Как открутить колесо на газ 66

Опубликовано: 15.05.2024

Ремонт… В субботу днём, с последним рейсом – у меня, на груженной дровами машине, отказали тормоза. Всё не так уж и печально – отказали прямо в воротах базы, а не в городе, поэтому без происшествий. Причина – выдавило манжет рабочего тормозного цилиндра на левом переднем колесе. Итак. Понедельник – лень, поэтому не ударил палец о палец. Вторник – начал ремонт. Снимаем колесо… лопается лом, которым откручиваю гайки. Чуть не сломал пальцы на руке, но всё же… Автоген, другой ломик – колесо откручено. Снимаем тормозной барабан… перекур. Не снимается. Кувалдочка – начинает лопаться кромка барабана. С фонариком в зубах заглядываю внутрь – поршенёк тормозного цилиндра задрало на бок и закусило колодку в разведенном состоянии. Зубило, молоток… час работы и чудом, не сломав ничего, кроме поршенька – барабан падает о землю.

Напомню, что ремонт включал в себя лишь замену манжетки цилиндрика. Но так как поршень тоже сломан – решено. Меняю тормозной щиток с двумя рабочими цилиндриками, на тормозной щиток задних колёс – с одним цилиндриком. Попутно замечаю – есть люфт ступичного подшипника. Не беда.. скидываю контргайку, шайбу, гайку… да, наружний подшипник подклинивает и порядком разбит. Снимаю ступицу… и внутренний ступичный подшипник вываливается на пол в виде десятка роликов и лопнувшей обоймы… занавес. Обед.

Ладненько, ну поменяем два подшипника… но тут замечаю, что посадочное место под сальник ступицы – съедено дотла. Сальник – не усаживается… блеать, надо искать и ступицу. Находим, но шпильки с правой резьбой – из-за отсутствия правых гаек, перебиваю шпильки со старой ступицы. Подношу к автомобилю и опять микроинфаркт – чулок (или цапфа, по научному. Вроде бы) тоже имеет выработку, не позволяющую обойме подшипника сесть ровно… Снимаем чулок… Находим другой. Без сальника. Третий – без сальника… Еду на Камаз-Центр – сальников нету в продаже. Заменяю сальник на близкий по размеру, плюс вытачиваю железную шайбу, как прокладку. Становится на место, ура. Надеваем тормозной щиток. Опять незадача. Верхние эксцентриковые болты – ходуном, колодки разводить нереально. Снова точим шайбы. Забиваю на глухо, обвариваю – сидит плотно, отличная работа. Нижние эксцентрики колодок… разбираю четыре моста, что есть на базе – и о чудо, нахожу нужные мне бронзовые эксцентрики с болтами (всё почти живое, но нового в продаже почему-то нету, только под заказ, что не катит – мало времени…). Щиток готов, ставим тормозной цилиндрик… и сразу понимаем, что течёт штуцер прокачки. Меняем штуцер – течёт снова. Меняем цилиндрик… Всё на месте, вкидываю ступицу. Гайка, шайба, контргайка… лопается шайба и контргайка затягивает гайку в усмерть, ступица не шевелится… Меняем шайбу – отличненько. Осталось закрутить крышку полуоси и надеть колесо. Но чисто по привычке, решил проверить, не люфтит ли этот ступичный подшипник. И, ****ь, чуть не заплакал…

Подшипник не люфтит. Обнаружился люфт поворотного кулака. Вскрываю верхнюю крышку – подшипник целый, но уже повидавший виды… ничего, регулирующими пластинами решаю вопрос люфта сверху. Вскрываю нижнюю крышку – мне на грудь падают остатки нижнего подшипника поворотного кулака… занавес. Семь часов вечера, мою руки и домой. Кстати, из-за замены тормозного щитка на задний – нижнюю крышку можно открутить лишь сняв колодки с нижних болтов. Вот так.

Вот что такое ГАЗ-66. И я, и напарник, и начальник – были уверены, что ремонта – на полтора часа. Итог…


Как-то в аварийном режиме пришлось поменять заднюю полуось, так как её "обрезало". Так машина и проездила пол года с постоянно "сопливой" ступицей, стоило только наклонить её на правый бок, как тормоза смазывались маслом :-).

DSC_0066

Нечего восстанавливать не пришлось, просто переставили ступицу с "живого" моста. Для этого разобрали и демонтировали старую. Данный процесс не представляет совершенно никакой сложности.

Последовательность действий:

  • открутили колесо;
  • домкратом подняли машину;
  • сняли колесо;
  • сняли тормозной барабан, он просто снимается на себя;
  • с колодок сняли пружину, колодки откинули;
  • открутили полуось и вытащили её;
  • открутили ступицу, отсоединили трубку тормозной жидкости от тормозного цилиндра и сняли ступицу;
  • в обратной последовательности поставили новую ступицу.










Чтобы не перекрывать и не завоздушить тормозную систему, поступили просто: подставили пластиковую, обрезанную, бутылку. По мере вытекания жидкости, выливали её обратно в бочек.

Подшипники запрессовали смазкой (солидолом). Свели колодки, надели пружину. Свели колодки (сводятся с обратной стороны ступицы). Установили тормозной барабан и колесо.

Крутя колесо, развели колодки, каждую отдельно, чтобы колодки не терлись.

Ну и как полагается - тестовый заезд :-).

Новая ступица ГАЗ 66 в сборе





Прокладка между мостом и ступицей

DSC_0064

Установка пружины на тормозные колодки

DSC_0080

Устанавливать пружину на колодки очень просто, для этого сначала вставляем в отверстие один конец пружину в одну колодку, а второй конец оттягиваем отверткой вставленной в отверстие второй колодки. Отводим отвертку до тех пор, пока пружина сама не встанет на свое место. Потом только аккуратно нужно вытащить отвертку.

Колеса ГАЗ-66 (рис. 126)—дисковые с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — камерные, пневматические, сверхнизкого давления. Рисунок протектора повышенной проходимости типа «елочка». Давление в передних и задних шинах 2,8 кгс/см 2 . Допускается снижение давления в шинах до 0,5 кгс/см 2 . Однако езда на приспущенных шинах без надобности недопустима, так как это приведет к преждевременному выходу их из строя.


Монтаж-демонтаж колес ГАЗ-66 производят с помощью гаечного ключа крепления колес и двух специальных лопаток (рис. 127). При монтаже шины на колесо слегка припудривают внутреннюю часть покрышки и камеру. Вкладывают камеру в покрышку, расправляют и слегка накачивают, чтобы она приняла правильную форму. Вставляют распорное кольцо, заправляя при этом вентиль камеры в направляющую втулку, после чего закрывают замок распорного кольца (рис. 128). Кладут обод колеса бортом вниз и надевают на него покрышку в сборе с камерой и распорным кольцом так, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь на ободе колеса и занял правильное положение. Надевают бортовое кольцо и, равномерно подтягивая гайки, затягивают их (рис. 129).
Демонтаж шины ГАЗ-66. Полностью выпускают воздух из шины. Несоблюдение этого условия может привести при отворачивании гаек крепления съемного бортового кольца к тяжелым увечьям лиц, занятых демонтажем колес. Равномерно откручивают 14 гаек крепления бортового кольца. Вставляют вилочную лопатку между шиной и бортовым кольцом и отжимают борт шины последовательно по всему периметру (рис. 130). В образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставляют вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной (рис. 131).


Удерживая прямую лопатку в пазу вилочной, последней отжимают бортовое кольцо (рис. 132). Последовательно, передвигаясь по окружности бортового кольца и отжимая его прямой и вилочной лопаткой, осторожно снимают бортовое кольцо. Далее поворачивают колесо. С помощью прямой и вилочной лопаток снимают борт шины с конической полки обода, точно повторяя предыдущие четыре операции монтажа бортового кольца. Вынимают обод колеса из шины. Раскрывают замок распорного кольца и, утопив вентиль в направляющую, вынимают распорное кольцо из шины. Вынимают камеру из покрышки.

Замена колес ГАЗ-66

Ослабляют гайки крепления колес; вывешивают колесо домкратом; отвертывают гайки крепления колеса; снимают колесо со ступицы; очищают грязь с колеса; устанавливают новое колесо на ступицу, смазывают солидолом резьбу болтов крепления колеса. Ставят и предварительно затягивают гайки; снимают колесо с домкрата; окончательно затягивают гайки крепления.

Основные правила эксплуатации шин

Ежедневно перед выездом проверяют состояние шин. После работы устанавливают автомобиль на сухом месте, не загрязненном нефтепродуктами. Осматривают шины, удаляют из них посторонние предметы. Если предполагается, что автомобиль не будет работать более 10 дней, его ставят на подставки, чтобы разгрузить шины. Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора. Шины на передних и задних колесах устанавливают так, как показано на рис. 133. Необходимо соблюдать нормальное давление в шинах. Давление воздуха в шине запасного колеса должно быть 0,5. 0,8 кгс/см 2 . Регулярно проверяют и своевременно регулируют установку передних колес. С целью обеспечения равномерного изнашивания шин при ТО-2 переставляют их вместе с колесами в последовательности, показанной на рис. 134. Запасное колесо участвует в перестановке, если изнашивание его шины не отличается от изнашивания остальных.

Колеса ГАЗ-66 (рис. 126)—дисковые с разъемным ободом и распорным кольцом. Шины — камерные, пневматические, сверхнизкого давления. Рисунок протектора повышенной проходимости типа «елочка». Давление в передних и задних шинах 2,8 кгс/см 2 . Допускается снижение давления в шинах до 0,5 кгс/см 2 . Однако езда на приспущенных шинах без надобности недопустима, так как это приведет к преждевременному выходу их из строя.


Монтаж-демонтаж колес ГАЗ-66 производят с помощью гаечного ключа крепления колес и двух специальных лопаток (рис. 127). При монтаже шины на колесо слегка припудривают внутреннюю часть покрышки и камеру. Вкладывают камеру в покрышку, расправляют и слегка накачивают, чтобы она приняла правильную форму. Вставляют распорное кольцо, заправляя при этом вентиль камеры в направляющую втулку, после чего закрывают замок распорного кольца (рис. 128). Кладут обод колеса бортом вниз и надевают на него покрышку в сборе с камерой и распорным кольцом так, чтобы вентиль камеры вошел в прорезь на ободе колеса и занял правильное положение. Надевают бортовое кольцо и, равномерно подтягивая гайки, затягивают их (рис. 129).
Демонтаж шины ГАЗ-66. Полностью выпускают воздух из шины. Несоблюдение этого условия может привести при отворачивании гаек крепления съемного бортового кольца к тяжелым увечьям лиц, занятых демонтажем колес. Равномерно откручивают 14 гаек крепления бортового кольца. Вставляют вилочную лопатку между шиной и бортовым кольцом и отжимают борт шины последовательно по всему периметру (рис. 130). В образовавшийся зазор между бортовым кольцом и шиной вставляют вилочную лопатку таким образом, чтобы прямая лопатка находилась в пазу вилочной (рис. 131).


Удерживая прямую лопатку в пазу вилочной, последней отжимают бортовое кольцо (рис. 132). Последовательно, передвигаясь по окружности бортового кольца и отжимая его прямой и вилочной лопаткой, осторожно снимают бортовое кольцо. Далее поворачивают колесо. С помощью прямой и вилочной лопаток снимают борт шины с конической полки обода, точно повторяя предыдущие четыре операции монтажа бортового кольца. Вынимают обод колеса из шины. Раскрывают замок распорного кольца и, утопив вентиль в направляющую, вынимают распорное кольцо из шины. Вынимают камеру из покрышки.

Замена колес ГАЗ-66

Ослабляют гайки крепления колес; вывешивают колесо домкратом; отвертывают гайки крепления колеса; снимают колесо со ступицы; очищают грязь с колеса; устанавливают новое колесо на ступицу, смазывают солидолом резьбу болтов крепления колеса. Ставят и предварительно затягивают гайки; снимают колесо с домкрата; окончательно затягивают гайки крепления.

Основные правила эксплуатации шин

Ежедневно перед выездом проверяют состояние шин. После работы устанавливают автомобиль на сухом месте, не загрязненном нефтепродуктами. Осматривают шины, удаляют из них посторонние предметы. Если предполагается, что автомобиль не будет работать более 10 дней, его ставят на подставки, чтобы разгрузить шины. Нельзя устанавливать шины с разным рисунком протектора. Шины на передних и задних колесах устанавливают так, как показано на рис. 133. Необходимо соблюдать нормальное давление в шинах. Давление воздуха в шине запасного колеса должно быть 0,5. 0,8 кгс/см 2 . Регулярно проверяют и своевременно регулируют установку передних колес. С целью обеспечения равномерного изнашивания шин при ТО-2 переставляют их вместе с колесами в последовательности, показанной на рис. 134. Запасное колесо участвует в перестановке, если изнашивание его шины не отличается от изнашивания остальных.


Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А состоит из рулевого механизма с валом рулевого колеса, рулевой колонки и рулевых тяг. В рулевом управлении автомобиля ГАЗ-66, кроме того, имеется гидроусилитель.

Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и трехгребневый ролик.

Устройство рулевого механизма автомобиля ГАЗ-5ЗА показано на рис. 1.

По основным деталям (червяк, ролик, вал рулевой сошки, подшипники, боковая крышка) рулевые механизмы автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 взаимозаменяемы.

Ввиду того, что кабина автомобиля ГАЗ-66 опрокидываемая вперед, вал руля этого автомобиля выполнен разрезным и имеет два карданных шарнира (рис. 2).

Техническое обслуживание рулевого управления

Для нормальной работы рулевого управления ежедневно перед выездом проверять свободный ход рулевого колеса. При правильной регулировке рулевого механизма и рулевых тяг свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению по прямой, на автомобиле ГАЗ-53А должен отсутствовать, а на автомобиле ГАЗ-66 не должен превышать 10˚ при работающем двигателе и 30° при неработающем двигателе, что соответствует 25 и 80 мм при замере на ободе колеса. Если свободный ход рулевого колеса превышает приведенные выше величины на 40 мм, отрегулировать рулевой механизм и рулевые тяги.

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса является образование зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг, поэтому сначала следует проверить и, если необходимо, отрегулировать шарниры тяг.

При регулировке рулевого механизма сначала проверить правильность регулировки подшипников червяка и, если нужно, отрегулировать их.

Регулировка подшипников. Подшипники червяка регулируют при появлении осевого перемещения червяка рулевого механизма. Это перемещение на автомобиле ГАЗ-53А можно ощутить, если взяться рукой за рулевую колонку так, чтобы большой палец касался торца ступицы рулевого колеса, другой рукой удерживать рулевое колесо от вращения и раскачивать вывешенные колеса из стороны в сторону.

Для определения осевого перемещения червяка в рулевом механизме автомобиля ГАЗ-66 необходимо при откинутой кабине отъединить вилку нижнего кардана рулевого вала от вала червяка и продольную рулевую тягу от сошки. Если осевое перемещение червяка есть, то при покачивании сошки легко будет рукой ощутить перемещение вала червяка относительно верхней крышки рулевого механизма.

Регулировать подшипники червяка в следующем порядке:

- снять рулевой механизм с автомобиля;

- слить масло из картера рулевого механизма;

- зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера;

- снять нижнюю крышку картера;

- осторожно при помощи ножа отделить и снять тонкую бумажную прокладку;

- установить нижнюю крышку на место и проверить осевое перемещение червяка. Если осевое перемещение есть, то снять нижнюю крышку, удалить толстую прокладку, а на ее место установить ранее снятую тонкую;

- вынуть вал сошки;

- проверить затяжку подшипников червяка. При правильной затяжке усилие, приложенное к валу червяка на радиусе окружности рулевого колеса, должно быть 0,3—0,5 кг;

- собрав рулевой механизм и отрегулировав зацепление червяка с роликом, установить его на автомобиль.


Регулировка зацепления червяка с роликом. Зацепление червяка с роликом регулируют при правильно отрегулированных подшипниках червяка.

Для определения необходимости регулировки зацепления червяка с роликом:

- установить рулевое колесо в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой, отсоединить продольную рулевую тягу от сошки, и определить индикатором величину перемещения конца сошки при ее покачивании.

Если перемещение конца сошки превышает 0,3 мм, то, не снимая рулевого механизма с автомобиля, отрегулировать зазор в зацеплении червяка с роликом в следующем порядке:

- отвернуть колпачковую гайку 8 (см. рис. 1) рулевого механизма и снять стопорную шайбу 7;

- вращать ключом регулировочный винт 11 по часовой стрелке до устранения люфта;

- проверить на ободе рулевого колеса усилие, требуемое для поворота рулевого колеса около среднего положения, и довести его путем вращения регулировочного винта до 1,6—2,2 кГ,

- надеть стопорную шайбу. Если одно из отверстий в стопорной шайбе не совпадает со штифтом, то регулировочный винт повернуть до совпадения. При этом усилие поворота рулевого колеса не должно выходить за указанные выше пределы;

- навернуть колпачковую гайку и снова проверить люфт на конце рулевой сошки;

- соединить продольную рулевую тягу с сошкой.

- отсоединить провода переключателя поворотов;

- снять защитный кожух проводов переключателя поворотов и сам переключатель;

- съемником снять рулевое колесо (рис. 3);

- вынуть пружину, распорное кольцо и подшипник верхней части рулевого вала;

- снять накладку и планку крепления рулевой колонки;

- снять сошку, пользуясь съемником;

- отвернуть винты крепления уплотнителя щитка передка у рулевой колонки;

- отвернуть гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и вынуть рулевой механизм.

Рулевой механизм с автомобиля ГАЗ-66 необходимо снимать в следующем порядке:

- снять кнопку сигнала, повернув ее по часовой стрелке;

- снять пружину и контактную вилку;

- снять пластину, удерживающую кнопку сигнала;

- отсоединить провод сигнала;

- снять накладки крепления рулевой колонки к рычагам кронштейна педалей сцепления и тормоза;

- отвернуть гайку, вынуть болт крепления нижней вилки кардана рулевого вала к валу червяка и снять с вала червяка карданный вал в сборе с колонкой и рулевым колесом;

- снять сошку, пользуясь съемником;

- отвернуть гайки болтов крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы и снять рулевой механизм.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А необходимо разбирать в следующем порядке.

Слить масло из картера рулевого механизма.

Ослабить гайку болта хомута нижней части рулевой колонки, снять трубу колонии, а также опорную шайбу, пружину уплотнительного кольца, шайбу кольца и уплотни тельное кольцо.

Зажать рулевой механизм в тиски за фланец картера и отвернуть болты крепления боковой крышки картера. Легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по концу вала сошки вынуть вал сошки вместе с роликом и боковой крышкой.

Снять верхнюю крышку картера с верхним подшипником и прокладками. Снять нижнюю крышку, нижний подшипник с прокладками, уплотнительное кольцо вала с пружиной и шайбой, вынуть рулевой вал.

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-66 разбирают аналогично. При этом обратить внимание на то, что широкое кольцо подшипников червяка установлено со стороны верхней крышки (на рулевом механизме автомобиля ГАЗ-53А это кольцо ставится со стороны нижней крышки).


Определение технического состояния деталей рулевого механизма. Если на рабочей поверхности червяка обнаружено отслоение закаленного слоя, то его заменить вместе с валом червяка. Червяк ремонту не подлежит.

При обнаружении на поверхности ролика трещин или вмятин его также заменить. Для этого рассверлить головку оси ролика, выбить ось и снять ролик. Затем вставить в паз вала сошки новый ролик и ранее выбитую ось и закрепить ее со стороны рассверленной головки электросваркой.

В процессе эксплуатации бронзовая втулка картера рулевого механизма под вал сошки подвержена одностороннему износу, что уменьшает запас регулировки зацепления червяка с роликом. При значительном износе втулку заменить с последующей разверткой отверстия под номинальный размер.

Рекомендуется после разборки проверить состояние и других деталей рулевого механизма.

Номинальные и предельные размеры, до которых допустим износ основных деталей, приведены в табл. 2.

Сборка и установка рулевого механизма. Рулевой механизм собирают и устанавливают на автомобиль в последовательности, обратной разборке и снятию с автомобиля.

В процессе сборки регулируют подшипники червяка, зацепление червяка с роликом, как указано в разделе «Техническое обслуживание рулевого управления ▲».

При сборке рулевого вала с рулевой колонкой и рулевым колесом автомобиля ГАЗ-66 регулируют подшипники верхней части рулевого вала при помощи регулировочных шайб З‚ (см. рис. 2), которые устанавливают между торцом вилки верхнего кардана и распорной втулкой нижнего подшипника. После регулировки рулевой вал не должен иметь осевого люфта и должен легко вращаться.

Читайте также: