Как отличить правые и левые шины

Опубликовано: 15.04.2024

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня поговорим про рисунок протектора шин. Речь пойдет о симметричны и ассиметричных шинах , о направленных и всенаправленных покрышках , в чем разница между ними и как правильно их устанавливать. Опытом будет делится специалист по шиномонтажу и продавец автомобильной «обуви». Зададим вопрос на горячую линию производителя автопокрышек и послушаем его объяснения.

Прежде чем начать материал, рекомендую ознакомиться со статьей Радиальные и диагональные шины – в чем их отличие, преимущества и недостатки . В этом обзоре вы получите базовые знания о конструкциях и типах покрышек, для каких машин применяются тот или иной вид покрышек и как их визуально различать. А теперь перейдем к нашей теме.

Что такое ассиметричные шины

Ассиметричными шинами называются такие шины, которые имеют несимметричный рисунок протектора. То есть, если мысленно разделит покрышку вдоль пятна контакта, то с одной стороны рисунок протектора не будет совпадать с рисунком другой половинки. На примере это видно.

Это сделано в угоду управляемости и улучшению сцепных свойств проектора. Вопрос спорный, мы к нему вернемся позже. По заверению производителей, такое положение рисунка лучше отводит воду из пятна контакта и препятствует аквапланированию . Кроме этого, разное направление ламелей уменьшает шум покрышки при наезде на лужу. Амплитуда звуковых волн перекрещивается и они подавляют друг друга. От этого общая шумовая загруженность в автомобиле уменьшается.

Но с другой стороны, есть шины с симметричным рисунком протектора . Таких достаточно, например Dunlop. Я использую зимний и летний комплект подобных покрышек и разницы в управляемости или шуме не замечаю. Многие считают, я в том числе, что это сделано не в угоду улучшения потребительских качеств, а в маркетинговых целях.

Посудите сами, если прокололи колесо и покрышка восстановлению не подлежит. Вы приходите в магазин и просите продать выбранную вами резину. А в магазине остались только ассиметричные шины. При этом, нет той, которой вам нужно, то есть с нужным в вашем случае направлением рисунка. Тогда вы вынуждены покупать пару колес, вместо одного. Вот вам и выгода продавцов и производителей покрышек. В противном случае, как вас будет убеждать продавец, вы потеряете в управляемости авто, если буду на одной оси шины разного типа рисунка протектора.

То же касается и направленных шин, о них мы сейчас поговорим.

Направленные и всенаправленные покрышки – в чем разница

Как и с ассиметричными шинами существуют в продаже направленные. Они маркируются стрелкой и надписью «Rotation». Она указывает направление вращения колеса.

Во время проектирования подобной резины учитывалось направления движения автомобиля, вращения колес. Были усилены ребра протектора именно с той стороны, куда будет крутиться колесо. Это обеспечит не только устойчивость на дороге, но и срок эксплуатации покрышки.

Опять же, это по заверениям представителей торговых марок. Но у меня всенаправленные покрышки и снова разницы в износостойкости или управляемости автомобилей я не замечаю.

Зато всенаправленные шины упрощают процесс монтажа. Их можно менять местами не только задние на передние, но и левые на правые. Что приводит к равномерности износа протектора шины на всех колесах. Это в свою очередь экономия на покупке нового комплекта резины. Это момент касается и ассиметричных шин. Вам придется покупать новые в случае, если сильнее износится левое заднее колесо, чем передние, например.

Кроме всего прочего, вам нужно обращать внимание на маркировку и буквенные обозначения покрышек, когда будете покупать новую резину. В противном случае, купите не то, что нужно и на одной оси окажутся разный вид покрышек.

Как правильно их устанавливать

Знаете, что монтировать шины нужно в соответствии с маркировкой, которые указаны на боковинах . Например, для направленных шин на боковой их стороне будет указано направление вращения с надписью «Rotation» . Рисунок будет симметричный, но направления вращения колеса будет разным. Эта надпись будет с одной стороны и с другой.

Восьмой фильм из серии информационных видео роликов от компании TopofО непрекращающихся вопросах о левых и правых шинах, об асимметричных и направленных рисунках протектора. Ниже представлена текстовая версия видео ролика.

Направленный рисунок протектора подразумевает вращение шин только в одном направлении. Как правило, стрелообразный рисунок протектора не меняется на разных участках беговой дорожки. Такие шины обеспечивают высокий уровень сцепления с мокрой дорожной поверхностью, устойчивое движение автомобиля и низкий уровень шума.

асимметричный рисунок протектора различается на внутренней и наружной части беговой дорожки, поэтому шины имеют улучшенные рабочие характеристики по сравнению с шиной с направленным рисунком протектора.

рис.1 Маркировка OUTSIDE асимметричных шин

Наружная часть беговой дорожки асимметричного рисунка протектора состоит из больших и более жестких блоков протектора, которые улучшают движение автомобиля на повороте. Блоки протектора на внутренней части беговой дорожки меньше по размеру; они разработаны таким образом, чтобы лучше отводить воду и, тем самым, улучшать сцепление с дорогой. Кроме того, в средней части протектора обычно расположено сплошное продольное ребро, увеличивающее курсовую устойчивость автомобиля.

Во всех случаях, шины имеют специальную маркировку на боковине и должны быть установлены согласно указанной информации.

И направленные и асимметричные шины – одинаковые и могут быть установлены на любое колесо. Называть такие шины «правыми» или «левыми» – некорректно, поскольку есть специальная общепринятая маркировка, которая либо указывает правильное вращения шины, либо определяет положение внутренней и наружной стороны шины.

рис.2 Маркировка INSIDE асимметричных шин

Очевидно, что шина с направленным рисунком протектора обеспечивает улучшенные рабочие характеристики, только если она правильно установлена и вращение происходит в правильном направлении. Шину необходимо устанавливать по стрелке (возможно стилизованной), размещенной на боковине шины, и, как правило, сопровождающейся надписью ROTATION (вращение) - см. рис.3 .

асимметричные шины имеют маркировку OUTSIDE (наружная сторона шины) - см. рис.1 и INSIDE (внутренняя сторона шины) - см. рис.2 . Они должны быть установлены на автомобиль таким образом, чтобы при подходе к автомобилю с любой стороны на боковине любой из шин всегда можно было увидеть надпись OUTSIDE.

Соответственно и монтаж асимметричных шин производится по принципу внутренней и наружной стороны. Монтаж шин с направленным рисунком протектора производится с учётом стрелки и надписи «ROTATION»-вращение.

рис.3 Маркировка ROTATION направленных шин

Довольно редко, но встречаются также шины, которые имеют одновременно направленный и асимметричный рисунок протектора, сочетающий обозначенные выше преимущества. Такие покрышки также должны быть установлены согласно общепринятой маркировке.

Если установить шину неправильно, она не будет представлять опасности, но и отличительные особенности рисунка протектора никак себя не проявят.

Если вы используете колесо с неправильно установленной шиной, это должно расцениваться исключительно как временная ситуация, а скорость движения вашего автомобиля должна быть не более 80 км/ч.

восстановлено из материалов 2007 года:

При подготовке данного материала, мы сообщили в представительство Nokian Tyres в России о трудностях некоторых автовладельцев с установкой асимметричных шин. Специально для посетителей topofкомпания любезно предоставила справку по установке "правых и левых" шин. Поэтому в первую очередь размещаем сообщение от Nokian Tyres, а наше сообщение оставляем как дополнение.

Официально от Nokian Tyres: Монтаж асимметричных ненаправленных шин производится по принципу внутренней и внешней стороны. Соответствующую маркировку можно найти на самой шине. OUTSIDE - внешняя сторона шины, INSIDE - внутренняя сторона шины. Согласно этому обозначению внутренней стороной шина должна быть установлена к самому автомобилю, а внешней - от автомобиля.

Так как шины являются ненаправленными, то не бывает «правых» и «левых» шин для автомобиля. Они все одинаковые и никакой разницы от их направления вращения нет.

Монтаж асимметричных шин

Как дополнение (новость от 19 марта 2009 года): В связи с большим количеством вопросов и затруднений по поводу "правых и левых" шин, особенно по поводу модели Nokian Hakka i3, отвечаем: правых и левых шин - нет. У покрышки есть внешняя и внутренняя сторона. Которые обозначаются как Outside (внешняя) и Inside (внутренняя). Найдите эти обозначения на своей шине.

Nokian Hakka i3

Ниже на картинке обозначено как правильно устанавливать асимметричные ненаправленные шины. Специально размещаем изображение, чтобы ни у кого не оставалось сомнений. Не забудьте поделиться этой информацией в шиномонтаже.

Было время, когда производители выпускали шины для левой и правой стороны автомобиля. Сегодня такого почти нет, поскольку деление шин на правые и левые добавляет сложностей как для самих производителей, так и для потребителей. Почему так вышло и к чему пришло современное шиностроение – смотрите в новом ролике от компании « Автосеть » или читайте текстовую версию под видео.


Почему все шины правые или левые

Вопрос, который возникает у многих покупателей асимметричных ненаправленных шин звучит так: «А почему они все четыре правые или левые?» Потому что именно так задумал производитель: он провёл тесты и убедился в том, что протектор будет работать одинаково хорошо как на правой стороне, так и на левой стороне автомобиля. А вот правые и левые асимметричные шины сейчас используют только в профессиональном автоспорте, хотя раньше они предлагались и массовому потребителю.

Почему не прижились шины, отличающиеся по стороне установки? Во-первых, из-за дорогого и сложного производства, которое повышало цены на витринах шинных магазинов. Во-вторых, зачастую на складах оставались только правые или только левые шины. В-третьих, автомобилисты терялись: на какую сторону покупать запаску, ведь не знаешь, с какой стороны у тебя спустит колесо. Опыт подсказывает, что чаще пробиваются правые колёса, поскольку именно им в основном достаётся от бордюров. Вместе с тем шанс пробить левое колесо тоже остаётся.


В сумме эти причины подтолкнули шинников выпускать асимметричные ненаправленные шины, которые имеют маркировку outside и inside, например, как у Toyo Proxes CF2 . Именно асимметричные ненаправленные шины по своим характеристикам максимально приближены к симметричным направленным автоспортивным шинам, которые считают эталоном управляемости и безопасности. А раз в бытовом использовании асимметричных направленных шин не бывает, асимметричные ненаправленные шины принято называть просто асимметричными.

Плюсы асимметрии

Исходя из вышесказанного возникает вопрос: получается, что протектор шины, установленной справа, работает иначе, чем шины, установленной слева? Да, действительно иначе. Но далеко не все асимметричные шины имеют столь большую разницу между внутренней и наружной частью беговой дорожки.

Как же всё это работает и не мешает ли это управлению? Тесты крупнейших производителей шин и авторитетных автожурналов доказывают, что подобная конструкция протектора никак не сказывается негативно на управляемости. Наоборот, даже улучшает её. Блоки с внешней стороны делают более жёсткими, что позволяет им не подламываться в поворотах. Внутреннюю часть делают более мягкой, чтобы получить максимально широкое пятно контакта.


Курсовую устойчивость обеспечивают неразрывные центральные ребра. А ещё за счёт того, что блоки протектора имеют разную величину и расположены асимметрично, шины не шумят. Протектор как бы гасит собственные вибрации, и они меньше передаются кузову автомобиля.

Ещё один заметный плюс – универсальность: наружная сторона запаски, совмещённая с наружной стороной диска, всегда будет оставаться наружной. В дополнение к этому значительно упрощается сезонная ротация колёс, а значит, можно продлить срок службы шин и немного сэкономить.

Вывод

Сегодня производство асимметричных шин наладили даже бренды экономкласса, поэтому подходящий по цене вариант найдёт каждый. Шинные компании, производящие асимметричные шины, проводят исследования, разрабатывая и тестируя различные варианты конструкции шины, рисунков протектора, составов резиновой смеси. Благодаря этому современные асимметричные шины быстро отводят воду из пятна контакта и хорошо работают в обоих направлениях движения. А раз так, им можно доверить свою безопасность.

О компании «Автосеть»

Материал подготовлен компанией «Автосеть» – лидером шинного рынка Беларуси, по данным Международного агентства MASMI Research Group за 2018 год.

Четыре левых колеса

Вся проблема в том, что при правильной установке шин на автомобиль, может показаться, что покрышки установлены наоборот, несимметрично.

В моем случае это выглядело так, левая сторона:

левая арка

И правая сторона:

правая арка

Наружная часть специально делается жесткой для оптимизации эксплуатационных свойств шины в скоростном повороте, когда качественный контакт помогает минимизировать износ протектора.

Внутренняя сторона шины обеспечивает стабильность усилия на старте и в торможении, а также эффективное выведение воды из под колеса.

На сегодняшний день в Украине не существует шин, которые нуждаются в установке только на левую или только на правую сторону автомобиля (в основном -это специализированные спортивные шины).

Да, ранее такие шины выпускались. В частности, Nokian NRV, Nokian NRZi, Pirelli PZero Corsa Asimmetrico. Но такие шины или сняты с производства, или имеют достаточно узкую, специфическую сферу применения.

Асимметричные ненаправленные шины не имеют направления вращения, т.е. могут монтироваться на любое колесо автомобиля.

asymetric_03

Обозначать наружную сторону либо внутреннюю производители могут по разному:
  1. Внутренняя сторона может быть обозначена следующими надписями:
    • Inside
    • Side Facing Inwards
    • Mount This Side Inside
    • Cote Intérieur и т.д.
  2. Внешняя сторона , в свою очередь, будет обозначена так:
    • Outside
    • Side Facing Outwards
    • Mount This Side Outside
    • Cote Extérieur и т. д.

Пример маркировки внешней стороны ненаправленной асимметричной шины:

Outside

В ходе эксплуатации ассиметричной резины рекомендуется переставлять шины с передней на заднюю ось (и наоборот) через каждые 5000-7000 км. Данная процедура проводится для того, чтобы избежать неравномерного износа протектора и таким образом, продлить жизненный цикл покрышек.


Последнее время все чаще можно заметить, что многие автомобили обуты в шины с необычным асимметричным рисунком протектора. Выглядят такие шины действительно агрессивно и дерзко. Так что, асимметрия действительно дает какие-то преимущества или это просто веяние моды? Давайте разбираться.

Если зайти на любой сайт, предлагающий подбор шин по заданным параметрам, и ввести в качестве критерия отбора «асимметричный рисунок протектора», то вам будут предложены десятки вариантов. Среди них будут и бюджетные, такие как Viatti Strada Asimmetrico V-130 или KAMA Euro-129, и дорогие шины для самых престижных автомобилей категории «люкс», которые предлагают премиальные шинные марки – Michelin Pilot Sport Cup 2 R, Pirelli PZero Corsa Asimmetrico, Goodyear Eagle F1 SuperSport R, Vredestein Ultrac Sessanta… Но это мы смотрели летние шины. А если глянуть на шины для зимних условий? И тут такая же картина. Есть подешевле – Viatti Brina Nordico V-522, Nitto Therma Spike или Gislaved Soft Frost 200, есть подороже – Pirelli Winter 240 SottoZero или Continental CrossContact Viking. Но раз самые именитые шинные компании из разных стран считают своим долгом иметь в своей линейке шины с асимметричным рисунком, значит, дело не только в моде.


Действительно, идея асимметричного протектора пришла к нам из мира автоспорта, равно как и многие другие технологии, изначально разработанные для гонок и прошедшие суровую проверку на трассах автодромов. Ведь какими главными качествами должна обладать шина скоростного автомобиля? Она должна обеспечивать отличное сцепление с дорожным покрытием, идеальную управляемость и устойчивость в поворотах. Соответственно, на сухой дороге лучше всего будут вести себя шины с максимально возможной площадью пятна контакта. Не случайно на сухих трассах гоночные болиды оснащают «сликами», то есть шинами, протектор которых вообще лишен какого-либо рисунка. Но ведь дорожным автомобилям приходится ездить не только по идеально ровному и сухому асфальту, да и гонки на автодромах проводят не только в сухую погоду. А вода, как известно, обладает свойством несжимаемости, и даже тончайший ее слой, возникший между поверхностью дороги и шиной, мгновенно уменьшит коэффициент сцепления чуть ли не до нуля. Значит, эту воду из пятна контакта нужно куда-то деть. Для этого протектор делят на отдельные блоки, которые разделены водоотводными канавками. Конфигурация и взаимное расположение блоков и канавок и образуют характерный рисунок протектора. И вот тут появляется первое противоречие: для максимального контакта с дорогой нужно, чтобы площадь резиновых блоков была как можно большей, а канавок – как можно меньшей, а вот для максимально быстрого и эффективного вывода воды из пятна все должно быть строго наоборот. Вот и бьются конструкторы разных марок, пытаясь найти оптимальный баланс, а для принятия правильных решений проводят тысячи экспериментов. Именно в ходе этих экспериментов и выяснилось, что различные области протектора шины во время движения имеют разные функции, причем в зависимости от режима движения на авансцену выступает то одна, то другая область.

В поворотах и при торможении главную роль играют наружные плечевые зоны. Значит, здесь нужны максимально плотно расположенные блоки с относительно небольшими канавками, которые их разделяют. За стабильность при прямолинейном движении отвечают центральные зоны протектора – значит, здесь нужны жесткие продольные ребра. А вот лишняя влага из пятна контакта лучше всего выводится именно внутренней частью протектора – стало быть, именно здесь нужны самые широкие и глубокие канавки, причем их конфигурация должна быть направлена именно на эффективный выброс влаги. Все вместе это и привело к появлению концепции шин с асимметричным протектором. Давайте рассмотрим, как устроена такая шина на примере новейших шин Toyo Proxes TR1.


Это модель пришла на смену очень удачным спортивным шинам Proxes T1R, которые оставались на конвейере в течение невероятных пятнадцати лет. Впервые ее показали в 2018 году, и вот уже два года Toyo Proxes TR1 регулярно появляется на стеллажах специализированных шинных магазинов, привлекая клиентов не только агрессивным внешним видом, но и умеренной ценой. Действительно, Proxes TR1 относятся к классу UHP (Ultra High Performance) и имеют индекс скорости V или W (то есть допускают движение на скоростях до 240-270 км/ч). Однако при этом они представляют среднюю ценовую категорию: шина производится в 57 типоразмерах, и в зависимости от размерности цены за единицу варьируются от 3500 до 12 000 рублей. Например, шины скромной размерности 195/50 R15 за 3500-4000 рублей встанут как родные на Lada Granta, а низкопрофильными катками размером 245/35 R20 за 11-12 тысяч можно побаловать мощный спорт-седан или купе премиальной немецкой или японской марки.

Первое, что обращает на себя внимание – это сам рисунок протектора, полностью асимметричный, чем-то напоминающий еловую лапу, только стесанную с одной стороны. Продольных водоотводных канавок три: два широких канала расположены ближе к наружной части шины, формируя расположенное между ними центральное ребро жесткости. Непосредственно рядом с внешним продольным каналом расположен наружный пояс жестких плечевых блоков, которые рассекают замкнутые клиновидные канавки. В результат наружные плечевые блоки сливаются своими основаниями, образуя еще одно продольное ребро жесткости. Благодаря своей конфигурации наружные блоки практически не имеют возможности деформации при боковых нагрузках, что самым благотворным образом сказывается на управляемости. Еще одна широкая зигзагообразная продольная канавка проходит вдоль внутренней части. Именно в нее впадают стреловидные канавки, отводящие воду из пятна контакта и формирующие общий образ. Ну а соединяющиеся с ней открытые поперечные канавки, пересекающие внутреннюю плечевую зону, отвечают за завершение работы по отводу воды из пятна контакта и активное противодействие аквапланированию.


Но на главную задачу достижения максимальных характеристик как на сухой, так и на мокрой дороге работает не только дизайн рисунка протектора, но и внутренняя конструкция шины, равно как и состав резиновой смеси.

И здесь создатели шин вновь сталкиваются с диаметрально противоположными требованиями. Для максимального сцепления с дорожным полотном и ездового комфорта смесь должна быть как можно мягче, а вот такие параметры, как управляемость и срок службы, требуют достаточной твердости. Смесь, из которой изготовлены шины Toyo Proxes TR1, разработана с помощью фирменной технологии Nano Balance. Эта технология позволяет анализировать свойства резиновой смеси на наноуровне и смешивать компоненты с удивительной точностью, добиваясь тем самым максимально высоких характеристик. В состав смеси входят сверхактивные полимеры, специальные полимеры, повышающие износостойкость, диоксид кремния и технический углерод, причем точность и равномерность смешивания позволяет достичь сочетания оптимального сцепления на мокром покрытии и низкого сопротивления качению. Таким образом, убиваются два «главных зайца»: высокий уровень сцепления – это ключ к безопасности, а низкие значения коэффициента сопротивления качению – залог высокой экономичности и низкого расхода топлива.

Ну а собирает все главные компоненты в единый комплекс внутренняя конструкция шины. Proxes TR1 отличает высокая продуманность каждого элемента, ведь конструкцию разрабатывали с помощью технологии T-MODE, то есть в процессе разработки и в ходе испытаний широко использовалось компьютерное моделирование. К разговору об этих методах мы тоже обязательно вернемся, а пока отметим, что конструкция оптимизирована для достижения наилучшей управляемости и курсовой устойчивости. Два слоя прочного металлического корда с высокой прочностью на растяжение и верхний слой брекера с нитями спирального плетения с усилением в плечевых зонах улучшает управляемость как на сухом, так и на мокром покрытии, а также курсовую устойчивость. Более высокий (по сравнению с предшествующей моделью и многими конкурентами) подворот каркаса в зоне боковины, заходящий в плечевую зону, а также сверхпрочное бортовое кольцо дают прямой отклик на каждый поворот руля, надежность и большой срок службы шины.


В итоге конструкторы получили весьма солидный прирост параметров. Например, на полигоне Toyo Tires в Миядзаки замерили тормозной путь автомобиля VW Golf на мокром покрытии при торможении со 100 км/ч до полной остановки. По сравнению с результатом предшественника, шин Proxes T1R, он уменьшился на 16%. Казалось бы, немного… Но в реальной жизни тормозной путь на мокрой дороге, как правило, составляет не менее 120 метров. А это значит, что тормозной путь на новых шинах будет меньше на целых 18-20 метров, и это расстояние вполне может отделить мимолетный эпизод, в ходе которого вы получили некоторый выброс адреналина и о котором забудете уже через пару часов, от реальной беды – с долгим и дорогостоящим ремонтом или, не приведи господи, с пострадавшими людьми. Уменьшилось на 10% и сопротивление качению – это подтвердили испытания, проведенные в техническом центре Toyo Tires в городе Хёго.

Но есть и еще один момент, которого нельзя не коснуться, – удобство использования. И тут нужно вспомнить историю. В свое время шины с асимметричны рисунком протектора поначалу вызвали у автовладельцев настоящую эйфорию – и эффектно, и эффективно… Однако, как писали когда-то в романах, «восторги быстро поутихли». Дело в том, что первые образцы шин такого типа имели не просто асимметричный, но и направленный рисунок протектора, а это значило, что шины делились на «левые» и «правые», и при установке на автомобиль за этим нужно было следить. Плюс было совершенно непонятно, как быть с запаской: что, возить два запасных колеса вместо одного? И именно поэтому современные асимметричные шины, включая Toyo Proxes TR1, как правило, имеют ненаправленный рисунок. При их установке нужно соблюдать только одно правило: боковина, помеченная словом «outside», должна быть с внешней стороны автомобиля, а «inside» – с внутренней. То, что при такой установке клиновидные канавки с одной стороны машины будут выбрасывать воду чуть назад, а с другой – чуть вперед, не будет никоим образом сказываться на управляемости и любых других параметрах поведения шины. Зато шины можно менять местами, обеспечивая их равномерный износ.


Ну а чтобы контролировать этот износ, компания Toyo Tires изобрела уникальный индикатор. Он расположен на продольном ребре и выглядит как овальное углубление с пятью отформованными на его дне звездочками. Если из них осталась только одна, значит, высота протектора уменьшилась от изначальной величины в 7,9 мм до критического значения 1,6 мм, и вам пора ехать в шинный центр за новым комплектом.

Так стоит или не стоит, готовясь к новому сезону, обратить внимание на асимметричные шины – ну вот на те же Toyo Proxes TR1? Это зависит от вашей системы приоритетов. Если вас прежде всего волнует безукоризненное поведение на высоких скоростях, в том числе – на мокрой дороге, и вам приходится ездить преимущественно по качественным трассам, то почему бы и нет? А вот если вам нужна большая универсальность, и часто приходится ездить по плохим дорогам, щебенке или просто по грунту, то лучше посмотреть на другие модели. Впрочем, в гамме Toyo Tires есть и они, но про них мы расскажем в следующий раз.

Читайте также: