Если сломалась ступица переднего колеса

Опубликовано: 01.05.2024

Как выявить неисправность ступичного подшипника

25.04.2019

Ступичный подшипник — один из наиболее нагруженных узлов ходовой части авто. О том, как проверить исправность или неисправность ступичного подшипника, за счет каких процессов зарождается эта проблема, а также чем она чревата, рассказывают эксперты TopDetal.ru.

Содержание:

Причины неисправности ступичных подшипников

Практически все известные причины неисправностей переднего и заднего ступичных подшипников сводятся всего к четырем пунктам.

  1. Неправильный монтаж ступичного подшипника. Конусные подшипники при установке зажимаются со строго определенным моментом. Если недожать ступичную гайку — подшипник будет люфтить и разбиваться при проезде неровностей. Если пережать — он начнет разогреваться от повышенного трения, что вызовет цепную реакцию: деградацию смазки, разупрочнение металла от перегрева и, как итог, лавинообразный износ самого подшипника.
  1. Систематическая езда по разбитым дорогам. Динамические нагрузки от езды по плохим дорогам и частые вхождения в крутые повороты на больших скоростях — одна из главных причин быстрого износа ступичных подшипников.
  2. Недостаток смазки или ее загрязнение. Ступичный подшипник обязательно должен обильно смазываться. Если смазки будет недостаточно, то рабочие поверхности тел качения и обоймы быстро выработаются. Кроме того, быстро выведут подшипник из строя повреждение пыльников, попадание воды и абразивов в рабочую полость ступицы.

как проверить неисправность ступичного подшипника

  1. Изначально низкое качество подшипника. Сегодня большинство даже недорогих подшипников от малоизвестных брендов обладает достойным качеством. Однако встречаются «безымянные» запчасти и плохие подделки, которые рассыпаются буквально через несколько тысяч километров.

При правильном подходе к эксплуатации авто и выбору запчастей можно исключить все эти причины, что позволит надолго забыть о замене ступичных подшипников.

Нужна профессиональная помощь в подборе деталей? Свяжитесь с нами по телефону или воспользуйтесь формой ниже.

Как выявить неисправность ступичных подшипников

Есть несколько способов того, как можно определить неисправности переднего или заднего ступичных подшипников. Причем все они не требуют особых навыков или специализированного инструмента.

В первую очередь обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:

  • гул при езде, который зависит от скорости авто, а не от включенной передачи;
  • легкий металлический стук при проезде неровностей;
  • увеличившийся люфт руля, его дрожание при езде на высокой скорости по дороге с дефектами полотна (один из симптомов неисправности переднего ступичного подшипника).

Главный и наиболее явный признак неисправности ступичного подшипника — это гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. После этого слегка «побросайте» руль . Если при повороте руля вправо гул усиливается — неисправен подшипник справа; и наоборот.

причины неисправности ступичного подшипника

После этого вывешиваем ту сторону авто, на которой был выявлен неисправный подшипник. Вращаем переднее и заднее колеса вручную с покачиванием их в горизонтальной и вертикальной плоскости. Если на колесе ощущается легкая ступенчатость вращения, слышен характерный шелест перекатываемых шариков или роликов, есть повышенный люфт — ступичный подшипник барахлит именно на этой оси.

Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный разогрев ступицы. Если есть подозрение на проблемы с подшипником ступицы — после поездки осторожно прикоснитесь рукой ко всем колесам. Та ступица, которая разогрелась заметно сильнее остальных, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).

Последствия неисправности ступичного подшипника

Езда с изношенным ступичным подшипником опасна. Опытные водители никогда не затягивают с заменой вышедшего из строя ступичного подшипника, так как знают, чем может быть чревата эта неисправность.

Если разрушится передний ступичный подшипник — автомобиль потеряет управляемость. Неисправность заднего ступичного подшипника менее опасна в плане управляемости авто. Однако есть немало случаев, когда оторвавшееся от ступицы колесо наносило серьезные повреждения встречному транспорту или другим объектам и даже людям.

Устанавливайте только качественные ступичные подшипники и внимательно следите за их состоянием.

Если во время езды автомобиль неожиданно начал издавать подозрительные звуки, похожие на ширкание железякой по стиральной доске – это, как минимум, повод задуматься. А если шум стал сопровождаться легким похрустыванием, вывод более чем очевиден – это ступица, а вернее, ее подшипник. Эта деталь является контактным элементом в подвеске машины. Каждый водитель должен уметь определять ее неисправность и знать, как проверить ступичный подшипник.


Чем опасна неисправность ступичного подшипника

Опытный автолюбитель ни за что не будет ездить при наличии такой неисправности. Это очень опасно, поэтому тянуть с заменой подшипника не стоит. Если ступичный подшипник будет находиться в состоянии полной или даже частичной изношенности, это приведет к утрате жесткого крепления колеса на оси. В случае разрушения подшипника весьма велика вероятность того, что колесо может просто отлететь.

Уже частичное разрушение этой детали приведет к потере управляемости автомобилем. Особенную опасность представляет износ переднего ступичного подшипника. Если разрушается задний элемент, то это уже не так опасно, хотя, конечно же, тоже очень серьезно. Нетрудно себе представить, что произойдет, если во время езды отлетит заднее колесо, когда на трассе полно другого транспорта. Вот почему замену контактного элемента необходимо осуществлять на стадии, когда он только начинает гудеть.

Причины поломки подшипника

Причин может быть несколько. Основными из них являются:

  • непрофессиональная установка расходника;
  • постоянная езда по "убитым" трассам;
  • недостаток смазочного материала или его замусоривание;
  • установка некачественной детали;
  • перегрузка авто.


Теперь обо всем по порядку. Итак, установка шарнирных элементов должна осуществляться под определенным моментом. Недожатие ступичной гайки чревато появлением люфта. Кроме того, это грозит разрушением элемента, если автомобиль будет часто ездить по неровной дороге. Пережатие же приведет к чрезмерному трению и, как следствие, к разогреву, что послужит причиной деградации смазочного материала и разуплотнения металлических узлов. Соответственно, сам контактный элемент в условиях такой эксплуатации быстро разрушится.

Иногда неопытные водители во время установки ступичного подшипника забивают его в ступицу молотком. Даже не думайте об этом, ведь нанесение ударов по шарнирному элементу приведет к сокращению его ресурса. Делать это опасно даже в том случае, если устанавливается качественный подшипник.

Эта деталь не будет служить долго, если постоянно эксплуатировать автомобиль в условиях разбитых дорог. Также на износ данного элемента сильно влияют крутые повороты на высокой скорости.


При отсутствии достаточного количества смазывающего вещества поверхности тел качения быстро износятся. А еще необходимо следить за состоянием пыльников, так как их повреждение будет способствовать разрушению шарнирных элементов. Попадание на рабочую поверхность влаги и абразивных элементов также оказывает неблагоприятное действие на состояние подшипников.

Сейчас на автомобильном рынке можно встретить дешевые и при этом качественные образцы контактных элементов. Но все же по-прежнему продаются некачественные небрендовые поделки, которые прослужат совсем недолго. Чтобы обезопасить себя от них, не покупайте "безымянные" детали. Иногда в магазинах продается откровенный брак российского и китайского производства.


Автомобиль не рекомендуется перегружать даже в том случае, если он ездит по хорошим дорогам. Перегруженность транспорта создает излишнюю нагрузку на контактный элемент, что ведет к его преждевременному разрушению.

Как проверить ступичный подшипник: пошаговая инструкция

Есть несколько способов проверки данного элемента. Специалисты знают, как проверить подшипник проще всего. Для этого автомобиль устанавливается на ровную площадку. Мастер кладет руку на верхнюю точку колеса и начинает делать движения от себя к себе. Контактный элемент точно вышел из строя, если при этом будут слышны звуки, напоминающие щелчки.

Если щелчков не слышно, но сомнения остались, поднимаем машину на домкрате и прокручиваем колесо рукой. Если при этом слышен подозрительный гул или хруст – это явный признак неисправности. Во время проведения диагностики лучше расшатывать колесо во все стороны. Таким способом можно диагностировать подшипники как передней, так и задней ступицы.

Еще один признак неисправности – биение во время нажатия на педаль тормоза. Проблема здесь может заключаться не только в подшипнике, но и в ступице, и в деформации тормозного диска. Даже небольшое отклонение от заданной плоскости может выбрать вибрацию на скорости. Кстати, биение не должно превышать 0,1мм.


В условиях мастерской ступичное биение измеряем специальным манометром, а в гаражных условиях используем отвертку. Этот способ заключается в следующем:

Прежде всего, внимаем колесо. Затем при помощи головки с воротком вращаем ступицу за ступичную гайку. Отвертку плоского типа опираем на скобу суппорта, а ее жало подводим к краю тормозного диска. Пока происходит вращение, отвертка должна находиться в неподвижном состоянии. Если тормозной диск "бьет", отвертка будет его царапать в определенных местах. Все диски проверяем со всех сторон. Если было обнаружено биение диска, то снимаем его, поворачиваем на 180 градусов, опять устанавливаем и закрепляем. Повторяем все это, и если отвертка будет царапать диск чуть выше прежней царапины – значит, диск кривой. Если же царапины располагаются противоположно друг-другу, деформировалась ступица.

Заключение

Эксплуатация автомобиля с описанными выше неисправностями очень опасна. Поэтому срочно узнаем причину неисправности и немедленно ее устраняем. Если знаний в этой области не хватает, можно поискать необходимую информацию в Интернете, посетив тематические форумы и сайты.

Каждому автолюбителю известно, что главным правилом на дороге является безопасность, которую он должен обеспечить не только себе и своим пассажирам, но также другим участникам движения. Это касается не только соблюдения правил движения, но и технического состояния автомобиля.

История знает много случаев аварий с участием неисправных транспортных средств. Поэтому для автолюбителя очень важно уметь вовремя находить и устранять существующие неисправности. В первую очередь это относится к ходовой части, так как именно от нее зависит безопасность поездки. К ней относятся не только колеса, но также ступицы, речь о которых пойдет в этой статье. Она играет очень важную роль в комплексной работе машины. Статья рассказывает о ремонте ступицы и проблемах, связанных с ее поломкой.

Обзор ступицы

Устройство ступицы и ее назначение

Каждая деталь транспортного средства выполняет возложенную на нее разработчиками работу. В задачу ступицы входит обеспечение крепления колеса на оси и передачи ему крутящего момента от коленвала. Наряду с движением она также предназначена для остановки автомобиля, так как на ней зафиксированы тормозные диски. Она выполнена в виде цельной детали с полуосью или с посадочным шлицевым отверстием для установки на полуоси шарнира равных угловых скоростей. Подшипник представляет собой важный элемент ходовой части, который бывает однорядным или двухрядным. Общее назначение ступицы:

  • Надежно удерживать диск колеса.
  • Быть основой для крепления тормозного диска и других узлов, например, АБС.
  • Вращать колесо.

Назначение ее отдельных частей:

Ступица с датчиками

  • Обод с отверстиями необходим для вкручивания болтов, шпилек или направляющих втулок.
  • Внутренняя часть нужна под установку подшипников.
  • Шлицы в отверстии необходимы для посадки ступицы на полуось ШРУСа.
  • Некоторые элементы имеют дополнительные пазы для установки датчиков.

Перед ремонтом ступицы колеса необходимо уточнить ее тип и конструкцию. И если разборка производится первый раз, то желательно почитать информацию о ее особенностях. Порой даже неисправные детали не имеют видимых дефектов. По неопытности можно заменить вполне годную к эксплуатации ступицу.

Признаки износа и способы определения

Опытный водитель может определить, нужен ли ремонт ступице, по некоторым признакам:

  • Протекторы шины неравномерно стираются.
  • Появляется большое раскачивание кузова при вхождении в поворот или в процессе торможения.
  • Во время езды машина начинает откланяться от прямолинейного курса.
  • Амортизаторы начинают протекать и сжиматься. От этого появляются вибрации и посторонние шумы во время езды.

Такие симптомы обычно говорят, что необходим ремонт ступицы переднего колеса на переднеприводном автомобиле. Еще одним более явным признаком порчи изделия для таких типов транспортных средств является высокая изнашиваемость шин, что сказывается вибрацией и отдачей на рулевое колесо во время езды. В результате сильного трения внутреннего подшипника греется тормозной диск.

Ступица в комплекте

Для того чтобы это выяснить, необходимо проехать 10 километров и потрогать его. Если его температура более 70°, то есть повод задуматься. В случае сомнений можно приподнять автомобиль домкратом и прокрутить колесо вперед и назад. Изношенная ступица вращается со скрипом и скрежетом. У нее также присутствует люфт, о чем говорит небольшая разболтанность колеса.

Причины износа

Частой причиной таких поломок становится сильная изношенность других узлов системы. Неверно закрепленные амортизаторы, допущенные неточности в регулировке сходразвала наносят непоправимый вред ступице. На переднеприводных автомобилях она испытывает большие нагрузки.

Ступица с приводом

На заднеприводных машинах на износ детали влияют осевые и значительные вертикальные нагрузки, а на полноприводных к ним еще добавляется высокий крутящий момент. В некоторых случаях ремонт ступицы требуется по халатности самих владельцев. Это происходит во время замены колес. Не все чувствуют ту "золотую середину" и прикладывают слишком много силы, срывая ее. В таких случаях лучше пользоваться гайковертом, который имеет регулировку силы затяжки болтов.

Значительный урон наносит пыль, влага, которая попадает внутрь во время езды по дорогам. Пыль внутри работает в качестве абразивного вещества, постепенно истирая поверхность детали и выдавливая смазку. Узнать об этом можно по характерному гулу и стуку, который усиливается при наезде на кочки. Также при повороте рулевого колеса появляется нехарактерное для машины притормаживание. Указанные выше "симптомы" являются самыми первыми признаками того, что появилась проблема со ступицей.

Необходимый инструмент

Обычно для ремонта ступицы достаточно:

  • Набора гаечных ключей с разными размерами головок.
  • Приспособления для съема стопорных колец.
  • Тисков.
  • Чашечного съемного устройства.
  • Набора отверток.
  • Зубила.
  • Молотка.
  • Домкрата.

Этот набор инструментов является стандартным. Обычно его хватает для работы, но в отдельных случаях могут понадобиться специализированные приборы. Например, для иномарок, в ступицы которых вмонтированы датчики.

Последовательность выполнения работ

Следует заранее закупить все требуемые сменные детали. Определить, требуется ступица полностью в сборе или только подшипник, можно по степени нагрева тормозного диска и степени ее износа. Заменить следует только проблемную часть. Работу домкрата желательно дублировать брусками, кирпичами или другими опорами, на случай, если машина слетит с него. Важно дать автомобилю надежную точку опоры на время работы. Поднимать высоко не нужно, поскольку необходимо просто подвесить колесо, чтобы его можно было легко снять.

Ступица с подключением

После всех приготовлений машину ставят на ручник и включают передачу. Ремонт передней ступицы начинают со снятия колеса, для чего откручивают четыре фиксирующих болта и снимают его. Затем отверткой удаляют защитный колпачок со ступицы. С тормозного диска снимают суппорт, который включает в себя барабан и стойки. Для того чтобы они не мешали, их просто отводят в сторону и подвешивают. На третьем шаге снимают рулевые наконечники и шаровые опоры. Тормозной диск удаляют простым выкручиванием болтов, фиксирующих его со ступицей. Затем снимают стойку и снимают саму ступицу.

Чаще всего ломается сам подшипник, поэтому меняют только его. При более серьезных повреждениях меняют всю деталь в целом. Ремонт задней ступицы производится аналогичным способом. После осмотра и замены дефектных частей, производят установку и обратную сборку.

Заключение

Ремонт ступиц нельзя отнести к категории частых, так как его частота зависит от внешних факторов. Аккуратность вождения и бережливость к автомобилю позволяют продлить ресурс детали. Она итак испытывает колоссальные нагрузки, от чего ее срок службы резко сокращается. Своевременная диагностика позволит выявить неисправность преждевременно, до того как она перерастет в большую проблему.

В любом транспортном средстве при эксплуатации со временем начинают появляться различные шумы. Как правило, такое явление указывает на износ той или иной детали. Своевременная замена может предотвратить серьезную поломку. Главное правило при этом – вовремя опознать изношенный элемент. Опытный автомобилист может сделать это по одному звуку. Новичку уже лучше обратиться в сервис, так как множество других узлов и деталей подвески при износе могут шуметь точно так же. Существует несколько способов, которые позволят предварительно диагностировать изношенную деталь.

03e140452d37400c628ae92a35759918_w650.jpg

Можно также быстро вращать колесо. Если при этом нужно прикладывать большие усилия, это может свидетельствовать о поломке

Если шум, стук и прочие звуки появляются во время поворотов или скоростного движения автомобиля, это указывает на проблемы с подшипниками. Определить локализацию неисправности можно при помощи некоторых проверенных методов. Проверить поломку можно на ходу во время набора скорости или при поворотах. Если изношен ступичный подшипник, кузов автомобиля будет клониться в сторону, которая обратна направлению его движения. К примеру, в процессе поворота налево большая часть нагрузки будет идти на правое колесо. Если развить скорость 15 километров в час и резко повернуть влево и при этом шум исчезнет, это говорит о выходе из строя подшипника левой ступицы. Точно такой же алгоритм проводится и для правой стороны автомобиля. Как правило, неисправности проявляют себя на скорости 50 - 90 километров в час. Однако, если деталь уже давно вышла из строя, она будет показывать себя уже на небольшой скорости.

Изношенные подшипники всегда нагреваются больше в сравнении с остальными. Поэтому для диагностики можно определить температуру ступицы. Если в процессе движения автомобиля появляется гул или нештатный звук, нужно сразу остановиться и рукой проверить температуру ступичных креплений. Такую процедуру могут затруднить декоративные колпаки, которые прикрывают доступ.

9e3868f28ccac802da57b22217a61e2e_w650.jpg

Если проигнорировать появившийся шум от ступицы, можно столкнуться с не самыми приятными последствиями

Если автомобиль частично поднять, в вывешенном состоянии с колёсами можно будет провести более точную диагностику. Для этого нужно поднять одно или сразу два ведущих колеса, а стоящие на земле упереть противооткатными башмаками. После этого следует завести двигатель и разогнать ведущие колеса до 70 – 80 километров в час. На следующем этапе на коробке передач нужно поставить нейтральный режим. Неисправная ступица проявит себя при помощи появившегося гула.

В ходе проведения такой процедуры можно даже не заводить двигатель. В таком случае определить не работающий подшипник можно по следующему алгоритму. Следует поочерёдно поднимать каждую сторону автомобиля при помощи домкрата. Вывешенное колесо прокачивается в двух плоскостях, что позволит определить увеличенный люфт. Можно также быстро вращать колесо. Если при этом нужно прикладывать большие усилия, это может свидетельствовать о поломке. Если в процессе вращения колеса появляется вибрация, это также указывает на проблему.

4e797bc4f2e8321072e1ede9800cf792_w650.jpg

Среди основных причин, которые ускоряют выход из строя подшипников ступицы, можно выделить попадание влаги, пыли или грязи внутрь системы, недостаточное количество смазки

Многих автомобилистов интересует вопрос, есть ли опасность в шуме ступичного подшипника и сколько можно продолжать передвигаться в таком режиме. Если проигнорировать появившийся шум от ступицы, можно столкнуться с не самыми приятными последствиями. На высокой скорости может произойти полное разрушение детали. Кроме того, увеличивающийся люфт будет мешать свободному повороту оси, что скажется на управляемости транспортного средства. Из-за биения колёс могут разойтись и тормозные колодки, что приведёт к значительным тратам. Чтобы не рисковать, уже при появлении первых симптомов следует определять причину шума.

Что касается профилактики и причин преждевременного износа, чугунный корпус ступицы изначально является прочным. Именно поэтому его посадочно место повреждается крайне редко. Однако такое нельзя сказать в отношении подшипников. Срок их службы может составлять 50 000 – 150 000 км. На задней оси элементы служат дольше. Среди основных причин, которые ускоряют выход из строя подшипников ступицы, можно выделить попадание влаги, пыли или грязи внутрь системы, недостаточное количество смазки, нарушение развала-схождения колёс, высокую скорость во время движения, резкую эксплуатация, частое передвижение по бездорожью или проблемы с тормозными механизмами. Для профилактики возникновения проблем с данными элементами нужно избегать описанных выше условий эксплуатации.

Итог. Когда ступичные подшипники выходят из строя, автомобилист может обнаружить появление нестандартных звуков. Есть несколько способов диагностировать неисправные детали.

Даже и не знаю с чего начать…
…в общем, летом уже ушедшего 2013 после одного из лихих разворотов появилось "чирканье" заднего колеса. Опытный слух одного из моих знакомых определил что это задний ступичный подшипник с пассажирской стороны. Поверив ему на слово я сразу купил подшипник и около 2-х (!) месяцев возил его в багажнике. Заменить его самостоятельно мне мешало отсутствие опыта и необходимого инструмента, а съездить в сервис отсутствие свободного времени.
Мы живём в Воронеже и тут пришла пора ехать к тёще в Павловск (ок. 150 км). Как же я плёлся (максимум 80 км/ч) ! Чуть нервы не сдали! Ну да ладно. Приехав, я обратился к местным мастерам, которые взялись за это дело. После того как всё разобрали выяснилось, что мой знакомый был прав и подшипник рассыпался, но это пол беды.
На каком-то форуме я читал, что ничем не чревата езда с раздолбанным подшипником, так вот это ПОЛНЕЙШАЯ ЕРЕСЬ ! Подобная езда привела к тому, что подшипником стёрло ступицу и новый подшипник сидел не плотно. Когда это выяснилось я тысячу раз себя проклял и всё думал о том, какого хрена я не занялся этим вопросом раньше. Получается машина разобрана, ступицу б/у не найти, заказывать новую тоже не вариант, т.к. срок ожидания МЕСЯЦ ! Да и к тому же моей машиной подпёрли в гараже машину другого клиента, которую давно сделали, но выгнать не могут. Было совсем не смешно. Проблему решил токарь, который выточил цилиндрик на ступицу (так сказать, наростили её в качестве временного решения). За что ему отдельное спасибо. Это Раз.
И два. Т.к. колесо болталось, то тормозной диск доставал до суппорта и в итоге его стёрло. Нужно теперь менять тормозные диски.
Обратно доехали быстро и без проблем)
После этой поездки прошло 3 месяца (из которых 1 месяц машина стояла без дела) и опять послышался тот же самый звук. В долгий ящик это дело я откладывать не стал и пару дней назад я поехал на сервис и поменял ступицу, подшипник и гайку.
Цена вопроса в общей сложности: 4900р.

Ступичные подшипники меняются парой! Ещё один урок, который я усвоил раз и навсегда.
Во время одной из поездок в салоне послышалось гудение, которое доносилось откуда-то из задней части авто. Спустя долгое время это гудение усиливалось и, в итоге, превратилось в нереальный гул! На слух определить что это и откуда было крайне проблемно, а доехать до сервиса на диагностику для меня было ещё проблемней.
Это был ужасный, серый и холодный день, когда мерзкий звук исчез, а вместо него появился страшный хруст и скрежет. Тогда сразу всё стало ясно: развалился задний (уже левый) ступичный подшипник. Но было уже поздно, нужно было срочно всё менять. Но около недели я ещё проездил как есть, а потом и вовсе пересел на маршрутки, пока не пришли нужные детальки. До сервиса еле добрался.
Итог: повредило кольцо АБС, слегка раздолбало кулак, раздолбало ступицу, и срезало тормозной диск!
Цена вопроса: 4700р.

Читайте также: