Что будет если сжечь покрышку

Опубликовано: 23.04.2024


Не самый привычный лайфхак для современного автомобилиста. /Фото: dexpens.com

Резина в Советском Союзе была всесезонной, которую использовали в течение всего года, либо летняя. Однако и последнюю могли не менять в течение двенадцати месяцев, потому что другой у автомобилиста попросту не было. Зимняя же резина появилась на советских авторынках только с семидесятых годов, но была таким дефицитом, что большинство попросту не могли ее ухватить.

Зимой советским водителям тоже приходилось ездить на зимней резине. /Фото: lada-xray2.ru

В отличие от легковых автомобилей, грузовые в подавляющем своем большинстве «одевали» только во всесезонные покрышки: так, считалось, что малые скорости, на которых они эксплуатируются, позволяют дольше использовать один вид резины. Однако у всех шин, которые можно было достать в СССР, была одна проблема: выдержать суровые русские морозы они были не в состоянии. От низких температур резина замерзала и трескалась, и покрышки просто разрушались.

Найти лишний набор резины на грузовики было еще сложнее, чем на легковушки. /Фото: quto.ru

Даже появление зимней резины советского производства - знаменитой «Снежинки» - не изменили ситуацию в корне. Со своей главной целью в виде улучшения сцепления на скользкой дороге она справлялась, однако морозы все так же приводили к растрескиванию материала.

Именно подобные условия и заставляли советских водителей прибегать к довольно интересному лайфхаку, который однажды был заснят на пленку и до сих пор гуляет по Интернету и поражают неискушенных обывателей. А все потому, что на кадрах автомобилисты обливают покрышки горючим и поджигают их.

Вот так справлялись с растрескиванием покрышек в морозы полвека назад. /Фото: back-in-ussr.com

Поразительно, но этот странный лайфхак действительно работал. При низких температурах резина от такой тепловой обработки не загоралась - горело только топливо. А покрышки прогревались, материал становился эластичным, и разрушение их на морозе таким образом предотвращалась. Более того, до начала восьмидесятых годов данный процесс был обязательным во время дальних поездок в зимнее время, а водители повторяли процедуру время от времени и в пути, если потребуется.

Сжигание в цементных печах вообще прибыли не приносит, это тоже самое что топить печь ассигнациями Сжигание шин происходит в первую очередь в цементной промышленности и на теплоэлектроцентралях. Шины используются здесь как материал-заменитель угля и мазута. Сжигание большого количества шин имеет исторические причины. Десятилетиями сжигание шин представляло собой недорогой способ получения энергии. Одновременно имелась возможно экономить первичные горючие материалы. Альтернативные способы переработки шин, имеющиеся в прошлом, чаще всего были нерентабельны.

Однако, изменившиеся условия, в особенности в области защиты окружающей среды, осознание необходимости рационального обращения с природными ресурсами, а также создание инновационных технологий по переработке использованных шин, все это требует нового, критического подхода к данному методу переработки.

Вместе с тем, получению энергии посредством сжигания использованных шин по отношению к международному потреблению горючих материалов - даже если термической переработке будут подвергнуты все старые автопокрышки, отводится очень скромная роль.

Ряд недостатков сжигания шин лежит в самой природе данного метода. Температурные колебания в процессе горения ведут к неполному сгоранию шины. При этом при температуре ниже 1.100°C образуются такие ядовитые вещества, как хлорированный диоксин и фуран. Всем известен и неоспорим тот факт, что подобного рода процессы способствуют усилению тепличного эффекта. Так, в процессе горения образуется ок. 3.700 кг CO2 на тонну шин. В производстве цемента количество используемых в качестве топлива шин технологически ограничено. Применение в данном производстве большого количества старых автопокрышек негативно отражается на качестве цемента, т.к. содержащаяся в них сталь проявляется в цементе как оксид железа, который окрашивает материал.

На сегодняшний день пока совсем не решен вопрос о гарантиях безопасности в связи с тем, что при сжигании в цементных печах старых автопокрышек возможно образование таких высокотоксичных органических веществ, как диоксины и фураны.

Во-первых, сама конструкция вращающихся цементных печей требует очень внимательного разбора. В обычных цементных печах существует несколько температурных зон, непрерывно переходящих друг в друга - зона подогрева (500-600 градусов), зона кальцинирования (900-1200 градусов), зона спекания (1450 градусов), зона охлаждения (1000-1200 градусов). Лишь одна из этих зон обеспечивает предотвращение образования диоксинов и фуранов, да и то если должным образом выдерживается временные условия. Однако именно это гарантировано быть не может, поскольку топочные газы также последовательно проходят сквозь все температурные зоны, причем время пребывания в каждой из зон вряд ли может быть точно выдержано в силу их непрерывности.

Во-вторых, при использовании в качестве дополнительного топлива старых автомобильных покрышек декларируется образование так называемой "второй зоны горения", которая улучшает "условия эксплоатации футеровки". В свою очередь это означает, что еще более снижается уровень определенности в отношении прогнозирования условий горения и возможности образования токсичных органических веществ.

С другой стороны, в России пока неизвестны случаи надежных измерений выбросов высокотоксичных диоксинов и фуранов в тех условиях, которые реально складываются при сжигании старых автомобильных покрышек на реально действующих в стране цементных печах.

Таким образом, ниоткуда не следует, что процесс, организованный так, как это реально складывается во вращающихся цементных печах, исключает образование и выброс в атмосферу опасных количеств высокотоксичных органических веществ, подобных диоксинам и фуранам, если в качестве добавок к газу будут использованы старые автомобильные покрышки.

Прочие попытки создания рентабельного предприятия по переработке использованных шин в теплоэлектроцентралях потерпели поражения вследствие их недостаточно позитивного имиджа, высоких требований со стороны экологического законодательства и невысокого КПД.

Построенная в 1993 году шиносжигающая установка по получению электрического тока, превышающая в 2-3 раза стоимость подобной обычной электростанции, существует только за счет субсидий. Энергетический баланс сжигания изношенных шин невыгоден как при сравнении затрат энергии на производство шин, так и по сравнению с другими методами переработки, т.к. используется только энергетический ресурс шины, а ценный материал при этом уничтожается.

В связи с необходимостью защиты окружающей среды и соответствующими правовыми предписаниями, установки по сжиганию использованных шин должны быть снабжены дорогостоящим оборудованием, ограничивающим выброс вредных веществ в атмосферу. Требующиеся для этого большие капиталовложения снижают экономическую ценность автопокрышки как энергоносителя. Таким образом, теряется экономическое преимущество от использования покрышек в виде дешевого топлива по отношению к другим методам переработки.

Предприятия, эксплуатирующие установки по сжиганию изношенных автопокрышек, получают, как правило, доплату за их прием. Однако, по мере того, как старые шины приобретают значение в качестве материала, способного быть переработанным в другие продукты, популярность термической переработки, как у общественности, так и среди законодателей, падает. К тому же уже разрабатываются дополнительные законодательные акты, ведущие при сжигании шин к еще более высоким расходам. Следствием данных мероприятий является снижение прибыльности при сжигании шин по отношению к другим видам топлива, что несомненно скажется на решении инвесторов вкладывать средства в развитие данной области.

Во многих странах наблюдается тенденция по ограничению сжигания шин в пользу других способов переработки. Это продиктовано осознанием того, что несмотря на то, что сжигание является одним из самых простых и удобных способов переработки шин, оно не является решением проблемы утилизации отходов, а напротив, препятствует созданию и применению новых методов переработки.

Соответствующие законодательные постановления создают все более благоприятные условия для поиска альтернатив сжиганию шин. Например, в Японии в ходе экспансии автомобильной промышленности необходимость эффективного использования ресурсов шин привела к сокращению количества сжигаемых шин на 40%. Не случайно, что Европейский Совет 2 апреля 1999 принял специальную Директиву "О свалках", по которой с 2003 г. вводится запрет на их сжигание.

Восстановление

Восстановление шины - это ее капитальный ремонт, при котором обновляется или протектор шины или как протектор, так и боковина, с целью продления срока эксплуатации автопокрышки.

Восстановление является экологичным способом, при котором может быть повышен срок эксплуатации шины. С одной стороны, это ведет к уменьшению количества отходов, с другой - к экономии ресурсов, т.к. для восстановление шины необходимо в среднем ок. 5 л сырой нефти, а для производства новой автопокрышки - 35 л.

Доля восстановленных шин в различных странах неодинакова. Так, напр., в США восстановление фактически не играет никакой роли, в Японии восстанавливается только каждая десятая шина, в Германии - каждая пятая, в Нидерландах - каждая третья.

Также дифференцирована структура рынка восстановленных шин. Выше среднего доля восстановленных шин транспортных средств, из которых, например, в Германии каждая вторая восстановленная. Определяющим для автовладельцев транспортных средств является, прежде всего, выгодное соотношение расходов и срока эксплуатации. Восстановленные шины легковых автомобилей спрашивают прежде всего для автомобилей экономного и среднего класса, причем в этом классе в Германии спрос превышает предложение. Восстановленные шины автомобилей с высокими скоростями, напротив, не пользуются спросом. Новые автомобили оборудованы соответственно новыми автопокрышками.

В общем, доля рынка восстановленных шин по отношению к новым мала.

С технической точки зрения, восстановление шины не может повторяться сколько угодно раз без влияния на ее качество и безопасность эксплуатации (как правило, шина может быть восстановлена максимально только два раза). Каждая восстановленная шина неотвратимо превращаетсяв изношенную. Поэтому восстановление представляет собой только временное, а не комплексное решение проблемы утилизации отходов.

Широко распространенные сомнения в качестве и безопасности использования восстановленных шин ведут к усиленному обсуждению этой проблемы на рынке шин. Так, например, восстановленные шины допущены к эксплуатации только для автомобилей, имеющих определенный предел скорости.

Восстановленные шины конкурируют с импортируемыми из Восточной Европы и Азии более дешевыми автопокрышками. Часто даже минимальное различие в цене является причиной покупки скорее подобной новой шины, чем восстановленной, даже если данные дешевые автопокрышки уступают по качеству восстановленным. Между тем качество корда многих дешевых шин не позволяет подвергать их восстановлению.

В качестве экологичной и ресурсощадящей формы использования изношенных шин восстановление будет и далее иметь региональное, структурно очень различное значение.

Против роста доли восстановления как способа переработки выступают, прежде всего, представленные технические аспекты и условия рынка шин. Восстановление предлагает только временное, а не комплексное решение проблемы утилизации изношенных шин.

Собираешься сжигать шины на Пасху? Готовься вдохнуть весь спектр вредных веществ, начиная от сажи и заканчивая диоксинами, которые вызывают рак!

Автомобильные шины наряду с резиной содержат металл, полимерные нити и другие материалы. Интересно, что шины даже во время эксплуатации выделяют в атмосферу целый букет канцерогенов и аэрозолей, вызывающих онкозаболевания. Сжигать под открытым небом автомобильные шины нельзя - продукты их сгорания вредны для окружающей среды и здоровья человека. Подробнее об этом мы расспросили государственного инспектора РТ по охране природы Гульнур Сабирову.
- Гульнур Насиховна, в городе существует традиция сжигания шин. Чем это опасно?
- При горении шины в окружающую среду выделяется множество загрязняющих веществ - сажа, диоксид серы, бифенил, антрацен, флуорантен, нафталин, хризен, пирен, бензапирен хлорированные диоксины, фураны и фенолы.
- Какой вред это наносит экологии и здоровью человека?
- Сажа оседает в легких человека, ухудшает обмен кислорода, приводит к заболеваниям дыхательных путей, крови и, как следствие, других органов.
Высокие концентрации диоксида серы в воздухе вызывают повреждения растительности. Даже при малых дозах он может негативно воздействовать на людей, страдающих бронхиальной астмой. Последствиями отравления этим газом являются заболевания дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, а также аллергические реакции.
По воздействию на человека фураны сходны с диоксинами, их концентрации при сжигании шин много выше, поэтому их действие увеличивается в разы.
Пожароопасна пыль антрацена - при ее вдыхании у человека наблюдается отек век, раздражение слизистых оболочек, жжение и зуд кожи. Флуорантен, нафталин и хризен - очень сильные канцерогены. Пирен раздражает и вызывает заболевания кожи, дыхательных путей и глаз.
- Правда ли, что выделяющиеся при сжигании вредные вещества могут привести даже к раку и другим смертельным заболеваниям?
- Да, это так. Бифенилы при тепловом воздействии трансформируются в особо токсичные хлорированные диоксины, которые являются канцерогенами, то есть веществами, приводящими к онкологическим заболеваниям.
Бензапирен обладает свойством накапливаться в тканях, он вызывает рак и изменения в структуре ДНК, системе кроветворения. При отравлении беременных этим веществом увеличивается вероятность рождения неполноценных детей и детей с мутациями. Бензапирен в первую очередь поражает кожу, органы дыхания и пищеварительный тракт человека.
Таким образом, весь набор высокотоксичных веществ становится главным аргументом против сжигания шин.


Медики предупреждают, что пребывание в течение 3-5 дней в очаге горения автомобильных шин приводит к разрушению легких.

Как сообщили УНИАН в пресс-службе Министерства здравоохранения Украины, об этом сказал главный внештатный специалист Минздрава по специальности «токсикология» Борис Шейман..

«Во время термодеструкции автомобильной резины выделяется около 20 различных групп токсичных веществ, и, к сожалению, подавляющее большинство из них относится к первому-третьему классу токсичности. (Первый класс – это особенно вредные вещества.) Известно, что продукты термодеструкции резины содержат высокое количество канцерогенов. Это две основные большие группы – бензопирены и нитрозамины», – сказал Шейман.

По мнению токсиколога, потенциальные риски возникновения отравления зависят от двух факторов – экспозиции (длительности пребывания лица в зоне задымления) и концентрации испарений горения в этой зоне.

«Есть отдаленные эффекты токсичного отравления, а есть те, которые проявляются в ближайшее время, то есть развиваются в период от одного до трех дней, – объяснил Шейман. – Это ингаляция черного дыма – копоти, которая может привести к токсичному поражению бронхов, а наивысшая степень отравления – это токсичная пневмония». По его словам, врачи-токсикологи всегда делают дифференциальную диагностику пострадавших в результате пожаров – какой дым они вдыхали белый или черный. От этого зависит выбранная группа манипуляций при интенсивной терапии в случае отравления.

«Если это черный дым, то все начинается с отмывания бронхов – бронхоскопии сажи, которая накапливается и задерживается на бронхах. В процессе горения резины выделяется черный дым. Когда человек находится на протяжении какого-то времени в зоне задымления, необходимо хотя бы маской предохранить себя от вдыхания черной копоти», – отметил врач-токсиколог.

Среди первых симптомов отравления дымом Шейман назвал появление раздражающего кашля, который может проходить без выделения мокроты или с выделением, раздражение в глазах, токсичные конъюнктивиты.

«А если ингаляция копоти происходила длительное время, то на 2-3 сутки может развиться токсичная пневмония. Она опасна тем, что на протяжении 3-5 дней может перейти в деструктивную форму – разрушение легочной ткани», – предостерег медик.

По словам токсиколога, использования противогаза или респиратора достаточно, чтобы избежать повреждения и разрушения бронхо-легочной системы. Медицинская маска не защищает от токсичных продуктов термодеструкции резины, особенно, если человек длительное время находится в месте задымления.

«Если пребывание на территории задымления было непродолжительным, то в случае появления кашля, необходимо обратиться за медицинской помощью, – отметил Шейман. – Если это токсичное поражение бронхов, то обязательно следует употреблять препараты, которые имеют разжижающее действие, – муколтин, ацетилцистеин, лазолван и бронхорасширяющие средства, чтобы освободить бронхи».

Также предпринимателем были допущены многочисленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления.

Установлено, что в непосредственной близости от административного здания Управления расположен гаражный бокс, одно из помещений которого находится в собственности индивидуального предпринимателя Барейша И.В. Для отопления указанного помещения в качестве топлива использовались отходы IV класса опасности – отработанные автомобильные шины, которые сжигались в отопительной печи. В результате такой деятельности в атмосферный воздух выделялся едкий дым и загрязняющие вещества, что негативно отражалось на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Между тем, Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» запрещает сжигание загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления без специальных установок.

В связи с выявленными нарушениями Амурский межрайонный природоохранный прокурор 16 января 2014 года индивидуальному предпринимателю Барейша И.В. внес представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого прекращено сжигание отходов IV класса опасности.

Кроме того, указанным лицом также допущены многочисленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно не производился учет использованных, обезвреженных, полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Кроме того, у индивидуального предпринимателя Барейша И.В. отсутствовала профессиональная подготовка на право работы с отходами I – IV класса опасности.

По данному факту прокурор 22 января 2014 года в отношении Барейша И.В. возбудил дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении, использовании отходов производства и потребления), которое направлено для рассмотрения по существу в Министерство природных ресурсов Амурской области.

За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также: