Как проверить шины на изношенность с помощью монеты

Опубликовано: 22.04.2024


Индикатор износа - это вот такая перемычка. monateka.com.

Как можно проверить степень износа протектора покрышки? Самые опытные автомобилисты могут сделать это на глаз, впрочем, такой метод не отличается хоть какой-нибудь надежностью. Еще можно обратиться за помощью к специалистам или приобрести специальный прибор. И то, и другое требует существенных затрат. При этом мало кто догадывается о том, что «инструмент» для проверки степени износа шин, скорее всего уже есть если не в кармане, то точно в кошельке каждого автомобилиста. Речь идет об обычной монет номиналом 10 копеек.

Такую покрышку использовать уже нельзя. /Фото: youtube.com.

Итак, каждая новая шина имеет индикатор износа. Когда покрышка совсем новая, расстояние от индикатора по поверхности составляет 5-8 мм. Для того, чтобы проверить пригодность шины, берем 10-копеечную монету (в нашем случаи издания 1992 года). После этого находим индикатор износа на покрышке и устанавливаем на него нашу монетку так, чтобы слово «копеек» было внизу.

А такую еще можно. /Фото: youtube.com.

Сделав это, внимательно смотрим. Если протектор полностью перекрывает надпись, то его высота составляет минимум 5 мм, а значит такую покрышку все еще можно использовать с чистой совестью. В тоже время, если протектор перекрывает слово «копеек» частично или не перекрывает его вовсе, то покрышку скорее всего использовать нельзя. Если протектор закрывает собой лишь «веночек» под надписью, то дело совсем плохо – его высота составляет 1-1.5 мм. Такая шина точно не может использоваться дальше и подлежит замене.

Ресурс обычной автомобильной шины составляет 40-60 тысяч километров. Этот стереотип укоренился в мозгах автомобилистов, поэтому редко кто меняет резину раньше этого срока, даже если износ достиг критического. Усугубляют ситуацию и сезонные смены: ну какой

Наиболее красноречивый тест изношенных шин провел недавно специализированный американский сайт Tire Rack. На BMW 325i 2006 года выпуска провели серию торможений со 113 км/час (70 миль/час) на влажной трассе. На новых шинах тормозной путь составил 59,5 м – очень достойный результат. А на шинах с остаточной высотой протектора 1,6 мм автомобиль тормозил 115,5 метров, то есть, потребовал почти в два раза большей дистанции. Если представить ситуацию, когда автомобиль на новых шинах останавливается тютелька в тютельку, то на изношенных шинах он разбивается о препятствие со скоростью 89 км/час! А ведь на этих шинах еще можно пройти техосмотр…

Печально и то, что высота протектора три миллиметра улучшает ситуацию ненамного. Тормозной путь – 88,5 метра (+49%), скорость условного столкновения 72 км/час.

Весной этого года аналогичный тест проводило российское издание «Авторевю». Правда, исследовались шины с 50-процентной высотой протектора – такой износ достигается за один-два года эксплуатации. Результаты, конечно, менее захватывающие, однако при торможении с 80 км/час тормозной путь на влажном покрытии увеличивался в среднем на два – три метра, а скорость начала аквапланирования на прямой снижалась на 15 – 20 км/час.

На водяной подушке

Так оно и есть, на сухом чистом асфальте сцепление шин тем лучше, чем больше площадь контакта резины с дорогой, поэтому гладкие широченные шины обеспечивают максимальный «грип» (grip). Отчасти эти свойства проявляются и с обычными шинами. Например, во многих тестах сцепление изношенных шин несколько лучше, чем абсолютно новых, поскольку увеличивается площадь контакта. Но преимущество это эфемерно и почувствовать его почти невозможно – разве что проехать круг на время.

В любом случае, ущерб, который наносят изношенные шины во влажную погоду, на порядок больше, чем их преимущества в сухую. При износе уменьшается высота канавок, которые отводят воду из пятна контакта, и в нем скапливается избыток воды, который создает смазочный слой между шиной и асфальтом.

Не стоит недооценивать несущих свойств жидкости. К примеру, в двигателях внутреннего сгорания коленчатый вал практически всегда «плавает» на гидродинамической масляной подушке, хотя шатуны передают на него нагрузку, измеряемую тоннами, а для высокофорсированных двигателей большого объема – десятками тонн. При этом площадь шеек коленчатого вала гораздо меньше, чем площадь контакта «лысых» шин. Поэтому, несмотря на меньшую вязкость воды по сравнению с моторным маслом, ей вполне по силам «поднять» автомобиль. В этот момент сцепление шин с дорогой падает до нуля, а автомобиль становится неуправляемым – кстати, это чувствуется по неожиданно полегчавшему рулю. Поэтому и тормозной путь увеличивается до неприличия: шины блокируются и создаются идеальные условия для всплывания автомобиля на водной подушке. В таких условиях не спасает и АБС, а в некоторых случаях она может даже усугубить ситуацию, «отключив» тормоза вообще.

Уже скоро на большей части нашей страны начнётся сезон смены колёс. У пунктов шиномонтажа появятся длинные очереди, а водителям придётся задуматься о состоянии шин. Основной параметр износа летней резины - глубина протектора. Со временем его значение уменьшается, что негативно сказывается на безопасности при эксплуатации автомобиля. Замерить глубину протектора можно с использованием специализированных приборов или подручных средств, которые почти всегда есть под рукой.

Оценить минимально безопасную глубину протектора можно по имеющимся индикаторам или нормам из правил дорожного движения. В соответствии с ПДД остаточная глубина рисунка протектора летних шин легкового автомобиля должна составлять не менее 1,6 мм . Производители резины оценивают этот параметр в ходе испытаний. Как правило, индикатор максимального уровня износа находится чуть выше и составляет 1,7-2,0 мм. От этого значения рекомендуется отталкиваться автовладельцам.

Найти индикаторы износа протектора резины несложно. Они располагаются в канавках и представлены в виде небольших выступов. На боковой части шины указывается местоположение индикатора специальной отметкой "TWI" или треугольником .

Использование шин с критическим износом протектора влечёт за собой целый ряд неприятных последствий:

  • Повышение риска потери управления на автомобилем в следствие аквапланирования;
  • Перегрев пятна контакта шины при движении на высокой скорости;
  • Плохое сцепление с мокрым дорожным покрытием при движении по пересечённой местности.

Для определения износа рисунка протектора резины специалисты используют глубиномер. Прибор позволяет определить расстояние с точностью до десятков миллиметра. У рядовых автолюбителей такого устройства обычно нет, поэтому им приходится использовать подручные средства. Линейки не всегда удобны и могут давать искажённую информацию. Проще всего пользоваться обычной монеткой, которая почти всегда есть под рукой .

Берём двухрублёвую монету и ровно вставляем её в канавку. Важно установить её на нижнюю часть дорожки, а не на выступающий индикатор износа. Далее пользуемся следующей информацией:

Зелёный уровень находится на высоте 2 мм . При такой глубине протектора резину следует заменить. Красный уровень расположен на 4 мм, шины ещё "походят". Жёлтая отметка находится на высоте 6 мм.

Не каждый владелец автомобиля знает, как шины проверяются на износ. Конечно, если резина полностью «лысая», и это видно невооруженным глазом, то очевидно, что она подлежит замене. Но как понять это, если визуально покрышка выглядит вполне ничего? Заранее стоит сообщить, что не всегда уровень износа шины определяет протектор, немаловажную роль также играют технические характеристики резинового состава покрышки, которые обеспечивают ей сопротивление качению, сцепление с дорожной поверхностью и другие факторы безопасности.

Но в том случае, когда высота протектора все-таки уменьшилась до неприемлемого показателя, покрышку, без сомнений, нужно менять. Определить, когда наступает такой момент, можно при помощи монет различных государств.

Проверка износа шин при помощи доллара и цента

Конечно, качественный шиномонтаж определит степень износа ваших шин более современными средствами, но мы предложим вам проверенный способ выяснить это при помощи монеты в один доллар с изображением Джорджа Вашингтона. Для этого нужно вставить монету в канавку протектора головой президента вниз. Если его волосы будут видны при обзоре с перпендикулярной стороны, шины пора менять на новые. При помощи одного цента тоже можно проверить износ шин. Так, покрышки подлежат замене в том случае, если после погружения монеты в канавку останется видна макушка Линкольна.

Проверка состояние шин при помощи рубля

Отечественная монета номиналом в два рубля тоже позволит определить, насколько износились шины. Головой орла вниз помещаем монету в канавку наиболее изношенного участка шины. При нормальном состоянии резины макушка орла не будет виднеться над поверхностью, если же она видна, шины пора менять.

Определяем износ шин при помощи евро

Также выяснить положение дел с шинами можно, если в вашем кармане завалялась монета в один евро. Проделываем начальные манипуляции так же, как и в предыдущих вариантах, после чего анализируем. Если золотой круг погружается в канавку протектора, значит, шина еще не износилась и ее эксплуатация может продолжаться, если же большая часть круга видна, пришло время замены покрышек.

Если же вы обнаруживаете неравномерный износ своих шин, когда глубина протектора на разных колесах имеет различные показатели, рекомендуется сделать балансировку колес, а до того проконсультироваться о необходимости их замены с опытным специалистом. При правильном уходе за шинами и соблюдении необходимых требований при их эксплуатации автомобильные покрышки могут прослужить вам до десяти лет, поэтому изучить эти особенности будет точно занятием не лишним.

Начинать стоит всегда с визуального осмотра. Он даст понять, если ли серьезные повреждения у покрышки. Неравномерность износа, наличие порезов, микротрещин — все это легко заметить. Обязательно смотрим на индикатор износа. Это даст понять, какой ресурс остался у покрышки. Если индикатор уже вровень с протектором, то тут не о чем говорить, на такой покрышке ездить нельзя.

Как определить степень износа шин

Если вам необходима точность, то потребуется один из двух инструментов — это либо линейка с глубиномером, либо штангенциркуль. Данная проверка требует внимательности и определенного количества времени, потому что мерить протектор нужно в 10 точках по окружности покрышки. Измерения проводятся как в центре, так и по краям. В том случае, когда совпадение замеров отличное (либо хотя бы 95%), нет смысла выкидывать покрышки.

Как определить процент износа шин

Для вычисления точного процента нужно немного подумать и воспользоваться специальной формулой:

Как определить процент износа шин

Самое главное, это мерить не в одном месте. А расчет проводим с учетом минимального значения.

Amin — если говорим о летних шинах, берем 2 мм, в случае с зимними берем показатель не менее 3 мм.

А вот что касаемо величины начального размера Amax, о каких-либо точностях говорить сложно. Какой начальный размер, зависит от типа шин. И то, не у всех шин можно на боковине найти параметр. Поэтому проще всего полагаться на средние показатели глубины проектора. Именно:

  1. Обычная зимняя резина — 9 мм. Зимняя резина повышенной проходимости — 10 мм;
  2. Обычная летняя резина — 8 мм, скоростная — 7 мм.

Какой остаточный ресурс у шины, вычислить можно элементарным образом — формула:

Как проверить износ шин монетой

Как проверить износ шин монетой

Способ достаточно «древний», но когда под рукой есть монета, почему бы не сделать ее полезным инструментом. Нужна обычная монета, желательно 5 копеек.

У новой резины глубина протектора около 8 миллиметров. Соответственно, ставим монету и смотрим насколько провалилась монета.

Если шина в откровенно плохом состоянии, монета не провалится, а будет «торчать». Ей некуда уходить вглубь. Чем больше торчит монета, тем масштабнее износ резины.

Читайте также: