Как снять колесо с коляски мотоцикла урал

Опубликовано: 17.05.2024

РАЗБОРКА И СБОРКА КОЛЯСКИ МОТОЦИКЛОВ «УРАЛ», «ДНЕПР»


Чтобы снять кузов коляски, отвинчивают гайки, которые крепят резиновые элементы задней подвески кузова к задней трубе рамы. Потом вынимают коврик, отвинчивают гайки болтов переднего крепления кузова, снимают скобы и подушки подвески, снимают кузов коляски с рамы.

Чтобы отсоединить рычаг подвески колеса мотоциклов "Днепр", под раму коляски подставляют опору и снимают колесо, отсоединяют болты крепления амортизатора и снимают амортизатор. Потом отвинчивают и вынимают два стяжных болта, левой съемной цапфы рычага, отвинчивают и вынимают болты, размещенные с торцов оси, которые прижимают резиновые втулки рычага, вынимают цапфу с оси рычага и, поворачивая рычаг влево вниз, вынимают его из рамы.

Для разборки рычага подвески мотоциклов "Урал" надо открутить гайки и вынуть пальцы крепления рычага оси, открутить болт верхнего крепления амортизатора, отодвинуть рычаг оси и снять амортизатор с верхней точки крепления и вынуть рычаг оси с амортизатором из рамы. Сборку рычагов подвески и кузова с рамой проводят в обратной последовательности.

Для достижения максимального срока эксплуатации шин необходимо выдерживать определенный угол "развала колес" мотоцикла и коляски в вертикальной плоскости и их "схождения" в горизонтальной плоскости. Рекомендуемая величина "схождения" плоскостей колес

- 10 мм на длине базы мотоцикла. При измерении необходимо подвести линейку к точкам касания на ободах заднего колеса и колеса коляски (рис. 5.32). Угол "развала" колес - отклонение оси мотоцикла от вертикальной плоскости - рекомендуется выдерживать до 2°.


Рис. 5.32. Установочная схема мотоцикла с коляской

При регулировке "схождения" колес нужно отпустить стяжные болты, зажимающие кронштейн крепления коляски. Вдвигая и выдвигая его из задней трубы рамы, подобрать нужное "схождение", которое проверяется двумя прямыми брусками, приложенными к колесам на высоте 90 -100 мм от земли. Необходимый угол "развала" достигается увеличением или уменьшением длины регулируемых тяг. При установке коляски все шарниры следует смазать. Правильность установки коляски проверяется во время движения (мотоцикл должен легко управляться).

РЕМОНТ КОЛЯСКИ

На кузове коляски устраняют трещины, вмятины. Трещины зачищают и заваривают. Для рихтовки вмятин используют набор инструментов для рихтовки автомобилей. Небольшие вмятины, которые остаются после рихтовки, можно запаять оловянным припоем, а потом зачистить напильником или зашпатлевать эпоксидной шпатлевкой. Трещины в раме коляски заваривают. Для этого подготавливают усилительные накладки. Приваривать их должен опытный сварщик. Лучше использовать газовую сварку. При электросварке силу тока регулируют так, чтобы не было подрезов и прожига.

Коляска подлежит замене или ремонту при следующих дефектах: смятии передней или задней части корпуса коляски, неустранимом на месте; трещинах на поверхности корпуса коляски длиной более 100 мм; переломе трубы рамы коляски в любом месте; трещинах в трубах рамы коляски длиной более 30 мм; переломе кронштейна крепления оси.

Для отсоединения боковой коляски необходимо: поставить мотоцикл на подставку, разъединить провода, идущие к фонарям коляски, отвернуть гайки верхних болтов крепления стоек рамы коляски к мотоциклу и вынуть их, расшплинтовать винты нижних, цанговых креплений рамы коляски к мотоциклу и отвернуть их на 15..18мм, разъединить, последовательно сдвигая с шарового пальца рамы мотоцикла переднее цанговое крепление, а затем заднее цанговое крепление, отодвинуть боковую коляску в сторону.


Присоединяют боковую коляску в такой последовательности: устанавливают мотоцикл на подставку и слегка смазывают шаровые пальцы цанговых креплений «Литолом-24»; устанавливают боковую коляску у мотоцикла, расположив цанговые крепления под шаро-

выми пальцами рамы мотоцикла; выдвигают, как можно дальше из гнезда, передние цанговые зажимы; приподнимают передний конец рамы коляски; надевают цанговые зажимы на передний шаровой палец и затягивают их, не затягивая цанговое крепление, и в такой же последовательности соединяют заднее цанговое крепление.

Если цанговое крепление не совпадает с шаровым пальцем на раме мотоцикла, нужно отвернуть болт крепления поворотного кулака и, вращая его в ту или другую сторону, совместить цанговые зажимы с шаровым пальцем. Соединяют болтами стойки крепления рамы боковой коляски с рамой мотоцикла и закрепляют болты гайками.


Если отверстия в вилках стоек не совпадают с отверстиями в кронштейнах на раме мотоцикла, следует расконтрить вилки стоек и, ввертывая их в стойки или вывертывая, установить необходимую длину стоек. Затягивают все крепления, снимают мотоцикл с подставки и проверяют сходимость колес и развал. Для проверки сходимости колес вдоль колес мотоцикла и колеса коляски прикладывают бруски. Расстояние между брусками впереди мотоцикла (по оси переднего колеса) должно быть меньше расстояния между брусками (по оси заднего колеса) сзади мотоцикла на 10.. 15 мм. Если разница расстояний не выдержана, отпускают болты крепления заднего кронштейна цангового крепления и, вдвигая в раму коляски или выдвигая, достигают необходимой сходимости.

Развал мотоцикла регулируют стойками крепления рамы коляски к мотоциклу (ввертыванием вилок в стойки или вывертыванием их); он должен быть около 2°.

После всех регулировок проверяют надежность затяжки всех креплений боковой коляски к мотоциклу. Правильность развала и сходимости колес проверяют ездой на горизонтальном участке. Мотоцикл не должен «тянуть» в сторону при полной нагрузке.

Во избежание скатывания мотоцикла всегда работайте на плоской ровной площадке.

Обязательно подкладывайте любой подходящий предмет под колеса, чтобы избежать скатывания.

Никогда не размещайтесь под мотоциклом, если он установлен на центральную подставку или домкрат. Всегда работайте в стороне от мотоцикла в таком случае.

Максимальная скорость езды на запасном колесе 80 км/ч.
Запаска предназначена только для временной езды, замените ее на штатное колесо как можно скорее.

Шаг 1

Поставьте мотоцикл на парковочный тормоз.


Шаг 2

Полностью выкрутите два болта на 17 мм.


Шаг 3

Поднимите и снимите с тормозного диска вверх и в сторону тормозной суппорт, положите его на ближайший рычаг подвески коляски.


Мы предварительно полностью собирали весь мотоцикл на заводе перед продажей и применили все необходимые комплектующие для обеспечения правильного зазора между диском и суппортом. Если при ослаблении крепления суппорта и отведении его в сторону от диска выпадают шайбы и/или проставки – их необходимо будет вернуть на то же место при установке суппорта.
НЕ ПУТАЙТЕ МЕСТА. НЕ ТЕРЯЙТЕ ШАЙБЫ.

Шаг 4

Снимите пластиковый колпак со ступицы колеса коляски. Подходящий брусок и монтировка из бортового набора поможет легче снять и ничего не поцарапать.


Шаг 5

Разогните и вытащите шплинт.


Шаг 6

Снимите корончатую гайку , крепящую колесо коляски на оси, используя ключ на 27 мм из бортового набора.


Шаг 7

Приподнимите и поставьте коляску на домкрат или другую подходящую опору.

Обязательно подложите под переднее и заднее колесо мотоцикла упоры, чтобы избежать скатывания мотоцикла.



Шаг 8

Снимите колесо коляски с оси. Полностью выкрутите 5 болтов, крепящие тормозной диск и проставку тормозного диска к ЗАДНЕЙ части (обращенной внутрь мотоцикла) ступицы колеса, используя шестигранник на 6 мм и свечной ключ в качестве рычага (все из бортового набора.

Если при снятии колеса Вы обнаружили шайбы на оси колеса с наружней и/или внутренней стороны колеса, их необходимо будет установить обратно на те же места как при установке запаски, так и основного колеса. Обязательно следите за этим.
НЕ ПУТАЙТЕ МЕСТА. НЕ ТЕРЯЙТЕ ШАЙБЫ.




Шаг 9

Открутите специальным ключом (из бортового набора) центральную фигурную гайку запасного колеса. Откиньте вниз решетку багажника, снимите запаску.




Шаг 10

Установите снятые на шаге 8 тормозной диск и его проставку на запаску с той стороны запаски, где находится шлицевой фланец.


Шаг 11

Установите снятые на шаге 8 болты (5 шт.), используя шестигранник и свечной ключ в качестве рычага (все из бортового набора). Снимать с другой стороны запаски серебристую проставку не нужно, она не мешает.

Большая проставка на запаске (обращенная вверх, когда запаска лежит на штатном месте на коляске), не должна сниматься при использовании запаски на колесе коляски. Она не мешает.

После ремонта основного колеса перед возвратом на него тормозного диска необходимо очистить все резьбовые соединения от старого резьбового герметика и перед установкой нанести новую порцию резьбового герметика средней силы.


Шаг 12

Установите собранную запаску на ось коляски тормозным диском в сторону мотоцикла, затяните корончатую гайку.


Шаг 13

Снимите коляску с домкрата (опоры) и затяните окончательно корончатую гайку так, чтобы любая ее прорезь совпала с отверстием в оси. Вставьте в отверстие шплинт и разогните его концы, заблокировав гайку от отворачивания.

При установке после ремонта основного колеса коляски обязательно замените шплинт на новый. Шплинт одноразовый и после его снятия он годится только для использования на запаске до завершения ремонта основного колеса.

Если при снятии колеса на оси были обнаружены проставочные шайбы, обязательно установите их на те же места при установке запаски.


Шаг 14

Верните на место тормозной суппорт – оденьте его поверх тормозного диска.


Шаг 15

Установите на место два болта на 17 мм, крепящие тормозной суппорт.


Шаг 16

Проверьте, что тормозной шланг закреплен нормально и нигде не заломлен, что все нормально затянуто.

Если при снятии суппорта были обнаружены шайбы, их нужно установить на те же места.


Шаг 17

Установите снятое колесо на место, откуда сняли запаску.


Шаг 18

Поднимите обратно решетку багажника, оденьте и затяните спецключом из бортового набора центральную фигурную гайку запасного колеса (запаска затягивается с решеткой багажника одной гайкой).

Коляска или боковой прицеп мотоцикла Урал состоит из рамы, колеса с подвеской и кузова. Рама бокового прицепа мотоцикла Урал трубчатая замкнутая сварная. Для нее используются трубы из стали 35 размером 50х3. Применение труб такого большого сечения придает плоской раме большую жесткость и обеспечивает мотоциклу Урал хорошую устойчивость и управляемость.

Устройство коляски, бокового прицепа мотоцикла Урал, типы кузовов, регулировка схождения колес и тормоза колеса коляски, ремонт коляски мотоцикла.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал-2.

Устройство рамы бокового прицепа мотоцикла Урал 2

Заднее цанговое крепление может поворачиваться относительно рамы коляски. При этом будет изменяться высота рамы и кузова коляски относительно земли. Колесо коляски установлено на оси маятникового рычага, который крепится к раме с помощью двух сайлентблоков, аналогичных тем, что установлены в маятнике заднего колеса. Амортизатор колеса коляски и амортизатор задней подвески взаимозаменяемы. Колесо устанавливают на ось консольно, т.е. с односторонней опорой.

На раму бокового прицепа мотоцикла Урал устанавливают кузова различных типов:

На раму бокового прицепа мотоцикла Урал устанавливают кузова различных типов

В настоящее время наибольшее распространение получил пассажирский кузов, сваренный из листовых гнутых заготовок. Такой кузов имеет умеренную стоимость и высокую ремонтопригодность. Для более взыскательных мотоциклистов разработан городской вариант мотоцикла Урал ИМЗ-8.103, который имеет более элегантный кузов коляски, новый щиток переднего колеса и ряд других декоративных изменений в отделке.

Для сельских жителей предназначен мотоцикл Урал ИМЗ-8.503 с грузовой коляской. Ее вместительный кузов позволяет перевозить грузы общей массой до 150 кг. Важным достоинством такого мотоцикла является то, что грузовой и пассажирский кузова взаимозаменяемы. В модели Урал ИМЗ-8.103 и во всех ее модификациях предусмотрен тормоз колеса коляски. Устроен он аналогично заднему тормозу мотоцикл.

Для привода тяги под рамой бокового прицепа мотоцикла Урал расположен вал с двумя рычагами. Специальный палец педали заднего тормоза поворачивает один (левый) рычаг и вал. Второй рычаг при повороте перемещает тягу и обеспечивает торможение. Длины рычагов подобраны так, что эффективность тормоза коляски меньше, чем эффективность заднего тормоза. Пропорционально нагрузке на колесо коляски и на заднее колесо.

Эксплуатация бокового прицепа мотоцикла Урал.

Схема регулировки развала и схождения колес мотоцикла Урал с коляской.

Схема регулировки развала и схождения колес мотоцикла Урал с коляской

Для регулировки схождения мотоцикл надо установить на ровную площадку, приложить к колесам бруски и произвести замер схождения. Колеса при этом не должны иметь осевое биение более 2 мм. Если колесо имеет значительное биение, его надо заменить исправным (запасным, передним или задним).

В случае невозможности замены колеса надо выполнить два замера, повернув колесо на 180 градусов, и найти среднее значение, которое и будет соответствовать схождению. Регулируется схождение перемещением заднего цангового крепления при ослабленном стяжном болте.

Регулировка развала.

При регулировке развала надо обратить внимание на то, чтобы осевое биение переднего колеса не превышало допустимого. В противном случае, как и для колеса коляски, надо сделать два замера, повернув колесо на 180 градусов. Среднее значение покажет величину развала. При регулировке развала устанавливают необходимую длину стоек, выворачивая регулировочные вилки. Затем вилки необходимо законтрить.

Правильность регулировки развала и схождения окончательно проверяется при движении по ровной дороге. Поскольку дороги обычно имеют уклон в поперечном сечении влево и вправо, то при проверке желательно ехать посредине дороги. Выбрав участок с малой интенсивностью движения. Хорошо отрегулированный мотоцикл должен без усилий, прилагаемых к рулю, сохранять прямолинейное движение при условии сохранения постоянной тяги.

Регулировка тормоза колеса бокового прицепа мотоцикла Урал.

Поскольку тормоза заднего колеса и колеса коляски приводятся одной педалью, синхронность их срабатывания и пропорциональность распределения тормозных усилий зависят от правильной регулировки.

Ремонт бокового прицепа мотоцикла Урал.

Основными дефектами бокового прицепа мотоцикла Урал являются трещины рамы коляски, изгиб оси колеса, вмятины на кузове. Трещины на раме коляски обычно возникают около кронштейнов крепления стоек и бывают преимущественно поперечными. Поврежденное место надо заварить, используя накладки. Швы должны быть продольными или диагональными.

Изгиб оси колеса коляски обычно происходит вследствие сильного удара при наезде на крупное препятствие или вследствие перегруза коляски. Ввиду больших нагрузок ось колеса бокового прицепа мотоцикла Урал изготавливают из легированной стали ЗОХГС, подвергают термообработке, а наиболее нагруженное место дополнительно упрочняют наклепом. Изогнутую ось необходимо заменить новой.

Запрессовывают новую ось с помощью пресса или массивного молотка. Рычаг при этом упирают в основание с отверстием диаметром 25-26 мм. После запрессовки оси надо установить сайлентблок амортизатора.

Те кто жил в СССР помнят, что в то время на тяжелых мотоциклах Урал, Днепр, К-750 можно было ездить только с коляской. Исключение было только у милиции. Эти ограничения накладывались заводом изготовителем, т.е. прописывались в паспорте.

Технические причины

Очень часто на первое место в причинах запрета выделяют технические особенности тяжелых мотоциклов СССР:

  • Двигатель смещался вправо. Делалось это для того, чтобы сдвинуть карданную передачу подальше от колеса и уравновесить коляску.
  • Резина с квадратным профилем не позволяла закладывать мотоцикл-одиночку в поворотах.
  • Наклон вилки, маятник на сайлентблоках и другие особенности подвески не лучшим образом влияли на управляемость при езде без коляски.
  • Мотоцикл проектировался с коляской как одно целое. Например, правые поворотники на самом мотоцикле даже не были предусмотрены.

А что еще

Тяжелые мотоциклы подлежали обязательному учету в военкомате. Делалось это для того, чтобы в случае войны мобилизовать такую технику. Поэтому она должны была быть всегда в «полной боеготовности».

Еще я слышал такую версию, что советской милиции не нужны были не дорогах мотоциклы, которые она не сможет догнать. Поэтому для себя они выпускали такие мотоциклы одиночки, а для свободной продажи – нет.

Ну и наконец надо помнить что в СССР мотоцикл был игрушкой «взрослых дядек». Хоть он стоил и дешевле машины, но все равно это было достаточно ощутимо для бюджета большинства семей. Поэтому Уралы и Днепры покупались и эксплуатировались как утилитарные мотоциклы, помощники по хозяйству. А для одиночной езды более подходили те же Явы и Ижи.

Мое мнение

У меня в гараже стоит Днепр без коляски с мотором от К-750, поэтому я не понаслышке знаю, что из себя представляет такой мотоцикл.

Сразу скажу, что мое мнение стоит брать с поправкой на то, что по современным меркам такие мотоциклы сильно устарели. На дорогах общего пользования, особенно в крупных городах с большим трафиком, небезопасно ездить как с коляской, так и без нее.

Но по проселку, по загородным дорожкам мне очень нравится как себя ведет в управлении подобная техника. Мне есть с чем сравнить. Приятный звук мотора, есть запас по мощности, неплохая управляемость. Вот пример моих покатушек по лесным дорожкам (отдельного внимания заслуживает звук мотора К-750):

Если вам понравилось, не стесняйтесь ставить «пальчик вверх» и подписаться на канал.

Читайте также: