Что будет если перетянуть гайки на колесе

Опубликовано: 11.05.2024

Всем привет! Широкое распространение шиномонтажных мастерских привело к тому, что большинство автомобилистов всё же предпочитают доверять мастерам. Я и сам не исключение. Изредка, конечно, приходится самому менять колеса на автомобиле.


Моя история

Вот недавно пробил колесо в черте города. Установил запаску и благополучно доехал на СТО. Прокол в шине мне устранили, но на этом моёприсутствие в сервисе не окончилось.

Спустя неделю вспомнил, что сейчас самое время «переобуться». Как раз нет очередей. Взял комплект зимней резины и отправился на СТО. Мастера быстро сделали свою работу, но в момент установки колес обратно на машину, меня посетил один вопрос: «а что будет, если перетянуть болты?»

И пользуясь случаем, решил поинтересоваться у мастера, который, к тому времени, уже поставил все колеса на место.

Он не стал ничего скрывать и рассказал мне, что монтаж автомобильного колеса принято делить на три этапа:

  • Наживляем болты

В первую очередь необходимо наживить болты вручную. А делают это для того, чтобы при затяжке ключом болты не перекосило в сторону.

  • Используем баллонный ключ

Если ты заметил, то я закручивал болты при помощи баллонного ключа. И вкручивал их не до конца, а так, чтобы оставался минимальный зазор. Аналогичную операцию необходимо повторить на всех болтах. И запомни, закручивают болты друг напротив друга.

  • Затягиваем болты

Как только все болты закручены, их нужно затянуть динамометрическим ключом. Специальный ключ оборудован прибором, который определяет усилие в момент затяжки болта. Я же затянул их с силой в 110 Нм, что соответствует норме.


А что если перетянуть?

Вот у тебя есть динамометрический ключ? Я думаю, что нет. Отсюда и возникает проблема перетяжки болтов на колесах автомобиля. Некоторые «специалисты» даже прыгают на баллонном ключе. А ведь такие действия крайне небезопасны, так как при чрезмерном усилии можно сорвать резьбу.

Происходит это не сразу, а постепенно. Сначала появляются трещины, которые только разрастаются под нагрузкой, а после колесо и вовсе обрывает резьбу. Ослабевший болт не может удержаться в ступице и вылетает на ходу.

Ещё одной неприятностью может стать обрыв резьбы на самом болте. При демонтаже колеса приходится снова прыгать на рычаге или трубе, или наращивать трубу для дополнительного рычага. Все эти действия создают дополнительные усилия, которые и ломают резьбу.

Очень часто при чрезмерном затягивании колеса ломается и сам болт. Процедура замены колеса, при которой водитель слишком сильно затягивает болты, рано или поздно создает эффект усталости металла.

Так, при очередной затяжке болтов, есть вероятность, что головка отлетит в сторону, а шпилька останется внутри ступицы. Так просто её не достать, тут уж точно придется обращаться к нам в сервис.

Вроде бы все понятно, но мне не давал покоя ещё один вопрос: «А как же затягивать болты без использования динамометрического ключа?»

«Ну, тут только есть один вариант — потренироваться на динамометрическом ключе. После 10-15 повторений уже будешь знать, когда хватит крутить» — ответил мастер.


Использование гайковерта

Кстати, на некоторых СТО закручивают колеса с помощью гайковерта. В этом случае также важно придерживаться правильной технологии.

Болты сначала наживляют рукой, а затем используют пневматический гайковерт. После, болты затягивают всё тем же динамометрическим ключом.

В конце мне посоветовали всегда обращать внимание на то, как колеса закручивают на СТО. Если мастер вставляет болт в гайковерт и пытается сразу же вкрутить его до упора, лучше попросить этого не делать.

Инструмент может повредить резьбу. Ну, а что может произойти с болтами дальше, я уже знаю.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Всех с наступившим Новым годом!
С момента появления у меня автомобиля я параноиально со всей силы затягивал колесные болты, послушав рассказ бабушки о том, как дед поленился проверить болты на колесе и оно у них оторвалось, укатившись в ближайшие кусты, а сама машина повисла над кюветом на трассе Брянск-Новозыбков.
С тех пор я затягивал болты со всей своей силы, да еще с использованием трубы длиной метра полтора. Ну, и дозатягивался… Однажды, затягивая болт пока что от руки на переднем правом колесе приорика, почувствовал, что болт стал проворачиваться. Начал крутить обратно-тщетно. Болт крутился на месте. Затянув остальные три-отправился по делам- время не терпело.
После загнал машину в гараж, пробуя снять неверный болт. Для начала вывесил колесо, снял три остальных болта, начал тянуть колесо на себя, вращая болт. Не идет. Бог смекалкой не обделил, лезу под машину, упираюсь растяжкой в диск и в противоположный диск, натягиваю колесо. Все равно болт не идет. Пробую подлезть до того болта с помощью длинной выколотки: ставлю встык выколотку и тот болт на ступице (в малюсенькое отверстие между поворотным кулаком и тормозным диском), натягиваю растяжкой. Начинаю крутить, выколотка соскакивает.
Совсем отчаявшись начинаю вбивать отвертку между упорной поверхностью тормозного диска и упорной поверхностью колеса (место соприкосновения тормозного диска и колеса) и о чудо! Появляется зазор. Натягиваю, кручу, продолжаю вбивать. Далее в ход идет монтировка. Она тоже сначала вбивается, и с ее помощью натягиваю колесо. Постепенно болт выкрутился)
Фотографий по проведенной работе, к сожалению, у меня нет, но, чтобы не оставаться голословным, предоставляю фото того самого болта)

Что касается резьбы в ступице, она забита остатками резьбы болта. Поэтому, с помощью метчика М12х1,25 ее можно прочистить. Как раздобуду метчик (именно М12 у меня почему-то не окащалось) нарежу новую резьбу) А пока на трех болтах поеду до магазина.
А по поводу момента затяжки резьбовых соединений на колесах, руководство по ремонту рекомендует момент 98 Нм. Это вообще ни о чем, поэтому затягиваю 150 нМ, это как от руки с помощью крестообразного балонника. С помощью динамометрического ключа проверял)

Всем удачи на дорогах и в ремонте: не повторяйте моей ошибки)

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах?

Как правило, выясняется это не сразу, а только в случае, если в пути оказалось пробитым или порезанным колесо, и заменить его не удается: водителю попросту не хватает сил, чтобы отвернуть крепеж и снять деталь. Некоторые используют для скручивания баллонный ключ, но этот инструмент помогает далеко не всегда. В такой ситуации остается или увеличить плечо при демонтаже, используя самодельный рычаг, или вызывать эвакуатор и везти машину в сервис.

Для чего так сильно закручивать гайки. Как правило, ситуация объясняется повсеместным применением пневматического инструмента для фиксации крепежа. Такой гайковерт более удобен в применении, требует от мастера меньше физических усилий, однако он способен как не докрутить, так и слишком сильно закрутить деталь.

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах? 3

В первом случае есть риск самопроизвольного раскручивания, что особенно опасно на скорости, а во втором можно столкнуться с тем, что колесо вообще нельзя будет снять руками. Кроме того, затягивание гаек пневмоинструментом может вызвать следующие проблемы: повреждение или вытягивание шпильки, стачивание или срыв резьбы на ступице, поломка гаек с декоративными колпачками (такие ставятся на ряд немецких и японских моделей авто), а также деформация металлических поверхностей литых дисков, появление вмятин на них.

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах? 4

Недостатки такого закручивания болтов. Основной недостаток применения пневматического гайковерта - повышенное усилие при работе в большинстве случаев приводит к срыву резьбы и на самих гайках, и на болтах. Стоит заметить, что перетягивание крепежа может произойти и в случае ручной установки: например, мастер может не рассчитать силу, зафиксировать «с запасом» или просто проделать работу в условиях спешки. Последняя проблема особенно актуальна для автосервисов с большим потоком клиентов и нехваткой специалистов, где на работу с одной машиной отводится минимум времени, и монтажник просто не успеет поменять колеса, используя только ручной инструмент.

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах? 5

Выполнение процедуры правильно. Делать это необходимо без спешки, постепенно подкручивая крепеж и следя за состоянием резьбы. Важно учесть, что с каждой парой колес работает свой мастер, это обеспечивает равномерность и правильный результат. Для работы должен использоваться динамометрический или щелчковый ключ; желательно сразу попросить специалиста наживить колеса ручным способом.

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах? 6

Как быть, если не получается самостоятельно открутить колесо. Для снятия при чрезмерно затянутом крепеже требуется увеличить плечо опоры, для этого стоит возить в багажнике трубу. Необязательно брать металлическую, подойдет сантехническое металлопластиковое изделие. Она отличается малым весом, хорошей прочностью, жесткостью, устойчивостью к коррозии и практичностью. Важно выбрать трубу большой толщины, чтобы она не деформировалась. Ее использование позволяет скрутить даже очень сильно закрученную гайку.

Что делать, если на шиномонтаже перетянули гайки на колёсах? 7

Итог. Сильно закрученные гайки на колесах могут стать причиной возникновения различных неприятных ситуаций. Причем некоторые из них приводят к возникновению серьезных ремонтных работ, на выполнение которых, понадобится не только время, но и финансовые затраты. Для того, чтобы избежать неприятностей, водителю лучше всего, самостоятельно контролировать процесс выполнения работ в автомастерской, находясь рядом с механиком, который занимается его автомобилем.

колесо

Мало кто из водителей задумывается о том, что перетянутые колёсные болты не менее опасны, чем недотянутые. Считается, что при установке колеса на машину болты нужно затянуть как следует, для этого необходимо попрыгать на баллонном ключе или использовать длинный рычаг. Но делать так категорически нельзя, и вот почему.

Установка колёс

При сборке автомобиля на конвейере колёса к нему прикручивают при помощи специального устройства. Оператору нужно только надеть колесо на ступицу, наживить болты и подвести огромный гайковёрт, который всё сделает сам. В нем запрограммировано опредёлённое усилие, с которым он затягивает болты на колесе. Это очень важно, так как все колёсные гайки или болты должны быть затянуты с одинаковой силой, в противном случае от вибрации затяжка может ослабнуть и колесо начнёт болтаться.

шиномонтаж

Посещение шиномонтажа

При сезонной смене комплекта шин или при ремонте проколотого колеса, его снимают с автомобиля для выполнения необходимых работ. При установке его обратно на машину мастер затягивает болты при помощи пневматического гайковёрта, иногда дополнительно протягивает руками при помощи ключа. При этом никак не учитывается сила затяжки каждого болта и необходимый момент. Чаще всего колёсные болты просто затягивают, что называется, «от души», так чтобы они гарантировано не открутились. Но это приводит к тому, что такой болт бывает очень сложно открутить и его приходится высверливать.

Чтобы не столкнуться с такими проблемами, нужно выбирать такой шиномонтаж, где затяжку колёсных болтов и гаек производят при помощи динамометрического ключа. На таком ключе есть специальная шкала с моментом затяжки, в среднем колёсные болты нужно затягивать с усилием в 115 Н*м. Приобретать для себя такой ключ - не дешевое удовольствие, поэтому проще найти нормальный шиномонтаж с профессиональными работниками.

Эту простейшую и самую распространенную операцию — установку колеса на автомобиль — наверняка выполнял или как минимум видел, как это делается, каждый автомобилист. Идеально ее проводят на конвейере. На это и будем ориентироваться.

Представьте — вы конвейерный рабочий и занимаетесь этим по восемь часов ежедневно! Что, тяжко? Согласен, спина будет болеть, и вас моментально скрючит от непрерывного тягания тяжелой обувки автомобиля. На конвейере колесо в сборе весь путь от стеллажа до ступицы проделывает на специальной тележке. Рабочий лишь перекатывает его с одной ячейки в другую. Это не только забота о здоровье человека, но и обеспечение скорости и качества операции на протяжении смены. Без нее к концу рабочего дня усталые руки и спины были бы способны лишь на черепашью скорость. Тележка — с регулировкой по высоте, что позволяет не держать колесо на весу, а совместить отверстия и надеть его прямо на ступицу.

конвейер

конвейер

Далее вручную, чтобы не сорвать резьбу, наживляются гайки или болты. Операция требует определенной сноровки, поскольку делать это приходится в перчатках. Таково требование техники безопасности в массовом производстве. Работать голыми руками здесь категорически запрещено.

И, наконец, финальная операция — затяжка крепежа. Это делается не поочередно электрическим гайковертом, а с помощью специального оборудования. Все гайки или шпильки заворачиваются одновременно одинаковым моментом. Причем люди не бегают вокруг автомобиля. Операцию выполняют два человека, и каждый отвечает за свой борт.

конвейер

конвейер

Имея представление о конвейерной технологии, нетрудно применить знания на практике при выборе автосервиса или шиномонтажной мастерской. Если крепеж колеса сразу закручивают гайковертом, не наживив вручную, — бегите от таких ремонтников. Соответственно, любое протягивание крепежа «от души» — еще один способ обломить/вытянуть шпильку или сорвать резьбу в ступице колеса.

Но, допустим, горе-работник шиномонтажной мастерской во всю дурь попрыгал на рукоятке баллонного ключа, но резьба при этом выдержала. «Ничего страшного, скажете, зато с запасом»? А представьте, что вы повредили колесо в дороге и необходимо установить запасное. Не каждый справится с перетянутым креплением при помощи стандартного баллонного ключа. Придется изобретать рычаг из подручных средств. И уж точно не стоит перед установкой колеса наносить смазку на шпильки и гайки, чтобы облегчить себе задачу по демонтажу. Смазка может привести к самооткручиванию гаек. Как правило, в любом руководстве пользователя есть прямой запрет на такую «хитрость». Не менее опасен и плохо затянутый крепеж — колесо может открутиться на ходу, а это чревато серьезной аварией.

Доверять можно лишь динамометрическому ключу со шкалой и его ближайшему родственнику — щелчковому ключу. Только они помогают затянуть крепеж колеса положенным моментом, как при конвейерной сборке. Так что советуем обзавестись подобным инструментом и сервис выбирать такой, где не пренебрегают вышесказанным. Опытные мастера шиномонтажей затягивают крепеж с моментом 112–115 Нм, а в фирменных сервисах сверяются с ремонтной литературой производителя.

Читайте также: