Что такое юз колеса автомобиля

Опубликовано: 16.05.2024

Сегодня ехал на такси-машине, водитель которой рассказал мне про, казалось бы, необъяснимый случай.
А именно, что большую гружёную фуру (на которой он раньше и работал) на практике невозможно остановить на том же самом тормозном пути, который годится для маленького легкового автомобиля.
Над чем я и призадумался сразу: и почему же? Ведь формула тормозного пути не включает в себя массу машины.

Но, как известно, фура представляет из себя сцепку собственно тягача и прицепа с грузом.
А хотя … давайте начнём с самого простого.(а про сцепку эту мы потом рассмотрим, в следующей статье)
И для этого представим, что Вы – водитель автомобиля и его Вам надо (срочно!) затормозить. Что произойдёт, если Вы резко нажмёте на тормоза?
(и, в особенности, на (потенциально) скользкой дороге
(заснеженной, или даже обледенённой.(что вот уж скоро будет) Или попросту мокрой.))
Все практики-водители знают, что при этом машина перестанет слушаться тормозов и пойдёт «юзом», то есть возникнет проскальзывание колёс машины относительно дороги.
(а уж тем более, если ты на зимнюю резину шины не успел вдруг поменять.)
Поэтому-то водители-практики применяют следующий приём: при необходимости затормозить на (потенциально) скользкой дороге они нажимают на педаль тормоза плавно и по нескольку раз. Чего тут в результате машина останавливается у них. (хотя и пройдя немного больше путь тормозной, чем ожидалось)

Но самое главное-то тут что? Что как водителям-практикам всё-таки удаётся затормозить машину, в ситуации критической для торможения её?
А, видимо, они, учебник физики в своё время читали хорошо (или занимательные по физике книги Перельмана) Из чего они и знают такой вот опыт: если на стол постелить нам скатерть, и на неё поставить кухонную утварь, то при выдергивании скатерти этой резко (то есть при большой скорости ей) вся эта утварь останется на столе. А, если же скатерть плавно тут тянуть, то всю эту утварь ты на пол стянешь.
А отсюда вывод: сила трения тем больше, чем медленнее мы двигаем предмет относительно (контактирующего с ним) предмета.
(то есть она зависит не только от веса двигаемого предмета (как это сказано в учебнике по физике для средней школы), но и от скорости его.)
А отсюда и обратное этому явленье: если пытаешься (с места) разогнаться очень скоро, то машина тут опять юзит и, возможно даже, совсем не трогается с места.

От непонимании этого явления возникает и следующая ошибка: если, завязнув на скользком грунте
(о глубине погружения в этот грунт в следующей уже статье.
Поэтому пока что глубина увязания в грунте - ноль)
и пытаясь вырваться из него, водитель что есть силы жмёт на газ! .. то получает … ноль, как результат.(приложения сил к педали)

Так каково же всё-таки научное объясненье этому вот явленью?
Поскольку сила трения между телами возникает из наличия неровностей на них, то получается, что эта сила является отраженьем дополнительной энергии затраты, чтобы на эти неровности въезжать. Но если скорость мы придаем такую двигаемому предмету, что перелетает сразу, за 1 «присест», через неровностей много, то дополнительной энергии на неровности подъём мы будем тратить меньше. А именно, примерно во столько же раз меньше, через сколько неровностей мы за раз перелетаем, ибо после этого только нам опять на неровность взбираться надо. А отсюда вывод: чем больше скорость, сообщаемая телу, тем меньше будет (по модулю) сила тренья, действующая на данное тело. Ибо в итоге наши энергии затраты на (неровности) подъём, конечно, будут меньше.
В итоге: чем больше скорость объекта относительно объекта торможения, тем меньше сила трения между ними.
(Вот подробнее эти рассужденья )

А отсюда нам теперь становится понятно, почему при попытке быстро затормозить машину или её быстро разогнать проскальзывание колёс по грунту возникает. Ибо в этом случае не хватает силы трения колёс о грунт. Ибо даже при той же самом машины весе
(то есть вместо её массы.
Ибо именно от веса тела (а не от его массы изначально) зависит сила реакции опоры
(которая и вписана в закон Кулона-Амонтона, который и определяет модуль силы тренья)
Которая зависит, между прочим, от угла наклона плоскости наклонной, по которой движется тело.
А отсюда новая тема: разгон и торможение на подъёме или спуске)
сила трения и от скорости движения машины еще зависит (относительно грунта)(а на самом деле – от линейной скорости движения точки на ободе колеса относительно грунта.)

А отсюда такое вот резюме: если мы пытаемся затормозиться или разогнаться очень быстро
(и какая же линейная скорость на ободе колёс тут критична (для возникновения юза) - нам предстоит еще разобраться. А поэтому это тема следующей статьи.),
то машина наша перестанет слушаться нас.
А чтобы слушалась она нас, надо жать на тормоз плавно (или плавно педаль сцепления нажимать, когда машину разгоняем) Ибо при этом проскальзывание не колеса относительно дороги возникает, а тормозного диска относительно колодки тормоза. Что оставляет колёса во вращеньи, но с меньшей скоростью, чем была. Поэтому колёса относительно грунта также движутся с меньшей скоростью, что и увеличивает силу трения колёс о грунт, а также эффективность торможенья.

**
Теперь продолжим дальше рассуждение наше. Представим, что мы затормозить решили, на потенциально дороге скользкой жмём на тормоза. Но при этом мы не знаем (хотя, возможно, и предполагаем), что коэффициент трения колёс о грунт для левого и правого колеса различен. А отсюда тут возможно и такое: при некоторой скорости обода колёс проскальзывание левого и правого колеса относительно грунта различно будет. Так что мы получаем тут в итоге? Занос, конечно же, занос.
То есть машина наша поворачивать начинает относительно прежнего нашего курса (и это несмотря на то, что мы не трогаем руля) И притом в сторону ту, на которой больше коэффициент тренья силы.
То же самое (в этом же случае, то есть в случае асимметрии коэффициентов тренья по колёсам) будет, если мы решили разогнаться. (то есть тоже получим мы занос) Но только лишь с отличием тем, что машину (нежданно-негаданно) разворачивать будет в сторону ту, на которой меньше коэффициент тренья силы.

Теперь давайте ситуацию управления машиной усложним. И рассмотрим мы машины поворот, которому сопутствует асимметрия коэффициентов трения по колёсам. Что мы получим тут в итоге?
Если поворачиваем, допустим, влево, а коэффициент трения правого колеса о дорогу меньше, чем у левого колеса, то опять получим мы занос. И заносить нас будет в этом случае вправо, минус к повороту руля.
(И как нам реагировать на это? Увеличить угол поворота руля или увеличить скорость движения машины, ибо иначе мы не впишемся тут в дугу поворота.)

Если поворачиваем, опять же, влево, но коэффициент трения правого колеса о дорогу больше, чем у левого колеса, то опять получим мы занос. Но заносить нас будет в этом случае влево, плюс к повороту руля.
(И как нам реагировать на это? Уменьшить угол поворота руля Или уменьшить скорость движения машины. ибо иначе мы не впишемся в дугу поворота.)
А главное без необходимости не надо резко нажимать на газ или тормоз.

А также машина юзит еще и потому, что при повороте линейная скорость наружного колеса больше, чем скорость внутреннего колеса. (а значит, сила трения, действующая на него, меньше) А отсюда, из этой особенности силы тренья (от скорости еще зависеть, см. статью по связанной теме) проскальзывание возникает, наружного колеса. Поэтому при крутом машины повороте, да еще и на поверхности скользкой) машину и заносит, в сторону, обратную повороту.

Юз — скольжение по опорной поверхности (дороге, рельсам) колёс транспортного средства (автомобиля, трамвая, железнодорожного вагона), при котором линейная скорость поверхности колес ниже скорости опорной поверхности относительно транспортного средства.

Юз наблюдается при торможении, причиной юза является превышение тормозного усилия над силой сцепления колеса с опорной поверхностью.

Юз возникает не только при блокировании колеса, но и при его вращении, когда колесо проскальзывает по дороге.

Скольжение колес при разгоне -- буксование (на железнодорожном транспорте боксование).

Во избежание юза на современных автомобилях применяют антиблокировочные системы, снижающие тормозное усилие при возникновении юза.

Юзом также могут двигаться гусеничные машины, например тракторы, тягачи и танки. В качестве примера в Германии был проведён полушуточный эксперимент, кто быстрее остановится — легковой гоночный автомобиль «Порше-911» или основной боевой танк «Леопард-2» при равной скорости в 70 км/ч на ровном покрытии аэродрома. При торможении у «Порше-911» сработала антиблокировочная система (АБС), а «Леопард-2» юзом прошёл гораздо больший путь, чем легковой автомобиль. С другой стороны, помещённый в те же условия сёдельный тягач Mercedes Actros с АБС уступил танку по длине тормозного пути.

Последствия езды юзом

  • Повышение тормозного пути, угроза ДТП.
  • Повышение износа резины.
  • У автомобилей юз задних колёс, как правило, приводит к боковому заносу задней оси.
  • Для рельсовых транспортных средств (трамваи, подвижной состав железных дорог и метро) движение юзом приводит к истиранию заблокированных колёс в месте их соприкасания с рельсом и появлению на бандаже колеса плоского участка — так называемого ползуна. Наличие ползунов (несимметричности колёс относительно оси вращения) приводит к повышению шума (стук от последующих ударов лыски о рельс), вибрации (расстояние оси колёсной пары до поверхности земли уже непостоянно при движении), неравномерному износу рельсов (так называемый волнообразный износ рельсового пути). Для устранения этих вредных явлений колёсные пары с ползунами необходимо обтачивать, а рельсовые пути обрабатывать вагоном-рельсошлифовальщиком. Бандажи, сточившиеся таким образом называют "квадратными".
  • У гоночных автомобилей с мягкими шинами езда юзом также может привести к появлению плоских участков на шинах, что делает машину менее манёвренной и повышает шансы на поломку подвески.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юз (автомобильн.)" в других словарях:

Обоз военный — ОБОЗЪ ВОЕННЫЙ, подъемн. средства, служащія для перевозки за войсками разн. рода запасовъ. Часть О. составляетъ принадлеж ть отдѣл. войсков. частей и носить названіе полкового О. Здѣсь возятся предметы, въ к рыхъ войска нуждаются всегда въ бою, въ … Военная энциклопедия

Иванов, И. М. — авт. кн. "Русские кустари" (СПб., 1902). <Венгеров> Иванов, И. М. критик, сотр. "Всемирн. вестн." 1903 г. <Венгеров> Иванов, И. М. авт. кн. "Новейшие способы устройства шоссе в связи с развит. автомобильн. движ." … Большая биографическая энциклопедия

Юз автомобиля представляет собой скольжение колес любого транспортного средства (трамвая, автомашины, ж/д вагона и т.д.) по опорной поверхности дороги (рельс), при котором скорость вращательного движения поверхности колес ниже скорости опорной поверхности по отношению к транспортному средству. Это означает, что юз автомобиля возникает в следующих случаях:

ЮЗ автомобиля

  • В процессе торможения, когда тормозное усилие превышает силу сцепления колес с поверхностью дороги. Чаще всего бывает во время дождя и гололеда.
  • При блокировке колеса или его вращении в холостую (проскальзывании).
  • При буксовании – возникновении скольжения во время разгона.

Чтобы избежать возникновения юза на автомашины устанавливают антиблокировочные системы - ABS. Для железнодорожного транспорта используют регулировку тормозного усилия путем применения грузового авторежима с подбором необходимой нагрузки.

Юз автомобиля

Среди последствий поездки юзом стоит выделить следующие:

  • Увеличение тормозного пути, риск возникновения ДТП.
  • Уменьшение эффективности рулевого управления при возникновении блокировки передних колес.
  • Более быстрая изнашиваемость резины.
  • При юзе задних колес машины возникает боковой занос задней оси.
  • Рельсовые транспортные средства при езде юзом стирают заблокированные колеса в соприкасающихся с рельсами местах, и получают на бандаже колес образования в виде плоского участка.
  • Гоночные автомашины после езды юзом также могут обзавестись плоскими участками на шинах, что приводит к потере маневренности и увеличению риска возникновения поломки.

Поэтому будьте осторожны, ведь движение юзом может иметь весьма ощутимые последствия.

При скольжении передних колес автомобиль продолжает движение вперед, хотя вы повернули рулевое колесо направо или налево.

Действия водителя заднеприводного автомобиля:

1. Немедленно уберите ногу с педали газа. При этом не выключайте сцепление и не тормозите.

2. Поворачивая руль, выпрямляйте положение передних колес. Они должны быть повернуты в то направление, в котором вы двигались до юза.

3. Почувствовав сцепление колес с дорогой, начинайте плавно ускоряться.

Действия водителя переднеприводного автомобиля:

1. Не снимая ноги с педали газа, ослабьте давление на нее. При этом не выключайте сцепление и не тормозите. Следите, чтобы машина сбросила скорость не очень резко, в противном случае юз «перекинется» и на задние колеса.

2. Плавно поворачивайте рулевое колесо в направлении следования до юза.

3. Почувствовав выравнивание автомобиля, начинайте плавно ускоряться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Совет № 107 Зимой эффективнее всего тормозить двигателем, поскольку это позволяет не только увеличить сцепление колес с поверхностью дороги, но и избежать юза

Совет № 107 Зимой эффективнее всего тормозить двигателем, поскольку это позволяет не только увеличить сцепление колес с поверхностью дороги, но и избежать юза Тормозить двигателем нужно так: Не выключая сцепления (не нажимая педаль сцепления), уменьшить подачу топлива и

Совет № 140 Почувствовав биение на руле, проверьте балансировку колес. Если после балансировки биение не проходит, следует проверить рулевое управление – рулевые тяги, рулевую рейку

Совет № 140 Почувствовав биение на руле, проверьте балансировку колес. Если после балансировки биение не проходит, следует проверить рулевое управление – рулевые тяги, рулевую рейку Вы почувствовали легкое биение на руле, которое проходит, как только вы ускоряетесь или,

Дойч Лоран Метроном. История Франции под стук колес парижского метро

Дойч Лоран Метроном. История Франции под стук колес парижского метро При участии Эммануэля Хайманна Эдди Митчеллу, первому, кто пробудил во мне интерес к истории благодаря передаче «Последний сеанс». Моей сестре и родителям, которым, увы, пришлось стать вынужденными

Юз задних колес

Юз задних колес При скольжении задних колес автомобиля его разворачивает боком к направлению движения. Так происходит во время поворота на высокой скорости, а также при резком торможении на скользкой или неровной дороге. Вот схема действий водителя машины любого

Юз всех четырех колес

Юз всех четырех колес При резком торможении могут оказаться заблокированными все четыре колеса вашей машины, и она начнет скользить боком вперед или, при заметном поперечном изгибе профиля дороги, – к обочине.Ваши действия:1. Немедленно прекратите

ЮЗ, -а, м. Скольжение колес, переставших вращаться. Машина пошла юзом.Ю. на мостовой во время осеннего листопада

юз 1. м. Скольжение колес, которые перестали вращаться. 2. м. устар. Буквопечатающий телеграфный аппарат; телеграф.

юз скольжение, невращение; Юзеф Словарь русских синонимов. юз сущ., кол-во синонимов: 4 • аппарат (109) • невращение (1) • скольжение (12) • юзеф (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аппарат, невращение, скольжение, юзеф. смотреть

(Hughes), Джон (1814 - 17.VI.1889) - рус. капиталист, по национальности англичанин. Род. в Мертир-Тидвил (Юж. Уэльс) в семье инженера. Работал на англ. смотреть

юз [< соб. англ.] – буквопечатающий телеграфный аппарат. Первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат был изобретён русским учёным, академиком Б. смотреть

ЮЗ, а, ч.Літеродрукувальний телеграфний апарат.В “апаратній” його зустріла чергова новина. В Кутку, коло вікна, там, де завжди працювали “Юзи”, поставл. смотреть

ЮЗ Джон (1814-89), инженер-металлург, предприниматель. Выходец из Великобритании. Получил от российского правительства концессию на строительство заво. смотреть

движение колеса при наличии продольного скольжения. Ю. транспортного средства — движение транспортного средства при наличии у ведущих колес продольн. смотреть

1) Орфографическая запись слова: юз2) Ударение в слове: ю`з3) Деление слова на слоги (перенос слова): юз4) Фонетическая транскрипция слова юз : [`ус]5). смотреть

skidding, scuffing* * *юз м.skidдви́гаться ю́зом — skidпари́ровать юз — correct a skid* * *skidСинонимы: аппарат, невращение, скольжение, юзеф

корень - ЮЗ; нулевое окончание;Основа слова: ЮЗВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - ЮЗ; ⏰Слово Юз содержит следующие мор. смотреть

м. авто slittamento m, slittata f, pattinamento m

I сокр. от юго-запад; = ю.-з.sud-ovest, S-O II сокр. от юго-западный; = ю.-з.di sud-ovest

ЮЗ Джон (1814-89), российский предприниматель. По происхождению англичанин. Получил от российского правительства концессию на строительство завода в Донбассе. В 1869 основал акционерное общество, построил в с. Юзовка (ныне г. Донецк) металлургический завод.<br><br><br>. смотреть

нрч спц - идти юзом Синонимы: аппарат, невращение, скольжение, юзеф

ЮЗ (Hughes) Дейвид Эдуард (1831-1900), изобретатель в области телеграфии и телефонии. Родился в Лондоне. С 1838 жил в США, с 1877 в Великобритании. Разработал буквопечатающий телеграфный аппарат (1855), угольный микрофон (1878) и др.<br><br><br>. смотреть

м.машина пошла юзом — la voiture a chasséСинонимы: аппарат, невращение, скольжение, юзеф

ю́з, ю́зы, ю́за, ю́зов, ю́зу, ю́зам, ю́з, ю́зы, ю́зом, ю́зами, ю́зе, ю́зах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: аппарат, невращение, скольжение, юзеф. смотреть

м. спец.(при торможении) derrapaje m, patinazo m

ЮЗ, а, ч. Літеродрукувальний телеграфний апарат. Словник української мови: в 11 тт. / АН УРСР. Інститут мовознавства; за ред. І. К. Білодіда. — К.: Наукова думка, 1970—1980.— Т. 11. — С. 612. смотреть

Читайте также: