Где посмотреть номер покрышки

Опубликовано: 15.05.2024

Маркировка шин

При покупке или первом осмотре покрышки многие буквенные и цифровые обозначения для большинства людей не сильно отличаются от китайской грамоты. Большая их часть — данные служебного характера, но также есть масса полезной информации для покупателя, которая поможет ему сориентироваться в параметрах и характеристиках шин.

Обычно, выбирая новые шины, водители сначала смотрят на размер, точнее, типоразмер шин. Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв:

175/70 R13 82T

- 175 - это измеряемая в миллиметрах ширина профиля покрышки;

- 70 - это процентное соотношение: «высота профиля шины к ширине шины». Ширину автошины мы знаем - 175 мм. Указанная цифра 70 - это процент от 175. То есть высота шины - 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись 185R14C102Q расшифровывается следующим образом: перед Вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению 80-82% от ширины шины.

- R - радиальный корд шины. Это обозначение характеристики конструкции покрышки, когда прорезиненные нити на корде каркаса идут параллельно друг другу, не перехлестываясь. На сегодняшний день производители часто выпускают шины именно с таким типом корда. Иногда производятся и покрышки с диагональным кордом (D), когда прорезиненные нити на каркасе располагаются под углом к радиусу колеса. Можно встретить и диагонально-опоясанный тип (B).

- 13 - величина указана в дюймах и обозначает диаметр колеса.

- 82 - коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая показывает нагрузку в килограммах, другая - в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» приведена полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин, наиболее часто применяемых производителями.

- Т - важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.

У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С - это «усиленные» покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.

Кроме размеров на боку шины обязательно присутствует название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.

Размер 175/70 R13

Размер А: - профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.

Размер B: - профиля и его высота, в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.

Размер С: - диаметр посадки в дюймах. В примере буква C - это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.

Размер D: - общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.

Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:

TUBE TYPE - конструкция с наличием камеры.

TUBELESS - конструкция без камеры.

TREADWEAR 380 - износоустойчивость, по отношению к шине в базовой версии. База равняется 100.

TRACTION А - сцепление, оно имеет значения А, В и С. Коэффициентом А имеют шины с максимальным сцеплением покрышек с дорогой.

TEMPERATURE A - показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.

Е17 - Евростандарты присутствуют.

M + S - обозначение шин для дождевых,грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.

PLIES: TREAD - составляющие протекторного слоя

SIDEWALL - составляющие слоя боковой части шины.

MAX PRESSURE - предельное давление внутри шины (КПа).

MAX LOAD - нагрузка и максимальное значение, измеряемое в фунтах и килограммах.

ROTATION - вращение и его направление.

RIGHT - шина для правой стороны.

LEFT - покрышка для левой стороны.

INSIDE - сторона установки (внутренняя).

OUTSIDE - сторона установки (внешняя).

DA (штамп) - минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.

TWI D - указывает на износ протектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.

MADE IN. - родина производитель шин.

DOT-код – это маркировка автошин на основании нормативных требований американского Министерства транспорта (United States Department of Transportation). По сути, этот код представляет собой последовательность цифр и букв, в которых зашифрованы следующие данные о шине:

  • информация о заводе-изготовителе, типоразмер;
  • заводской код (модель шины, партия, какие-либо особенности);
  • время изготовления

DOT-код всегда наносят на боковину шины, и выглядит он так: DOTХХХХ ХХХХХХХХ.
Например, на шине есть обозначение XEE0 T255 2015.

  • Первая группа цифр и букв – данные о заводе-изготовителе и обозначение типоразмера. В нашем случае это завод в бразильском городе Граватаи, где расположен один из заводов компании Pirelli. Типоразмер - 185/60R15.
  • Вторая группа – это индекс, который используют на данном заводе, чтобы обозначить модель и партию шины. Некоторые производители не проставляют этот код.
  • А третья группа – данные о дате производства: первые две цифры – неделя, вторые две цифры – год. Данная шина была выпущена на 20 неделе 2015 года.

Теперь, понимая все эти обозначения, Вы легко сможете разговаривать с консультантами и продавцами. А потом, точно определив свою цель, купите необходимые шины и будете знать, как долго и правильно эти шины эксплуатировать.

Самым крупным шрифтом на шину обычно наносят ее марку и модель. Оно и понятно: это то, на что клюет покупатель. Интересно, что те же данные в зашифрованном виде есть и на протекторе — в виде тонких цветных полос. Нужны они для того, чтобы можно было идентифицировать резину, лежащую на складе, ведь в поле зрения рабочих оказывается только ее рабочая поверхность.

Размерность шин

Размерность для многих таит загадки. Вроде бы проблем в обычной жизни нет: какие цифры указаны на боковине штатной шины, с такими нужно купить зимнюю или летнюю на замену изношенной. Но что именно они обозначают? Для примера возьмем индекс 225/50 R17 98 Н на шине Continental.

    225 — ширина протектора в миллиметрах.

Дополнительные обозначения

К названию модели шины могут быть приписаны дополнительные литеры. Например, SUV означает ориентированность на кроссоверы и внедорожники (усиленная боковина, большая грузоподъемность), С — на коммерческий транспорт (от английского cargo, «груз»). Бывает, что покрышка сварена специально для какого-либо автоконцерна и предназначена для первичной комплектации на конвейере или продажи через его официальных дилеров. Так, у компании Continental индексы А0 и R01 зарезервированы для Audi, J — для Ягуара, N0, N1, N2 — для Porsche, M0, M01 — для Мерседеса.

Нередко на покрышке ставится информация о максимальной нагрузке и максимальном давлении открытым текстом, без иносказательных кодов и пиктограмм. Ищите словосочетания Max load и Max pressure соответственно.

Набирают популярность в мире шины с усиленной боковиной, позволяющие ехать несколько десятков километров после потери давления. Обычно пишут просто Run Flat, хотя встречаются и оригинальные обозначения. Так, концерн Continental ставит на устойчивые к проколам модели маркировку SSR.

На европейских сайтах шинных компаний указана маркировка резины по уровню шума, эффективности и экологичности. Первый обозначается цифрой от 1 (тихие) до 3 (громкие). Коэффициент сцепления с влажной дорогой и коэффициент расхода топлива — это буква от А (лучший показатель) до G (худший). В России такая классификация пока не применяется.

Дата изготовления

Один из ключевых параметров — дата выпуска шины. На нее надо смотреть и при покупке нового комплекта, не говоря уже о подержанном. Больше пяти-шести лет с даты выпуска ездить на резине не рекомендуется, хотя и не запрещено ни законодательно, ни самими производителями. Дата изготовления указана четырьмя цифрами в овале. Две первые — неделя, две вторые — год. Например, 3119 обозначает «варку» 31-й недели 2019 года.

Подсказки при монтаже

С обеих сторон направленных моделей в обязательном порядке наносится слово Rotation («вращение»). Расположенная рядом с ним стрелка подскажет направление вращения колеса при движении автомобиля вперед.

Индикаторы износа

На места расположения меток критического износа протектора у шин Continental указывают литеры TWI. На летних моделях они дополнены индикаторами с метками крестика и капли. Они сигнализируют, что резина еще не достигла минимальной высоты протектора, но ее уже недостаточно, чтобы уверенно чувствовать себя в дождь.

А еще есть индикаторы VAI на протекторе. Они нанесены симметрично в левой и правой плечевых зонах. При правильной установке колеса они меняются по мере износа резины абсолютно одинаково. Расхождения — повод заехать на стенд сход-развала. Пока технология применяется только на грузовых шинах.

Новая маркировка

В России вводится обязательная маркировка шин в целях борьбы с «серыми» поставками. Уникальный код Data Matrix обладает высокой степенью защиты и считывается через несколько слоев упаковки. Декларируется, что его невозможно подделать или скопировать, а зашитые в нем сведения считываются даже при частичном повреждении. Код может расшифровать каждый покупатель. Для этого его необходимо просканировать специальным мобильным приложением «Честный знак». После чего на экране гаджета высветятся сведения о производителе и импортере, характеристики товара, дата ввода в оборот в России.

Концерн Continental в первых рядах участвовал в тестировании технологии в России и полностью готов к ее внедрению. В течение 2019 года он вместе с сотнями других компаний из разных отраслей в нашей стране сгенерировал тысячи кодов, отрабатывая систему. Более того, в мировом масштабе у компании уже готовы решения по интегрированию в покрышки электронных чипов, позволяющих контролировать их состояние, включая степень износа.

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня узнаем, что обозначают буквы, цифры и пиктограммы на боковине покрышки, как правильно читать типоразмер шины, что обозначает индекс скорости и нагрузки, где найти дату производства на покрышке. Более детальная расшифровка всех маркировок на шинах найдете в этой статье , а сейчас, чтобы не затягивать обзор, вкратце пройдемся по основным обозначениям.

Вы можете спросить: «А зачем это нужно знать»? – Чтобы правильно подобрать шину для своих нужд и условий эксплуатации. Потому что каждый тип покрышки рассчитан под конкретные задачи. Да и чтобы просто не выглядеть глупо в магазине или на рынке, когда продавец захочет «впарить» старую резину.

Что обозначают цифры в типоразмере шины

На боковой стороне покрышки большими цифрами наносится ее типоразмер: ширина, высота и посадочный диаметр. Также в этой надписи зашифрован индекс скорости и нагрузки, но о них поговорим ниже.

Давайте рассмотрим на примере. На боковине видим надпись: 150/75 R8 , что это значит?

  • 150 – это ширина протектора шины, измеряется в миллиметрах,
  • 75 – высота боковины относительно ширины шины. Измеряется в процентах. То есть, высота составляет 75% от ширины шины, от 150 мм это будет 112 мм. Значит, высота боковой стороны покрышки составляет 112 мм.
  • R8 – это ее посадочный диаметр. Измеряется в дюймах. Не стоит путать, R – это не радиус покрышки , как многие предполагают, буква R обозначает тип покрышки – радиальная. Существуют диагональные шины по способу расположения нитей корда в каркасе шины, но они редко используются для легковых автомобилей. Значит, рассматриваемая шина «одевается» на диск диаметром в 8 дюймов.

Индекс скорости и нагрузки

Следующими цифрами после обозначения типоразмера идет маркировка индекса нагрузки и скорости, на которые рассчитана покрышка. Например, видим надпись: 85T. В ней зашифрованы значения:

85 – это индекс нагрузки на одно колесо . Он рассчитывается заводом-изготовителем и измеряется в килограммах. Расчет ведется на нагрузку на одно колесо. Чтобы расшифровать это значение, смотрим на таблицу ниже. Цифра 85 значит, что шина рассчитана на рабочую нагрузку на более 515 кг. Значит, на нее можно нагрузить груза не больше указанного значения, в противном случае она лопнет. Чтобы узнать общую разрешенную нагрузку на все колеса автомобиля, «обутые» в такую покрышку, нужно их индекс нагрузки умножить на 4.

Буква «Т» - индекс скорости . Завод-изготовитель проверяет каждый тип шины на специальном стенде, определяет максимальную скорость, при которой покрышка будет справляться со своими задачами. При этой скорости ее технические характеристики не изменяться в худшую сторону. Чтобы расшифровать это значение, обратимся к другой таблице. Для простоты понимания она сделана в виде виртуального спидометра, где ограничения на скоростной шкале обозначены буквами. Выше этих значений, данную покрышку эксплуатировать не рекомендуется.

Как узнать дату производства шины

Эта информация зашифрована на боковой стороне шины. Обычно она состоит из четырех цифр и помещены они в овал или круг. Смотрим на скрин ниже.

Пример. Находим овал на шине, в нем напечатаны цифры «4216» . Разберем их:

  • 42 – порядковый номер недели, когда была изготовлена шина,
  • 16 – год производства, 2016 год.

Значит, покрышка была изготовлена на 42 неделе 2016 года. Эта информация будет полезна при покупке новой или б/у-шной шины. Как известно, резина имеет свой срок службы. Обычно это ото 5 до 7 лет. Со временем резина покрышки «стареет», на ней появляются микро трещины, теряется эластичность и, заложенные изготовителем характеристики ухудшаются.

Для примера приведу свою ситуацию. Моей резине было 6 лет. Однажды ехал в районный центр по относительно ровной дороге с небольшой скоростью, я не люблю гонять. На ровном месте при скорости 70 км/ч услышал хлопок и характерное «бубанение» сзади автомобиля. Остановился на обочине и увидел, что покрышка заднего колеса лопнула. Ям с острыми краями или посторонних предметов на асфальте не было, а она просто лопнула на росном месте. «Хорошо, что это было не переднее колесо, а то улетел бы в кювет» - подумал я. Присмотрелся на резину, она была похожа на «старушку», вся в трещинках и морщинках. С тех пор, я не допускаю подобного «старения» покрышек и вовремя переобуваюсь.

На видео ниже показано на примере, что обозначают цифры на покрышках, рассмотрены самые важные маркировки:

Кроме выше описанных обозначений, на шинах можно найти и другие пиктограммы, буквы, цифры и надписи. Что они обозначают, читайте в развернутой статье, ссылка указана в начале обзора.

Всем удачи на дорогах, следите за своими покрышками, чтобы не попасть в подобную ситуацию, в какой оказался я.

Обозначение на боковой части шины легковых автомобилей называется маркировкой. Она состоит из нескольких цифр, букв и графических элементов, число которых иногда доходит до 12-15.

Страна и компания-производитель

Все производители наносят свой логотип и название на боковую часть колеса.

Многие фирмы имеют заводы в разных странах, и качество их продукции может существенно отличаться. Например, японские шины Bridgestone могут выпускаться Италии, Франции, Финляндии, Таиланде, Малайзии и многих других странах.

На некоторых покрышках есть надпись «Мade in …», но если ее нет, узнать в какой стране выпущена резина можно по кодовому обозначению DOT. Благодаря нему также можно узнать серию, завод и дату изготовления конкретного экземпляра.

Страна производитель зашифрована в виде 2-х букв, которые расположены сразу за аббревиатурой DOT. Например:

Обозначение логотипа на части колеса

Каждый производитель имеет собственную систему обозначения своих заводов. Так известный бренд Bridgestone наносит на борт такие коды

  • 1D; EH; EJ; EK; EL; EM; EN; EP; H4 – страна производитель Япония;
  • 0B; 0W; 1C; 2C; 2M; 3M; 4D; 5D; 7B; 8B; D2; HY; VA; VD; VE; W1; W2 – США;
  • 1U – Китай;
  • 1V,A7 – Таиланд;
  • 3Y,7G, E2–Польша;
  • 5T, 6T – Бразилия;
  • VN, 9B – Канада;
  • A8 – Индонезия;
  • J2 – Сингапур;
  • L5 – Турция;
  • LH–Австралия.

Модель и тип протектора

Помимо названия торговой марки, производители указывают на шине ее модель. Большинство брендов имеют несколько модельных рядов (или линеек), которые отличаются:

  • рисунком и типом протектора;
  • составом использованного материала;
  • предназначением;
  • сезонностью.

В рамках одной модели покупатель может выбрать подходящий ему диаметр и профиль колеса.

Каждая линейка рассчитана на определенного пользователя, для которого имеют значения показатели скорости, износоустойчивости или экономии. Например, компания Michelin имеет в своем ассортименте модель Energy, которая является экологичной и экономит топливо.

Для любителей быстрой и жесткой езды предназначена модель Michelin Primacy, обеспечивающая высокий индекс скорости и управляемость при маневрах.

Название модели имеет цифровые и буквенные обозначения. Они прописаны сразу после наименования производителя.

По наименованию модели легко определить рисунок и вид протектора.


Протектор с направленной поверхностью имеет стрелку, указывающую направление вращения и надпись «Rotation».
Асимметричные покрышки снабжают маркерами Outside и Inside, которые помогают правильно монтировать резину.

Скоростной предел автомобильных шин

Расшифровка обозначение скорости на резине

Обозначение скорости

Соответствие обозначению скорости ее показателей можно узнать из таблицы:

Максимальная скорость (км/ч)Индекс скорости
120L
130М
140N
150Р
160Q
170R
180S
190Т
200U
210Н
240V
270W
300Y
Больше 300Z

Маркировка говорит о том, какую наибольшую скорость можно развивать на тех или иных шинах. Она имеет вид латинских букв и указывается на борту резины.

Таблица максимальной нагрузки

Разметки на шинах

ИндексВесИндексВесИндексВесИндексВесИндексВес
6226575387885601018251141180
6327276400895801028501151215
6428077412906001038751161250
6529078425916151049001171285
6630079437926301059251181320
6730780450936501069501191360
6831581462946701079751201400
69325824759569010810001211450
70335834789671010910301221500
71345845009773011010601231550
72355855159875011110901241600
73365865309977511211201251650
743758754510080011311501261700


Это параметр отвечает за грузоподъемность шины. Индекс нагрузки шин выражается числом и расположен на участке перед показателем скорости.

Маркировка конструкции шин

Маркировка конструкции шин


По своему строению покрышки могут быть радиальными и диагональными. Большинство современных моделей имеют радиальное пересечение корда.

На колесе маркировка обозначается:

  • R – радиальная конструкция;
  • D – диагональная.

Размеры шин. Как узнать профиль резины?

Автомобильные покрышки имеют свой диаметр, ширину и высоту. Посадочный диаметр измеряется в дюймах (равняется 25,4 мм) и должен соответствовать размеру колесных дисков. На борту он обозначается цифрами: 15, 17, 20 и т.д.

Маркировка размера шин

Обозначение размера

Подобрать подходящие размеры можно по таблице:

Ширина шины и высота профиля

Профилем называются 2 цифры на покрышках, например, 225/40. Первая означает ширину резины, а вторая ее высоту в процентном отношении. Это говорит о том, что при ширине 225 мм, высота будет 40%, то есть 90 мм.

Тип резины: камерная и бескамерная

Современные покрышки в основном бескамерного типа, но на дорогах все еще можно встретить варианты с камерами, преимуществом которых является их невысокая стоимость (от 12 долларов) (цена актуальна на 22.10.18).

  • Бескамерные обозначаются как TL (Tubeless). Они сохраняют воздух внутри за счет плотного прилегания края резины к ободу и специального эластичного слоя.
  • Камерные маркируются буквами TT (TubeType). Они состоят из двух частей: покрышки и внутренней камеры из тонкой резины, которая держит воздух.


По сравнению с бескамерной резиной, камерные варианты проигрывают в показателях скорости, надежности и безопасности.

Как еще производитель маркирует шины?

Фото остальных вариантов маркировки резины

Другие варианты маркировки

Маркировка американских шин

Фото шин с американским обозначением

Американские обозначения

В США принята иная маркировка шин легковых автомобилей, чем в Европе и странах постсоветского пространства.

Например, она может иметь вид: 30 х 9,5R 16 LT

Расшифровать его можно следующим образом:

Что означают цветные метки на колесе?

На многих шинах можно увидеть небольшие цветные метки. Они помогают правильному монтажу и бывают красного, зеленого и желтого цвета.

  • Круг или треугольник желтого цвета обозначает самое легкое место, напротив которого должен находиться золотник диска.
  • Красная метка – самое плотное место. При монтаже ее необходимо установить напротив отметки L, которая находится на диске.
  • Зеленый кружок – заводское обозначение для первичной установки шины.

Многие водители замечают цветные полосы на рабочей поверхности резины. Эти отметки не несут смысловой нагрузки, они применяются на заводах и складах для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и хранения шин.

Дата изготовления

Даже не будучи установленной на автомобиль, резина со временем теряет свои свойства. Если шины долго хранятся на складе, они утрачивают свою эластичность, а соответственно и ходовые качества.

Обозначение параметров резины

Вычислить дату выпуска шины можно по маркировке DOT. Последние 4 цифры американского кода, заключенные в полуовал, обозначают неделю и год производства. Например, если эти цифра 2216, то шина вышла с завода на 22 неделе 2016 года.

Сезонность шин

Маркировка легковых шин по сезонности выглядит обычно так:

  • Снежинка внутри схематического кусочка льда. Маркирует зимнюю резину, которая имеет более глубокий протектор (8 – 10 мм), мягкую резину и другой рисунок рабочей поверхности.
  • Пиктограмма «солнце». Обозначает летние покрышки, которые не плавятся при высоких температурах (+25 … +40 °C), имеют большое пятно контакта с поверхностью и специальные канавки для отвода воды.
  • Аllseason или Allweather обозначает, что шина всесезонная. Такую резину используют при средних показателях температуры в диапазоне от -7 до +25 °C.

На шинах часто можно встретить обозначение S+M, что обозначает SnowandMud (снег и грязь). Такие покрышки подходят для тяжелых погодных условий. Существует также специальная антидождевая резина, на боковине которой будет нарисована капля воды или зонтик.

Разбор маркировки на примере

Чтобы окончательно разобраться в расшифровке размеров и других характеристик автомобильных легковых шин, разберем реальный пример. Допустим, у нас есть покрышка со следующей маркировкой:

Фото значение маркировки шины

Значение маркировки

Что мы можем узнать?

На фото также можно рассмотреть надпись Оutside, что означает, что шины имеют асимметричный протектор. Марка и модель на картинке не видна, но определить ее не составит труда даже совершенно неопытному водителю.

Выбираем шины самостоятельно

Как мы убедились, расшифровка маркировки шин для легковых автомобилей не сложный процесс. Знание нюансов обозначения шин поможет приобрести не просто подходящий, а лучший и качественный комплект из всех предложений,не полагаясь всецело на советы не всегда опытного и честного продавца.

Каждый владелец транспортного средства руководствуется при выборе своими личными предпочтениями и финансовыми возможностями. Единственное правило для всех без исключения марок автомобилей – выбирать резину строго соответствующую рекомендациям производителя.

По мнению специалистов, в независимости от типа автошины и ее производителя, на боковой части, должна быть отмечена маркировка (согласно регламенту и документационным нормам N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99), как для легковых, так и для легких грузовых автомобилей). Ниже приведем маркировку автомобильных шин, а также рассмотрим образцы нескольких покрышек:TungaC-140 и HankookCentumK702, соответственно российского и корейского производства. Для этого мы преднамеренно использовали схематичное обозначение и уникальную картинку боковой части покрышки, чтобы вам было удобно. Ниже по тексту будут приведены фотографии известных брендов и моделей.

Теперь мы более детально проанализируем маркировку покрышек.

Маркировка автомобильных шин

Типоразмер автомобильных шин

Маркировка автомобильных шин - обозначение типоразмера
Типоразмер покрышек представляет собой наименование согласно регламенту и нормам. Пример маркировки: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15. Расшифровка по приведенному типоразмеру:

  • 6,15 и 6, 45 – определение профильной ширины покрышки в дюймах;
  • 175, 155, 195 и 225 –наименование ширины в миллиметрах;
  • 70 и 60 – номер серии автомобильной шины (отношение протекторной ширины к высоте боковой части покрышки);
  • 14, 13, 14, 5 и 15 – диаметр посадки покрышки либо внешний диаметр ободка в дюймах;
  • латинской буквой R определяется радиальная шина;
  • в случае если цифры и черты отсутствуют после наименования профильной ширины (195R15), тогда серия автомобильной покрышки больше 80;
  • для диагональных покрышек латинская буква D не ставится (6,45-14);
  • заглавная буква C указывает на легкую грузовую покрышку, выпускаемую в странах СНГ; в сокращении LT (Light Truck) также указывает на легкую грузовую покрышку, только изготавливаемую уже зарубежными странами.

Торговая марка, наименование модели и страна изготовителя

Бренд изготовителя автошин – обозначение или товарный знак производителя.

К примеру, название модели покрышки – АМТЕЛ-СИБИРЬ, производитель – GOODYEAR, NOKIAN и торговая марка ОМСКШИНА.

Модельное наименование – торговое, коммерческое и фирменное. Можно привести пример, Я-559, «Таганка» и другие. Название модели автомобильной покрышки представляет собой условное цифровое, словесное, комбинированное или буквенное наименование покрышки, которая относится к одной или же к нескольким группам покрышек, конструктивно взаимосвязанных.

Страна изготовителя. Эта маркировка обозначает страну, где находится предприятие по производству автошин. К примеру, Made in Finland, Made in Japan.

Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузочной способности, в сокращении ИНС представляет собой условное цифровое определение наибольшей нагрузки, рассчитываемой на шину. К примеру, от 0 до 130.

Скоростная категория, в сокращении КС представляет собой условное определение скорости, рассчитываемой на покрышку. Кроме того, обозначается заглавными латинскими буквами.

Зачастую, ИНС и КС отмечают вместе на автомобильной покрышке, например 85T. Двойной ИНС обозначатся в той ситуации, когда покрышку устанавливают парами на одну осевую сторону. В данной ситуации, первая цифра будет означать ИНС на покрышку при простой ошиновке, а другая при двойной.

Иная маркировка шин

Для автомобильных покрышек, изготовляемых в государствах СНГ – определение документационных норм по ТУ или ГОСТу компании-производителя. Таким образом, легкие покрышки согласно правилам, не могут не соответствовать стандарту качества по ГОСТ 4754-97 (на автомобильных покрышках год, когда был утвержден стандарт качества, не отмечается).

Сейчас приведем пример определения тех. условий: ТУ 2342-024-00548786-92. Значит 2342 –это код покрышки по общей классификации производственной продукции, 024 – номер разработки, 00548786 –код завода-изготовителя (согласно общему классификатору по России) и 92 – это год, когда утверждали покрышки.
На автомобильных покрышках иностранного производства, определение документационных норм не отмечается.

Наименование Radial размещаются именно на радиальных покрышках.

Наименование Reinforced, то есть покрышки с повышенной несущей способностью (ПНС) либо усиленные шины.

Наименование Extraload (XL) применяется для отметки покрышек с наибольшим запасом прочности. Такое определение указывает на то, что ИНС увеличился на 4 единицы.

Наименование Regroovable применяется для автошин с возможностью углубления нарезкой протекторного рисунка.

Наименование Tubeless применяется в случае бескамерных покрышек. Но, тем не менее, автошины, выпускаемые в странах СНГ, могут и не быть отмечены данным обозначением. Таким образом, вместо него, изготовители наносят небольшую отметину камерная, в том случае, если покрышку посчитали камерной.

Наименование Tubetype применяется для камерных автомобильных покрышек. На данный момент такие покрышки встречаются очень редко.

Наименование M&S, M&S и M.S (в переводе с английского языка звучит, так «грязь и снег») применяется на зимних покрышках. Зачастую под данной отметкой представляют внесезонные покрышки.

Наименование Снежинка (Snow Flake, в переводе с английского, звучит, как «снежинка», изредка обозначают, как «снежинка и три горных пика»). Наименование применяется в основном только на зимних автошинах. С начала появления, его ввели в США в середине 80 годов 20 века. Но, с течением времени, отметка появилась практических на любых покрышках, включая летние шины. На рубеже 20 века, с целью регламентирования этого наименования, внедрили и узаконили проверку: если изготовитель захочет поместить данную отметку на автошине, то тогда она должна быть протестирована. Кроме того, в проверке принимала участие автошина UniroyalTigar. На определенный автомобиль, установили по очереди покрышки-претендентки и начальные шины. После этого, вычислили коэффициент сцепления покрышки с поверхностью опоры. И в случае если у автошин, желающих использовать отметку «Снежинка» коэффициент окажется на 10% выше, чем у покрышек UniryalTigar, то тогда выдадут разрешение на использование данной маркировки.

Определение Allseason применяется на всесезонных покрышках.

Определение Steelbelted или Steel применяется на автошинах с металлическим кордом.

Определение PSI (Poundsper Square Inch –фунты на дюйм в квадрате) применяется на автомобильных покрышках с отметкой LT или C, согласно индексу испытываемого давления при выполнении тестирований на скорость и нагрузки.

Inside (sidefacinginwards) либо Outside (sidefacingoutwards) применяется на автошинах с ассиметричным протекторным рисунком. Данные маркировки демонстрируют о том, какая боковая часть покрышки должна быть внутри, а какая снаружи по отношению к легковому автомобилю. Изредка на покрышке указывают стрелку или отметку <<, демонстрирующие дирекцию вращения покрышки при передвижении машины вперед. Кроме того, отмечают и дирекцию вращения Rotation. Совет! Не путайте данные стрелки с эмблемой именитого изготовителя автошин Dunlop, сделанного в форме стилизованной стрелки.

TWI, Michelin. Таких определений должно быть не меньше 6 в каждой стороне протекторной зоны шины. TWI (Tread Wear Indication с английского языка звучит, как « протекторный индикатор износа»). Такие определения демонстрируют место нахождения на протекторном дне индикатора износа. Данные индикаторы сделаны в форме выступов размеров, остаточной глубины протекторного рисунка для различных типов автошин. При их достижении, эксплуатация, должна быть закончена (просмотри в правилах дорожного движения).

Производитель автошин NokianTyres использует другой метод выявления остаточной глубины протекторного рисунка.

Дата изготовления, состоит из 3-х (произведенных до 2001 года) либо 4-х цифр. Первые две цифры обозначают неделю, а другие две год производства, например: 97, где 9 – это неделя и 7 – это 1997 год.

Фабричный (порядковый) номер, отмечают на покрышках изготовителей государств СНГ.

Например, Российский знак соответствия в случае сертификации, выглядит так HX12 – код по сертификации. Также разрешается не наносить данный знак на покрышки, только лишь в необходимую документацию.

Официальный утвердительный знак типа автошины согласно нормам N 30 ЕЭК ООН. Единообразные указания, затрагивающие официальное утверждение покрышек для легковых авто, где цифра вне круга – обозначает номер утверждения, а цифра в круге – обозначает код страны, где было официально предоставлено данное утверждение.

Определение DOT (U.S.Department of Transportation), состоит из цифрового и буквенного кода или же только буквенного, которое было присвоено американским департаментом изготовителю автошин, код габарита покрышек, закодированный адрес офиса и изготовителя, свидетельствует о том, что данная покрышка прошла испытание и сертификацию качества согласно нормативным документам PMVSS № 109.

В случае с той или другой шиной, в независимости от места изготовления, ее предназначение – это североамериканский рынок: Канада и США. На таких шинах, помимо обязательной отметки, указанной выше, должна быть нанесена еще одна отметка, указывающая на наибольшую нагрузку и давление в покрышке, а также используемые материалы и количество слоев в каркасе.

Помимо этого, обязательным требованием является маркировка индекса: температуры, износостойкости и сцепления.

Балансировочная пометка указана в виде круга желтого цвета с диаметров от 5 до 10 мм. Она означает место при выявлении статического дисбаланса автошины. В момент вкладывания камеры в покрышку, ее вентиль должен быть соединен с местом автомобильной покрышки.

Маркировки покрышек и колес, а также их характеристики для каждой марки и модели, а изредка и модернизации автомобиля обозначены в его руководстве по эксплуатации, созданном компанией-производителем автомобиля. Кроме того, нельзя отступать от данных норм, потому что в них заложены начальные характеристики управляемости, проходимости и устойчивости машины в пределах всех скоростей. Не обсуждается только протекторный рисунок покрышек. Каждый владелец авто может сам для себя выбрать рисунок протектора исходя их собственных предпочтений, стиля вождения и др. Но в данном случае, используемые покрышки должны быть протестированы по следующим параметрам: нагрузкам, наибольшей скорости, габаритам, давлению и др.

В данной ситуации стоит выделить тот факт, что отмеченный на боковой части ИНС обозначает наибольшую нагрузку на покрышку. Для легковых авто, нормируется экономичная нагрузка, то есть та нагрузка, которой соответствует наибольшая скорость, и давление при которых осуществляется наилучшая удобность поездки. Данная нагрузка, не должна быть меньше наибольшей на 10%.

Маркировка и ее разнообразие.

Все принудительные наименования и надписи на автомобильных покрышках, отмечают при их создании гравировочным оттиском специальных пресс-форм. О принудительной маркировке гласят правила Единообразного предписания. А именно, правило под номером 30, для легковых покрышек и правило номер 54 для грузовых и легких грузовых автошин, а также имеется параграф о стандарте качества США по сохранности автотранспорта.

Кроме того, что необходимо маркировка на автошинах, можно разместить и другие надписи на взгляд производителя или же по требованию клиента, самого потребителя. В данном случае маркировки могут быть самыми разными. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Так как, обширная сертификация покрышек вместе с той сертификацией качества согласно федеративным нормам, каждодневно практически всеми производителями покрышек внесены другие отметки и обозначения, которые указывают на те, или иные производственные процессы, а также технологии изготовления, материалы и другие сборочные элементы: номера контроллеров и рабочих, и др.

На данный момент, в магазинах автомобильных покрышек, мы в самом начале обнаружим на поверхности шины целый ряд линий, различных расположений, окраса, размера. Кроме того, мы можем увидеть и различные буквенные и цифровые наименования, размеров и расположений и многое другое.

Все эти буквы, линии и цифры, как правило, наносятся специальной маркировкой на протекторы, чтобы избежать перепутывания при сборке автошин, а собранных в свою очередь непосредственно пред вулканизацией. Таким образом, благодаря использованию цветных линий, можно различить автошины, произведенные различными бригадами и сменами, станками и протекторными аппаратами и др. Естественно, учитываются и другие особенности при изготовлении огромного ассортимента автошин. Если же появляются бракованные изделия, то тогда их выявляют и идентифицируют.

Заготовки автошин маркируют в момент сборки и вулканизации. Помимо разноцветных полосок, используются также и маркировочные цветные метки либо оракаловые этикетки с цифровыми или буквенными кодами, марками шин, стадиями сборки и датами производства и др.

После того, как автомобильные покрышки проходят вулканизацию, их маркируют датой производства с помощью оттиска со сменными вкладышами, а также фабричным номером – сменными жетонами. На данной автошине также дополнительно маркируют номера вулканизаторщиков и номера самих пресс-форм и т.д.

В момент разбраковки покрышек согласно характеристикам внешнего вида, автошины отмечаются штампом годен с контроллерным номером, или другими вариантами (где тк - технический контроль, а к – просто контролер, цифра – это номер партии автошин такой же марки и определения).

После того, как осуществляется полная проверка статического дисбаланса автошин на боковую часть, в обязательном порядке наносится своеобразная «балансировочная пометка» в форме желтого круга в 5-10 миллиметров, тем самым определяя место автошины. При установке автошины на колесный обод данную пометку необходимо соединить с ободным отверстием, в которое укладывается камерный вентиль либо вентиль бескамерной покрышки.

В момент осуществления контроля на силовую неоднородность радиальных автошин (согласно данным «эффект конуса» и «радиальное колебание боковой силы») на боковую часть, на них наносятся круглые пометки, схожие с балансировочными, только зеленого либо красного цветов, изредка синего.

Сознательным образом не провожу ассоциацию продемонстрированных и вышеописанных маркировок с конкретными марками автомобильных покрышек (за определенным исключением, где это сразу же видно на лицо) и их производителями. Любой производитель сам для себя устанавливает рамки на использование: полуфабрикатов, идентификационных процессов, кодировку исполнителей, станков и так далее. Это внутреннее дело каждого производителя. Нам же, обычным потребителям, об этом даже и не следует знать, так как это особого значения не имеет. Главное это что? Правильно, высокое качество и длительная эксплуатация автомобильной покрышки.

Поэтому, исходя из вышесказанной информации, вы сами для себя выбираете, чего вы хотите и хотя в некоторых ситуациях, наличие каких-нибудь дополнительных маркировок, не всегда украсят автомобильную покрышку. А значит, хотя бы иногда, но усомнитесь в качестве приобретаемой покрышки в том случае, если вы на ней не обнаружите никаких маркировок и других обозначений производителей. Всего хорошего.

Читайте также: