Как отбалансировать колесо мотоцикла

Опубликовано: 07.05.2024

aprilia-

В силу малой массы и ширины мотоциклетных колес, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка мотоциклистов не интересует. Впрочем, необходимость в динамической балансировке может возникнуть при использовании спицованных колес. Однако в этом случае проблему лучше решить на корню: устранить биения колеса правильной подтяжкой спиц. Ну и, конечно же, кривые и плохо выправленные диски не рассматриваем: они не могут балансироваться в принципе.

баланс

Внимание! Первое: балансировать колесо нужно в сборе с тормозными дисками. Второе: на резине есть отметка, обозначающая ее самое легкое место. Нужно забортовать колесо так, чтоб эта метка совпала с положением ниппеля.

Сам процесс балансировки очень прост. Необходимо добиться, чтобы вращающееся колесо останавливалось случайным образом, а не одним и тем же участком вниз. Поворачиваем неподвижное колесо на 90 градусов, отпускаем и наблюдаем за его вращением и остановкой, сопровождаемой затухающими колебательными движениями. Несбалансированность колеса очевидна, если определенная, самая тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

01

Как только колесо остановилось, клеим на верхнюю часть диска балансировочный груз. Если у вас есть на набор грузов на 5, 10, и 20 г., лучше для начала фиксировать их на скотч, чтобы подобрать правильный вес. В плане точности балансировки один груз на 20 г. будет всегда лучше четырех пятиграммовых. Важно учесть, что балансировочный груз должен быть поровну распределен по двум сторонам обода колесного диска. То есть, при общем весе 20 г. потребуется два груза по 10 г.

Наклейкой грузов нужно добиться ситуации, когда колесо после поворота на 90 градусов останется неподвижным. Это идеальный баланс, который в большинстве случаев практически не нужен. Можно остановится и на очень медленном движении колеса в сторону самой тяжелой точки диска.

Итак, найден нужный вес балансировочного груза и точка, куда его следует приклеить. Слегка раскручиваем колесо, чтобы долго не ждать, пока оно остановится. Наблюдаем за его поведением. Идеально отбалансированное колесо будет останавливаться случайным образом, отбалансированное близко к идеальному после первоначальной остановки будет медленно стремится повернуться тяжелой стороной вниз.

Раскручивание колеса необходимо, чтобы убедиться, что балансировочная ось не кривая, закреплена ровно. а подшипники балансировочного станка свободно вращаются. В итоге, мы ищем подтверждение тому, что колесо отбалансированно правильно, а не просто не движется вследствие проблем с инструментом.

02

Перед окончательным фиксированием грузиков нужно обезжирить поверхность диска. Подойдет бензин, средство для чистки тормозных дисков, ацетон и прочее.

Чтобы не пачкать обезжиренную поверхность, лучше клеить грузики в одноразовых перчатках из полиэтилена. Для этого снимаем защитную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось провести тестовую поездку, чтобы убедится, что все действительно в порядке.

Статическую балансировку мотоколес необходимо делать после шиномонтажа. При шиномонтаже желательно проверять целостность и биение диска. Если диск поврежден или деформирован, его надо ремонтировать перед балансировкой. Для балансировки необходимо вывесить колесо на горизонтальной, свободно вращающейся оси. Для этого удобно использовать специальный стенд. Колеса балансируются с накаченной резиной и тормозными дисками. Заднее колесо иногда балансируется еще и со звездой, если она жестко крепится к диску (точную информацию смотрите в мануале конкретной модели мотоцикла).

Статическая балансировка

1) Качните колесо. Когда оно остановится, самая тяжелая точка колеса будет внизу (точка Х1).

2) Поверните колесо на 90 градусов и отпустите. Убедитесь, что точка Х1 в том же месте. Если она будет смещена, сделайте операцию несколько раз, чтобы выбрать среднее положение. Такое бывает если диск деформирован.

3) Установите груз напротив самой тяжелой точки Х1. Лучше начинать с самого маленького и приклеивать его не полностью, чтобы было легче снять.

4) Поверните колеса на 90 градусов и отпустите. Если груз будет возвращаться вверх, значит точка Х1 его перевешивает, и надо добавить груз. Добавляйте грузы пока колесо не будет двигаться при повороте на 90 градусов.

5) Если колесо в различных положениях статично (не двигается), снимите тестовые грузы и приклейте новые, предварительно обезжирив поверхность. Идеально использовать грузы на центральное ребро диска (для спицованных колес - грузы на спицы), но такие грузы у нас не продают. Поэтому клеить грузы надо симметрично по обеим сторонам диска.

6) Если колесо не статично в некоторых положениях, рекомендуется сделать балансировку еще раз с нуля. Причины могут быть в том, что колесо недостаточно жестко зафиксировано на оси; диск или резина имеют деформации; резина установлена не соосно вентилю; подшипники сильно изношенны; если колесо спицованное, оно может иметь динамическое биение из-за плохо протянутых спиц.

В видео процесс показан более наглядно! Переднее колесо от BMW K1100LT имеет небольшую вмятину, но это не помешало добиться статического баланса. Заднее колесо от R6 2004 балансируется со звездой!

В развитых странах люди тоже возятся в гаражах :) Вот, например, Ари меняет резину на одном из мотоциклов. Говорит, не так и сложно.
Ссылка на оригинал:

Комментарии ( 51 )

Называется «защита обода колеса», как искать в гугле:
1. вбиваешь запрос
2. переходишь в картинки
3. находишь что-то похожее
4. переходишь на сайт.
5. если не подошло, справа внизу от выбранной картинки будут «похожие картинки», переходишь по ним и снова на сайты.

Либо вот тебе картинка,


кликни правой кнопкой и выбери «поиск по картинке в гугле» или как там оно на русском. найдёшь что искал 100%


Вот так удобнее

Ну про чувака это ты сам придумал. А вот про доверять кому-то затягивать оси колёс, ну давай включать думалку:
1. хороший знакомый затянул гайку и ты попал на суппорт — в это верю.
2. ты уверен, что если бы её не затянул ты, то ты 100% бы ни на что не попал?
3. ты уверен, что этот «хороший знакомый» всегда плохо закручивает гайку или это просто «не повезло разок» и оказался невезучим именно ты?
4. ты уверен, что ты, в отличие от него, ВСЕГДА крутишь гайку как гаечный бог?
это мы пока прикинули варианты. 2 события — 4 варианта. это простой курс логики.

Дальше больше: а кто такой этот «хороший знакомый». уверен, ты и маму свою любишь и человек она хороший, но давать ей ковыряться в мотоцикле просто мотому что она «хорошая» — не всегда хорошая идея.
Продолжим: есть специалист, который «крутит гайку». это его работа, его хлеб. ты крутил гайку сколько раз? 20? 120? он крутил её примерно 12 000 раз за год (число с потолка, просто, чтобы понять порядки и опыт). при прочих равных кто крутит лучше?
Далее: если у тебя болит зуб, его нужно удалить, или нужно провести операцию, кто это делает, твой «хороший знакомый»? или всё-таки врач? не исключаю, что это может оказаться и один человек, но предпочтение отдаётся ему потому что врач. это необходимое условие. необходимое, но не достаточное (опять же здравствуй, курс математики). ну не верю я, что кто-то рвёт зуб у соседа, который просто «хороший друг».
вернёмся к твоему подходу: наверное, зубы ты тоже вырываешь сам. потому что здоровье её важнее мотоцикла, с этим спорить групо. то есть, доверять этим людям нельзя, они все халтурщики, поэтому я сам всё сделаю.

Исходя из твоей логики поступать стоит именно так :)

Поэтому не стоит писать такие глупости «доверять кому-то», все доверяют кому-то, так мир устроен. просто кто-то думает, что «ну с колесом-то я справлюсь» или «ну карбюратор-то я настрою», а у кого-то этот порог самоуверенности ниже и они сразу чуть что вызывают эвакуатор.

Посыл видео был в том, как СЭКОНОМИТЬ деньги. В случае с СНГ ещё и время, потому что мото шиномонтаж и балансировка не просто дорого, а ещё и «хер найдёшь поблизости». Но Ари ни слова не сказал о том, что ты сделаешь это ЛУЧШЕ, чем специалист, или «доверять можно только себе».

Понимаешь о чём речь?

У меня, в отличие от «спеца» по перебортовке, есть динамометрический ключ. Мне и на автомобиле дважды(!) при смене резины не затягивали колёсные болты «спецы». Поэтому мой опыт говорит о том, что лучше не доверять людям, у которых поток в 12000 гаек в год.

Что касается человека, благодаря которому я утратил колёсную гайку и купил ещё один суппорт — это владелец небольшого автосервиса в соседнем гараже, интересующийся байками и вызвавшийся мне помочь на основе добрососедских взаимоотношений. Результат я уже сообщил. И да, есть вещи, которые для себя ты сделаешь лучше, чем твой сосед по гаражу, а твой сосед по гаражу их делает лучше, чем парень с шиномонтажки. У него нет ни динамоключа, ни мотивации узнавать момент затяжки твоей колёсной гайки из твоего сервис-мануала.


Перед покраской мотоциклетные диски пескоструятся полностью. Затем на мотоциклетный диск последовательно наноситься слой грунта, базового цвета и защитного высокоглянцевого лака.

Использование в работе высококлассного немецкого оборудования HOFMANN, разработанного специально для работы с мото колесами, позволяет нам выполнять шиномонтажные, балансировочные работы с мотоциклетными колесами и колесами квадроциклов на высочайшем уровне.

Во ВСЕХ наших филиалах, ежедневно в вашем присутствии производятся:

  • шиномонтаж, балансировка МОТО колес
  • снятие/установка МОТО колес с мотоцикла клиента
  • ремонт, покраска МОТОдисков

ВНИМАНИЕ! Сложный шиномонтаж, балансировка, а также сложный ремонт МОТО дисков, дисков квадроциклов осуществляется в филиале на РУСАКОВСКОЙ д 1

Для чего нужна балансировка колес

Практически всегда центр массы колеса не сходится с его геометрическим центром. Такая шина при движении вибрирует и передает вибрацию всему транспортному средству, а это приводит к понижению удобства управления скутером и к износу деталей рулевого управления и составляющих подвески колеса, а также увеличивает изнашивание шины. Масса колеса должна распределятся однородно относительно центра шины, и тогда вибрации будут минимальными.

Таким образом дисбаланс колеса приводит к таким неприятным последствиям:

  • Неравномерность нагрузки на шину приводит к значительному уменьшению срока работы колеса — покрышка быстрее снашивается
  • Под влиянием увеличенных нагрузок, в итоге разбалансировки колеса, несущие элементы подвески значительно быстрее выходят из строя (больше всех деталей страдают подшипники), а при большом увеличении таких нагрузок есть риск внезапного разрушения этих деталей. Итоги потери колеса на большой скорости будут очень нехорошими, это точно
  • Колесо, которое вибрирует имеет худшее сцепление с дорогой (кривое пятно контакта), а это приводит к ухудшению управляемости скутером, а также увеличению тормозного пути мопеда. Все эти поломки очень понижают безопасность управления скутером
  • Очутимая вибрация передней покрышки переходит на руль, а это создаст дискомфорт шоферу

Виды и методы балансировки

В зависимости от дисбаланса колес бывает статическая и динамическая балансировка. Обе эти разновидности дисбаланса имеют в виду несовместимость двух осей — оси вращения и оси инерции, проходящей по центру тяжести каждого колеса.

Схематическое изображение типов дисбаланса колеса

Статическая балансировка

Статистическая балансировка производится при проявлениях признаков статического дисбаланса колеса. Статический дисбаланс образуется в случае, когда ось вращения колеса параллельна оси инерции и центр тяжести вообще не находится на оси вращения (масса колеса неравномерно распределена по длине окружности).

Динамическая балансировка

Динамический дисбаланс возникает, когда центр тяжести располагается на оси вращения, но ось инерции не совмещается с осью вращения, пересекая ее под некоторым углом (масса колеса неровно распределена по его ширине). В силу малой массы и ширины колеса скутера, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка шин им не нужна.

Как узнать нужна ли балансировка

Если при достижении скорости, хотя бы в 60 км/ч, Вы начинаете чувствовать, что скутер ведёт себя не так уверенно, как на меньшей скорости, возникает вибрация передней вилки, нестабильность в управлении — может быть, нужно проконтролировать балансировку мото колес.

Предельно допустимые биение шины и масса компенсирующих грузов при балансировке колеса в соответствии с ГОСТ 4754-97

Для проверки балансировки необходимо поставить скутер на центральную подножку так, чтобы контролируемое колесо не дотрагивалось земли, ослабьте тормоза, раздвинув колодки, отсоедините трос спидометра — главное, чтоб колесо свободно крутилось, ни за что не цеплялось и не подтормаживало.

После этого прокрутите колесо и сделайте на нём отметку в том месте, где оно остановилось в самой нижней точке около земли. Если при дальнейшем кручении колеса оно всё время останавливается практически в одном и том же месте — значит в том месте оно тяжелее всего и его нужно балансировать. На этом проверка балансировки колес окончена.

Всем бодрого дня! В этом посте я расскажу о том, отбалансировать колесо, если вы на самоизоляции и не хочется ехать в шиномонтаж

Зачем я это делал?

Внезапно резину сносил до корда, увидел это на даче. Ехать на такой было страшновато. Заказал заднюю покрышку СДЭКом. Решил, что чем снимать колесо и везти его в шиномонтаж в ближайший населённый пункт, проще самому переобуть. Вот только засада — как отбалансировать колесо? Станок покупать за 5 тысяч совсем не хотелось, если уж покупать, то со всякими щупами, а это уже далеко не 5… Короче, решено было делать самому! К тому же, так, как сам, никто, увы, делать не будет. Под монтажку накладку из сайдинга не подложат чтоб диск не поцарапать, всё внутри керосином не помоют, в каждый ниппель спицы под резиновую ленту смазочкой не попшикают, ну и т.д.



Кстати, раз уж зашла речь про вырезанное из сайдинга… Начинал работу с вот таким китайским… приспособлением. Не покупайте. Оно толстое и мягкое, монтажкой рвётся за пару движений, подсовывать неудобно, переставлять тяжело. Если будет кому-то интересно — сфотографирую сайдинговые накладки.



UPD: А вот и кусочки сайдинга. Отлично работают, снимать покрышку не мешают, монтажка по ним скользит лучше, не дырявятся, цена вопроса — мизер. Вырезаны из нижней части сайдинга, из места, где он цепляется за предыдущий ряд.

Выбор конструкции.



Обычно стенды статической балансировки имеют такой вот корпус, на котором закреплены две пары подшипников. Изделия это как правило, заводские, сделанные с точностью, недоступной моим рукам При сваривании что-то почти наверняка повело бы, парка станков у меня нет, даже одного-единственного сверлильного — и того нет. В общем, я решил, что точно установить две пары подшипников так, чтобы они прилегали к одной балансировочной оси доступными мне средствами почти невозможно. Второй момент — для нормальной работы им нужна ось, на которой установлены конусы, центрирующие колесо. Эти конусы должны быть подогнаны к самой оси плотно и не болтаться, иначе смысла в этой работе никакого. Ось с конусами — в моём случае самый дорогой элемент конструкции, потому как не только сверлильного, но и токарного станка у меня тоже нет, вследствие чего от этой части конструкции я решил отказаться
На просторах интернета есть видео, где товарищ делает подобный станок для балансировки колеса на оси мотоцикла вместо оси с подвижными конусами, но в такой схеме есть ряд недостатков: 1) Колёса разной ширины и разной длины оси им не отбалансируешь. Соответственно, надо делать что-то для регулирования ширины. 2) В моём мотоцикле передняя ось имеет разные диаметры в правой и левой части, а задняя — одинаковые. Соответственно, надо делать какую-то приблуду для регулирования высоты.

Я решил, что правильнее будет сделать пары подшипников подвешенными и подвижными. В этом случае, они сами будут центрироваться на оси, а устанавливать колесо в горизонталь можно за счёт подвеса. И то, влияние точно выставленной горизонтали оси на результат балансировки должно быть минимально, поэтому сильно можно не заморачиваться с этим.

Прикинул размеры и на следующий день отправился в СДЭК за покрышкой, строительный рынок и магазин автозапчастей. Собственно, на размеры можно не заморачиваться и сделать вообще как-нибудь. Единственное что важно — расстояние между осями подшипников, симметрия, и чтоб отверстия в центре хватило для вставки оси.

Подготовка

Что понадобится? Материалы: 1) 4 подшипника — 360 рублей в автомагазине. 2) 6 болтов, 6 гаек и пол горсти шайб — около 80 рублей за всё. 3) Две стропы для крепления груза — вроде около 100 рублей. 4) Что-то, из чего можно вырезать корпус. Забегая вперёд — желательно брать что-то металлическое листовое, чтобы толщина была меньше, а сама конструкция — компактнее. Или как вариант — оргстекло. Но я нашел в сарае кусок фанеры. Итого уложился в 600р. Инструменты: 1) Дрель со свёрлами под болты и насадкой для сверления большого отверстия. Ну или вместо насадки можно лобзиком вырезать. 2) Лобзик с пилкой по тому из чего будет корпус. 3) Про линейку/штангенциркуль и гаечные ключи наверное говорить не надо

Изготовление

Разметил фанерку, просверлил отверстия, вырезал. Наждачкой(не путать со шкуркой. ) снял заусенцы. Ой, кстати, ещё один инструмент… Ну да бог с ним. Вставил в отверстия болты, установил подшипники. Обязательно с двух сторон подшипника установить шайбы, чтобы центр подшипника был неподвижен, а внешняя часть свободно вращалась. Затянул болты. Сначала думал, что то, что болт по диаметру не соответствует внутреннему диаметру подшипника, будет проблемой (нужного болта на рынке не было), но оказалось, что так даже лучше: можно выставить положение подшипника перед затяжкой. Хотя не сказать, что очень нужно: приспособление то самоцентрирующееся. Последний штрих — вставляем болты, на которых это всё будет держаться.

Применение

В данном случае я балансировал заднее колесо, у которого ось постоянного сечения, поэтому просто выставил по уровню обе части. Ремнями для крепления груза делать это оказалось довольно удобно. Ширина конструкции регулируется за счёт перемещения ремешков по брусу alt=":)" height="" />
Ну и собственно, сам процесс балансировки: вставляете колесо, оно поворачивается тяжелой точкой вниз. Крепите груз сверху, поворачиваете на 90 градусов, отпускате, оно опять поворачивается тяжелой точкой вниз, и т.д. У меня балансировка происходит креплением грузиков на спицы, их довольно удобно переставлять, поэтому, как только их становится 3, можно переставляя их все, играть положением общего центра тяжести. Как только колесо при повороте на любой угол остаётся на месте — результат достигнут. На этом фото хорошо заметно, почему конструкцию желательно делать тоньше и без выступающих в сторону колеса шляпок болтов. Чувствительность сего чудо-устройства протестирована силиконовыми рыбками и составляет порядка 16 граммов на 18 радиусе, который к тому же диаметр. Результат балансировки мне показался достаточным. Никаких биений на скоростях до 160 не ощущается, больше обычно не езжу.
Надеюсь, кому-то пригодится alt=":)" height="" />

Балансировка колес своими руками

Балансировку колеса можно проводить двумя способами:

  • На стенде для балансировки — более точный метод
  • На скутере, не снимая колесо — метод не очень точный, в силу того, что диск вращается не свободно

В любом случае последовательность действий одинаковая и с применением станка для балансировки и без него.

Для балансировки потребуется балансировочный станок в виде опрокинутой буквы «П» (50 евро в каталоге Louis), на который укладывают ось с балансируемым колесом. Чтобы ось независимо вертелась, с каждого конца предусмотрена пара подшипников.

Станок для балансировки колес

Достоверность статической балансировки при помощи данного приспособления очень большая, никак не хуже, чем на специализированных станках. Балансировочные станки для шиномонтажа предназначены в основном на автомобильные колеса, так что балансировка своими руками может оказаться более точной.

Балансировку колеса скутера надо проводить в сборе с тормозными дисками. На резине есть отметка, отмечающая ее самое легкое место. Перед установкой колеса на станок для балансировки необходимо забуртовать колесо так, чтобы эта отметка совпала с расположением ниппеля.

По сути дела, процесс балансировки дисков очень прост. Необходимо достигнуть, остановки вращающегося колеса случайным образом, а не одним и тем же участком книзу. Крутим неподвижное колесо на 90°, отпускаем и смотрим за его вращением и остановкой. Разбалансированность колеса очевидна, если наиболее тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

Как только колесо остановилось, наклеиваем на верхнюю часть диска балансировочные грузики. Сначала лучше фиксировать грузики их на скотч для балансировочных грузиков, чтобы выбрать правильный вес. Важно учитывать, что балансировочный груз обязан быть равномерно распределен по двум краям обода колесного диска.

Грузики для балансировки

Наклейкой грузов необходимо достигнуть условия, когда колесо после поворота на 90° остается недвижимым. Это совершенный баланс, который в большинстве случаев на практике не нужен. Можно остановиться на очень медлительном перемещении колеса в сторону наиболее тяжелой точки диска.

Перед завершающим фиксированием грузиков необходимо обезжирить плоскость диска. Пригодится бензин, средство для очистки тормозных дисков, растворитель.

Чтоб не пачкать обезжиренную поверхность, предпочтительно наклеивать грузики в одноразовых перчатках из целлофана. Для этого снимаем предохранительную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось только провести испытательную поездку, чтоб удостовериться, что все действительно в порядке.

Специально для мототехники

Для тех, кто постоянно пользуется своим мотоциклом экономит свое время, не хочет надолго оставлять его на сервисе, мы можем предложить две схемы проведения работ:

Вариант 1

Вы приезжаете к нам для ремонта, шиномонтажа, балансировки мотодисков, два-три часа отдыхаете в комнате для клиентов. Именно столько времени требуется для проведения качественного ремонта мото дисков и дисков скутера, мототехники. При проведении шиномонтажа и балансировки работы с каждым мотоколесом занимают порядка тридцати минут. Спустя указанное время вы получаете свой мотоцикл готовым к эксплуатации.

Вариант 2

Наши специалисты выезжают к вам и забирают мотоколеса для проведения работ — ремонта, шиномонтажа, балансировки, а затем возвращают их Вам после окончания работ.

Обратите внимание: мы не проводим шиномонтаж и балансировку мотодисков на выезде!

Качественный МОТО шиномонтаж возможен только при наличии специального оборудования, а балансировка — только на подготовленном, идеально ровном, устойчивом покрытии пола. В «полевых» условиях результат будет существенно хуже.

Мы предлагаем нашим клиентам, владельцам мототехники, полный цикл работ: снятие — установку колес, МОТО шиномонтаж, МОТО балансировку и ремонт МОТО дисков. А также полный перечень работ с квадроциклами: ремонт дисков квадроциклов, шиномонтаж и балансировку колес квадроциклов.

Владельцы мотоциклов и квадроциклов нуждаются в профессиональном сервисном обслуживании дисков и шин даже в большей степени, чем автомобилисты. Ведь их жизнь и здоровье не защищены от внешней среды прочным каркасом. В результате любой серьезный дефект колеса может привести к тяжелым последствиям.

Правка мотодисков

Любое повреждение колеса двухколесного транспортного средства требует оперативного ремонта. Следует отметить, что мотошиномонтаж, балансировка и правка дисков существенно отличаются от аналогичных работ с автомобильной техникой. В частности, требуется другое оборудование.

Причина заключается в том, что колеса в мотоциклах и скутерах более узкие и крепятся на оси. Поэтому точное позиционирование диска при выполнении ремонтных и балансировочных работ выполняется на специальных конусах, а крепеж – по оси балансировочного станка.

Поскольку размер осей различных мотоциклов (скутеров) варьируется в широких пределах, сервисный центр должен быть оснащен крепежами для всех выпускаемых и выпускавшихся ранее моделей. Также нужно помнить, что для восстановления дисков могут использоваться различные технологии, в зависимости от способа их изготовления.

  • Спицированные диски. Сегодня встречаются только в раритетной мототехнике. Их ремонт не производится, но можно заказать балансировочные и шиномонтажные работы.
  • Штампованные диски. Самые недорогие из современных дисков. Обычно при сильных нагрузках они гнутся и мнутся, поэтому восстанавливаются без последствий (трещина на мотодиске, сварка и пр.).
  • Литые диски. Наиболее популярный сегодня вариант. При сильных ударах могут деформироваться и трескаться. Основная технология ремонта – вытягивание на станках.
  • Кованые диски. Как и предыдущие, относятся к легкосплавным, но несколько прочнее и дороже. Для ремонта требуется специальное оборудование.

Шиномонтаж и ремонт дисков – квадроциклы

Несмотря на наличие четырех колес, данные транспортные средства гораздо ближе к мотоциклам, а не к автомобилям. Поэтому шиномонтаж квадроциклов, а также балансировочные и ремонтные работы также должны выполняться на специализированном мотооборудовании. Не экономьте на своей безопасности и комфорте.

Если вам требуется профессиональный шиномонтаж, а также балансировка и ремонт дисков мотоциклов и квадроциклов, воспользуйтесь услугами сервисных центров группы . В нашем распоряжении имеется все необходимое оборудование для работы с современными и раритетными моделями.

Балансировка мото колес своими руками

Замена шин требует обязательной балансировки, но не все шиномонтажники умеют обслуживать мотошины. Выход из этого есть — можно сбалансировать шины самостоятельно. Как это сделать я подробно опишу в этой статье.

Под балансировкой колеса понимают один из двух процессов: статическую или динамическую. Первый вариант -это уравновешивание массы колеса относительно центра вращения. Второй — устранение осевых биений, чтобы вращающееся колесо не пыталось двигать в пространстве собственную ось вращения.

В силу малой массы и ширины мотоциклетных колес, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка мотоциклистов не интересует. Впрочем, необходимость в динамической балансировке может возникнуть при использовании спицованных колес. Однако в этом случае проблему лучше решить на корню: устранить биения колеса правильной подтяжкой спиц. Ну и, конечно же, кривые и плохо выправленные диски не рассматриваем: они не могут балансироваться в принципе.

Для балансировки вам понадобится инструмент в виде перевернутой буквы «П», на которую кладут ось с балансируемым колесом. Чтобы ось свободно вращалась, с каждого края предусмотрена пара подшипников.

Балансировка мото колес своими руками

Точность статической балансировки при помощи этого устройства очень велика, ничуть не хуже, чем на специальных станках. Последние рассчитаны в основном на автомобильные колеса, так что «ручная» балансировка может оказаться более точной.

Внимание! Первое: балансировать колесо нужно в сборе с тормозными дисками. Второе: на резине есть отметка, обозначающая ее самое легкое место. Нужно забортовать колесо так, чтоб эта метка совпала с положением ниппеля.

Сам процесс балансировки очень прост. Необходимо добиться, чтобы вращающееся колесо останавливалось случайным образом, а не одним и тем же участком вниз. Поворачиваем неподвижное колесо на 90 градусов, отпускаем и наблюдаем за его вращением и остановкой, сопровождаемой затухающими колебательными движениями. Несбалансированность колеса очевидна, если определенная, самая тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

Балансировка мото колес своими руками

Как только колесо остановилось, клеим на верхнюю часть диска балансировочный груз. Если у вас есть на набор грузов на 5, 10, и 20 г., лучше для начала фиксировать их на скотч, чтобы подобрать правильный вес. В плане точности балансировки один груз на 20 г. будет всегда лучше четырех пятиграммовых. Важно учесть, что балансировочный груз должен быть поровну распределен по двум сторонам обода колесного диска. То есть, при общем весе 20 г. потребуется два груза по 10 г.

Наклейкой грузов нужно добиться ситуации, когда колесо после поворота на 90 градусов останется неподвижным. Это идеальный баланс, который в большинстве случаев практически не нужен. Можно остановится и на очень медленном движении колеса в сторону самой тяжелой точки диска.

Итак, найден нужный вес балансировочного груза и точка, куда его следует приклеить. Слегка раскручиваем колесо, чтобы долго не ждать, пока оно остановится. Наблюдаем за его поведением. Идеально отбалансированное колесо будет останавливаться случайным образом, отбалансированное близко к идеальному после первоначальной остановки будет медленно стремится повернуться тяжелой стороной вниз.

Раскручивание колеса необходимо, чтобы убедиться, что балансировочная ось не кривая, закреплена ровно. а подшипники балансировочного станка свободно вращаются. В итоге, мы ищем подтверждение тому, что колесо отбалансированно правильно, а не просто не движется вследствие проблем с инструментом.

Балансировка мото колес своими руками

Перед окончательным фиксированием грузиков нужно обезжирить поверхность диска. Подойдет бензин, средство для чистки тормозных дисков, ацетон и прочее.

Чтобы не пачкать обезжиренную поверхность, лучше клеить грузики в одноразовых перчатках из полиэтилена. Для этого снимаем защитную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось провести тестовую поездку, чтобы убедится, что все действительно в порядке.

Надеюсь эта статья поможет вам. Информация взята из журнала «Байк». Удачи на дорогах….

Балансировка колес автомобиля является одной из важнейших процедур, которой следует уделять особое внимание. Именно по этой причине водители должны и, в подавляющем большинстве, устанавливают на свои машины все четыре колеса с одинаковой резиной. Уж кому, как не им понятно, чем может обернуться разбалансированность одного или нескольких колес в дороге. Для мотоциклов вопрос не стоит так остро, но все же советуем взять себе за правило хорошую привычку — правильную балансировку Ваших колес. А если Вам приходится самостоятельно менять свои колеса, заверяем Вас, что их балансировка не такая уж и сложная задача.

Многие мотоциклисты презрительно относятся к покупке станка для балансировки колес. Видя его цену, они полагают, что «овчинка выделки не стоит». Но если уж Вы своими силами меняете Ваши колеса, есть смысл самому, прямо на месте, выполнить их балансировку. А с учетом стоимости балансировки в мастерских, Вы компенсируете стоимость станка уже после нескольких замен комплектов шин. Лично мы используем стенд для балансировки и центрирования мотоциклетных колес от компании Bikeservice. Это – один из лучших известных нам стендов, на котором, помимо прочего, есть возможность замерить биение и инерцию колеса. Для балансировки безспицевого колеса Вам будет достаточно и базового балансировочного станка.

Перед тем, как приступить к балансировке колеса, убедитесь, что оно целое и чистое, это лучше всего делать в момент демонтажа. Снимите с обода все старые грузики, которые крепились во время предыдущих балансировок.

Для работы Вам понадобятся:

  • Стенд для балансировки колес
  • Грузики для колес
  • Лента/маркер/мелок для нанесения меток на колеса.
  1. Возьмите один из конусов и поместите его на балансировочный вал. Закрепите его вместе с уплотнительным воротником за ним на валу.
  2. Проденьте вал в подшипник колеса и убедитесь, что конус вала плотно сидит внутри подшипника.
  3. Затем перевернем колесо. Вес колеса должен обеспечить правильную посадку вала в подшипник колеса.
  4. Теперь возьмите другой конус и уплотнительный воротник и закрепите их на валу, с конусом, сидящим внутри подшипника на противоположной стороне.
  5. Если конусы правильно вставлены в подшипники колеса, оно должно свободно вращаться на валу.
  6. Теперь поместите колесо на балансировочный стенд.
  7. Первым шагом в балансировке колеса является поиск на нем тяжелых и легких мест. Придайте колесу, размещенному на балансировочном стенде, легкое вращение.
  8. Не прикладывайте слишком сильное усилие, иначе колесо будет вращаться слишком долго. Вы можете слегка замедлить движение колеса рукой.
  9. После того, как колесо остановится, его самая тяжелая точка будет находиться внизу.
  10. Для проверки, Вы можете снова его слегка прокрутить. Оно должно будет остановиться в том же месте.
  11. Диаметрально противоположно самой тяжелой точке, вверху колеса находится его самая легкая точка.
  12. Отметьте это место при помощи маркировочной ленты или мелка, чтобы не потерять его из виду.
  13. Теперь возьмите грузики. Обычно они поставляются в блоках по 5 и 10 граммов. Оторвите один блок и снимите предохранительную ленту с его тыльной стороны.
  14. Закрепите грузик на ободе в том месте, которое Вы предварительно отметили.
  15. Если Вы правильно выбрали вес грузиков для Вашего колеса, после небольшого усилия вращения оно остановится.
  16. В случае, если колесо продолжает вращаться, Вы прикрепили слишком большой вес грузиков. Тогда Вам следует вполовину уменьшить их массу и немного подтолкнуть колесо.
  17. Если вес выбран правильно, после любого подталкивания колеса, оно должно останавливаться. Это значит, что балансировка Вашего колеса выполнена правильно.
  18. Если Вам надо добавить парное количество грузиков (весом от 2 до 5 граммов), их лучше крепить по обе стороны диска.

В этой статье будет рассказано и показано как изготовить приспособление для балансировки колёс мотоцикла и как с помощью него отбалансировать мото-колесо. Так же эта приспособа пригодится и для выравнивания спицованных колёс с помощью подтяжки спиц и проверки их с помощью индикатора.

Самая простая балансировка колеса это статическая, когда колесо одевается на ось и эта ось закрепляется например в большие тиски. При этом самая тяжёлая часть колеса непременно опустится в низ под действием силы притяжения. Та часть колеса, которая окажется в верху является лёгкой частью и на неё клеится (или одевается на спицу) свинцовый грузик такого веса, при котором колесо перестанет крутиться (уравновесится).

И как было сказано выше, можно конечно же зажать ось колеса в большие тиски и балансировать или ровнять его там, но гораздо удобнее работать если изготовить простейшее приспособление для балансировки колёс. Сделать его можно всего за несколько часов.

Особенно удобно работать на таком приспособлении когда необходимо выровнять «восьмёрку» или «яйцо» на спицованном колесе (как это правильно сделать я описал вот тут). И при работе колесо вместе с универсальной оськой очень быстро можно снять, или вернуть назад.

А при изготовлении колеса с нуля, мне приходится собирать спицованное колесо когда ещё не выточена его ось, а универсальная оська этого приспособленя зафиксирует любое колесо.

Детали приспособления для балансировки колёс.

Балансировка мото колес своими руками
Основа приспособления — это металлическое основание, сделанное из стальной плиты (листового металла (толщиной 10-12 мм) или из швеллера, ну или просто из двух профильных труб (как на фото слева), да из чего угодно. К основанию привариваются или прикручиваются две стойки одинаковой высоты, сделанные из обрезков профильной трубы.

Длина стоек должна быть такой, чтобы колесо с покрышкой самого большого диаметра (с которым вы собираетесь работать) не задевало за основание (чтобы был зазор миллиметров 50)и свободно вращалось. То есть чем больше диаметр колеса, тем выше стойки.

В верхней части каждой стойки сверлим по два отверстия и вкручиваем туда по две оськи (см. их чертёж слева) с двумя подшипниками, диаметр наружной обоймы подшипников примерно 25 — 30 мм. Нужно будет выточить четыре оськи для этих подшипников.

Балансировка мото колес своими руками

Диаметр А на оське должен быть таким же, как внутренний диаметр внутренней обоймы подшипников, которые будут использоваться. А расстояние В должно быть равно ширине внутренней обоймы подшипников, которые будут использоваться.

Подшипники с оськами должны быть закреплены так, чтобы они располагались максимально близко друг к другу, но чтобы подшипники не касались друг друга (зазор между ними примерно пару мм).

Балансировка мото колес своими руками

Вместо выточенных осек, показанных на чертеже выше, можно использовать обычные болты или болты шестигранники, как видно на фото ниже, но диаметр болтов должен быть таким, чтобы подшипник насаживался на него плотно. При использовании болтов, следует надеть на них шайбы, чтобы подшипники не тёрлись об стойку.

Балансировка мото колес своими руками
После закрепления стоек к основанию и закрепления подшипников на стойках, остаётся заказать выточить токарю конусы (см рис. слева и фото ниже) для универсальной оси колеса, а в качестве оси можно использовать обычный пруток, диаметром 12 — 14 мм. Длина этого прутка должна быть равна расстоянию от стойки до стойки, то есть чтобы ось легла между подшипниками правой стоики и левой стойки.

Наружный диаметр конусов равен примерно 30 — 40 мм, а внутренний диаметр конусов должен быть на пару соток больше, чем диаметр оси (прутка). Ещё в каждом конусе следует просверлить отверстие (сверлим перпендикулярно основному внутреннему отверстию и оси).

Балансировка мото колес своими руками
Диаметр отверстия 5 мм (если будет нарезаться резьба М6) или 7 мм, если будет нарезаться резьба М8. В эти отверстия вкручиваются фиксирующие конусы винты (они видны на фотографии слева).

Подготовка к балансировке.

Перед балансировкой берём ось, снимаем с неё один конус и вставляем ось в штатные подшипники колеса. Естественно оська будет болтаться в внутренних обоймах подшипников, и чтобы устранить болтанку, одеваем на ось второй конус и подводим конусы вплотную к внутренним обоймам подшипников колеса, да так, чтобы колесо оказалось посередине оси. Далее прижимаем конусы руками к внутренним обоймам подшипников колеса и зажимаем фиксирующие конусы винты.

Теперь остаётся уложить колесо, с зажатой в нём осью, на подшипники приспособления и можно начинать балансировку, или проверку колеса на прямолинейность с помощью индикаторов часового типа (ну и по необходимости выравнять колесо). Кстати, после зажатия конусов оси, можно взявшись рукой за колесо и тихонько пошатывая его, почувствовать люфт подшипников колеса, если они изношены.

Разумеется в этой статье был описан один из нескольких вариантов изготовления приспособления для балансировки колёс, но зато этот вариант достаточно прост и надёжен и изготовить его будет не сложно даже новичку, успехов всем.

Читайте также: