Куда сдать старые покрышки в череповце

Опубликовано: 22.04.2024

Череповчанин Виктор Сергеевич после замены резины собирался оставить старые покрышки в шиномонтаже, но ему отказали в приеме. Выкидывать их тоже нельзя. С вопросом, как правильно избавиться от использованных шин, он обратился в «Речь».

Каждый год в сезон «переобувания» машин можно увидеть горы выброшенных старых покрышек в мусорных баках, на контейнерных площадках и на обочинах дорог. Таким образом увеличивается объем незаконного сброса шин, что наносит вред экологии.

За консультацией по этому вопросу мы обратились в комитет охраны окружающей среды мэрии. Там нам ответили, что изучение способов утилизации шин — актуальная и важная проблема в наше время.

Сотрудники «Чистого следа» нам сообщили, что предприятие не занимается утилизацией автомобильных шин, поскольку это не заложено в их лицензии. Пункт приема автомобильных покрышек расположен на улице Городского питомника, 5-б, перед территорией мусоросортировочного комплекса. От физлиц старые шины принимаются абсолютно бесплатно: от одного человека не более пяти покрышек диаметром до 20 дюймов.

У «Чистого следа» заключен договор с экологическим центром, который в дальнейшем будет принимать покрышки на обезвреживание. Нести расходы за сдачу использованных шин центру будет регоператор.

Все это делается для того, чтобы люди не складывали покрышки на контейнерных площадках, поскольку они предназначены для накопления твердых коммунальных отходов.

Также сотрудники «Чистого следа» рассказали нам, что покрышки нельзя транспортировать с иными видами коммунальных отходов, потому что перевозчики и региональный оператор могут подвергаться определенным рискам. Поэтому была придумана акция по сбору старых покрышек, которые являются отходами четвертого класса опасности.

Позвонив в несколько шиномонтажей, мы, как и наш читатель, получили отказ в приеме старых покрышек. Правда, в одном из шинных центров нам сказали, что использованные шины они принимают, но сдать их автовладелец может только за деньги.

В «Природоохранном центре — Групп» нам сообщили, что от человека, который является экологически сознательным и не хочет загрязнять окружающую среду, покрышки могут принять бесплатно. Но только в количестве четырех штук с легкового автомобиля. Если человек заявит большее количество шин, то ему предложат сдать их на платной основе. Как нам сказали в организации, «по факту общения по телефону» сотрудники сообщают, куда можно привезти старые покрышки.

Также с «Природоохранным центром — Групп» заключают договоры лицензированные шинные центры и передают ему старые покрышки за свой счет. Затем использованные шины сотрудники природоохранного центра отвозят в специализированную организацию, которая занимается утилизацией этих отходов.

Назначение автопокрышек: обеспечивать надежное сцепление транспортного средства с дорожным покрытием. Состоит она из резиновой основы и каркаса из металлокорда и капроновой нити. Такая конструкция позволяет колесу выдерживать высокие нагрузки, и сглаживает воздействие от неровностей дороги.

Утилизация автомобильной резины очень важно, так как она относится к отходам 4 класса опасности и, при банальном вывозе на полигон, может спровоцировать экологическую катастрофу. Лучшим вариантом утилизации покрышек является переработка. С ее помощью можно получить новое сырье для производства.

Зачем утилизировать старые шины

Утилизация покрышек — это современная технология, позволяющая производить из них новые виды покрытий, для различных игровых площадок. А прием шин за деньги помогает решить проблемы, связанные с ненадлежащей утилизацией этого вида сырья.

С каждым годом растет количество резинотехнических материалов на городских свалках. Именно они становятся причиной пожаров, которые сложно ликвидировать. Утилизация старых шин позволяет снизить популяцию грызунов, обитающих на свалках. Их домом, зачастую, служат автопокрышки.

При горении шин выделяются вредные вещества, которые губительны не только для экологии, но и для человека. Одним из таких химических соединений является бензол. Опасность также представляют пары, образующиеся при разложении резины под действием солнечного ультрафиолета.

Утилизация покрышек

Методы утилизации автомобильных шин

Самыми распространенными способами утилизации старых автомобильных шин считаются:

  • Механическое измельчение;
  • Пиролиз;
  • утилизация взрывом;

В народе есть ещё несколько способов, куда применить старые шины:

  • Устройство ограждений;
  • Устройство полосы препятствий на спортивных площадках;
  • Изготовление искусственных рифов;
  • Использование в качестве энергоносителя при производстве цемента;

На рынке постоянно появляются новые технологии, позволяющие эффективно перерабатывать вторсырье. Но не все из них внедряются в жизнь. Одним из прогрессивных способов переработки является утилизация покрышек взрывом. При этом получают резиновую крошку, используемую для производства мягких покрытий.

Кто утилизирует покрышки

В Череповце сбор шин осуществляют частники. Они организовали стационарные пункты приема автопокрышек. Теперь владельцам машин нет необходимости задумываться о вариантах утилизации шин.

Краткий перечень приемных пунктов:

  • Склад Шины ВО;
  • Аквамир35;
  • ЭкоЦентр Череповец;
  • Диагностика35.

Продукт переработки

Важнейшим продуктом переработки автопокрышек считается резиновая крошка. Она изготавливается из качественного каучука, вулканизирующей серы и прочих компонентов. Следующим, по значимости, считается металлокорд. Он подвергается переплавке. Капроновые нити используются для изготовления электроизоляционных материалов.

Что делают из резиновой крошки

Из резиновой крошки изготавливают резиновые покрытия для игровых и детских площадок. Данный вид изделий снижает уровень травмоопасности. На таком покрытии комфортно находиться и проводить различные игры.

Фото 1

Ежедневно в нашей стране десятки, а то и сотни автомобилистов меняют изношенные шины на новые.

Старые покрышки долго пылятся в гараже либо сразу за ненадобностью выбрасываются на свалку.

Такая же участь зачастую ожидает резиновые отходы, прокладки, сальники, другие изделия из резины.

Не надо торопиться выбрасывать шины и изделия РТИ. Их можно профессионально переработать и вдохнуть в них новую жизнь. Кроме того, избавиться от покрышек б/у можно с получением небольшого дохода.

В данной статье мы дадим адреса предприятий по переработке резины и пунктов приема покрышек.

Способы сдать автопокрышки и РТИ

Измельчая покрышки и РТИ при помощи специального оборудования, специализированные предприятия получают из них отличное сырье для дальнейшего производства новых шин, строительных и хозяйственных изделий.

Поэтому лучше всего после смены резины сдать старые покрышки на переработку.

Фото 2

Существует несколько параллельных направлений по сдаче отработанных резинотехнических изделий, в зависимости от клиентов, их целей и потребностей, а также от самого принимающего предприятия:

  1. Бесплатная сдача шин.
  2. Сдача покрышек за деньги.
  3. Сдача резины с доплатой от самого сдающего.

Бесплатный прием

От населения и от предприятий с различной формой собственности осуществляется прием изношенных шин, прокладок, резаных автомобильных, мотоциклетных, велосипедных камер.

Многие водители сами заинтересованы, чтобы освободилось пространство своего гаража, улучшилась экологическая обстановка родного города, поэтому готовы сдать покрышки не только за деньги.

С вознаграждением: цена резины за тонну и штуку

Иногда владельцы перерабатывающих предприятий оплачивают сданный материал в виде незначительных денежных сумм. Более серьезные пункты приема отработанных покрышек в Москве принимают сырье по установленной цене.

От предприятий, организаций, частных, индивидуальных предпринимателей шины принимаются:

  1. Нешипованные автомобильные шины до R22,5 – 4000 рублей за одну тонну.
  2. Шипованные шины и покрышки размером от R22,5 до R28 – 6000 рублей за тонну.

Цены на автопокрышки для физических лиц:

Диаметр шины Стоимость, руб
12-15 50
16-18 75
19-22,5 150
Камеры 30

Кроме оплаты за сданные покрышки, многие специализированные автосервисы предлагают целую сеть самых разнообразных услуг:

  • выгодные скидки на покупку новой резины;
  • снижение стоимости шиномонтажных услуг;
  • обслуживание вне очереди;
  • бесплатная подкачка колес в любое время суток.

Сдаем платно: сколько придется внести клиенту?

Фото 3

Бывает и по-другому.

У специализированных шиномонтажных компаний, приемных пунктов авторезины имеются договора, заключенные с предприятиями по глубокой переработке резинового сырья.

Обычно эти предприятия всегда загружены работой, поскольку материала у них более чем достаточно.

Поэтому мини заводы неохотно принимают от автовладельцев их изношенные шины.

Другое дело приемные пункты и шиномонтажи.

При смене резины они предлагают автовладельцам оставить снятые покрышки у них бесплатно, либо внести небольшую плату за утилизацию.

Фактически это оплата последующей доставки шин. Она может колебаться в пределах 50-100 рублей. Затем на основании договора все сырье, находящееся на территории шиномонтажа, сдается мини-заводам для дальнейшей переработки.

  • не нужно тратить свое время и деньги для поиска и доставки старых шин в приемный пункт, по факту их вывоз обойдется бесплатно;
  • избавление от мусора законным способом;
  • забота об экологии и чистоте своего района.

Куда и почем сдать?

Фото 4

Переработка резинового сырья, отходов РТИ в промышленных масштабах является сложным, хлопотным мероприятием.

Однако предприимчивые дельцы давно создали собственный бизнес, основанный на измельчении, разложении, создании материала для повторного изготовления резиновых изделий для промышленных нужд.

Ведь отработанные РТИ являются ценным сырьем, которое можно эффективно использовать.

Куда же можно сдать старые шины за деньги?

Прием покрышек, РТИ осуществляют автосервисы, специализирующиеся на обработке резины, профильные предприятия страны и мини-заводы по ее переработке.

В одном только Южном округе города Москвы насчитывается пять подобных приемных пунктов. Во всей Москве их двадцать восемь. В области только официально зарегистрированных заводов, перерабатывающих отходы резины, числится более 80.

Почем принимают старые покрышки? Цена за 1 кг, тонну или штуку принимаемых покрышек из резины зависит от размера колеса.

Размерность до R22,5 оплачивается по 4 рубля за 1 килограмм. За колеса размером от R22,5 до R28 платят по 6 рублей за 1 килограмм.

Правила приема резины гласят, чтобы изделия при сдаче были чистыми, вымытыми, без масляных следов, посторонних включений.

Покрышки надо сдавать с текстильным и металлическим кордом. Они должны быть без дисков, наружным диаметром не более 1200 мм.

Автомобильные камеры необходимо освободить от вентилей. Внутри не должно быть посторонних предметов, металлических остатков. За деньги принимают только шины, сохранившие первоначальную форму и размеры.

Адреса предприятий в крупных городах России

Во всех российских мегаполисах и крупных городах страны эффективно налажена сдача использованных шин и РТИ. Такая практика существует во всем мире, мы здесь не являемся исключением.

Ниже в таблице приводятся наиболее популярные пункты, где принимают старые автомобильные покрышки б/у и резину на переработку за деньги, а также телефоны, по которым вы можете узнать цены на них:

Город Наименование Условия Контакты
Ростов-на-Дону Компания «ЭкоСпас» ул. Курская, д. 12. +7 (863) 242-49-11
Саратов ЭКОСТЕП-САРАТОВ ООО ул. Радищева, д. 37. +7 (8453) 52-56-56
Санкт-Петербург Вторресурс Принимаем бесплатно покрышки грузовых авто Старо-Петергофский проспект, 8Г. 8-964-342-48-70
Санкт-Петербург ЗАО «ТЭСМА» Принимаем на переработку грузовые импортные шины. Режим работы: Пн-Пт Кушелевская дорога, д. 26. 967-50-32, 921-74-44
Москва Производственная база «Ховрино» Бесплатно. С 7:00 до 23:00 Промзона № 46 «Коровино» пр.пр. 5206. 78-й км МКАД внутренняя сторона. 8(495) 792-22-72, 8(903) 792-22-72
Москва Производственная база «Юг» Бесплатно. С 7:00 до 23:00 Востряковский пр-д, д. 10, стр. 131. 31-й км МКАД внутренняя сторона. 8(926) 001-93-50
Нижний Новгород ООО «НПО Промэкология» ул. Яблоневая, д. 26. 8(831) 413-08-89
Псков ООО «АСПО Сервис» ул. Декабристов, д. 15/44. +7(8112) 73-32-32
Новосибирск ООО «Альбион-С» ул. Серебренниковская, д 4/3. (383) 218-78-50, 218-77-05
Дмитров, МО Дмитровский завод РТИ Бесплатно. Принимаются шины легковых и грузовых авто, а также РТИ. Вывоз от 200 легковых или 100 грузовых шин. Московская область, Дмитровский район, село Внуково, 126, тел. 8 929 65 65 770

Порядок и документы для юридических лиц

Закон РФ предусматривает уплату штрафа за ненадлежащую утилизацию использованных покрышек. Предприятия всех форм собственности обязаны сдавать их на переработку, получая документы для отчетности.

Обратившись к официальному представителю по утилизации использованных покрышек в своем населенном пункте, заявитель должен оформить документы:

  1. Договор на утилизацию покрышек.
  2. Акт об утилизации шин. Этот документ подтверждает выполненную работу и является свидетельством утилизации промышленных отходов в соответствии с экологическими требованиями.

При сдаче на утилизацию использованные покрышки загружаются на предприятии и доставляются в ближайший пункт приема, там они выгружаются собственными силами.

Оформляется договор и акт сдачи шин на утилизацию. После подписи документов всеми ответственными лицами транспорт покидает территорию приемного пункта.

Дальнейшая судьба резиновых отходов

Фото 5

На шредере осуществляется выдергивание нитей корда и предварительное дробление резины на крупные фракции.

Получаются резиновые чипсы диаметром 30-40 мм.

Второй этап утилизации шин предусматривает более мелкое дробление до размера 7-8 мм. Фракции охлаждаются, что позволяет их измельчать в роторной дробилке до сечения 1-2 мм.

Через вибросита полученная крошка просеивается. Текстильный код остается в стороне. В результате выходит готовая к употреблению резиновая масса.

Ее используют для промышленных целей и изготовления:

  • новых покрышек;
  • резиновой обуви;
  • массивных резиновых плит для комплектации железнодорожного полотна;
  • добавок в асфальтобетонную смесь;
  • кровельных материалов.

Более подробно о производстве резиновой крошки из шин читайте здесь.

Куда еще можно деть шины б/у?

Фото 6

Существует бесчисленное множество вариантов использования снятой изношенной резины помимо ее приема на переработку в специальные пункты за деньги.

Часто народные умельцы изготавливают из них лавочки, чтобы сидеть возле подъезда или в своем дворе.

Дачники используют шины для выращивания огурцов и других овощей, закопав в землю. Они хорошо удерживают влагу в своих полостях.

Часто приходится видеть оригинальные ограды вокруг частных владений, выполненные в виде стопок колес.

Из использованных покрышек изготавливают разнообразные поделки в виде лебедей с длинными шеями, которые затем раскрашивают. Шины б/у разрезают вдоль всего диаметра и из них получаются отличные поилки для домашней птицы и скота.

Это лишь немногие из вариантов того, куда можно деть старую резину и отходы в виде изношенных колес.

Выводы

Во всех развитых мировых государствах поставлено на поток движение по утилизации РТИ, покрышек, аккумуляторов, макулатуры и других отходов. Ни один цивилизованный человек не позволит себе бросить в кусты использованную шину, масляный фильтр, оберточную бумагу.

Россия принадлежит к развитым цивилизованным странам. Потому чистота окружающей среды для нас стоит на первом месте. Сдавая использованные шины на переработку, мы бережем нашу экологию от загрязнения.

Прочитав статью, вы узнали, куда можно сдать старые автомобильные покрышки б/у и резину на переработку бесплатно или за деньги и по какой цене.

Каждый водитель систематически меняет резину на колесах автомобиля. Если протектор сохранился в хорошем состоянии, то сами шины можно продать за 30% от стоимости новой резины. Часто старую резину машиновладельцы оставляют на шиномонтажке, либо используют в хозяйственных нуждах. Предлагаем пару вариантов, при которых ненужную колесную резину еще можно использовать для своей выгоды.

Прямая продажа

Выставление ненужной, но еще годной для использования резины в любом объявлении о продаже поможет избавиться от нее в самые короткие сроки. А если цена будет небольшая, то товар заберут очень быстро. Покупатель может спокойно "откатать" сезон, а затем купить новую резину. Если комплект новых шин стоит примерно 8 тысяч рублей, то за 2 тысячи вполне реально продать б/у.

Переработка автомобильных шин

Ежегодно на свалках во всем мире оказывается сотни тонн старых автомобильных шин. Что бы избавиться от них приходится прибегать к плавке. Но, так как дым от них крайне токсичен, то этот метод не очень хороший. Есть способ гораздо лучше и выгоднее. Для этого необходимо переработать в крошку всего лишь тысячу килограмм шин, и получить из нее 250 литров синтетического высокооктанового топлива.
Шины измельчают до такого состояния, что крошку применяют в строительстве бетонных дорог для автомобилей. Но помимо этого, из измельченной резины изготавливают резинотехнические изделия самого различного направления.
На старой резине можно заработать разными путями. Главное знать, что выбрасывать старые шины ни в коем случае нельзя, чтобы, как минимум, избежать загрязнения окружающей сред, а, как максимум, заработать на них лишнюю копейку.

Правда, с утилизацией шин в нашей стране еще все сложно. Чаще всего автовладельцы вынуждены сами платить за утилизацию старых автопокрышек. Но давайте по-порядку.

Где находятся заводы по переработке авторезины

Здесь укажем местонахождение предприятий по переработке авторезины простым перечислением. А потом поговорим о правилах приема. Заводы есть в следующих городах:

  • Москва — 4 завода
  • Домодедово — 2
  • Дзержинский — 2
  • Санкт-Петербург — 6
  • Воронеж — 4
  • Нижний Новгород — 4
  • Богородск — 1 + 1 филиал компании из Н. Новгорода
  • Краснодар — 4
  • Красноярск — 2
  • Белгород — 2
  • Екатеринбург — 4
  • Челябинск — 3
  • Пермь — 2
  • Новосибирск — 2
  • Тольятти — 4
  • Казань — 2
  • Уфа — 2
  • Омск — 2
  • Тюмень — 3
  • Киров — 3
  • Симферополь — 2
  • Керчь — 2

По одному заводу в городах: Воскресенск, Озеры, Егорьевск, село Внуково (Дмитровский район Московской области), деревня Новое Девяткино (Всеволожский район Ленинградской области), станиц Динская (Динской район Краснодарского края), Старый Оскол, Валуйки, село Алексеевка (Корочанский район Белгородской области), Арамиль, Копейск, село Верх Тула и поселок Двуречье (Новосибирский район Новосибирской области), Самара, Кинель, село Тюлячи (Тюлячинский район Татарстана), Калуга, Обнинск, поселок Утяшево (Тюменский район Тюменской области).

Как обычному человеку сдать старую авторезину на переработку

И тут оказывается, что на сдаче резины можно не только не заработать, то и потратить честно заработанное. Вот главная причина роста стихийных свалок с авторезиной!

Даже если вам удастся договориться с заводом о том, что он примет вашу резину, либо, что сомнительно, у завода будет свой пункт приема, вам все равно придется потратить деньги на доставку резины к месту.

Если переработчик будет готов принять у вас резину и даже заплатить за нее, то это будет около 5 руб. за кг. Средняя покрышка весит около 7 кг. То есть вы можете рассчитывать всего на 35 руб. за штуку.

Но чаще деньги за переработку просят со сдающего. Около 100 руб. за колесо. И это совершенно отбивает желание везти старую резину на утилизацию.

Что же делать, если сильно тратиться не хочется, но и природу загрязнять нет желания? Тогда нужно переложить проблему утилизации на шиномонтажку. Там-то знают, куда везти старую резину. Скорее всего вы заплатите утилизационный сбор, то есть оплатите доставку вашей шины на завод по переработке. Но это будет дешевле и проще, чем везти самим.

К сожалению, утилизация старой авторезины — большая проблема. Нет заинтересованных людей и организаций, которые с удовольствием бы забирали у вас эти отходы. Все стихийно. Впрочем, пока со многими отходами дело обстоит именно так. Ничего и нигде бы не валялось, если бы в нашей стране была сортировка и переработка мусора при обязательно денежном вознаграждении за сбор и сдачу отходов.

Каждый водитель систематически меняет резину на колесах автомобиля. Если протектор сохранился в хорошем состоянии, то сами шины можно продать за 30% от стоимости новой резины. Часто старую резину машиновладельцы оставляют на шиномонтажке, либо используют в хозяйственных нуждах. Предлагаем пару вариантов, при которых ненужную колесную резину еще можно использовать для своей выгоды.

Прямая продажа

Выставление ненужной, но еще годной для использования резины в любом объявлении о продаже поможет избавиться от нее в самые короткие сроки. А если цена будет небольшая, то товар заберут очень быстро. Покупатель может спокойно "откатать" сезон, а затем купить новую резину. Если комплект новых шин стоит примерно 8 тысяч рублей, то за 2 тысячи вполне реально продать б/у.

Переработка автомобильных шин

Ежегодно на свалках во всем мире оказывается сотни тонн старых автомобильных шин. Что бы избавиться от них приходится прибегать к плавке. Но, так как дым от них крайне токсичен, то этот метод не очень хороший. Есть способ гораздо лучше и выгоднее. Для этого необходимо переработать в крошку всего лишь тысячу килограмм шин, и получить из нее 250 литров синтетического высокооктанового топлива.
Шины измельчают до такого состояния, что крошку применяют в строительстве бетонных дорог для автомобилей. Но помимо этого, из измельченной резины изготавливают резинотехнические изделия самого различного направления.
На старой резине можно заработать разными путями. Главное знать, что выбрасывать старые шины ни в коем случае нельзя, чтобы, как минимум, избежать загрязнения окружающей сред, а, как максимум, заработать на них лишнюю копейку.

Правда, с утилизацией шин в нашей стране еще все сложно. Чаще всего автовладельцы вынуждены сами платить за утилизацию старых автопокрышек. Но давайте по-порядку.

Где находятся заводы по переработке авторезины

Здесь укажем местонахождение предприятий по переработке авторезины простым перечислением. А потом поговорим о правилах приема. Заводы есть в следующих городах:

  • Москва — 4 завода
  • Домодедово — 2
  • Дзержинский — 2
  • Санкт-Петербург — 6
  • Воронеж — 4
  • Нижний Новгород — 4
  • Богородск — 1 + 1 филиал компании из Н. Новгорода
  • Краснодар — 4
  • Красноярск — 2
  • Белгород — 2
  • Екатеринбург — 4
  • Челябинск — 3
  • Пермь — 2
  • Новосибирск — 2
  • Тольятти — 4
  • Казань — 2
  • Уфа — 2
  • Омск — 2
  • Тюмень — 3
  • Киров — 3
  • Симферополь — 2
  • Керчь — 2

По одному заводу в городах: Воскресенск, Озеры, Егорьевск, село Внуково (Дмитровский район Московской области), деревня Новое Девяткино (Всеволожский район Ленинградской области), станиц Динская (Динской район Краснодарского края), Старый Оскол, Валуйки, село Алексеевка (Корочанский район Белгородской области), Арамиль, Копейск, село Верх Тула и поселок Двуречье (Новосибирский район Новосибирской области), Самара, Кинель, село Тюлячи (Тюлячинский район Татарстана), Калуга, Обнинск, поселок Утяшево (Тюменский район Тюменской области).

Как обычному человеку сдать старую авторезину на переработку

И тут оказывается, что на сдаче резины можно не только не заработать, то и потратить честно заработанное. Вот главная причина роста стихийных свалок с авторезиной!

Даже если вам удастся договориться с заводом о том, что он примет вашу резину, либо, что сомнительно, у завода будет свой пункт приема, вам все равно придется потратить деньги на доставку резины к месту.

Если переработчик будет готов принять у вас резину и даже заплатить за нее, то это будет около 5 руб. за кг. Средняя покрышка весит около 7 кг. То есть вы можете рассчитывать всего на 35 руб. за штуку.

Но чаще деньги за переработку просят со сдающего. Около 100 руб. за колесо. И это совершенно отбивает желание везти старую резину на утилизацию.

Что же делать, если сильно тратиться не хочется, но и природу загрязнять нет желания? Тогда нужно переложить проблему утилизации на шиномонтажку. Там-то знают, куда везти старую резину. Скорее всего вы заплатите утилизационный сбор, то есть оплатите доставку вашей шины на завод по переработке. Но это будет дешевле и проще, чем везти самим.

К сожалению, утилизация старой авторезины — большая проблема. Нет заинтересованных людей и организаций, которые с удовольствием бы забирали у вас эти отходы. Все стихийно. Впрочем, пока со многими отходами дело обстоит именно так. Ничего и нигде бы не валялось, если бы в нашей стране была сортировка и переработка мусора при обязательно денежном вознаграждении за сбор и сдачу отходов.

Читайте также: