Что нужно знать о шинах и дисках

Опубликовано: 14.05.2024

Автомобильная шина — не просто «резина» одетая на диск колеса, а сложная, многофункциональная конструкция. Основное назначение шины — смягчить толчки и удары, передаваемые на подвеску автомобиля, обеспечить надежное сцепление колеса с дорожным покрытием, управляемость, передать на дорогу тяговые и тормозные силы. В значительной степени от шины зависит коэффициент сцепления, проходимость в различных дорожных условиях, расход топлива и шум, создаваемый автомобилем во время движения. Кроме того, шина должна обеспечить заданную грузоподъемность, надежность и долговечность.

• в зависимости от конструкции каркаса- на диагональные и радиальные;
• по способу герметизации внутреннего объема- на камерные и бескамерные;
• по типу рисунка беговой дорожки- дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной проходимости;
• по профилю поперечного сечения.

Диагональные шины. Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах потому, что они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина. Диагональная шина имеет каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.

Корд — обрезиненный слой ткани, состоящий из частых прочных нитей основы и редких тонких нитей утка, которые обеспечивают хорошее обрезинивание нитей корда, высокую гибкость и прочность. Корд изготавливается из хлопкового, вискозного или капронового волокна. В настоящее время большее применение находит металлокорд, имеющий нити, свитые из стальной проволоки, толщиной около 0,15 мм. Есть и более дорогие материалы, напр. кевлар, которые не могут получить массового распространения по причине своей дороговизны.

Радиальные шины. В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей явствует из названия. Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером — поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи radial (радиальная) на боковинах шин часто добавляют belted (опоясанная) или steel belted (опоясанная сталью). Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Каркас — важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги, на колесо. Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельхоз.шинах и пр).

Брекер — часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям. В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины. Брекер в радиальных шинах более жесткий, усиленный и малорастяжимый по сравнению с брекером диагональных шин, т.к. он в основном определяет прочностные показатели шин.

Протектор — массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой при качении колеса. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними, так называемую "беговую дорожку". Протектор предохраняет каркас от механических повреждений, от него зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной проходимости.

Плечевая зона — часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой и улучшает соединение протектора с каркасом.

Боковины — часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены обозначения и маркировки шин.

Борт — жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бескамерной) на ободе колеса. Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур — монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.

Особенности бескамерной шины

Бескамерную резину можно устанавливать только на диски, имеющие «хампы» — специальные выступы на ободе.

Бескамерная резина гораздо более безопаснее на скорости, т.к. она спускает постепенно.

Бескамерная автомобильная шина до того, как начнет спускать держит, как правило, не один, а несколько проколов.

Не стоит без особой необходимости, вставлять в бескамерную шину камеру. Если в камерной шине воздух, попадающий между камерой и шиной, выходит в атмосферу через сосок или негерметичный обод, то в бескамерной шине он остается плоскими пузырями, которые здорово затрудняют теплоотдачу колеса, и оно часто перегревается в жару при больших скоростях, это чревато.

Обозначение и маркировка шин, выпускаемых в Европе, соответствует Евростандарту, а в США — требованиями Транспортного управления этой страны. Следует отметить, что обозначения и маркировка отечественных и импортных шин по отдельным позициям совпадают, хотя среди них имеются характерные различия. Прежде всего рассмотрим маркировки шин, действующих в Европе:

Пример: 185/65 R15 87Т — размер шины и ее техническая характеристика:

• 185 — ширина профиля шины в мм.;
• 65 — отношение высоты профиля к ее ширине, выраженное в процентах;
• R — радиальная конструкция шины;
• 15 — посадочный диаметр обода в дюймах;
• 87 — индекс грузоподъемности. Ряд зарубежных фирм указывают максимальную нагрузку (MAX LOAD) в кг и английских фунтах;
• Т — индекс максимальной скорости, на которую рассчитана шина;
• надпись "Radial" — указывает на радиальную конструкцию шины;
• "Tubeless" — маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается "TUBE TYPE";
• "M+S" (Mud+Snow -грязь+снег) — тип рисунка протектора. Маркировка обозначает, что шина предназначена для эксплуатации в зимний период года и по грязи;
• цифры 379 — дата выпуска шины: изготовлена на 37-й неделе 2009 года;
• знак Е одним цифровым индексом (на других шинах может быть двухцифровой индекс) указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности. Индекс в кружке — условный номер страны, где назначенная правительством комиссия провела проверку. Например, Е — проверено в Швеции. Пятизначный (может быть и шестизначный) индекс, нанесенный рядом с кружком, означает номер сертификата, свидетельствующий о положительных результатах проверки, и выданного страной, осуществлявшей проверку.

- легковых автомобилях;
- грузовых автомобилях малой грузоподъемности;
- микроавтобусах и прицепах к ним, во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от -45 С° до +55 С°. Шины грузовых автомобилей применяются на грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах, автобусах, троллейбусах, во всех климатических зонах при температуре окружающей среды до -45 С°.

По способу герметизации шины подразделяются на:

- камерные шины, в которых воздушная полость образуется камерой;
- бескамерные шины, в которых воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса. Герметизация воздушной полости достигается за счет герметизирующего слоя резины, нанесенного на внутреннюю поверхность покрышки и обладающего повышенной газонепроницаемостью.


1. Камерная шина
2. Бескамерная шина

Главное достоинство бескамерной шины - длительное сохранение давления при проколе, а следовательно, - безопасность. Камерная шина при проколе теряет давление почти моментально, т. к. воздух быстро выходит через вентильное отверстие в ободе колеса. А из бескамерной шины воздух выходит только в месте прокола, и если дыра не слишком велика (от гвоздя, например), то давление теряется очень медленно. Кроме того, бескамерная шина намного легче камерной, а значит, меньше нагружает подвеску и подшипники ступиц колес, а также меньше нагревается при длительной скоростной езде.

По габаритам шины делятся на:

- крупногабаритные, с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
- среднегабаритные, с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
- малогабаритные, с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 (18 дюймов).

По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от номинального отношения высоты профиля шины "Н" к его ширине "В") подразделяют на шины:

обычного профиля - Н/В свыше 0,89;
низкопрофильные - H/B = 0,7 - 0,88;

широкопрофильные - H/B = 0,6 - 0,9;
сверхнизкопрофильные - H/B = < 0,7;
арочные - H/B = 0,39 - 0,5;
пневмокатки - H/B = 0,25 - 0,39.

Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины выпускаются для легковых, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Эти шины имеют пониженную высоту профиля, что повышает устойчивость и управляемость автомобиля при движении.

Широкопрофильные шины применяются на автомобилях большой грузоподъемности, полноприводных автомобилях и прицепах. Их применение позволяет повысить проходимость автомобиля, сократить расход материалов, так как они применяются часто по одной шине вместо сдвоенных.

Арочные шины выпускаются бескамерными. Они устанавливаются на заднюю ось грузовых автомобилей по одной шине вместо двух обычного профиля. Протектор арочной шины имеет редко расположенные грунтозацепы. Использование этих шин резко повышает проходимость автомобилей по мягким грунтам, песку, снежной целине, заболоченным участкам. Применение их на дорогах с твердым покрытием ограничено.

Для уменьшения давления на грунт применяют вместо обычных колес пневмокатки, представляющие собой бочкообразные «пневматики» с низким внутренним давлением воздуха. Их диаметр — 1 м при ширине 1-1,5 м. Такие катки легко приспосабливаются к неровностям дороги и поглощают все толчки, поэтому оборудованные ими вездеходы вообще не нуждаются в подвеске. Обычно пневмокатки объединяются попарно в переднюю и заднюю тележки. Крутящий момент передается через систему шестерен. Такие машины способны легко передвигаться по болотам, песку, снегу и даже по железнодорожному полотну.

Каркас (бандаж) - важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги, на колесо.Каркас состоит из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд).
Брекер (слои стального корда) - это пояс, охватывающий каркас покрышки по его внешней части, непосредственно под протектором. Состоит из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям.
Протектор - это часть покрышки, которая непосредственно соприкасается с дорогой и представляющая собой толстый слой резины, состоящий из наружной рельефной части и сплошной полосы под ней. Рельефный рисунок протектора во многом определяет приспособленность шины для разных дорожных условий. Протектор обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас от повреждений.
Плечевая зона - часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой и улучшает соединение протектора с каркасом.
Боковина - часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены обозначения и маркировки шин.
Борт - жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бескамерной) на ободе колеса. Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур - монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.


1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Конструкция шины содержит различные составные части в разнообразных сочетаниях. Эти составные части отличаются друг от друга в зависимости от типоразмеров шин и их типа (летние или зимние шины).

Ниже они обозначены на взятой в качестве примера шине 205/55 R 16 СontiPremiumContact. Вес изображенной здесь шины составляет 9,3 кг.

Каучук (природный и синтетический) - 41%
Наполнители (сажа, силикаты, углерод, мел…) - 30%
Упрочнители (сталь, район, нейлон) - 15%
Размягчители (масла и смолы) - 6%
Химикаты для вулканизации (сера, оксид цинка, различные другие химикаты) - 6%
Химикаты, предотвращающие старение (против воздействия озона и усталости материала) - 1%
Прочие - 1%

По конструкции шины делятся на:

- диагональные, у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60°;
- радиальные, (радиальные шины бывают со съемным протектором) у которых угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера -не менее 65°. Эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще металлокордный, что обеспечивает меньшую окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием. И как следствие, радиальные шины имеют пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.
Радиальные шины выпускаются трех типов: с металлокордом в каркасе и брекере (ЦМК); с кордом из синтетических или натуральных волокон в каркасе и металлокордом в брекере; с кордом из натуральных волокон в каркасе и брекере.


1. Радиальная конструкция
2. Диагональная конструкция

Виды рисунков протекторов

- дорожный (Д), летние - наиболее распространенные. Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.


- всесезонный - хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам большим износом, чем летние. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую "дорожку" и разделены канавками разной ширины; на элементах рисунка - "шашках" - имеются узкие прорези дополнительного микрорисунка. Как правило, на этих шинах маркировка all season, или условные знаки (снежинка или капля).

- универсальный (У) - (по отечественной терминологии) предназначены для работы на дорогах любого качества. Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и разветвленным рисунком протектора. По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and Snow - грязь и снег) в варианте с менее расчлененными канавками рисунка протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него.


- повышенной проходимости (ПП) - состоит из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для работы в условиях бездорожья и на мягких грунтах.


- зимний (З) предназначен для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться, в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные "шашки" от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У "шашек" сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины также обозначаются индексом M+S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения (указано стрелкой).


- карьерный (Кар) - для работы в карьерах, лесозаготовках и т. п. (для скалистых и каменистых грунтов).


Также рисунок протектора подразделяют на:
- направленный - не симметричный относительно радиальной плоскости колеса; шины с направленным рисунком протектора предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах;
- асимметричный рисунок протектора - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса.

По климатическому исполнению шины подразделяются на:

- шины для умеренного климата, применяемые при температуре не ниже -45 град.C;
- морозостойкие шины, предназначенные для работы в районах с температурой ниже -45 град.C;
- шины для тропического климата, изготовляемые из материалов, хорошо выдерживающих влагу и повышенные температуры.

Шиномонтаж со скидкой до 100%.

Внимание! Заказ и доставка более 2-3 комплектов колес новому клиенту без предварительной оплаты невозможны.

Нет надобности рассказывать, зачем автомобилю нужны шины. Любой автовладелец знает, что шины – это всё: и управляемость авто, и его поведение на трассе, а также безопасность самого водителя, его попутчиков и других участников движения. Что же надо знать о шинах для того, чтобы вышеперечисленные характеристики проявляли себя в полной мере?

Типы автомобильных шин

Огромное количество наименований автомобильных шин, которые представлены сейчас на рынке, можно все-таки подвергнуть классификации и разделить по таким параметрам, как назначение шин, форма их профиля, габариты, конструкция и принцип герметизации.

Исходя из этих параметров, можно отдельно говорить о резине для большегрузных авто и легковых моделях, для грузовиков малой и средней тоннажности, для автобусов, троллейбусов и прочем транспорте.

Если принимать во внимание форму профиля автомобильной шины, то всю продукцию такого рода можно разделить на резину обычного профиля (это камерные и бескамерные автошины), низкопрофильную резину, арочные шины и пневмокатки.

С учетом габаритов, резину подразделяют на такие классы, как крупногабаритные (350 мм ширина профиля), среднегабаритные (ширина профиля составляет 200-350 мм) и малогабаритные (менее 200 мм).

Также автомобильную «резину» подразделяют на:

- Всесезонную. Такие шины предназначены для езды по сухому и мокрому асфальту, в том числе и в зимнее время. Отличить такие шины можно по рисунку их протекторов, который группируются в так называемые «дорожки», разделенные канавками. Продаются эти шины с маркировкой all season.

- Дорожные шины. Их можно опознать по характерному рисунку протектора, где четко различаются продольные, и заметны поперечные канавки. На протекторе такой резины нет микрорисунка, зато есть округленный переход от самого протектора к боковине шины.

Дорожные шины нет смысла использовать в зимнее время, а ездить на них оптимально по мокрым грунтовым дорогам. Увидеть такую резину чаще всего можно на скоростном авто, благодаря своей высокой износостойкости они обеспечивают отличную связь с дорогой даже на больших скоростях.

- Зимние шины. Используются, исходя из названия, в холодное время года. Такие шины отлично подходят для езды по обледенелым и заснеженным дорогам. Здесь рисунок протектора такой резины меняется в зависимости от «проблематичности» дорожных условий.

Узнать такую резину можно также по рисунку протектора, на котором присутствуют так называемые «шашки» фигурного рельефа с микрорисунком.

- Универсальные шины, похожи, в принципе на всесезонную резину. Их главное отличие от «всесезонки» заключается в более разветвленном рисунке протектора.

Какие требования предъявляются к рабочей шине?

Рабочая шина – это шина без повреждений, хорошо накачанная и правильно установленная на диск. Резина в нормальном состоянии просто обязана отлично пружинить, амортизировать, а также уметь направлять автомобиль по прямой, отличаться эффективным протектором и долгим сроком эксплуатации.

Шина, как известно, призвана помогать автомобилю хорошо держать дорогу, поэтому правильной резиной можно считать ту, которая может выдерживать приличные нагрузки в продольном и поперечном сечении и делать это на трассе при любых погодных условиях.

Из чего состоят современные шины?

Автошина является достаточно сложной конструкцией, изготовленной из более десяти различных компонентов. Кроме того, в конструкцию шины входят такие важные и обязательные элементы, как каркас, необходимый для обеспечения амортизации, и протектор, ответственный за устойчивость автомобиля при движении.

Основные заблуждения об автошинах

Большое разнообразие на рынке автомобильных шин, а также их не всегда низкая стоимость могут приводить ко всякому рода «конформизму», который сам по себе оказывается в итоге затратным, а порой и небезопасным.

Основное заблуждение относительно всесезонных шин выглядит как отказ водителя менять «всесезонку» на летнюю резину. Однако не стоит забывать о том, что универсальность всесезонной шины достигается в силу компромисса, а значит не всегда эффективного усреднения его основных характеристик.

Об универсальности резины можно говорить только относительно рисунка ее протектора, который может быть до некоторой степени схожим и у летней, и у зимней шины. И все же протектор хотя и является основной составляющей шины, но он не единственный важный ее элемент.

Есть еще и каркас, и его конструкция. Именно поэтому разумнее использовать автошины по сезонам: в жаркую, сухую погоду «переобуваться» в летнюю резину, а в холодное время использовать зимнюю, которая хорошо едет и тормозит по ледяной дороге.

По поводу зимней резины есть такое общераспространенное мнение, что шипованные шины помогут водителю на любой самой опасной обледенелой дороге. Увы, это не всегда так, и никакие шины не спасут, если водитель сам не думает о соблюдении простых правил безопасности.

К тому же на ровной, пусть и скользкой трассе, эта резина обеспечивает хорошее сцепление с поверхностью дороги, но такое ее качество резко снижается при езде по слякоти и по очищенной от снега трассе.

Как выбрать и не ошибиться?

Огромный выбор шин на авторынке делает их покупку порой затруднительным мероприятием. На что в первую очередь ориентироваться при выборе резины для своего авто?

Для начала надо знать типоразмер шин, который обычно указывает сам автопроизводитель в сервисной книге. Там рекомендовано несколько типоразмеров покрышек, которые подходят для конкретной модели автомобиля.

Делает он это неспроста, ведь для того, чтобы подобрать шины, оптимальные для автомобиля, в расчет берутся многие технические показатели модели: вес, время разгона, предельная скорость, угол крена. В этой связи доверять данным производителя – достаточно мудрый ход, который поможет выбрать шины, позволяющие автомобили ездить безопасно и эффективно.

При выборе автопокрышек водитель должен ответить на главный вопрос: «А в какое время года я буду их эксплуатировать, и в каких условиях?». Отвечая на такой вопрос, необходимо иметь ввиду и климатические особенности местности, и сезонные факторы, и экстремальные ситуации, в которые может попасть автомобиль и его водитель.

К примеру, летом при движении по мокрой трассе возникает порой эффект аквапланирования, что делает автомобиль плохо управляемым и представляет угрозу безопасности. Помня об этом, на летний период стоит выбирать шины с протектором, рисунок которого щедро снабжен водоотталкивающими канавками.

Применительно к зимнему времени необходимо не забывать, что в этот период опасность представляют обледенелые дороги, заснеженные участки трассы, а также накатанный снег. Именно поэтому в холодный сезон лучше и безопаснее «обуваться» в зимнюю резину, созданную с учетом всех факторов риска.

И здесь снова необходимо обратить внимание на рисунок протектора резины, который намного грубее, чем у летних автошин, а также содержит многочисленные углубления и специальную маркировку (M+S).

Правильный уход и эксплуатация

Знания о правильном уходе и эксплуатации шин помогут увеличить их рабочий ресурс, а автовладельцу – сэкономить приличную сумму денег.

Правильно выбрав резину для своего авто (с учетом данных автопроизводителя), автолюбитель уже может рассчитывать на ее долговременную службу. Ведь если покрышка соответствует рекомендуемым для конкретной модели характеристикам, то она может:

· оптимально долго выдерживать вес этого авто,

· обеспечивать ему оптимальный разгон,

· поддерживать нужный уровень скорости,

· осуществлять эффективное торможение.

Не стоит забывать также и о таком важном пункте, как давление в шинах. Их постоянная эксплуатация при сниженном давлении приведет к печальным последствиям. Причем чаще всего возникает неисправимый ущерб: резина лопается.

Именно поэтому автовладельцам рекомендуют регулярно проверять уровень давления и в рабочих шинах, и в запаске. Проверку советуют проводить на «холодной» шине, не забывая при этом контролировать герметичность посадки колпачка вентиля.

Необходим и регулярный осмотр покрышек, а именно:

1. проверка протектора на наличие на нем трещин и проколов,

2. осмотр боковин на предмет наличия деформаций и повреждений.

Если обнаружился существенный износ, стоит обратиться в автомастерскую, где проведут диагностику автошин, установят причину их повреждений, проведут монтаж-демонтаж автопокрышек.

Зависит долговечность резины и от манеры езды автолюбителя. Если водить без резкого ускорения движения, избегать частого резкого торможения, это может воспрепятствовать быстрому износу покрышек, уберечь их от перегрева и лишних нагрузок.

Многое зависит и от внешних факторов, от климатических, а также погодных условий. Например, температура воздуха влияет на износостойкость шин, а удары о бордюр, разнообразные препятствия, проходимые на высокой скорости, становятся причиной необратимых повреждений.

Уровень шумности шин достаточно важный параметр, который всегда интересует автолюбителей. Для понимания ситуации стоит разобраться с теорией вопроса. Для примера возьмем покрышки, имеющие одну цену и производителя, но различающиеся по рисунку. Самыми шумными окажутся автошины с направленным рисунком, а также с V-образным протектором. Сюда же можно отнести дождевые шины.

Все дело в законах физики. Если канавки и шашки размещены елочкой, появляется резонанс в области плеча протектора. Вот от этого и появляется излишний шум. Если вам важен акустический комфорт, лучше выбирайте ненаправленные автошины. При этом, придется пожертвовать устойчивостью на мокром асфальте.

Насколько автопокрышки мягкие при движении?

С учетом особенностей наших дорог, а точнее их неровности, такой вопрос довольно актуален. В первую очередь этот параметр зависит от высоты профиля. Чем меньше профиль, тем менее эффективно покрышка скрадывает неровности.

Но даже при одинаковом профиле, одна шина может быть жестче, чем другая. Все зависит от состава резиновой смеси, влияющей на жесткость боковины. Но, не стоит сильно гнаться за комфортом и выбирать максимально мягкие покрышки. У сильно мягких покрышек, имеется риск повреждения диска при наезде на препятствие.

Какого года выпуска?

Очень часто автолюбители стремятся выбирать покрышки текущего года производства. Хотя иногда соглашаются на прошлогодние. Но, даже двухлетние автошины брать уже не хотят.

Если брать теорию, подобные поиски — это просто трата сил и времени. Ведь автомобильные покрышки могут храниться минимум 3 года, не теряя технических характеристик. Но, это только если автошина будет находиться в определенных условиях. А проверить правильно ли хранятся покрышки покупатель не сможет. Хотя определить покрышку, которая неправильно сохранялась можно достаточно быстро. Выглядят подобные изделия мятыми, с трещинками, немного деформированными.

Всегда при покупке визуально оценивайте состояние автопокрышки. Не стоит приобретать шину где есть вмятины, осевые и радиальные искривления, потертости, неровная окружность обода.

Где автопокрышки сделаны?

Зачастую автолюбители интересуются, где была произведена покрышка. Практически все водители стремятся избегать покупки шин, которые произведены в Китае, а также в России. Хотя все крупные производители заявляют, что страна производства не влияет на качество авторезины. Характеристики будут одинаковы в каждом случае.

Дело в том, что на современном производстве влияние человеческого фактора минимально. Все упирается в качество резины, а также оборудования. А эти нюансы на всех заводах полностью идентичны.

По словам продавцов-консультантов, никакой разницы в проценте брака для разных стран нет. Покрышки с недочетами встречаются одинаково часто на шинах, произведенных в разных странах.

Что означают цветные точки на боковине шины и продольные полосы по окружности протектора?

Зачастую водители отказываются приобретать авторезину с маркерами. Считается, что это пометка о выбраковке. Такое мнение достаточно широко распространено.

На практике же точки на борту покрышки вполне нормальная метка, она показывает особенности балансировки автошины. Красная точка отмечает наиболее тяжелое место шины, желтая наоборот самое легкое. Хотя сейчас используются качественные балансировочные станки, благодаря этому потребность в маркировке отпала, но производители по-прежнему ее используют.

С продольными линиями все еще проще. Зачастую это всего лишь след от тестировочного станка, который проверяет радиальное биение покрышки. Также может быть внутренней складской маркировкой. Такие метки наносятся с целью упрощения ориентации работников склада.

На какую скорость автошины рассчитаны?

Вопрос частый, но не слишком логичный. Дело в том, что увидеть эти данные можно на маркировке покрышки самостоятельно. Индекс скорости размещается сразу после типоразмера, обозначается латинской буквой (Z, T, V), расшифровывается по таблице, которые обычно находятся в торговом зале. Но, далеко не всегда можно рассмотреть маркировку покрышки на стеллаже.

Выбирая покрышку по индексу скорости стоит помнить, что тестируются шины на треке в идеальных условиях. На реальной дороге ситуация отличается, поэтому при выборе скоростного режима стоит ориентироваться на ПДД и особенности дорожного покрытия, а не на максимальную скорость для покрышки.

Хорошо ли держат эти шины автомобиль на мокрой дороге?

Этим нюансом часто интересуются автолюбители. Обычно в такой ситуации консультанты советуют приобретать «дождевую» резину, снабжаемую направленным рисунком протектора.

Если вы не сторонник экстремального вождения на высоких скоростях, можно смотреть в сторону дорогих покрышек с ненаправленным рисунком. У них уровень сцепления не уступает «дождевой» резине.

Сколько прослужат покрышки?

Зачастую такой вопрос задают уже имея в виду определенную модель резины. Особенно часто его задают при выборе покрышек дорогого сегмента, относящиеся к классу «А». Покупателей можно понять, при покупке дорогой авторезины хочется, чтобы она служила подольше.

Дело в том, что единого критерия для срока службы шин нет. В основном все производители стремятся сделать покрышки как можно более долговечными. В целом общий принцип следующий — мягкие составы резиновой смеси стираются быстрее. Такую резину обычно имеют покрышки, относящиеся к спортивным. Отличаются повышенным качеством сцепления с дорогой на высокой скорости. Недостатком становится достаточно быстрый износ шины. Некоторые шины имеют индекс износостойкости, по нему можно определить сколько прослужит шина.

Есть ли гарантия на резину и в чем она заключается?

Во всех рекламных сообщениях упоминается гарантия, также крупные магазины помещают наклейки с обещанием гарантии в торговом зале. На самом деле гарантия подразумевает замену покрышки, если на ней обнаружится брак.

Получается, что, если покрышка после покупки окажется непригодна к применению, например, невозможно будет ее накачать, выполнить балансировку, сразу после накачивания появятся «грыжи», в подобном случае магазин без вопросов заменит автошину. В случае, когда брак проявится после некоторого времени использования, обратиться с претензией можно, но вот обменять ее окажется не так уж и просто.

Какие шины лучше всего подойдут для моего авто?

Один из распространенных вопросов. Для ответа на него придется сопоставить технические данные автомобиля и автошины. Чтобы понять ситуацию, приведем пример. Вам не имеет смысла устанавливать на спортивный автомобиль, недорогие покрышки. Возможностей автошины просто не хватит, чтобы перекрыть характеристики транспортного средства. Есть риск возникновения аварийной ситуации.

Если же у вас бюджетная машина, приобретать на нее дорогую, спортивную резину также не имеет смысла. Это будут просто впустую переплаченные деньги. Ведь для таких шин требуются высокие скорости, а с размеренной ездой по городу или трассе, справятся и более дешевые покрышки.

disk1

На автомобильных дисках, точно так же, как и на шинах, есть маркировка, которая помогает определить соответствие изделия к автомобилю.

Что нужно знать?

disk2

Чтобы подобрать диски по размеру шин, необходимо знать параметры дисков. Итак, возьмем за пример маркировку : 6,5JхR16 PCD 5×114,3 ЕТ48 d67,1
Первые символы будут обозначать ширину изделия, которая выражается в дюймах, в данном случае это 6.5J Вторые два символа отображают диаметр, который также выражается в дюймах — R16. Далее идут указания относительно количества крепежных элементов, к примеру, болтов, в приведенном примере их будет пять. 114,3 — это диаметр, центров отверстий, который выражается в миллиметрах. Данный параметр должен полностью соответствовать параметру, заявленному изготовителем автомобиля. Если он будет изменен, качественное закрепление колеса на ступице не получится.
ЕТ48 — сведения о расстоянии привалочной плоскости (ею изделие прижимается к ступице) и серединой диска. ЕТ — вылет, выражается в миллиметрах. И последние символы дают сведения о диаметре центрального отверстия. Его выражают в миллиметрах. ЕТ определяет степень глубины посадки колеса в арку машины. Допускаются отклонения до пяти миллиметров, при более серьезных отступлениях диски нужно примерять к автомобилю, так как он может упираться в элементы подвески или тормозной системы. Выбор дисков с меньшим вылетом повлечет за собой снижение устойчивости транспортного средства и неравномерному распределению тормозных усилий. Различают несколько типов вылета:

  • отрицательный;
  • положительный;
  • нулевой.

При положительном ступица изделия выходит наружу, при отрицательном — наоборот, уплотнена. Каждая модель машины свое значение вылета, что обеспечивает устойчивость транспортного средства, уменьшает нагрузки на подшипники и влияет на управляемость. На немецких изделиях вылет обозначается ЕТ, французы обозначают вылет — Deport, у англоязычных изготовителей -Offset. Монтаж колес с несоответственным вылетом не желателен. Уменьшение способствует увеличение нагрузок на подвеску, увеличение влечет за собой трение диска о подвеску и части тормозной системы.
Нump — небольшие кольцевые выступы, предназначенные для бескамерных шин.

Подобрать шины и диски по автомобилю

Ширина обода должна на двадцать пять — тридцать процентов быть меньше ширины профиля покрышки. К примеру, ширина профиля резины с маркировкой 195/70R15 составляет 195 миллиметров, этот показатель нужно перевести в дюймы, для этого 195 нужно разделить на 25,4 (один дюйм), после чего отнять от полученной цифры тридцать процентов, округлив ответ. У нас вышло 5,5 дюймов. Выходит, что для данной покрышки нам нужен обод 5,5 дюймов. Допустимо отклонение до одного дюйма для дисков диаметром от 10 до 14 дюймов. Для дисков 15 и выше дюймов допустимое отклонение может составлять 1,5 дюймов.

Как правильно подобрать шины к дискам?

kontinental-contiicecontact
На большинстве современных машин установлены диски от 13 до 16 дюймов. Сегодня все чаще можно заметить, что автолюбители увеличивают монтажный диаметр, стремясь использовать низкопрофильную резину.

Вернемся к маркировке, и поближе рассмотрим, что же говорят нам буквы PCD и последующие за ними цифры. Они указывают на количество отверстий под крепежные элементы и их диаметр. Недопустимо, чтобы диаметр отверстий отличался от штатного даже на миллиметр. В случае отклонений, которые на глаз не заметны, только одну гайку можно будет затянуть полностью, другие отверстия будут идти с отклонением, что не даст “дотянуть” крепеж и посадка на ступицу не будет полной. В данном случае болты сами будут откручиваться во время движения автомобиля.

DIA — диаметр посадочного отверстия. Приобретая изделие, вы можете заметить, что его размеры больше штатного, так как изготовители дисков заранее изготавливают отверстие с большим диаметром для того, чтобы их можно было устанавливать на разные модели авто. Для этого диск снабжен переходными кольцами.

Таблица подбора дисков по размеру шины

Чтобы выбрать резину под диски, можно воспользоваться специальной таблицей соответствия, с которой в силах разобраться даже не опытный автолюбитель. В таблице указываются ширина и диаметр диска, и соответствующие ему типоразмеры шин.

Как подобрать шины под диски — таблица

Можно подобрать шины и диски по марке автомобиля, для этого нужно зайти в каталог, где можно выбрать модель и марку машины и указать год ее выпуска. Также можно воспользоваться шинным калькулятором, в который нужно ввести параметры, указанные производителем и нажать “Поиск”. В вопросе, как подобрать ширину диска по ширине шины, также можно положиться на таблицы соответствия, в которых указываются параметры диска и соответствующие им типоразмеры резины.

Воспользовавшись таблицей, вы быстро сможете подобрать и диски и покрышки для своего автомобиля. Конечно, в подборе данных изделий можно полностью положиться на профессионализм консультантов магазина, но лучше быть заранее осведомленным и хоть немного разбираться в данном вопросе самостоятельно — это убережет вас от возможных ошибок.

disk3

Как подобрать диски под шины?

Они должны быть точно подобраны под покрышки. Если использовать слишком узкие или слишком широкие диски, можно нарушить проектный профиль резины — сжать или растянуть боковины. Вследствие нарушения проектного профиля покрышек изменяются их характеристики:

  • изменение размера пятна контакта;
  • нарушение жесткости боковин;
  • ухудшение реакции при поворотах;
  • увеличение риска аквапланирования.

Болты
При замене штампованного стального изделия на легкосплавное, нужно будет использовать более длинные болты, так как легкосплавное изделие имеет большую толщину.

Читайте также: