Какие колеса на заз 965

Опубликовано: 17.05.2024

База (расстояние между осями)

Колея передних колес (по грунту)

Колея задних колес (при полной
статической нагрузке)

Дорожный просвет (под кронштей-
нами передней подвески при полной
нагрузке)

Наименьший радиус поворота (по
следу наружного переднего колеса)

Углы свеса (с полной нагрузкой):
передний

Наибольшая скорость на горизон-
тальном участке ровного сухого шос-
се при нагрузке двух человек (вклю-
чая водителя)

Бензин автомобильный А-72 или А-76
(ГОСТ 2084—67)

Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного, про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной скорости -
35—40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе — 5, 5 л.

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.

Бензиновый, четырехтактный, карбю-
раторный, с верхним расположением
клапанов, воздушного охлаждения

Число и расположение цилиндров

4. V -образное, угол развала цилиндров

Рабочий объем цилиндров

Степень сжатия (номинальная)

Мощность максимальная, (при
4000—4200 об/мин)

Крутящий момент, максимальный
(при 2800—3000 об/мин)

Порядок работы цилиндров

Удельный расход топлива, мини-
мальный

Чугунные, с ребрами охлаждения, раз-
дельные

Картер коленчатого вала

Туннельного типа из магниевого сплава

Из алюминиевого сплава, съемные,
общие на каждые два цилиндра, гнезда
клапанов вставные, из отбеленного чу-
гуна

Из алюминиевого сплава, имеют два
компрессионных и два маслосъемных
кольца

Из магниевого чугуна, литой, трехопорный

Три, из алюминиевого сплава

Верхние, расположены наклонно в го-
ловках цилиндров

Тонкостенные, из стальной ленты, за-
литой алюминиевым сплавом

Впускные клапаны: открытие 10° до
ВМТ, закрытие 45° после НМТ; выпуск-
ные клапаны: открытие 45° до НМТ,
закрытие 10° после ВМТ

Общий на четыре цилиндра

Комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием

Центрифугой на коленчатом валу

Шестеренчатый, привод от коленча-
того вала двигателя

Осевой, расположен на валу якоря
генератора

Вертикальный, с падающим потоком
К- 125

Комбинированный инерционно-масля-
ный, с фильтрующим элементом

Диафрагменный, имеет рычаг для руч-
ной подкачки горючего

Однодисковое, сухое. Наружный диа-
метр ведомого диска 170 мм

Трехходовая, четырехступенчатая.
Имеет четыре передачи вперед и одну
назад. Шестерни второй, четвертой и
третьей передач косозубые и снабжены
синхронизаторами

Первая передача — 3, 73: 1

вторая передача — 2, 29: 1
третья передача — 1, 39: 1
четвертая передача — 0, 964: 1
задний ход — 4, 76: 1

Пара конических шестерен со спираль-
ными зубьями: передаточное число —
4, 63: 1 (37 и 8 зубьев)

Конический, с двумя сателлитами

Полностью разгруженного типа

Передача толкающих усилий

Рычагами задней подвески

Низкого давления, бескамерные, раз-
мер 5, 20—13

Ступицы передних колес

Литые из ковкого чугуна вместе с тор-
мозным барабаном

Подвеска передних колес

Независимая, торсионная, работает
совместно с двумя амортизаторами

Подвеска задних колес

Независимая; пружинная, работает
совместно с двумя амортизаторами

Гидравлические, поршневые, двусто-
роннего действия, телескопического типа

Тип рулевого механизма

Глобоидальный червяк с двойным ро-
ликом

Колодочные на четыре колеса

1. Ножной — гидравлические, действует
на все колеса от педали
2. Ручной — тросовый, действует на
задние колеса

_ Система проводки

Однопроводная, «минус» соединен с
массой

Типа Г -501, переменного тока, трехфаз-
ный, мощностью 250 вт, или Г-502 с
встроенным кремниевым выпрямителем.

Типа В-310, селеновый, для генера-
тора Г-501.

Типа РР-310, состоит из вибрационно-
го регулятора напряжения и реле вклю-
чения

Типа РБ-1, состоит из электромагнит-
ного реле и выпрямительного моста из
диодов, для питания электромагнитного
реле

Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч

Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажига-
ния и октан-корректором

Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм

Датчик указателя температуры масла

Датчик аварийного давления масла

Типа ММ- 102, отрегулирован на дав-
ление 0, 4 — 0, 7 кг/см2

Типа СТ351Б, последовательного воз-
буждения, мощностью 0, 6 л. с., с элек-
тромагнитным тяговым реле PC 900A
Управление тяговым реле — дистанцион-
ное, от замка зажигания
В цепи управления предусмотрено до-
полнительное реле (типа РС-502) и реле-
блокировки РБ-1, защищающие стартер
от разноса при передержке включения и
защищающие контакты клеммы «СТ»
замка зажигания от подгорания.
Дополнительное реле расположено на
стенке моторного отсека

Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой
дальнего и ближнего света 60 и 40 св.

Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа-
ми: для света стоянки 4 св. и для ука-
зателя поворота 32 св.

Типа ФП-225 — левый, ФП-225-Б —
правый; с двухнитевыми лампами: для
света стоянки 4 св., для указателя по-
воротов 32 св. и однонитевой лампой
для стоп-сигнала 21 св.

Фонарь номерного знака

Имеет одну лампочку в 3 св.

Центральный переключатель света

Типа П-38, имеет три положения ру-
коятки: освещение выключено, включен
свет для городской езды, включен свет
для загородной езды; имеется реостат
для регулирования освещения шкал щит-
ка приборов

Ножной переключатель света для
ЗАЗ-965А

Типа П-39 (переключает дальний-
ближний свет фар или ближний свет
фары — подфарники).

Ручной переключатель света для
ЗАЗ-965АБ

Типа ПД1-М с лампой в 6 св.

Биметаллический ПР-2Б, в цени осве-
щения установлен под панелью прибо-
ров на кронштейне подшипника рулево-
го вала

Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при-
боров, стеклоочистителя; блок предохра-
нителей расположен в багажнике на
щитке передка

Щиток приборов КП-211А содержит:
указатель уровня бензина, указатель
температуры масла, указатель поворотов
и дальнего света фар, спидометр с сум-
марным счетчиком пройденного пути;
комбинация освещается лампой в 1 св.

Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла

Типа ПД20-В с лампой в 1 св.

Типа СЛ-210, электрический с двумя
щетками. Имеет переключатель на два
положения: включено и выключено

Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем

Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при
нажатии на, педаль тормоза; расположен
на главном тормозном цилиндре

Типа С-44, электромагнитный, вибра-
ционный. Расположен на панели передка
в багажнике

Контрольная спираль накала свечи
отопителя,

Накаляется при включении отопителя
в течение 12 — 20 сек. Установлена под
панелью приборов

Фонарь контрольной лампы отопи-
теля

Типа ПД-20Б, загорается в момент на-
чала работы отопителя (по истечении
45 —60 сек после включения), в 1 св.

Типа П-300, имеет три положения

Прерыватель указателей поворотов

Типа РС-57Б, расположен слева под
панелью приборов

Замок зажигания и включатель
стартера

Типа ВК21-Д, расположен на панели
приборов

Датчик указателя уровня бензина

Переключатели (для указателя по-
воротов и включателя стеклоочисти-
теля)

Гибкий вал привода спидометра

Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм

Закрытый, двухдверный, цельнометал-
лический, несущий

Багажник в передней части, зеркало
заднего вида, два противосолнечных ко-
зырька, стеклоомыватель, коврики на
полу

Передние — мягкие, из губчатой рези-
ны, раздельные, регулируемые в про-
дольном направлении под рост водителя
и пассажира. Спинки сидений имеют
регулируемый наклон и откидываются
назад для устройства спальных мест
Заднее — мягкое, пружинное, с двух-
местной сплошной подушкой и спинкой

Местная, бессквозняковая, осуще-
ствляется поворотом части стекол две-
рей или опусканием стекол в дверях

Осуществляется независимым отопи-
телем, где воздух подогревается и по-
дается в кузов и на обдув ветрового
стекла

Две сумки с набором инструмента
насос для накачки шин, шприц, пуско-
вая рукоятка, домкрат

Заправочные емкости и нормы

Система смазки двигателя

Картер коробки передач и главной
передачи

Картер рулевого механизма

Ступица передних колес

Система гидравлического привода
тормозов

Зазор между стержнем клапана и
носком коромысла (на холодном дви-
гателе)

Для впускных — 0, 08 мм
Для выпускных — 0, 1 мм

Давление масла (для контроля, ре-
гулировке не подлежит)

Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об / мин
и температуре масла 85°С

Нормальная температура масла
двигателя

Прогиб ремня вентилятора

Зазор между контактами прерыва-
теля

Расстояние от плоскости разъема
поплавковой камеры карбюратора до
уровня бензина при проверке стеклян-
ной трубкой

Зазор между электродами свечей

Свободный ход педали сцепления

Свободный ход педали тормоза

3 — 6 мм (регулировке не подлежит)

Давление воздуха в шинах:

1, 3 кг/см2— 1, 5 кг/см2

1, 7 кг/ см2— 1, 9 кг /см1

Схождение задних колес (при пер-
пендикулярном положении плоскости

Проверка оптическим прибором типа
«Экзакта»;

колеса к уровню пола)

Проверка натянутой нитью

Правое колесо. Левое колесо

от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм

Схождение передних колес (при
расстоянии от нижней трубы подвес-
ки до опорной плоскости колес 254 мм
и стяжке колес сзади с усилием
10+0, 5 кг

Расположение номеров двигателя, шасси и кузова

Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.

Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.

Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в мо-
торном отсеке.

Близится весна, скоро сезон. Решил привести в порядок колеса. И начать с дисков. Прокатать, покрасить. Колпаки родные поставить опять же.
Выяснилось, что найти мастерскую, где прокатывают ЗАЗовские диски в Москве это целая проблема. Станки у них видите ли не подходят. Это при том, что по подсказке зазоводов снял задний тормозной барабан для целей установки в станок.
Долго ли коротко, нашел контору, где взялись, хоть и долго мялись.
Осмотр дисков показал, что как минимум на одном из них в районе гаечного отверстия пошли трещины. Решено пока все отпескоструить, потом оценить масштаб бедствия, и уж потом прокатка и покраска.
Так что пока "на костылях"…

К стати, в этой связи два вороса: не завалялось ли у кого хорошего колесного диска от 965 го (не 968)?
А еще мелькнула мысль, а не лучше ли будет смотреться автомобильчик на родной резине, узкой и высокой. Как думаете? Примерил, к стати, с родной резиной…

ZAZ 965 1967, engine Gasoline 0.8 liter., 30 h. p., Rear drive, Manual — wheels

Comments 30

Ну, может и действительно проще бы было. И уж точно дешевле раз в 8-10.
Я, если честно, на тот момент только вообще узнал в чем состоит разница в дисках 965 и 968.
Восстанавливал те, что были (к стати, один диск, таки от 968го).
А резину, конечно можно было купить родную, и даже дешевле бы обошлось, но тут прислушался к мнению драйвовчан, что родная резина, ввиду существенного срока ее хранения, годится больше для выставочных образцов, а я предполагаю более активную эксплуатацию.
Справедливости ради отмечу, что и новую BFGoodrich можно было заказать очень близкую к размерам родной (BFGoodrich 135/80 R13), только в наличии не оказалось в Москве, и ее ждать надо было порядка 1,5 месяца. Хотелось быстрее, сразу после восстановления дисков переобуться в новые тапочки…

А не проще купить новые 968 диски? Получится и дешевле и лучше, а при том, что машина уже не 100% оригинал, заморачиваться с именно 965 дисками при неродной резине никакого смысла.

Для успешной эксплуатации автомобиля ЗАЗ-965, как, впрочем, и других моделей, выгодно иметь не только рабочий мотор и тормоза, но и исправные колесные диски. Но помимо традиционных версий из стали, на рынке также присутствуют литые версии, имеющие максимум достоинств и немного недостатков.

Колесные диски ЗАЗ-965 фото

Стальные диски на ЗАЗ

Если нужно ездить на плохом дорожном покрытии, то лучше приобретать классические стальные штампованные диски, сваренные из двух полос. Получается достаточно тяжелая конструкция (более 10 кг), но холоднопрокатная сталь отлично выдерживает удары. Если она и погнется, то с легкостью выпрямляется на специальном станке. Далее диск окрашивается заново и отдается заказчику.

Алюминиевые диски

Для повышения динамики и уменьшения неподрессоренной массы, выгодно устанавливать литые диски из алюминиевого сплава. Последние имеют небольшой вес (не более 6 кг), красивый внешний вид и для водителей, которым нужно провести тюнинг авто по минимально возможной стоимости, они априори будут считаться лучшим решением. Недостатки – при сильном физическом воздействии, они могут лопнуть. Поэтому нужно брать только брендовые диски, у которых имеется клеймо рентгеноконтроля, которое будет подсказывать одно – внутри никаких «раковин» не имеется.

Колесные диски ЗАЗ-965 фото

Более прочными и легкими можно считать кованые диски, которые буквальным образом штампуются из алюминиевой заготовки на специальном оборудовании с помощью мощного гидравлического пресса. За счет этого внутри получается не зернистая, а кристаллическая структура, благодаря которой прочность диска повышается на порядок. А вес такого диска не превышает 5 кг. Может выйти из строя подвеска, но такой диск обязательно останется целым. Недостаток – повышенная стоимость и они часто считаются лучшим выбором для премиальных версий авто.

Магниевые диски на Запорожец

В продаже можно встретить и магниевые диски, которые делятся на литые и кованые. Они обладают еще меньшей массой и преимущественно используются для гоночных автомобилей в виду повышенной стоимости. Но они легки, отличаются высокой теплопроводностью и долго служат.

Выбирая диски на ЗАЗ, важно смотреть на всю сопутствующую информацию: вылет диска (ET), типоразмер, диаметр и колпачки на диски. Если все соответствует и имеется гарантия, то комплект данных колесных дисков вполне можно покупать для собственного авто.

22 ноября 1960 года была выпущена первая промышленная партия "Запорожцев" ЗАЗ-965. До конца года было выпущено около тысячи экземпляров. Модернизация автомобиля шла почти постоянно, были изменены тормоза (введена автоматическая регулировка зазора между колодкой и барабаном), передняя подвеска (усилены рычаги), увеличивалась мощность двигателя: сначала до 27, а потом и до 30 л.с. В салоне были установлены более комфортабельные передние сиденья и модернизированный щиток приборов, на котором появился масляный термометр. В таком виде автомобиль дожил на конвейере до 1969 года. За это время было выпущено всего 322 106 "Запорожцев" моделей 965 и 965А, а также инвалидных модификаций 965Б и 965АБ и автомобилей для почтовой службы 965С.

Двигатель.

Модель двигателя - МеМЗ-965
Тип двигателя - Бензиновый, четырехтактный, карбюраторный, верхнеклапанный, воздушного охлаждения
Число цилиндров - 4
Диаметр цилиндра в мм - 66
Ход поршня в мм - 54,5
Рабочий объем в л - 0,746
Степень сжатия (номинальная) - 6,5
Мощность в л. с:
- максимальная (при 4000 об/мин) - 23
- налоговая - 2,85
Крутящий момент наибольший (при 2200—2500 об/мин) в кгм - 4,5
Эффективный удельный расход топлива наименьший в г/л.с. ч. - 260
Порядок работы цилиндров - 1—2—4—3
Цилиндры - Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения. Угол развала цилиндров 90°
Головки цилиндров - Из алюминиевого сплава, съемные, общие на каждые два цилиндра. Гнезда клапанов вставные
Поршни - Выполнены из алюминиевого сплава с овальной конусной юбкой, имеющей Т-образную прорезь
Поршневые кольца - Два компрессионных и одно маслосъемное на каждом поршне. Верхнее кольцо покрыто пористым хромом, а второе компрессионное - луженое
Поршневые пальцы - Плавающие, удерживаются от осевого перемещения стопорными кольцами
Шатуны - Стальные, кованые, дзутаврового сечения, с тонкостенными сменными вкладышами в нижней головке и бронзовой свертной втулкой в верхней головке
Коленчатый вал - Отлит из магниевого чугуна, трехопорный, с противовесами, с масляными каналами, статически и динамически сбалансирован
Коренные подшипники - Из алюминиевого сплава, съемные
Распределительный вал - Стальной, полый, двухопорный; поверхности шеек и кулачков закалены
Привод распределительного вала - Шестеренчатый; ведомая шестерня из магниевого сплава
Клапаны - Верхние, расположены в головках цилиндров: впускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из стали 9С2; выпускной клапан - тюльпанообразный, изготовлен из жаропрочной стали ЭИ69. Диаметр головки впускного клапана 26,5 мм, выпускного - 25 мм
Пружины клапанов - С постоянным шагом навивки
Толкатели клапанов - Плунжерного типа, чугунные, с отбеленной рабочей поверхностью
Седла клапанов - Вставные; изготовлены из специального жароупорного и антикоррозийного чугуна
Коромысла - Стальные с регулировочным винтом
Штанги коромысел - Дюралюминиевые трубки с напрессованными стальными наконечниками
Система охлаждения - Воздушная принудительная с циркуляцией на отсос; снабжена осевым вентилятором
Вентилятор - Осевого типа; расположен в развале цилиндров на оси генератора
Система смазки - Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Поддавлением смазываются коренныей и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, толкатели, оси коромыселби втулки коромысел. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием
Масляный насос - Шестеренчатого типа с приводом от коленчатого вала; расположен в крышке распределительных шестерен
Масляный фильтр - Центробежного типа; расположен на переднем конце коленчатого вала
Масляный радиатор - Трубчатый; включен в систему смазки параллельно; расположен в развале цилиндров на картере двигателя
Вентиляция картера - Сифонная, полость картера через крышку распределительных шестерен сообщается с атмосферой
Бензиновый бак - Установлен в багажном отсеке с правой стороны кузова. Наполнительная горловина бака расположена центрально и снабжена герметической пробкой с клапаном
Бензиновый насос - Диафрагменный, с отстойником в головке, снабжен рычагом для ручной подкачки бензина
Карбюратор - Типа К-123, с падающим потоком, балансированный, двухдиффузорный, с экономайзером и насосом-ускорителем
Воздухоочиститель - Инерционно-контактного типа, с масляной ванной и капроновым фильтрующим элементом
Газопроводы - Впускной и выпускной трубопроводы размещены на противоположных сторонах головок цилиндров. Впускной трубопровод расположен сверху и отлит из алюминиевого сплава. Выпускной трубопровод изготовлен из стальной трубы
Глушитель - Для каждой пары цилиндров один глушитель, трехкамерный, с перфорированной трубой
Подвеска силового агрегата - В трех точках на резиновых подушках: две передние - в верхней части картера сцепления, третья (задняя) - на коробке передач
Система пуска двигателя:
- основная - Электрический стартер
- дублирующая - Пусковая рукоятка
Сухой вес двигателя со сцеплением, главной передачей и коробкой передач 120 кг
Маркировка двигателя - Буквенная, выбита на правой стороне картера коленчатого вала рядом с местом крепления бензинового насоса непосредственно за порядковым номером (после звездочки). По внутреннему диаметру цилиндра двигатели, собираемые на заводе и равноценные по качеству, подразделяются на две группы А и Б. Группа А - диаметр = 66,018 - 66,009 (цвет - красный); группа Б - диаметр = 66,009 - 66,000 (цвет - зеленый). Цвет, обозначающий группу, наносится краской на одном из ребер охлаждения цилиндров.

Трансмиссия.

Сцепление - Однодисковое, сухое, постояннозамкнутое, с давлением на ведомый диск шестью цилиндрическими пружинами.
Наружный диаметр ведомого диска - 170 мм
Коробка передач - Шестеренчатого типа, четырехступенчатая, с задним ходом, трехходовая. Установлены синхронизаторы для включения второй, третьей и четвертой передач
Передаточные числа:
первой передачи - 3,83
второй передачи - 2,29
третьей передачи - 1,39
четвертой передачи - 0,897
передачи заднего хода - 4,79
Карданные шарниры - Два; крестовины шарниров на игольчатых подшипниках. Два скользящих соединения расположены в пазах полуосевых шестерен дифференциала
Главная передача - Пара конических шестерен со спиральными зубьями: передаточное число 5,12 (4 и 8 зубьев)
Дифференциал - Конический с двумя сателлитам
Полуоси - Полностью разгруженного типа

Ходовая часть.

Шины (размеры в дюймах) - Низкого давления бескамерные, размер 5,20—13"
Подвеска передних колес - Независимая торсионная; работает совместно с двумя амортизаторами
Ступицы передних колес - Отлиты из ковкого чугуна вместе с тормозным барабаном. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Ступицы задних колес - Стальные. Установлены на двух роликовых конических подшипниках
Подвеска задних колес - Независимая, пружинная; работает совместно с двумя амортизаторами
Амортизаторы подвески передних и задних колес - Гидравлические, поршневые, двустороннего действия, телескопического типа
Колеса - Штампованные, дисковые, со съемными колпаками. Профиль обода М х 13". Число шпилек крепления колеса - 4
Тормозные барабаны передних колес - Отлиты из ковкого чугуна совместно со ступицами передних колес
Тормозные барабаны задних колес - Отлиты из ковкого чугуна, съемные; крепятся к ступице заднего колеса шестью болтами
Запасное колесо - Установлено и закреплено внутри багажника кузова
Вес агрегатов ходовой части в кг:
- передняя подвеска с тормозами в сборе - 50
- задняя подвеска с тормозами в сборе - 40

Механизмы управления.

Рулевое управление:
- тип рулевого механизма - Глобоидальный червяк с двойным роликом
- передаточное число - 17 (при среднем положении сошки)
Рулевое колесо - С двумя спицами и декоративной кнопкой. Диаметр обода рулевого колеса 400 мм
Тормоза:
- ножной - Колодочный с гидравлическим приводом; действует на все колеса. Колодки тормозов плавающего типа
- ручной (стояночный) - С механическим тросовым приводом; действует только на колодки задних тормозов (через уравнитель)
Диаметры тормозных цилиндров в мм:
- главного - 19
- колесного переднего тормоза - 19
- колесного заднего тормоза - 19

Электрооборудование.

Система проводки - Однопроводная; отрицательный полюс источников тока соединен с массой
Номинальное напряжение в сети 12 в
Аккумуляторная батарея:
тип - 6-СТ-42
расположение - Под поликом багажника кузова
Катушка зажигания:
тип - Б-1 малогабаритная с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
расположение - На верхнем, кожухе системы охлаждения двигателя (с правой стороны)
Распределитель зажигания - Типа Р-35В с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания и октан-корректором
Свечи зажигания - Типа СН-306 (А 7,5У) с резьбой СП-М14х1,25 мм
Генератор - Типа Г-114, параллельного возбуждения, мощностью 160 вт, 13 а
Реле-регулятор - Типа РР-109 двухэлементный: реле обратного тока и вибрационный регулятор напряжения, объединенный с органичителем силы тока. Расположен на передней стенке моторного отсека
Стартер - Типа СТ-114М, последовательного возбуждения, мощностью 0,6 л.с., с механическим включением
Фары - Типа ФГ110 с двухнитевой лампой дальнего и ближнего света 60 и 40 св.
Подфарники - Типа ПФ-205 с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св. и для указателя поворотов - 21 св.
3адние фонари - Типа ФП-110. Два с двухнитевыми лампами: для света стоянки - 6 св., для указателя поворотов - 21 св. Один с однонитевой лампой для стоп-сигнала - 21 св.
Фонарь номерного знака - Типа - ФП-111; имеет одну лампочку в 3 св.
Плафон внутреннего освещения кузова - Типа ПК-110 с одной лампой в 3 св. и с включателем
Стеклоочиститель - Типа СЛ-210 электрический с двумя щетками. Имеет переключатель типа П17-А на два положения: включено и выключено
Датчик аварийной температуры масла - Типа ММ-7 (отрегулирован на температуру 112° С)
Датчик аварийного давления масла - Типа ММ-102 (отрегулирован на давление 0,4—0,7 кг/см2)
Центральный переключатель света - Типа П44-Б. Имеет три положения рукоятки: освещение выключено, включен свет для городской езды, включен свет для загородной езды. Имеется реостат для регулирования освещения щитка
Ножной переключатель света - Типа П39 переключает ближний - дальний свет фар
Ручной переключатель света (для ЗАЗ-965Б) - Типа П46-Б переключает ближний - дальний свет фар
Подкапотная лампа - С лампой в 6 св.
Тепловой предохранитель - Биметаллический (в цепи освещения); установлен на центральном переключателе света
Плавкие предохранители - В цепях: сигнала, приборов, стеклоочистителя; блок предохранителей расположен в багажнике на щитке передка
Приборы - Щиток приборов типа КП-210 содержит: указатель уровня бензина; контрольную лампу температуры масла; контрольную лампу давления масла; указатель поворотов и дальнего света фар; спидометр с суммарным счетчиком пройденного пути; комбинация освещается лампой в 1 св.
Штепсельная розетка - Типа 47-К; расположена под панелью приборов, с левой стороны
Переключатель указателей поворотов - Типа П17-А; расположен на панели приборов
Включатель звукового сигнала - Кнопка в ступице рулевого колеса
Включатель стопсигнала - Типа ВК-12, включает стопсигнал при нажатии на педаль тормоза; расположен на главном тормозном цилиндре
Прерыватель указателей поворотов - Типа РС-57, дает мигающий свет для указания поворота; расположен под панелью приборов
Звуковой сигнал - Типа С-44 электромагнитный, вибрационный. Расположен на передней подвеске
Электродвигатель вентилятора отопителя - Типа МЭ-200 мощностью 5 вт
Выключатель отопителя - Типа П7-Б; имеет три положения: выключено; включены электродвигатель и спираль накала со свечей; дополнительно включен электромагнитный клапан
Контрольная спираль накала свечи отопителя - Накаляется при включении отопителя в течение 15—20 сек, установлена под панелью приборов
Контрольная лампа отопителя - В 1 св.; загорается в момент начала работы отопителя (по истечении 45—60 сек после включения)
Замок зажигания - Типа ВК-21А; расположен на панели приборов

Кузов

Тип кузова - Закрытый, двухдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова - Багажник в передней части, зеркало заднего вида, два противосолнечных козырька,стеклоомыватель и коврики на полу
Запорные устройства дверей - Замок в ручке левой двери, запирающийся снаружи ключом. Правая дверь запирается изнутри кузова поворотом внутренней ручки. Поворотные стекла дверей запираются специальными ручками изнутри кузова
Стекла - Закаленные. Ветровое и заднее стекла гнутые
Вентиляция кузова - Местная бессквозняковая; осуществляется поворотом части стекол дверей или опусканием стекол в дверях
Сиденья - Передние - мягкие (из губчатой резины), раздельные, регулируемые в продольном направлении под рост водителя и пасажира. Заднее - мягкое, пружинное, с двухместной сплошной подушкой и спинкой
Оперение - Капот, поднимающийся вверх и отпирающийся изнутри кузова. В открытом положении капот удерживается подпоркой Имеется предохранительный крючок от самопроизвольного открывания капота
Буфера (пеоедний и задний) - Штампованные хромированные
Обивка кузова - Из специальной обивочной ткани и кожзаменителя
Окраска кузова - Синтетическими автомобильными эмалями (ТУ МХП)
Отопление кузова - Независимым отопителем, в котором воздух подогревается и подается в кузов и на обдув ветрового стекла электромотором мощностью в 5 вт
Вес отрихтованного и окрашенного кузова 210 в кг

Емкости заправочные в л

Бензинового бака - 30
Системы смазки двигателя - 2,8
Воздушного фильтра (ванны) - 0,09
Картера коробки передач и главной цередачи - 2
Картера рулевого механизма - 0,4
Ступицы переднего колеса 100 г
Системы гидравлического привода тормозов - 0,4
Переднего амортизатора - 0,2
Заднего амортизатора - 0,15


Говорят, что в семье бывает два позора — беременная дочь-восьмиклассница и Запорожец. Глупости это. Как и многие другие шутки про этот автомобиль, которые сочиняли люди, сидящие в автобусах, трамваях и троллейбусах. “Горбатый” вообще удивительная машина — он собрал в себя все возможные и невозможные недостатки, но ничего милее и уютнее на наших дорогах никогда не было. И, видимо, уже не будет.

Мал клоп да. живуч!

О б истории этого автомобиля написано уже столько, что ничего нового сказать уже просто невозможно. Мы даже как-то пытались развеять некоторые мифы о ЗАЗ 965, причём постарались сделать это весьма аргументировано. Повторяться не будем, поэтому перейдём к чуть более интересной части повествования: о том, как в семье Даниила появилась эта машина. Кстати, никогда не называйте в обществе зазоводов Запорожец “запором” — это считается обидным до невозможности, и за это можно получить по лицу торсионом передней подвески.

Когда Даниил был маленьким, рядом с его домом была охраняемая стоянка, где автовладельцы ставили свои машины. В один прекрасный день её решили застраивать, и машины оттуда пришлось убирать. Но один ЗАЗ 965 оказался никому не нужным. Он стоял долго, его владелец никак себя не проявлял, и машина по запчастям стала переезжать в комнату Даниила. Что поделать: ребёнок очень хотел себе Запорожец… А вот его мама Запорожец не хотела, поэтому запчасти “горбатого” было предложено вынести из комнаты куда подальше, желательно — свалку. И собрать себе автомобиль маленький Даниил тогда не смог.

ЗАЗ 965А три четверти (4)

Потом он вырос и купил себе большую машину. Большую по сравнению с “горбатым” — ЗАЗ 968М. Но вот беда: этот автомобиль хоть и Запорожец, да не тот… Мечта не давала спать спокойно, и пришлось заняться поиском именно 965-го.

И вот наконец спустя год после покупки первого Запорожца в семье появился второй чудесный автомобиль с заднемоторной компоновкой. Было это в 2012 году. Казалось бы, в дом пришло счастье, но нет. И не из-за того, что машину пришлось вытаскивать из кустов, шесть лет ремонтировать и ставить на учёт в МРЭО, а из-за того, что жена Даниила решила, что муж-зазовод — горе в семье. Честно говоря, отчасти она права. Рыскающий по просторам Интернета в поисках запчастей муж с красными глазами — то ещё счастье. Машину от греха подальше утащили на дачу, и пока все нормальные мужики по выходным днём ездили в Ашан со своими жёнами и детьми, а вечером дули пиво с друзьями, Даниил ковырялся в своём горбатом счастье. Делать пришлось многое.

ЗАЗ 965А фара

ЗАЗ 965А воздуховод

Машина, выпущенная в апреле 1968 года, обошлась Даниилу в 20 тысяч рублей. Кто-то подумает, что это много, но на самом деле “горбатых” со сравнительно целым кузовом, а главное — документами, осталось так мало, что торговаться за машину было бы кощунством.

А дальше пошли тяжёлые годы восстановления Запорожца. Найти на него детали не очень просто, а ведь сначала Даниил даже думал сделать из своего Запорожца экспортную версию — “Ялту”. Но от идеи пришлось отказаться: во-первых, негоже “колхозить” и без того редкую машину, во-вторых, всякая мелочёвка для “Ялты” стоит слишком дорого, а в природе практически не встречается.

ЗАЗ 965А три четверти (2)

После шести лет восстановления машина наконец-то выехала на улицы города. Ей как раз исполнилось 50 лет — самое время начинать вторую жизнь.

И смех, и грех

Честно говоря, я немного удивился реакции проходящих мимо автомобиля людей. Мы снимали машину утром в немноголюдном дворике, так что прохожих было немного. Почти все они улыбались, глядя на Запорожец и… спрашивали, что это за машина. Я уже не удивляюсь тому, что у нас на фестивалях путают ЗиС с “полуторкой”, а Виллис — со Студебеккером, но забыть легендарный “горбатый”. Или я здорово постарел, или слишком молодой народ гулял в то утро мимо машины.

ЗАЗ 965А спереди (2)

ЗАЗ 965А спереди (1)

Для некоторых будет неожиданностью, но тот клоп, который кажется маленьким, на самом деле имеет настоящий трёхобъёмный кузов. Если включить фантазию, то можно даже заподозрить в машинке полноценный седан. Правда, двухдверный. Избавьте меня от описания «тёрок Вассермана» (так по имени изобретателя называли решётки воздухозаборников) и прочих известных и видимых вещей. Я отмечу лишь некоторые интересные элементы конструкции.

Не секрет, что при разработке Запорожца конструкторы тщательно рассматривали некоторые импортные аналоги. Например, Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300 и Zündapp Janus. Некоторые до сих пор считают ЗАЗ 965 копией Fiat 600. Это не совсем так, но несущая конструкция кузова Запорожца действительно во многом повторяет фиатовскую. Кузова всех остальных машин оказались для наших условиях либо недостаточно крепкими, либо слишком дорогими в изготовлении. ЗАЗ 965 не мог быть дорогим, поэтому пришлось идти на некоторые ухищрения, которые сейчас кажутся совсем уж бюджетными.

Так, всю боковину кузова штамповали из одного листа металла. Вроде бы, получилось дёшево, но не дай бог помять крыло — придётся менять пол машины. Зато переднее и заднее стёкла тут взаимозаменяемые. Ограничители дверей сделаны как в довоенных грузовиках — из обычных ремней, а мотор вообще никак не крепится к кузову — в машине его удерживает трёхточечное крепление к картеру трансмиссии (мотор с коробкой представляют единый силовой агрегат, который снизу крепится к днищу, а сверху через коромысло к стенке моторного отсека).

ЗАЗ 965А сбоку

Зато “горбатый” может похвастаться такими техническими решениями, которые нельзя было встретить на его иностранных аналогах. Например, передняя подвеска у него торсионная, что позволяет ездить по таким дорогам, куда всякие Фиаты даже не сунутся. Задняя подвеска была независимой, на двух А-образных рычагах с диагональной осью качания. Такого не было ни у Москвичей, ни даже у Волг. Правда, без нагрузки задние колёса стояли “домиком”, а если в повороте сильно нажать на газ, колесо можно было “заломить” под кузов. Но такое случалось не так уж часто: с мотором 887 “кубиков” сильно не погоняешь.

ЗАЗ 965А сзади (2)

Зато сам мотор тоже очень и очень интересен. Он довольно редкой компоновки — V4. Нечто подобное в мире выпускали всего три компании, помимо ЗАЗа: итальянская Lancia, американская AMC и европейский Ford. Причём последний делал два совершенно разных V4 — один для рынка Великобритании, другой — для континентальной Европы. Но вернёмся к Запорожцу.

Вообще, изначально ЗАЗовцы хотели построить оппозитный четырёхцилиндровый мотор (наподобие того, что стоял у немецкого Жука) и даже сделали такой мотор, но его оказалось слишком сложно обслуживать. Пытались воткнуть Запорожцу мотоциклетный двухцилиндровый МД-65, но он для машины оказался слабеньким. Его приходилось хорошо “крутить”, а от этого его ресурс до капитального ремонта сокращался до неприемлемых 30 тысяч километров. Ну, а так как параллельно с разработкой Запорожца думали ещё и над транспортёром-амфибией ТПК, то и мотор решили делать для них один общий. В результате сошлись на конфигурации V4. На первых “горбатых” стоял мотор МеМЗ-965 объёмом 746 см3 и мощностью 23 л.с., в 1962 появился двигатель МеМЗ-966 (887 см3, 27 л. с.), а на нашей машине стоит МеМЗ-966Г образца 1966 года — того же объёма, но выдающий аж 30 л. с.

ЗАЗ 965А двигатель

Как вы знаете, этот мотор с воздушным охлаждением. Для начала 1960-х — самое то: нормального антифриза всё равно не было, сливать на ночь воду зимой было хлопотно, так что чисто теоретически двигатель с воздушным охлаждением был самым правильным решением. Ну а на практике он всё же грелся… Иногда в этом были виноваты сами владельцы: переделывали воздухозаборники, позволяли зарасти ему маслом и грязью, неправильно выставляли угол опережения зажигания.

Впрочем, и сама конструкция получилась не слишком удачной: с дороги летела пыль, оседая на рёбрах цилиндров, стенки цилиндров были тонкими, а ГСМ середины прошлого века качеством тоже не отличались. Кстати, в инструкции по эксплуатации прямо говорили о том, что мыть мотор нужно хотя бы раз в год, а масло использовать и вовсе для дизельных моторов (например, ДП-11): масла для бензиновых двигателей этому мотору не подходили.

В качестве достоинств мотора можно назвать его отличную ремонтопригодность, чему способствовали удобство его демонтажа из машины, съёмные цилиндры и малая масса. Мотор можно было вытащить из машины, забрать с собой и починить дома на кухне, как в мультике про миграцию городского населения в Простоквашино.

ЗАЗ 965А три четверти (1)

Запорожец часто пытаются оскорбить, говоря, что в нём нет совсем никаких удобств. Врут! Есть там удобства. Печки нормальной нет, а удобства есть. Хотя, вообще-то, и печка есть — автономная, ненадёжная и пожароопасная. А вот с комфортом тут порядок.

Во-первых, пролезть во чрево этого тулупа на колёсах не так сложно благодаря заднепетельным дверям, которые распахиваются на немыслимый угол. Во-вторых, тут есть регулировки сидений: водитель может отрегулировать кресло вперёд-назад или изменить наклон его спинки. Есть впереди даже 12-вольтовая розетка, солнцезащитные козырьки, освещение салона и петли на боковых стойках возле крыши (они тут вместо ручек). В целом, очень даже богато.

Читайте также: