие на баллонный ключ, вы потратите на создание натяжения на резьбе до 70% от этого усилия. А это самый настоящий акт насилия над резьбой.

По теме

Как правило, автолюбители не просто не обращают внимания на рекомендацию не смазывать резьбу крепления колёс, но и применяют для сомнительной процедуры столь же сомнительные смазочные материалы – литол и графитовую смазку. Данные смазки легко вымываются и не держат высокую температуру. В результате открутить колёса становится ещё труднее: затяжка производится при наличии смазки, а откручивание – практически уже без неё.

Вот почему автопроизводители настоятельно рекомендуют держать резьбу колёсных креплений сухой и чистой и не смазывать её никакими лубрикантами. Чтобы резьба не портилась, мы настоятельно рекомендуем использовать для затяжки колёс динамометрический ключ и придерживаться рекомендованного момента затяжки. Это гарантированно избавит вас ото всех проблем, связанных с прикипанием резьбы.

Читайте также: