Как проверить тормозят ли задние колеса

Опубликовано: 15.05.2024

Тормозá, конечно же, придумали трусы — это скажет любой лихач. Но когда понимаешь, что с ними «что-то не так», садиться за руль становится страшновато: поездка может оказаться последней. Мысли типа «и так сойдет» гоним прочь: шутки кончились. Важно определить тип неисправности — хотя бы предварительно.

Большой свободный ход педали

Как правило, увеличенный свободный ход сопровождается ростом тормозного пути. Чаще всего это происходит, когда тормозная система «хватанула» воздуха; при этом после нескольких нажатий педаль как бы накачивается, становясь более тугой. По какой причине это произошло, вопрос отдельный, - систему в любом случае придется прокачивать, заодно определяя возможные утечки тормозной жидкости.

Иногда педаль становится свободной вследствие разбухания тормозных шлангов. Тот же эффект дают порванные нити корда шланга. Но подобное происходит только с левыми компонентами. Иногда может закипеть тормозная жидкость, но и это случается либо с откровенно некачественным продуктом, либо с очень старой тормозухой, которую вообще никогда не меняли.

Еще одна возможная причина — очень большое биение одного или нескольких тормозных дисков. Кроме того, может не работать автомат поддержания зазора в барабанных тормозных механизмах.

Очень жесткая педаль

Тугая педаль, короткий ход при нажатии… При торможении машина теряет курсовую устойчивость, норовя уйти в сторону. Чаще всего такое случается при заклинивании цилиндров суппорта в одном из контуров системы. Если машину никуда не заносит, а неприятность выражается только в резко возросшем усилии при торможении, виноватым может быть вакуумный усилитель тормозов или подводящий разрежение шланг.

Иногда повышенное усилие на педали вызвано применением низкокачественных тормозных колодок, а также чрезмерным загрязнением, замасливанием как самих колодок, так и поверхностей дисков или барабанов. Но такое случается довольно редко.

Еще возможен полный износ тормозных колодок или их обрыв. Бывает, что на поверхности дисков образуется ледяная или соляная корка. Не исключено и низкое качество накладок тормозных колодок, а также сильная коррозия тормозного диска (зачастую больше с внутренней стороны).

Горит индикатор неисправности тормозной системы

Чаще всего причина банальная — вроде низкого уровня тормозной жидкости в бачке или чрезмерного износа тормозных колодок, оснащенных соответствующими датчиками. Другой простейшей причиной может стать… включенный стояночный тормоз (бывает, что просто глючит концевик). Однако причиной понижения уровня могут быть и утечки тормозухи — их необходимо срочно ­выявить и устранить.

Стояночный тормоз неэффективен

Затянули рычаг, а машина всё равно пытается скатиться под уклон? В простейших случаях стояночный тормоз нужно просто нормально отрегулировать. Кроме того, может сказаться замасленность тормозных колодок. Бывает, что тросы заклинены в оболочках. Среди возможных причин встречаются замасленные диски или барабаны. Виноватым может быть полный износ колодок. А если стояночный тормоз не отпускает автомобиль, то, скорее всего, колодки примерзли или приржавели к тормозным барабанам.

Капризничает АБС

Неисправность любого из компонентов АБС приводит к отключению всей системы и загоранию символа неисправности системы в комбинации приборов. Автомобиль сохранит способность тормозить, причем интенсивность торможения в большинстве случаев не пострадает. Но важно то, что на скользком покрытии колёса будут блокироваться, а это риск потери курсовой устойчивости!

Машину уводит в сторону

Понятно, что в уводе автомобиля с курса могут быть виноваты не только тормоза — тут способны хулиганить и углы установки колес, и сами колёса, и рулевое управление. Однако же довольно часто вопросы возникают именно к тормозам, особенно если машину тащит вбок при торможении. Чаще всего виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Возможно подтормаживание колесá из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости.

Возможно, на поверхности колодок образовалась ледяная или соляная корка либо колодки просто намокли. Или не работает один из контуров тормозной системы — при этом педаль низкая и эффективность торможения невелика. Виноватыми могут быть также биение тормозного диска, износ ступичного подшипника и овальность тормозного барабана.

Ощутимая тряска, вибрации при торможении

Бывает, что при торможении машину сильно трясет — такая неприятность обычно случается с бывалыми автомобилями. Виноватыми могут оказаться биения колесной ступицы и тормозных дисков, люфты колесных подшипников, овальность тормозного барабана, подклинивание суппортов или рабочих цилиндров. Другие возможные причины: накладка тормозной колодки отслоилась от основания, ослабла или сломана стяжная пружина барабанных тормозов.

Перегрев тормозов

Такого рода неисправности обычно определяют по появлению запаха гари. Этому, как правило, сопутствует увеличившийся ход педали, которая стала казаться ватной, а также повышенный тормозной путь. Причиной перегрева может быть как излишне активная езда с постоянными торможениями, так и банальная забывчивость, то есть затянутый стояночный тормоз.

Кроме того, в число возможных виновников входят подклинивающие цилиндры и суппорты.

Чрезмерный износ дисков и барабанов

Понятно, что сам по себе износ в глаза не бросается. Однако же ему сопутствуют снижение эффективности торможения, высокое усилие на педали, а также загорание индикатора неисправности тормозов.

Причиной износа может быть как банальная старость автомобиля, так и стиль езды владельца, пользующегося педалями в режиме «вкл/выкл» — без промежуточных положений. Само собой, к повышенному износу способно привести заклинивание цилиндров и суппортов.

Шум при торможении

Высокочастотный шум, визг, свист могут возникнуть как при торможении, так — порой — и при обычном движении. Причина — нерасчетный режим трения фрикционного материала о рабочую поверхность тормозного диска. Виноватыми могут быть предельный износ тормозных колодок, сильная коррозия тормозного диска (причем часто с внутренней, «невидимой» стороны). Бывает, что накладка тормозной колодки отслоилась от основания. Список возможных причин продолжают загрязнение колодок, коробление диска вследствие локального перегрева, неправильное крепление колодок в суппорте, левые колодки или диски и т. п.

Неполное растормаживание всех колес

Обычно проявляется как отсутствие свободного хода педали тормоза. Возможные причины: неправильно отрегулирован вакуумный усилитель (допустим, при замене), разбухли манжеты в цилиндрах вследствие попадания посторонних агрессивных жидкостей, заклинило поршень в главном цилиндре из-за коррозии, сломалась пружина в ГТЦ.

При отпущенной педали тóрмоза одно из колес притормаживает

На подозрении следующие причины: заклинивание поршня колесного цилиндра, разбухание тормозных манжет, деформация тормозной трубки, ­заедание колодок из-за загрязнения направляющей, отслоение накладки тормозной колодки барабанного тóрмоза. Бывает, что ослабла или сломалась стяжная пружина колодок барабанного тормоза, перетянут стояночный тормоз, трос заклинен в оболочке.

Проверка тормозов

Тормозной суппорт - далеко не самая сексуальная часть автомобиля и, пожалуй, не та система, которой уделяется больше всего внимания. Но тормозная система, безусловно, одна из самых важных, которую нужно регулярно проверять. Обращение внимания на предупреждающие знаки, которые указывают на необходимость проведения технического обслуживания тормозов, может означать разницу между жизнью и смертью на дороге. Поэтому очень важно своевременно проверять тормоза.

Конечно, есть некоторые очевидные признаки того, что тормоза нуждаются в обслуживании, такие как элементарная ошибка тормозов или ABS на приборной панели Вашего автомобиля или ощущение того, что тормозной путь сильно увеличен, посторонние шумы в виде скрежета, скрипа или свиста при торможении и тому подобное. Во многих из этих случаев Вам нужно посетить местного механика для проверки тормозов как можно скорее. Но знаете ли Вы, что существуют и другие признаки, которые могут явно или косвенно указывать на неисправную тормозную систему. Здесь мы предлагаем пять признаков, которые могут помочь Вам сберечь тормоза от серьёзной аварии в будущем и, возможно, спасти Ваше "железо" или даже жизнь.

Но сначала несколько слов о том, как работают тормоза.


Большинство автомобилей используют то, что известно как дисковые тормоза. Они во многом работают таким же образом, как и тормоза на скоростном велосипеде. Гидравлическая система, заполненная тормозной жидкостью, на одном конце имеет педаль тормоза, а на другом - зажимы тормозных дисков, известных как суппорты, заставляя их сжиматься, и тем самым останавливать тормозной диск, который крутится вместе с колесом. Трение, возникающее между суппортом и тормозным диском, в конце концов, останавливает машину. Но суппорт останавливает тормозной диск через специальные тормозные колодки (накладки) - это расходный материал, который призван обеспечить наилучшее трение, когда они прижимаются педалью тормоза к тормозному диску.

Признак №1: скрежет сначала при торможении, затем при любом движении

Со временем тормозные колодки изнашиваются, что приводит к ухудшению торможения и посторонним шумам в машине.

К счастью, проверить толщину Ваших тормозных колодок - это очень простая процедура. Все, что Вам нужно сделать - это посмотреть в отверстия в диске Вашего колеса, чтобы увидеть толщину колодок. Впрочем, не всегда возможно увидеть всё это через отверстия в диске - иногда придётся снять колесо.

Но не спешите после каждой поездки проверять колодки - чаще всего нормальные колодки снабжены специальным металлическим язычком, который начинает тереться о тормозной диск (сталь трётся о сталь), издавая противный скрежет, специально сигнализирующий об износе колодок и о том, что колодки пора менять. Скрежет сначала появляется только при торможении - толщина колодок ещё имеет небольшой запас до язычка, и последний касается тормозного диска только при прижимании колодок к диску. Но по мере дальнейшего износа скрежет присутствует уже и при разгоне и движении накатом.

Но даже, если проигнорировать этот скрежет (впрочем, это нелегко - звук зачастую довольно противный), язычок по мере дальнейшего износа обломится, и скрежет прекратится. После этого колодок хватает ещё на некоторое время. А дальше появится новый скрежет - немного отличающийся от скрежета язычком колодок. Это значит, что рабочая поверхность колодок износилась совсем, и уже стальной корпус колодки трётся о тормозной диск. Это уже самый крайний случай, когда ездить вообще нежелательно. Такая колодка не будет тормозить (но машина всё ещё будет достаточно неплохо останавливаться за счёт некритично изношенных колодок на других колёсах).

Признак №2: глухой шум и скрежет колодок

В дополнение к скрежету от износа колодок таковой может быть и просто, если между колодкой и тормозным диском попадётся посторонний предмет. Чаще всего это камушек с дороги. Вот почему, прежде чем покупать новый комплект колодок, следует визуально осмотреть степень износа текущих. Если они не изношены, значит, причиной мог стать как раз такой камушек. Его не обязательно будет видно, но для удаления придётся, скорее всего, открутить тормозной суппорт, чтобы проверить наличие посторонних предметов там.


Признак №3: машину или руль тянет в сторону

Вашу машину когда-нибудь уводило в сторону при прямолинейном движении? Если да, то это может указывать на проблемы с тормозной системой. Причиной этого может быть заклинивший тормозной суппорт. Поскольку такой сценарий вызывает сильное трение только на одном колесе, это колесо подтормаживает машину, и потому её начинает уводить в сторону, ведь противоположное колесо на этой оси автомобиля крутится свободно.

Происходит это не только при торможении, что усложняет диагностику, ведь причинами увода в сторону машины могут служить и несколько других агрегатов. Между тем, если Вы чувствуете, что в сторону уводит именно руль, то проблема, скорее всего, в передних тормозах.

Два других сценария, связанных с тормозной системой, при которых одно колесо заклинивает, и оно подтормаживает одну сторону автомобиля - это свёрнутый тормозной шланг, который заставит суппорты двигаться неравномерно при применении тормозов; или неровные (неравномерно изношенные) тормозные колодки, которые будут также оказывать различное количество давления на разные колёса.

Увод машины в сторону может быть следствием не только плохих тормозов. Причина может также исходить от неравномерно накачанных или изношенных шин, проблемы с подвеской автомобиля.

Признак №4: вибрация при торможении

Как правило, вибрирующая педаль тормоза указывает на деформированные тормозные диски. Их неровные поверхности будут вибрировать суппорт, и Вы будете чувствовать обратную связь через педаль тормоза. Вибрация, однако, может отдавать и на руле - особенно, в случае, когда погнулся один из передних тормозных дисков.

Диски чаще всего деформируется, когда они находятся в крайней степени стрессе в течение длительного периода. И самый распространённый случай - это когда Вы их сначала сильно перегреваете длительным торможением, а затем заезжаете в лужу, резко их охлаждая. Но просто сильный перегрев может деформировать их. Яркий пример перегрева - их окраска в синеватый оттенок. Перегрев также может случиться из-за заклинившего суппорта.


Если, однако, вибрация идёт не только при торможении, то причину сначала всё же следует поискать в других местах - сбитой балансировке колёс, погнутых колёсах и т.п.

Признак №5: проваливается педаль тормоза или, наоборот, срабатывает от малейшего касания

Нечёткая педаль тормоза, которая уходит практически в пол перед срабатыванием тормозов, может указывать на износ тормозных колодок (реже) или проблемы с гидравлической системой (чаще), например, воздух в тормозной линии или утечку тормозной жидкости (наиболее часто). Чтобы проверить наличие утечки тормозной жидкости, просто проверьте после длительной стоянки пространство под автомобилем или положите старый белый лист или кусок лёгкого картона под машину на ночь. Утром изучите эту плоскость под машиной на наличие пятен.


А вот противоположность несопротивляющейся педали тормоза является тот случай, когда тормоза срабатывают при малейшем прикосновении ноги к педали. Это может указывать на неравномерно изношенный тормозной диск, загрязнённую тормозную жидкость под действием влаги. Вы можете решить такую ​​проблему с помощью относительно недорогой замены жидкости, что Вы можете сделать самостоятельно.

Знакомый попал в аварию. Поехал на дачу, и на повороте у него что-то случилось с тормозами. Потом он говорил:

- Да все нормально было. Ехал осторожно, но чуть притормозил, и понесло. Дорога мокроватая. А потом кювет, на бок, на крышу…четыре шва на голову положили.

- А с тормозами как? Давно смотрел?

- А чего их смотреть? Работали нормально, колодки менял,- тут он немного задумался,- ну год или более того…

Я ему посочувствовал. А когда ехал обратно, в голове все время крутилась мысль: «Притормозил, и понесло…проблема с тормозами?».

И на следующее утро решил осмотреть свои тормоза, просто, что бы успокоиться. Потому что «Береженого Бог бережёт»…

Первоначальный осмотр не обрадовал. Провел пальцами по диску, почувствовал не просто «шероховатость», а «бугристость с большими волнами»,-☺

В принципе, можно было все оставить как обычно, «на потом», потому что «тормоза работают, ручник тоже, чего беспокоиться».

Но решил не рисковать, тем более, что недалеко работал знакомый, который был «спецом» по этим вопросам.

Первоначальные итоги неполной разборки привели в недоумение:

«Почему так?». Создавалось впечатление, что этим дискам лет сто, не меньше, и эксплуатировались они беспощадно.

Состояние направляющих суппорта тоже не обрадовало. Как и состояние тормозных колодок, которые, «вроде бы менялись совсем недавно»:

Даже такой предварительный и поверхностный осмотр заставил сделать вывод: «Осмотренное дальнейшей эксплуатации не подлежит, потому что чревато крупными неприятностями на дороге.

Надо заказывать всё новое».

Запчасти привезли, распаковали и сравнили.

Согласитесь, что новые тормозные колодки и новые направляющие суппортов выглядят более «привлекательнее», чем стоявшие на автомобиле (фото 5-6):



Фото 5


фото 6

А можно ли каким-то образом можно попытаться понять неисправность тормозной системы своего автомобиля? Наверное, «да», если ответить на такие вопросы:

- при торможении автомобиль уводит в сторону?

- при экстренном торможении возникает занос?

- длина тормозного пути большая?

- автомобиль тормозит «вяло»?

- при нажатии на педаль тормоза слышен какой-то посторонний звук?

Это не все, но некоторые основные пункты, по которым можно «дистанционно» определить, что с тормозной системой «что-то не так».

Все вышеперечисленные пункты могут иметь самые различные причины.

«Неравномерный «клинообразный» износ тормозных колодок» - Фото 5



фото 6

В основном возникает по причине крайней изношенности направляющей суппорта и манжеты (фото справа).

На фото можно увидеть трещины и вздутия, что приводит к проникновению вовнутрь пыли, воды и химических реагентов во время зимней эксплуатации автомобиля.

Тормозные колодки должны прижиматься равномерно, но из-за подклинивания направляющей суппорта, колодки прижимаются одной стороной и очень скоро принимают такой вид, как на фото 5, где для сравнения показаны старая и новая тормозные колодки.

Другой причиной этой же неисправности может быть непараллельность тормозного диска.

Тормозные колодки – это «расходники» и имеют четко ограниченный срок эксплуатации. Но если Вы меняете их очень часто, если колодки стираются очень быстро, то и тут могут быть свои причины:

- сильный износ тормозного диска, как на фото 1 и 2

- неправильное торможение или «торможение по - пенсионному»,- этим «методом» привыкли пользоваться пожилые водители. Для того, «что бы чего не вышло», они после начала движения начинают держать ногу «на» или «над» педалью тормоза, мол, «если надо будет тормозить, а я уже готов»

- «идиот за рулем»,- это категория водителей, которые мнят себя «якручешумахера», делают резкие разгоны и такие же резкие торможения

Кстати, затронули вопрос «замены».

Никто не рекомендует экономить на ремонте тормозной системы даже в кризис:

«сегодня поменяю одну сторону, а потом, когда будут финансы – другую». Неравномерность торможения, которая возникнет при такой замене тормозных колодок или тормозного диска, грозит заносом и другими неприятными последствиями на дороге.

Обратите внимание на так называемые «мелочи», которые впоследствии могут явиться причиной Вашей головной боли из-за неадекватного поведения автомобиля на дороге.

Например, детали на фото слева и справа

А в некоторых автосервисах позволяют себе «потерять,

обломать и не поставить» эти самые «мелочи».

И некоторые автослесари искренне верят и иногда убеждают Клиентов, что «эта деталь лишняя и её можно спокойно убрать».

Очень часто "мастера" удаляют и не ставят на место эти «странные железяки», которые как «иголка с ниткой» должны быть в паре с тормозными колодками (для дисковых тормозов). Многие, кто менял колодки сам помнит, как они мешают при установке новых. На самом деле эти простые железные пластины играют существенную и важную роль – они выполняют теплоизоляция корпуса тормозного поршня от горячих колодок и дисков. Их отсутствие в жаркую погоду при интенсивном торможении приводят к ухудшению тормозных качеств - а это может быть и чья-то жизнь? Из наиболее частых неисправностей отсутствие термоизоляторов ведет к подклиниванию направляющих суппорта (сгорает смазка) - а это и динамика и повышение расхода. Редко, но встречались неисправности в виде клина поршня суппорта. Наблюдались и случаи закипания тормозной жидкости в поршне суппорта. А казалось, просто ненужная пластинка. Так же обратите внимание, что бы «товарищ слесарь» наносил смазку на детали «положенные или рекомендуемые», а не произвольно выбранными, теми, которые «есть в наличии». Вот как на приведенных фото 9-10, например. Такая смазка идет в комплекте с новыми запчастями. Если её почему-то не оказалось в комплекте, ищите высокотемпературную смазку, т.к. температура в паре «колодка- диск»достигает несколько сот градусов.



Фото 9


фото 10



На фото справа наглядный пример «безголового» отношения к работе. Когда стали проверять задние тормоза и сняли колесо, внутри металлического пыльника оси обнаружился такой вот «радужный» состав смазки. Смазка не может быть такой «радужной», значит, это смесь смазок, скорее всего, «старой и новой».

Если работу проводить правильно, то перед тем, как набить пыльник смазкой, необходимо вычистить старую.

Здесь же этого сделано не было, мол, «кашу маслом не испортишь»?

Нет, делать подобным образом – нельзя.

Ну, а новые запчасти будут и душу греть, и создавать уверенность при движении по дорогам, особенно в Москве, где добрая половина водителей или сумасшедшие, или «просто Женщины»,-☺ Тормозить приходится очень часто. Пример смотрите в послесловии.

Так вот, если Вы решили поменять тормозные колодки, и Вам еще хочется немного пожить на этом свете, то лучше всего такую работу делать в специализированном центре.

Ну не попейте коньячка один раз в году, зато на сэкономленные деньги съездите в нормальный и «правильный» автосервис.

А что бы убедиться в том, что вы в «правильном» сервисе, посмотрите оборудование. Какое оно. Рекомендовано ли ГИБДД Росии к применению или это опять «китайская фигня» в красивой яркой упаковке.

А вот короткий и приблизительный перечень того, что Вам должны сделать, а потом отписать в специальном документе и выдать на руки (обратите внимание, что бы там стояла печать, подпись и сумма денег, которую Вы отдали за проведенные работы):

Сразу оговоримся: выполнить проверку тормозов на действительно высоком уровне можно только на специализированном тормозном стенде. Такие стенды, к примеру, имеются на всех официальных пунктах, занимающихся техосмотром. Есть они и у официалов, а также в "серых", но достаточно солидных автоцентрах, промышляющих ремонтом авто. Тормозной стенд не просто позволяет установить, исправны ли тормоза, но и помогает, понять, что делать, если достойного замедления при торможении нет – он выявляет разность тормозных усилий и степень эффективности. Сделать это на "глазок" в домашних условиях с высокой точностью просто невозможно.

По теме

Впрочем, достаточно точно выявить неисправности тормозов сможет любой смышлёный автомобилист. Начать диагностику мы рекомендуем с простого теста. Достаточно разогнаться до более-менее приличной скорости (50-60 км/ч) на безлюдном, ровном и чистом асфальтированном участке и хорошенько топнуть по педали тормоза, чтобы сымитировать режим жёсткого замедления.

Если автомобиль, по субъективным ощущениям, встаёт колом, серьёзных проблем, скорее всего, просто нет. Иное дело, если замедление происходит вяло, если при торможении слышится скрежет, скрип, лязг, а также если ощущается увод автомобиля в сторону, а руль самостоятельно отклоняется от нулевой точки. Заметили это? Поверьте - проблемы есть!

Начнём с простого. Скрежет и свист от колёс при торможении сигнализирует о том, что тормозные колодки сильно изношены. Фрикционная накладка либо полностью съедена, либо износилась настолько, что вступил в работу специальный сигнализатор износа, намекающий, что тормоза вашего авто уже нуждаются в ревизии и ремонте. Ещё одна причина странных звуков – подклинивание плавающей скобы суппорта или поршня тормозного цилиндра. Когда они закисают, нормальное торможение становится невозможным: колодки не прижимаются к диску и не разблокируются при отпускании педали.

По теме

К слову, это частенько приводит не только к посредственному замедлению, но и к уводу автомобиля в сторону. При уводе машину начинает тянуть в сторону колеса, которое тормозит наиболее эффективно. Тянет вправо – смотрите левый суппорт, а если влево – правый.

Отдельных слов заслуживает вибрация на педали тормоза. Такое явление – норма для автомобилей, снабжённых системой ABS, но очень плохой признак – для машин, неоснащённых ей. В последнем случае, скорее всего, тормозные диски вашего авто просто-напросто покоробило от перегрева. На неисправность системы ABS же указывает специальный сигнализатор, загорающийся на приборной панели. Причиной ошибки обычно становятся повреждённые датчики или их плохой контакт.

Проверить элементы рабочей тормозной системы не помешает визуально. Для этого следует снять колёса и тщательно осмотреть колодки и диски. Все фрикционные накладки должны иметь достаточную остаточную толщину и примерно одинаковый износ. Разброс в толщине подскажет вам, что именно и где в суппорте клинит. Зеркало тормозных дисков не должно иметь ржавых полос или грубых волн. Если они есть, тормоза едва ли обеспечивают достойное замедление - без ремонта и замены уже не обойтись.

По теме

Отдельного внимания требует тормозная жидкость в расширительном бачке. Её уровень не должен опускаться ниже отметки min. Из бачка не должен исходить запах гари. Наличие в ёмкости ошмётков грязи - верный признак, что тормозуху лучше заменить. К слову, нормально работает она не так и долго – замену рекомендуется производить не реже чем раз в пару-тройку лет.

Теперь перемещаемся в салон и проверяем работу стояночного тормоза, дёрнув "ручник". Рукоятка механического "ручника" должна подниматься всего на несколько щелчков. В среднем – не больше 3-5. Этого должно хватать, чтобы удерживать автомобиль на уклоне в 23%. Проверять работоспособность лучше всего на горке. Обратите особое внимание на то, чтобы одинаково блокировались оба задних колеса. При необходимости – слишком большом ходе рукоятки или неработоспособности устройства - "ручник" подтягивается.

По теме

Для проверки вакуумного усилителя и главного тормозного цилиндра нужно надавить на педаль тормоза при работающем двигателе и удерживать её в нажатом положении секунд 20-30. Если педаль постепенно начнёт уходить дальше, травит главный тормозной цилиндр. Если педаль начёт выталкивать обратно, неисправен обратный клапан вакуумника. Теперь заглушите двигатель и несколько раз нажмите на педаль тормоза. Удерживайте её и запускайте мотор. После запуска педаль должна провалиться чуть дальше. Если этого не произошло, вакуумник должным образом уже не работает. Насторожить должно и шипение, исходящее от штока, идущего к тормозной педали. Его быть не должно.

Выполнив перечисленные проверки, не забудьте тщательно осмотреть все тормозные трубки и шланги. На них не должно быть следов тормозной жидкости, коррозии, надрывов и "грыж". Все повреждённые и подозрительные детали подлежат немедленной замене с последующей сменой тормозной жидкости и прокачкой системы.


Тормозная система автомобиля определенно является одной из важнейших, и она требует регулярной проверки. Если водитель не будет обращать внимания на явные знаки, сигнализирующие о неисправности в системе, он может в результате поплатиться жизнью. Это объясняет, как важно вовремя проводить в автомобиле проверку действия тормозов.

5 признаков, указывающих на необходимость проверки действия тормозов автомобиля


На необходимость обслуживания тормозной системы в первую очередь указывают такие признаки, как аварийная сигнализация индикатора ABS или сигнал ошибки тормозной системы на приборной панели, посторонний скрежет при езде, свист или скрип при торможении и субъективное ощущение слишком большого тормозного пути. Многие из этих причин являются основанием для обязательного и незамедлительного визита в сервис-центр с целью проверки тормозов автомобиля. Но, помимо упомянутых явных признаков, существуют и косвенные, так или иначе указывающие на неисправность.

Разберем пять основных признаков, своевременные действия по выявлению которых надолго сохранят тормозную систему в работоспособном состоянии и, возможно, уберегут автомобиль от серьезных аварий.

Признак №1: слышен скрежет при торможении, а затем и при движении автомобиля.

Рано или поздно тормозные колодки изнашиваются, при этом ухудшается качество торможения, в автомобиле появляются посторонние шумы. Износ колодок легко проверяется – чаще всего достаточно оценить их толщину визуально через отверстия в колесных дисках. Иногда для осмотра необходимо снять колесо.


Обычно не требуется проводить проверку колодок после каждой поездки. Современные колодки снабжаются специальным стальным язычком, при износе он трется о тормозной диск, производя этим действием характерный скрежет. По звукам и можно определить о необходимости замены колодок. Как только колодка начинает изнашиваться и еще имеет некоторый запас толщины, скрежет раздается только при торможении. Язычок при этом касается диска лишь в процессе прижима колодок к диску. Дальнейший износ приведет к тому, что скрежет будет слышен практически постоянно во время движения.

При игнорировании действия язычка на колодку он в конце концов отломится, скрежет прекратится, и колодкой некоторое время еще можно будет пользоваться. Но затем появится уже другой неприятный звук, отличающийся от звука трения язычка о тормозной диск. Это говорит о том, что колодка полностью износилась, и уже сама стальная основа трется о диск. Значит, наступил крайний случай, при котором продолжать поездки без замены колодки настоятельно не рекомендуется, несмотря на то, что автомобиль еще будет тормозить оставшимися целыми колодками на других колесах.

Признак №2: глухой шум и скрежет при торможении.


Издавать посторонний шум тормоза могут и из-за попадания инородного предмета в пространство между тормозным диском и колодкой. Таким предметом может быть обычный камешек. Поэтому при проверке действия тормозов нужно сперва внимательно осмотреть колодки на предмет износа. Возможно, и менять их не придется, если причиной скрежета служит такой мелкий камешек. Чтобы убедиться в наличии постороннего тела между колодкой и диском и удалить его, чаще всего необходимо отсоединить тормозной суппорт.

Признак №3: при торможении машину тянет в сторону.


Если прямо движущуюся машину вдруг повело в сторону, это может говорить о проблемах в тормозной системе. Скорее всего, проблема заключена в заклинивании суппорта, так как при этом возникает сильное трение на одном из колес, в результате чего это колесо начинает тормозить машину и уводить ее в сторону – остальные 3 колеса при этом движутся свободно.

Машину ведет в сторону не только в процессе торможения, значит, причина может быть скрыта и в других системах автомобиля. В данном случае проверка действия тормозов заметно усложняется. Можно попытаться определить источник неисправности по поведению машины. Если в сторону уводит именно рулевое колесо, вероятнее всего, неисправны передние тормоза.

Другие две причины увода машины с прямолинейной траектории, связанные с подтормаживанием одного колеса: свернутый тормозной шланг, вынуждающий суппорты двигаться неравномерно при торможении; разная степень износа тормозных колодок, с разной силой оказывающих действие на тормозные диски.


Еще одна причина увода автомобиля может быть связана с шинами, их неравномерной накаченностью или изношенностью. Подвеска автомобиля также потребует проверки.

Признак №4: ощущается вибрация при торможении.

Вибрация педали тормоза обычно сигнализирует о деформации тормозных дисков. Неровности на их поверхности заставляют вибрировать суппорт, который передает действие на педаль. Вибрировать может и рулевое колесо, в особенности при деформировании передних тормозных дисков.


Как правило, диски гнутся в результате действия повышенных температурных нагрузок на них в течение продолжительного времени. Характерный пример: перегрев дисков в процессе длительного торможения и затем проезд машины по луже, вода которой резко охлаждает поверхности дисков. Деформация может возникнуть не только при сильном перепаде температур, но и в результате перегрева, который может возникнуть по причине заклинившего суппорта. Признаком перегрева является синеватая окраска поверхности диска.

Вибрация отдельных элементов может проявиться не только при торможении автомобиля, поэтому причина данного явления может скрываться и в разбалансировке колес, и в их деформировании. Прежде чем проводить проверку действия тормозов, следует сначала проверить другие узлы и системы.

Признак № 5: педаль тормоза проваливается при нажатии или, наоборот, тормоза срабатывают от малейшего касания педали.


Проваливающаяся педаль перед торможением в редких случаях говорит об износе, но чаще всего проблема заключается в неисправности гидравлической системы. Обычно проблема связана с утечкой тормозной жидкости, иногда это происходит и при попадании воздуха в систему. Проверку возможной утечки проводят, оставляя под машиной на стоянке кусок белого картона или бумаги. После длительной стоянки по пятнам на материале можно определить, была ли утечка.

Другой крайностью является сверхчувствительность педали тормоза, когда машина тормозит при малейшем действии ногой на педаль. В данном случае можно говорить и о неравномерном износе тормозного диска, и о загрязнении тормозной жидкости под влиянием влаги. Решить эту проблему можно самостоятельно, заменив тормозную жидкость по невысокой цене.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Порядок проверки действия тормозов автомобиля

При торможении автомобиля задействуется множество элементов тормозной системы. Визуальная проверка действия многих из них недоступна, для этого придется снимать часть автомобильного оборудования. Но выполнять эти действия необходимо лишь в крайних случаях, когда в тормозной системе появилось действительно серьезное повреждение.

Предотвратить неисправности поможет регулярная проверка тормозной системы в дилерском сервисном центре. Можно при этом и самостоятельно проверять тормоза, для чего необходимо:

При наличии системы ABS убедиться в ее исправности.

Это действие легко проделать с помощью соответствующего диагностического индикатора, размещенного на приборной панели автомобиля. Данный индикатор сам укажет, исправна ли антиблокировочная система.


Кратковременное загорание и затухание светового индикатора будет означать, что система ABS просканирована электронным блоком управления и неисправности не выявлены. Когда индикатор горит постоянно либо если он вообще не загорается, это можно считать тревожным симптомом и поводом для скорейшей проверки действия ABS.

Периодически проверять шланги и вакуумный усилитель в тормозной системе.

Проверка действия вакуумного усилителя осуществляется путем многократного нажатия на педаль тормоза и удержания ее при запуске двигателя.


Если усилитель исправен, педаль тормоза утапливается не до пола. В противном случае появляется характерное шипение. Это сигнал, что вакуумный усилитель нуждается в срочной замене.

Провести проверку герметичности тормозной системы.

Проверка осуществляется несложными действиями – нужно лишь несколько раз нажать на педаль тормоза. Исправная система ответит сопротивлением при нажатии на педаль, увеличивающимся с каждым нажатием. Если сопротивление педали не меняется и тем более если оно падает, с герметичностью системы есть проблемы.

Проверить уровень тормозной жидкости и ее состояние.

Для проверки необходимо открыть капот, отыскать емкость с жидкостью и визуально определить ее уровень. Он не должен располагаться выше максимальной и ниже минимальной отметок, обозначенных на емкости.


Во время осмотра нужно обратить внимание и на запах. Пригодная тормозная жидкость не должна пахнуть гарью. Помимо прочего, следует проверить систему на предмет разгерметизации, которую легко обнаружить по стремительно убывающей из емкости жидкости.

Проверить состояние тормозных дисков и колодок.

Это важное действие, в результате которого определяется степень изношенности данных элементов. Некоторые модели колодок сегодня оснащаются датчиками, дающими необходимую информацию по износу. Если датчики отсутствуют, степень износа колодок определяется визуально по толщине фрикционной накладки – в норме ее толщина составляет не менее 1-2 мм. Вместе с колодками проверку проходят и диски.

Экспресс-проверка действия тормозов

Проверка колес.



При осмотре колес убедитесь в отсутствии влаги как внутри них, так и снаружи. Особо тщательно проверьте все поверхности внутри колес, воспользовавшись для этого смотровой ямой. Наличие даже малых капель масла будет говорить о возможном протекании цилиндра тормозной системы.

Проверка действия вспомогательного тормоза (ручного).



В процессе проверки действия тормозов не следует забывать и о ручном тормозе как неотъемлемой части всей тормозной системы. Качественно работающий стояночный тормоз должен обеспечивать неподвижность машины при уклоне дороги 23 %. Проверяя ручной тормоз, определите количество щелчков в процессе поднятия рукоятки до момента полного срабатывания тормоза. В идеале автомобиль должен стать неподвижным после 3-4 щелчков ручного тормоза.

Проверка действия тормозов в движении.

По завершении визуальной проверки тормозной системы следует проверить ее в действии. Разгоните автомобиль на прямом участке дороги примерно до 50–60 км/ч и затем резко нажмите на тормоз. Оцените торможение – если тормоза полностью исправны, одностороннего заноса быть не должно.

Обратите внимание, что такая проверка допустима только в случае подтвержденной исправности всех элементов тормозной системы!


На длину тормозного пути особо ориентироваться не стоит, она может быть разной в зависимости от конкретной модели автомобиля и его параметров (масса автомобиля, используемые шины), от состояния покрытия дороги и от других факторов.

Важно отметить, что если машина укомплектована системой ABS, характер торможения в процессе проверки будет другим. Резкое нажатие на педаль тормоза повлечет за собой характерную отдачу в виде вибрации. А при наличии в автомобиле системы курсовой устойчивости данное действие приведет к загоранию на приборной панели соответствующего индикатора, сигнализирующего о том, что система активна.

В заключение можно сказать, что вся тормозная система вашего автомобиля может быть легко проверена на специализированном диагностическом стенде. В результате вы получите исчерпывающую информацию о ее текущем состоянии.

Где в Санкт-Петербурге качественно и быстро проверить действие тормозов вашего автомобиля

В автоцентрах нашей компании «Авто Премиум» быстро и качественно проверят действие тормозной системы любого автомобиля. Предприятие работает на рынке уже более 20 лет, оказывая качественные услуги по сервисному обслуживанию Ситроен и ремонту авто всех марок и любого года выпуска по доступным ценам. Наши СТО имеют новейшее оборудование и оснащены специальными инструментами, а сотрудники обладают высокой квалификацией.

Более подробную информацию вы можете получить на нашем сайте или узнать напрямую у менеджеров. Будем рады видеть вас в нашем сервисном центре!

Читайте также: