Чем смазать ниппель спицы

Опубликовано: 17.04.2024



Вторая часть марлезонского балета, еще немного теории.

Втулка
Фланцы втулки и размеры отверстий для спиц оказывают большое влияние на долговечность колеса. Помимо диаметра, важную роль играет их дизайн. Фланцы втулки всегда должны иметь угол 95 градусов. Отверстия для спиц не должны иметь заусенцев. Толщина фланцев должна соответствовать длине загиба головки спицы, возможна регулировка с использованием шайб. Отверстия для спиц должны иметь необходимый диаметр 2,3- 2,5 мм это оптимальный размер для использования 2 мм спиц. У некоторых производителей можно встретить отверстия большего размера (порядка 2,7мм), это связано в первую очередь с ориентированностью на машинную сборку, соответственно хайэндовые бренды, ориентированные на ручную сборку, могут иметь отверстия меньшего диаметра (порядка 2,2мм). Помимо этого отверстия для спиц должны иметь правильное расположение на фланцах втулки. Геометрия втулки имеет большое влияние на необходимое натяжение спиц в готовом колесе. У вас всегда будет получаться разное натяжение, если расположение фланцев и их диаметр не совпадают. Равное натяжение левой и правой стороны колеса дает преимущество по прочности готового колеса.


Правый нжний вариант является оптимальным, в остальных создается избыточное напряжение на сгибе спицы, что в долгосрочной перспективе ведет к обрыву спиц в этом месте.


Пресловутый зонт и то как он выглядит на разных втулках.

Обод
Отверстия для нипелей, продольная и поперечная жесткость обода также оказывают большое значение на прочность собранного колеса. Старайтесь использовать как можно более жесткие обода. Острые кромки отверстий могут стать причиной повреждений нипелей и привести к поломке колеса, по этой причине большая часть ободов имеет пистонирование (для непистонированных ободов имеется специальное решение, но о нем я расскажу позднее). К некоторым моделям ободов вы можете найти рекомендации по силе натяжения спиц в готовом колесе. При слишком высоком натяжении спицы могут порвать отверстия в которых находятся. Так же спицовка может различаться в зависимости от расположения отверстий в ободе.


Вверху принцип работы нипелей Sapim Polyax- благодаря своей форме и размеру они способны занять более «прямое» положение в ободе для избежания изгиба спицы на выходе из нипеля, что негативно сказывается на долговечности колес. Снизу нипель стандартной формы.


Многие видели похожую картину на сввоих свежесобранных колесах и это не является хорошим симптомом, чем больше изгиб тем менее надежными окажутся колеса.


Избежать такой ситуации можно собрав колесо с меньшим количеством крестов, особенно актуально при сборке втулки с высокими фланцами и высокого обода.

Спицовка
Использование перекрещивающихся спиц делает колесо более долговечным. Самой распространенной подобной спицовкой является так называемая спицовка в три креста. Спицовка с использованием пересекающихся спиц также называется тангенциальной.
Для втулок с высокими фланцам (втулки мотор-колес, планетарный втулки и т.д.) используется спицовка с одним или двумя пересечением, это позволяет сделать линию спица-нипель более прямой и уменьшает риск разрыва спиц в месте выхода спицы из нипеля. Вообще говоря чем более прямыми будут спицы в готовом колесе, тем лучше это будет для его долговечности.
Часть брутальных втулок для экстримального использования имеет толстые, прямые (под 90 градусов к оси втулки) фланцы прямоугольного сечения, что создает дополнительный изгиб спиц в месте «схода» с самого фланца. Наиболее продуманными, на мой взгляд, в этом плане являются втулки Shimano, имеющие наклон фланцев к центру втулки.
При описании тангенциальной спицовки вы можете встретить термины тянущие и толкающие спицы. Визуально их просто различить- тянущие закручены против часовой стрелки, а толкающие по движению часоовой стрелки.
Для правильного расположения спиц существует простое правило:
-шляпки тянущих спиц расположены с внутренней стороны фланцев
-шляпки толкающих спиц расположена с наружной стороны фланцев
Для достижения наилучшей прочности расположение тянущих и толкающих спиц с правой и левой стороны должно совпадать.

ВНИМАНИЕ
Если на данном колесе будут использоваться дисковые тормоза- колесо будет испытывать дополнительную нагрузку при торможении. Для уменьшения негативного воздействия, тянущие и толкающие спицы, со стороны тормозного диска, должны быть поменяны местами (тянущие- наружу, толкающие- во внутрь). Данное правило не действует для переднего колеса.


Радиальная спицовка (спицовка без крестов, спицовка солнышком и т.д.)
Наиболее простая при обучении сборке и в то же время самая привередливая при протяжке. При радиальной спицовке наиболее предпочтительным является использование нипелей с системой фиксации- при таком виде спицовки нипели часто самопроизвольно раскручиваются из-за возникающей вибрации, при тангенциальной спицовке этот эффект минимизирован благодаря взаимному перекрещиванию и наложению спиц (в одном из крестов спицы лежат друг на друге) .
Существует два варианта расположения спиц на втулке, при радиальной спицовке:
— шляпки спиц направлены к середине втулки- при такой спицовке колесо имеет большую жесткость
— шляпки спиц смотрят наружу- при такой спицовке получается более ровная прямая нипель-спица (при использовании высоких ободов), что снижает нагрузку на спицы и данный вариант является более предпочтительным.
Оба варианта являются правильными.
Использование радиальной спицовки допустимо и на заднем колесе, но только с одной стороны колеса (сторона с драйвером всегда должна иметь тангенциальную спицовку). Шляпки спиц при радиальной спицовке должны смотреть наружу, для создания раномерного натяжения с правой и левой сторон колеса. Недопустимо использование радиальной спицовке при наличии дискового тормоза.


ВНИМАНИЕ
Большая часть производителей втулок не гарантирует прочность фланцев при радиальной спицовке.
Длина спиц

Длина спиц является одним из решающих факторов прочности колеса, для её рассчета существует достаточно большое количество различных калькуляторов: онлайн, софтверные и даже в виде приложения для телефона. При подборе спиц допустима погрешность ±1мм. Неправильно подобранная длина спиц приводит к потере спиц в колесе.
Натяжение спиц

Обод, втулка и количество спиц могут оказывать влияние на правильное натяжение спиц. Тяжело указать абсолютно правильное натяжение спиц, во многом оно зависит от механика и зависит от его опыта. Но можно сказать, что натяжение спиц на заднем колесе со стороны драйвера примерно равняется 100кг, а с противоположной 80 кг. Для переднего колеса оно составляет порядка 140 кг. Наиболее важным является не точная величина, а равномерность нятажения каждой спицы.

Советы и секреты

> Все латунные нипели должны быть смазаны, делается это для уменьшения трения нипель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и нипель-обод (это облегчает протяжку).
> Алюминиевые нипели (фирмы Sapim) не нуждаются в смазке благодаря анодировке снижающей трение.
> Старайтесь использовать алюминиевые нипели при сборке колес на баттинговых спицах.
> Старайтесь использовать как можно более короткие нипели, но достаточно длинные для данного случая. Высоту нипелей определяет толщина стенок обода.
> Алюминиевые нипели ничем не уступают по прочности латунным, усилие необходимое для того чтобы вырвать спицу из нипеля полностью идентично, но алюминий менее долговечен, особенно если колеса «всесезонные». Соль и дорожные реагенты значительно сокращают срок службы алюминиевых нипелей. Sapim утверждает, что благодаря анодированию срок службы значительно увеличен, правда все еще проигрывает латуни.
> Невозможно решить проблему коротких спиц используя более длинные нипели. Слишком короткие спицы не выдерживают нагрузок и рвутся.
> Диаметр отверстий в ободе должен быть не менее 4,5 мм, это даст достаточно места для работы Polyax нипелей.
> Суммарное натяжение всех спиц в колесе может достигать 4 тонн и более.
> Использование электрошуруповерта при сборке колес нежелательно- создается избыточная нагрузка на скручивание спицы, это особенно критично при использовании баттинговых спиц. Вообще считаю использование шуруповерта полностью недопустимым, выигрыша по времени это не дает, а на качестве колес сказывается, руками я собираю колесо в среднем за 15 минут вместе с протяжкой.
> Сборка колеса всегда начинается со стороны драйвера (правая сторона втулки) и первая спица вседа вставляется в отверстие рядом с соском камеры. Это делается для того. чтобы на готовом колесе спицы были параллельны рядом с соском камеры и не мешали доступу насоса.
> Многие ошибочно стараются разместить “крест” напротив шва обода (при сборке колес на 32 дырки), полагая что колесо станет благодаря этому прочнее. На самомо деле этот крест ни на что не влияет и в итоге из-за такой сборки только становится труднее подлезть с насосом к камере.

Таким арсеналом располагаю в мастерской я, часть инструмента весьма специфична и используется только по большим праздникам, а что-то до сих пор ни разу мной не было задействованно.


Количесто инструментов задействованных каждый день значительно меньше, а для «домашней мастерской» можно сократить еще больше.


На фотографии выше набор инструментов пребывающих постоянно в работе (слева направо):
две отвертки для сборки колес
П-образные спицевые ключи
«квадратные» спицевые ключи
измеритель натяжения спиц
таблица значеий для спиц разной толщины (идет в комплекте с измерителем)
линейка для спиц (снизу) но я думаю все и так поняли что это такое

Вся эта куча позволяет собирать колеса достаточно быстро без потери в качестве, но является избыточной для домашнего использования, хотя уверен некоторые соберут себе подобный набор.

Инструменты по порядку их использования при сборке колеса:

Держатель ниппеля Sapim


Целесообразность этой штуки стремится к нулю, в условиях сборки 1-2 колес в год, в домашних условиях можно заменить старой спицей, но в условиях мастерской значительно упрощает сборку колеса и экономит много времени. Данный инструмент используется только на этапе наживления спиц- нипель просто насаживается на проволочный держатель, вставляется в обод и накручивается. Крайне удобная штука при сборке высоких высоких шоссейных ободов. Аналогов я не нашел ни у одного производителя.

Отвертка для ниппелей Sapim


Достаточно интересный инструмент- у отвертки жало не зафиксировано в ручке и свободно вращается. Собственно этой отверткой закручиваются все нипели до исходного положения, каждый делает это по-своему, я закручиваю нипели ровно до момента пока резьба не скроется. Аналогов этому инструменту я не нашел ни у одного производителя.

П-образные и «квадратные» спицевые ключи



Я пользуюсь ключами Park Tool SW-0/SW-1/SW-2 на начальном этапе протяжки колес, благодаря тому, что их форма позволяет протянуть колесо достаточно быстро, а на финальном этапе я пользуюсь ключами Sapim размера 3,45- он дает лучший охват нипеля и более щадаще работает с алюминиевыми нипелями, а форма позволяет протянуть колесо достаточно жестко. Вообще в этом моменте не важно каким именно ключем и как вы пользуетесь, главное что бы вам было удобно. Например я не могу пользоваться круглым ключем из соколей, так любимым многими, мне он неудобен и я его в итоге просто выкинул.



Сами ключи могут иметь несколько вариантов выреза, средний на картинке я почти не встречал в продаже.

Размер самого ключа играет важную роль, многие жалуются на хрупкость алюминиевых нипелей при сборке колес, но на самом деле это зависит от ключа, которым пользуются для этого, правильно подобранный спицевик сохранит нипели в целости и невредимости. Так что чем больше у вас спицевых ключей тем лучше

Измеритель натяжения спиц




Именно этот инструмент реально определят качество сборки колес, если у вас его нет- можете себя до бесконечности убеждать в качестве вашей работы, реальность зачастую оказывается слишком жестока. Стоимость такого измерителя может колебаться от 2 до 30 тысяч рублей, но все они выполняют одну и ту же работу, от цены зависит только точность измерений.

Собственно говоря сборка колеса заканчивается только в тот момент когда измеритель натяжения спиц показывает искомую величину и показывает ее на каждой спице с минимальным разбросом. Я стараюсь собирать колеса с натяжением около 120 кг на спице, считаю что при таком натяжении колесо получается максимально жестким и эластичным, чтобы поглащать нагрузки без деформации и разрушения отдельных частей.

В комплекте с каждым измерителем идет таблица переводящая значения на индикаторе в понятные величины: где-то это КГ, где-то Н/м, где-то фунты и т.д. Плюс ко всему одни и те же показания на индикаторе имеют разное значение, так 25 единиц на Park Tool TM-1 для 2 мм спиц равны 120 кг, а для 1,8 мм уже 160 кг (что значительно уменьшает запас прочности)

nippels

Увы, какие-либо внятные ответы на все эти вопросы в Интернете найти сложно. А то, что есть, больше смахивает на рекламную информацию, которой лично я доверять не могу. Поэтому давайте вместе разберемся с этими вопросами, которые часто волнуют велосипедистов, желающих собрать себе новый комплект велосипедных колес.

С помощью равномерной затяжки всех ниппелей происходит регулировка натяжения спиц, что является одним из самых ответственных моментов при сборке колеса велосипеда и требует от мастера большого опыта и умения.

Ниппеля делают из бронзы, латуни, алюминия и нержавеющей стали. Они бывают длиной 12, 14, и 16 мм. Иногда мне попадались ниппеля размерами 15,6 мм и 12,4 мм, а также 14,2 мм. Но сути дела это не меняет.

Алюминиевые ниппеля для спиц: отзыв и обзор

Это самые легкие ниппеля на рынке. Очень часто бывают анодированы в различные цвета, чем и привлекают велосипедистов для сборки красивых велосипедных колес. Стоимость их выше, чем ниппелей из других материалов. Часто такие ниппеля идут уже комплектом вместе со спицами DT Swiss. Поэтому небольших белых коробочек за более чем 15 летнюю практику сборки колес накопилось у меня не мало.

alu-nippel

Подведя итог, скажу, что подобные ниппеля ни в коем случае не стоит использовать при сборке колес. Поэтому, когда мне на сборку приносят втулки, обода и спицы с комплектом таких ниппелей, я всячески рекомендую использовать ниппеля из латуни.

Латунный ниппель для спиц: отзыв и обзор

Все мои колеса, а их на данный момент 6 пар, собраны именно на ниппелях из латуни. Это крепкие, надежные, неприхотливые ниппеля, который будут работать на ваших колесах долгие годы. Латунь не корродирует довольно долго и имеет очень качественную резьбу.

latun-nippel

Ниппеля для спиц из нержавеющей стали: отзыв и обзор

Ниппеля из нержавеющей стали тоже можно использовать при сборке велосипедных колес. Стальные ниппеля имеют примерно одинаковую цену с латунными. Очень часто такие ниппеля встречаются на стоковых колесах различных велосипедов и порой весьма дорогих. Стоит заметить, что если такие ниппеля анодированы в черный цвет, то особых проблем с ними не возникает, и колеса ходят достаточно долго. Иногда можно наблюдать коррозию, если кататься с такими ниппелями в зимних условиях.

Ниппеля для спиц из бронзы

Такие ниппеля я иногда встречаю на старых велосипедах. Неплохое качество, хорошо противостоят коррозии. Однако ввиду своей мягкости грани таких ниппелей довольно легко сорвать.

Выбор длины велосипедного ниппеля

Я уже писал выше, что, по сути, ниппеля бывают 12, 14 и 16 мм. Какие лучше выбрать? Более длинные ниппеля мы берем в том случае, когда хотим компенсировать более короткую длину спицы, чем нам нужно. Обычно в таких случаях мы берем ниппель 16 мм. Однако помимо этого мною замечено, что длинный ниппель 14 или 16 мм лучше захватывает велосипедную спицу и делает колесо более стабильным.

dlina-nippel

Поэтому почти все мои колеса я собирал на более длинных ниппелях. Расчет длины спиц говорит нам, что всегда лучше взять спицу чуть длиннее, нежели короче. Так, если калькулятор длины спиц показывает нам 291.5, то мы берем длину спицы 292 мм. Так же и с ниппелем. Лучше взять ниппель на пару миллиметров длиннее. Замечено также, что у более длинных ниппелей грани более живучие. С другой стороны, многие сборщики считают, что длина ниппеля не имеют слишком большого значения.

Цветные ниппеля для спиц

Часто на прилавках веломагазинов можно встретить яркие ниппеля для спиц различных цветов (красные, золотистые, зеленые, фиолетовые и другие). Большинство их них сделаны из алюминия. Но, как было отмечено выше, алюминий нам не подходит. Значит, остается выбирать между черными ниппелями и серебристыми. Особой разницы в них нет. На мой взгляд ниппеля, анодированые в черный цвет, лучше противостоят воздействиям внешней среды. Поэтому при сборке колес я, в основном, использую ниппеля черного цвета. Серебристые ниппеля более дешевы, в этом состоит их основной плюс.

alu-nippel-2

Ниппеля с фиксатором резьбы

Нужны ли шайбы при сборке колес?

Интересно, что довольно много алюминиевых колес собираются без использования подобных шайб. А дело все здесь в том, что некоторые непистонированные модели ободов имеют интересную направленную сверловку под спицы. Таким образом, использование шайб в данном случае нецелесообразно.

Также считается, что непистонированные обода сделаны без усилений под спицы не просто так, и стенка таким ободов рассчитана на работу без шайб. И ведь действительно, если посмотреть, то многие современные обода, как правило, не имеют пистонов не только из экономии, эстетики и снижения веса, но и потому, что в них используются более твёрдые сплавы, которые ниппель не задирает при вращении.

Иногда шайбы используются в том случае, если спицы чуть длиннее чем надо. Но это, скорее, исключение из правил.

_%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

Есть определенные модели ободов, при использовании которых производитель рекомендует использовать шайбы. Стоит заметить, что данные шайбы, или прокладки между ниппелем и ободом бывают различных форм и видов и не похожи между собой по причине того, что обода имеют разный внутренний профиль. А если делать шайбу мягкой, то она со временем перестанет работать и полностью примет форму ниппеля.

Поэтому для того чтобы понять, нужны ли нам шайбы, стоит написать в техническую поддержку производителю ободов. Интересный факт: некоторые модели ободов продаются сразу с шайбами, а хитрые продавцы на барахолках продают шайбы к ободам отдельно. Так что будьте внимательны!

Юстировка колес требует высокой квалификации и большого опыта. Многие профессиональные гонщики почти всю настройку велосипеда делают сами, но настройку колес доверяют профессионалам. Поэтому имеет смысл ориентироваться на то, что с первого раза вряд ли получится сделать юстировку хорошо.

Для работы вам понадобиться специльный ключ для спиц (точнее для ниппелей спиц). Ниппели бывают разных размеров: 3.22 мм., 3.3 мм., 3.45 мм., 3.96 мм. Важно чтобы ключ точно подходил, иначе он будет проскальзывать.

104.jpg

Так выглядят ключи для спиц

Желательно, но не обязательно иметь специальный станок для правки колес и инструмент для измерения силы натяжения спиц. И уж совсем здорово, если у вас есть специальный инструмент для центрирования обода относительно втулки.

105.jpg

Станок для правки колес

Если у вас нет специального станка, то можно юстировать колесо прямо на велосипеде, используя тормозные колодки ободных тормозов, чтобы оценивать деформации. При этом надо особенно тщательно проверить насколько ровно стоит колесо и как работают тормоза.

Существует несколько критериев для оценки юстировки:

  • Боковое смещение
  • Радиальное смещение
  • Сила натяжения спиц
  • Центрирование относительно втулки

Исправление всех этих смещений происходит за счет затягивания спицы (поворот ниппеля по часовой стрелке) или ослабления спицы (против часовой стрелки). При этом вращается только ниппель, сама спица не вращается.

Спицы которые с права – тянут обод вправо. Те которые слева – влево. Если с одной стороны спицы натянуты сильнее – то в этом месте обод будет «перекошен». Стоит обратить внимание на следующий важный момент: спица воздействует не только на тот участок обода, к которому она прикреплена, но и на соседние (но в меньшей степени).

106.jpg

Натяжение одной спицы воздействует на соседние участки обода

Сила натяжения спиц

Измерить натяжение спиц можно с помощью специального инструмента. Для каждого колеса есть свои рекомендуемые значения. Спицы заднего колеса всегда натягивают сильнее, чем спицы переднего.

107.jpg

Аналоговый и цифровой измерители силы натяжения спиц

Возможно, опытные механики могут определить натяжение по звуку или наощупь. Но мне кажется это не самый надежный вариант.

Если вы хотите подтянуть колесо – можно повернуть ниппель каждой спицы наощупь. Но мне кажется это не самый надежный вариант.

Много специалистов веломехаников вообще не умеют правильно собирать колеса, на которых можно долго ездить без подстройки. Но даже квалифицированные механики не имеют достаточно времени для тщательной работы и пропускают некоторые операции, вследствие чего снижается качество и надежность. Поэтому лучше всего разобраться и собирать колеса самому. Делается это следующим образом:

А. Набор

1. Смажьте маслом резьбу спиц и обод в местах соприкосновения с ниппелями. Без этого невозможно натянуть спицы достаточно жестко.

2. Если отверстия на фланцах втулки имеют зенковку только с одной стороны, то головки спиц должны находиться на незенкованной стороне, т.к. зенковка предназначена для изгиба спицы.

3. Вставьте девять спиц в один фланец так, чтобы между ними было по свободному отверстию и чтобы головки были с внешней стороны. Если это заднее колесо, начинайте с правой (резьбовой) части втулки.

4. Возьмите обод, найдите среди отверстий, смещенных вправо, ближайшее справа от вентильного отверстия.

5. Вставьте в это отверстие первую спицу и заверните ниппель на два оборота. Эта спица называется ключевой.

6. Отсчитайте от ключевой спицы четыре отверстия по часовой стрелке, вставьте следующую спицу и заверните ниппель.

7. Проверьте сделанное на выполнение следующих условий:

а. Нарезная часть втулки обращена к работающему;

b. Самая близкая к вентильному отверстию спица находится справа от него;

с. Обе спицы соединяют правую сторону обода с правым фланцем втулки:

d. Между спицами три свободных отверстия.

8. Если все эти условия выполнены, закрепляйте остальные семь спиц, используя для этого каждое четвертое отверстие в ободе.

9. Переверните колесо. Теперь оно обращено к вам своей левой стороной. Далее нужно соединить с ободом девять спиц, вставленных снаружи в левый фланец.

10. Найдите ключевую спицу. Она расположена слева от вентильного отверстия или через одно ниппельное отверстие.

Десятая спица должна быть рядом с ключевой справа (слева — в оригинале) от вентильного отверстия. При этом десятая спица не должна пересекать ключевую спицу.

11. После установки десятой спицы остальные восемь спиц левого фланца набираются в указанной выше последовательности.

12. Теперь набрана уже половина спиц. В случае заднего колеса эти спицы называются приводными. Их головки должны находиться с внешней стороны 2 фланца. Если посмотреть на обод, то по всей окружности должны перемежаться пары свободных отверстий и пары отверстий с ниппелями. Ниппеля должны быть завернуты только на несколько оборотов.

13. Переходим к натяжным спицам, головки которых должны находиться с внутренней стороны фланца. Продеваем одну натяжную спицу в отверстие фланца и закручиваем втулку так, чтобы уже набранные спицы получили направление, как можно более близкое к касательной относительно фланцев. В случае заднего колеса возьмите втулку за нарезную часть и поверните ее по часовой стрелке. Первая натяжная спица пересекает три уже набранных приводных спицы (считая только те которые относятся к одному фланцу). Каждая натяжная спица должна проходить снаружи от первых двух пересекаемых ею спиц и внутрь под третью пересекаемую.

При наборе первых девяти натяжных спиц следите за тем, чтобы вставлять их в соответствующие отверстия обода, т.е. в те, которые смещены к их фланцу.

14. Остальные натяжные спицы набираются точно так же. При этом может оказаться, что концы некоторых спиц не доходят до ниппельных отверстий. Обычно это вызывается тем, что один или несколько ниппелей зацепились носиками за обод и не проходят в отверстия. Если же причина не в этом, значит вы слишком далеко завернули ниппеля, которые, пока не набраны все спицы, должны заворачиваться не более, чем на два оборота.

В. Предварительное натяжение

15. Прежде чем натягивать спицы, нужно завернуть все ниппеля на одинаковую глубину. Например, при длинных спицах так, чтобы их концы выходили вровень со шлицами ниппелей. Если спицы коротки для этого, достаточно, чтобы на всех спицах было видно одинаковое число резьбовых витков. Равномерное заворачивание ниппелей очень важно, т.к. существенно облегчает весь дальнейший процесс. При этом спицы еще не должны быть натянуты.

16. В случае заднего колеса, теперь пора заняться зонтиком. Правые спицы должны иметь большее натяжение, чем левые. Для большинства втулок достаточно в качестве первого приближения завернуть все правые ниппеля еще на 3, 5 оборота.

17. Приступаем к равномерному натяжению спиц. Начиная от вентильного отверстия, заворачиваем каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается большая слабина, добавляем по одному обороту. При этом, пройдя три четверти обода, может оказаться, что становится трудно проворачивать ниппеля. Значит, второй поворот чрезмерен и следует возвратить все затянутые по второму обороту ниппеля в исходное положение, т.е. отвернуть на один оборот. После этого снова начинаем от вентильного отверстия и ввоpачиваем все ниппеля на полоборота.

С. Правка восьмерки

D. Правка элипса

21. Найдите участок обода, наиболее удаленный от втулки. Натяжением спиц в этом месте приближают его к ней. При этом увеличивается жесткость всего колес. Принцип баланса, описанный выше, действует и здесь. Предположим, что найденный участок имеет три ниппеля — два левых и один правый. Если подтянуть две левых спицы на пол-оборота каждую, а правую на один оборот, то выступ обода втянется без нарушения равномерности натяга. Таким образом можно выправлять эллипс, не ухудшая з а м е т н о восьмерку.

22. Найдите следующий участок обода, наиболее уходящий от концентричности, и вытягивайте его описанным способом. Затем следующий участок, и так далее. С каждым разом колесо будет становиться ближе к кругу, спица натягиваться туже.

24. Если колесо уже круглое, а натяг спиц недостаточен, подтяните все ниппеля на одинаковую величину (например, на полоборота) и снова проверьте колесо на концентричность.

Е. Зонтик

26. Зонтик заднего колеса должен располагаться в плоскости, проходящей через середину расстояния между наконечниками задней втулки. Иначе велосипед будет стремиться повернуть в сторону.

27. Проще всего проверить правильность зонтика по расстоянию от обода до тормозных колодок. Это расстояние измеряют при нормальном положении колеса и при таком положении, когда правый конец оси вставляется в левый наконечник (т.е. колесо перевернуто). В обоих случаях расстояние должно быть одинаковым. Однако, такой способ годится лишь в том случае, если не погнута ось.

28. Для настройки зонтика нужно при полностью натянутых спицах на одну и ту же величину отпустить ниппеля одной стороны и подтянуть ниппеля другой стороны (обычно 1/4 оборота). Если спицы натянуты не очень туго, можно только подтянуть ниппеля той стороны, куда вы хотите пододвинуть обод. При этом одновременно увеличится и жесткость всего колеса.

F. Окончательная настройка

29. Окончательная настройка заключается в последовательном повторении всех трех процессов, выправки эллипса, восьмерки и зонтика. Подстройка одного может влиять на остальные, поэтому в каждый данный момент нужно работать над тем, что более всего отличается от нормы.

G. Окончательное натяжения

31. Есть несколько способов усадки спиц. Например: взять колесо в обе руки, сильно надавить на спицы в местах их пересечения, повернуть колесо и проделать то же со следующими четырьмя спицами, и так по всей окружности колеса. При этом будут слышны скрипы и потрескивания, то есть звук усаживающихся спиц. После этой процедуры колесо может несколько выйти из нормы. Снова подстройте его и повторите выжимание спиц. Продолжайте весь процесс до тех пор, пока он не перестанет влиять на обод и не прекратится звук.

32. Есть и другая причина, из-за которой колесо быстро выходит из нормы. Это скручивание спиц. При тугом натягивании поворот ниппеля может вначале скручивать, т.е. поворачивать спицу вместо того, чтобы тянуть ее вверх по резьбе. Например, вы хотите натянуть спицу на четверть оборота. При этом не так уж редко происходит следующее: сначала на одной восьмой оборота вместе с ниппелем вращается и сама спица, потом резьба подается и тянет спицу на оставшиеся 1/8 оборота. Через некоторое время скрученная спица отдает назад и раскручивает при этом затяжку в ниппеле. Самый простой способ избавится от этого состоит в том, чтобы затягивать ниппель на 3/8 оборота, а затем ослаблять на 1/8, так что получается чистая подтяжка на 1/4 оборота без скручиваниц. При некотором опыте вы будете чувствовать, когда спица начинает скручиваться. Начинающий может перед натяжкой нанести на все спицы метки фломастером, которые при скручивании будут поворачиваться.

33. После того как колесо полностью отбалансировано, убедитесь в том, что концы спиц не выступают над ободом. В противном случае их надо спилить.

34. Удалите оставшуюся смазку, которая будет портить однотрубки или камеры!

35. При настройке колеса ни в коем случае не торопитесь. Если вы устали, отложите работу и возвращайтесь к ней только на свежую голову.

На различных велофорумах это одна из самых обсуждаемых тем. И зачастую, очень сложно найти какой-то конструктивный, а главное понятный ответ. Так почему же у одних колеса проходят десятки тысяч км без единой замены спиц, а другие вынуждены менять спицы чуть ли не после каждого заезда?

Большие отверстия во фланцах

Это касается только J-образных спиц. У большинства производителей диаметр спицы в месте контакта с фланцем втулки около 2 мм. Если само отверстие не на много больше, то все в порядке. Однако, в том случае, когда диаметр отверстия 2,3-2,5 мм, или больше, во время эксплуатации головка спицы начнет перемещаться во фланце. Под воздействием постоянных ударов материал устанет, что в дальнейшем приведет к разлому спицы. Так как в такой ситуации основная нагрузка приходится на область головки, разлом происходит именно там.

Проблема решается установкой специальных шайб. После этого у спицы не останется места для перемещения в отверстиях фланца. Обычно такие шайбочки изготавливаются из латуни.

Натяжение спиц

Все спицы должны быть одинаково натянуты. Конечно, при абсолютно равномерном натяжении вряд ли удастся сохранить прямой обод, поэтому какая-то разность в натяжении будет присутствовать. Во всяком случае, отличия должны быть минимально возможными. Если одну спицу закрутить, к примеру, с натягом в 100 кг, а другую на 60 кг, то долго на таком колесе проехать не удастся. При ударах спица может и не сломается, но рано или поздно она открутится и вылетит.

Ну и само натяжение должно быть большое. Чем больше, тем лучше. Только важно учесть максимально допустимое напряжение втулок и ободьев. Дело в том, что слабо натянутая спица, опять же, будет «играть» в отверстиях фланца втулки. К тому же, со слабо затянутыми спицами, потеряется жесткость колеса и его прочность, что приведет к «яйцам» и «восьмеркам».

Материал ниппелей

Довольно редко причина поломок кроется в материале ниппелей, но все же и такое бывает. В основном, ниппели производят либо из латуни, либо из алюминия. Латунные более жесткие, чем алюминиевые. И если вы используете спицы с малым диаметром по краям, например, 1,8 мм или меньше, то ниппель из латуни, в принципе, способен ее сломать при сильном ударе. Переход на алюминиевые ниппели может решить данную проблему. Но важно понимать, что и здесь есть свои нюансы. Во-первых, алюминий не имеет большую коррозионную устойчивость, поэтому для всепогодных условий такой материал плохо подходит. В этом случае резьба спицы может покрыться коррозией и потерять прочность. Во-вторых, спицы отлично прикипают к алю ниппелям, из-за чего снижается ремонтопригодность колеса. Чтобы этого избежать, придется периодически заниматься протяжкой.

Диаметр спиц

Этот показатель приобретает бОльшую важность, при сильных нагрузках. Если вы много весите, или увлекаетесь туризмом, где приходится сильно нагружать байк, или же привыкли гонять по жесткому бездорожью с постоянной трясучкой. То спицы с малым поперечным сечением могут просто не выдерживать предлагаемых нагрузок. Малым диаметром можно считать 1,5-1,6 мм в средней части спицы. Еще один важный момент касается баттинга. Баттированные спицы, как правило, более гибкие. Колесо с ними менее жесткое, зато амортизационные качества будут лучше, чем у спиц с постоянным сечением. Колесо на спицах с постоянным сечением жестче и отзывчивее, но в случае сильного удара оно не будет так амортизировать, как на баттированных спицах, и вместо того, чтобы согнуться, спицы могут лопнуть.

Производитель

Хоть все спицы очень похожи друг на друга, по прочностным характеристикам отличия бывают очень существенными. Иногда сама причина и кроется в низком качестве изделия. Дешевые спицы могут со временем растягиваться, что приводит к невозможности ремонта колеса. Также они быстрее накапливают усталость.

Дополнительно

При спицовке колес некоторые используют смазки для ниппелей. Трудно сказать, есть ли в этом толк. Возможно, с алю ниппелями имеет смысл проделать этот трюк, в виду слабой устойчивости алюминия к коррозии.

В случае поломки, замените спицу той же самой модели и длинны. Ну и на самих спицах лучше не скупиться. Различные «базарные» варианты будут сильно уступать качественным фирмовым спицам по всем параметрам, за исключением цены, конечно.

И последнее – не забывайте протягивать спицы. Каждый производитель колес рекомендует повторять эту процедуру раз в несколько тыс. км в зависимости от качества самих колес.

Если вы с чем-то не согласны, или вам показалось, что в статье что-то упущено, пишите об этом в комментариях!)

spicy

Конструктивная деталь колеса велосипеда, которая по техническим характеристикам является стержнем, соединяющим ступицу и обод, называется спицей. Именно спица призвана облегчать конструкцию колеса, при этом, не снижая ее прочности.

Спицы можно установить и подтянуть своими руками – для этого совершенно необязательно владеть какими-то специфическими знаниями, что исключает обращение в пункты по сервисному обслуживанию велосипедов. Для абсолютных новичков в этом деле достаточно лишь ознакомиться с краткой информацией о том, какие виды спиц могут быть установлены на велотранспорте и как правильно их менять/подтягивать.

Виды спиц для велосипедов

Спицы велосипеда делятся на три большие группы, которые имеют различия в своих технических характеристиках:

  • по толщине (калибру) спицы – этот стержень может иметь толщину 1, 5 мм, 1, 6 мм, 1, 8 мм, 2 мм и 2, 34 мм;
  • по типу головки – спицы загнутые, применяемые на сборных колесах, и спицы прямые, установленные на фирменных вилсетах;
  • по конструктивному типу – цилиндрические с баттингом и плоские (аэроспицы).

Обратите внимание: баттинг – это уменьшение толщины спицы в средней (центральной) ее части, хотя к краям спица «приобретает» свою заявленную толщину. Таким образом производители снижают вес спицы, при этом ничуть не уменьшая ее качество и функциональные возможности.

Как правильно установить и/или подтянуть спицы на велосипеде

Как бы ни звучало утверждение велосипедных мастеров, но проблема с установкой/заменой и подтягиванием спиц на колесе велотранспорта является самой частой по обращению клиентов в сервисные пункты. Но для опытных велосипедистов такая статистика совсем неудивительна – тонкие спицы оказывают большое влияние и на динамику велосипеда, и качество катания, и на безопасность эксплуатации велосипеда.

Для того чтобы подтянуть спицы используют специальный инструмент – спицевой ключ. Устанавливают и подтягивают рассматриваемые запчасти велосипеда с помощью закручивания ниппеля, при этом основным моментом в процессе считается равномерность натяжения всех спиц – это служит гарантией равномерного распределения нагрузки на обод колеса.

Вообще, спицовка велосипедного колеса может осуществляться разными способами, но самыми популярными и надежными считаются радиальная и крестовая. В домашних условиях опытные велосипедисты часто делают трехкрестовую установку спиц, то есть спицы в колесе трижды пересекаются друг с другом.

Установка спиц велосипедного колеса

Регулировка спиц на велосипеде осуществляется в несколько этапов. Всю работу можно выполнить в домашних условиях, если в наличии имеются необходимые инструменты.

Первый шаг – определяем длину велосипедных частей

motor-koleso
Если предстоит регулировка спиц на переднем колесе велосипеда, то можно определением длины деталей даже не заниматься – считается, что именно переднее колесо конструктивно простое, длина всех спиц абсолютно одинакова.

Что касается заднего велосипедного колеса, то здесь все несколько сложнее. Дело в том, что в этом колесе спицы устанавливаются разной длины, так как необходимо соблюсти разность наклона.

Обратите внимание: специалисты не рекомендуют самостоятельно заниматься определением длины спиц. Для этого имеются специальные калькуляторы на сайтах, которые позволяют получить необходимые расчеты в режиме онлайн.

Второй шаг – монтажный

Для его проведения понадобится некоторый инструмент – спицевой ключ и отвертка. А выполнять работу нужно в строгом соответствии с пошаговой инструкцией:

  1. Смазываем точки соединения с ниппелями на деталях колеса и резьбовой части спиц.
  2. Если углубленный вход на фланце имеется только с одной стороны, то спицы нужно начинать устанавливать с противоположной стороны.
  3. Во фланец устанавливаются девять спиц – это делается через одно отверстие, то есть между спицами должна остаться свободная «ниша».
  4. Если работа ведется с задним колесом, то спицы монтируются справа от втулки.
  5. Находим расположенный по правую сторону от вентильного входа такой же на ободе, располагаем в нем спицу и закручиваем ниппель, сделав 2 оборота.
  6. От первой установленной спицы по часовой стрелке отсчитываем 4 входа и монтируем вторую спицу и также двумя оборотами закручиваем ниппель.
    Обратите внимание:втулка нарезной частью должна быть расположена к тому, кто осуществляет работу.
  7. В процессе установки спиц нужно контролировать правильность работы – спицы должны соединять обод справа с фланцем втулки, а между установленных спиц должно оставаться по три свободных входа.

Последующие спицы устанавливаются по такому же принципу, а затем колесо нужно повернуть к себе противоположной стороной и устанавливать спицы в указанном выше порядке. Начинают установку с ключевой спицы, которая расположена слева от вентильного входа.

Обратите внимание: когда все спицы будут установлены нужно выровнять ниппели на одинаковую глубину закрутки. Именно поэтому рекомендуется в каждом случае делать по 2 оборота, чтобы не ошибиться, да и регулировать их по окончанию работы будет проще.

Третий шаг – натяжение спиц


Этот шаг считается завершающим и выполняется легко. Нужно лишь убедиться в том, что ниппеля закручены на одинаковое число оборотов. Если спицы короткие, то это можно определить по количеству видимых «ступенек» резьбы в ниппелях

Читайте также: