Какая ширина между колес у мотоблока

Опубликовано: 14.05.2024

При покупке мотоблока для дачи или ведения фермерского хозяйства пользователи обращают внимание на мощность мотора, от которого напрямую зависит работоспособность и функциональность техники. Но такой подход к приобретению агрегата является не совсем правильным. Ведь в процессе интенсивного использования при повышенных нагрузках техника рано или поздно дает сбой. В такой ситуации для восстановления ее функциональности потребуется не только приобрести запчасти для мотоблока МТЗ, но и, как показывает практика, установить новые колеса. Последние относятся к ходовой и обеспечивают перемещение техники по приусадебному участку. Поэтому при выборе мотоблока важно обращать внимание на тип и размер колес. Если ходовая будет укомплектована элементами низкого качества, возрастает вероятность их поломки из-за повышенных нагрузок. В результате фермер рискует не довезти груз к пункту назначения или сорвать дедлайны при подготовке поля к посевной кампании.

Основные разновидности

Motoblok.jpg

Решая вопрос, как выбрать колеса на мотоблок, важно прежде всего выяснить, какие существуют их виды. Согласно классификации, выделяют три разновидности:

  • пневматические. В их конструкции выделяют резиновую покрышку и камеру;
  • металлические с грунтозацепами. Особенность такой колесной базы — повышенная проходимость;
  • резиновые. Это цельнолитая конструкция, состоящая из обода и резины.

Какому варианту отдать предпочтение? Выбор следует делать исходя из условий эксплуатации мотоблока. Например, пахать слишком влажную почву или глинистый участок будет довольно затруднительно, если не использовать технику, оснащенную металлическими колесами с грунтозацепами. Их зубья входят глубоко в землю, благодаря чему создается дополнительное усилие, обеспечивающее продвижение мотоблока в нужном направлении.

Если агрегат применяется для проведения уборки урожая или посадки, например, картофеля, на участке с нормальной почвой, можно отдать предпочтение пневматической модели колес. Если грунт характеризуется наличием большого процента камней, то для пахоты поля идеально подойдет техника, оснащенная литой колесной базой. Такие элементы ходовой части демонстрируют хорошую устойчивость к механическим повреждениям. Основной минус литых колес — большой вес. Поэтому последними, как правило, оснащают среднюю и тяжелую технику.

Совет! Чтобы повысить работоспособность техники при разных погодных условиях, рекомендовано приобрести две разновидности колес, к примеру, пневматический и металлический вариант с грунтозацепами. Это быстросменные элементы ходовой части, поэтому с их установкой не возникнет каких-либо проблем.

Основные критерии выбора быстросъемных элементов ходовой части

Итак, какие колеса лучше приобрести для мотоблока? Критерии выбора быстросъемных элементов таковы:

  • вид (пневматические — для работы на нормальной почве, литые — для обработки целины, металлические с грунтозацепами — для улучшения проходимости на глинистых или слишком влажных участках);
  • диаметр. Размер универсальных моделей камерного типа, которые могут устанавливаться на мотоблоки всех брендов — 4–10 дюймов. С тяжелой техникой применяют камерные колеса, имеющие металлические ободки, с радиусом 6–12 дюймов. Дополнительно они комплектуются удлинителями и крепежами. Такие элементы ходовой позволяют не только обрабатывать большие территории, но и перевозить грузы. Комплектовать тяжелые агрегаты шинами низкого давления не стоит. Выбирать размер колес следует исходя из целей эксплуатации техники. Например, для пропашки почвы, выкапывания картошки хорошо подходят широкие модели (с диаметром не менее 40 см и шириной в 20 см). Для обработки посеянной культуры от сорняков выбирают более узкую колесную базу, чтобы не повредить растения при проезде;
  • наличие удлинителей. Такие элементы входят в комплект колесной пары, используемой для оснащения техники, работающей на сложных участках. Удлинители представлены в широком ассортименте размеров — от 20 до 37,5 см. Главная задача этого приспособления — повышение маневренности агрегата.

Нюансы установки

Модернизацию ходовой части производят в случае, когда:

  • колесная база изнашивается и выходит из рабочего состояния;
  • необходимо повысить проходимость мотоблока;
  • нужно улучшить маневренность агрегата.

pnevmo.jpg

Установка новых колес выполняется по следующему алгоритму. На первом этапе откручиваются болты и снимаются изношенные элементы (с диском). А вот перед тем, как поставить новые колеса на мотоблок, важно обратить внимание на стрелку, нанесенную на боковину шины. По ней определяется направление вращения колеса.

Как собрать колеса на мотоблок в домашних условиях

Самостоятельно (без применения специального оборудования) создать пневматические или литые модели невозможно. Да и в принципе делать это нет смысла, ведь для оснащения ходовой можно применять автомобильные колеса — на мотоблок запросто устанавливаются жигулевские диски или покрышки от «Нивы».

В домашних условиях чаще всего собирают грунтозацепы. Заводские модели стоят недешево, поэтому приобретать их для обработки небольших участков нерентабельно. Выход из ситуации — самостоятельное изготовление. Все, что для этого потребуется — это обод от старых автодисков, металлические пластины, болты и терпение. Алгоритм сборки грунтозацепов таковой:

  1. Подбираются старые автодиски нужного диаметра исходя из мощности мотоблока, так как вес готовой конструкции будет внушительным (она полностью изготавливается из металла).
  2. По всему внешнему радиусу обода привариваются пластины. С целью повышения прочности конструкции их можно дополнительно зафиксировать болтами.
  3. К металлопластинам привариваются зубья. Их делают из стального уголка, который предварительно нарезают на заготовки нужной длины. Между зубьями должно быть расстояние — не менее 15–20 см.
  4. В диск ввариваются полуоси, конструкция дополняется подшипниками и монтируется на ходовую мотоблока.

Зубья обеспечивают надежное сцепление колес с глинистой почвой при работе в любых погодных условиях. Для уменьшения пробуксовки, упрощения управления техникой в сложных условиях эксплуатации за счет увеличения недостающей массы агрегата к внешней стороне грунтозацепов (с внутренней стороны колес или на кронштейн мотоблока) с помощью болтов ступицы крепятся грузы. Посредством применения этого навесного оборудования утяжеление усиливается на 20%.

Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке в 1980-е годы. Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления.

По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия) . У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.


Мотоблоки весом от 85 кг и более, имеющие как правило цепной редуктор с встроенной коробкой передач от двух до восьми скоростей, ремменное сцепление, гильзованный профессиональный двигатель мощностью от 6 до 9 л. с. см.

Мотоблоки применяются для сплошной и междурядной обработки почвы на небольших участках (сады, теплицы, клумбы) , для уборки снега, скашивания травы, в качестве привода, для транспортировки и вперевозки грузов на небольшие расстояния. Для выполнения всех выше перечисленных работ к мотоблоку необходимо иметь различного рода приспособления - плуг, окучник, сцепку, прицеп, косилку, снегоуборщик, щетку, почво-фрезу, грунтозацепы.

Чем отличается мотоблок от мотокультиватора?

Прежде всего, своим назначением. Мотокультиватор имеет упрощенную конструкцию, упрощенный редуктор, а следовательно и меньший ресурс агрегата. Также, в мотокультиваторе полностью отсутствует трансмиссия и всего две скорости - вперед и назад. По-этому, главное назначение мотокультиватора - культивация, на небольших объемах. Навесные - плуг, окучки, тележки, - вероятно будут ему под силу, но .

Мотоблок - прежде всего универсальная самоходная энергетическая единица, которая в зависимости от класса, способна выполнять широкий набор различных работ, как с активными, так и с пассивными навесными агрегатами. С помощью отдельного шкива или вала можно подключить и пилу, и снегоочиститель, косилку и даже насос.


Рассмотрим некоторые параметры мотоблока на конкретном примере:

Мотоблок КАДВИ МБ-1Д1М1. Это многофункциональный компактный агрегат. В комплекте с мотоблоком можно использовать: плуг, окучник, выкапыватель, грунтозацепы, косилку, бульдозер, снегоуборщик, водяной насос, тележку, борону, культиватор, земляной бур, деревообрабатывающую приставку (станок) .

Глубина культивации (культиватор входит в комплект) за один проход 18-20 см.
Ширина культивации 69,5 - 100,5 см.
Вал отбора мощности 3000 об/мин
Колея транспортная 310 мм
Дорожный просвет 140 мм
Колея рабочая 570 мм
-----
Также следует учитывать тот факт, что колея может быть изменена. Как на фиксированные показатели (например, 450, 600 и 700 мм.) , так и произвольные.

Еще о мотоблоках здесь:



Примечание: без значка @

Междурядная обработка картофеля, одна из необходимых операций для достижения высоких урожаев. При междурядной культивации картофеля выполняется сразу несколько агротехнологических задач: подрезаются сорняки, выравнивается грядка, задерживается влага в прикорневой зоне, увеличивается поступление кислорода к клубням, рыхлится корка почвы. В период роста растения проводят в зависимости от погодных условий от одной до нескольких культиваций.

При культивации (окучивании) картофеля мотоблоком возникают свои сложности и нюансы, как в настройке агрегата, так и в самой технике выполнения операции. Хочу поделиться своим личным опытом и рассказать, как я решаю возникающие проблемы.

Агрегатирование мотоблока к культивации картофеля.

Из навесного оборудования имеется регулируемая винтовая сцепка, пара металлических колес-грунтозацепов, стандартные удлинители к колесам (в комплекте с мотоблоком) и однорядный пропашник (лапка культиватора). Исходя из этого будем настраивать агрегат на работу.

Колеса покупались специально для обработки картофеля, достаточно высокие (большого диаметра), чтобы не повредить надземную часть растений.

Пропашник с регулируемой сцепкой необходим для регулировки углов атаки орудия.

Регулировка ширины колеи.

Важным показателем при обработке картофеля является размер колеи мотоблока. Если высоту колеи определяют колеса и изменить ее практически не возможно, то ширину колеи необходимо подбирать четко под грядки, иначе не избежать повреждения растений.

Если имеется двухрядный окучник, обычно бывает достаточно заводских удлинителей колес. На широкой колее это примерно 70 сантиметров. При таком способе обработки центр редуктора моста идет над грядкой, а колеса посередине междурядья, сзади за колесами, тоже по центру междурядья устанавливают стрельчатые лапы окучника.

Работа с двухрядным окучником имеет своим преимуществом легкость регулировки и быстроту обработки, но из недостатков следует отметить, что часто мотоблоку тяжело осилить сразу две грядки, увеличивается пробуксовка колес, сложнее удержать ровно мотоблок, из-за неоднородности рельефа двух междурядий.

При культивации однорядным окучником, я использую широкую колею (примерно 110-120 см) так, чтобы центр мотоблока с лапкой культиватора находился строго в центре междурядья, а колеса располагались в центрах соседних междурядий. Такой способ позволяет ровно и без лишних усилий культивировать междурядье, не повреждая растения. Минусом такого способа является более долгая сборка агрегата и большой радиус разворота мотоблока на широкой колее.

Итак, настраиваем ширину колеи под выше описанный способ так, чтобы колеса находились не в соседних межах, а через одну. Я делаю это непосредственно около грядок, чтобы наглядно увидеть подходит ли колея. Для увеличения ширины колеи использую секции от фрез со снятыми ножами. ( подробнее о увеличении колеи с помощью фрез мотоблока смотрите здесь )

Каждая секция фрезы увеличивает колею примерно на 11 сантиметров. Зная это и ширину заводских удлинителей (вместе примерно 70 см) вычисляем, что с каждой стороны нужно добавить по две секции (22 см), чтобы получить нужную ширину. Сначала ставим на мост пару секций фрезы, а на них уже удлинитель колеса. Собираем конструкцию с помощью стопорных пальцев.

Результат должен быть следующим: колеса едут по междурядьям, центр мотоблока находится в центре обрабатываемого междурядья.

Регулировка культиватора-окучника.

Первое, что необходимо сделать, это выбрать приемлемую глубину обработки. Эта величина выбирается исходя из погодных условий и высоты надпочвенной части растения, а так же ширины междурядья. При проходе, культиватор не должен заваливать ботву растений, но и не должен оставлять необработанных участков почвы. Обычно первая обработка осуществляется на небольшую глубину, высота от гребня грядки до нижней точки междурядья обычно составляет 14-20 см.

Далее устанавливаем сцепку на мотоблок и выставляем угол атаки. По научному, хорошо бы делать это с помощью брусков нужной высоты, подложенных под колеса, но это не всегда дает нужный результат. Поэтому загоняем мотоблок в грядку и пробуем пройти небольшое расстояние. Лапка не лезет в землю и идет недостаточно глубоко – увеличиваем угол атаки, закрутив винт регулировки. Если лапка зарывается глубоко, а мотоблок начинает буксовать, уменьшаем угол атаки, открутив регулировочный винт. Так, за два три подхода устанавливаем лучшую регулировку.

По науке же, лапка заглубленного на нужную глубину культиватора, должна идти ровно, без отклонений вперед или назад, как полевая доска у плуга при вспашке. Если лапка задирается вперед, ее невозможно заглубить, если назад, лапка будет лезть глубже и мотоблок начнет буксовать.

Еще одну регулировку, которую надо упомянуть, если вы пользуетесь одной регулируемой сцепкой для всех орудий, нужно сделать в поперечной плоскости мотоблока. Глядя сзади на окучник, установите его так, чтобы он шел строго перпендикулярно поверхности земли. Такая регулировка осуществляется болтами сцепки.

Особенности обработки однорядным стрельчатым окучником.

Если использовать однорядный окучник и широкую колею, как я описал выше, нужно учесть одну особенность. Обрабатывать междурядья необходимо через одно. Так сначала вы пропашете все междурядья, чтобы колеса находились в необработанных межах, а потом наоборот, оба колеса будут идти по культивированной почве. Это необходимо для того, чтобы мотоблок не имел перекосов, когда одно колесо идет по необработанной почве, оно идет выше. Соответственно окучник наклоняется в поперечной плоскости и уводит мотоблок в сторону, из-за чего придется постоянно ловить грядку и обработка станет неровной.

Еще нужно указать, что обработка картофеля производится на минимальной скорости, чтобы не повредить растения и не вызвать рысканье агрегата. Обычно рекомендуют работать на первой передаче, на низких, но устойчивых при работе оборотах.


Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, разновидность малогабаритного трактора. Слово мотоблок вошло в употребление в русском языке в 1980-е годы. Оно заменило неудобные в употреблении термины, используемые ранее: пешеходный трактор, малогабаритный пешеходный трактор, одноосный трактор. Оператор, управляющий мотоблоком шагает вслед за машиной по обрабатываемой почве, держа машину за ручки управления.

По способу агрегатирования с орудием различают колёсные мотоблоки и мотокультиваторы (мотоорудия) . У колёсного мотоблока работа орудия осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колёсной ходовой частью, а у мотокультиватора орудие (фреза, пропольник) устанавливается на ведущую ось вместо колёс. Многие мотоблоки допускают различные схемы агрегатирования, но как правило, для лёгких мотоблоков базовой комплектацией является фрезерный мотокультиватор, а для тяжелых — колёсный плуг.


Мотоблоки весом от 85 кг и более, имеющие как правило цепной редуктор с встроенной коробкой передач от двух до восьми скоростей, ремменное сцепление, гильзованный профессиональный двигатель мощностью от 6 до 9 л. с. см.

Чем отличается мотоблок от мотокультиватора?


Рассмотрим некоторые параметры мотоблока на конкретном примере:

Мотоблок КАДВИ МБ-1Д1М1. Это многофункциональный компактный агрегат. В комплекте с мотоблоком можно использовать: плуг, окучник, выкапыватель, грунтозацепы, косилку, бульдозер, снегоуборщик, водяной насос, тележку, борону, культиватор, земляной бур, деревообрабатывающую приставку (станок) .

Еще о мотоблоках здесь:



Примечание: без значка @

Типичный способ посадки картофеля под лопату вручную благодаря мотоблокам отошел на второй план. С помощью этой техники весенние работы, связанные с обработкой огорода и посадкой урожая, могут выполняться в разы быстрее и качественнее. Рассмотрим процесс посадки картошки с помощью мотоблока подробнее.

Посадка картофеля мотоблоком

Для начала позаботьтесь о качественном посадочном материале. Это должны быть клубни среднего размера, желательно за несколько недель до посадки пророщенные в светлом и теплом помещении. Не лишней будет и обработка картофеля защитными средствами от вредителей.

Подготовка почвы также производится заранее. В осенний период желательно внести в грунт удобрения, а весной, непосредственно перед посадкой, участок обрабатывается с помощью почвофрез на глубину 12-15 см. После участок выравнивают боронированием.

Сажать картошку мотоблоком можно 3 способами. Рассмотри каждый из них подробнее.


Сажаем картошку мотоблоком при помощи окучника

При данном способе посадки с мотоблока снимаются крылья, а крылья окучника выставляются на минимум. Вместо обычных резиновых колес перед посадкой на мотоблок ставятся стальные колеса с грунтозацепами.

Окучником производится выкапывание грядок-борозд под посадку. Картофель сажается вручную. По окончанию посадки на мотоблок снова ставятся резиновые колеса (без изменения ширины колеи). Данная манипуляция нужна для того, чтобы грунтозацепами не порезать посаженный картофель. С помощью окучника картофель засыпается и одновременно утрамбовывается.

Посадка картошки при помощи плуга

Так же, как и в предыдущем случае, перед работой на мотоблок устанавливаются грунтозацепы. Посадка выполняется двумя людьми. Один человек управляет мотоблоком, второй сразу же следом за ним сажает в проделанную борозду картофель. При проделывании соседней борозды первый ряд засыпается сам по себе.

Посадка с помощью сажалки для картофеля

Этот способ самый легкий благодаря полной механизации процесса. Вы экономите силы и время, ведь картофельная сажалка одновременно сажает урожай и закапывает его.

Какая колея должна быть у мотоблока при посадке картофеля?

При посадке картошки с помощью мотоблока важно придерживаться стандартизированных размеров – это улучшит всхожесть картофеля, облегчит процесс ухода за урожаем в весенне-летний период.

Ширина колеи при посадке должна быть 55-65 см. Борозды должны быть прямыми по всей длине участка. Расстояние между картофелинами в рядке должно быть 20-30 см (зависимо от размера посадочного материала). Глубина посадки картофеля – в пределах 10-15 см.

Как сделать картофелесажалку для мотоблока своими руками?

Изготовление самодельной картофелесажалки к мотоблоку начинается с проектирования рамы. Варится она из швеллера №8. Бункер для картофеля изготавливается из фанеры толщиной около 1 см. Размеры его будут небольшими, под объем 15-20 кг картофеля, чтобы не перетруждать мотоблок.

Далее приделывается вертикальный лифт с механизмом подачи корнеплодов. Диаметр подающего механизма должен составлять около 8-10 см. Потом этот лифт соединяется с ведущим колесом цепной передачей.

Для подачи картофеля в борозду используется труба, которая крепится под лифтом и прижимается загребающими дисками. Ниже представлены подробные чертежи, с помощью которых можно самостоятельно изготовить приспособление для посадки картошки:



Бункер после изготовления целесообразно покрасить снаружи и отделать резиной изнутри, чтобы картофель меньше повреждался.


На раму крепится стальная или чугунная труба – ось для будущих колес сажалки. Колеса можно изготовить самостоятельно, а можно подобрать уже готовые от старой невостребованной техники. Самодельные колеса более практичные, потому что самостоятельно можно изготовить наиболее подходящие экземпляры.

Для самостоятельного изготовления берут толстые стальные листы, из них в виде широких цилиндров и сваривают колеса. Для того, чтобы после прохождения участка не оставалось вдавленной колеи, позаботьтесь сразу о наличии на колесах культивационных ребер (как на грунтозацепах). Ступицы колес присоединяются с помощью сварки и насаживаются на подшипники.

Держатель для загребающих дисков варится из металлических уголков. В передней части рамы присоединяется плуг для проделывания борозды. Данное устройство должно быть регулируемым.

Для удобства пользования к сажалке привариваются кресло и подножки для оператора. Также возможно понадобится установка дополнительного противовеса в передней части мотоблока, если его вес будет недостаточным для работы с сажалкой для картофеля.


Подобный комплект для посадки картофеля отлично подойдет для таких моделей мотоблоков, как МТЗ, Нева, Салют и т. д.

Про мотоблок: обмен опытом, обслуживание, ремонт и навесное


Ширина колеи мотоблок Мотор Сич фото видео.

Изменение ширины колеи мотоблок Мотор Сич фото видео.

Регулировка колеи мотоблок Мотор Сич фото видео

Расстояние между колёсами мотоблок Мотор Сич фото видео.

На мотоблоке Мотор Сич предусмотрено ступенчатое изменение ширины колеи по осям колёс в пределах: 500 мм., 600 мм., 700 мм., 800 мм.

Схема изменения ширины колеи мотоблок Мотор Сич.


Как видно из схемы на рисунке, изменение ширины колеи мотоблока осуществляется простой перестановкой колёс.

С завода изготовителя мотоблок Мотор Сич поставляется с шириной колеи 600 мм., это можно сказать базовая ширина колеи мотоблока, так как завод изготовитель рекомендует использовать мотоблок Мотор Сич с такой шириной колеи при работе с плугом, бороной, фрезой и в транспортном положении.

Для того что бы увеличить ширину колеи мотоблока из 600 мм. до 700 мм., нужно колёса мотоблока снять и установить с противоположных сторон, то есть, поменять местами — левое установить направо, а правое установить налево.

Если нужно установить ширину колеи 800 мм., то для этого уже понадобится разобрать диск колеса, то есть, открутить центральную часть колёсного диска от самого диска и установить с другой стороны на специально приваренные к ободу колёсного диска расширители и установить колесо на ступицу мотоблока.

Для установки ширины колеи мотоблока 500 мм., нужно выполнить теже операции с колёсным диском мотоблока как для колеи 800 мм., только установить колесо на ступицу противоположной стороной — вовнутрь.

Как практически изменить ширину колеи мотоблока, хорошо видно и понятно из видео.

Изменение ширины колеи мотоблок Мотор Сич видео.

Если есть какие либо комментарии или дополнения, прошу не стесняться и писать в комментарии.

plug_dlya_motobloka

Мини-сельхозтехника уже давно стала незаменимым помощником для фермеров и владельцев приусадебных хозяйств. С каждым годом спрос на навесное оборудование и мотоблоки продолжает расти. Все чаще сельскохозяйственные агрегаты мы видим на полях и в огородах. И это неудивительно, ведь с помощью подобной техники можно механизировать все процессы, связанные с обработкой почвы, посадкой, посевом и сбором урожая.

В данной статье мы хотим рассмотреть важный параметр, оказывающий влияние на выбор навесного оборудования и мини-сельхозтехники. Этот параметр называется — ширина колеи.

Обоснование значимости ширины колеи

Процесс выращивания сельскохозяйственных культур состоит из нескольких этапов. На первый взгляд, при первичной обработке почвы, при посеве и посадке ширина колеи трактора и мотоблока не имеет значения. В то же время, очевидно, что при обработке посевов — прополке, окучивании, опрыскивании, уборке урожая — ширина колеи имеет решающее значение. Во время работы в этих случаях колёса трактора должны двигаться по междурядьям. Если фермер сделает неправильно расчёт, осуществит посев или посадку по неправильной схеме, дальнейшая механизированная обработка и уборка станут невозможными, потому что во время движения колёса трактора будут повреждать посевы.



Напрашивается вывод — колею трактора можно не учитывать при обработке почвы и при посадке, если не планируется механизация ухода и уборки. При механизации всего цикла выращивания нужно обязательно составлять технологическую карту с учётом ширины колеи.

Популярные для выращивания культуры и ширина междурядий

Можно выделить несколько самых популярных для выращивания сельскохозяйственных культур: картофель, кукуруза, лук, чеснок.

Малые фермерские и частные хозяйства не имеют комбайнов для уборки кукурузы. Процесс выращивания кукурузы предполагает посев и, возможно, прополку всходов. Теоретически возможно опрыскивание средствами против бурьянов и удобрениями. В случае с кукурузой это можно осуществить на первоначальных этапах. В дальнейшем обработка будет невозможна — трактор повредит растения. Рекомендованная ширина междурядий кукурузы 600–700 мм.

Технология выращивания картофеля позволяет механизировать весь процесс. Ширина междурядий 600–700 мм. Подобно картофелю, все этапы выращивания можно механизировать при возделывании лука и чеснока. Оптимальная ширина междурядий 300–400 мм.

У мотоблока или мототрактора ширина колеи 700 мм. Производители изготавливают это оборудование с учётом потребностей аграриев. При посеве кукурузы можно использовать двухрядную сеялку с шириной междурядий 600 мм или производить посев однорядным способом. При посадке картофеля мотоблоком используют однорядную схему. Для лука и чеснока — 350 мм. Такая ширина междурядий позволит прополоть, произвести опрыскивание, а затем убрать урожай с помощью навесного оборудования.


При использовании мотоблока и мототрактора, изготовленного с помощью комплекта для переоборудования, больших сложностей не будет.

Проблемы возникают при использовании минитрактора. Этот класс оборудования включает в себя различные типы тракторов: японские б/у, китайские мото- и минитрактора, отечественные агрегаты. Все они имеют различную колею. Не все производители выпускают под них навесное оборудование. Существующие технологические карты рассчитаны на более крупную технику или мотоблоки. Очень сложно произвести расчёт для каждого отдельного случая, поэтому мы постараемся дать общие рекомендации.


1. Составление технологической карты нужно начинать с перечня доступного навесного оборудования для посева, посадки, прополки, опрыскивания и уборки. Производители навесного оборудования рассчитывают оптимальную ширину междурядий и расстояние между растениями. Пример расчёта можете посмотреть в нашей статье.

2. Согласование параметров навесного оборудования и колеи трактора. При несовпадении нужно выяснить диапазон регулировок и возможность расширения колеи с помощью проставок или изменения положения колёсных дисков. Нужно обязательно проверить возможность применения всей линейки навесного оборудования.

При использовании трактора чаще всего применяют такие схемы. Картофель — двухрядные схемы посадки. Лук и чеснок — четырёхрядные схемы.

Выводы

Ширина колеи имеет важнейшее значение при составлении технологической карты. Для облегчения расчётов нужно опираться на параметры навесного оборудования, вести расчёт от противного. В ряде случаев нужно быть готовым к установке проставок на колёса трактора. В исключительных ситуациях может возникнуть необходимость смены тягового агрегата.

Читайте также: