Есть ли смысл править диски

Опубликовано: 30.04.2024

Зачем покупать новое, если можно починить старое? Так размышляет каждый практичный человек, тем более владелец автомобиля, расходы на содержание которого и так достаточно высоки. Желание сэкономить распространяется так же и на трещины в колесных дисках, которым еще «ездить и ездить». Отремонтировать поврежденные колесные диски сейчас предлагают чуть ли не в каждом шиномонтаже, расхваливая профессиональное оборудование и золотые руки персонала, однако, можно ли колесные диски ремонтировать вообще? Давайте разбираться вместе!

/>Итак, повредить колесный диск можно где и как угодно. Степень самого повреждения зависит исключительно от двух «величин» – ландшафта (ямка, «лежачий полицейский», удар камнем в боковину колесного диска и т.д.) и скорости автомобиля. Безусловное правило «тише едешь – дальше будешь» соблюсти невозможно, поэтому с повреждениями колесных дисков сталкивался фактически каждый автовладелец. Многое зависит от вида колесного диска. В зависимости от материала и способа производства колеса обладают разной степенью прочности: стальные штампованные гнутся, а литые алюминиевые – дают трещины. И те, и другие в ремонтных мастерских предлагают «лечить» сваркой.
Сомнительность мероприятия кроется уже в том, что если стальную штамповку чисто технически можно собрать в изначальную форму хоть из осколков с помощью сварки, то технология производства литого алюминиевого диска не подразумевает никаких операций, кроме непосредственно литья металла в форму. Иными словами, поврежденный литой алюминиевый диск проще переплавить и отлить в специальной форме заново, чем сваривать с помощью аргоновой сварки трещины на поверхности. Принципиальное отличие стальной штамповки и алюминиевого литого дисков кроется в структуре молекулярных связей металлов. В силу хрупкости соединения молекул в литом диске его вообще нельзя нагревать, даже локально. В месте нагрева алюминий «поплывет» и попросту истончится, что повлечет за собой полную потерю сопротивления нагрузкам и потребительских характеристик. Подробнее о процессе производства литых алюминиевых дисков можно прочитать здесь. Услуга ремонта литого колесного диска – это не что иное, как «наведение внешнего лоска», без восстановления непосредственно потребительской функции колеса. Последствия использования такого колеса могут быть самыми плачевными. Из этого делаем вывод, что

В подтверждение этих слов можно процитировать пункт из списка Рекомендаций по безопасности и сервису для колесных дисков, опубликованных Ассоциацией европейских производителей колесных дисков (EUWA – Association of European Wheel Manufacturers):

«Любой ремонт повреждений обода или диска путем нагревания, сварки, добавления или удаления материала абсолютно запрещен»

Помимо заваривания трещин аргоновой сваркой, несведущие работники автосервисов предлагают еще один вариант ремонта литых алюминиевых дисков – прокатку. Рассмотрим его подробнее.
К прокатке или рихтовке мастера частных автосервисов обычно прибегают, когда литой колесный диск деформирован без трещин, иными словами погнут, имеет выпуклые деформации или форму яйца. Обычно это выясняется при очередной бортировке во время шиномонтажа. Колесо скачет в станке и «бьет», это явление называется статистическим дисбалансом. Прокатывать можно только стальные штампованные колесные диски, но мало кто об этом знает. Колесный диск помещают в специальный аппарат, который под большим давлением выпрямляется поверхность посадочного места.

Легкосплавные литые колесные диски прокатывать категорически нельзя!

Чтобы поверхность легкосплавного колесного диска стала податливой и способной изменить форму, ее нагревают горелкой. Напомним, что даже локальный нагрев поверхности легкосплавного колесного диска вызывает истончение стенок его конструкции и, как следствие, повышает риски возникновений трещин и разрывов.

Единственный относительно безопасный способ рихтовать легкосплавный колесный диск – это выстукивание без нагрева, причем весьма щадящее. Только после этой операции следует его аккуратно прокатать. Из-за временной протяженности и трудоемкости процесса за этот ремонт берется не каждый квалифицированный мастер. Настоящие профессионалы в этом случае рекомендуют просто купить новый колесный диск, поскольку цена такого долгого и «правильного» ремонта сопоставима с ценой нового колеса.
Подвергался ли легкосплавной колесный диск ремонту с нагревом, узнать очень просто: след от горелки во время нагрева оставляет несмываемое пятно. Чтобы скрыть следы от нагрева отремонтированные литые колесные диски красят.

Если Вы при покупке автомобиля с рук при его осмотре заметили деформированные легкосплавные колесные диски и следы ремонта на них, отнеситесь к этому со всей ответственностью. Не стоит рисковать и ездить на «отремонтированных» колесных дисках, Вы рискуете состоянием не только целостностью автомобиля, своим здоровьем, но и безопасностью других участников движения и пешеходов. В интернет-магазине и шинных центрах «Вианор Москва» Вы всегда можете подобрать легкосплавные колесные диски для своего автомобиля. Мы предлагаем огромный ассортимент типоразмеров и дизайнерских решений легкосплавных колесных дисков для легковых автомобилей отечественных и зарубежных марок.

Сразу прошу прощения — постараюсь излагать плотно, но совсем коротко не получится. Смотрю — многие покупают б/у диски больших радиусов. Часть из этих людей на шиномонтаже узнают, что диски кривые, и… правят их в специализированных мастерских. Обсуждение на форумах показывает, что к феномену народ относится пятьдесят на пятьдесят — у кого есть немного лишних денег, покупают только новые диски, у кого нет, но все-равно хочется быть нарядным, полагают, что правка — неизбежное, и даже почти не зло. А как на самом деле?
Начнем с начала. Чем отличается легкосплавный диск от стального? Тем же, чем отличается легкосплавная рама велосипеда от стальной — весом и жесткостью. Ну и ценой, конечно :))) Сталь великолепный материал, но она тяжелая, и, что еще хуже, она пружинит. Посмотрим на примере велосипеда. С весом понятно, поэтому пропустим. Посмотрим на жесткость. Спортсмен вкладывает в педали титанические усилия, а часть уходит на скручивание рамы. Больше того, после скручивания рама делает обратное движение — раскручивается, и велосипед теряет стабильность. Все тоже самое происходит с колесным диском, только мы не в состоянии это так же остро чувствовать, как при езде на велосипеде. Для спокойного передвижения, что на автомобиле, что на велосипеде, стальные рамы и диски оптимальны — они дешевы и почти вечны. А вот для сдачи норм, спецезды, и тем более соревнований, не подходят совершенно. Потому что тяжелые и пружинят.
А если сделать их из алюминия? Да, они будут легче, но сгодятся только для декораций, потому что алюминий мягкий материал. Другое дело алюминиевые сплавы. Примерно сто лет назад люди обнаружили, что смесь двух металлов может превосходить по определенным свойствам обе основы. В середине 20 века начали активно применять сплавы металлов и неметаллов. Оказалось, что добавление, например, в алюминий кремния, дает легкий, жесткий и прочный сплав. Но изменение пропорций может приводить к потере одних свойств и появлению других.
При производстве сплава значение имеет все: точные пропорции компонентов, алгоритм температурной обработки, механическая обработка (в случае с дисками — ковка). Дело это оказалось настолько сложным и емким, что его развитие привело к появлению наноиндустрии.
Наноиндустрия и нанотехнологии — это как раз наука о том, что тонкая смесь (на молекулярном уровне) двух веществ, может и обладает характеристиками в корне отличающимися от, скажем, химического соединения тех же двух веществ.
Что в сплавах, что в наносмесях, теория лишь немного помогает разработчикам. Конечный продукт с превосходными характеристиками получается опытным путем, после длительных дорогостоящих практических проб и ошибок.
Как результат — каждая компания выпускающая высокотехнологичные продукты из сплавов делает их по своему оригинальному рецепту и ни с кем этим рецептом не делится. Именно поэтому рама "шоссера" мастерского класса может стоить и 10 тысяч евро и даже больше. Даже в розничной продаже можно увидеть раму тысяч за 300-350 рублей. Правда, скорее всего это будет карбон, но может быть и магниевый сплав.
Однако, опускаем суперспорт, где лучшие из лучших стараются выиграть друг у друга несколько секунд, и обратно на землю. От литых автомобильных дисков требуется, чтобы они были: легкими, жесткими, надежными и долговечными. Соответственно, чем выше эти характеристики, тем дороже диск.
Ну, легкость оставим — легкие диски стоят ну очень дорого. Остаются надежность, жесткость и долговечность. Для обеспечения указанных характеристик компании как раз используют хитрые алюминиевые сплавы, а так же способы температурной и механической обработки сплава и изделия, разработанные в своих лабораториях. Соответственно, серьезные компании делают высокотехнологичные диски, которые тяжело погнуть, относительно затраченных на изготовление усилий легкие и долговечные, и продают их задорого. А китайцы берут вышедший в тираж сплав, и делают диски значительно более дешевые, но способные "расквадратиться" за пару сезонов даже без видимых усилий.
Но дело даже не в "китайцах", а в том, что все легкосплавные диски гнутся скорее или медленнее. Это заложено в их природе — они жесткие, они не пружинят, значит сильный удар уходит внутрь диска и деформирует его (хорошо, если не ломает) . Через некоторое время, особенно короткое на наших дорогах плюс низкопрофильной резине, диск становится кривым настолько, что это чувствуется из салона. И хозяин идет в мастерскую по правке дисков.
Некоторые еще относят литые диски в прокатку, но это вообще нонсенс. Прокатывать можно только стальные диски, так как сталь пластичный материал. Сталь выдерживает несколько изгибов почти без изменения характеристик. Но жесткий алюминиевый сплав устроен иначе — он не гнется. А там где его гнут — ломается. То есть его структура оказывается испещрена микротрещинами. Далее понятно.
Большинство все же чинит диски в правильных местах. Что делают в этих мастерских? Делают так: аргоновой сваркой на место дефекта диска наваривают силуминовый сплав, после чего на токарном станке диск протачивают до его исходной формы. Потом шлифуют, красят, но это к делу не относится. Важно то, что приваренный к диску сплав отличается от сплава самого диска, то есть имеет другие характеристики, в любом случае уступающие характеристикам сплава фирменного диска. Кроме того, от дорожных ударов диск набирает не только изгибы, но и микротрещины (кованный меньше, литой больше), которые в процессе починки не устраняются. На выходе мы имеем диск инвалид, который внешне может быть очень похож на оригинал, но только внешне. Кстати, стоит такая процедура почти как новый диск. Скорее всего, и в лучшем случае, за ближайшие несколько месяцев отремонтированный диск примет ту самую форму, от которой его лечили. В худшем, он лопнет во время попадания колеса в яму (никто не застрахован), вместо того, чтобы погнуться, и это будет стоить вам сами представьте себе чего.
А можно ли отремонтировать диск так, чтобы он был как новый? Да, можно. Необходимо взять электронный микроскоп, или, хотя бы спектрограф, и определить сплав, из которого сделан диск. Найти такой же сплав, и заполнить им неровности. Потом необходимо нагреть диск до такой температуры, при которой его внутренние трещинки и трещины спекутся, после чего остудить его по тому самому алгоритму, по которому он остужался на заводе изготовителе. И проточить. Стоить такой ремонт будет во много раз дороже, чем покупка нового диска с конвейера.
Ну и мораль: литые диски, особенно большого радиуса, продукт одноразовый. Никто, или почти никто не станет продавать вам хорошие 18" диски — обычно им радуются самостоятельно. Скорее всего продадут диски кривые или после ремонта. Исключение составляют колеса, которые были куплены на автомобиле в салоне, а человек себе поставил большего радиуса. Но просят за такие колеса как правило 90% от стоимости магазина. Что опять же нонсенс, так как магазин даст вам гарантию на какое-то время, заберет диски назад в случае брака, или, например, если они плохо отбалансируются, или даже если вам вдруг просто расхочется их ставить на машину. А продавец с рук мало того, что никакого сервиса не обеспечивает и денег назад не возвращает, еще скорее всего проехал на этих колесах не 300, как написано в объявлении, а 5000 километров, и, возможно, пару раз на скорости влетел на срезанный асфальт, или не заметил ямку и так далее.
Грустно, но жадный платит дважды. Если же диски очень хочется, а денег на новые нет, и вы все же собрались покупать б/у, встречайтесь с продавцом на шиномонтаже. Лучше познакомьтесь с мастером шиномонтажа заранее, и объясните, что вам надо будет проверить диски на кривизну и узнать, ремонтировали их или нет. Хотя, если диск покрашен, уже ничего узнать не получится.

Автомобилисты (а особенно автовладельцы) часто страдают от различных проблем со своими машинами. Например, если с литыми дисками идет не так, по логике нужно делать правку, но стоит ли проводить это процедуру? На этот вопрос автовладельцы не всегда могут найти правильный ответ.

Что такое правка литых дисков и как ее делают

Как делают правку литых дисков:

  • В первую очередь специалисты проводят необходимую диагностику . Не забывайте о том, что каждый случай индивидуален, и работники должны детально разобраться с проблемой, с которой столкнулся ваш автомобиль. Также, если вы будете присутствовать при осмотре вашей машины, обратите внимание на то, что колеса должны быть «раздеты», то есть с них обязательно должны быть сняты шины, иначе выяснить причину проблемы вряд ли удастся.
  • Далее специалисты определяют характер повреждения и уже начинают делать выводы о том, как они будут с этим работать.
  • Литые диски часто вызывают затруднения в ремонте , поэтому их правка стоит дороже. Однако не забывайте обратить внимания на оборудование, которое имеется у сотрудников ремонтного салона или центра. Именно литые диски требуют специального ухода и обращения.
  • Перед началом проведения ремонтных работ специалисты тщательно промывают диски и затем начинают работу.

Обратите внимание, что правка литых дисков – это услуга недешевая, особенно, если в ремонтном центре или салоне применяется специальное оборудование (а для хорошего ремонта это оборудование необходимо).

Что хорошего в правке литых дисков

Конечно, перед тем, как понять, нужна та или иная процедура вашему автомобилю, в первую очередь нужно определить все плюсы и минусы этого процесса. Безусловно, вы можете не делать правку литых дисков, а просто купить новый диск (или диски) и сделать замену. Однако это обойдется гораздо дороже, поэтому лучше посмотрите, что хорошего и полезного вам даст ремонт колес вашего автомобиля.

Положительные стороны правки литых дисков:

Конечно, все положительные стороны правки литых дисков преимущественно будут зависеть от того, с какой проблемой столкнулся ваш автомобиль и какая конкретно процедура ему требуется.

Отрицательные стороны правки литых дисков

Если вы наткнетесь на отзывы автомобилистов, которые уже делали правку литых дисков, то, скорее всего, вы удивитесь, как многие люди высказываются крайне отрицательно по поводу этой процедура. Однако есть объективные минусы, на которые непременно стоит обратить внимание.

Почему нельзя делать правку литых дисков:

  • Это небезопасно . Действительно, никто не может дать вам гарантии, что диск прослужит вам еще долго и работать будет абсолютно, как надо. Также вам никто не гарантирует, что с диском не может возникнуть проблем, которые приведут к аварии, прямо на дороге.
  • Диски все равно принимают свой первоначальный вид . Конечно, вы можете радоваться тому, что ваш литой диск наконец-то «подлатали» и теперь он выглядит прилично (почти совсем как раньше). Однако, что бы ни делали с вашими дисками в салоне, через какое-то время они все равно примут первоначальную форму (ту форму, в который вы привезли ваш диск в ремонтный салон или центр по работе с машинами).
  • В конце концов, вы потратите гораздо больше . Конечно, сама процедура обойдется вам дешевле, чем покупка нового литого диска (а они очень дорогие), однако ремонта, скорее всего, хватит ненадолго, и колесо принесет автовладельцу новые проблемы. Тогда придется либо снова идти в ремонтный салон или сервис, либо покупать новое колесо.
  • После нагрева литой диск будет гораздо больше подвержен разного рода опасностям . Любая кочка или яма, любое столкновение с различного рода препятствиями могут привести к расколу колеса. Кто знает, какими последствиями это чревато?
  • Угроза попасть к плохому мастеру . Если вы попадете к плохому мастеру, который не имеет ни малейшего представления, как правильно обращаться с литыми дисками, то в дальнейшем вы можете попасть в какую-либо беду на дороге.

Это основные минусы правки литых дисков, которые не стоит оставлять без внимания.

Стоит ли делать правку литых дисков

Конечно, принятие окончательного решения все равно будет оставаться за вами, однако присмотреть ко всем положительным и отрицательным сторонам этой процедуры все-таки стоит.

Однако лучше всего попытаться позаботиться о своей безопасности и постараться не прибегать к правке литых дисков, так как это на самом деле может привести к какой-либо опасности. Конечно, покупать новое колесо – это дорого, но ваша жизнь дороже.

Многие автолюбители в России хорошо знакомы с такой услугой, как правка литых дисков. Всем известно состояние наших дорог, поэтому и опытный водитель может «поймать» яму или кочку во время езды. Из-за этого даже литой диск может потерять свою первоначальную форму.

Например, после сильного повреждения металлическая часть колеса деформируется из круга в восьмерку. В этом случае любой адекватный водитель отдает изделие на восстановление в сервис или покупает новый комплект.

В этой статье мы поговорим о самых популярных видах колесных дисков, рассмотрим их преимущества с недостатками. Также вкратце расскажем, как выпрямляют повреждения на СТО.


Разновидности

Производители выпускают несколько основных вариантов дисковых изделий, которые принято подразделять по материалу и способу изготовления:

  • Стальные штампованные – самый простой вариант. Такие колеса делают из стали по технологии штампования. Преимущество в цене и ремонтопригодности. Например, при наезде на яму стальной обод не раскалывается, а гнется. Такие вмятины можно легко прокатать на специальном станке. Основные недостатки шатмповок их большой вес и непрезентабельный внешний вид. Увеличенная масса приводит к повышенному расходу топлива, снижает управляемость автомобиля, чрезмерно нагружает элементы ходовой части. Кроме того, автовладельцу приходится регулярно красить штамповку антикоррозийным составом, использовать пластмассовые колпаки.
  • Литые – самый популярный вариант на рынке. Для изготовления легкосплавного обода применяют алюминиевые или магниевые сплавы. Расплавленный металл заливают под давлением в специальную форму. Как только изделие остыло, его извлекают для механической обработки на станках. Для увеличения прочности производители прокатывают ещё горячую заготовку. Такая технология называется «flow forming». Преимущества лекгосплавного обода в небольшом весе и высокой прочности. Это позволяет снизить расход топлива, уменьшить нагрузку на подвеску. Кроме того, технология литья позволяет выпускать изделия разного дизайна под любой автомобиль. Однако такие колеса очень сложно ремонтировать. Зачастую после повреждений на ободе появляются микротрещины, которые приводят к последующему расколу даже при незначительных ударах.
  • Кованные – самый прочный и легкий вариант. Делают обод из алюминиевых сплавов. Технология изготовления, по сути, штампование цельной заготовки с последующей механической обработкой. Преимущества – прочность, низкий вес. Как правило, при ударах обод не раскалывается, а гнется. Можно выпрямлять практически любые повреждения как на штамповке. Недостатки – высокая стоимость, ограниченность в дизайне.


Как выравнивают литые диски

Легкосплавный обод гораздо прочнее штамповки, поэтому восстановление исходной геометрии колеса довольно трудоемкая процедура. Если повреждения небольшие, то прокатку колесных дисков можно выполнить «на холодную». В случае существенной деформации – например, обод изогнулся восьмеркой, поврежденные места выравнивают только после предварительного нагрева.

Если после сильного удара появились трещины, для восстановления целостности обода используют аргонно-дуговую сварку. С её помощью свариваются места разрыва. С помощью сварки исправляют также и микротрещины.

Литые диски являются не только стильным аксессуаром для автомобиля, но значительно влияют на легкость его управления. Все потому, что изготавливаются они из легкого материала, который способствует быстрому разгону и торможению авто. Но рано или поздно приходит время, когда легкосплавный диск поддается деформации. Такое случается при попадании в яму на большой скорости либо незначительной аварии. И в такой ситуации автолюбитель задается вопросом: купить новый либо отремонтировать поврежденный?

В результате деформации обода может нарушиться не только его внешний вид, но и геометрия. А это очень серьезно, так как при такой проблеме может пострадать и автомобиль, и человек. Штампованный диск отремонтировать проще, так как сталь, из которой его изготавливают, очень податлива. Прокатать поврежденный обод на специальном станке не составит труда. А вот с литым уже посложнее — обычная прокатка тут не подойдет. Для такой процедуры используется только правка.


Литые диски

Правка автодисков

Для подобной процедуры используется специальный гидравлический пресс, который имеется в автосервисах. Если повреждения не сильные, то диск разогревать не понадобится. А если существенные, то тогда понадобится предварительный разогрев деформированного места, а затем уже правка.

Эти рекомендации объясняются тем, что при нагревании до высоких температур происходит нарушение структуры металла. Использовать такой автодиск не рекомендуется, так как при значительном восстановлении он прослужит совсем недолго. Попадание в большую выбоину на скорости может его окончательно сломать. И к тому же такой обод небезопасен для дальнейшей эксплуатации.

Технология правки происходит следующим образом:

  • Мастер визуально оценивает повреждения обода.
  • При небольших вмятинах его правят без помощи нагрева на гидравлическом прессе.
  • При значительных нагревают, затем правят.
  • Автодиск закрепляется на степпеле и к нему подводится гидравлический пресс.
  • Геометрия восстанавливается под необходимым усилием.

Микротрещины могут проявиться не сразу после деформации, это может стать заметным только после правки. Их исправляют тоже сваркой.


Аргонно-дуговая сварка

Если речь идет о штампованных моделях, то их правку и восстановление делать можно, но только если обод не поддался сильным повреждениям. А вот литые ремонтировать не рекомендуется, особенно если они сильно деформировались либо треснули. Поэтому в некоторых автомастерских мастера просят клиента подписать согласие на их ремонт.

Это значит, что особа, зная о всех возможных последствиях, все-равно намеренно сдает автодиск на восстановление. Данная процедура стоит недешево, особенно если речь идет о литых моделях. Если все же несмотря на все предостережения обод сдается на правку, то следует выбирать только специализированные мастерские с хорошим оборудованием.

Правка литых дисков своими руками

  • сколы;
  • царапины;
  • незначительные нарушения целостности;

Потом производится тщательный его осмотр. Если на поверхности обнаружились трещины, то его придется варить. Для этого понадобится отдать его в автомастерскую либо обработать самостоятельно, если есть аргонно-дуговая сварка. Но сварочный аппарат не единственное, что нужно, еще понадобится умение работы с ним и понимание всего процесса сварки диска. В противном случае делать это своими руками не следует.

Если трещин нет, то можно продолжать восстановление. С помощью наждачной бумаги необходимо выровнять поверхность и убрать с нее всю получившуюся пыль. Потом понадобится нанести эпоксидную двухкомпонентную пасту. После ее высыхания нужно еще раз отшлифовать поверхность наждачной бумагой мелкой зернистости. Далее автодиск следует покрыть грунтовкой в несколько слоев, при этом каждый просушить около 20 минут. Профессионалы рекомендуют сушить грунтовку не менее суток. Так она полностью просохнет и диск будет готов к дальнейшей реставрации. А следующим этапом является его покраска и вскрытие лаком.


Самостоятельное восстановление обода

Самой экономичной является аэрозольная краска, наносится она легко. Достаточно распылить ее на расстоянии 25 см от поверхности и дать просохнуть. Красить потребуется в несколько слоев, так как один не перекроет грунтовку. Каждый слой должен сохнуть около получаса. После просыхания последнего на поверхность наносится лак. В состоянии покоя диски должны находиться 5-6 дней. Если их плохо просушить, то можно поцарапать краску при монтировании резины.

Такого покрытия хватит на несколько лет и обод не будет тускнеть. Все материалы дешевые, поэтому восстановление диска обойдется недорого. А вот если сдать его в автосалон, то правка вместе с покраской может хорошо ударить по карману. Но зато там производится качественная обработка и используются дорогие материалы.

Делать правку автодисков следует только при незначительных повреждениях и деформациях. Ведь не зря производители не рекомендуют поддавать литые диски ремонту. В первую очередь надо думать о собственной безопасности, а не об экономии.

Читайте также: