Какой ниппель для спиц лучше

Опубликовано: 28.04.2024

Для сборки колеса очень важно подобрать правильную длину спиц. Если возьмёте слишком длинные спицы, то скорее всего они будут выпирать из обода и прокалывать вашу камеру. Если возьмёте слишком короткие, то они будут обламываться и собрать колесо не получится.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Количество крестов
  2. Как измерить длину спиц
  3. Размер ниппеля
  4. Материал ниппеля
  5. Калькулятор
Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все спицы , представленные в нашем магазине

Если вы просто хотите заменить сломанную спицу на вашем колесе, то это идеальный вариант. Банально берёте линейку и измеряете длину целой спицы, а затем заказываете новую максимально соответствующей длины.

Как измеряются спицы

А вот если вы собираете колесо с нуля, то задача может оказаться вовсе не тривиальной. Лет 10 назад, подбор спиц мог оказаться настоящим адом. Люди лезли на форумы, просили советов от профи, взамен получая какие-то сложные формулы для расчёта длины и в итоге плевали на это дело и покупали уже собранные колёса. Сейчас же всё проще чуточку проще, а про основные аспекты, на которые стоит обратить внимание мы сейчас расскажем.

Количество крестов

Сначала нужно решить в какое количество «крестов» вы будете спицевать колёса. Что же это значит? А вот что:

Спицовка в 3 креста

Повальное большинство современных колёс спицуется в 3 креста, так достигается оптимальное соотношение жесткости колеса в поперечном (боковом) сечении и сопротивлению скручиванию (когда вы тормозите дисковым тормозом или разгоняетесь). Но если у вас нет возможности купить спицы необходимой длинны для спицовки в 3 креста, то можно попробовать заспицевать колесо в 4 креста. Это чуть сложнее, зато вы не останетесь без колеса.

Как измеряется длина спиц?

Обращаем ваше внимание, что длина спиц измеряется именно так, как показано на рисунке:

Как измерить длину спиц

Если вы измерите общую длину спицы, то её может не хватить для нормального накручивания ниппеля.

А если нет такой длинны, какую показал калькулятор?

Если калькулятор показывает вам условные 255,5мм и вы не можете найти такую спицу, то не стоит волноваться. Спицы обычно идут с шагом в 1 или 2мм, так что вы можете взять как спицу 254мм, так и 256мм (мы рекомендуем брать чуть длиннее).

Размер ниппеля

Разные ниппели

Посадочная ширина у всех ниппелей одинаковая, а вот высота самого ниппеля бывает разной, 14мм или 16мм для латунных или 12мм для алюминиевых.

Материал ниппеля

У латуни и алюминия есть свои плюсы и минусы, давайте их рассмотрим.

+ Не подвергаются коррозии

+ Никелевое покрытие действует как смазка при сборке

– Нет разнообразия цветов

Если вы скажете, что выбор латунных ниппелей очевиден, то смеем с вами не согласиться. Несмотря на то, что они очень прочные, иногда это может сыграть злую шутку. Там, где мог сломаться ниппель, сломается спица. Согласитесь, ниппель поменять проще, чем спицу, особенно если она установлена со стороны звёзд на заднем колесе.

При сборке колёс на алюминиевых ниппелях вам понадобятся качественные ключи и предельная внимательность, чтобы не переусердствовать и не свернуть их. И не забывайте, что алюминий подвержен коррозии. Если вы часто катаетесь в грязных условиях, то ниппели запросто могут закиснуть на спицах и убрать восьмерку без замены спицы уже не получится.

Калькулятор

Существуют калькуляторы, в которых можно выбрать множество моделей втулок и ободов, например, как этот Pro Wheel Builder Spoke Length Calculator:

Pro Wheel Builder Spoke Length Calculator

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30
на все спицы , представленные в нашем магазине

В принципе, все обозначения понятны и видно, что от вас хотят узнать. Но если у вас большие проблемы с иностранными языками, то советуем вам этот калькулятор от Sapim. Он на русском, так что вы точно поймёте что от вас хотят.

Разная длина спиц

Часто люди пугаются, когда калькулятор выдаёт им разные длины спиц для каждой стороны. Не удивляйтесь, возможно у вас разного размера фланцы, или для компенсации смещения зонта (так называют переплёт спиц) вам нужно воспользоваться более короткими спицами с одной стороны.

Если фланцы одинаковые, а длины спиц всё равно разные, это тоже не ошибка. Из-за наличия на втулке крепления под дисковый тормоз или барабана для кассеты её центр тоже может смещаться и для ровного зонта нужна разная длина спиц.

Если вы в таком случае будете использовать одинаковую длину спиц, то колесо проблематично будет отцентровать. С одной стороны спицы будут либо слишком сильно торчать из ниппелей, или находиться на недостаточной глубине.

О том, как самостоятельно заспицевать колесо мы поговорим в следующей статье.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

nippels

Увы, какие-либо внятные ответы на все эти вопросы в Интернете найти сложно. А то, что есть, больше смахивает на рекламную информацию, которой лично я доверять не могу. Поэтому давайте вместе разберемся с этими вопросами, которые часто волнуют велосипедистов, желающих собрать себе новый комплект велосипедных колес.

С помощью равномерной затяжки всех ниппелей происходит регулировка натяжения спиц, что является одним из самых ответственных моментов при сборке колеса велосипеда и требует от мастера большого опыта и умения.

Ниппеля делают из бронзы, латуни, алюминия и нержавеющей стали. Они бывают длиной 12, 14, и 16 мм. Иногда мне попадались ниппеля размерами 15,6 мм и 12,4 мм, а также 14,2 мм. Но сути дела это не меняет.

Алюминиевые ниппеля для спиц: отзыв и обзор

Это самые легкие ниппеля на рынке. Очень часто бывают анодированы в различные цвета, чем и привлекают велосипедистов для сборки красивых велосипедных колес. Стоимость их выше, чем ниппелей из других материалов. Часто такие ниппеля идут уже комплектом вместе со спицами DT Swiss. Поэтому небольших белых коробочек за более чем 15 летнюю практику сборки колес накопилось у меня не мало.

alu-nippel

Подведя итог, скажу, что подобные ниппеля ни в коем случае не стоит использовать при сборке колес. Поэтому, когда мне на сборку приносят втулки, обода и спицы с комплектом таких ниппелей, я всячески рекомендую использовать ниппеля из латуни.

Латунный ниппель для спиц: отзыв и обзор

Все мои колеса, а их на данный момент 6 пар, собраны именно на ниппелях из латуни. Это крепкие, надежные, неприхотливые ниппеля, который будут работать на ваших колесах долгие годы. Латунь не корродирует довольно долго и имеет очень качественную резьбу.

latun-nippel

Ниппеля для спиц из нержавеющей стали: отзыв и обзор

Ниппеля из нержавеющей стали тоже можно использовать при сборке велосипедных колес. Стальные ниппеля имеют примерно одинаковую цену с латунными. Очень часто такие ниппеля встречаются на стоковых колесах различных велосипедов и порой весьма дорогих. Стоит заметить, что если такие ниппеля анодированы в черный цвет, то особых проблем с ними не возникает, и колеса ходят достаточно долго. Иногда можно наблюдать коррозию, если кататься с такими ниппелями в зимних условиях.

Ниппеля для спиц из бронзы

Такие ниппеля я иногда встречаю на старых велосипедах. Неплохое качество, хорошо противостоят коррозии. Однако ввиду своей мягкости грани таких ниппелей довольно легко сорвать.

Выбор длины велосипедного ниппеля

Я уже писал выше, что, по сути, ниппеля бывают 12, 14 и 16 мм. Какие лучше выбрать? Более длинные ниппеля мы берем в том случае, когда хотим компенсировать более короткую длину спицы, чем нам нужно. Обычно в таких случаях мы берем ниппель 16 мм. Однако помимо этого мною замечено, что длинный ниппель 14 или 16 мм лучше захватывает велосипедную спицу и делает колесо более стабильным.

dlina-nippel

Поэтому почти все мои колеса я собирал на более длинных ниппелях. Расчет длины спиц говорит нам, что всегда лучше взять спицу чуть длиннее, нежели короче. Так, если калькулятор длины спиц показывает нам 291.5, то мы берем длину спицы 292 мм. Так же и с ниппелем. Лучше взять ниппель на пару миллиметров длиннее. Замечено также, что у более длинных ниппелей грани более живучие. С другой стороны, многие сборщики считают, что длина ниппеля не имеют слишком большого значения.

Цветные ниппеля для спиц

Часто на прилавках веломагазинов можно встретить яркие ниппеля для спиц различных цветов (красные, золотистые, зеленые, фиолетовые и другие). Большинство их них сделаны из алюминия. Но, как было отмечено выше, алюминий нам не подходит. Значит, остается выбирать между черными ниппелями и серебристыми. Особой разницы в них нет. На мой взгляд ниппеля, анодированые в черный цвет, лучше противостоят воздействиям внешней среды. Поэтому при сборке колес я, в основном, использую ниппеля черного цвета. Серебристые ниппеля более дешевы, в этом состоит их основной плюс.

alu-nippel-2

Ниппеля с фиксатором резьбы

Нужны ли шайбы при сборке колес?

Интересно, что довольно много алюминиевых колес собираются без использования подобных шайб. А дело все здесь в том, что некоторые непистонированные модели ободов имеют интересную направленную сверловку под спицы. Таким образом, использование шайб в данном случае нецелесообразно.

Также считается, что непистонированные обода сделаны без усилений под спицы не просто так, и стенка таким ободов рассчитана на работу без шайб. И ведь действительно, если посмотреть, то многие современные обода, как правило, не имеют пистонов не только из экономии, эстетики и снижения веса, но и потому, что в них используются более твёрдые сплавы, которые ниппель не задирает при вращении.

Иногда шайбы используются в том случае, если спицы чуть длиннее чем надо. Но это, скорее, исключение из правил.

_%d0%b1%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9

Есть определенные модели ободов, при использовании которых производитель рекомендует использовать шайбы. Стоит заметить, что данные шайбы, или прокладки между ниппелем и ободом бывают различных форм и видов и не похожи между собой по причине того, что обода имеют разный внутренний профиль. А если делать шайбу мягкой, то она со временем перестанет работать и полностью примет форму ниппеля.

Поэтому для того чтобы понять, нужны ли нам шайбы, стоит написать в техническую поддержку производителю ободов. Интересный факт: некоторые модели ободов продаются сразу с шайбами, а хитрые продавцы на барахолках продают шайбы к ободам отдельно. Так что будьте внимательны!

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку


Многие опытные райдеры, пожалуй, согласятся, что в конечных характеристиках колеса немаловажную роль играют спицы, ниппели и качество спицовки. Но зачастую, начинающие (и не только) райдеры при выборе составляющих для нового виллсета заостряют свое внимание только лишь на выборе ободов и втулок, при этом выбирая спицы по принципу: «возьму самые дешевые, главное что втулка и обод у меня крутые!» Некоторые даже приносят в мастерскую новенькие втулки и обода Mavic и просят собрать колеса на старых ниппелях с убитыми гранями…

В этой статье мы расскажем о том, почему нельзя пренебрежительно относиться к выбору спиц, ниппелей и качеству спицовки, а так-же на примере Sapim поможем новичкам разобраться с тем, какие спицы и ниппели им лучше выбрать для того или иного стиля катания (с расчетом на бюджет и вес) и расскажем о парочке ньюансов.

Вы наверное спросите — почему именно Sapim? — дело в том, что их ассортимент наиболее широко представлен в нашем магазине, а главное, мы действительно уверены в этих спицах и писать хотим прежде всего о том, что не вызывает сомнения у нас самих и о том, в чем мы понимаем толк…

Итак, о тонкостях.
Возможно, вам знакома одна из этих историй:

2)Другой райдер откатывал на своем байке уже второй год, при этом катался и зимой и летом, в не зависимости от погодных условий. И вот однажды, по пути со спота домой, он резко вошел в поворот и услышал громкий короткий «дзынь» в районе колеса. Оказалось, что нагрузки во время поворота хватило для того чтобы оторвать спицу в месте её «входа» в ниппель. После такого, он всерьез задумался: «А что, если при приземлении с какого-нибудь семи-метрового дропа повырывает спицы на переднем колесе и я останусь без зубов?» И, внемля своему благоразумию, этот райдер переспицевал свои колеса на новых спицах и ниппелях. А ведь тревожного «звоночка», заставившего вовремя сменить спицы могло бы и не быть…

3)Третий райдер купил хороший обод и стальную втулку с тонкими фланцами, а спицы подобрал наобум и заспицевал колесо у первого попавшегося мастера. Через некоторое время, на одном трейле, съехав по корневой секции, райдер обнаружил, что на колесе появилась не малых размеров «восьмерка», а все спицы еле-еле натянуты, что видимо и послужило причиной возникновения восьмерки. В принципе, ничего страшного, но момент не приятный.
Даже если вы с похожими примерами не сталкивались, подобные истории не редкость в нашей практике. Конечно, далеко не всегда безалаберное отношение к сборке колеса может тут же привести к описанным последствиям, но все-таки, шанс есть, и не малый. А вот правильная сборка и подбор комплектующих очень сильно снизит вероятность подобных оказий.
Ниже мы объясним, от чего могли произойти подобные происшествия и как их можно было избежать:

1) История №1 могла быть следствием нескольких причин:
-Из-за того, что человек собрал колесо в домашних условиях, без использования измерителя натяжения спиц, спицы в итоге имели разную степень натяжения и колесо значительно хуже сопротивлялось нагрузкам, от чего и начали появляться восьмерки.

-Кроме того, райдер не смазал латунные ниппели. А ведь все латунные ниппели должны быть смазаны. Делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).

Мораль первой истории довольно простая: нужно более тщательно относиться ко всем тонкостям сборки (проверка натяжения спиц, смазка латунных ниппелей), а ещё лучше — отдать колесо для сборки в хорошую мастерскую. В частности, в нашей мастерской собирало колеса множество именитых райдеров, в том числе Павел Алехин и Кирилл Бочаров, которые неизменно оставались довольны сборкой своих колес.

2) Вторая история могла произойти из-за следующих факторов:
-Второй райдер так же не стал заморачиватья с выбором спиц и взял самые дешёвые из оцинкованной стали. Спицы из подобных дешёвых материалов сильнее подвержены коррозии, и в месте входа в ниппель были съедены реагентами. Проблему бы решило использование спиц из более качественных и стойких к коррозии материалов.
-Картину дополнило и то, что райдер использовал при сборке колеса самые обычные ниппели, которые под нагрузкой расположились строго перпендикулярно плоскости обода в месте их крепления. Из-за этого в месте выхода из ниппеля, спица изгибается и место изгиба становится менее надежным.
Проблему бы решило использование ниппелей Polyax, которые располагаются более соосно спице, препятствуя сильному её изгибанию.

Мораль второй истории: по возможности нужно выбирать спицы из качественных материалов (например 18/8 AISI 302 или 18/2 AISI204 CU), а так же стоит выбрать ниппели с технологией Polyax, которые исключат сильный изгиб спицы.

Что-ж, основные нюансы мы озвучили. Вдаваться в редкие частные случаи и исследовать тонкие материи мы не стали, т.к. задача этой статейки — раскрыть самые необходимые прикладные моменты для новичков.
Теперь же мы поможем разобраться в том, какие спицы и ниппели выбрать для сборки колес в самых распространенных дисциплинах.
Начнем с простого — с ниппелей. Ниппели мы в любом случае рекомендуем брать с технологией Polyax, т.к. такие ниппели позволяют избежать сильного изгиба спицы при выходе из ниппеля.

Латунные или алюминиевые? Алюминиевые ниппели ничем не уступают по прочности латунным. Усилие, необходимое для того чтобы вырвать спицу из ниппеля, полностью идентично, но алюминий менее долговечен, особенно если колеса «всесезонные». Соль и дорожные реагенты значительно сокращают срок службы алюминиевых ниппелей. Sapim утверждает, что благодаря анодированию срок службы значительно увеличен, правда все еще проигрывает латуни.
Все латунные ниппели должны быть смазаны, делается это для уменьшения трения ниппель-спица (это уменьшает скручивающую нагрузку на спицу при протяжке) и ниппель-обод (это облегчает протяжку).
Алюминиевые ниппели фирмы Sapim не нуждаются в смазке благодаря анодировке, снижающей трение. За счет этого, алюминиевые ниппели предпочтительнее при сборке колес на баттированных спицах.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Итого: для баттированных спиц — алюминиевые ниппели Polyax. Для не баттированных спиц — латунные ниппели Polyax (не забудьте про смазку). К слову, на алюминиевых ниппелях Polyax были собраны колеса триалиста Тимура Ибрагимова и, не нуждающегося в представлении, Павла Алехина. И конечно, множества других серьезных райдеров, чье катание так-же говорит о прочности и качестве ниппелей.

Теперь перейдем к спицам
Прежде, чем приступать к описанию отдельных моделей, мы предлагаем взглянуть на такую памятку
Первое, с чего начнем, это спицы Sapim Strong — самые прочные спицы Sapim. Изначально разработаны для применения на грузовых велосипедах, тандемах и электровелосипедах. Раскрыть их прочностной потенциал на каком-либо другом велосипеде вряд ли получится. К тому-же, колеса на этих спицах будут не достаточно гибкими, так что, если ваш велосипед не электро, не грузовой и не тандем, то мы рекомендуем обратить внимание на другие спицы. Вес — 446 грамм (комплект из 64 спиц).

Бюджетные спицы начального уровня:
– Sapim Basic Zinc.
Комплект из 64 штук весит 431 грамм. Подходят для дорожных велосипедов, а так же для любого другого применения, не требующего низкого веса и высокой прочности. Актуальны при максимально ограниченном бюджете.
– Sapim Basic Leader.
Спицы более высокого качества, но все ещё являющиеся актуальными при ограниченном бюджете. Могут применяться для большинства стилей катания. Комплект из 64 штук весит 431 грамм.

Прочные спицы для гравити дисциплин:
– Sapim Race.
Баттированные спицы из нержавеющей стали. Вес комплекта 64 шт — 363 грамма. Недорогие прочные и относительно легкие спицы, подходящие для любых, в т.ч. и гравити дисциплин. Обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание, поэтому будут подходящим выбором для самостоятельной сборки. Позволяют собрать хорошие колеса при небольших финансовых затратах. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса
– Sapim Force.
В сущности — более суровая версия Race. Основная область применения — экстремальные дисциплины. Весят чуть больше — 377 грамм (комплект 64 шт), но и обладают большей прочностью и все ещё не высокой ценой. Так же являются хорошим выбором для самостоятельной сборки, т.к. обладают хорошей сопротивляемостью на скручивание. Оптимальный выбор для сборки хорошего и не дорогого колеса для гравити.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Спицы верхнего модельного ряда:
– Sapim Laser.
Баттированные спицы с диаметром в центральной части 1,5 мм. Выполнены из дорогого высокопрочного сплава 18/8 AISI 302, который, помимо высоких прочностных характеристик, обладает повышенной стойкостью к коррозии. Благодаря низкому весу — 273 грамма (64шт) являются идеальным вариантом для дисциплин шоссе и кросскантри. При этом они обладают приемлемой прочностью и хорошей гибкостью и по этой причине могут использоваться для гравити дисциплин, от триала до фристайла (хотя официально использование с дисковыми тормозами не рекомендуется). Ввиду малого диаметра в центральной части, не так хорошо противостоят нагрузкам на скручивание, поэтому рекомендуется собирать колеса на этих спицах у опытного мастера. Колеса на этих спицах хорошо гасят нагрузки и долго служат. К примеру, на таких спицах катается триалист Тимур Ибрагимов и фристайлер Илья Бобков.

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку

– Sapim CX-Ray.
Аэродинамические спицы, демонстрирующие наибольшие прочностные показатели среди аналогов. Весят как аналогичные титановые спицы — 279 грамм (комплект 64 шт.). Благодаря своей высокой прочности и гибкости подходят для всех дисциплин велосипедного спорта. В сечении имеют овальную форму, благодаря чему обладают наилучшими аэродинамическими характеристиками. Полностью совместимы со стандартными моделями втулок. По мнению многих опытных райдеров, катающих гравити, главное их преимущество — это даже не аэродинамика, а прочность и гибкость.
По словам Кирилла Бочарова, когда вваливаешь на колесах с такими спицами по колбасне, создается ощущение, что колеса сами объезжают препятствия за счет своеобразного флекса и отлично гасят удары от не возвращенных випов. При этом, такой флекс вовсе не мешает эффективно вкручивать.
Ну и завершающим аргументом в пользу надежности этих спиц стало то, что в нашей мастерской на этих спицах собрал себе колеса Павел Алехин и благополучно выиграл на них White Style 2013, сделав бэкфлип-даблвип!

Блог компании MTB Shop: Сборка колеса - какие спицы и ниппеля выбрать? *Новичкам на заметку


Но, разумеется, это спицы высокого ценового сегмента и требующие немалых умений мастера при сборке колеса. Ниппели к таким спицам лучше выбрать алюминиевые.
К слову, не так давно в наш магазин пришла большая поставка спиц Sapim и цепей Connex, так что если перед вами стоит задача обновить колеса или трансмиссию — милости просим!

Вот на этом, пожалуй, всё. Мы надеемся, что статья окажется полезной для новичков, поможет им с выбором спиц и предостережет от возможных ошибок. Более подробную информацию по сборке колес вы можете почерпнуть в отличных статьях опытного мастера Анзора Шухова: статья №1, статья №2, статья №3; из которых мы взяли кое что и для нашей статьи.

За сим, желаем вам отличных колес и удачного сезона!
Искренне ваш MTB Shop

В предыдущей статье мы с Вами рассмотрели такую часть велосипеда, как колесо. А точнее, не само колесо, а его общие особенности и различие размеров. И, как обещалось в предыдущей статье, сегодня поговорим о спицах и ниппелях.

И вправду, спицы – какое их прямое предназначение? Почему спицы, а не цельный диск, как, например, у автомобиля?

Из этой статьи вы узнаете:

1. Что такое спицевой набор?

2. Виды спицовки колеса.

3. Радиальный набор спиц.

5. Типы спиц, их строение и материал изготовления.

Помните наших аристократов 19 века, которые катались на велосипедах с колесами карет? Это самое простое колесо со спицами. Строение колеса было примерно таким: деревянный обод, ступица и несколько деревянных спиц. Спицы в колесе работают на сжатие, поочередно. Иными словами, в момент, когда спица находится внизу перпендикулярно земле, она принимает весь вес велосипеда, но колесо крутиться, и спицы неким образом «чередуются» и сжимаются по очереди. Все было хорошо, вплоть до 1820 года.

Джордж Кэйли сформулировал теорию упругости, которая изменила весь мир. А точнее, представление о спицах 🙂 Теория интересная, но мы же не на уроке физике, поэтому покажем все на примере велосипеда. Спица, которая работает на сжатие, должна иметь диаметр больше, чем спица, работающая на растяжение, для обеспечения одинаковой прочности. А соответственно, спица с меньшим диаметром иметь меньший вес. И тут понеслось…. Сначала искали подходящий материал, ведь дерево не подходит, взяли за основу сталь, а потом начали придумывать, как превратить спицу, работающую на сжатие, на спицу, которая будет работать на растяжение. И вот, это было придумано! Современная спицовка колеса – явный пример.

Первое колесо с такой спицовкой было сконструировано только через 47 лет, в 1867 году Медисоном Каупер, и не для велосипеда, а для шасси аэроплана. Также на таком колесе была установлена пневматическая покрышка. О развитии покрышек велосипедных колес читайте следующую статью .

Следующее серьёзное изменение спицовки колес состоялось недавно. Фирма Mavic предложила «вилсет», где часть толстых спиц из карбона работают на сжатие и на растяжение.

Спицевой набор

Спицевой набор – это некое количество спиц расположенных в колесе в определённом порядке. Задачи такого набора следующие: центрирование обода , расположение обода относительно фланцев втулки, удерживание формы колеса, обеспечение прочности и жесткости колеса, а также равномерное распределение нагрузки по колесу. Колесо должно быть жестким в радиальном и поперечном направлениях, а также иметь достаточную крутильную жесткость. Чем выше радиальная жесткость, тем легче колесо переносит удары при преодолении препятствий и меньшая вероятность получение деформации типа «яйцо» или вообще поломки колеса. Большой запас поперечной жесткости исключает возможность появления восьмерок на колесе. Но это еще не все. Бывают случаи, в связи с неправильной спицовкой, на вираже покрышка цепляет перья рамы. Это происходит за счет маленькой поперечной жесткости, колесо прогибается и может лопнуть. Что очень и очень плохо. Тангенциальная, то есть, крутильная жесткость обеспечивает возможность передачи движения от педалирования и торможения. Чем лучше колесо «крутит», тем легче велосипедисту ехать!

А теперь поговорим о видах спицовки колеса: как, куда, зачем?

Чем больше угол наклона спицы к радиусу колеса, это может быть вплоть до 90 градусов, тем больше образуется крестов. Также на количество крестов влияет диаметр фланца втулки, обода, и конечно же, количество спиц. Когда спица расположена к ободу под углом, близкому к 90 градусов, тогда на нее действует наименьшая сила. Также, такое колесо эффективнее при разгоне, а торможение происходит без лишних вибраций, и велосипед останавливается быстрее. А если колесо имеет наименьшее количество крестов, спицы, соответственно, станут короче, и массу будут иметь меньшую, возрастает поперечная жесткость.

Именно поэтому нужно выбирать колеса, исходя из стиля своей езды. Каждый должен решить, какой набор ему подойдет. А для того, чтобы Вы лучше сориентировались и разобрались в достоинствах и минусах каждого набора, рассмотрим один из видов набора поподробнее.

Радиальный набор, очень слабый, но красивый набор. В таком наборе спицы не пересекаются, а идут по радиусу колеса, получается что-то типа «солнышка». Спицы получаются короткими, а соответственно легкими и еще аеро-динамичными. Если Вы внимательно читали предыдущий абзац, то уже сделали вывод, что из-за отсутствия крестов колесо имеет большую поперечную и маленькую крутильную жесткость. Но это еще не все особенности такого набора спиц! Спицы работают не только на растяжение, как при крестовом наборе, а и еще на изгиб. Взгляните на картинку, и поймете. Именно поэтому такое колесо используют только в качестве переднего, да и то, редко очень, ну прям очень редко…. А чтобы использовать похожий радиальный набор на заднем колесе, придумали комбинированный набор. Одна сторона имеет радиальный набор, а другая тангенциальный. Благодаря этому колесо получается максимально жестким и долговечным.

Да, и еще! Если на колесо с радиальным набором установить дисковый или роллерный тормоз, велика вероятность поломки спиц при экстренном торможении. Поэтому устанавливаются только ободные тормоза. Думаете это все особенности этого набора?? Эх, если бы…. Спицы имеют свойство самостоятельно выкручиваться, а фланец втулки может не выдержать нагрузки и разрушиться, в самый неподходящий момент.

Допустим, с набором спиц мы с Вами определились. Но это только начало нашего с Вами путешествия по миру «Спиц и ниппелей».

Если спицы постоянно натягивать, а потом ослаблять (или этот процесс будет проходить произвольно), они долго не протянут и лопнут в местах напряжения. Существует два вида натягивание спиц. Первый, традиционный, используется в колесах с числом крестов от 2 до 4 и натяжением от 40 до 80 кг/с. Ну а второй способ придумали инженеры компании Shimano и сила затяжки равна 120 кг/с! Но это еще не все, количество спиц уменьшилось до 16 штук на одно колесо. Благодаря чему же произошел большой скачек в прочности, и получилось значительное уменьшение веса колеса? Читаем дальше!

Какие спицы лучшие?

Во-первых, это перевернутые спицы. Получается, что регулировочная головка спицы находится не в ободе, как мы привыкли, а во втулке. Смотрите фото. Таким образом, вес всего колеса значительно уменьшается, а соответственно уменьшается момент инерции.

Во-вторых, это парно-перекрестное расположение спиц. Иными словами, спицы с правого фланца втулки крепятся к левой боковине обода по касательной, и наоборот. Благодаря такому простому решению удалось увеличить силу натяжения спиц и равномерно распределить усилие на обод. Также возрастает и общая поперечная жесткость колеса.

В-третьих, полурадиальный набор. О нем мы писали выше, но напомним вкратце еще раз. Получается, что левая сторона колеса заспицована в один крест, а правая имеет спицовку типа «солнышко», то есть, без крестов, вообще. При комплексном применении выше перечисленных пунктов, включая данный, поперечная жесткость колеса увеличилась на 20%.

В-четвертых, это геометрия спиц. Спицы используются уже не круглые, а плоские, что дает прирост в аэродинамике и увеличение амортизационных свойств обода.

Вот Вы уже знаете секреты самого лучшего и самого легкого колеса от компании Shimano.

Мы в 4-ом пункте затронули вопрос о геометрии спиц, а это очень интересный вопрос, ответы на который читайте ниже.

Прямые спицы действительно можно натянуть сильнее, они долговечнее, а колеса жёстче. И совсем не проблема с собой возить несколько запасных спиц, на случай непредсказуемых обстоятельств. Но дело в том, что обычный велосипедист этого не заметит на своем велосипеде. Плюсы настолько малы, что на практике гораздо проще и не в ущерб поставить классические спицы и не заморачиваться. Применение таким спицам – это большой спорт, и точка.

Да, и еще, чуть не забыли! Мы говорили о перевернутых спицах и уменьшении момента инерции, так это значение очень мало, что им также можно пренебречь, если Вы не мировой чемпион.

Spinergy – стоит, или не стоит?

Spinergy – это литые колеса, примерно такие же, как на современных автомобилях, но большого диаметра. Давным-давно колеса автомобилей и мотоциклов так же были спицоваными. Позже, с развитием инженерии, стали изготовлять штампованные диски, или литые «титаны», колеса из титанового сплава, которые намного прочнее, чем спицованые колеса, а вес имеют тот же. И вот, следуя за развитием, техники на велосипед решили также устанавливать похожие диски. Они имели небольшое количество лопастей, от 3 до 6, изготовленные из карбона. Аэродинамика колесо действительно возросла, а также увеличилась «крутильная» жесткость и поперечная жесткость. А минусы, их всего два, это большой вес и еще большая цена 🙂

Но, но, но…. Если мы с Вами сейчас не наблюдаем велосипедов с колесами типа Spinergy, это не значит, что о них забыли. Велосипедные инженера толковые парни, и пошли изучать эту конструкцию дальше и получили, то чего хотели!

Варианта дисковых колес существует два: либо поверх спиц устанавливаются круглые диски, либо колесо без спиц вообще, но с дисками их высокопрочных полимеров и углепластика. Второй случай лучше, так, как вес и момент инерции намного меньше первого.

И снова, ребят, не нужно бежать в магазин и покупать себе такие колеса, если Вы не участник чемпионата. Дело в том, что такие колеса всё равно тяжелые, по сравнению с колесами со спицами, и они также намного дороже, а и еще они имеют большую площадь, одно колесо, около 0,4 квадратных метра. А два колеса, это квадратный метр. Если Вас застанет боковой ветер, это будет очень, очень плохо!

И так, как получается, что старый спицевой набор колеса намного лучше всех новинок, считаем нужным посвятить окончание статьи описанию самой спицы.

Типы спиц, их строение и материал изготовления

Спица имеет два компонента, это длинный стержень, у которого с одной стороны резьба, а с другой стороны – головка, выгнута под углом 90 градусов к стержню, и с ниппеля – это головка, которая накручивается на резьбовую часть стержня. Спицы и ниппели изготовляют из разных материалов, самые дешевые – из стали, которая очень тяжелая и имеет свойство быстро ржаветь; никелированной бронзы, или латуни; а также из дорогого алюминия. Все же лучшим материалом для спиц есть нержавеющая сталь, а для ниппелей – бронза или латунь.

А по сечению, спицы могут иметь, постоянное круглое сечение, а также переменное. Это тот случай, когда несколько сантиметров от края спицы диаметр спицы один, допустим 2,2 мм, а центральная зона имеет диаметр в 1,8 мм. Аэродинамика таких спиц намного лучше, вес меньше, а характеристики жесткости такие же.

И вот, если Вы дочитали до этого места, значит, не зря мы писали статью, и Вы стали на порядок лучше, имея полезный багаж знаний о спицах. Умейте правильно его применять, это самое главное. Хотите еще знаний? Подписывайтесь на рассылку и все новые статьи моментально будут приходить Вам на почту! А дальше мы поговорим об ободах велосипеда, будет интересно, и полезно.

Зачем в велосипедном колесе такое множество тонких стальных спиц, и как они туда попали, - это первый вопрос, возникающий в непредвзятом сознании при взгляде на двухколесный аппарат. Прежде всего вспомним юного денди, который выехал обкатывать свой «свежесрубленный» байк, поставленный на пару тщательно сделанных, изящных деревянных колес, снятых, судя по всему, с кареты.

Колеса имели деревянный обод, ступицу и некоторое количество толстых деревянных спиц. Эта конструкция известна уже несколько тысяч лет. В таком колесе весь вес принимают на себя спицы, поочередно работающие на сжатие. В этом смысле карета, телега и старинный велосипед похожи на сороконожку с большим количеством длинных ног. Вместе взятые, они много весят, но работа их неэффективна. Как следует из теории упругости, длинный линейный элемент, работающий на сжатие, должен иметь большие поперечные размеры (соответственно, больший вес), чем элемент, работающий на растяжение. Впервые этот факт был осознан изобретателем Джорджем Кэйли, который в 1820 году понял, что можно сильно сэкономить на весе, если сконструировать колесо, в котором спицы работают не на сжатие, а на растяжение. Само собой, дерево оказалось не лучшим материалом для новой конструкции. Но эта идея привела в дальнейшем к разработке современного велосипедного колеса, в котором проволочные спицы постоянно растянуты, в то время как сжимающая нагрузка воспринимается ободом, который можно сделать весьма тонким, легким, жестким и достаточно устойчивым.

В 1867 году Медисон Каупер собрал первые подобные колеса. Именно колесо с проволочными спицами и надувными шинами сделало велосипед удобным, практичным и достаточно быстрым. Кстати, Кэйли интересовал не велосипед, а самолет, и он много сделал для зарождающейся авиации. Его задачей было сделать шасси аэроплана максимально легким.

Но мир меняется быстро. Фирма Mavic недавно предложила колеса (готовые «вилсеты»), где часть толстых карбоновых спиц работает и не только на растяжение, но и на сжатие.

Спицы в колесе образуют так называемый спицевой набор, который решает несколько задач: центрирует обод, задает его положение относительно фланцев втулки, перераспределяет нагрузку равномерно по ободу, удерживает форму колеса и помогает обеспечивать его прочность и жесткость. Жесткость бывает разная. Радиальная жесткость определяет способность колеса воспринимать вес велосипедиста, удары при преодолении препятствий и неровностей на дороге. «Крутильная» (тангенциальная) жесткость - это возможность передачи крутящего момента при педалировании и торможении. Поперечная жесткость противодействует боковому изгибу обода и его боковому перекосу, если усилия направлены перпендикулярно плоскости колеса, например, во время поворота или бокового сноса. Если поперечная жесткость недостаточна, то на вираже покрышка начинает цепляться за перья.

Вариантов спицевого набора может быть несколько. Они отличаются друг от друга количеством пересечений спиц, идущих к одному фланцу, как говорят, «крестов» (см. рис). Количество спиц в колесе кратно четырем, кроме случая радиального набора, когда оно кратно двум.


Рис . Виды крестовых наборов

Изредка встречаются и экзотические наборы, например, Hibrid Grows foot - смешанный спицевой набор типа «Воронья лапа» («Вороний след»), в котором количество спиц кратно трем. В последнее время все чаще появляются спицевые наборы, которые не только кратны двум, что понятно, но и спицы в них сгруппированы по парам (2,4. ), и каждая группа отделена хорошо видным промежутком. Мода, что тут поделаешь. Каждая спица в наборе подходит к своему отверстию во фланце втулки под определенным углом наклона к радиусу колеса. Чем больше в колесе спиц, тем больше требуется крестов для того, чтобы этот угол был близок к оптимальному, равному 90°, - тогда на спицу действует минимальное усилие (см. рис.). Количество крестов зависит от диаметра фланца втулки и количества спиц. Увеличение фланца позволяет сократить количество крестов. Колесо из 48 спиц имеет обычно 5 крестов, из 40 - 4 креста, из 36 -4 или чаще 3, из 32 - 3,28 или 24 спиц - 2 креста. Но нередко встречаются и отклонения от данного правила.


Рис. Спица на втулке

Чем меньше в наборе крестов, тем короче спицы, меньше их масса, и тем больше поперечная жесткость колеса. Чем больше количество крестов, тем ближе угол наклона спиц к 90°, то есть к касательной к фланцу. В этом случае возрастает «крутильная» жесткость колеса, оно эффективнее при разгоне, велосипед становится более приемистым, а при торможении несколько снижаются энергетические потери на вибрации в колесе. Набор в 1, 2, 3, 4 и т.д. креста называют полутанген-циальным.

Наборы колеса

Радиальный набор, 0 крестов - спицы идут по радиусу колеса «солнышком» и имеют минимальную длину. Колесо получается чуть более легким, с несколько меньшим аэродинамическим сопротивлением, с большей поперечной, но низкой «крутильной» жесткостью. Нагрузка по ободу распределяется менее равномерно, чем при крестовом наборе, спицы работают больше на изгиб, чем на растяжение. Поэтому радиальный набор применяется только для передних колес. Кстати, на такие колеса возможна установка только ободных тормозов. Для дисковых и роллерных, расположенных на втулке, радиальный набор не подходит. Нагрузка на спицы радиального набора при экстренном торможении значительно возрастает (по некоторым оценкам, в 4-6 раз, особенно если делать стойку на переднем колесе), и их может вырвать из обода. Кроме того, у радиального набора есть две особенности. Во-первых, возможность самопроизвольного выкручивания ниппелей спиц, во-вторых, повышенная вероятность разрушения фланца втулки в месте крепления спицы.


Рис . Из рисунка понятно, что колесу с радиальной спицовкой (солнышком) дисковые и роллерные тормоза противопоказаны.

Полурадиальный набор применяется для заднего колеса. С одной стороны фланца имеется радиальный набор, а с другой - полутангенциальный. Идея такого набора состоит в выравнивании натяжения и высоты «зонтов» спиц с обеих сторон. Благодаря этому колесо получается максимально жестким и долговечным. Иногда такой спицевой набор используется вместе с несимметричным ободом со смещенными на 2-3 мм влево рядами отверстий.

Предварительное натяжеиие спиц

Существует правило, согласно которому стандартные усилия, возникающие в спицах при быстром старте, интенсивном торможении, качении по неровному грунту (радиальные нагрузки) и повороте или скольжении (боковые нагрузки) не должны превышать предварительного натяжения спиц, создаваемого при сборке колеса. В противном случае часть спиц в момент максимальной нагрузки начинает работать на сжатие. А сжатие сразу приводит к изгибу. Повторяющиеся циклы натяжения и ослабления приводят к накоплению усталости в местах изгиба спиц (у головки) и в дальнейшем к разрыву спицы. Имеют место два подхода к натяжению спиц. Первый, традиционный, рекомендует сборку колеса в 2, 3 или 4 креста и натяжение спицы 40-80 кг/с. Другой подход реализован в колесах фирмы SHIMANO, у которых натяжение спиц в среднем составляет 120 кг/с. Вместе с новыми конструктивными решениями это позволило уменьшить количество спиц до 16 штук на колесо.

  1. Перевернутые спицы. Спицы устанавливаются как бы «вверх ногами», ниппели зажимаются во втулку со ступенчатыми фланцами, а головки устанавливаются внутри обода, на боковой стенке с помощью прецизионных шайб. Вес обода значительно уменьшается, так как убирается металл с основания (внутренней окружности) обода, где раньше были ниппели, давление от головки спицы равномерно распределяется на большую площадь, а более тяжелые ниппели теперь находятся около оси вращения колеса. Таким образом, вредный момент инерции колеса стал чуть меньше.
  2. Парно-перекрестное расположение спиц. Спицы с правого и левого фланцев расположены в одной плоскости и подходят к противоположным боковинам обода по касательной. В результате симметричная силовая схема позволяет увеличить натяжение спиц и более равномерно распределить нагрузку по ободу. Перекрестное положение спицувеличиваетэффективное рабочее расстояние между фланцами втулки примерно на ширину обода, а поперечная жесткость колеса возрастает.
  3. Полурадиальный набор. В один крест с левой стороны и «солнышком» с правой, около кассеты. Таким образом выравниваются «зонты», и увеличивается база (основание треугольника) между ниппелями спиц с 44 мм до 52 мм. Совместно примененные пункты № 2 и № 3 позволяют увеличить поперечную жесткость колеса на 20%.
  4. Плоские спицы. Обод с плавными обводами и 16 плоскими обтекаемыми спицами имеет меньшее сопротивление, чем колесо со стандартным спице-вым набором. При этом его радиальная (вертикальная) жесткость меньше, чем у стандартных ободов с обычным спицевым набором, что позволяет колесу несколько амортизировать удары, и продлевает его жизнь.

Спицы прямые и спицы, работающие на сжатие

После того, как велосипедная индустрия впервые представила колеса, собранные на прямых спицах без J-образного закругления у втулки, у новой технологии тут же нашлись и ярые противники, и верные поклонники. Первые мотивировали свое нежелание связываться с новинкой тем, что классические J-образные спицы можно найти где угодно, а что делать, если вдруг выбьет новомодную прямую спицу? Сторонники прямых спиц говорили, что возить с собой в рюкзаке пару запасных спиц - совершенно не затратное дело, а жесткость колеса на прямых спицах выше и стабильнее по времени, чем обычного.

Правда, как это часто бывает, где-то посередине. Действительно, прямые спицы позволяют изначально задавать очень высокий уровень натяжения, и на практике известно, что колеса с прямыми спицами «держат строй» дольше, чем с J-образными. С другой стороны, все это настолько тонкие моменты, что обращать на них внимание нужно далеко не в первую очередь. А кроме того, следует отметить, что та или иная компоновка спицевого набора в большей степени зависит от политики производителя, чем от здравого смысла и технических характеристик.

За примером далеко ходить не надо - фирма Mavic, признанный лидер в производстве высококлассных колес и ободов, упорно оснащает свои «вилсеты» только прямыми спицами. И более того, год назад объявила о производстве сверхдорогих шоссейных колес с трубчатыми карбоновыми спицами, работающими на сжатие! Французский производитель заявил, что данная разработка увеличивает жесткость колеса и, кроме того, полностью снимает вопрос равномерности натяжения спиц при воздействии боковой нагрузки. Все бы хорошо, да вот только непонятно, как тогда понимать классически установленные тангенциальные спицы на правой стороне заднего колеса, необходимые для передачи усилия от втулки к ободу? Да и аэродинамическое сопротивление толстенных карбоновых трубок вполне может свести на нет все преимущества в жесткости колеса. А цифры с графиками, предоставленные производителем, вовсе не означают реальных преимуществ в эксплуатации.

Поэтому еще раз стоит повториться: расположение спиц и тип спицовки колеса - это большей частью средство привлечения внимания к продукции. С такой же позиции можно рассматривать и «революционную» схему размещения спицевых ниппелей в колесах Cane Creek, где ниппели сгруппированы не у обода, а у втулки. Элементарные расчеты показывают, что момент инерции колеса в сборе при такой компоновке по сравнению со стандартной схемой снижается на еле заметную величину, которой вполне можно пренебречь. А приведенная на сайте производителя математика - лишь маркетинговый инструмент для привлечения внимания, не более. Или взять составные спицы в колесах Cranck Brothers Cobalt - здесь вопрос взаимозаменяемости стоит не только остро, а чудовищно остро. А основная прелесть колес - в их фантастическом внешнем виде и не менее фантастической цене.


Рис. Виды спиц

Велоконструкторы постоянно оглядывались на гоночные автомобили и мотоциклы, которые давным-давно прошли стадию спицевания и гоняют сейчас, сломя голову, на литых или штампованных колесах. В таких колесах плоских обтекаемых спиц (лопастей) совсем немного, в среднем от 4 до 8. Соответственно, аэродинамика таких колес действительно хороша, поэтому аналогичные конструкции сделали и для велосипедов, заменив сталь на карбон (углепластик). В велосипедных колесах лопастей бывает от 3 до 6, обода обычно композитные, карбон с алюминием. Бюджетные конструкции могут быть неразборными, а более прогрессивные и дорогие позволяют менять лопасти, обода и ступицу колеса. К их достоинствам можно отнести хорошую аэродинамику, высокую «крутильную» и поперечную жесткость. Радиальная, или вертикальная жесткость обычно излишне велика, что не есть хорошо для горных велосипедов.

Недостатки: конструкторы потеряли из виду, что велосипедное колесо большое, слабо нагруженное и лучше всего подходит для спицевого набора. Когда колесо становится меньше, а нагрузка резко возрастает, спицы теряют свои преимущества. Отказ от спиц наблюдается практически повсеместно - у автомобилей, скутеров, мотоциклов. У современных спортивных автомобилей литые или штампованные колеса не уступают по весу колесам со спицами, и при этом существенно проще в обслуживании и меньше стоят. А для велосипедных колес это не самое лучшее решение. Большой вес и заоблачная цена помешали сколь-нибудь широкому распространению велосипедных углепластиковых колес типа SPINERGY. Похоже, что это тупиковый вариант.

Дисковый набор

Литые или штампованные автомобильные колеса со спицами и колеса типа SPINERGY у велосипедов на самом деле являются переходной формой от спицевого набора к дисковому колесу. Возможны два основных конструктивных варианта дисковых велосипедных колес.

Первый вариант: на обычное колесо со спицами устанавливаются круглые обтекаемые диски. При этом заметно возрастают вес и момент инерции.

Второй вариант: колесо без спиц формуется из двух половин. Применяются материалы на основе высокопрочных полимеров и углепластиков. Вес и момент инерции возрастают, но не так сильно, как в первом варианте.

Действительно, такие колеса имеют существенные преимущества по аэродинамическому сопротивлению и характеристикам «крутильной» и радиальной жесткости, которые меняются нелинейно. Чем больше скорость, тем более жестким становится колесо, что очень хорошо для гонок. Но есть момент, который для простых велосипедистов сводит преимущества от дисковых колес на нет. Кроме цены, веса и момента инерции колесо с диском, если посмотреть сбоку, имеет довольно большую площадь, порядка 0,4 м 2 . А два колеса — это почти уже один квадратный метр! Сильный боковой порыв ветра, например, в момент выезда из леса в поле или из узкой улицы на широкую площадь, может запросто «переставить» тяжелый мотоцикл или легковой автомобиль на 2-4 метра в сторону. Или даже перевернуть грузовую фуру. Ну а легкий велосипед с такими «парусами» просто унесет в кусты. Поэтому колеса с дисковым набором находят довольно ограниченное применение для трековых, шоссейных и рекордных гонок, и чаще всего их ставят назад.

Спицы и ниппели

  • Они достаточно устойчивы к коррозии и имеют долгий срок службы;
  • Они не «прикипают» намертво к алюминию, стали или титану. Две детали в комбинации алюминий-алюминий, алюминий-титан или алюминий-сталь, состыкованные на резьбе или на трении, могут образовать неразъемное химическое соединение. Никакой керосин и прогрев, как в случае соединения сталь-сталь, не поможет. Поэтому таких соединений стоит избегать, не ставить алюминиевые ниппели с титановыми спицами, а имеющиеся следует регулярно разбирать и смазывать;
  • Как учит нас теория упругости, если длинная, тонкая спица, работающая на растяжение, сделана из высокопрочной стали, то узел крепления, ниппель, должен быть из более пластичного, вязкого материала с меньшей прочностью на растяжение. Тогда вся конструкция - колесо со спицами - будет служить долго и верно.

Размеры и калибры спиц

Раньше существовало несколько систем измерения диаметра спиц (калибра проволоки, wire gauges): американская, английская и французская. Сейчас применяется международная система ISO, где все размеры даны в миллиметрах. При этом на спицевых ключах традиционно обозначается не диаметр спицы или размер ниппеля «под ключ», а калибр проволоки, из которой изготовлены спицы - 13G-19G (см. таблицу).

Международная система калибровки спиц


Лучшие спицы делают из нержавеющей стали (stainless steel). Она прочна и не коррозирует. Иногда колеса собирают на хромированных или оцинкованных спицах из углеродистой стали. Они менее прочны и подвержены коррозии. Эксклюзивные спицы делают и из титана, но их можно ставить только с бронзовыми ниппелями. Это не дает большого преимущества в весе перед стальными спицами с алюминиевыми ниппелями. Все чаще появляются и спицы из карбона.

Резьбу для ниппеля можно нарезать, что несколько ослабляет спицу или накатать, что делает ее более прочной.

Спицы могут быть как постоянного круглого сечения по всей длине, так и переменного сечения. Например, Double-butted: диаметр спицы в центре меньше, чем на концах, в местах закрепления в ободе и фланце. Спица испытывает неравномерную нагрузку. В местах крепления к ободу и к фланцу, в местах концентрации напряжений, нагрузка всегда больше, чем в центре, поэтому диаметр в центре спицы можно уменьшить без потери прочности, и сэкономить на весе. Такой более тонкий участок (тонкая секция) придает спице большую эластичность, что позволяет ей упруго растягиваться на большую величину по сравнению со спицей постоянного круглого сечения. В момент резкой ударной нагрузки наиболее нагруженные спицы могут достаточно удлиниться, чтобы перераспределить нагрузку на соседние

Аэродинамические спицы имеют сечение double-butted, и выпускаются в двух вариантах, с эллиптической или плоской центральной частью.

Основной методом изготовления спиц является волочение (протягивание) проволоки через фильеры. Поэтому говорят, что спицы «тянутые». Проволока разрубается на заготовки, после чего накатывается или нарезается резьба, формуется головка и производится термообработка. Некоторые фирмы, например DT Swiss, делают высококачественные спицы, используя технологию холодной ковки.

Читайте также: