Какие колеса на запорожце

Опубликовано: 16.04.2024

Минимальный типоразмер шин для всего ряда моделей ZAZ составляет: 56.6 (мм).

  • Размеры шин: от 56.6 до 57.1;
  • Размеры дисков: от 39 до 49.

В общем случае стандартная европейская маркировка шины представляет собой запись вида 175/65R15, где:

  • 175 - ширина рабочей поверхности шины;
  • 65 - процент высоты профиля от ширины шины;
  • R15 - тип конструкции (R - радиальный) и внутренний диаметр (в дюймах).

Американская маркировка шин похожа на европейскую, однако перед типоразмером ставятся символы P (для легковой машины) или LT (для лёгкого грузовика).

Если высота резины составляет 55 % и менее ее ширины, то шина считается низкопрофильной.

Важно: чем больше пропорциональность шины (отношение высоты профиля к ширине), тем шина будет выше, и наоборот: чем меньше пропорциональность шины, тем шина будет ниже.

Шины
Возможные типоразмеры шин для ZAZ (ЗАЗ) разных годов выпуска и модификаций

Диски
Возможные типоразмеры дисков для ZAZ (ЗАЗ) разных годов выпуска и модификаций

Колеса
Возможные типоразмеры колес для ZAZ (ЗАЗ) разных годов выпуска и модификаций

1. Ширина рабочей поверхности.

2. Процент высоты профиля от ширины.

3. R - тип конструкции (радиальный) - внутренний диаметр (в дюймах).


B (мм)
Ширина шины:

1. Номинальная ширина шины (за исключением защитного пояска).

2. Максимальная ширина при эксплуатации.

D (мм)
Диаметр шины:

1. Номинальный размер внешнего диаметра (2хR) шины.

2. Максимальный размер при эксплуатации.


L (мм)
Длина окружности шины в (мм)

H (мм)
Профиль шины:

Профиль шины (высота) для моделей разных годов выпуска.


n
Оборотов колеса на (км) при стандартных условиях

Предостережение: несмотря на то, что данные представляют собой официальные цифры производителей, приведенная выше информация является справочной и не гарантирует однозначной точности.

Пока то-сё, неспешно занимаюсь колесами.
По прикидке на две машину нужно 4+1 * 2 = 10 колес, это если без зимних, иначе 18-20 колес.
Пока что из тех что уже отвез — половина — восьмерки или того хуже. но думаю еще штук 5-10 наскребу.
Итак, дано:

суппер-пуппер уникальные диски для запорожца как известно имеют следующие параметры
диаметр: 13"
ширина: 4"

ни о какой замене их на литье конечно речи быть не может — кто так делает — сразу попадает в ад.
Как известно родные шины для ЗАЗ-966 имеют чуждый современному человеку размерность 5,20-13.
что в в переводе на человеческий значит что во-первых шина — диагональная
а во вторых имеет ширину и высоту 5,2 дюйма или 132см(на самом деле в высоту чуть меньше, 90% от 132).
Т.е в переводе на современную классификацию она бы называлась примерно 135/90R13, если бы шины такой размерности существовали бы в природе.
Кстати общий диаметр колеса с такой шиной составил бы 22,36 дюйма(это важно для сравнения в будущем).
Но если внимательно прочитать книжку по запорожцу, то в конце можно наткнуться на такой вот текст.

150-330? WHAT? походу в 70х кто-то решил что дюймы — тленотворно влияют на советских граждан.
В общем 150-330 это тоже самое что 6,15-13, родная диагональная шина для 968 запорожца и копейки,
в СССР гордо носила имя И-151 и производилась до недавнего времени.
---
На этом вводная информация заканчивается и начинаются муки:
Казалось бы, в чем проблема, подбери ты аналог по размеру из современной резини и не сношай мозги.

Но не все так просто. 1 в 1 аналогов не существует, просто потому что высота всех диагональных шин — 90%, а у радиальных обычно максимум 80(из того что можно найти у нас в продаже).
Кроме того не стоит забывать про ОБОД ДИСКА с шириной всего в 4 дюйма. на который по современным стандартам безопасности не стоит натягивать шины шире 155мм

В общем у результате получилась у меня такая вот табличка:

Кто-то скажет, да блин, зачем все это, я вот совсем за дешево купил оригинальные 5,20-13 шины для Запарожца. СОВСЕМ НОВЫЕ МАДЕ ИН ЮЭСЭСА С ХРАНЕНИЯ ВСЕ 40 ЛЕТ ЛЕЖАЛИ НА СКЛАДЕ.
и я скажу что новые — это хорошо, идеально подойдут для выставки в музее. Но ездить на таких будет только безумец. Тогда этот человек скажет Я ЕЗЖУ НА НИХ УЖЕ 3 ГОДА И ВСЕ ХОРОШО, ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ СОВЕТСКОЕ КАЧЕСТВО 40 ЛЕТ А РЕЗИНА КАК НОВАЯ.
Но я этого не услышу, потому что заткну уши и буду говорить "ЛАЛАЛА-я ничего не слышу", так как нет ничего глупее чем в сотый раз спорить о резине с теми, кто считает что вся резина одинаковая.

В общем получается из современных и легкодоступных мы имеем только
145/80R13
и
155/80R13
Причем первая по общему диаметру выйдет меньше чем оригинальная 5,20-13, так что ее можно отмести.
а 155/80R13 по ширине как 6,15-13, а по диаметру чуть больше чем 5,20-13.
В общем этакий бюджетный компромисс.
но если хочется уж совсем загнаться, то на помощь приходят забугорные любители классических авто, для которых несколько компаний до сих пор выпускают диагональные шины классических размеров
Тут вам и огромный выбор 5.2-13 и 5.90-13 и 6.00-13, нет только 6,15-13 которая видимо на западе особого хождения не имела.

К тому же все шины в вайтволлами, правда цена негуманная от 100 до 200 уе за штуку.
с другой стороны если нужен аутентичный внешний вид без компромиссов с безопасностью — самое оно!

На самом деле я находил упоминания новых радиальных шин 6,00-13, которые например делают для погрузчиков, но там ограничение по скорости 20км/ч да и выглядят они совсем не как ретро.
Есть еще упоминания каких-то недорогих PorTran KC55 5.50 R13, но их нет уже в продаже для размера R13.

---
Вывод: Для себя на текущий момент я решил взять 155/80R13 как временные рабочие шины
а ближе к финишу заказать из европы красивые 5.2-13 или 6.00-13.
как-то так.

Для успешной эксплуатации автомобиля ЗАЗ-965, как, впрочем, и других моделей, выгодно иметь не только рабочий мотор и тормоза, но и исправные колесные диски. Но помимо традиционных версий из стали, на рынке также присутствуют литые версии, имеющие максимум достоинств и немного недостатков.

Колесные диски ЗАЗ-965 фото

Стальные диски на ЗАЗ

Если нужно ездить на плохом дорожном покрытии, то лучше приобретать классические стальные штампованные диски, сваренные из двух полос. Получается достаточно тяжелая конструкция (более 10 кг), но холоднопрокатная сталь отлично выдерживает удары. Если она и погнется, то с легкостью выпрямляется на специальном станке. Далее диск окрашивается заново и отдается заказчику.

Алюминиевые диски

Для повышения динамики и уменьшения неподрессоренной массы, выгодно устанавливать литые диски из алюминиевого сплава. Последние имеют небольшой вес (не более 6 кг), красивый внешний вид и для водителей, которым нужно провести тюнинг авто по минимально возможной стоимости, они априори будут считаться лучшим решением. Недостатки – при сильном физическом воздействии, они могут лопнуть. Поэтому нужно брать только брендовые диски, у которых имеется клеймо рентгеноконтроля, которое будет подсказывать одно – внутри никаких «раковин» не имеется.

Колесные диски ЗАЗ-965 фото

Более прочными и легкими можно считать кованые диски, которые буквальным образом штампуются из алюминиевой заготовки на специальном оборудовании с помощью мощного гидравлического пресса. За счет этого внутри получается не зернистая, а кристаллическая структура, благодаря которой прочность диска повышается на порядок. А вес такого диска не превышает 5 кг. Может выйти из строя подвеска, но такой диск обязательно останется целым. Недостаток – повышенная стоимость и они часто считаются лучшим выбором для премиальных версий авто.

Магниевые диски на Запорожец

В продаже можно встретить и магниевые диски, которые делятся на литые и кованые. Они обладают еще меньшей массой и преимущественно используются для гоночных автомобилей в виду повышенной стоимости. Но они легки, отличаются высокой теплопроводностью и долго служат.

Выбирая диски на ЗАЗ, важно смотреть на всю сопутствующую информацию: вылет диска (ET), типоразмер, диаметр и колпачки на диски. Если все соответствует и имеется гарантия, то комплект данных колесных дисков вполне можно покупать для собственного авто.

IMG_3701.JPG

Автомобиль ЗАЗ 968М советского производства, начал выпускаться с 1979 года, взамен предыдущей модели ЗАЗ 968. Главная особенность данного автомобиля - полностью независимая подвеска (чуть ли не единственный автомобиль советского производства с передней и задней независимой подвеской), автономная печка на бензине, мотор располагается сзади кузова, что дает "запорожцу" хорошую развесовку, мотор V-образный воздушного охлаждения, что тоже является отличительно особенностью.
Данный авто давно снят с производства, как и все его запчасти, поэтому многие люди стараются максимально усовершенствовать "жужик" под современные детали авто, также множество запчастей подходят от "жигулей", "газели", и, даже от некоторых авто иностранного производства с небольшими доработками. Это все, безусловно, очень интересно и на эту тему можно вести разговор вечно, но мы будем вести разговор о подборе зимних шин для ЗАЗа.

Параметры шин ЗАЗ 968М.

IMG_0487.JPG

Выбор шин для такого раритета довольно тонкое занятие, ведь родные колёса "запорожца" имеют узкую ширину, а диски вообще ни от какого авто не подойдут без переделок элементов подвески. Параметры родной резины 155/87/R13 и мы сразу же сталкиваемся с проблемой: шин с такими параметрами современные производители не выпускают, поэтому
мы произвели расчет высоты родных колёс: 155*87/100=134,85 (мм). Если установить шины с параметрами 175/70, то клиренс "запорожца" уменьшится на 12 мм, что нежелательно для наших дорог, тем более многие эксплуатируют ЗАЗ на бездорожье из-за его особенной проходимости по грязи. Всего 2 размера шин, которые максимально приближены к родным параметрам - это 155/80 и 165/80 , но данные размеры очень редкие и можно столкнуться с проблемой в выборе покрышек, уж очень скупой выбор среди производителей. Зато имеем большой выбор покрышек на любой вкус по параметрам 175/70 .


1. Расположение двигателя

Кто ж не знает, что движок у Запорожца сзади. /Фото: ampercar.com

Пожалуй, об этой конструктивной особенности «Запорожца» знает даже ребенок. Все дело в том, что V-образный четырёхцилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель с воздушной системой охлаждения устанавливался сзади, а багажник у машин был спереди. Во многом такое решение было уникальным для тогдашнего автопрома, хотя и не первым в мировой практике. Да и сегодня машины с расположением двигателя сзади встречается куда реже, чем аналоги со стандартным размещением.

2. Подвеска

Конструкция передней подвески ЗАЗ-968М. /Фото: demertim.ru

Передняя подвеска «Запорожца» была не просто оригинальной: такой конструкции не встретишь больше ни на одном советском легковом автомобиле. Она была независимая, торсионная с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска также была независимой, к тому же, рычажной. Кроме того, несмотря на то, что автомобиль являлся заднеприводным, а гидроусилители и вовсе отсутствовали, «Запорожец» был волне проходимым по бездорожью.

Меньшая нагрузка на передние колеса способствовала тому, что управление рулем водитель осуществлял с меньшим усилием. Еще одной конструктивной особенностью «Запорожца» было отсутствие карданного вала, а КП и двигатель объединялись в общий механизм, который располагался у задних ведущих колес. Такое решение привело к тому, что автомобили были более легкими и короткими, а также в салоне было более тихо, чем в других моделях.

3. Сходство с ЛуАЗ-967

Кто бы мог подумать, что у Запорожца и этой машины есть что-то общее. /Фото: wroom.ru

Казалось бы, между легендарными «Запорожцами» и армейским вездеходом ЛуАЗ-967, который также известен как санитарный колёсный транспортёр переднего края, нет ничего общего. Однако на деле это совсем не так. Оказывается, фактически каждая модификация «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с вышеупомянутыми машинами Луцкого автозавода. Причем эта же тенденция наблюдается и в отношении так называемых «гражданских» вездеходов марки «ЛуАЗ» — ряда вариантов ЛуАЗ-969.

4. Бензиновый отопитель

Печка у ЗАЗовских машин по-настоящему уникальна. /Фото: radikal.ru

Как бы не ругали «Запорожец» за неказистый вид или работу отдельных агрегатов, но предоставлением комфорта водителя и пассажиров в вопросе регулирования температуры в салоне конструкторы не пренебрегли. Вот только далеко не всем известно, что печка в этих машинах во всех смыслах уникальная. Все дело в том, что бензиновый отопитель, который инженеры разместили в багажнике имеет одну конструктивную особенность: обогрев салона не требует запуска двигателя, что дает существенную экономию как непосредственно топлива, так и ресурса мотора.

5. Ручное управление

Ручное управление - фишка Запорожцев. /Фото: drive2.ru

Именно на «Запорожцах» чаще всего устанавливалось ручное управление. Причиной такого решения была фактическая ориентация на определенных потребителей, ведь несмотря на том, что автомобили выпускали на рынок, прежде всего их изготавливали для определенной категории лиц. «Запорожец» являлся наиболее массовым советским легковым автомобилем, который производился специально для инвалидов. Кроме того, государство бесплатно выдавало эти же машины и ветеранам Великой Отечественной войны, а также гражданам других льготных категорий.

6. Крепкий кузов

Даже старейшие Запорожцы ржавеют долго. /Фото: pinterest.com

Сколько бы недостатков не находили в «Запорожцах» автомобилисты, одно безусловное достоинство, которым автомобили славились, никогда не опровергалось. Детища «ЗАЗ» всегда отличались крепким кузовом: их изготовляли из довольно толстого металла. Однако самым главным в данном случае был выбор материала, ведь для «Запорожца» выбирали сталь, которая не подвергалась глобальной коррозии. Следует уточнить, что после долгих лет эксплуатации ржавчина в определенных местах всё-таки появлялась, однако, как это бывало с другими машинами, кузов никогда не сгнивал до дыр.

7. Люк для рыбалки

А ведь мало кто знает, что рыбу можно ловить прямо из Запорожца. /Фото: drom.ru

Справедливости ради, эта конструктивная фишка присутствует далеко не во всех моделях «Запорожцев», однако в легендарном и очень массовом ЗАЗ-968М ее найти можно. Речь идет, как ни странно, о специальном люке, который позволял заняться зимней рыбалкой на льду, не выходя при этом из теплого салона автомобиля. Располагается это, без преувеличения, чудо инженерной мысли специалистов «ЗАЗ» в ногах пассажирского сидения.

В продолжение темы: оказывается, даже при наличии автомобиля, советский водитель далеко не всегда мог воспользоваться всеми фишками машин - Какие опции были доступны только «избранным» водителям в СССР

Читайте также: