Как правильно затягивать колеса на мазе

Опубликовано: 26.03.2024

Колёса автомобиля - бездисковые, со съёмными бортовыми 2 (см.рис.71) и замковыми 3 кольцами. Замочное кольцо разрезное и является второй конической полкой обода для посадки шины. Обод 17 колеса по внутреннему диаметру (под канавкой для замочного кольца) имеет конус, по которому кольцо центруется на ступице.
Передние колёса автомобиля одинарные, задние сдвоенные. Между ободьями сдвоенных колёс устанавливается проставочное кольцо.
Для удобства накачки внутренних шин предусмотрен удлинитель вентиля.
Крепление колёс к ступицам осуществляется установкой их на коническую посадочную поверхность диска 7 и последующим поджимом специальными прижимами 4. При этом прижим заднего колеса наружным скосом одновременно
центрирует и зажимает наружный обод колеса.
Гайка и болты крепления колёс с правой и левой сторон имеют правую резьбу.

Техническое обслуживание

Ежедневно перед выездом нужно проверять затяжку гаек крепления колёс. При затяжке гаек не следует наращивать плечо ключа, так как это может привести к срыву резьбы или скручиванию болтов. Замочное кольцо съёмного борта тщательно укладывают в канавку на ободе.
При эксплуатации автомобильных шин (300 - 508R) необходимо строго придерживаться следующих основных правил:
· ежедневно перед выездом проверять давление в шинах и при необходимости доводить его до нормы (в передних - 8,0кгс/см 2 , задних - 6,7кгс/см 2 ). Уменьшение внутреннего давления в шинах против нормы на 25% снижает срок их службы примерно на 25-40%;
· не перегружать шины. Груз должен равномерно распределяться по кузову автомобиля. Для перевозки длинномерных грузов использовать прицепы-роспуски. Нельзя допускать загрузку автомобиля выше его номинальной грузоподъёмности. Перегрузка шин на 25% снижает срок их службы примерно на 40%;
· тормозить автомобиль плавно, не допуская скольжения колес, так как скольжение приводит к повышенному износу протектора;
· цепи противоскольжения надевать только при действительной необходимости и снимать их, как только необходимость миновала;
· следить за тем, чтобы на шины не попадали топливо, масло и другие нефтепродукты, так как это разрушает их.
Для снятия колёс следует отвернуть все гайки крепления колеса на шесть оборотов, вывесить домкратом колесо (колеса) и с помощью лопатки для монтажа шин освободить прижимы (для задних колёс). Если прижимы зажаты между гайкой и ободом, необходимо выпустить воздух из камеры (камер) и только после этого, отвернув гайки снять колесо.
Порядок установки колеса на ступицу следующий:
· установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колёс и навернуть гайки;
· произвести затяжку гаек колёс, сначала затянув верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки затягивать также попарно (крест-накрест). Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приёмов и проверять при этом торцевое биение колеса, которое не должно превышать 8мм при замере по середине боковой поверхности шины. В случае большего отклонения, гайки колёс ослабляют и снова производят их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.
Следует помнить, что эксплуатация автомобиля с осевым биением колеса свыше 8мм не допускается, так как это приводит к повышенному износу шин и дополнительной нагрузке на подшипники колёс.

Для регулировки подшипников ступиц задних колес;

— поднимите заднюю часть автомобиля;

— слейте масло из колесных передач;

— разберите колесную передачу;

— проверьте, свободно ли вращается колесо от толчка рукой. Если колесо вращается туго, то выясните, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника. Устраните недостаток и только после этого приступайте к регулировке;

Колесная передача ведущего моста с бездисковыми колесами МАЗ

— поворачивая ступицу, затяните гайку 17 (рис. 1, 2) моментом 392—490 Нм (40—50 кг/см), затем отверните ее на 60—75 градусов и проверьте ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться, но без люфта;

— установите шайбу 18, стопорную шайбу, затяните контргайку 20 моментом 40—50 кгс-м и застопорите ее отгибом уса стопорной шайбы;

— проверьте еще раз вращение ступицы. Осевого люфта при этом не должно ощущаться.

Правильность регулировки определите пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60 ˚с (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).

Регулировка подшипников ступицы МАЗ

Регулировку подшипников (рис. 2) производите в следующем порядке:

— слейте масло из колесной передачи;

— снимите крышку 9, снимите водило 12, извлеките полуось 6, отверните контргайку 2, снимите шайбу 1 и ослабьте гайку 33;

Колесная передача ведущего моста с дисковыми колесами МАЗ

— поворачивая ступицу, затяните гайку 33 (момент затяжки 392—490 Нм (40—50 кг/см)), затем отверните ее на 60—75 градусов и проверьте ступицу на легкость вращения. Она должна свободно вращаться, но без люфта;

— установите замковую шайбу 1, если отверстие шайбы не совпадает со штифтом гайки, заверните (отверните) гайку до совпадения штифта с ближайшим отверстием шайбы;

— установите стопорную шайбу, затяните контргайку моментом 390—490 Нм (40—50 кгс) и застопорите ее отгибом уса стопорной шайбы;

— проверьте еще раз вращение ступицы. Осевого люфта при этом не должно ощущаться.

Правильность регулировки определите пробегом автомобиля по степени нагрева ступицы, температура которой не должна превышать 60 °С (при большей температуре рука не выдерживает длительного прикосновения).

Регулировка ступиц передних колес производится аналогичным образом.

При этом после снятия водила необходимо дополнительно снимать ведущую шестерню колесной передачи.


В данной статье мы разберем принципы регулировки, монтажа подшипников ступиц на МАЗ и КРАЗ.

Также наши специалисты дадут несколько рекомендаций о том, как избежать повреждений на агрегате.

Регулируем подшипники ступицы МАЗ

Чаше всего запчасти выходят из строя из-за агрессивного стиля вождения, неправильного технического обслуживания и монтажа.

Поэтому прежде чем приступить к регулировке, соблюдайте следующие правила замены деталей:

  1. Работайте только в чистом помещении и только с чистыми инструментами.
  2. Следите за смазкой.
  3. Помните, на кромке уплотнения подшипника ступицы для МАЗ 4370 или другой модели авто не должно быть ржавчины. Иначе со временем возникнет коррозия.
  4. Не нужно СТУЧАТЬ под прямым углом как по поверхности подшипника моста МАЗ, так и ступицы.
  5. Не ленитесь при замене подшипника в ступице МАЗа осмотреть и состояние оси, корпуса.

Рекомендуем посмотреть полезное видео по снятию ступицы для Зубренка.

Затем приступайте к регулировке.

Напоминаем, что вы можете купить подшипники ступицы для МАЗ следующих моделей:

  • МАЗ 500 и МАЗ 64229;
  • МАЗ 5363;
  • МАЗ 5440 и МАЗ 5549;
  • МАЗ 2007124;
  • МАЗ 503 и МАЗ 5335;
  • МАЗ 504 и МАЗ 537;
  • МАЗ 5549, а также КРАЗ,

Принцип замены подшипника прицепа МАЗ прост.

Сначала после установки ступицы проверьте натяжение. Оно должно быть отрегулировано таким образом:

  • Затягиваем гайку до 400-500 Н*м. При этом обязательно поворачивайте ступицу.
  • После этого гайку заворачиваем на 60-75 градусов и проворачиваем ступицу. Во вращении не должно быть люфтов.
  • Монтируем шайбу №1.
  • В регулировке подшипника ступицы МАЗ важно отворачивать гайку так, чтобы совпадало отверстие шайбы.
  • Контргайку №2 затягиваем до такого положения, чтобы момент был 400-500 Н*м.

подшипник моста МАЗ и колесная передача

Если вы обнаружили при замене и регулировке подшипника в мазовской ступице повреждения сальника, советуем купить новый. Далее обязательно установите новый.

Также при течи на уплотнительном кольце элемент заменяют. Ослабление затяжки всех болтов устраняют.

Подтягиваем подшипники колес МАЗ

Необходимо поддомкратить грузовик, от руки провернуть колесо. Будьте внимательны – при регулировке подшипника заднего моста в МАЗ помните, что подшипники задней ступицы не поддаются регулировке.

В задней ступице необходимо правильно установить подшипник. Затяжка всех колец будет максимально тугой, если правильно подтянуть гайки.

снимаем подшипник моста МАЗ

  • Поднимаем колесо;
  • Из полости КП сливаем аккуратно смазку;
  • Сателлиты, шестерни снимаем и отворачиваем контргайку №2 в подшипниках ступицы МАЗ;
  • Демонтируем стопорную шайбу и затягиваем до 1000Н гайку подшипника;
  • Ступица должна вращаться без задержек;
  • Устанавливаем стопорную шайбу. Следите за тем, чтобы внутренний выступ обязательно впадал в специальные пазы, размещенные в кожухе полуоси. При этом наружные усы должны размещаться в пазах гайки.
  • Подтягиваем усы только если усы находятся между пазами.

Не забывайте, что после регулировки подшипников ступицы МАЗ должны нагреваться не более 60 градусов по Цельсию.

Нужно ли покупать подшипники ступицы МАЗ?

Если деталь невозможно отремонтировать, не пытайтесь сэкономить – цены на подшипники невысокие.

Однако срок службы запчастей можно увеличить, если соблюдать следующие правила:

  • Будьте осторожны.

Да, подшипники заднего моста МАЗ, так и подшипники ступицы прицепа очень прочные. Но соблюдайте все правила установки, перевозки деталей. Забудьте о сильных ударах молотком или неправильной перевозке.

  • Монтируйте деталь с аккуратностью.

Доверяйте установку подшипника ступицы в МАЗ только профессионалам. Даже незначительное усилие может привести к вмятинам на дорожке качения. Следовательно, подшипник задней, так и передней ступицы в вашем МАЗе быстро выйдет из строя.

Купить подшипники вы можете на нашем сайте, ведь в каталоге доступные цены на весь ассортимент деталей для ступиц МАЗ.

Остались вопросы? Звоните менеджеру компании по телефону (495) 223-89-79.

МАЗ-54331: Замена задних ступиц на клиньях на евроступицы

В процессе работы, попал как то ко мне задний мост на евроступицах по сходной цене. Единственное, что меня в нем не устраивало, так это то, что редуктор в нем был 13 на 25, а у меня стоял 15 на 24.

Переход же на евроступицы был нужен по причине необходимости замены резины на заднем мосту, т.к. износ на ней уже был предельный и связываться опять с камеркой не было никакого желания.

Обдумав сложившуюся ситуацию, решил за раз перейти на евроступицы и бескамерку. Имея мост на евроступицах в запасе, глупо было его не использовать и покупать бескамерные диски под клинья.

Было два варианта действий: первый - закатить мост целиком и поменять редуктор; второй - просто заменить ступицы в сборе. Второй вариант мне нравился больше, поэтому на нем и остановился. Приступил к работе и открутил колеса, а потом и крышки бортовых коробок стеллитов.

Снятая коробка сателлитов и солнечная шестерня бортовой передачи

Далее, открутил гайки на чулках и снял солнечную шестерню с подшипником и всю ступицу.

Данная операция не вызвала каких бы то ни было проблем и все прошло довольно гладко.

Снятая ступица
Чулок со снятыми колодками, прикрученный к балке заднего моста

Следующим шагом, были отогнуты концы стопорных шайб и откручены болты на 30, которые крепят чулки к мосту.

Здесь следует пояснить, что у МАЗа с бортовыми евроступицами совершенно другие чулки, ступицы и тормозные барабаны. Одинаковые только сателлиты с подшипниками, шестерня полуоси в редукторе и солнечная шестерня без ее ступицы.

После снятия чулков и замены их на другие, подошла очередь установки евроступиц и сборки бортовых передач. Собрал бортовые, а также надел тормозные барабаны (они ставятся только в одном положении) и установил колеса. Все, переоборудование выполнено, пора приступать к работе.

Собранная евроступица с колесом
Колесная пара с евроступицей

На купленной б/у бескамерной резине с дисками 315/80 - 22.5, проездил целый год. Впечатления от эксплуатации только положительные. Следить за затяжкой колес как на клиньях нет необходимости, подтянул 2-3 раза и можно ездить спокойно.

Хоть резина и была не новая, возил на ней до 37 тонн. При этом надо отметить, что абсолютно не важно, пустая машина или груженая - резина практически не греется при любой нагрузке и скорости. Все таки, бескамерка с ЦМК (центрально металлический корд), гораздо крепче резины ИД-304 (16-ти и 18-ти слойной).

Впоследствии, переводил на бескамерку полуприцеп МАЗ-93866, так на нем даже спаривал резину 315/80-22.5 и нашу 111АМ. Однако, никакой разницы в высоте протектора и подъедании колес не заметил, пока донашивал нашу камерку.

На первый взгляд, замена ступиц на клиньях на евроступицы - это довольно затратное мероприятие, но в процессе работы, сделал для себя вывод, что эксплуатация бескамерки в целом обходится дешевле камерки за счет меньшей трудоемкости.

Задняя ступица МАЗ монтируется на двойном коническом и роликовом цилиндрическом подшипниках.

Передняя ступица МАЗ монтируется на двух конических роликоподшипниках.

Для проверки затяжки подшипников ступиц колес следует поднять домкратом и провернуть от руки колесо автомобиля МАЗ. Если колесо вращается туго, причем это тугое вращение не является следствием трения тормозных колодок о барабан, или при покачивании колеса чувствуется зазор, необходимо произвести регулировку затяжки подшипников передней ступицы.

Для задних ступиц легкость вращения может нарушаться заеданием шестерен колесного редуктора или дифференциала- чтобы выяснить причину, необходимо снять крышки ступицы или картера моста и осмотреть шестерни редуктора или дифференциала, а при необходимости вынуть полуось с шестерней.

Подшипники передней ступицы регулируются в следующем порядке (рис. 29):

  1. Снять крышку ступицы и ослабить гайку подшипника, затем, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения необходимо снять ступицу и выяснить, не вызвано ли это повреждением сальника или подшипника.
  2. Поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого необходимо приложить усилие примерно 30 кг к концу воротка (с ключом) длиной 400 мм.
  3. Отвернуть гайку подшипника примерно на 30° (на расстояние между двумя соседними отверстиями замковой шайбы), проверить колесо на легкость вращения без ощутимого зазора.
  4. Установить замковую шайбу, шайбу контргайки и, навернув до отказа контргайку, застопорить ее по грани отгибом шайбы.
Передняя ось и ступица переднего колеса автомобиля МАЗ-500A

Рис. 29. Передняя ось и ступица переднего колеса автомобиля МАЗ-500A: 1 — колесо в сборе с шиной- 2 — болт-крепления колеса- 3 — прижим- 4 — ступица- 5 — шайба- 6 — поворотный кулак- 7 — крышка ступицы- 8 — контргайка- 9 — шайба- 10 — райка ступицы- 11 — наружный подшипник- 12 — внутренний подшипник- 13 — гайка крепления колеса- 14 — распорная втулка- 15 — шкворень- 16 — балка передней оси- 17 — поперечная рулевая тяга- 18 — подшипник шкворня- 19 — рычаг поперечной рулевой тяги- 20 — суппорт тормоза- 21 — тормозная накладка- 22 — тормозной барабан

Подшипники задней ступицы не регулируются.

При установке ступицы задних колес должна обязательно обеспечиваться комплектная установка двойного ионического подшипника в соответствии с комплектовочной маркировкой ГПЗ, нанесенной на торцах обойм и наружном диаметре распорного кольца.

Правильная установка подшипников задней ступицы МАЗ обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников при помощи гайки, замковой шайбы и контргайки, навернутых на кожухах полуосей через водило колесной передачи, так как наружный подшипник ступицы колеса установлен на внутренней чашке водила.

Для подтягивания гаек подшипников ступиц задних колес необходимо:

  1. Поднять домкратом соответствующее колесо.
  2. Слить смазку из полости колесной передачи с последующей разборкой ее.
  3. Отвернуть контргайку 27 (рис. 21) подшипников ступицы, снять стопорную шайбу 26 и подтянуть гайку 25 подшипников ступицы с усилием примерно 100 кг на ключе с воротком 500 мм.
  4. Проверить правильность вращения ступицы и поставить стопорную шайбу так, чтобы внутренний выступ попал в паз кожуха полуоси, а наружный ус — в паз гайки. Если же ус находится посередине между пазами гайки, ее следует затянуть, затем поставить и затянуть контргайку.
Колесная передача автомобиля МАЗ-500А

Рис. 21. Колесная передача автомобиля МАЗ-500А: 1 — ведомая шестерня- 2 — заливная пробка- 3 — стопорный болт оси сателлита- 4 — подшипник сателлита- 5 — ось сателлита- 6 — сателлит- 7 — малая крышка- 8 — сухарь полуоси- 9 — стопорное кольцо- 10 — шпилька- 11 — ведущая шестерня- 12 — уплотнительное кольцо- 13 — наружная чашка водила- 14 — большая крышка- 15 — болт большой крышки и ведомой шестерни- 16 — прокладка- 17 — болт чашек водила- 18 — гайка- 19 — ступица колеса- 20 — наружный подшипник ступицы- 21 — внутренняя чашка водила- 22 — полуось- 23 — упор ведущей шестерни- 24 — кожух полуоси- 25 — гайка подшипника ступицы- 26 — стопорная шайба- 27 — контргайка подшипников ступицы

После регулировки и затяжки подшипников ступиц МАЗ следует проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступицы не должна превышать 60° (рука выдерживает длительное прикосновение).

Порядок установки колеса на ступицу автомобиля МАЗ-500А

  1. Установить колесо на ступицу, надеть прижимы на болты крепления колес и навернуть гайки.
  2. Произвести затяжку гаек колес в следующем порядке: сначала затянуть верхнюю гайку, а затем диаметрально противоположную ей. Остальные гайки нужно затягивать также попарно (крест-накрест).

Рекомендуется затяжку гаек производить в несколько приемов и проверять при этом торцовое биение колеса. Для этого к торцу колеса нужно установить угольник или отвес и, вращая колесо рукой, определить максимальное отклонение колеса от угольника, которое не должно быть более 8 мм при замере по торцу шины.

В случае большего отклонения следует ослабить гайки колес и снова произвести их затяжку в изложенной выше последовательности, добиваясь при этом уменьшения биения колеса.

Следует помнить, что движение автомобиля МАЗ с осевым биением колеса свыше 8 мм категорически запрещается.

При затяжке гаек крепления задних колес прижимы не должны упираться в торец спицы.

Читайте также: