Как выпрямить кривую резину

Опубликовано: 11.05.2024

…начало-/>… я решил проверить этот шиномонтаж на соответствие " оборудование-мастерство" и для этого приехал к "своему", годами проверенному специалисту в области "снять-поставить"))
"-Скорей всего шины кривые!"… подытожил мой рассказ, "Великий Шиномонтажник", откручивая для проверки балансировки передние колёса с моей машинки…
"- Раз биение идёт на малой скорости, 50-70, значит проблема с шинами! Неправильная балансировка проявляется при 80…"
"-Конечно что-то кривое!" улыбаясь, соглашаюсь я, зная его профессиональную черту- не сдавать и не хаять своих конкурентов)) "-Только сами шиномонтажники это опровергают!) Нормальная резина!))"
" … -И каждый раз "кривая резина" у вас "распрямляется" и проблема исчезает!))" />Улыбается!)

… Поправил балансировку, установил колёса на машину, ОТЦЕНТРОВАВ колеса ВРУЧНУЮ НА СТУПИЦЕ, проверил давление в шинах-во всех одинаковое! только не 2.4 как должны были накачать, а… 1.8!))
"-Готово! 600 рублей!" ( снять -поставить 2 колеса. балансировка, подкачка)-"проблемы будут- заезжай!")
…через пятнадцать минут движения, я забыл, что у меня были какие-то проблемы с колёсами…

ВСЁ!) Эпопея закончилась! четыре колеса я купил за 2000, и на двух шиномонтажах оставил 2100)
…Чтобы устранить проблему биения, повышенного шума и вибрации, колёса балансировали четыре раза!)
…Чуть ли не обвинили в преднамеренной продаже негодной резины продавца, а причина как всегда оказалась в кривизне профессионализма …
…Хорошо, что у меня есть такой "Великий шиномонтажник"… но, почему то…я сначала еду собирать "шишки" и неприятности на других шиномонтажах)… и уж после к нему!) как к "последней инстанции"))
почему я так делаю? сам не могу ответить на этот вопрос!) проверяю квалификацию сервисов?))

…и в очередной раз получаю подтверждение, что не всё так просто, как кажется…
Цените истинных профессионалов!

Выравнивание шин, также известное как выравнивание колес, может помочь вашим шинам правильно работать и дольше их эксплуатировать. Это также может улучшить управление и помочь удержать автомобиль в одном направлении или избежать странных вибраций на дороге.

Выравнивание покрышек: что это такое?

Выравнивание относится к регулировке подвески транспортного средства - системы, которая соединяет транспортное средство с его колесами. Это не настройка самих шин или колес. Ключом к правильному выравниванию является регулировка углов шин, которые влияют на то, как они вступают в контакт с дорогой.

Кому нужно выравнивать шины?

Есть несколько способов узнать, требуется ли вашему автомобилю выравнивание шины. Если вы заметили один или несколько из этих индикаторов, вы должны немедленно проверить углы установки автомобильных колес с помощью лицензированного сервисного специалиста.

  • Неравномерный износ протектора
  • Автомобиль притягивается влево или вправо
  • Ваше рулевое колесо находится вне центра при движении прямо
  • Происходит вибрация рулевого колеса

Информация о развале. Схождении и кастере.

Проверяя шины, специалист обычно обращает внимание на такие аспекты:

Это внутренний или наружный угол шины при осмотре спереди автомобиля. Слишком большой внутренний или наружный наклон, также известный как отрицательный и положительный развал, соответственно, указывает на неправильное выравнивание и требует корректировки. Изношенные подшипники, шаровые шарниры и другие части подвески колес могут способствовать несоответствию развала.

В отличие от выравнивания развала, выравнивание схождения - это степень, в которой ваши шины поворачиваются вовнутрь или наружу, если смотреть сверху. Если это сбивает с толку, просто встаньте и посмотрите на свои ноги. Выгните их внутрь к центру вашего тела. Когда шины на вашем автомобиле расположены под углом одинаково (помните, мы смотрим с высоты птичьего полета), мы называем это совпадением ног. Выгните свои ноги наружу – это означает, что есть выпадение. Тогда шины требуют регулировки.

Кастер помогает сбалансировать рулевое управление, устойчивость и поворот. В частности, это угол оси рулевого колеса, если смотреть со стороны вашего автомобиля. Если у вас положительный кастер, ось руля наклоняется к водителю. С другой стороны, отрицательный кастер означает, что ось руля наклоняется к передней части вашего автомобиля.

Чем чревато неправильное выравнивание шин?

Неправильное расположение колес или шин может привести к износу шин неравномерно и преждевременно. Вот некоторые конкретные типы чрезмерного износа протектора, связанные с неправильной установкой углов колес:

  • Неравномерный из нос кромок на шине

Шины имеют износ кромок, когда протектор гладкий с одной стороны и острый с другой. Это обычно является признаком плохого схождения колес.

  • О сновная информация об одностороннем износе

Этот тип износа протектора означает, что внутри или снаружи протектор значительнее изношен, чем центр протектора. Такой тип износа вызывает положительный или отрицательный развал.

  • Износ протектора, напоминающий конфигурацию циркулярной пилы

Это происходит, когда одна сторона блоков протектора изнашивается быстрее, чем другая в окружном направлении. Когда вы проводите своей рукой по протектору, он будет походить на зубы, если смотреть со стороны. Пилообразный износ протектора может быть признаком несоответствующего давления или отсутствия вращения.

Если вас есть какие-либо из этих необычных типов износа, вы должны попросить техников проверить углы установки колес. Предотвращение износа шин является хорошей причиной для поддержания правильности регулировки вашего колеса, последствия смещения могут также проявляться на характеристиках автомобиля. Например, автомобиль, который тянет в сторону или неуправляем, вероятно, имеет проблему с углами установки колес.

Необходимость балансировки колес

Балансировка отличается от выравнивания шин. Балансировка шин или колес относится к компенсации за любой дисбаланс в комбинации шин / колес и часто выполняется в сочетании с выравниванием. Существует два основных типа дисбаланса шины / колеса, которые нуждаются в коррекции - статическая (одиночная плоскость) и динамическая (двойная плоскость).

Статический тип выравнивает баланс только на одной плоскости – в вертикальном движении, которое может вызвать вибрацию. С другой стороны, динамический дисбаланс учитывает баланс в двух плоскостях - вертикальном и горизонтальном движениях. Оба типа дисбаланса требуют использования специальной балансировочной машины, которая поможет решить все проблемы.

Чтобы начать балансировку шин, техник установит их на правильные диски и настроит давление на оптимальную надутость. Затем каждая шина проходит по центральному каналу балансировочной машины. Машина вращает шину с высокой скоростью для измерения дисбаланса комбинации колес / шин. Она сигнализирует о том, какой вес должна добавить техника для балансировки шины и определяет области, на которых требуется вес.

Балансировка шин необходима для правильного ухода за шинами по той же причине, что и выравнивание колес: предотвращение преждевременного износа протектора. Наличие шин с правильными углами и балансом каждые 5000-6000 км может помочь увеличить срок службы и общую производительность.

После покупки шин хлопоты автовладельцев не заканчиваются. Резину надо установить, а затем и отбалансировать. А что делать, если шины, сколько ни балансируй, упорно не хотят ехать ровно? Куда идти жаловаться? Об этом - в сегодняшнем материале Автобизнеса.

"В магазине заметили значительное биение"

Павел: "Купил в январе четыре летних колеса 245/40 R18, которые поставил на автомобиль в начале апреля этого года. Шины новые, но, несмотря на это, каждую неделю стал посещать шиномонтаж из-за того, что колеса постоянно разбалансировались и становились "яйцом". Машину при езде начинало трясти.


Хотел сдать эти колеса продавцу, ведь чек и гарантийный талон есть. Приехал в магазин, где покупал шины. Там крутанули их на стенде - действительно, на двух колесах было замечено значительное биение. Но мне сказали, мол, покатайся еще, деньги пока не вернем. Я обратился к ним с устным заявлением об урегулировании спора в досудебном порядке, чтобы не нести денежные потери обеим сторонам, на что получил ответ, что по нашему законодательству не регламентируется биение и отклонение резины свыше 17-го диаметра. Деньги мне не возвращают.

Куда идти, кому писать? Получается, что покрышки свыше 17-го диаметра можно продавать кривыми и что это относится к недоказуемому по законодательству?"

До 16 и больше

Попробуем разобраться. Разбалансировка колес - это динамический дисбаланс шин в сборе с колесом, который устраняется корректирующей массой, проще говоря, грузиками или грузилами.


Обратимся для начала к ГОСТ 4554-97 "Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких, грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости". В данном документе содержатся сведения о том, сколько по массе таких грузил можно навесить на колесо.


Как мы видим, данные технические нормы предусмотрены только для дисков диаметром от 12 до 16 дюймов. Что касается биения шин, то тут тоже есть предельные нормы.


Но опять-таки этот ГОСТ ограничивается диаметром диска со значением 16.

У Павла диски больше. Тогда чем в его случае регулируются нормативы по биению и массе допустимого груза при балансировке? По гарантийному талону, который выписал продавец шин, он (продавец) не распространяет гарантию на шины при их дисбалансе из-за некачественного монтажа и балансировки.

Но к шиномонтажу претензий нет, поскольку проблему с биением шин диагностировал сам продавец. При этом он гарантирует соответствие шин заявленным требованиям при условии соблюдения потребителем ТКП 299-2011 "Автомобильные шины, нормы и правила обслуживания". Но в этом документе вы не найдете норм биения шин и допустимую массу грузил при балансировке. Вместе с тем в нем указан гарантийный срок службы шин - 5 лет со дня изготовления.


Прямая дорога к продавцу

За комментарием мы обратились к управляющему ООО "МастерШинаСервис" Павлу Иваницкому:

"Действительно, существующими нормами ГОСТа не установлены требования по динамическому дисбалансу шин, диаметр которых превышает R16. Если, допустим, на колеса диаметром R16 максимальное количество корректирующей массы (грузил) не может превышать 160 грамм на одно колесо, то для R17 и выше такие нормативы не предусмотрены".

Таким образом, ГОСТами нормы по балансировке шин диаметром выше 16 не оговорены, поэтому к шиномонтажу в данном случае претензии действительно не предъявишь, если балансировку и монтаж сотрудники проводили по правилам. Но предусмотрена рекламация, то есть претензия покупателя, предъявляемая продавцу или поставщику по поводу ненадлежащего качества товара.

Анализируя качество, обратимся к Закону РБ "О защите прав потребителей" (далее - Закон). В силу статьи 11 этого Закона потребитель имеет право на проверку качества товара. Если же в технических регламентах не указаны условия качества продукции, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется. Применительно к шинам это означает, что они должны безопасно ездить в сборе с дисками.

Таким образом, Павел может официально обратиться к продавцу с претензией о реализации товара ненадлежащего качества и потребовать либо расторжения договора и возврата денег (срок удовлетворения - незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.25 Закона), либо замены товара на товар надлежащего качества (срок удовлетворения - незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.23 Закона).

Если продавец не согласен с этим, он обязан самостоятельно назначить экспертизу качества товара, в проблеме будет разбираться квалифицированный эксперт. Но при этом надо понимать: если экспертиза не выявит брак, покупателю придется оплачивать ее стоимость самостоятельно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Деформация – это изменение размеров или формы твердого тела под действием внешних сил. Применимо к шинам можно выделить два типа деформаций:

  • Функциональная деформация;
  • Критическая деформация.

Деформация функциональная входит в круг обязанностей, которые должна выполнять современная шина. А именно – деформироваться, снижая вибрационное и шумовое воздействие на автомобиль и водителя, которое возникает при качении шины по поверхности дороги. Гибкость структуры шины, а также правильное давление внутри позволяют шине без проблем выполнять данную функцию, совершая при этом огромное количество деформаций на единицу времени без негативных последствий.

Критическая деформация как раз и характеризуется тем, что следствием ее может являться полное или частичное разрушение шины, исключающее ее дальнейшее использование. К критическим деформациям можно отнести:

- возникающую при длительном стоянии автомобиля;

- являющуюся следствием езды с давлением ниже рекомендованного;

- шоковую с разрушением боковины.

Деформация шины, возникающая при неправильном хранении

Повреждения, которые получает шина при нарушении правил хранения шин, являются довольно распространенными эксплуатационными повреждениями, которые не являются следствием выполнения шиной своих функций. Среди данного типа критических деформаций встречаются следующие повреждения шины:

- излом бортового кольца, возникающий при длительном хранении шин «елочкой». К сожалению, хранение подобным способом являются очень распространенной практикой, хотя шинные производители рекомендуют использовать его только ограниченное время, необходимое для перевозки шин. Излом бортового кольца является неремонтопригодным дефектом, и устанавливать такие шины на диски не рекомендуется.

Как избежать:


Необходимо внимательно осматривать новые шины при получении: бортовые кольца шины должны иметь строгую круглую форму без минимального излома. Кроме этого, при длительном хранении рекомендуется ставить шины на протектор, в вертикальном положении, используя специальные стеллажи, не повреждающие шины.

- искривление шины при хранении в стопках. Подобный способ хранения по-прежнему часто встречается, и он также особо опасен для тех шин, что оказались внизу стопки. И чем выше данная конструкция, тем сильнее страдает нижние шины. Подобное хранение может привести к внутреннему искривлению шины, что, в свою очередь, может стать причиной увода шины в сторону, а также к нерегулируемому дисбалансу или вибрации.

Как избежать:

Покупать шины в профессиональных шинных центрах и избегать тех магазинов, где в торговом зале находится огромное количество стопок шин (более четырех шин высотой). Так как внутреннее искривление шины нельзя увидеть при визуальном осмотре, и только балансировочный станок поможет выявить первые признаки проблем с шиной. При хранении шин собственником необходимо также избегать хранения стопкой, пусть даже количество шин ограничено четырьмя.

Деформация шины, возникающая при длительном стоянии автомобиля

Мало кто знает о том, что шины могут повредиться и от долгого пребывания в вертикальном положении, с воздухом внутри. Как правило, это возможно при стоянке автомобиля на одном месте. Подобное положение деформирует шину, лишая ее идеально круглой формы. При езде на такой шине могут появиться вибрации, шум. Возможно и неремонтопригодное повреждение внутренней структуры шины, особенно у шин, бывших до этого долгое время в эксплуатации.

Как избежать:

В технических документах рекомендуется ограничить срок подобного длительного пребывания до двух суток для автомобилей с полной загрузкой и до десяти суток для ненагруженных транспортных средств. При необходимости более продолжительной стоянки автомобилей следует снижать нагрузку на шины с помощью подставок или передвижения автомобиля.

Деформация шины вследствие езды на низком давлении

Одной из самых распространенных форм критической деформации является необратимое изменение шины, которое происходит из-за эксплуатации шины с низким внутренним давлением. Из-за этой недостаточности обычные рабочие деформации становятся излишними, и стенки шины, не рассчитанные на чрезмерное изгибание, начинают нагреваться сверх меры. Таким образом начинается разрушение самой шины. Вначале разрушается герметизирующий слой: он начинает бугриться на внутренней поверхности стыка боковины и беговой дорожки, затем идет его отслоение, образуется резиновый намол. Затем боковина, оголенная до нитей каркаса, начинает трескаться, и воздух покидает шину. Дальнейшая езда на такой шине может привести к полному отделению боковины от протектора.

Как избежать:

Следить за давлением. Кроме проверки, нужно регулярно менять вентили, своевременно и качественно ремонтировать шины, не допускать езды на шинах с повреждениями. Так как все это может привести к медленной потере давления и к появлению критической деформации шины.

Деформация шины при шоковой ударной нагрузке

При попадании шины в яму, наезде на посторонний предмет на дороге может возникнуть деформация шины, которая может единовременно уничтожить изделие. Если это происходит на высокой скорости, а края ямы или предмета достаточно твердые и острые, то шансы на мгновенное разрушение шины существенно возрастают. В такой ситуации происходит защемление боковины шины между диском и поверхностью, например, в ямах. Воздействие прочих факторов (скорость, агрессивность препятствия) приводит к появлению ударной силы, которая разрывает несколько нитей каркаса. Ослабленное место боковины шины легко деформируется внутренним давлением, и появляется грыжа. Дальнейшая эксплуатация шины не рекомендуется. Стоит отметить, что иногда разрыв нитей каркаса сопровождается разрывом внутренних и внешних слоев боковины шины, приводящим к потере давления, что, конечно же, исключает дальнейший ремонт шины и ее использование.

Как избежать:

Осторожно, снижая скорость, проезжать участки дороги с плохим покрытием, не допускать наездов на бордюрные камни и прочие посторонние предметы. Если плохие дороги – достаточно частое явление, то не лишним будет обратить внимание на технологии, защищающие шины от повреждения. Например, компания Мишлен использует технологию IronFlex для некоторых своих моделей (MICHELIN Energy XM2, X-Ice North 3, X-Ice 3), которая снижает вероятность повреждения боковины шины при шоковой деформации. С этой же целью применяется двойной каркас для внедорожных шин семейства Latitude, что также снижает вероятность преждевременного выхода шины из эксплуатации по причине повреждения нитей каркаса.


Как только не объясняли шинники сей печальный факт. Но все "комментарии специалистов" обычно сводились к одному: виноват владелец автомобиля - неосторожно ездит по неровным дорогам; перегружает машину, не следит за углами установки колес, давлением в шинах, балансировкой…

Добросовестный автомобилист, прочитав или услышав подобное, удивляется: "За давлением слежу, машину не перегружаю, сход-развал и балансировка в порядке… Что касается "неосторожности", то даже хлипких железных дисков не гнул! И все равно кривым покрышкам счет потерял. Иные и 25 тысяч не выхаживали - протектор еще хоть куда, а ездить невозможно. Кстати, господа шинники, а почему такое почти не случается с продукцией ваших зарубежных конкурентов?"

Давайте прежде всего вспомним, почему шина - в отличие, например, от камеры - сохраняет размеры и форму, даже если перекачана? Да потому, что, как знают все, она сделана не только из резины! Почти нерастяжимый кордный каркас во многом определяет прочность, износостойкость, механические потери при качении и ряд других важных свойств покрышки.

Современная радиальная шина (рис. 1) своим названием обязана тому, что кордные нити основного (от борта до борта) каркаса 1 расположены в радиальных плоскостях и не пересекаются, как в прежних, диагональных. Этот корд, как правило, текстильный.

Коронную зону шины, испытывающую повышенные нагрузки, дополнительно подкрепляет силовое кольцо - металлокордный брекер 2. Его кордные нити - тросики, свитые из нескольких стальных проволочек, с латунным покрытием для лучшей адгезии, уложены не радиально, а под некоторым утлом к плоскости вращения колеса в несколько слоев. Конструкция напоминает сетку.

Ее ширина почти соответствует протектору, концы нитей свободны - ни к чему не привязаны. Но после вулканизации брекер практически нерастяжим, хотя достаточно гибок. Это позволяет шине нормально катиться. Такие шины меньше потребляют на это энергии (то есть топлива), автомобиль с ними более управляем, их протектор дольше сохраняется и т. д. Но все эти плюсы легко перечеркиваются одним минусом. Стоит порваться связям между кордом и резиной - и брекер искривляется. Шина, скажут, пошла винтом. И тогда даже при еще очень приличном протекторе ничего не остается, как с нею расстаться.

Разрушение шины больно бьет автовладельца по карману. Заметив, что на небольшой скорости машину стало покачивать, опытный автомобилист загрустит. Остановится, осмотрит колеса. Вот она причина: одну из шин словно скособочило!

Обратимся к примеру. Ажурное колесо велосипеда (рис. 2) с тонкими спицами, тем не менее, имеет достаточную прочность и стабильную форму… только при определенных условиях, когда все спицы одной длины и поровну нагружены (рис. 2а). (Более сложные схемы здесь не рассматриваем.) Если хотя бы одна - две спицы лопнули - симметричное равновесие сил нарушается (рис. 2б). Нагрузки начнут перераспределяться, исправные спицы подтягивают ступицу к себе, колесо меняет форму пока не наступит новое равновесие сил. Но теперь спицы вблизи лопнувших сильно перегружены. И в свою очередь могут разорваться. Колесо деформируется еще больше.

Примерно то же происходит, если лопается корд. Или отслаивается от резины и "ползет". Такая шина для эксплуатации непригодна. Она становится источником неустранимой тряски (наивные пытаются ее "балансировать", не учитывая, что колесо неправильной формы, даже отбалансированное, все равно трясет!), искривление прогрессирует, шина разрушается все быстрее, и это может закончиться взрывом на ходу! (Как правило, измотанный тряской автолюбитель выбрасывает шину гораздо раньше.)

Многие и не подозревают, что металлокордную шину часто губит один-единственный прокол, если в отверстие попадет грязная, соленая вода. Как правило, такое бывает у тех, кто предпочитает колеса с камерами. Привыкли действовать так: заклеить камеру и о покрышке не думать - ну что ей сделается! Кстати, даже текстильный корд может по-своему "гнить". А металлический - тем более. Нередко уже через год о проволочках возле места прокола напоминает только ржавчина. ("Вскрыв" такую шину и аккуратно срезав протектор до корда, в этом легко убедиться.). Брекер, который лишился части корда, искривится обязательно - причины мы уже назвали. Мораль простая: любой прокол шины желательно герметизировать, хотя, конечно, это - лишние хлопоты.

Еще один фактор риска - давление воздуха. Следить за ним - в интересах хозяина. Пониженное (чаще всего колеса приспущены у лодыря!) не только увеличивает расход топлива, снижает скорость и т.п., но и ускоряет износ шин, в частности, корда каркаса и брокера, который в смятой шине (рис. 3) дополнительно "заламывается" и сильнее страдает от усталости. Кроме того, при работе недокачанной шины выделяется гораздо больше тепла - на ее деформацию (и на внутреннее трение между слоями резины) тратится дополнительная энергия. Шина интенсивно нагревается, а когда температура внутри, между слоями "зашкалит" за 120°С и поползет дальше, необратимых повреждений не избежать. Прочность корда, особенно текстильного, резко снижается, разрушаются связи, шина расслаивается.

Следующий враг металлокордного брокера - сильный удар, сконцентрированный на малой площади. Если на полном ходу наехать на острый камень, плюсы металлокорда становятся минусами: высокий модуль упругости стали не позволяет проволочкам на мгновение чуть-чуть растянуться, сгладить удар. А ослабленные коррозией или износом, они могут попросту лопнуть.

Кстати, о каком износе идет речь? Из "убитой" шины, с торчащими из-под протектора проволочками, выньте пассатижами одну. И приглядитесь. На тонкий "буравчик" похожа! Изношена трением о соседние. Посчитаем, сколько оборотов делает "жигулевское" колесо на километре пути? Около 600. А за 10 тысяч. Счет пошел на миллионы? Вот сколько раз, как минимум, проволочка сдвигалась, терлась о соседние! О неровностях дороги, увеличивающих этот счет, и не говорим…

Значит, как и автомобиль в целом, "пожилая" шина слабее новой и нуждается в более бережном отношении. То, что новой нипочем, двухгодовалую - даже с хорошим, вроде бы, протектором - запросто доконает. И о скрытой коррозии не стоит забывать: некоторые повреждения шины - в виде глубоких порезов - оголяют корд, но владелец о них и не знает, так как сквозной дырки нет.
Одним словом, тому, кто не избалован лишними деньгами, стоит внимательно относиться к сюрпризам наших дорог. Выехал на разбитое покрытие - сразу сбавь скорость. Увидел россыпь бутылочных осколков - постарайся не наехать. А наехал - проверь шины: целы ли, не торчат ли из протектора куски стекла? Вовремя удалить их - это порой спасти шину.

Читайте также: