Что такое ниппель на колесе велосипеда

Опубликовано: 14.05.2024

Ниппель — это разговорное название пневматического клапана одностороннего действия, используемого для поддержания давления и обеспечения его регулирования (в основном увеличения) в закрытых ёмкостях, таких как велосипедные шины.

На современных велосипедах можно встретить три вида ниппелей (клапанов) — Schrader, Presta и Dunlop. Schrader, также известный как автомобильный, вероятно, самый популярный, поскольку он имеет ту же конструкцию, что и используемые на автомобильных шинах. Чуть менее популярный тип велосипедного ниппеля — Presta, его ещё называют франзузским. Dunlop — самый старый тип ниппеля, его можно было встретить на всех велосипедных шинах выпущенных в СССР. Использовать его не рекомендуется, т.к. он достаточно быстро выпускает воздух.

При выборе новой велосипедной камеры убедитесь, что диаметр отверстия на вашем ободе и внешний диаметр её ниппеля совпадают. Установка камеры с ниппелем Presta (6 мм) на обод с отверстием 8 мм, без специального переходника, может привести к её повреждению.

Если у клапана на велосипедной камере есть гайка, прижимающая его к ободу, гайку следует затянуть до упора, чтобы велосипедный клапан находился в вертикальном положении. Камера должна быть установлена таким образом, чтобы клапан не был наклонён, потому что это гарантия быстрой потери воздуха. Затягивание гайки на ободе предотвратит перемещение клапана во время накачки.

Dunlop (DV, EV)

Ниппель Dunlop

Ниппель Dunlop

Dunlop, DV (Dunlop valve) или EV (English valve) — классический велосипедный ниппель (используется всё реже и реже). Ниппеля этого типа можно накачать тем же насосом, что и ниппеля Presta. По сравнению с Presta и Schreader имеет более простую конструкцию, которая не позволяет измерять давление с помощью манометра. Диаметр отверстия на ободе – 8 мм. Использовались на шинах всех велосипедов, выпускаемых в СССР.

Presta, Французский (SV, FV)

Ниппель Presta (Французский)

Ниппель Presta (Французский)

Presta или французский ниппель — чаще всего используется на дорожных и трекинговых велосипедах. Он имеет наименьший наружный диаметр (6 мм), поэтому часто используется на шинах небольшой ширины и на узких ободах. Чтобы выпустить воздух из клапана Presta, отвинтите гайку, а затем нажмите на поршень. В велосипедных магазинах можно купить переходник от ниппеля Presta к автомобильному ниппелю.

Schrader, Автомобильный (AV)

Ниппель Schrader (Автомобильный)

Ниппель Schrader (Автомобильный)

Schrader или автомобильный ниппель, часто обозначается как AV (American valve) — наиболее распространённый клапан, не только на велосипедных камерах, но и на бытовых и промышленных устройствах. Велосипедная и автомобильная версия ниппеля Schrader имеет наружный диаметр 8 мм, в других применениях его диаметр может быть от 8 до 16 миллиметров. Велосипедные шины с этим ниппелем могут накачиваться автомобильными насосами (например, на заправочной станции) и почти любым велосипедным насосом. Для выпуска воздуха из камеры с таким ниппелем нужно нажать на его внутренний сердечник.


Всем в детстве приходилось слышать фразу, когда на вопрос как работает то или иное оборудование отвечали - "система ниппель". Она обозначала простое и одновременно хитроумное решение определенных вопросов. На самом деле эта деталь представляет собой цилиндрический пустотелый кусок трубки, оснащенный клапаном, и предназначена для пропускания воздуха только в одну сторону. Ими оснащаются все без исключения надувные камеры: автомобильные, велосипедные и т.п. Главная задача детали — это сохранение нужного давления. В переводе с английского звучит как "сосок". Кроме герметизации воздуха с помощью ниппеля камера фиксируется на ободе или диске.

Принцип работы. Схема. Основные размеры

Деталь состоит из алюминиевой или латунной трубки, в которую вставлена металлическая втулка с резьбой внутри, надетым на нее резиновым клапаном и вставленным золотником. На корпусе ниппеля имеется сверху внешняя резьба, которая предназначается для надевания колпачка из пластика. Все ниппели, кроме тонких, обладают одинаковой посадочной шириной 8,5 мм, различаются только по высоте. Так размер алюминиевых деталей составляет 12 мм, а латунных — 14-16 мм.

В процессе закачки воздуха в полость камеры через ниппель необходимо преодолеть сопротивление резинового клапана или трубки, а также натиск с внутренней стороны на клапан, создаваемый сжатым воздухом. Чем больше концентрация газа – тем больше усилий необходимо тратить, что особенно ощутимо при использовании ручного насоса. В деталях улучшенной конструкции в качестве клапана выступает металлический или пластиковый цилиндр или шарик, примыкающий к кольцевому уплотнению.

Для сдувания камеры необходимо нажать на золотник или шарик твердым предметом, что сдвинет его внутрь, освободив проход для воздуха наружу. С помощью обычных манометров определить давление является проблематичным, поскольку необходимо при подсоединении прибора стравливать клапан. Для такой задачи лучше всего подойдет воздушный насос с вмонтированным в него манометром. Большинство ниппелей способно выдерживать давление не более 6 бар.

Кроме того на внешней части корпуса детали имеется резьба, которая предназначается для накручивания пластиковой крышечки. Это необходимое приспособление, которое защищает внутреннюю часть ниппеля от попадания грязи или пыли снаружи, а также предотвращает случайное соприкосновение, противодействует стравливанию давления.

Деталь бывает из алюминия или латуни. Основные положительные и отрицательные стороны каждого из таких изделий приведены в таблице ниже.

Выражение «изобретать велосипед» носит в русском языке негативный оттенок и означает занятие ненужным делом, усложняющим жизнь. Современный байк – сложное высокотехнологичное изделие, его конструкция содержит много деталей, делающих честь человеческой фантазии и инженерному таланту.

велосипедный ниппель

Первая шина

Однажды ветеринар Джон Бойд Данлоп, шотландец по происхождению, живший в Ирландии, в 1887 году наблюдал, как его маленький сын катается на трехколесном велосипеде с металлическими колесами по булыжной мостовой. Ему в голову пришла идея уменьшить немилосердную тряску, которую тот испытывал, приспособив на колеса эластичную трубку, накачанную воздухом. Первый вариант колеса с шиной был деревянным, с наклеенной на диск кишкой (то ли коровьей, то ли свиной – сказалась его профессия). В дальнейшем более удачным оказался вариант из резиновой трубки.

Для накачивания пневматической шины он изобрел специальный переходник с тоненькой резиновой трубкой, которая удерживала воздух в шине, играя роль обратного или одностороннего клапана. Конструкция этого временного соединения с насосом в общих чертах была применена для производства велосипедных шин, которым занялся небольшой завод, организованный изобретательным ветеринаром вместе со своим братом. Велосипедный ниппель Данлопа, вместе с идеей резиновых шин, был использован и автопроизводителями, сделав его фамилию знаменитой и среди автомобилистов.

Происхождение термина

Слово "ниппель" образовалось из английского nipple (сосок) и обозначает особого рода трубку, обычно снабженную клапаном, для соединения с трубопроводом, или - в случае с вело- или автоколесом – с резиновой камерой или шиной. В английском языке эта деталь конструкции сейчас называется valve - клапан. Велосипедный ниппель – это еще и особая гайка, которая крепит спицу и обод колеса.

как накачать велосипедный ниппель

Ниппель, носящий имя Данлопа, иногда называемый английским, или клапаном Вудса, по имени изобретателя, внесшего свои усовершенствования – это та конструкция, которая использовалась на велосипедах очень долгое время, особенно на байках повседневного назначения и низшей ценовой категории. Сегодня шины с таким клапаном являются раритетом. Более современные модели уже давно оснащаются автомобильным клапаном, носящим имя его изобретателя – Августа Шредера. Позднее появился специальный велосипедный ниппель для гоночных и шоссейных машин, более облегченный по сравнению с автомобильным, называемый клапаном Преста (Presta valve).

Ниппель Данлопа

Для того чтобы накачать такую шину, требуется переходник на велосипедный ниппель с выходным диаметром 3 мм, или штатный ретрошланг, который навинчивается на золотник. Подойдет и современный насос с переходником для ниппеля Presta.

Клапан Шредера

Это изобретение американца Августа Шредера (есть варианты прочтения: Шрадер или Шрейдер) было запатентовано в 1893 году в США. Поэтому иначе этот клапан называется американским, но чаще его именуют просто автомобильным – подобным устройством оборудовано подавляющее большинство колес современных автомобилей и мотоциклов.

Оно используется также на многих холодильных и климатических установках, где требуется дозаправка хладагентом и в других системах в качестве узла стравливания излишнего давления воздуха или технологических жидкостей.

переходник на велосипедный ниппель

Конструкция ниппеля Шредера состоит из трубки, в которую вкручивается рабочий узел – сердцевина, представляющий собой тарельчатый клапан, закрывающий выход воздуха из камеры под воздействием пружины. Регулируя по высоте выступающий стерженек золотника можно контролировать давление воздуха в камере. Золотник вворачивается специальным инструментом, в качестве которого чаще используется защитный колпачок - металлическая крышка с пластичным уплотнителем внутри. Новое слово в подобной системе – встраиваемые датчики контроля давления.

Клапан Presta

Это пневматическое устройство иногда называют французским. Шины с клапаном Presta чаще применяются для колес с более узким ободом, используемых на гоночных, шоссейных или гибридных моделях байков. Диаметр отверстия в ободе колеса такого типа – 6 мм, что позволяет избежать критичного ослабления прочности. Поэтому не стоит адаптировать для спортивных велоколёс камеры с автомобильным клапаном. Это технически возможно, но потребует увеличения отверстия до 8 мм.

 как накачать велосипедный ниппель автомобильным насосом

Устройство велосипедного ниппеля типа Presta отличается от американского клапана Шредера наличием контргайки, фиксирующей золотник и отсутствием пружины, запирающей клапан. Для того чтобы стравить воздух, нужно открутить защитный колпачок и просто нажать на верхнюю часть клапана – нет необходимости выкручивать серединный рабочий орган, как у автомобильного ниппеля. Запирание клапана происходит под давлением воздуха из шины. Это облегчает наполнение камеры воздухом даже при помощи ручного насоса с небольшим рабочим объемом.

Использование ручного насоса

Как накачать велосипедный ниппель с помощью ручного насоса? Главное - определиться с видом соединения. Большинство современных ручных или ножных помп оборудованы головками, предназначенными для двух основных типов – американского и французского, Schreder или Presta. Чаще всего потребуется лишь повернуть оголовок в нужное положение, открыть, если нужно фиксирующий рычаг, надвинуть переходник на ниппель и опустить рычаг, зафиксировав насос на колесе.

 устройство велосипедного ниппеля

Важно не потерять защитный колпачок клапана, предохраняющий рабочий орган соединителя от грязи и пыли. Особенно восприимчив к загрязнению клапан Presta, который легко может выйти из строя из-за меньшего диаметра отверстия для пропуска воздуха и отсутствия пружины.

Качаем с помощью компрессора

Можно ли использовать для двухколесного транспорта не ручной насос, а компрессор? Как накачать велосипедный ниппель автомобильным насосом? В случае с клапаном Шредера это очень просто: все компоненты конструкции и переходники унифицированы и подходят к любому транспортному средству, вне зависимости от числа колес. Для ниппелей других разновидностей потребуются переходники нужного размера.

виды велосипедных ниппелей

В странах, где развитию велосипедного транспорта придают большое значение, – в Германии, Голландии, в Скандинавии – предусмотрены пункты общего пользования для накачивания велоколес, оборудованные компрессорами меньшей мощности, чем автомобильные. Главное при этом - принимать во внимание небольшой объём велокамер и рекомендуемое давление воздуха, чтобы не переусердствовать и не повредить колесо.

Надёжность и комфорт

Экологичность двухколесного транспорта, оздоравливающий характер передвижения на байке делают велосипед всё более популярным не только в сельской местности, но и среди жителей мегаполисов. Применение в современных моделях новых материалов и более совершенных технологий превращают езду на велосипеде в настоящее удовольствие.

Не снижают комфорт и все используемые сегодня виды велосипедных ниппелей. В любой ситуации подготовка двух колес к движению не потребует долгого времени и лишних усилий.

Велосипед сегодня – это полноценное транспортное средство, которое становится популярней с каждым днем. Его устройство кажется простым и понятным, но именно сочетание примитивных механизмов и узлов обеспечивает безупречную работу этого агрегата. Велосипедный ниппель – одна маленькая деталь с большой историей. Именно от него зависит функциональность колес, и сегодня мы расскажем об этой небольшой, но важной соединительной детали более подробно.

Ниппель – что это

устройство ниппеля

На колесе можно найти маленькую металлическую трубку, которая соединяет камеру и обратный клапан. Это и есть ниппель. Предназначен он для закачивания воздуха в шину и его удержания в камере.

В качестве материала изготовления чаще всего используется латунь, но встречаются и стальные изделия. Основная задача детали – герметично удерживать воздух в камере. Этим же термином называют гайки, которые удерживают спицы и обод колеса.

История возникновения

Джон Б.Данлоп

Не многие знают о том, что автомобилестроительная отрасль тесно связана с устройством велосипеда и некоторыми его механизмами. А взаимосвязь эта появилась тогда, когда добропорядочный англичанин Джон Б.Данлоп решил немного усовершенствовать колеса детского велосипеда. Он поставил на них предка всех тех шин, которые сегодня ездят по дорогам. Вот так, благодаря одному детскому велосипеду началась эпоха комфортных автомобилей.

Общее между велосипедом и машиной можно найти и в их конструкции. Например, ниппель. Без этой маленькой детали колесо будет просто куском резины. Значение ниппеля сложно переоценить, поэтому сегодня мы поговорим о его устройстве и разновидностях, расскажем о том, как выбрать и заменить деталь, а также проверить ее состояние.

Виды ниппелей для велосипеда

виды велосипедных ниппелей

  1. Schrader
  2. Dunlop
  3. Presta.

Они отличаются конструктивными особенностями, областью использования и другими характеристиками. Рассмотрим их подробней.

Шредер

Распространенный тип ниппеля с диаметром трубки в 8 мм. Конструкция: золотник с резиновым уплотнителем, закрывающий отверстие в трубке. Когда происходит подключение насоса, средний штырек внутри шланга немного приоткрывает клапан, через который внутрь поступает воздух.

Изделие Schrader неприхотливо в плане обслуживания, защищено колпачком от проникновения пыли и влаги. Адаптировано под автомобильный компрессор, который есть практически на каждой автозаправочной станции.

Dunlop

Он известен многим еще со времен СССР. Беспощадная конструкция, воспоминания о которой вызывают внутренние содрогания, может сломаться в самый неподходящий для этого момент. Принцип действия: в колесо вкручивается трубка, отверстие на которой закрывает резиновая трубочка или кембрик. Встречаются крайне редко: например, в моделях старого образца. Механизм ненадежен, да и весьма уязвим: микроскопические камушки или пылинки, которые попадают под резинку золотника, моментально выводят из строя велосипедный ниппель старого образца.

Presta

presta-schrader

Пожалуй, это самый распространенный тип велосипедных ниппелей, который отличается более современной конструкцией. Правда, есть один нюанс: накачать камеру автомобильным компрессором не получится – нужна специальная насадка или обычный велосипедный насос. Диаметр золотника у Presta составляет 6 мм.

Подобные изделия ставят на шоссейных и горных моделях.

Переходники

переходники для ниппелей

Разновидности ниппелей для велосипеда и их отличительные особенности создали некоторые проблемы для велосипедистов. В частности, каждый ниппель отличается индивидуальными характеристиками и областью применения. Выходом могут стать специальные переходники, которые нивелируют проблемы с различными стандартами изделий. Такой аксессуар можно приобрести практически в любом магазине велотоваров, стоимость его невысока, поэтому заядлым велосипедистам стоит побеспокоиться о приобретении столь практичного и надежного элемента.

Назначение колпачков

Как правило, это пластиковая деталь, которая плотно прикрывает верхнюю часть клапана. Основное назначение:

  • в системе Dunlop препятствует засорению, удерживает сброс давления;
  • в ниппеле Schrader- не только защита от грязи, но и ключ, который позволяет выкрутить и вкрутить золотник;
  • в системе Presta защищает от попадания грязи и предотвращает сброс давления.

Есть также и колпачки, выступающие в качестве декоративного элемента. Так, например, некоторые производители выпускают неоновые колпачки с подсветкой, которые повышают видимость велосипедиста.

Помимо этого, колпачок может стать элементом боевой раскраски велосипеда. А ночью, благодаря яркой подсветке, создает впечатление светящегося круга диаметром с обод. Смотрится весьма эффектно.

Рекомендации по выбору

Presta и Schrader являются наиболее популярными моделями ниппелей: между ними много общего. При выборе изделия следует обратить внимание на ободные отверстия – если их диаметр равен 0,6 см, то соответствует только первый стандарт. Чтобы установить «шредер», следует рассверлить диаметр до 0,8 см и при этом учитывать необходимость дополнительной защиты грани (с этим неплохо справляется обычный герметик).

Заключение

Ниппель – маленькая, но очень важная деталь велосипеда, которая появилась еще в XIX веке. В настоящее время является неотъемлемым элементом как велосипедного, так и автомобильного колеса. Основное предназначение данного элемента – удержание воздушной массы внутри камеры. Есть три разновидности велосипедных ниппелей, каждая из которых находит свое применение в различных моделях велосипеда.

Юлия Салтрукович

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

виды велосипедных ниппелей

Велосипед – это одно из самых гениальных изобретений, которое когда-либо было создано человеком. Он совмещает в себе возможность прекрасно провести время, получить заряд адреналина, улучшить здоровье и путешествовать. Конструкция велосипеда и сложна, и проста одновременно.

Давайте обратимся к устройству одной из маленьких, но при этом крайне важных деталей байка – велосипедного ниппеля, а также посмотрим, какие виды ниппелей можно встретить на велосипедах.

Что такое ниппель?

Ниппель – это трубка, которая соединяет камеру велосипеда и имеет обратный клапан для удержания воздуха, а также для возможности его закачки.

Внимательнее посмотрев на колесо своего байка, Вы увидите, что из ободьев обоих колес торчит трубка, напоминающая сосок.

Также о видах велосипедных ниппелей читайте на сайте Bikepedia.ru

Кстати, с английского языка это слово переводится именно «сосок». Он и отвечает за герметизацию воздуха в камере.

Виды велосипедных ниппелей

виды велосипедных ниппелей

Существует 3 основных вида ниппелей:

  • Автомобильный (Шредер);
  • Dunlop;
  • Presta.

Автомобильный

Данный тип ниппелей является универсальным. Он встречается как на велосипедах, так и на автомобилях.

Имеет наибольший диаметр трубки среди аналогов – 8-8,5 мм. Свое название он получил благодаря гражданину Соединенных Штатов Августу Шредеру. Он также называется американским ниппелем.

виды велосипедных ниппелей

Данная разновидность ниппелей является наиболее неприхотливой к пыли и влаге. Они, как и прочие аналоги, защищены колпачками. Однако автомобильный ниппель более прочный и долговечный. Его преимущество в том, что накачать колесо с таким ниппелем можно, используя обычный автомобильный насос.

Благодаря своей универсальности и долговечности данный тип детали устанавливается на большинство современных велосипедов начальной и средней ценовой категории.

Поэтому автомобильный ниппель можно с уверенностью назвать самой распространенной деталью на данный момент.

Dunlop

Данный вид велосипедных ниппелей уже вышел из эксплуатации. Он устанавливался на велосипедах времен Советского Союза.

И хотя его можно встретить в некоторых велосипедных магазинах, современные «железные кони» им уже давно не оснащаются. Диаметр отверстия составлял 8 мм.

виды велосипедных ниппелей

В качестве обратного клапана использовалась резиновая трубка. Резьба в Dunlop была намного меньше, чем в автомобилях. Поэтому универсальный насос здесь уже не подходил. В этом заключался один из самых существенных недостатков данного типа велосипедных ниппелей.

Для его накачки требовался велосипедный насос. Либо приходилось снимать наконечник автонасоса и вставлять в ниппель трубку. При этом требовалась помощь друга, который плотно удерживал бы трубку в ниппеле.

Presta

Этот тип велосипедных ниппелей также меньше автомобильного аналога, но он более адаптирован для спортивных байков. Presta, или французский ниппель, отличается легкостью и ставится на бескамерные шины.

Если автомобильные аналоги устанавливаются на велосипеды начальной и средней ценовой категории, то Presta – на дорогие.

Диаметр отверстия составляет 6 мм.

Для его накачки требуется велосипедный насос или переходник для автонасоса. Большинство современных велонасосов оснащены переходником с автомобильного ниппеля на Presta.

виды велосипедных ниппелей

Французский аналог отличается хрупкостью обратного клапана, поэтому, накачивая его, необходимо действовать осторожно.

Если наконечник насоса адаптирован под автомобильный ниппель, необходимо выкрутить гайку, извлечь резинку и втулку. Втулку нужно перевернуть узким концом вниз. Затем перевернуть резиновый конус широким концом вниз и зафиксировать гайку. Таким образом, вы поменяете насадку с автомобильного на ниппель Presta.

В каждом ниппеле имеется золотник или обратный клапан, который отвечает за герметизацию камеры. Если он закручен плотно, то для «продавливания» клапана потребуются дополнительные усилия, иначе воздух в камеру поступать не будет.

А поскольку золотник у Presta достаточно хрупкий, повредить его легко. Поэтому прежде чем накачивать колесо, открутите на один-два оборота обратный клапан и аккуратно вставьте насос.

Даже если Вы сломаете золотник, его можно легко вывернуть из ниппеля и вставить новую деталь.

Функция колпачков

На данный момент колпачки выполняют не только практическую, но и эстетическую функцию.

Например, в продаже имеются светящиеся неоновые колпачки для ниппелей, которые не только позволяют атомобилистам видеть Вас в темное время суток, но и придают вашему велосипеду шикарный вид, особенно если свет неона сочетается с цветом байка.

Подробнее о способах подсветки велосипедных колес читайте в этой статье.

Но в чем основная функция колпачков? На велосипедных ниппелях советского образца Dunlop устанавливались колпачки из пластмассы, и служили они для защиты конструкции от влаги и пыли.

Они также в определенной мере препятствовали «утечке» воздуха из камеры.

В автомобильных ниппелях колпачок выполнял две функции:

  • Защищал от попадания грязи;
  • Служил «ключом» для монтажа/демонтажа обратного клапана.

Крышка колпачка была выполнена в виде ключика, имеющего пазы под золотник.

С его помощью можно было закрутить обратный клапан, чтобы препятствовать просачиванию воздуха или, наоборот, открутить для комфортной накачки камеры.

В Presta колпачки служат защитой не только от влаги и пыли, но и от повреждений, ведь, как было сказано выше, данный вид велосипедных ниппелей очень хрупкий.

виды велосипедных ниппелей

Чтобы умело накачивать колеса и сохранить ниппель, необходимо знать особенности его устройства.

Надеемся, что данная статья поможет Вам лучше узнать свой велосипед и использовать все его компоненты в полной мере. Приятного катания!

Читайте также: