Как сильно затягивать болты на колесах велосипеда

Опубликовано: 17.05.2024

Для того чтобы собрать заднюю ось велосипеда, надо собрать все необходимые компоненты.

На заднюю ось прикладывается огромная сила, и эта сила может уничтожать все неправильно расположенные шарики, дорожки, настроенные расположения гаек, и привести к:

1. Возникновению хруста

2. Срезанию дорожек шариков

3. Повреждению шариков (редко)

5. Блокировки колеса

6. Остановки велосипеда.

7. Нагреванию до высоких температур гаек и т.д.

Первым делом необходимо проверить длину оси и примерить ее в "Готовом" состоянии.

Если оси не хватает, то по ходу дела вы затянете гайки слишком сильно, это приведет к искривлению рамы, а это чревато в дальнейшем заклиниванием колеса при увеличении поперечной нагрузки на колесо.

Чтобы установить необходимый уровень люфта следует законтрировать конусную гайку для шариков или подшипника об соседнюю гайку.

Вторым делом необходимо учесть, что все гайки должны затягиваться по направлению к центру оси и ни одна не должна прикладывать свое усилие в противоположную сторону.

Третьим делом необходимо узнать, как будет собираться эта конструкция вместе.

Без опытного пути это узнать невозможно. Поэтому надо все собрать, установить, дальше посмотреть как приложились ролики дирейлерового механизма к звездам, а также сверить точность установки заднего колеса относительно переднего колеса и рамы. Без точного соответствия роликов ближайшей звезде будет невозможно сильно давить на трансмиссию, а потому, что цепь будет слетать и надеваться.

Теперь когда вы получили очень длинную ось — 18.9 см x 8.5 см и получили особые велосипедные гайки, вы можете собрать заднее колесо. Лишняя длина оси не помешает. Для трековых велосипедов будет минимальный набор узких гаек, поэтому в этом случае будет даже проще.

Четвертым делом необходимо проверить ровность установки колеса относительно подседельного штыря и руля.

От этого зависит, как надежно будет держаться колесо и как быстро вы сможете собрать колодковые тормоза.

Пятым делом необходимо учесть, что ось должна быть полностью загружена — на ней не должно оставаться пустых мест, везде должны стоять упоры об раму. Эти места заполняются гайками на 15 или 17 и трубками.

Шестым делом проверьте безукоризненную ровность дорожек по которым будут двигаться шарики — если ее недостаточно то это грозит переломом оси, либо разрушением дорожки.

динамометрический ключ для карбонового велосипеда

Если вы когда либо задавались вопросом зачем на деталях велосипеда написаны моменты затяжки, вы на правильном пути. В этой статье мы объясним почему важно их соблюдать, и как выбрать бюджетный динамометрический ключ.

Каждая деталь на велосипеде, которая фиксируется с помощью болта или другого резьбового соединение, должна быть прикреплена с определенным усилием, которое обычно называют моментом. На раме и других компонентах велосипеда вы можете увидеть маркировку с цифрой и Nm (Ньютон-метр)

Что такое момент затяжки?

По сути, момент затяжки – это мера того, насколько сильно вы скрепляете два компонента между собой. Момент затяжки определяет какое усилие нужно применить для надежного скрепления деталей.

Почему важно соблюдать рекомендации производителя?

Простое объяснение состоит в том, что если болты не закручивать до нужного момента, они могут либо расшататься, либо, если вы слишком затяните, повредятся детали, которые скреплены между собой – это может привести к серьезным последствиям.

Сет Эккарт, инженер-конструктор и координатор тестовых испытаний в Trek Bikes, говорит, что момент затяжки стал намного важнее в последние годы из-за более хрупких компонентов.

"Велосипедные компании используют все больше и больше материалов, таких как углеродное волокно, для экономии веса, но в результате компоненты становятся более деликатными", - говорит Эккарт. Поэтому инженеры этих продуктов проводят много времени, экспериментируя, какой момент подходит для каждого отдельного случая.

"Например, какой момент затяжки правильный для карбонового подсидела, чтобы рама не раскололась или сам подсидел не треснул, но вместе с тем все компоненты держались достаточно крепко".

Помимо этого, Джек Ной, советник по техническим вопросам в Canyon, объясняет, как чрезмерная затяжка может повредить детали, даже если вы не замечаете этого вначале.

"Если болт или зажим затянуты слишком сильно, это может легко повредить сам крепеж, зачистить резьбу, либо со временем «растянуть» резьбу и болт".

Зачем вам может понадобиться динамометрический ключ?

Вместо того, чтобы полагаться на «ощущения», самым простым способом определить правильный момент затяжки будет использовать динамометрический ключ.

Если вам необходимо заменить компоненты на велосипеде или вы хотите настроить посадку, отрегулировав высоту сиденья, наклон руля и т. д., тогда динамометрический ключ поможет затянуть все до правильного момента.

Но даже если вы ничего не меняете, болты все равно нужно проверять время от времени, поскольку со временем они могут расшататься.

Немецкий производитель Canyon вместе с велосипедом отправляет потребителю простой динамометрический ключ.

Какие бывают динамометрические ключи?

Существует несколько вариантов динамометрических ключей, и у каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.

Самый дешевый вариант – это динамометрический ключ стрелочного типа.

динамометрический ключ стрелочного типа

"Я считаю, что для стабильной и точной работы лучше всего подойдёт именно ключ стрелочного типа", - говорит Джек Ной. "Вы видите когда приближаетесь к нужному моменту затяжки, вместо того, чтобы полагаться на щелчок – это уменьшает риск чрезмерного затягивания."

"Но ключи стрелочного типа должны использоваться правильно, нужно применять силу в правильном направлении и следить за тем, чтобы игла не отрывалась от датчика. Однако ключи такого типа могут быть довольно громоздкими для узких мест на велосипеде".

Динамометрические ключи предельного типа, которые имеют установленный заводской предел момента затяжки подойдут если нужно работать с болтами с одинаковым моментом, обычно это 5nM.

Ключ предельного типа ATD-1 от Park Tool можно настраивать на нужный вам момент от 4 до 6 nM, а в комплекте идет шестигранник на 3, 4 и 5 мм и 25 битов.

Если ремонт велосипедов для вас не просто хобби, то полноценный регулируемый динамометрического ключ со шкалой даст вам более широкий диапазон моментов затяжки. Пу сути, говорит Эккарт, вам нужно выбирать тот ключ, который удовлетворит все ваши потребности в качестве домашнего механика – для него это ключ предельного типа для быстрых работ и полностью настраиваемый инструмент для серьезного ремонта.

"Регулируемый динамометрический ключ определенно необходим продвинутым веломеханикам, ведь он имеет все необходимые настройки момента затяжки для велосипеда. Моя комбинация – это ключ предельного типа с предустановленными моментами и полностью регулируемый ключ от Giustaforza".

динамометрический ключ

Как правильно использовать динамометрический ключ?

Использование динамометрического ключа это конечно не высшая математика, но есть несколько ключевых моментов на которые стоит обратить внимание.

"Прежде всего, нужно знать как именно ваш ключ достигает нужного момента затяжки," - говорит Эккарт из компании Trek. "Все динамометрические ключи имеют разный щелчек, и очень важно знать как звучит и чувствуется именно ваш инструмент. Часто бывает, что люди продолжают крутить, когда уже давно пора остановиться."

Кроме того, не пытайтесь закрутить болт «чуть больше». Доверяйте своему динамометрическому ключу – именно для этого он и нужен.

"Лучше всего начинать с нижнего предела рекомендованного момента", - добавляет Эккарт. "Если что-то плохо держится, то постепенно увеличивайте момент затяжки, но никогда не переходите к максимальной рекомендации".

Разумеется, компоненты крепятся с помощью разного количества болтов. Например, подсидел одним болтом, вынос к вилке двумя болтами, а вынос к рулю – четырьмя. Когда деталь крепится с помощью больше чем одного болта, момент затяжки должен быть разделен между ними.

"Вам нужно понемногу затягивать эти болты", - говорит Эккарт. "Закрепите их так, как если бы вы ставили колесо автомобиля, постепенно затягивая каждый болт крестообразным рисунком. Это поможет распределить нагрузку равномерно".

На что еще стоит обратить внимание?

Джек Ной указывает, что, хотя динамометрический ключ является важным и в целом надежным инструментом, вам также необходимо использовать здравый смысл, особенно в отношении качества и состояния деталей и болтов, которые вы пытаетесь закрутить.

"Как правило, крепеж можно затянуть на 10% ниже «максимального рекомендуемого» значения и по-прежнему обеспечить надежную защиту. Если диапазон задан, 12-14 nM, затяните до среднего значения – 13nM."

"Вам нужно обратить внимание на то в каком состоянии находится болт и деталь. Если резьба покрыта жесткой старой уплотнительной смазкой или коррозией, то значение момента затяжки на динамометрическом ключе будет неточным из-за избыточного трения на резьбе".

Также, важно убедиться, что резьба и другие контактные точки чистые и в хорошем состоянии.

"Небольшое количество смазки под «головкой» болта предотвращает ложные показания динамометрического ключа из-за избыточного трения даже на двух чистых поверхностях и должно препятствовать «скрипу» при использовании", добавляет Ной. "Я заметил, что довольно часто покупателям приходилось превышать максимальные настройки момента затяжки, чтобы закрепить деталь (ставя под угрозу целостность самой детали) из-за слишком большого трения от образовавшейся грязи или коррозии".

Что нужно знать при сборке велосипеда?

Джек Ной лучше всех сможет ответить на этот вопрос, именно потому, что велосипеды Canyon доставляют напрямую к потребителю с завода, исключая веломагазин как посредника, который мог бы собрать велосипед вместо вас. В то время как основные детали прикручиваются на заводе, есть более мелкие детали, такие как седло и руль, которые нужно устанавливать самостоятельно. Здесь у него есть золотой совет для любого механика на дому.

"Помимо закручивания болта до правильного момента, другой частой причиной проскальзывания компонентов является отсутствие трения", - говорит он. "Например, каждый раз, когда карбоновую деталь прикручивают - даже к алюминиевой раме – следует использовать фрикционную пасту, чтобы добавить трения, – это поможет зафиксировать деталь на месте."

фрикционная смазка для карбонового велосипеда

"В некоторых случаях я вижу, что максимальная установка крутящего момента превышена из-за проскальзывания компонентов, и этого можно легко избежать, если очистить карбоновые детали и нанести свежую фрикционную смазку. Главное никогда не превышать максимальный рекомендованный момент затяжки"

Простота и лёгкость в эксплуатации и обслуживании – одна из главных тенденций настоящего.­­­ Своё отражение это находит во многих сферах человеческой деятельности: в работе и отдыхе.

Велосипедный эксцентрик

Различные устройства и приспособления облегчают получение нужного результата без особых усилий.

Мир крепёжных соединений в веломире тоже не остался в стороне. Появился крепёж, который в силу своей конструкции может обойтись без специального инструмента – это эксцентрик.

Что такое велосипедный эксцентрик?

Что такое велосипедный эксцентрик?

Эксцентриковый тип крепления появился относительно недавно, но прочно занял своё место. Основное применение он нашёл в креплении велосипедных колёс, подседельных штырей и в конструкциях складных велорам.

Помимо своих основных обязанностей эксцентрики используют в креплении различных дополнительных велосипедных аксессуаров, там, где присутствуют хомуты.

Достоинства и недостатки эксцентриков

Главная причина появления этого крепежа – это удобство и простота использования. Для того чтобы демонтировать или закрепить то или иное оборудование, не нужны гаечные ключи, а по времени это займёт несколько секунд. По надёжности и силе затягивания эксцентрик не уступает традиционным гаечным крепежам.

Преимущества эксцентриков:

  • Их трудно недооценить в дороге, когда есть необходимость быстро демонтировать колесо для его починки.
  • При регулировке седла по высоте с одновременной центровкой относительно рамы велосипеда этот крепёж незаменим.
  • Не все любят возить с собой наборы гаечных ключей. Это не столь тяжело, сколь не эстетично: ездить с гремящими ключами в подсумке.

Минусы эксцентриковой конструкции:

  • В отличии от обычной гайки, эта конструкция более сложная, а значит и более подвержена амортизации.

При длительном использовании пружины эксцентрика ослабевают, и крепление становиться ненадёжным.

На практике колеса, конечно, никто не терял, но последствия не замедлят о себе заявить. Основное из которых – нарушение регулировки тормозов, в первую очередь, дисковых.

Выявить ослабление крепления можно по изменению хода колеса, — появляется люфт.

  • Легкость в обращении с крепежом облегчает жизнь не только хозяину велосипеда, но и у другим недобросовестным гражданам.

Придя на место парковки двухколесного «коня», можно обнаружить только пристёгнутую раму с рулём. Хорошие колёса и качественное седло с подседелом – отличный трофей у «нечистых» на руку коллег.

Виды эксцентриков

Виды эксцентриков

Разнообразие велосипедных эксцентриков поражает – их два:

  1. Традиционный.
  2. Регулируемый (Clix).

Принципиальная конструкция обоих видов схожа — это совокупность следущего:

  • Ось вала, вставляемая во втулку колеса.
  • Регулировочная гайка. Калибрует необходимую длину оси.
  • Прижимной диск. Рабочий узел, через который производится фиксация закрепляемого элемента (колеса, подседельного штыря).
  • Эксцентрик. Фиксирующий рычаг, оснащенный прижимным валом со смещенной осью.

Как закрутить эксцентрик?

Ввиду незначительного отличия конструкции традиционного и регулируемого эксцентрика, их установка отличается лишь в некоторых нюансах, но об этом позже.

В целом для установки эксцентрика по месту нужно:

  • Установить фиксирующий рычаг в положение «Open».
  • Регулирующей гайкой откалибровать длину оси вала. Закрутить её так, чтобы оставалось небольшой зазор.
  • Перевести в состояние регулировки, промежуточное положение между “Open” и “Close”. Установить закрепляемое оборудование в нужное положение.
  • Закрыть рычаг, т.е. переместить его в положение «Close».
  • Проверить надёжность фиксации, — в положение «Close» рычаг не должен крутиться.

Как правильно закрепить колеса на эксцентрике?

Установка колёс, в зависимости от способа крепления, выполняется разными способами. Методы крепления на традиционные и регулируемые эксцентрики во многом схожи, но будут рассмотрены отдельно.

Крепление колеса простым эксцентриком

  • Рычаг крепления переводится в открытое состояние «Open”.
  • Колесо устанавливается в дропауты так, чтобы втулка плотно прилегала к внутренней площади перьев велосипедной вилки.
  • Переводим рычаг эксцентрика в состояние регулировки: промежуточное между “Open” и “Close”.
  • Не плотно затягиваем регулировочную гайку, оставляем небольшой зазор.
  • Переводим эксцентрик в положение “Close”.
  • При манипуляции рычагом тактильно должно наблюдаться определённое сопротивление.
    • Если сопротивление непреодолимо, то необходимо открутить гайку регулировки на один оборот.
    • Если рычат закрывается без усилия, то гайку регулировки нужно подтянуть.

    Применяемая сила для закрытия эксцентрика не должна быть ниже 5-6 кг (54 Н) и выше 20 кг (200 Н).

    При закрытии эксцентрика, проследите, чтобы рычаги в закрытом состоянии не прикасались и не мешали другим элементам велосипеда (щитков, багажника и т.д.).

    После закрепления колеса необходимо выполнить диагностику:

    • Рычаг эксцентрика не должен вращаться вокруг своей оси.
    • Колесо должно крутиться строго в своей плоскости и быть надёжно зафиксировано.

    Для проверки фиксации следует приподнять велобайк и сверху по колесу ударить.

    Крепление колеса эксцентриком типа “Clix”

    В отличии от традиционного механизма, где силовой зажим необходимо регулировать при каждом демонтаже, система “Clix” с её конструкцией позволяет пользоваться однажды произведённой регулировкой всегда.

    Однако эта конструктивная особенность механизма не позволяет использовать однажды отрегулируемый эксцентрик на других велосипедных вилках или с другими колёсами.

    Порядок установки колеса способом “Clix”

    • Переводим эксцентрик в положение “Open”. Прижимаем чашку механизма с рычагом эксцентрика и плотно вставляем колесо в дропауты велосипеда.
    • Переводим эксцентрик в фиксирующее положение “Close”. При закрытии крепёжного механизма, рычаг эксцентрика вращать не допускается, поскольку это может привести к ухудшению качества крепления.

    Заблаговременно, т.е. до фиксации эксцентрика, установите рычаг в таком положение, чтобы после его закрытия он не мешал и не соприкасался с другими элементами велосипеда.

    Проведите проверку надёжности крепления колеса, так же, как и при креплении традиционным эксцентриком.

    Подводя итоги, следует упомянуть о том, что развитие велосипедных эксцентриков не окончено.

    В одних конструкциях для обеспечения безопасности вместо рычагов используют шестигранные ключи, а в других – фиксирующий рычаг оснащают секретами, например, открытие эксцентрика только в перевёрнутом положении (велосипед на руле и седле).

    nabor-kluchey

    Велосипедная отрасль не стоит на месте, и каждый год производители вводят новые технические решения и стандарты, с которым приходится сталкиваться веломеханикам и простым велосипедистам. Карбоновыми компонентами уже никого не удивить. Технологии подвески тоже шагнули вперед, как и интегрированные системы шатунов. Появляются все более легкие карбоновые и скандиевые рули, выносы руля, а также другие компоненты. Поэтому, если вы имеете достаточно технологичный и современный велосипед, то вам, скорее всего, понадобится динамометрический ключ, речь о котором и пойдет в данной статье.

    Насколько нужен динамометрический ключ для велосипеда?

    slomanny shtyr

    vinos thomson

    _raceface

    Часто нерадивые механики перекручивают штуцер гидролинии, что приводит к срыву резьбы и подтеканию тормоза. Несколько раз я видел случаи поломки карбоновых подседельных штырей по причине слишком сильной затяжки подседельного хомута. Карбоновые компоненты – это настоящий хит поломок. Частенько я вижу карбоновые рули с трещинами, вмятинами и прочими следами неправильной установки. Тоже самое относится к сверхлегким рулям из скандия и алюминия.

    Страдают также и более дешевые и тяжелые компоненты, но уже не от трещин или вмятин, а от срыва резьбы.

    Общий принцип работы динамометрического ключа заключается в том, что при приложении крутящего момента к болту динамометрический ключ использует калиброванный механизм для отображения приложенного крутящего момента. Если почитать форумы, походить по мастерским, то станет ясно, что большинство механиков не используют динамометрические ключи в своей работе.

    _dsc03541

    Если учитывать переменные параметры крепежного материала, различные крепежные зажимы, разную толщину материала, размера ключа, качество самой резьбы, то при затяжке соединения «на глаз» порой даже опытному механику очень трудно определить правильную величину крутящего момента.

    dinamometricheskie-kluchi

    Занимательно, что не всегда мы можем доверять инструкциям производителей. Помимо паспортных данных момента затяжки нам надо учитывать, из каких материалов сделан болт, какой у него шаг резьбы, и с какими нагрузками он используется. Например, подседельный зажим фирмы Hope по паспорту имеет момент затяжки порядка 8 Н·м для болта хомута. Но такая затяжка характерна лишь для стальных болтов, а в зажиме у нас болт из алюминия. Следовательно, нам необходимо давать более слабое усилие. На фото еще один сломанный хомут (правда, не от Hope, а от Thomson):

    broken seatclamp

    В целом, при установке любой детали велосипеда я прежде всего советовал бы читать инструкции: уж поверьте, много нового и интересного в них можно узнать. Конечно, большинство опытных механиков используют динамометрический ключ лишь в особо сложных случаях, а продвинутым велосипедистам я бы посоветовал бы приобрести бы такой ключ хотя бы для того, чтобы у вас развилось чувство меры или, как говорят механики, «резьбы» при затяжке различных болтовых соединений.

    Какой динамометрический ключ выбрать для велосипеда

    ice-toolz

    ice-toolz

    _dsc03531

    В комплект поставки входит сам ключ, шестигранные насадки размерами 3, 4, 5, 6, 8, 10 мм, а также насадка Torx T25. Ключ упакован в кейс, предохраняющий инструмент от повреждений вследствие ударов. Нынешняя модель данного ключа убирается в чехол вместо жесткого кейса, зато имеет дополнительную головку со звездочкой torx 30.

    _dsc03530

    Всем хорош ключ фирмы BBB, но вот в руке, как говорится, он сидит не очень важно. В сезон, когда работы заметно прибавляется, использовать данный ключик не очень удобно. Поэтому пару лет назад я приобрел очень удобный инструмент от компании Park Tool под индексом ATD-1:

    park-tool

    Он сидит в руке как влитой, им очень удобно работать, и он умеет самые распространенные моменты затяжки 4,5, 5, 5,5, 6 Н·м. В комплекте к нему также идут биты 3, 4, 5 мм и звёздочка torx 25

    park tool

    _dsc03535

    nabor

    А также использовать различные переходники для головок, если потребуется.

    nabor-proxxon

    Какой ключ посоветовать к покупке, я, право, не знаю. Необязательно брать подобный инструмент от велосипедных производителей. Лучшим, думаю, будет тот, который имеет самый большой диапазон момента затяжки. Совсем дешевых китайских производителей я бы избегал, ибо заводская калибровка таких ключей оставляет желать лучшего.

    Также в продаже есть цифровые (электронные) динамометрические ключи. В них есть небольшой экран. Стоят они существенно дороже, чем аналоговые, но более хорошо смотрятся. По отзывам такие ключи менее надежны. Динамометрический ключ не следует ронять, его нужно использовать весьма аккуратно. После падений, неправильного обращения такой ключ потребует калибровки.

    Можно ли обойтись без динамометрического ключа?

    Что же все-таки делать, если у вас нет динамометрического ключа? Расскажу такую историю в качестве примера. В среде моих товарищей, которые обслуживают свои велосипеды сами, есть такие, которые каждый год берут в руки обычный шестигранник и наносят травмы своему велосипеду. Я всегда учу их, что затягивать любые соединения надо мягко, прилагая спокойное, но уверенное усилие. Никогда не стоит при закручивании соединений торопиться, спешить. При установке б/у компонентов (например, выноса руля) обязательно выкрутить старые болты, проверить их на предмет коррозии. Будет не лишним перед установкой болта продуть резьбу компрессором.

    _dsc02952

    Иногда можно нанести на болт немного смазки, а в кое-каких соединениях нам необходим фиксатор резьбы.

    Моменты затяжки различных компонентов велосипеда

    Ниже я прилагаю информацию по основным моментам затяжки велосипедных компонентов.

    Велосипедный эксцентрик представляет собой зажимной крепежный механизм. Свое название он получил от слова «эксцентриситет», что в данном случае – несовпадение осей вращения вала и закрепленного на нем диска. Именно это позволяет преобразовать вращательное движение гайки в поступательное. Для создания силы затяжки на эксцентрик насажены пружины. Расположенный на противоположном конце рычаг прочно фиксирует положение гайки и сжатие пружин.

    Такой тип крепления стал широко применяться на велосипедах последних выпусков. Стандартное использование детали – это крепление колес к дропаутам, соединение частей рамы на складной модели, крепление седла и регулировка его высоты. Эксцентриками снабжаются и хомуты для светоотражателей, выносы руля, дополнительные навесы.

    Плюсы и минусы перед гайковыми креплениями

    Большинство современных моделей перешли на эксцентрик, потому что это удобно. Именно простота обращения является основным качеством такого крепления. По силе затяжки он сравним со стандартными гайками. Разумеется, при 100%-ной исправности механизма.

    Преимущества эксцентрика в пути:

    1. Легко демонтировать колесо, если пробита камера. Также колесо быстро одевается обратно.
    2. Удобная регулировка высоты седла. При закручивании гаек выравнивать его строго по центру проблематично.
    3. Не нужны гаечные ключи и вообще какие-либо инструменты.

    Очевидно, что времени на зажим понадобится меньше, чем на двустороннюю затяжку гаек на осях колесных втулок.

    1. Пружина со временем ослабевает, из-за чего крепление становится ненадежным.
    2. Устойчивость рамы к ударам на складном велосипеде хуже.
    3. Колесо могут легко украсть на парковке.
    4. Если велик закреплен к парковочной трубе ободом, есть риск по возвращении обнаружить только его.

    К велосипеду на улице нужно применять дополнительные меры безопасности, главное из которых – не оставлять его надолго. На колеса с эксцентриковым креплением можно поставить блокираторы, а раму пристегнуть отдельным замком. Когда эксцентрик плохо держит, его необходимо поменять. Колес это касается в первую очередь!

    Виды эксцентриков

    Для крепления втулки колеса велосипеда существует два типа зажимных механизмов: традиционный и регулируемый (Clix).

    Обычная модель состоит из нескольких составных частей:

    1. Ось вала, закрепленная внутрь втулки.
    2. Диск.
    3. Гайка для затягивания и ослабления.
    4. Фиксирующий рычаг.

    Схема эксцентрикового крепления


    Схема обычного эксцентрикового крепления втулки колеса к дропаутам

    Clix отличается от традиционного механизма наличием чашки, толкателя и кнопки блокировки поверх затяжной гайки. Эта более расширенная модель позволяет подстроиться под размеры вилки для закрепления переднего колеса и ширину между нижними перьями рамы при установке заднего.

    Блокировочная кнопка нужна для жесткой фиксации ширины эксцентрика, толкатель и чашка выполняют функцию прижима. Перед установкой Clix на другой велосипед необходимо сначала отрегулировать его, иначе из-за разности размеров колесо не будет прочно держаться на раме.

    Механизм Clix


    Механизм Clix. Слева направо: толкатель, чаша, блокировочная кнопка. Остальные запчасти как на традиционном эксцентрике (наверху)

    Велосипедный зажим эксцентрикового типа требует правильного обращения. Так он прослужит дольше, а деталь будет надежно закреплена к остову. Установка традиционного и clix-эксцентрика немного различается, поэтому рассмотрим оба способа крепления.

    Как правильно установить колеса на эксцентрике

    Для начала рычаг переводится в положение «Open». Колесо вставляется в дропауты так, чтобы ось соприкасалась с внутренними поверхностями гнезд (дропаутов). Установку колеса, будь то стандартное крепление или эксцентриковое, нужно в «лежачем» положении велосипеда – колесами вверх.

    От рычага переходим к другому концу – регулировочной гайке. Вращаем ее до упора, затем немного ослабляем, чтобы дать свободный ход рычагу при фиксации. Далее переводим его в противоположное положение. Эксцентрик закрыт.

    Ход рычага при закрытии крепления должен быть слегка затруднен. Если он движется легко, переводим его снова в «Open» и дотягиваем гайку. Наоборот, когда регулировочный винт затянут слишком сильно, фиксатор может не опуститься до конца. Тогда следует немного ослабить гайку.

    Распространенная ошибка – это вращение рычага вместо гайки. Нужно лишь придерживать его, но ни в коем случае не крутить. И последний этап – проверка крепления. Делать это надо в дороге, когда колесо может ненароком отвалиться, а на стоянке: с силой ударить колесом об пол, а затем прокрутить его на высокой скорости. Если колебаний нет, все в порядке.

    Как поставить и отрегулировать эксцентрик Clix.

    1. Выставить рычаг в положение «Открыть».
    2. Сжать чашку и вставить втулку в дропауты.
    3. Зажать рычаг в противоположное положение. Он должен идти с небольшим сопротивлением, как и в случае с традиционным эксцентриком.
    4. Проверить крепление: ударить по колесу и прокрутить его. Оно не должно колебаться и соскальзывать.

    Не рекомендуется вращать рычаг одновременно с крепежной гайкой, также фиксатор не должен крутиться, когда эксцентрик уже закрыт.

    Последовательность регулировки Clix:

    1. Открыть рычаг.
    2. Затянуть регулировочную гайку почти полностью. Метки на оси и фиксаторе должна совпадать.
    3. В таком положении рычаг переводится в «Close».
    4. Заблокировать ход гайки с помощью кнопки.

    Теперь можно спокойно одевать колеса на раму.

    Легкие, практичные и неприхотливые эксцентриковые крепления помогают значительно облегчить повседневную жизнь велолюбителя. Они очень просты в использовании, легко регулируются и относительно долговечны при правильном использовании.

    Читайте также: