Что будет если ездить на зимней резине летом в рб

Опубликовано: 15.05.2024

Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.

Не запрещено ли использование зимних шин летом?

Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.

Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом — на шипах.

Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной "липучке", то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.

Летние шины и "липучка": в чем разница?

У летних шин рисунок протектора — с крупными гладкими "шашечками" и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.

На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант "ёлочки" с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. "Шашечки" на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.

Другой состав резины

Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же — более жесткие, на морозе моментально "дубеют" и полностью теряют свои свойства.

Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.

Как ведут себя зимние шины летом?

Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это — заблуждение. Причем весьма опасное!

Специалисты финского издания Tekniikan Maailma ("Мир Техники") не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.

Так, в тесте на аквапланирование летние шины "всплывали" на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.

В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, "обутая" во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница — три корпуса!

Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!

Что говорят производители?

Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.

По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.

Основной вывод, сделанный по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: "переобуваться" к летнему сезону необходимо! Остаться же на "зиме" можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-"докаткам".

Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:

недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;

замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;

более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а "тошнить"
заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;

повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…

Когда в РБ по закону нужно менять летнюю и зимнюю резину, чтобы не получить штраф

  • от +20 С до -7 С температура, при которой рекомендуется использовать всесезонные шины.
  • Менять летнюю резину на зимнюю рекомендовано уже при температуре +7 С.

Содержание

Что говорит закон о сроках замены шин

Многие автовладельцы Беларуси до сих пор не знают, что с 1 января 2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В этом законе есть приложение №8, в которое регламентирует требования сезонности шин. Согласно этому документу в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на легковых автомобилях, участвующих в дорожном движении должны быть установлены зимние шины.
Так как Республика Беларусь входит в Таможенный союз, то данное правило действует и на территории нашей страны. Соответствующие изменения внесены ПДД в 2014 году и вступили в силу с 01.01.2015 года.

То есть по закону не позднее 1 декабря машину нужно переобуть в зимнюю резину и с 1 марта допускается сменить её на летнюю. Так что с 1 декабря 2020 года пощады не ждите, Госавтоинспекция активно штрафует за нарушение требований ПДД – летнюю и «лысую» резину. Информацию о размерах штрафов вы найдете ниже.

Виды шин, которые зимой можно использовать на дорогах РБ

К зимним шинам относятся покрышки, выполненные из фрикционной резины или не фрикционной — шипованные шины, предназначенные для эксплуатации при низкой температуре на обледеневших и заснеженных дорогах. Рисунок протектора фрикционных покрышек имеет множество глубоких прорезей – ламелей, которые обеспечивают сцепление с дорогой, в народе такие шины называют «липучки».

Зимние покрышки разработаны из специального материала, который сохраняет эластичность в мороз и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. У зимней резины, как показывают тесты, сцепление с заснеженной и ледяной дорогой на 50-60% выше, чем у всесезонной. При эксплуатации шипованных покрышек на авто сзади должен быть прикреплен соответствующий знак, установленного ПДД образца, также автомобили на шинах с шипами не допускаются к прохождению техосмотра на диагностических центрах, так как на ролики тормозных стендов нанесен специальный состав, для лучшего сцепления с резиной, а шипы могут его повредить.

Если планируете поездку в Польшу, то имейте в виду, что польское законодательство запрещает использование шипованной резины.

Покрышки маркируется специальными символами, как научиться понимать, что написано на колесах, читайте далее.

Маркировка шин пригодных для зимних условий

Нешипованная (Фрикционная)Европейский тип Нешипованная (Фрикционная) Скандинавский тип Шипованная
Нешипованная (Фрикционная) резина Европейский тип
Нешипованная (Фрикционная) резина Скандинавский тип
Шипованная резина
Используется для наилучшего сцепления с дорогой при дожде и мокром снеге. Используется для наилучшего сцепления с заснеженной или обледенелой дорогой. Разбивает тонкую ледяную корочку или снежный наст.

На настоящих зимних покрышках, предназначенных для езды при низкой температуре, изображена горная вершина с тремя пиками и снежинкой внутри или нанесена надпись Winter.

Резина с маркировкой «M S» – это «Mud and Snow или «mud plus snow», то есть в переводе грязь плюс снег, зимними можно считать весьма условно — это всесезонные шины.

Для обозначения «всесезонки» производители могут использовать аббревиатуру в таком виде: «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или All Season, All Weather. Такие покрышки учитывая, что в Беларуси последние годы не очень суровые зимы – это наиболее популярный тип шин среди частных автовладельцев легковых автомобилей.

Обозначение всесезонки

Зимние покрышки

Можно ли ездить зимой на всесезонной резине

Всесезонка входит в перечень шин, допущенных к использованию зимой на дорогах в РБ и, если такие покрышки установлены на вашей машине, штраф платить не придется. Однако стоит понимать, что всесезонные шины разработаны для мягкого европейского климата и при температуре ниже – 5 -7 градусов мороза теряют свою эластичность, что приводит к снижению сцепления с дорогой.

Нужно ли весной менять зимнюю резину на летнюю по закону

Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока запрета по линии ГАИ в Беларуси нет. Но если говорить про безопасность на дороге, комфорт и экономию, то «переобуваться» весной нужно обязательно.

Почему надо менять зимнюю резину на летнюю

В идеале под каждый сезон – свои шины, их использование должно быть своевременным. С точки зрения экономии при езде на зимних покрышках летом интенсивнее износ, особенно у водителей кто любит агрессивный стиль вождения. За счет массивного протектора зимние шин тяжелее, соответственно увеличен расход топлива. Если ездите много, к зиме можете остаться без протектора. Как правило, зимняя резина еще и более шумная – минус для акустического комфорта.

Так же, важно понимать, что летом на раскаленном асфальте шины с зимним протектором ведут себя хуже, чем летние. Слишком мягкий состав резины на твердом покрытии ведет к увеличению тормозного пути, уменьшает степень сцепления и соответственно управляемость автомобилем.

При какой температуре рекомендуется менять зимнюю резину на летнюю

Летние шины рекомендуется использовать при температуре выше 7 градусов причем не только в дневные часы, но и ночью. Поэтому торопиться весной со сменой резины не стоит. Лучше дождаться, когда стабильно установиться теплая погода без минусовых температур по ночам. Так как в некоторые годы в Беларуси мокрый снег и заморозки могут быть и в начале мая, то вторая декада месяца оптимальное время для смены зимних шин на летние.

Штрафы за летнюю резину и недостаточную высоту протектора согласно ПДД

Согласно Кодексу РБ об административных правонарушениях, участие автомобиля в дорожном движении на летних шинах в зимнее время влечет предупреждение или наказание в виде штрафа. Размер штрафа за летнюю резину, а точнее за езду на летних и лысых шинах зимой привязан к ставке базовой величины. С 1 января 2021 года в Беларуси базовая величина равна 29 рублей.

Штрафы за езду на летних шинах в зимний период

  • если вас первый раз остановит инспектор ГАИ, отсутствие зимней резины на легковом автомобиле, участвующем в дорожном движении влечет предупреждение или наложение штрафа — до 1 базовой величины (до 29 бел.руб.); Согласно Статье 18.11. Часть 2. КоАП РБ
  • за повторное нарушение ПДД в течении года наказание установлено в размере — от 2 до 5 базовых величин (от 58 до 145 бел.руб.); Согласно Статье 18.11 Часть 8. КоАП РБ
  • совершение ДТП на автомобиле без зимней резины, повлекшее причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества наказание в виде штрафа – от 2 до 30 базовых величин (от 58 до 870 бел.руб) или лишение права управления транспортным средством сроком до 2 лет. Согласно Статье 18.16. Часть 1. КоАП РБ

Штрафы за лысую зимнюю резину

  • Остаточная высота протектора зимних шин, согласно ПДД Республики Беларусь, на автомобилях участниках дорожного движения должна быть не ниже 4 мм.

Летние шины должны иметь остаточную высоту протектора не менее: для легковых автомобилей — 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин механических транспортных средств, в сцепке с которыми они участвуют в дорожном движении.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.


Новые ограничения по эксплуатации автомобилей должны были вступить в силу с 1 июня 2021 года. Согласно специальному проекту постановления правительства, наказывать водителей будут за разного рода технические неисправности. В документе подробно прописаны проблемы, при которых эксплуатация автомобилей будет запрещена. Пока именно отсутствие перечня запретов в ПДД не давало инспекторам ГИБДД возможности выписывать водителям штрафы.

Отдельный пункт в перечне неисправностей посвящен резине, в том числе использованию зимней резины летом и наоборот. После принятия нового проекта КоАП, который сейчас находится на рассмотрении профильных ведомств, инспекторы смогут оформлять нарушения такого рода по части 1 статьи 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Штраф за использование зимней резины летом будет составлять 500 рублей.

Когда нельзя ездить на зимней резине

Несмотря на многолетнее негласное правило не ездить на шипованной резине летом, некоторые водители пренебрегали поездками в шиномонтаж и круглый год передвигались на зимней резине, иногда даже шипованной. Инспекторы ГИБДД давно пытались привлечь таких водителей к ответственности, но возможность штрафовать появилась только в этом году.


Статьи 10 апреля 2020 «Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин
Видео 20 февраля 2018 Примеряем на себя: как и из чего делают шины

На федеральном уровне прописано, что водителям нельзя ездить на резине с шипами летом (июнь, июль, август) и на летней резине зимой (декабрь, январь, февраль). В зависимости от особенностей погоды региональные власти могут продлить действие запрета на шины не по сезону — например, прописать «зиму» с октября по март.


У водителей нет обязанности переобувать машину в холодную погоду именно в шипы, по желанию можно ездить и на так называемой "липучке", которая более актуальна для южных регионов. Любопытно, что на зимней нешипованной резине можно ездить и летом — за это штрафовать не будут. Наказывать будут только за езду на шипах.

Летняя резина и разные покрышки

Что касается обратного запрета, то опасность езды на летней резине в зимний период очевидна. Летние шины не предназначены для гололедицы и снега, однако многие автомобилисты до последнего затягивают с поездкой в шиномонтаж. Теперь сменить летнюю резину на зимнию предписано не позднее 1 декабря (если региональные власти не посчитают правильным сделать это раньше).

Кроме того, с 2021 г. инспектор может выписать штраф, если, например, водитель установит не четыре зимних шины, а только две. Проблема установки разных шин на автомобили все еще очень актуальна в России, считает президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.


«У водителей не всегда есть деньги на покупку новой резины, они экономят, как могут, но это действительно очень опасно. Зимние шины летом стираются, а ездить зимой на летней — это верный способ попасть ДТП», — объяснил эксперт.

Нормативы Таможенного союза

В техническом регламенте Таможенного союза, членом которого является и России, уже давно прописан запрет эксплуатации автомобилей с шипованной резиной в летний период (июнь, июль, август). Зимой (декабрь, январь, февраль), согласно документу, запрещено ездить на летних шинах. Можно поставить на автомобиль как шипованную, так и не шипованную резину, но главное, чтобы они имели маркировку «М+S», «M&S» или «M S».


Уже с 16 января вступает в силу указ, о котором так много говорили - зимняя резина становится обязательной.

Мы обратились в ГАИ Гродно с тематическими вопросами:
- Будут ли проводиться специальные мероприятия по выявлению участников движения на летней резине?
- Какие наказания предусмотрены и есть ли повторность? (материал обновлен)

- Никаких специальных мероприятий по выявлению участников дорожного движения на летних шинах не будет, - пояснил AutoGrodno.by инспектор отдела агитации и пропаганды Гродненской ГАИ Игорь Гордийчук. - Тем не менее, использование летних шин с 16 января (а вообще в период с 1 декабря по 1 марта) станет нарушением и на него будут обращать внимание в штатном режиме. Времени на подготовку было достаточно, эта тема регулярно освещалась практически во всех СМИ.

Какими статьями КоАП будут руководствоваться сотрудники ГАИ и есть ли повторность у нарушения?

- Использование летней резины в это время года является нарушением согласно "Статье 18.22 Часть 5 КоАП РБ", наказывается штрафом в 0,5 БВ, - добавил Игорь Гордийчук. - Повторности нет.

Статья 18.22 Часть 5 КоАП РБ: "Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.16, 18.19–18.21 настоящего Кодекса и частями 1–4 настоящей статьи"

Допускается ли использование всесезонных шин?

- Если на шине указана одна из аббревиатур: "M+S", "M & S", "M S" , "M.S", пика с тремя снежинками либо "All Seasons", то ее использование зимой допускается, - пояснил в эфире "Радио Гродно" заместитель начальника ГАИ Гродно Войтешко Александр.

Можно ли на зимних шинах ездить летом?

- ПДД РБ это не запрещено. Однако, хочу подчеркнуть, что при плюсовых температурах протектор зимней резины стирается активнее, чем при минусовых. Поэтому движение на зимних шинах в летние месяцы приводит к ее ускоренному износу, - добавил Игорь Гордийчук. - Согласно "Статьи 18.12 части 3 КоАП РБ" использование изношенного протектора наказывается штрафом до 1 БВ. При повторном нарушении в течение года - от 2 до 5 БВ.

Новые требования к остаточной высоте рисунка протектора:

Поправки с 16 января 2015 года коснуться и остаточной высоты рисунка протектора: "Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками "M+S", "M & S", "M S" , "M.S" или "All Seasons" на указанном покрытии должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 4 мм".

Штраф за перевозку детей без автокресел (детских удерживающих устройств):

Водителям нужно учитывать, что с пятницы детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле они обязаны перевозить с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Это не касается случаев, когда ребенка перевозят в автомобиле-такси либо его рост превышает 150 см.

- Нарушение правил перевозки пассажиров описывается "Пунктом 5 Статьи 18.14 КоАП Рб" и предполагает штраф до 4 БВ, - пояснили в ГАИ Гродно. - Существует и повторность в течение года: от 2 до 8 БВ.

Зимние шины становятся обязательными с 1 декабря по 1 марта для:
автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 т,
легковых и грузопассажирских автомобилей массой свыше 3,5 т,
а также автобусов массой до 5 т.


В соответствии с правилами технического обслуживания каждый автовладелец должен менять шины на новый сезон. Такое требование выдвинуто не просто так, оно в первую очередь обеспечивает максимальную безопасность при движении. Но несмотря на запреты и многочисленные рекомендации, встреча в летний период автомобиля на зимней резине не вызовет удивления. Такие индивидуумы пытаются сэкономить и избавить себя от дополнительных хлопот с обновлением колес. Разбираясь в данном вопросе можно выявить не только сторону безопасности, но и пункты в законодательстве.

Разница между летней и зимней резиной

Нужно раз и навсегда развеять миф о эффективности зимних шин летом, ведь многих не останавливает тот факт, что они хорошо приспособлены для экстремальных условий в холодную пору.

Летняя резина, вне зависимости от скорости и параметров качения, будет эффективно выполнять свое предназначения, тем самым обеспечивая необходимое сцепление с дорожным покрытием. Обратная сторона, то есть зимняя резина, имеет сложнейший рельеф, который дает хорошее сцепление по заснеженному и скользкому покрытию, тем самым обеспечивая безопасность для участников дорожного движения. Чтобы убедится в этом, посмотрите на комплект зимней резины, она покрыта канавками, различными углублениями и фигурными разветвлениями.

И самый главный вопрос: “Эффективны ли они при езде летом?”. Естественно нет! Наличие таких шашечек будет только препятствовать комфортному передвижению. Более того, развив приличную скорость, водитель ТС может потерять контроль над управлением и попасть в ДТП.


Поведение зимней резины в летних условиях

Посмотреть убеждающее отличие эксплуатационных свойств можно на ярком примере — езде на асфальте с мокрым покрытием. Это ни к чему хорошему не приведете, наоборот, повысит риски в необходимости резкой остановки. Помимо формы и внешних особенностей, это объясняет разница в составе резиновой смеси. Зимней шине свойственна мягкая структура, предназначенная для хорошего сцепления в суровую погоду. Летом такой вариант не подходит, более устойчивой и надежной будет летний вариант. Его можно охарактеризовать упругостью и жесткостью. Именно поэтому их тоже нельзя использовать не по предназначению, в лютый мороз они дубеют и перестают справляться с обязанностями.

Убедится в достоверности данных можно при просмотре результатов испытаний аквапланирования. Залитая дорога в таком случае оказывает нежелательный эффект на шины, что приводит к всплытию, даже не достигнув 85 км/ч. Этот эффект на зимних шинах показывает результат в 70-75 км/ч. Результаты проверки скорости и эффективности торможения также не убедили в целесообразности такой авантюры. Длина тормозного пути в обоих случаях была на 30% больше, чем должно было быть в нормальным условиях.

Подведем итог

Тщательно изучив информацию о характере поведения обоих вариантов шин в разных погодных условиях, можно однозначно заявить о нецелесообразности и повышенной опасности при движении. Есть риск потерять управления, не вовремя затормозить и попасть в непредвиденную ситуацию. Закон о нормах использования шин по сезонам также запрещает всем автовладельцам прибегать к этому, а нарушителей будут наказывать штрафом. Почувствовать свободу и самому решить, что лучше для вашего авто, можно лишь в межсезонное время (осень, весна). Но все же, производители настоятельно просят использовать автомобильную резину по назначению, ведь безопасность — прежде всего.

Читайте также: