Как резина экономит топливо

Опубликовано: 28.04.2024

Вы меняли шины и заметили разницу в расходе топлива? Это очень возможно, потому что правильно подобранные шины для автомобиля являются одним из факторов, которые могут повлиять на экономию при заправке или более высокие расходы.

Посмотрите что вы можете сделать чтобы сделать свой автомобиль более экономичным и экологичным

Посмотрите, что вы можете сделать, чтобы сделать свой автомобиль более экономичным и экологичным.

В то время как цены на топливо высоки, и мы слышим отовсюду об опасностях загрязненного воздуха, стоит искать более оптимальные решения, которые будут более благосклонны к нашему портфелю и окружающей среде.

Топливная эффективность шин и сопротивление качению.

Если вы хотите выбрать шины, которые не будут увеличивать расход топлива и, следовательно, будут обладать максимальной энергоэффективностью, сначала проверьте этикетку шины.

Согласно закону, шины, продаваемые в пределах Европейского Союза, должны иметь соответствующую маркировку. Это информация для водителей о производительности модели в трех ключевых категориях:

  • класс топливной экономичности шин,
  • торможение и сцепление на мокрой дороге,
  • уровень шума.

Сгорание топлива и сопротивление качению.

Если вы хотите выбрать шины с наименьшим средним расходом топлива и, следовательно, с наивысшей энергоэффективностью, вам следует обратить внимание на те, у которых на этикетке указан класс «А» - лучший из шкалы в отношении сопротивления качению и расхода топлива.

Представленные значения позволяют сравнивать разные модели, что однозначно помогает в выборе нового набора. Помните, однако, что при изменении размера шины ее свойства могут измениться.

Что такое сопротивление качению шины?

Это оптимизированное соотношение между энергией, вкладываемой в движение, и внешними факторами, которые замедляются. На сопротивление качению влияет M.IN:. Аэродинамическое сопротивление, вес, конструкция и рисунок протектора и давление.

Что еще влияет на уменьшение сгорания?

Конструктивное решение шин

Вес шины - это элемент, который, несомненно, влияет на уровень расхода топлива - взаимосвязь очень простая: чем легче модель, тем ниже сопротивление качению, и автомобиль использует меньше энергии для перемещения колеса.

Также тип конструкции шин оказывает влияние на уровень выбросов выхлопных газов, диагональные модели - некогда единственные на рынке, имели на 20% более высокое сопротивление качению по сравнению с радиальными.

Компоненты из которых состоит шина влияют на сопротивление качению

Компоненты, из которых состоит шина, влияют на сопротивление качению

Сгорание топлива не связано с формой протектора (до 60% сопротивления качению шины). Расположение блоков и других элементов передней части шины оказывает влияние на ее деформацию или изгиб во время движения, и это непосредственно приводит к более низкому (более жесткому) или более высокому сопротивлению качению.

Почему стоит проверить, какие материалы использовались для построения конкретной модели? Различные типы каучуков (бутадиен, природный и бутадиен стирола), наполнители (сажа и кремнезем) и вулканизующий агент, то есть сера, используются для получения резиновой смеси, которая впоследствии используется в процессе установки шин.

Шины с более низкими бутадиеновыми частями и наполнителями (предпочтительно кремнезем с силановым связующим) имеют более низкое сопротивление качению.

Как уменьшить расход топлива?

Стоит вспомнить о шинах сегмента Eco, большинство производителей предлагают экологичные и экономичные модели. Этот тип шин отличается пониженным сопротивлением качению, что может оказать долгосрочное влияние на расходы, связанные с топливом.

Однако прежде чем выбирать такие шины, вам следует проверить, соответствуют ли они вашему автомобилю, стилю вождения и потребностям.

Размер шин

Размер модели также имеет значение, поэтому очень часто сезонные тесты шин являются измеримыми и надежными, они проводятся с определенным размером, потому что изменение одного из параметров влияет на результаты теста.

Ширина шин и расход топлива являются одними из вопросов, которые не дают водителям спокойствия, и, как выясняется, размер имеет значение в контексте сопротивления качению.

Если водитель решает изменить размер шины с сезонным изменением комплекта шин, это может привести к разнице в расходе топлива.

Изменение размера шин может повлиять на расход топлива

Изменение размера шин может повлиять на расход топлива.

Каковы зависимости?

Низкопрофильные шины имеют свои преимущества и недостатки, но они определенно делают шину более жесткой и, следовательно, имеют более низкое сопротивление качению.

При рассмотрении широких шин стоит знать, что уменьшение их размеров на 1 см уменьшит аэродинамическое сопротивление примерно на 1,5%.

Популярной практикой среди водителей является изменение ширины обода по эстетическим соображениям, замена размера (конечно, в пределах разрешенных для данной модели автомобиля) может изменить жесткость машины.

Износ шин и его влияние на расход топлива

Шина изнашивается из-за истирания последующих слоев протектора, что напрямую влияет на поддержание оптимальных характеристик шины во время движения. Чем меньше протектор, тем ниже сопротивление качению, но также хуже сцепление с мокрой дорогой. Такой использованный продукт больше не защищает от заноса и не обеспечивает короткого тормозного пути, поэтому важно своевременно менять шины на новые. Значительный износ протектора также может привести к потере веса и увеличению жесткости шин.

Давление в шинах

  • Более низкое давление в шинах заставляет ее больше изгибаться и деформироваться, что приводит к увеличению сопротивления качению.
  • падение давления на 0,3 бар - увеличение сопротивления качению на 6%,
  • снижение давления на 1 бар - увеличение сопротивления качению на 30% - увеличение расхода топлива на несколько процентов.
  • Не забывайте регулярно проверять давление в шинах

Не забывайте регулярно проверять давление в шинах.

Давление в шинах является одним из важнейших элементов, определяющих уровень расхода топлива.

Когда давление падает, сопротивление качению увеличивается, и, следовательно, происходит сгорание. Поэтому не забывайте регулярно проверять (не реже одного раза в месяц) и поддерживать уровень давления в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля, поэтому мы можем добиться заметной экономии топлива. Кроме того, уровень инфляции также следует адаптировать к текущей нагрузке. Поэтому, когда мы собираемся путешествовать дальше со своей семьей или перевозить больший груз, мы должны помнить, чтобы должным образом позаботиться об этой важной проблеме.

Как ездить, чтобы снизить расход топлива?

Регулярного подсчета расхода топлива недостаточно, чтобы ездить по-настоящему экономно. Когда мы говорим о способах снижения расхода топлива, стоит упомянуть и ныне популярную концепцию экологичного вождения, то есть принципы экономичного вождения.

Несколько простых приемов позволяют водителям значительно влиять на расход топлива, все, что вам нужно сделать, это выработать новые хорошие привычки во время вождения.

Одной из существенных статей затрат на автомобиль является покупка топлива. С каждым годом цена бензина и дизеля неизменно увеличивается, поэтому многие автовладельцы задумываются о том, как сэкономить и по возможности сократить расход топлива. Одной из таких возможностей является правильный выбор шин, которые могут на 5% и более уменьшить показатель расхода топлива. Поговорим поподробнее о том, как правильно выбирать шины для максимальной экономии топлива.

Правильный выбор шин

Автовладельцу необходимо понимать, что для обеспечения экономии топлива необходимо подходить к этому вопросу комплексно, не только правильно выбирать хорошие покрышки, которые должны иметь качественное сцепление с дорогой, но и постоянно проверять давление в шинах.

При этом у автовладельцев единого мнения о том, какой же тип покрышек будет лучше для экономии топлива, на сегодняшний день нет. Кто-то считает, что необходимо будет выбирать узкие покрышки, тогда как иные водители уверены в экономии топлива лишь на широкопрофильной резине. Универсального совета тут дать невозможно, необходимо учитывать как используется автомобиль и особенности стиля управления машиной.

Преимущества широкой резины

Большинство экспертов сходятся во мнении, что на хороших дорогах с качественным асфальтовым покрытием предпочтительно использовать широкопрофильную резину, которая обеспечивает лучшую устойчивость автомобиля, гарантируя качественное сцепление с дорогой, а, следственно, минимизируется проскальзывание колес. Несомненным преимуществом такой широкопрофильной резины является её лучшее сцепление на бездорожье.

Такие широкопрофильные шины отличаются универсальностью использования, они с одинаковым успехом подходят как для их применения в условиях города, так и на скоростных магистралях. Подобная резина лучше держит дорогу, обеспечивая максимально возможное пятно контакта с дорогой, а чем лучше автомобиль сцепляется с дорожным полотном, тем меньше у него расход топлива.

Плюсы узких колес

Узкие покрышки также имеют определенные преимущества, поэтому пользуются спросом на рынке. Это, в первую очередь, легкий вес и возможность лучшей управляемости на скользкой заснеженной дороге. На широких покрышках проехать на скользкой дороге будет просто невозможно, тогда как узкие правильно подобранные шины практически не скользят, не пробуксовывают и хорошо цепляются за рыхлый и укатанный снег.

Узкая резина обладает меньшим показателем сопротивления качению, то есть, для движения необходимо меньше энергии, двигатель работает с большим КПД, а, следственно, сокращается расход топлива. Также несомненным преимуществом такой узкой резины является тот факт, что покрышки имеют меньшую стоимость, соответственно автовладельцы могут позволить себе либо сократить затраты на покупку колёс, либо выбрать лучшие варианты из представленных на рынке.

Рекомендации опытных автовладельцев

Чтобы правильно выбрать покрышки и экономить топливо необходимо в первую очередь использовать на автомобиле качественные колёса с цепким протектором. Основная задача таких покрышек - это обеспечение хорошего контакта с дорожным полотном и предотвращение проскальзывания колес. Поэтому автовладельцу не следует экономить на колесах, приобретая исключительно качественные покрышки от ведущих производителей. Также нужно взять себе за правило проверять раз в месяц давление в шинах, которое должно соответствовать оптимальному для конкретного автомобиля.

Выводы

Качественные широкопрофильные покрышки позволят обеспечить некоторую экономию топлива, сокращая расходы автовладельца. А вот зимой, когда дороги часто запорошены снегом или покрыты льдом, предпочтительно использовать узкопрофильную резину, которая предотвращает пробуксовку и улучшает управляемость в таких сложных условиях.

Знаете ли вы, что шины сильно влияют не только на ходовые качества автомобиля, но и на расход топлива? Если вы смотрите соревнования по автоспорту, вы понимаете, насколько важны шины для стратегии ведения гонки и экономии топлива. Этот тренд все больше проникает и в повседневную жизнь автомобилистов.

На экономию топлива влияют не только типы шин, но и такая мелочь, как недостаточное давление в них. Если вы хотите получить больший километраж пробега от одной заправки бака, шины играют здесь не последнюю роль.

ЗНАЧЕНИЕ КЛАССА ШИНЫ

Если вы из тех водителей, кто любит энергичную езду на мощном автомобиле, выбор шин принципиален, так как правильные покрышки обеспечат дополнительное сцепление при маневрировании. Если для вас важнее экономичное и комфортное вождение, вам нужна шина с немного другими свойствами.

Авторезина, созданная для повышения эффективности и комфорта (такие шины иногда называют туристическими), является отличным выбором для длительных путешествий. Вы можете не только заметить снижение топливного расхода, но и уменьшить отрицательный эффект от небольших неровностей дороги, сделав свою поездку более плавной. Яркие представители покрышек этого класса: Bridgestone Turanza T001, Hankook Kinergy Eco 2, Dunlop Grandtrek PT3 и многие другие.

Шины класса HP и UHP (высокой и ультравысокой производительности), с другой стороны, имеют рисунок протектора и резиновые смеси, созданные для первоклассного сцепления. Это обеспечивает улучшенную отзывчивость и управляемость на трассе, но зачастую компромиссом является повышенный расход топлива.

Однако есть шины, которые предлагают лучшее из обоих миров. Возьмем, к примеру, Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3. Это шины UHP-класса, разработанные с учетом экономии топлива. Асимметричный дизайн протектора, резиновая смесь с низким сопротивлением качению и армирующие материалы привели к оптимальному балансу эксплуатационных свойств покрышки на летних дорогах.

ПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Независимо от того, какой у вас тип шин, вы должны держать их в достаточно накачанном состоянии, чтобы потребление топлива автомобилем было оптимальным. Слабо накачанные шины могут увеличить расход топлива от 0,6 до 3%. Чем меньше давления в шине, тем больше топлива вы используете. Правильно же накачанные шины безопаснее, дольше служат, а также защищают от перерасхода топлива.

Верное давление в шинах вашего автомобиля указано на наклейке (рисунке, табличке) на внутренней стороне двери водителя, но иногда информация находится на стойке или пороге (если такого указателя нет, обратитесь к справочнику). Там вы найдете правильное давление для ваших передних и задних шин. Не нужно ориентироваться на максимальное давление, обозначенное на боковине покрышки, всегда следуйте рекомендациям автопроизводителя!

ЕСЛИ ПОРА ПОКУПАТЬ НОВУЮ РЕЗИНУ

Если вы ищете шины с учетом топливной экономичности, вам следует обратить внимание на несколько факторов. Первое – сопротивление качению. Это усилие, необходимое для того, чтобы шина катилась. Шина с высоким сопротивлением качению означает, что вашему двигателю придется работать больше, чтобы колеса продолжали двигаться. Важно выбирать шины с низким уровнем сопротивления качению, так как это одно из основных средств экономии топлива. Для снижения сопротивления качению шинные производители используют передовые составы резиновых смесей и инновационные рисунки протектора.

Следующее, на что стоит обратить внимание, – вес шины. Более легкие покрышки уменьшат общую массу вашего автомобиля. Хотя эта разница может показаться незначительной, все же двигатель авто будет работать не так интенсивно. При прохождении десятков тысяч километров это может заметно повлиять на экономию топлива.

Сопротивление качению и вес – две главные проблемы для производителей шин. Инженеры многих ведущих шинных брендов сильно продвигаются в этом направлении. Например, компания Goodyear заявляет о снижении базового уровня сопротивления качению на 40% и веса шин на 9% к 2025 году (по сравнению с 2005 г.) во всех модельных линейках.

А тем временем финские разработчики выпустили в этом году новинку – Nokian Hakka Green 3. Шины позволяют экономить до 0,6 л топлива на 100 км (в сравнении шин классов A и G согласно евро-этикетке). Многие ходовые типоразмеры покрышки имеют наивысший класс “A” по уровню сопротивления качению. Кроме того, износостойкость резины увеличена до 35 % по сравнению с предшественницей, а это может составлять увеличение срока службы примерно до 10 000 км пробега!

Если для вас топливная экономичность – “не пустой звук”, то для начала нужно экономно водить машину, то есть быть аккуратным с пробуксовкой и маневрами, плавно тормозить и ускоряться. Но также важно обратить внимание и на тип своих шин, так как они серьезно влияют на то, сколько топлива вы используете.

Конкретных правил и критериев, по которым производителям было бы позволено относить модели к категории «зеленых», нет. Более того, под словом «эко» одни имеют в виду экологичность, а другие экономичность, причем в широком смысле — не только в плане расхода топлива.

Подобные шины есть в гамме почти любого бренда, а «вычислить» их можно не только по заявлениям производителя, но и, например, по данным со стандартной этикетки, обязательной в Евросоюзе.

Среди прочего на ней есть классификация по группам экономичности — если быть точным, по сопротивлению качению.

Счет — на капли

Отшумевший не так давно «дизельгейт» стал одним из спусковых механизмов повального «озеленения» автомобилей. Автоконцерны, выжавшие из «железа» почти все соки, теперь поглядывают на шинников: ведь при движении со скоростью 80 км/ч на преодоление сопротивления качению тратится до трети мощности, развиваемой двигателем.

Первым делом автопроизводители принялись завышать рекомендованное давление в покрышках. Но и шинники, поставляющие свою продукцию на первичную комплектацию, вынужденно объявили крестовый поход на сопротивление качению. Только уже очевидно, что и здесь физический предел близок — счет теперь идет буквально на каждую каплю топлива.

Участники

Для испытаний мы взяли две именитые покрышки с маркировкой А, то есть «экономичнее не бывает». Это известная шина Continental EcoContact 6, вкатившаяся на рынок весной 2019 года. И новинка от Nokian Tyres — Hakka Green 3, продолжающая линейку шин «зеленого» направления. Она не только современнее «шестого» ЭкоКонтакта, но и дешевле его — около 3300 рублей за штуку против почти 4000.

К этой паре мы добавили китайские покрышки Delinte DS2, вроде бы не имеющие «экопретензий», но продемонстрировавшие наименьший расход топлива в нашем недавнем большом тесте шин 185/65 R15. На момент подготовки материала данных об их классе экономичности по европейской этикетке не было, зато цена манила: около 2500 рублей.

Еще один участник сравнения виртуален. Это «среднестатистическая» шина, портрет которой мы вывели по усредненным результатам, показанным всеми восемью комплектами в мартовском супертесте летних шин. Стоит наш «виртуальный середняк» примерно 3300 рублей.

Методика испытаний

  • Сопротивление качению, то есть способность шин экономить топливо, оценивали по выбегам со скорости 100 до 80 км/ч и с 70 до 50 км/ч. Кстати, для европейской классификации шины «катают» в более тепличных условиях, на барабанах при скорости 80 км/ч.
  • Устойчивость покрышек к аквапланированию испытывали в узкой длинной ванне с водой глубиной 7 мм — в момент 10-процентной пробуксовки колеса.
  • На извилистых трассах и скоростном овале изучали курсовую устойчивость и управляемость (в том числе на влажном покрытии), на дорогах общего пользования — шумность и плавность хода.
  • И, конечно, замеряли эффективность торможения — на сухом и мокром асфальте летнего полигона при температурах +17˚…25˚ С. А потом еще раз, осенью — когда похолодало до примерно +10˚ С.

Все испытания проводили на автомобиле Volkswagen Polo и использовали высокоточный спутниковый комплекс Vbox Racelogic.

Чем «зеленые» шины отличаются от обычных?

Настоящие «зеленые» — весьма специфический продукт, непростой в производстве. Их отличает минимальное сопротивление качению, способствующие уменьшению количества вредных выбросов, и высокая износостойкость, которая снижает загрязнение окружающей среды микрочастицами резины. Кроме того, компоненты шин, процессы их производства, а также переработка и утилизация должны быть экологически чистыми. Из-за этого производство действительно экологичных шин сложное и дорогое.

Тем не менее осенью 2018 года, в момент начала выпуска шестого поколения шин Continental EcoContact 6, они уже были одобрены европейскими автопроизводителями для первичной комплектации 12 компактных и среднеразмерных моделей.

Сколько сэкономим и в чем потеряем

Continental EcoContact 6

Если говорить только об экономии топлива, то безусловный лидер — Continental EcoContact 6. Его превосходство над «зелеными» конкурентами составляет 2–3%, а над усредненной шиной — целых 8%. На практике это означает, что при пробеге 15 000 км и паспортном расходе топлива 8 л/100 км за год ваш седанчик «скушает» примерно на 100 литров горючки меньше. Если литр стоит 50 рублей, то годовая экономия получается почти пять тысяч рублей!

Но вспомним, что комплект шин Continental EcoContact 6 почти на три тысячи рублей дороже «среднестатистического». А главное: оборотной стороной медали «За высокую экономичность» является скромная эффективность торможения на мокром летнем асфальте. Результат Континенталя на 7% хуже лидера в этом упражнении. На столько же он отстает и от виртуального «середняка». Хотя в других условиях и останавливается чуть увереннее его — но всего на 1–3%.

Не все здорово и с аквапланированием, которое начинается уже на 83,6 км/ч — в дождь на этих шинах рекомендуем ехать аккуратнее.

На высокой скорости при плавном маневрировании реакции на повороты руля замедленны, вращать его нужно на большие углы (для совершения того же маневра) — а обратная связь «по рулю» средненькая. К управляемости на мокром асфальте претензий не возникло, а на сухом излишне выраженный снос передка в повороте стал поводом снизить оценку.

Да и по комфортности он проигрывает. Все удары шин о дефекты дорожного покрытия слышны в салоне. Больше напрягают толчки от неровностей, передающиеся на кузов. Поэтому, несмотря на экономичность, по сумме баллов у Континенталя только второе место.

Nokian Hakka Green 3

Первую ступень пьедестала заняли шины Nokian Hakka Green 3 (923 балла), хотя расход топлива относительно «середняка» они уменьшают лишь на 4%. При тех же вводных за год больше 2,5 тысяч рублей не сэкономишь, а сами покрышки оценены ровно как «середняк».

Тормозит Nokian на сухом покрытии средне, а при низких температурах откатывается на третье место. Увереннее других останавливается на мокром асфальте в холодную погоду, хотя в летних условиях показывает лишь второй результат. Эффективность торможения в целом на 1–3% ниже среднестатистической шины. Лучше всех чувствует себя в лужах — при глубине 7 мм наш Polo начинает всплывать на внушительной скорости 91,5 км/ч.

На высокой скорости машина четко держит дорогу. При плавном маневрировании послушно и предсказуемо следует за рулем. Но при более активной езде как на сухом, так и на мокром покрытии мы посчитали снос передней оси слегка великоватым.

Шумом в салоне Nokian не досаждает, однако безупречной плавностью хода похвастать не может: дорожные стыки и трещины в асфальте передает жестковато.

экономичные шины

В рекламных материалах производителей шин наряду со словами "долговечность", "хорошее сцепление", "быстрое торможение" обязательно присутствуют заверения об "экономичности", то есть заметном сокращении расхода топлива. Объясняется подобный эффект более низким сопротивлением качению.

Разумеется, на то, с какой скоростью указатель уровня горючего в баке стремится к нулю, влияет множество факторов: от стиля вождения до массы пассажиров. Также не приходится говорить о "бережливости" зимних шин, поскольку при их эксплуатации на первое место выходят совсем другие качества, несовместимые с легкостью качения. Поэтому сегодня мы познакомимся с наиболее распространенными на российском рынке летними экономичными (или энергоэффективными) покрышками и узнаем, стоит ли рассчитывать на серьезную экономию бюджета при их использовании.

Немного теории

У новичков-автолюбителей, впервые узнавших о шинах с низким сопротивлением качению, возникает закономерный вопрос: что чему сопротивляется и как это связано с расходом топлива? Дело в том, что наружная (она же беговая) часть шины, соприкасаясь с дорожным покрытием, несколько деформируется - из округлой становится уплощенной - и образует так называемое пятно контакта. Когда же автомобиль начинает двигаться, процесс деформации становится непрерывным, "пятно" перемещается по покрышке и обеспечивает сцепление с дорогой. Таким образом, чем меньше энергии требуется для того, чтобы преодолевать изменение формы шины, и чем легче пятно контакта выходит из зацепления с покрытием, тем ниже величина сопротивления качению.

пятно контакта

Лучше всего деформацию и пятно контакта демонстрирует полуспущенная шина

Основными конструктивными характеристиками шины, влияющими на то, насколько легко она катится по дороге, являются упругость материалов беговой части и боковин, а также "прилипчивость" материала протектора к дороге.

Среди шин одного диаметра увеличенное сопротивление качению имеют более широкие покрышки, обладающие большим пятном контакта. Не отличаются экономичностью и спортивные шины, предназначенные для езды на больших скоростях, так как состав материала, из которого их делают, должен обеспечивать максимальное сцепление с покрытием дороги.

Кстати, самый простой способ снизить сопротивление качению - подкачать шины. Тут и деформация снижается, и пятно контакта становится меньше. Вот только перекачивать колеса выше рекомендованных значений не стоит, так как при этом заметно увеличивается тормозной путь, автомобиль легче срывается в занос, да и комфортность езды заметно страдает, особенно на неровных дорогах.

Поскольку в обычном легковом автомобиле на преодоление сопротивления покрышек приходится примерно 20% всего расхода топлива, то неудивительно, что производители шин стараются повысить привлекательность своей продукции за счет этого показателя. В среднем снижение сопротивления на 10% позволяет сэкономить около 1-2% горючего.

Что нам обещают производители

Посмотрим, за счет чего компании-изготовители стараются уменьшить этот "вредный" показатель, насколько эффективно нововведения проявляют себя в реальных условиях и, самое главное, как подобные изменения сказываются на таких важных свойствах шин, как устойчивость на дороге в различных условиях и скорость торможения.

В тестах летних шин, проводимых по заказу авторитетных отечественных и зарубежных автомобильных журналов, характеристику "низкое сопротивление качению" чаще всего имеет продукция компаний Nokian, Michelin, Pirelli, Continental и GoodYear. Разумеется, подобную резину сегодня предлагают практически все производители, но мы ограничимся названными выше популярными в России марками.

Флагманом энергоэффективной продукции компании Nokian Tyres являются шины Nokian Hakka Green. Как заявлено на сайте концерна, сопротивление качению этих покрышек снижено на 15% по сравнению с предшествующей моделью - Nokian Hakka H. Если же брать "обычные" шины, то снижение достигает 40%.


Попытки понять, за счет чего достигнуты столь впечатляющие результаты, заканчиваются дежурными фразами пресс-релизов о "специально спроектированном протекторе и уникальной композиции резиновой смеси". Единственная подробность, которую озвучили маркетологи Nokian, - в состав покрышек входит масло финской сосны.

Другой известный производитель шин также имеет в своем арсенале "бережливую" покрышку - Michelin Energy Saver. Впрочем, и здесь о технологии и конструкции говорят крайне скупо. Компания Michelin гордится тем, что первой стала добавлять кремний (или, как его еще называют, силику) в состав резиновой смеси. Впрочем, сегодня этот минерал стал неотъемлемой частью авторезины любого производителя. А по существу вопроса информации практически нет: "Сниженная масса, уникальный состав, инновационная конструкция. "» Покупателям шин Energy Saver обещана экономия восьмидесяти литров топлива за весь срок пробега комплекта покрышек, который, в свою очередь, будет дольше на десять тысяч километров. Все это, разумеется, в среднем и по сравнению все с теми же "обычными" шинами.


Впрочем, наивно было бы ожидать, что производители шин начнут щедро делиться разработками инженеров и технологическими секретами. Вот и сообщает компания Pirelli об "инновационных материалах" и "ELRR (Extra Low Rolling Resistance)" - системе сверхнизкого сопротивления качению, использованной в шинах P7.

Чуть более многословны представители GoodYear, рассказывающие, что шина EfficientGrip имеет "улучшенный каркас с использованием специальных материалов, облегчающих вес продукта; усовершенствованный процесс разработки и производства резиновой смеси с новым составом, который обеспечивает превосходные показатели пробега, торможения на мокрой поверхности и сопротивления качению". Также утверждается, что расход топлива будет ниже на 1,9% "по сравнению с четырьмя ведущими конкурентами". О том, что это за конкуренты, правда, не сообщается.

Преимуществами экономичной покрышки Continental ContiEcoContact 3 должны стать "новый кремниевый состав материала беговой дорожки, доработанный контур и асимметричная форма протектора". Сопротивление качению у этой шины на 12% ниже, чем у предшествующей модели ContiEcoContact EP.

Обобщив разрозненные сведения, можно сделать вывод, что в последние годы основные усилия конструкторов направлены на снижение массы шины за счет уменьшения количества слоев корда и толщины протектора, а также на использование в составе резиновой смеси синтетических материалов, обладающих минимальными потерями энергии при деформации.

Практика - критерий истины

Что ж, пора от красивых обещаний изготовителей автомобильной "обувки" перейти к практическим результатам и посмотреть, что получает и что теряет автовладелец, купивший экономичные покрышки.

Главный вопрос всех тестов: можно ли при значимом снижении сопротивления качению сохранить на высоком уровне такие качества шины, как управляемость и сцепные свойства на сухой и мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию, хорошее торможение и т. п.? И тут протоколы испытаний неумолимы: идеального сочетания экономичности и безопасности ни одному производителю пока достичь не удалось.

Да, все принимавшие участие в тестах "экономные" покрышки демонстрируют достоверное снижение сопротивления качению и более низкий расход топлива, но это всегда приводит к пусть и не фатальному, но все же заметному ухудшению других характеристик. Так, "зеленая шина" Hokian Hakka Green демонстрирует посредственные сцепные свойства и управляемость на сухом покрытии. Автомобиль с шинами Michelin Energy Saver будет иметь не самую лучшую управляемость на мокром асфальте и при аквапланировании. Система сверхнизкого сопротивления качению в покрышках P7 от Pirelli приводит к заметному увеличению тормозного пути, особенно на влажном покрытии. Владельцам Goodyear EfficientGrip стоит быть максимально собранными во время дождя, особенно если на пути глубокие лужи. Шины Continental ContiEcoContact 3 держат водителя в напряжении на мокром асфальте и дают заметное увеличение тормозного пути на сухом.

Справедливости ради отметим, что все перечисленные недостатки более-менее заметны в тестах, проводимых в экстремальных условиях специализированных полигонов. При обычной езде по городу и загородным трассам вероятность серьезного влияния "минусов" экономичных шин на безопасность и комфорт вождения крайне невелика.

Наиболее полно недостатки покрышек можно выявить только на полигоне

Таким образом, при прочих равных условиях энергоэффективные шины действительно оправдывают свое название и способны снизить потребление топлива. Другое дело, что даже максимальные результаты, достигаемые в идеальных условиях тестов, измеряются 100-200 граммами на 100 километров пробега или экономией нескольких десятков литров в год. Соответственно, при ежедневных (включая выходные) поездках на 100 километров затраты на бензин сократятся на 100-150 рублей в месяц. В реальности же снижение расходов будет еще меньше.

Вот и получается, что, выбирая обновку для своего «железного коня», обращать внимание прежде всего следует на условия, в которых она будет эксплуатироваться, управляемость и хорошее сцепление с дорогой. А если к этому еще и экономичность (пусть и небольшая) прилагается - замечательно, приятный бонус еще никому не помешал.

Читайте также: