Как защитить резину от солнца

Опубликовано: 12.05.2024

Росава Itegro

Почему поверхность шины со временем становится не чёрной, а коричневатой? Этот процесс иногда называют цветением – но мне такое название кажется неудачным, так как звучит безобидно. Покрышка быстрее выходит из строя, может подвести в самый неподходящий момент – какие уж тут «цветочки»? Хорошо, что цветения можно избежать – или по крайней мере значительно замедлить этот процесс. Для этого нужно понимать, от чего выцветает покрышка и как с этим бороться.

Слышали ли вы про Антиозонант? Если нет, знайте: это вещество, которое обязательно присутствует во всех современных шинах. Для чего оно используется? Чтобы свести к минимуму взаимодействие внешней поверхности шины с озоном и ультрафиолетом, поступающими из воздуха. Если бы антиозонанта не было (что, собственно, ранее и наблюдалось), покрышки бы очень быстро рассыхались и растрескивались, резина бы переставала быть эластичной – и на таких шинах было бы очень опасно ездить. Открытие антиозонантов позволило сделать автомобильные шины надежными и долговечными.

Защина шин от ультрафиолета

Как действует антиозонант? Он находится в нижних слоях шины и во время движения поступает к верхним: циркулирует благодаря нагреванию, возникающему от трения. Опасной зоной при этом является боковая поверхность шины, которая во время езды не подвергается трению. Когда антиозонант подходит к концу, он уже не может полноценно циркулировать и концентрируется на поверхности, где очень быстро разрушается. Поэтому покрышка меняет цвет и начинает быстро терять все свои важнейшие качества.

Как препятствовать потере антиозонанта? Обеспечивать дополнительную защиту от попадания на поверхность ультрафиолетовых лучей и озона. Для этого разработаны различные защитные средства, благодаря которым можно долго поддерживать шины в рабочем состоянии, предохраняя их от «цветения». Поэтому в обиходе такие средства ещё называют «чернилками».

Все ли «чернилки» полезны? Нет, даже наоборот: многие могут нанести шинам вред и не продлить, а сократить срок их службы. Чтобы не купить опасное «защитное» средство, нужно тщательно изучать состав «химии», которую вы собираетесь приобрести.

Лучше всего выбирать средство, в котором не содержится силикон. Они, как правило, стоят дороже, зато их использование безопасно. Силикон же опасен тем, что он проникает внутрь шины и осушает антиозонант. При этом шина может выглядеть безупречно: быть блестящей и гладкой. Однако когда силикон испаряется, покрышка оказывается беззащитной перед воздействием окружающей среды и быстро разрушается.

Впрочем, и силиконсодержащие препараты бывают разные: их можно разделить на две группы.

  • Средства, основанные на воде, представляют собой комбинацию полимерных материалов и натуральных масел. В их составе отсутствуют воски, растворители, дистилляты нефти – вещества, которые могут повредить резине. Такие средства можно использовать практически без ограничений.
  • Средства на растворителях. От «водяных» их можно легко отличить внешне: такие средства прозрачные, а основанные на воде – мутные. Они наносят особенно сильный, блестящий глянец, однако разрушают резину – со временем покрышка начнет растрескиваться. Поэтому такими средствами для шин пользоваться не рекомендуется.

Работая с защитными средствами, нужно не забывать и о правилах применения. Они наносятся только на чистую поверхность – причем не просто очищенную от грязи, но и обработанную специальным щелочным составом. Очиститель наносят на щетку и протирают шину, пока пена не перестаёт быть грязной. После этого шина обильно поливается водой и высушивается. Только проведя эту процедуру, можно приступать к обработке покрышки средствами от ультрафиолета.

Познакомившись с продуктами из премиум линеек, понял как я был не прав. Практически у всех дешёвых подобного рода продуктов, в составе повышенное содержание силикона, который пагубно влияет на резину. К тому же, после их нанесения — «вазелиновый вид» или как говорят, — «салом намазали». Про пыль, я вообще молчу! Некоторые изготовители, ошибочно пишут на своих упаковках — «эффект мокрых шин», покупая, мы видим эффект «размазанных соплей»
(простите, если кого обидел).
Покажу, что на сегодняшний день имею в своём арсенале и немного расскажу о каждом!

Цена в районе 500₽ за 500мл, найти не сложно.
— гелеобразная формула;
— пахнет нейтрально;
— поверхность после обработки (тактильно) жирная (фууууу);
— наносится равномерно;
— впитывается ооочень посредственно, ощущение что просто лежит на поверхности,
— притемнение обычное;
— расход минимальный;
— эффект «размазанных соплей»,
— обязательно убирать остатки фиброй;
— страшно тянет пыль.
На мой взгляд странно, что у многих детейлеров мира, пользуется не меньшей популярностью чем «Meguiar's Endurance tire gel», а именно славится длительным удержанием на поверхности. Скорее всего и мага такой же противный))) Работать с ним на шинах — сущий ад! Кошмарно жирный, даже нитриловые перчатки отмыть сложно.

Цена в районе 1200₽ за 1000мл, найти не сложно.
— масляная эмульсия;
— запах химических фруктов;
— поверхность после обработки (тактильно) вообще не скользкая, немного жирная и мягкая (именно резинки делает мягкими);
— наносится равномерно;
— впитывается прекрасно;
— притемнение интенсивное;
— расход минимальный;
— эффект неравномерно глянцевый, с располировкой — чистый мат;
— обязательно убирать остатки фиброй;
— страшно тянет пыль.
Работать с ним на шинах регулярно будет сложно, т.к. состав довольно жирный. На мой взгляд PSS, больше подойдёт в качестве консерванта на период сезонного хранения колёс.

Цена фиксированная 350₽ за 750мл, в любом приличном интернет-магазине.
— водно/масляная основа;
— запах какой-то ягоды, при долгом контакте становится навязчивым;
— поверхность после обработки (тактильно) умеренно скользкая, абсолютно сухая;
— наносится равномерно;
— впитывается изумительно, без остатка, при нанесении пенится;
— притемнение лёгкое;
— расход минимальный;
— эффект «матовый блеск», самый естественный вид резины (в сравнении со всеми в обзоре);
— убирать остатки фиброй не нужно;
— немного тянет пыль.
Прекрасно подойдёт для регулярного ухода, в особенности для тех, кто любит натуральный вид шин без лишнего глянца. Претензий к BSM нет от слова «ВООБЩЕ». Отличный дрэсс! Ещё и цена очень радует)))

Цена фиксированная 2550₽ за 473мл. Найти можно пока только у официальных представителей (OPT), т.к. состав из новой линейки «Opti-Coat Maintenance». Является усовершенствованной формулой Opti — bond tire gel…

— эмульсия на основе воды;
— запах просто бомбический — «бубль гум» (умеют амеры делать отдушки);
— поверхность после обработки (тактильно) скользкая, абсолютно сухая;
— впитывается хорошо, но при нанесение есть ощущение, что мажешь шину водой, остатка нет;
— наносится посредственно, нужно следить, чтобы не было пропусков;
— притемнение интенсивное (самый насыщенный оттенок из всех в обзоре);
— расход средний;
— эффект «умеренный глянец». По фото очень сложно передать, но выглядит шина ооооочень благородно. После использования TG понимаешь, что такое настоящий эффект «мокрых покрышек»;
— убирать остатки фиброй не нужно;
— немного тянет пыль.
Из-за своей цены в РФ, своего покупателя TG будет найти крайне сложно. Хотя я, о покупке не жалею.

Цена в районе 900₽. Найти можно в любом приличном интернет — магазине.
— кремообразный состав;
— запах «миндальный орех», лично я просто балдею от него;
— поверхность после обработки (тактильно) скользкая, абсолютно сухая;
— впитывается просто божественно, без остатка (быстрее всех в обзоре);
— наносится равномерно (не смотря на очень густую консистенцию);
— притемнение интенсивное;
— расход минимальный;
— эффект схож с TG, но более выраженный мат;
— убирать остатки фиброй не нужно;
— немного тянет пыль.
Прекрасно подойдёт для регулярного ухода. Премиум продукт, за адекватные деньги.

Пара фото общего вида. Верхняя часть шины — просто чистая)))

Если вновь не строить иллюзий, благодаря российским дорогам, долго на шинах не держится ничего, но я прекрасно понимаю, что нанесение правильного дрэсса от мойки до мойки даёт нужную защиту и питание резине. Повторюсь :
— спасает от пагубного влияния УФ;
— более лёгкая очистка от грязи, пыли, реагентов зимой;
— питание и достойный внешний вид ВСЕГДА!
Для меня, чернение колёс после каждой мойки — обязательно! Очень уж нравится глубокий, чёрный, матовый блеск шин!

Примерный вид моих шин после недельной эксплуатации и около 350 км пробега.


Если шины нельзя хранить на солнце (а ведь точно нельзя), то почему мы не прячем их во время длительной стоянки автомобиля на жаре?

Закрывать на жаре лобовое стекло украинские автомобилисты давно привыкли, а вот когда такое делают с колесами… Между тем, те из нас, кто бывал в некоторых жарких странах, порой встречают запаркованные автомобили с укутанными картоном или тканью колесами. Зачем владельцы так делают? Должно быть, чтобы защитить резину от солнечного света.


Такую картину иногда можно встретить в местах парковки автомобилей в некоторых южных странах.

Считается – и мы об этом тоже вспоминаем, когда говорим о межсезонном хранении шин – что резина боится ультрафиолетовых лучей, которые являются составляющей частью солнечного света. Ультрафиолет разрушает резину, ее поверхностный слой может «рассыхаться» и покрываться мелкими трещинами.

Но в составе современной резины есть специальные добавки, которые замедляют ее старение. Кроме того, имейте в виду, что ультрафиолетовый спектр в солнечном свете особенно активен в северных широтах планеты, к которым никак нельзя отнести Украину.


Мелкие трещины верхнего слоя резины – далеко не всегда следствие интенсивного облучения шины солнечным светом. Так, вряд ли солнце могло долго освещать дно канавок протектора.

Для понимания картины посмотрите на резиновые изделия старых, брошенных на улице автомобилей: их молдинги и оконные уплотнители начинают меняться только после многих лет пребывания на открытом воздухе. Старые шины на этих «подопытных» образцах техники как правило выглядят намного лучше. Да и то следует учитывать, что оставленную на улице резину старит на только ультрафиолет, но и озон, содержащийся в воздухе, и химически активные осадки, типичные для крупных городов.

Если уж говорить о старении резины от солнечного света, то нужно в первую очередь иметь в виду зимние шины, в составе которых содержится гораздо больший процент натуральных веществ (каучука, масел и проч.) – они и страдают от солнца в первую очередь. Кстати, по этой же причине зимние шины нежелательно нагревать выше 50 градусов.


Конечно, трещины на резине не обещают ничего хорошего, но и немедленных катастрофических последствий ждать не стоит: борта шины многослойные.

Одним словом, в наших широтах говорить о необходимости особой защиты шин на запаркованных автомобилях не стоит. Вы спросите, почему это делают владельцы автомобилей в южных странах? При первой же возможности мы у них об этом обязательно спросим. Но скорее всего, дело тут в устоявшемся с давних пор стереотипе о том, что резина боится солнца и ее лучше не оставлять открытой на жаре. Современние шины давно уже другие и солнца боятся в меньшей мере, но убеждаться в этом на практике автовладельцы не рискуют – тем более, что подобная «защита» практикуется в относительно небогатых странах (Греция, Испания, Италия), и не встречается в более жарких, но более благополучных.

А вот в Китае так принято защищать колеса от мочи собак, которые метят на них.

Рекомендация Авто24

Резиновые смеси, из которых варят современные шины, мало подвержены воздействию ультрафиолета солнечного света. Как показывает опыт экспертов Авто24, появление мелких трещин на протекторе и даже на боковинах старых шин не оказывает заметного влияния на их эксплуатационные характеристики. Сохраняется и герметичность, и целостность каркаса, ведь воздействию ультрафиолета подвергается только верхний слой резины – а он даже в самом тонком месте отнюдь не единственный. Но даже если резина действительно старая и вам хочется ее сохранить, старайтесь летом ставить машину в тени, особенно если предвидится парковка на длительный срок. Наконец, в немалой степени защитить резину от природных факторов могут силиконовые составы для ухода за шинами, которые продаются в автомагазинах. Перед тем как оставить машину на длительную стоянку доведите давление в шинах до нормы, а весь автомобиль лучше накрыть чехлом. Хотя идеальный вариант все-таки – хорошо проветриваемая крытая стоянка.


«Дело в том, что в протекторе зимних шин содержится значительная доля натурального каучука. А неаккуратное обращение с ним, как и с любой органикой, влечет непредсказуемые последствия», — рассказывает технический эксперт Nokian Tyres Александр Пархомчук. Порой от езды на зимних шинах круглогодично бывает меньше вреда, чем от неумелого и неправильного хранения. Зимние шины можно испортить за месяц.

Солнечная радиация

Самыми страшными врагами природного каучука являются прямые солнечные лучи. Его структура искажается под действием радиации, а частое повышение температуры в пятне солнечного нагрева свыше 50 градусов приводит к локальному расслаиванию материала шины. Поэтому колеса нельзя вешать на гвоздик на стенке застекленного балкона или раскладывать на крыше сарая. В этом случае поверхностный слой резины трескается и рассыхается. Сцепные свойства протектора искажаются, что приводит к так называемому эффекту неравномерного торможения. Одна часть резины в пятне контакта работает правильно, а другая плывет и крошится, создавая раскручивающий момент сил. В общем, самое время заглянуть на балкон и проверить, не превратило ли яркое солнце черные покрышки в резиноплавильню.


Сырость и отопление

Здесь еще следует обратить внимание на балконное отопление. Прямые инфракрасные лучи от печи или приборов накаливания могут портить резину и разрушать структуру каучука. Колесам противопоказаны и горячие струи тепловых пушек. Безопасным считается отраженное тепло или конвекционные потоки воздуха, приходящие от дальнего источника отопления.

Нельзя держать шины в сыром затапливаемом дождями подвале. Долговременное воздействие влаги пагубным образом сказывается на резине. Вода проникает во внутренние поры и подтачивает связующие волокна. Процесс этот небыстрый, но необратимый.


Как расположить колеса при хранении?

Если покрышки лежат в сборе на дисках, то идеальный вариант — подвесить их на крюки на стенах в темном хранилище. Без дисков их лучше держать стопочкой плашмя на земле. При этом раз в месяц неплохо перебирать колеса, одно под другое. Тем самым, нижняя покрышка оказывается вверху, а другие снизу. Это позволит проветрить стопку и изменить нагрузку на боковины. Сверху стопки нельзя складировать ничего тяжелого. Иначе нагревшиеся летом боковины могут поплыть, искажая форму и последующую балансировку.

Ни в коем случае нельзя ставить покрышки без дисков стоймя. Через несколько недель в жару они проседают под собственным весом и превращаются в овалы. Четыре-пять месяцев подобной стоянки приводят к последующим биениям при езде. Поплывший каучук на место уже не вытянешь. Однако, если с чуланами и кладовками в тесной квартире трудно и колеса просто невозможно положить плашмя, то можно попробовать их спасти, переворачивая раз в неделю по кругу. Но не на 180 градусов, а на четверть круга. Тогда искажения формы будут друг друга компенсировать и покрышки дотянут до осенней переобувки.


Какой срок проездит шина?

Технический регламент не дает точных сроков эксплуатации. Все зависит от степени износа. Но если, к примеру, машина 15 лет стояла в сыром гараже или на стоянке под открытым небом, то это не значит, что ее колеса в идеальном состоянии. Скорее всего они потребуют срочной замены. Изменение формы и растрескавшиеся боковину сделают невозможной эксплуатацию автомобиля. Если же шины постоянно катаются по дорогам и отдыхают в сухом месте, то при щадящих нагрузках они прослужат около 10 лет. За этим порогом следуют необратимые изменения в конструкции колеса.

В городе стоит жара. Асфальт плавится под колесами большегрузов, в машинах без кондиционера парятся люди, не дожидаясь вечерней бани, а пешеходы прячутся в тень на каждом переходе. Казалось бы, на улице тепло — никаких тебе холодных пусков в минус тридцать, никакого повышенного износа двигателя при масляном голодании и прочих традиционных зимних неприятностей для автомобилиста.

Но летом в жару на машину приходится не меньшая, а иногда даже бóльшая нагрузка, чем в холодное время года. Сегодня хотел бы поделиться несколькими лайфхаками, которые помогут сохранить авто в целости и сохранности в жару.

Типичная ситуация: оставили машину во дворе или на парковке возле работы на весь день, и все девять часов солнце палит через лобовое стекло на панель. Внутри уже не то что Ташкент — настоящий хамам образовался, а пластиковая панель уже готова перейти в жидкое агрегатное состояние.

За один день в таком режиме, конечно, ничего не случится, но если регулярно оставлять машину летом под палящим солнцем, панелька за пару-тройку лет может неслабо выгореть. Решение этой проблемы известно большинству автомобилистов, только почему-то далеко не все им пользуются.

Всего-то дело — подложить шторку из фольги под лобовое стекло — но и это мало кто делает. Конечно, здорово, когда есть возможность купить машину с атермальным остеклением. Тогда и весь этот "колхоз" с фольгированной шторкой теряет значительную часть целесообразности. Но все же для бюджетных авто старая добрая фольга весьма актуальна: самому же потом приятнее будет сидеть в машине, где панель выглядит как новая.

Сам я летом всегда вожу в багажнике фольгированный материал и когда вижу, что столбик термометра лезет за отметку в тридцать градусов, стараюсь ставить экран от солнца. Ну, а если не лень, то и при меньших температурах тоже стараюсь это делать — лишним точно не будет.

А вот еще один весьма полезный совет — не глушить двигатель сразу после остановки авто в жару. Сам всегда им пользуюсь и проблем с двигателем не наблюдалось.

Логика максимально простая: мы едем на машине в жару, набегающий поток воздуха худо-бедно отводит жар с радиатора, и вентилятор в большинстве случаев не работает, если едем на достаточной скорости. Как только мы останавливаемся, поток воздуха перестает охлаждать радиатор, а горячий антифриз продолжает циркулировать — мотор-то горяченный.

Впору бы включиться вентилятору, чтобы охладить радиатор, но мы уже повернули ключ в замке зажигания, и двигатель не работает. Как следствие температура ДВС начинает лезть вверх (тепло же не отводится), и двигатель перегревается. Ну, а про последствия перегрева рассказывать, думаю, не стоит.

И снова нет, не все так просто.

Даже если электроника даст сигнал на включение вентилятора, на неработающем двигателе антифриз все равно будет находиться в стоячем состоянии в радиаторе. А если нет циркуляции, значит и охлаждать запустившийся вентилятор будет только малую часть от общего объема антифриза.

Так что температура все равно полезет вверх, и особого толка от включившегося вентилятора не будет. Разве что аккумулятор высадит, ведь тарабанить он будет до тех пор, пока температура в двигателе сама собой не упадет до нормальных значений, а в жару на это понадобится довольно много времени.

И есть еще один момент, который связан, как это ни странно, с зимними шинами.

Здорово, если есть возможность хранить летом зимние шины в гараже да еще и не просто в лежачем положении, а на специальных кронштейнах. Но у большинства из нас такой возможности нет, и где мы храним летом зимнюю резину?

Правильно, на балконе! Что ее не мочит дождь — это хорошо, но нужно еще защитить резину от солнечных лучей. Ультрафиолет разрушает резину быстрее, чем можно себе представить. За пару сезонов такого балконного хранения шины могут "постареть" хуже, чем за то же время в эксплуатации. Так что прикрыть их тем же фольгированным материалом, которым закрываем панель от солнца, было бы нелишним — сэкономите потом на покупке новой резины.

Ставьте 👍, если мои небольшие советы оказались полезными. А как вы защищаете свой автомобиль в жару? Поделитесь своими лайфхаками с другими автомобилистами!

Читайте также: