Что такое длина оси колеса

Опубликовано: 01.05.2024

Существует несколько методов обозначить размер и параметры шины, некоторые производители используют размеры в дюймах, некоторые в миллиметрах, а некоторые – даже в обеих величинах. Примеры, приведенные ниже, помогут Вам определить параметры самостоятельно.

1. Ширина шины (ширина поперечного сечения)
2. Высота шины
3. Высота в поперечном сечении
4. Диаметр обода
5. Наружный диаметр шины

Пример: 3.00-4, 3.50-6, 4.00-8, 5.20-10, 6.00-12…. Первая цифра (3.00) обозначает ширину шины. “-” - обозначает то, что шина является диагональной (радиальная конструкция была бы обозначена буквой R). Последняя цифра (4) обозначает посадочный диаметр в дюймах. Таким образом, шина с параметрами 3.00-4 подходит для 4 дюймового диска, имеет ширину в 3 дюйма и диагональную конструкцию.

Пример: 6-12, 7-14, 8-16, 9.5-18…

То же самое, что и в предыдущем пункте, но без (.00) в первой части типоразмера. Все размеры в дюймах. Важно, что шины с похожими типоразмерами могут не быть совместимыми – шина с параметрами 6.00-12 может очень значительно отличаться от шины 6-12. Если Вы сомневаетесь в определении совместимости – обратитесь к менеджерам Промтехники.

Пример: 4.10/3.50-4, 4.10/3.50-6, 5.30/4.50-6…

Этот типоразмер состоит из 4х частей. Первая цифра (4.10) обозначает ширину шины. Вторая (3.50) обозначает высоту шины. Третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 4.10/3.50-4 имеет ширину 4.1 дюйма, высоту 3.5 дюйма, подходит для дисков диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

Пример: 11х4.00-4, 13х5.00-6, 18х8.50-8, 25х12.00-9…

Первая цифра (11) – это внешний диаметр шины в дюймах. Вторая цифра (4.00) – это ширина шины в дюймах, и третья цифра (4) обозначает посадочный диаметр шины. “-” говорит о диагональной конструкции шины. Таким образом, шина с типоразмером 11х4.00-4 имеет внешний диаметр 11 дюймов, ширину – 4 дюйма, подойдет для диска диаметром 4 дюйма и имеет диагональную конструкцию.

Пример: 10х3, 18х4, 260х85

Такая маркировка является устаревшей, но Вы всё ещё можете с ней столкнуться. Размеры могут указываться как в дюймах, так и в миллиметрах (обычно различить это достаточно легко). Первая цифра (10) обозначает внешний диаметр шины, вторая – ширину шины. Посадочный диаметр не обозначен в типоразмере, но может быть легко вычислен, так как высота такой шины обычно совпадает с ее шириной. Таким образом, шина с типоразмером 18х4 имеет внешний диаметр 18 дюймов, ширину 4 дюйма и посадочный диаметр в 10 дюймов (18 дюймов внешнего диаметра минус 2х4” высоты шины). Современным обозначением для такой шины была бы формула 4.00-10. Шина с типоразмером 260х85 имеет внешний диаметр 260мм и ширину 85мм, или 10” и 3” соответственно, посадочный диаметр – 4 дюйма. Современное обозначение выглядело бы так: 3.00-4.


Пример: 255/60-10, 195/50R13, 420/85R28

Первая цифра – это ширина шины в миллиметрах, вторая – высота профиля (процент от ширины шины), третья цифра – посадочный диаметр в дюймах. Если в типоразмере присутствует буква R – это означает, что шина имеет радиальную конструкцию, а “-” обозначает диагональную. Таким образом, шина с типоразмером 420/85R28 имеет ширину 420мм, профиль – 85% (высота шины равно 85% от ширины, то есть 357мм), радиальную конструкцию и подходит к диску диаметром 28 дюймов.

Пример: 145R10, 155R12

Первая цифра обозначает ширину шины в миллиметрах, а вторая – посадочный диаметр (диаметр диска) в дюймах. R указывает на радиальную конструкцию, “-” – на диагональную. При такой маркировке профиль шины не указывается, и по умолчанию равен 80%. То есть шина с типоразмером 145R10 имеет ширину 145мм, высоту 116мм (80% от 145мм), подходит для диска диаметром 10 дюймов и имеет радиальную конструкцию. Общий диаметр шины можно высчитать переведя все единицы измерения в дюймы или миллиметры и сложив диаметр диска с двойной величиной высоты шины.

В настоящее время норма слойности определяет прочность шины и не указывает количество слоев кордной ткани. Первоначально термин "слой" действительно относился к числу слоев кордной ткани и поэтому служил показателем прочности шины. Но с развитием новых материалов исходную хлопковую кордную ткань сначала заменили на вискозу, а в настоящее время используют нейлон или стальную проволоку.

В результате появилась возможность значительно повысить прочность без увеличения числа слоев материала. Поэтому термин "количество слоев кордной ткани" стал использоваться скорее для обозначения прочности шины, а не для указания действительного числа слоев.

Звездочки (*,**,***) используются для обозначения прочности радиальных шин.


Самые наблюдательные из вас, наверняка, обратили внимание, что осей для МТБ велосипедов много разных. Появляется некоторая путаница, в которой хочется разобраться. Ведь разновидностей этих самых осей на самом деле не так уже и много. Всего два основных вида: эксцентриковые и сквозные. Правда, потом начинаются Boost, Super Boost и Super Boost Plus. Давайте разбираться.

Причина такого разнообразия осей хорошо видна при изучении специфики их конструкции. Чем больше длина оси, тем больше расстояние между дропаутами велосипеда, на котором она применяется. Увеличенное расстояние между дропаутами позволяет разместить в них более широкую втулку. Широкая втулка позволяет размещать фланцы для спиц на большем расстоянии друг от друга, что напрямую сказывается на прочности колеса. Факторов увеличения прочности получается уже два. Во-первых расстояние между фланцами шире. Во-вторых, диаметр оси больше. Как результат, ось становится применимой для больших нагрузок. Всё это про переднее колесо.

Заднее колесо велосипеда более требовательно к себе и не допускает столько вольностей, как переднее. Причина кроется в том, что для расширения расстояния между дропаутами задней вилки придется расширять расстояние между дропаутами. Простите за каламбур. Обратите внимание на расстояние между шатунами и перьями задней вилки на своем велосипеде – оно небольшое, особенно, если велосипед карбоновый. Получается, что уже есть какое-то ограничение. Как минимум, вы будете постоянно цеплять пяткой или шатуном перья, если их раздвинуть немного шире.

Можно было бы раздвинуть шатуны пошире, но и здесь тоже начинаются ограничения. Ведь увеличивая этот параметр мы неизбежно повлияем на биомеханику своих движений не в лучшую сторону. Ширина каретки, угол отклонения шатуна от каретки (Q-фактор) – все эти параметры выверены до миллиметра. Некоторые регулировки, конечно, допускаются, но они весьма несущественны. Если этого мало, то напомню вам о понятии чейнлайн (chain line). Расширение втулки повлечет за собой смещение его наружу, что потребует корректировки ширины со стороны каретки и/или шатунов… В общем, замкнутый круг. Заменив одну деталь пересчитывать придется весь велосипед.

Таблица наиболее распространенных размеров осей

Передняя ось

Расст. между фланцами заднего колеса

100 мм × 15/20 мм

110 мм × 15/20 мм

Superboost (157 DH)

110 мм × 15/20 мм

110 мм × 15/20 мм

Эксцентриковые оси

(100 мм × 9 мм; 135 мм × 10 мм)


Данный тип осей появился на свет 1930-м году благодаря патенту компании Campagnolo. Допускаю, что устройство успешно себя зарекомендовало и до этого года, а вот до патента именно в этот момент добрались итальянцы. Предшественником эксцентриковых осей были обычные оси на гайках. От своих конкурентов они отличаются отсутствием отверстия в центре и большей длинной, чтобы иметь запас для закручивания гаек. Эксцентриковая ось содержит внутри отверстия специальную штангу диаметром 5 мм. На одном конце она оборудована регулировочной гайкой, а на другой зажимным рычагом со смещенным центром оси – эксцентриком. На выходе мы получаем быстросъемное колесо. Монтаж и демонтаж осуществляется голыми руками. Удобно, быстро, практично.



Вилка с дропаутами под эксцентрик

Дропауты под эксцентрики имеют характерные прорези, в которых ось и размещается. Между прочим, во времена, когда скорости переключали путем снятия и переворачивания колеса, появление эксцентрика существенно упростило жизнь гонщиков. Говорят, что Тулио Компаньоло пришел к такой конструкции после проигрыша перед самым финишем на подъеме. Тогда он сильно замерз и не мог быстро раскрутить гайки заднего колеса замерзшими пальцами. Да, сложно раньше все было.

К недостаткам эксцентриков относят низкую жесткость и неточность при позиционировании колеса с дисковым тормозом. Проблема жесткости эксцентриков особенно актуальна на бюджетных колесах, где термическая обработка стали проводилась не очень качественно. Пара выездов и ось изгибается. Часто даже новые велосипеды приходят с уже погнутыми осями. В запущенных случаях кривизна эта сильно мешает крутиться колесу. Небольшая кривизна крутиться не мешает, но на износ подшипников влияет не лучшим образом.

Позиционирование дискового тормоза с эксцентриком осложняется тем, что те же бюджетные колеса поставляются с нарезанной резьбой на осях для конусов подшипников. При первой установке колеса закаленная стальная резьба оси продавливает в дропаутах себе ложе. Вторая установка колеса уже не попадает на то же место, происходит небольшой перекос, которого хватает для возникновения проблем с тормозом. Можно покрутить ось и пробовать снова, часто это помогает. Частое снятие и установка таких осей на велосипед влечет за собой довольно существенный износ дропаутов. Колеса классом повыше, часто на промышленных подшипниках, резьбы на оси не имеют, а значит и дропауты остаются целыми. При такой конструкции демонтаж и последующий монтаж колеса проблем за собой не влечет.

Самый же существенный недостаток эксцентриков заключается в том, что они, порой, сами открываются. В дороге колесо, с высокой вероятностью, вас не покинет. Зато в дропаутах прогрызет новое место для неправильной посадки. Благо, далеко не все модели эксцентриков имеют свойство открываться в пути.

Сквозные оси

(100 мм × 15/20 мм; 142 мм × 12 мм)

Сквозные оси (thru axle) появились на рынке сравнительно недавно, однако все чаще устанавливаются производителями на велосипеды. Крепление таких осей подразумевает отсутствие классических прорезей в дропаутах. Вместо этого есть по одному отверстию в каждом дропауте, одно из них с резьбой. Получается, что ось вкручивается в раму велосипеда. Решение с увеличением длины и ширины оси наряду с применяемой технологией её закрепления, существенно увеличивает жесткость велосипеда и прочность колеса. Сами оси бывают со складным фиксирующим рычагом или с головкой под шестигранный ключ. Монтаж/демонтаж колеса требует больше времени, зато повышается гарантия прочности и уходит проблема с перекосом дисковых тормозов.



Вилка под ось

Негативный момент заключается в том, что от производителя к производителю диаметр, длина и шаг резьбы оси меняются. То есть, при желании осуществить замену придется хорошенько поискать нужный вариант. Применяется может практически на любых велосипедах.

Передние сквозные оси (100/110 мм х 15/20 мм)

Наиболее распространенным размером оси для МТБ ранее был 100х15 мм. Для более агрессивных дисциплин использовалась та же длина, но уже с диаметром 20 мм.

В настоящее время мировая индустрия перешла на оси, которые изготавливаются в тех же диаметрах, но с длинной 110 мм. Тенденций к дальнейшему росту не намечается, пока всем хватает.

Задние сквозные оси (135/142 мм х 12 мм)

Привычные 135 мм на эксцентрике со временем вытесняются осями на 142 мм, они же “сквозные”. Решение вполне оправдано, так как, повторюсь, происходит прибавка в жесткости заднего треугольника. Особенно хорошо должен ощущаться эффект на двухподвесах, где жесткость заднего треугольника вечная проблема.

Boost оси

Бустовые передние втулки, как уже отмечалось, поставляются с длинной 110 мм при даметрах 15 или 20 мм. Задние втулки подрастают до 148 мм при неизменном диаметре 12 мм, что смещает чейнлайн наружу и снижает риск зацепления покрышки цепью. И, да, такие колеса прочнее из-за большего расстояния между фланцами. Встречаются такие оси в агрессивных дисциплинах.

Super Boost и Super Boost Plus оси

Используются в даунхиле и дисциплинах со схожими нагрузками. Весят много, прочные до безобразия. В общем-то, если звучит слово даунхил, то автоматически подразумевается большой вес и прочность на самом высоком уровне. Увеличение длины до 157 мм при диаметре 12 мм в версии Sooper Boost дает определенные преференции по прочности и позволяет размещать покрышки пожирнее. Версия Sooper Boost Plus имеет те же 157 мм длины, но расстояние между фланцами увеличено за счет смещения одного из них ближе к тормозному ротору. Опять же, всё ради жесткости колеса. Оба стандарта оси широкое применение еще не нашли, но индустрия понемногу подтягивается к новым размерам. Sooper Boost втулки не настолько массовые, чтобы вкладывать много денег в разработку новых рам. В основном рамы под такие оси и втулки поступают на рынок от небольших нишевых компаний.

Для получения еще большей жесткости компания Cannondale внедрила технологию Asymmetric Integration (Ai). Любой стандартный велосипед оснащается симметричными задними перьями. За эту красоту приходится платить асимметричным задним колесом. То есть, обод размещается относительно реального центра втулки, но наличие кассеты требует смещения фланца внутрь колеса. Получается, что со стороны ротора и со стороны кассеты спицы приходят к ободу под разным углом, отсюда и асимметрия. Она присутствует на любом заднем колесе любого велосипеда, присмотритесь. Cannondale на своем Scalpel пришла к асимметричным перьям ради симметричного колеса, что повышает его жесткость на 60%. Чейнлайн ради жесткости колеса пришлось также сместить на 6 мм в сторону.

Эксцентрик или сквозная ось?


На сегодняшний день эксцентрики, есть смысл использовать только на шоссейных велосипедах с ободными тормозами. Если велосипед оборудован дисковыми тормозами, вопрос "эксцентрик или ось" не должен стоять: нужно обязательно выбирать модель на оси. А эксцентрики остаются только на самых дешевых или старых велосипедах.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.






Скорость вращения у колеса всегда такая же, как у оси. Поскольку длина окружности у колеса больше, чем у оси, поверхность колеса проходит большее расстояние, чем поверхность оси.

Груз легче передвигать, поместив его на любое транспортное средство с колесами, чем тащить по земле, поскольку в первом случае сила трения меньше. В науке и технике колеса используют не только как средство передвижения.


Данная модель представляет собой тележку с закрепленными осями. Ею очень легко управлять при движении по прямой линии. Однако на крутых поворотах управлять моделью трудно, потому что колеса не имеют возможности вращаться с разными скоростями. Одно из колес на поворотах всегда будет проскальзывать.Данная модель представляет собой рычаг второго рода: точка приложения усилия и точка опоры расположены на противоположных концах, а точка приложения нагрузки – между ними. Усилие, необходимое для перемещения груза, примерно вдвое меньше нагрузки.


Данная модель представляет собой тележку с рулевым управлением. Ею легко управлять при движении и по прямой линии, и по кривой с крутыми поворотами. Разделенные оси позволяют колесам вращаться на разных скоростях, а рулевое колесо обеспечивает удобное управление.


Данная модель демонстрирует универсальное соединение. Когда вы поворачиваете ручку, вращательное движение передается через универсальное соединение под углом к оси вращения. Коэффициент передачи между входом и выходом составляет 1:1.

Как выбрать новые колеса для садовых и строительных тачек?

Садовый и строительный инвентарь всегда должен быть надежным и исправным. От этого зависит продуктивность и безопасность производимых операций. Тачка для строительных и садовых работ периодически нуждается в замене колес, от правильного выбора которых зависит ее грузоподъемность и срок службы. Рассмотрим основные параметры, на которые стоит обращать внимание при их покупке.

Колесо для садовой, строительной тачек

Колеса для тачки могут быть изготовлены из разных материалов, иметь различные размеры и назначение. Садовые и строительные работы с использованием тачки требуют от нее значительной грузоподъемности. Основная нагрузка приходится на колеса. Исходя из этого, следует, что их необходимо выбирать относительно нагрузок, которые будут припадать на каждое колесо отдельно. При этом важен выбор резины, которая и должна выдерживать вес самой тачки и груза, запланированного к перевозке.

Колеса для тачек бывают таких видов.

· Пневматические. Такие колеса требуют подкачки. От давления в шинах меняются жесткость хода и грузоподъемность тачки.

· Полиуретановыеили бескамерные. Более жесткие в ходу, но не боятся проколов.

Пневматические или бескамерные, особенности конструкции

Пневматические колеса для тачек неплохо преодолевают невысокие препятствия в виде кирпича или бордюра. Они идеально подходят для работы в саду благодаря легкости хода.

Колеса полиуретановые для тачки не боятся проколов, а значит, им самая дорога на стройплощадку, где много щебня, осколков и кусков проволоки. Также у них амортизация на уровне пневматических моделей и плавный ход. Материал устойчив к износу и имеет большой срок службы. Поэтому лучше всего подойдут такие колеса для строительной тачки.

Полиуретан не боится слабоагрессивных сред. Это значит, что они не разрушаются при контакте с маслами, бензином, находящимся в пределах от -30°С до +50°С. Такие колеса просты в обслуживании: их достаточно очистить от налипшей грязи и мусора.

Выбирая полиуретановые колеса для работы на строительных площадках, отдайте предпочтение шинам с более глубоким протектором и грунтозацепами, что облегчит перемещение тачки по грунту, песку или гравию.

Как правильно выбрать размер колеса

От диаметра колеса хозяйственной тачки зависит его проходимость. Чем он больших размеров, тем проще будет возить грузы. Важно также уточнить диаметр оси, на которой крепится колесо. Чаще всего встречаются значения 16 или 20 мм.

На тачках используются колеса разного размера. Самыми распространенными являются: 20 мм, 4.80, 3.8, 3.50, 3.25. Обозначение величин производится в миллиметрах и дюймах.

Из каких материалов изготавливают колеса

С развитием химической промышленности и возникновение множества новых материалов появились колеса, не нуждающиеся в подкачке. Также современные материалы не оставляют на полу следов, что важно на полированных или плиточных поверхностях. Основными материалами, из которых изготавливают колеса для тачек, являются:

Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Резиновая шина мягкая в ходу и легко преодолевает препятствия. Колесо полиуретановое для тачки будет самым надежным, а пластмассовые модели износятся быстро. Выбор материала для колеса на тачку должен зависеть от способа и места ее использования, возможных нагрузок.



Что обозначают цифры на покрышке

Производители по-разному обозначают размеры колесных шин. Величины указываются в дюймах и миллиметрах. В одном обозначении могут присутствовать значения в обеих системах измерения. В обозначения входят такие размеры.

  1. Ширина поперечного сечения шины.
  2. Ее высота.
  3. Высота поперечного сечения.
  4. Диаметр по ободу.
  5. Диаметр наружный.

На примере покажем, как читать обозначение на колесных шинах, которые могут указываться по-разному у различных производителей.

Надпись 4.00-8 следует понимать так:

  • 4.00" – ширина шины;
  • «-» – диагональный тип;
  • 8" – посадочный диаметр, указывается в дюймах.

В наименование, D16 маркируется диаметр оси.

В обозначении 3,25/3,00-8 D16 значения следует понимать так:

· 3,25" – ширина шины;

· 8" – диаметр посадки.

· D 16 мм – диаметр оси

При выборе колеса для строительной тачки или садового варианта необходимо учитывать ее конструкцию и наличие ограничения по диаметру. Если в саду тачка должна быть маневренной и мягкой в ходу, то для стройплощадки нужна большая прочность и износостойкость шины. Пневматические колеса более дешевые, но и требуют к себе больше внимания, то есть контроля давления в шинах. Полиуретановый вариант будет стоить дороже, что обусловлено их устойчивостью к износу и механическим повреждениям. В нашем каталоге вы найдете большой ассортимент колес для тачек и тележек высокого качества.


Существует много видов колёс для тележек, в зависимости от самих тележек:

  • Грузовые тележки. На этот вид тележек монтируются обычно два вида колёс: колёса на литовой резине (используются часто в строительстве, где высокий риск прокола камеры) и пневматические колёса (чаще используются при перемещении по ровной поверхности)
  • Гидравлические. Здесь стоит различать между рулевыми колёсами и подвилочными роликами. Ролики изготавливаются из таких материалов, как полиамид или полиуретан. Можно крепить по одному или парой. Рулевые колёса состоят из алюминия или чугуна.
  • Платформенные тележки. Здесь важно учесть, где эти колёса будут ездить, по каким поверхностям и что они будут перевозить. Важно выбирать поворотные или фиксированные колёса.

Характеристики колёс для тележки или тачки:

  1. Внешний диаметр колеса – это первый и самый важный параметр при выборе колеса для хозяйственной тележки. Он определяется достаточно просто, рулеткой (есть диаметром 260 мм, 360 мм, 310 мм и тд.)
  2. Диаметр оси колеса – необходимо замерить внутренний диаметр на колесе отверствия посередине либо диаметр оси. Самые распространенные диаметры осей считаются 16, 20 и 25 мм.
  3. Тип ступицы. Ступицы бывают:
  • Симметричные (одинаковые с двух сторон)
  • Не симметричные (каждая её сторона отличается)
  1. Ширина ступицы колеса – тоже очень важный параметр. Характеризуется вылетом оси на вашей тележке. Если вдруг ширина ступицы колеса, например, оказалась больше, чем вылет оси, то колесо вы не сможете зафиксировать на тележке.
  2. Материал ступицы колеса. Бывает колесо:
  • С пластиковой ступицей
  • С металлической ступицей

По качеству оба вида колёс примерно одинаковой износостойкости.

Подбор колес для тележек – это очень ответственное задание, потому что от него может зависеть скорость работ, их легкость, и, что самое главное, безопасность. Учитывая все факторы и критерии, зная свойства различных материалов и особенности способов крепления, вы можете выбрать именно те колеса, которые идеально подойдут для вашей тележки и позволят вам перевозить грузы максимально комфортно.

Читайте также: