Куда сдать старые покрышки за деньги

Опубликовано: 15.05.2024

Разделение мусора и его правильный сбор — важная часть борьбы за экологию всей планеты. К сознательному подходу пришли и многие автолюбители. Некоторые запасные части, такие как автомобильные шины, изнашиваются достаточно часто, но занимают много места и поэтому выкидываются не совсем правильно. Большинство водителей стараются продать покрышки или приспособить их в хозяйстве как клумбы, другие — складируют их возле мусорных баков, а третьи и вовсе не заморачиваются и выбрасывают в лесу. Однако ни один из этих вариантов нельзя назвать подходящим, т. к. при производстве автошин используются вещества, опасные Куда можно сдать старую резину за деньги и где ее принимают — утилизация использованных шин и переработка изношенных покрышек, пункты приема колесдля экологии и здоровья человека. Поэтому в данной статье мы расскажем, куда сдать старую резину на утилизацию и переработку и можно ли сделать это за деньги.

Способы уничтожения шин

В Европе вопрос рециклирования резиновых изделий (в эту категорию также входят различные прокладки, уплотнители) хорошо изучен. Сами крупные производители, в первую очередь, берут на себя ответственность за дальнейшую судьбу своего товара, когда закончится его срок эксплуатации. Обычно, уже в цену комплекта колес входят около 80 центов, чтобы покупатель отдал ее за дальнейшую переработку. После замены на новые автошины, использованные он сдает в специальный пункт приема старых покрышек или оставляет в автосервисе, а сотрудники позже отвозят их в приемник.

В России подобная практика не очень распространена. Крупные изготовители проявляют подобную инициативу, однако в наших реалиях дела обстоят так:

  • приемка осуществляется далеко не во всех городах РФ, и если в столице найти такие точки еще реально, то на периферии практически невозможно;
  • работа ведется в сфере В2В, то есть с оптовиками — автосалонами, шиномонтажками, но вопрос, что делать частным автолюбителям, остается открытым.

Иногда встречаются предложения о скупке б/у изделий, но в большинстве случаев организации не дают гарантии, как именно будет утилизирована резина. А ведь это не только задача экологии, но и законодательства. Есть специальный ГОСТ Р 54095-2010, закрепляющий разрешенные методы. За законность процесса отвечает ФЗ №89.

Одной из негативных сторон закона является то, что он допускает захоронение шин — практика, давно запрещенная на Западе. По статистике, в европейских странах более 82% изделий проходят вторичную переработку.

Какие способы утилизации есть у нас? Первый — механическое измельчение. Места, где принимают старую резину, сдают сырье на заводы, которые производят очищение, убирают металлические элементы, а оставшийся материал режут на части. Кордовые нити убирают магнитной сепарацией. Далее, используя криогенную методику или технологию нагрева, вещество измельчают в порошок разной фракции, который уже может использоваться для вторичного производственного цикла.

Довольно дорогостоящий метод, требует больших затрат энергии, однако, в процессе отсутствуют токсичные выбросы в атмосферу, поэтому он считается экологичным и более предпочтительным.

Второй способ предполагает изменение химической структуры. Из каучука могут получать тепловую энергию (пиролизом), но с выделением вредных газов в воздух. В цементных печах покрышки могут заменять мазут и уголь.

Самым инновационным считается метод растворения. Под воздействием химиката каучук превращается в материал, успешно применяемый в металлургии и химическом производстве. К сожалению, он еще не нашел значительного распространения, но признается одним из самых перспективных.

Что касается собственника авторезины, куда ему сдать старые колеса на переработку? Вариантов немного — это можно сделать бесплатно или за вознаграждение. А иногда даже приходится доплатить. Ниже расскажем об этом подробнее.

Как получить за это деньги

Узнать расценки вы можете, обратившись непосредственно на предприятие, которое сотрудничает с частными лицами. Приблизительная стоимость изделий зависит от радиуса, обычно это от 50 до 300 рублей за одно колесо. Порванную камеру можно отдать за символическую сумму в 30 рублей.

Когда вывозом занимаются крупные компании, тогда они сдают резину оптом. И цены определяются не поштучно, а сразу за тонну. Определяются они также по радиусу и могут составлять от 2 000 до 6 000 рублей. Поэтому некоторые шиномонтажники бесплатно забирают автопокрышки у клиентов, гарантируя им правильную утилизацию, а затем вывозят их в специальные приемники целыми грузовыми машинами.

Иногда автосервисы, принимающие сырье, не дают денежное вознаграждение, но предлагают, например, бесплатную мойку или скидку на свои услуги.

Пункты приема старых шин за деньги на переработку

Точки могут быть организованы в разных местах:

Вне зависимости от того, какой вариант вы выбрали, нужно попросить предоставить лицензию на деятельность или соглашение с заводом по переработке. Только вы несете ответственность за свою собственность. При сдаче вам обычно ничего не нужно иметь с собой, кроме самих изделий.

Наша продукция




Пункт приема старой резины за деньги как бизнес

В России очень низкая культура вторичного использования материалов, поэтому не более 10% от общего числа шин российского использования сейчас получают вторую жизнь или хотя бы правильно утилизируются. Однако появилась положительная тенденция. Люди все чаще задумываются об экологии, и вместе с тем все больше стартапов направлено на вторсырье. В чем экономическая выгода:

  • полученный горючий газ может идти на обогрев помещений или использоваться для выработки электроэнергии;
  • жидкие вещества, полученные после пиролиза, применяются при производстве пластика;
  • измельченные покрышки замешивают в состав для асфальтового битума;
  • резиновая крошка может стать основой для ковриков и автомобильных запчастей.

Соответственно, при правильном подходе можно получить очень хорошую отдачу. Рассмотрим особенности бизнеса на отработанной резине:

  • Высокая стоимость оборудования. Оно нужно не только для самого технологического процесса, но и для защиты окружающей среды от продуктов горения — газов, токсинов и пр.
  • Если используется «грязный» способ, то создание приемки старых шин за деньги нуждается в согласовании с экологическими структурами.
  • До запуска проекта необходимо задуматься о двух основных потоках — получение сырья и сбыт продукции переработки. В маленьких городах это становится проблемой, поэтому заводы обустраиваются вблизи мегаполисов.

Большое преимущество такого бизнес-проекта в том, что конкуренция в данной сфере весьма незначительная, а неиспользованного сырья много. СТО станут постоянными клиентами и обеспечат бесперебойный поток, а частники будут увеличивать это значение. В среднем окупаемость наступает через полгода при условии достаточно крупных единовременных вложений и ежемесячных затрат более 500 тысяч рублей.

Куда утилизировать покрышки юридическим лицам

Закон обязывает крупные компании отчитываться о сдаче автошин на утилизацию. Если не будет официального подтверждения или договора о выкупе, может быть наложен штраф за неправильное обращение со вторсырьем. Таким образом, юрлица получают на руки следующие бумаги:

  • соглашение;
  • акт о том, что сырье передано;
  • подтверждение, что партия прошла переработку.

Только после этого ответственность с фирмы снимается.

Хотя к частным лицам закон строгих требований не предъявляет, мы призываем всех к сознательному потреблению. Только представьте, одна автопокрышка может разлагаться в грунте более 100 лет — за это время в процессе распада в почву и воздух будут выделяться токсичные вещества, диоксины, которые отравляют не только природу, но и организм человека.

Куда можно сдать старые грузовые покрышки за деньги на утилизацию и какова их стоимость

Несмотря на то, что цельнометаллокордовую (ЦМК) резину грузовых автомобилей с износом можно реабилитировать, ее следует отправлять на переработку. Этот процесс в несколько раз труднее и дороже, чем для легковых авто. Чтобы сервис забрал вашу покрышку, потребуется отдать немного больше денег (около 100 рублей вместо 50). Окончательная цена зависит от диаметра. Зато вы будете точно уверены в том, что ваши шины утилизируют по правилам.

Что получают из переработанного материала

Наиболее популярные продукты вторичной переработки:

  • Резиновая крошка разной фракции – очень часто применяется как при изготовлении подошвы для обуви, так и при строительстве автомобильных дорог.
  • Жидкое синтетическое топливо по типу нефти, из которого впоследствии можно получить чистый бензин.
  • Металлические кордовые нити. Они могут принести прибыль в качестве чермета или пойти на вторичное изготовление шин.
  • Газ. Он, как правило, весь уходит на работу перерабатывающего оборудования, а его частицы попадают в атмосферу, пройдя предварительную фильтрацию.
  • Пиролизный углерод. Используется при производстве новых изделий.

Зачем организациям, где принимают старые покрышки за деньги, они нужны?

Есть две причины:

  • Поддержание ответственного потребления, забота об экологии. Это либо политика компании (особенно крупные автоконцерны из Европы и Японии), либо рекламный ход.
  • Вторичный бизнес-план. Есть пункты приема, которые сотрудничают только с оптовыми поставщиками. Поэтому фирмы собирают большие объемы вторсырья, а затем сдают тоннами за вознаграждение.

Где сдать бесплатно?

Точки утилизации лучше искать непосредственно в городе вашего проживания. Чаще всего это:

  • Шиномонтажи.
  • СТО.
  • Салоны продаж от крупных автомобильных брендов.

Иногда приходится доплачивать за транспортные расходы, но минимальную цену — около 50 рублей за штуку.

Где отдать за деньги?

Для этих целей лучше всего подходят:

  • Официальные пункты приема от перерабатывающего завода. Самый выгодный вариант и ответственный подход. К сожалению, многие компании работают только с оптовиками.
  • Частные перекупщики, которых можно найти на таких сайтах, как Авито. Они предлагают забрать ваши автошины и доплатить за них по минимальной ставке.

Куда утилизировать шины и отходы РТИ?

Выше мы рассказали о пунктах приема и их работе. Как правило, они могут взимать небольшую плату за утилизацию, однако, это является единственным законным и официальным вариантом избавления от старых автошин. Кроме того, данные организации принимают не только колеса, но и другие резиновые изделия от автомобиля, например, прокладки, уплотнители и т. д.

Стоимость рассчитывается по весу — за один килограмм резины взимается минимальная плата не за переработку, а только за покрытие транспортных расходов (приблизительно 2 рубля за 1 кг).

Основные сложности процесса

С чем сталкиваются бизнесмены, которые решили заняться этим непростым делом:

  • Дорогостоящая транспортировка. Сама форма изделий такова, что они складываются друг к другу неплотно, образуют между собой полости и воздушные прослойки, при этом много весят. Приходится устраивать много рейсов или арендовать крупную перевозочную технику, а из-за небольшого количества приемных пунктов по России часто требуется преодолевать большие расстояния.
  • Перед тем, как производить переработку, следует разбортировать колеса, а также убрать инородные предметы, например, металлические гвозди, которые застряли в поверхности.
  • Если предполагается временное складирование, то обязательно нужно это санкционировать. Если не будет получено разрешение, может получить штраф за неправильное обращение со вторсырьем.

Остаются актуальными и вопросы экологии. Некоторые методы утилизации, такие как пиролиз, хоть и эффективны, но небезопасны. Поэтому необходимо монтировать очень качественную и дорогостоящую очистную установку.

В качестве завершения приведем несколько фактов, которые заставят автолюбителей задуматься об ответственном обращении со вторсырьем:

  • Компоненты резины (смола, каучук, сажа, кремниевая смола и пр.) могут негативно воздействовать на здоровье, вызвать астму, аллергию, способствовать возникновению онкологии и хронических болезней дыхательных путей.
  • Покрышки легко воспламеняются и хорошо передают огонь. В процессе горения они выделяют вещества 1 и 2 классов опасности.
  • Одно изделие в нормальных условиях разлагается на протяжении 100-120 лет.
  • На улицах автошины становятся пристанищами для грызунов, которые разносят инфекции.

Мы рассказали, куда можно сдать старые использованные, изношенные шины на утилизацию и переработку за деньги. Будьте ответственным потребителем — не выкидывайте непригодные изделия на свалку.

Каждый водитель систематически меняет резину на колесах автомобиля. Если протектор сохранился в хорошем состоянии, то сами шины можно продать за 30% от стоимости новой резины. Часто старую резину машиновладельцы оставляют на шиномонтажке, либо используют в хозяйственных нуждах. Предлагаем пару вариантов, при которых ненужную колесную резину еще можно использовать для своей выгоды.

Прямая продажа

Выставление ненужной, но еще годной для использования резины в любом объявлении о продаже поможет избавиться от нее в самые короткие сроки. А если цена будет небольшая, то товар заберут очень быстро. Покупатель может спокойно "откатать" сезон, а затем купить новую резину. Если комплект новых шин стоит примерно 8 тысяч рублей, то за 2 тысячи вполне реально продать б/у.

Переработка автомобильных шин

Ежегодно на свалках во всем мире оказывается сотни тонн старых автомобильных шин. Что бы избавиться от них приходится прибегать к плавке. Но, так как дым от них крайне токсичен, то этот метод не очень хороший. Есть способ гораздо лучше и выгоднее. Для этого необходимо переработать в крошку всего лишь тысячу килограмм шин, и получить из нее 250 литров синтетического высокооктанового топлива.
Шины измельчают до такого состояния, что крошку применяют в строительстве бетонных дорог для автомобилей. Но помимо этого, из измельченной резины изготавливают резинотехнические изделия самого различного направления.
На старой резине можно заработать разными путями. Главное знать, что выбрасывать старые шины ни в коем случае нельзя, чтобы, как минимум, избежать загрязнения окружающей сред, а, как максимум, заработать на них лишнюю копейку.

Правда, с утилизацией шин в нашей стране еще все сложно. Чаще всего автовладельцы вынуждены сами платить за утилизацию старых автопокрышек. Но давайте по-порядку.

Где находятся заводы по переработке авторезины

Здесь укажем местонахождение предприятий по переработке авторезины простым перечислением. А потом поговорим о правилах приема. Заводы есть в следующих городах:

  • Москва — 4 завода
  • Домодедово — 2
  • Дзержинский — 2
  • Санкт-Петербург — 6
  • Воронеж — 4
  • Нижний Новгород — 4
  • Богородск — 1 + 1 филиал компании из Н. Новгорода
  • Краснодар — 4
  • Красноярск — 2
  • Белгород — 2
  • Екатеринбург — 4
  • Челябинск — 3
  • Пермь — 2
  • Новосибирск — 2
  • Тольятти — 4
  • Казань — 2
  • Уфа — 2
  • Омск — 2
  • Тюмень — 3
  • Киров — 3
  • Симферополь — 2
  • Керчь — 2

По одному заводу в городах: Воскресенск, Озеры, Егорьевск, село Внуково (Дмитровский район Московской области), деревня Новое Девяткино (Всеволожский район Ленинградской области), станиц Динская (Динской район Краснодарского края), Старый Оскол, Валуйки, село Алексеевка (Корочанский район Белгородской области), Арамиль, Копейск, село Верх Тула и поселок Двуречье (Новосибирский район Новосибирской области), Самара, Кинель, село Тюлячи (Тюлячинский район Татарстана), Калуга, Обнинск, поселок Утяшево (Тюменский район Тюменской области).

Как обычному человеку сдать старую авторезину на переработку

И тут оказывается, что на сдаче резины можно не только не заработать, то и потратить честно заработанное. Вот главная причина роста стихийных свалок с авторезиной!

Даже если вам удастся договориться с заводом о том, что он примет вашу резину, либо, что сомнительно, у завода будет свой пункт приема, вам все равно придется потратить деньги на доставку резины к месту.

Если переработчик будет готов принять у вас резину и даже заплатить за нее, то это будет около 5 руб. за кг. Средняя покрышка весит около 7 кг. То есть вы можете рассчитывать всего на 35 руб. за штуку.

Но чаще деньги за переработку просят со сдающего. Около 100 руб. за колесо. И это совершенно отбивает желание везти старую резину на утилизацию.

Что же делать, если сильно тратиться не хочется, но и природу загрязнять нет желания? Тогда нужно переложить проблему утилизации на шиномонтажку. Там-то знают, куда везти старую резину. Скорее всего вы заплатите утилизационный сбор, то есть оплатите доставку вашей шины на завод по переработке. Но это будет дешевле и проще, чем везти самим.

К сожалению, утилизация старой авторезины — большая проблема. Нет заинтересованных людей и организаций, которые с удовольствием бы забирали у вас эти отходы. Все стихийно. Впрочем, пока со многими отходами дело обстоит именно так. Ничего и нигде бы не валялось, если бы в нашей стране была сортировка и переработка мусора при обязательно денежном вознаграждении за сбор и сдачу отходов.

Сдача автомобильных шин на утилизацию и переработка резины

В России только число легковых автомобилей составляет более 44 млн, а спецтехники и грузовых машин – около 60 млн. Это значит, что в окружающую среду ежегодно выбрасывается не менее 2 млн тонн изношенных покрышек. Поэтому, утилизация шин – важный процесс, который нужно осуществлять в течение всего года, чтобы защитить окружающую среду.

Зачем утилизировать шины

У шин низкая степень вредного воздействия материала. Но покрышки не так безопасны, как могут показаться на первый взгляд, – неправильно утилизированная резиновая продукция наносит огромный вред человеку.

Класс опасности покрышек и их вред для экологии

Шины принадлежат к 4 классу опасности отходов. Для их производства используют:

  • примеси смолы;
  • натуральные каучуки;
  • синтетические полимеры;
  • технический углерод;
  • сажу;
  • кремниевую кислоту.

Все эти компоненты в разной степени вредны для человека. Поэтому, когда шина изнашивается, ее мельчайшие частицы при близком контакте способны попадать в организм человека, вызывая такие болезни:

  • хроническую обструктивную болезнь легких (редко появляется);
  • инфекцию нижних дыхательных путей;
  • бронхиальную астму;
  • аллергию;
  • онкологические заболевания.

Автомобильные шины огнеопасны. В случае возгорания они выделяют вещества 1 и 2 класса опасности: свинца, стирола, фурана, сернистой кислоты, которые излишне токсичны и загрязняют воздух и почву, подземные воды. На земельном участке, где происходило возгорание, ничего не будет расти в течение 15-20 лет.

При контакте с влагой или излишней влажности на участке из автошин вымываются токсичные соединения. Выкинутые покрышки, которые со временем наполняются водой, становятся домом для грызунов и насекомых, разносящих инфекции.

Для разложения резиновой продукции в естественной природной среде понадобится 120-150 лет. Если вовремя не задуматься об их массовой утилизации на заводах по переработке, то возникнет высокий риск экологической катастрофы.

Нормативные акты, требующие утилизации шин

Отходы шин

В Российской Федерации вопрос об утилизации шин и других видов колес прописан в 89 статье ФЗ «Об утилизации отходов производства и потребления». Согласно нормативному документу РФ, все производители, импортеры и продавцы шин в обязательном порядке должны осуществлять их утилизацию.

Штраф за несанкционированное складирование

Закон Российской Федерации защищает природу и людей от воздействия вредных веществ. В кодексе административных нарушений прописано, что несоблюдение экологических норм при обращении с опасными веществами влечет наложение штрафа. Сумма взыскания и наличие дополнительных санкций зависят от статуса лица:

  • Физические лица – до 2 тысяч рублей.
  • Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без документального оформления юридического лица – от 30 до 50 тысяч рублей и полное приостановление рабочего процесса до 90 дней.
  • Коммерческие и государственные организации – до 250 тысяч рублей и остановка рабочей деятельности предприятия на 90 дней.
  • Должностные лица, осуществляющие представительную власть в государственных учреждениях, организациях – 35 тысяч рублей.

Какие резиновые покрышки можно сдать

Различают несколько видов шин:

  • массивные резиновые для легковых, грузовых автомобилей;
  • шипованные (принимаются по более высокой цене из-за сложности утилизации);
  • велосипедные, спецтехнические, колясочные колеса;
  • беспрокольная авторезина;
  • автомобильные, велосипедные, мотоциклетные камеры;
  • пневматические шины для легковых автомобилей с металлическим покрытием (утилизируются отдельно).

Все виды покрышек могут быть утилизированы. Разница лишь состоит в стоимости. Среди отходов часто встречаются порванные, грязные материалы – утилизация такой резины самая сложная, поэтому и стоит она дороже.

Куда сдавать старые шины

Сбор шин

Существует 3 варианта по сдаче и обработке изношенных резиновых товаров в зависимости от принимающей организации, преследуемых целей, деятельности, которую она осуществляет, а также от статуса самого клиента.

Платный прием

Приемные пункты и шиномонтажки предлагают автовладельцам сдать шины на утилизацию за деньги либо бесплатно. Через пару недель покрышки, которые были отданы людьми, отправляются на утилизацию. Фактически, владельцы автомобилей платят небольшие деньги (от 100 до 200 рублей) за доставку материала в пункт переработки.

Также приемом занимаются шиномонтажные компании специализированного типа, у которых разработан план утилизации и есть право на вывоз резиновой продукции. Обычно эти предприятия с неохотой принимают изношенные покрышки, так как материала у них всегда достаточно.

Бесплатный прием

Организации по защите природы осуществляют бесплатный прием всех видов б/у шин, колес от населения и предприятий.

Многие владельцы автомобилей желают освободить пространство, улучшить экологию страны, поэтому готовы сдать колеса на утилизацию, не получая за это никакое вознаграждение.

Прием шин за вознаграждение

Некоторые предприятия по утилизации оплачивают сдачу резиновых покрышек, камер деньгами сразу же в руки владельца.

От физических лиц шины принимаются по следующим средним ценам:

РадиусСтоимость, рубли
10-1550
16-1875
19-22,5150
23-26200
27-32300
Камера30

Ценник для частных организаций, предприятий, заводов:

  • Шипованные покрышки от 20 до 26 дюймов в радиусе – 6 тыс. рублей за тонну.
  • Массивные резиновые автошины без шиповки до 20 дюймов в радиусе – 4 тыс. рублей за тонну.
  • Велосипедные, спецтехнические колеса – 2 тыс. рублей.

Кроме оплаты, многие автосервисы готовы предложить альтернативное вознаграждение:

  • скидки на товары и услуги;
  • бесплатная мойка автомобиля;
  • подкачка колес бесплатно;
  • обслуживание вне очереди;
  • средства для обслуживания или ухода автомобиля.

Методы переработки шин в крошку

Метод переработки шин

Существует 5 основных способов переработки резины в мелкую фракцию – крошку, которая в последующем широко используется обществом.

Бародеструкция

Это измельчение покрышки мощным гидравлическим прессом на крупные части. Технология основана на сжигание резины при высоких давлениях и пропуске ее через отверстия специальной камеры. Материал измельчается и выходит из отверстий в виде крупной крошки.

Преимущество бародеструкции в том, что часть металлического корда отделяется от структуры резины очень легко. С другой стороны, технология энергозатратная и малопроизводительная, требует покупки дорогого оборудования, поэтому на практике применяются крайне редко.

Обработка озоном

Преимущества обработки озоном:

  • низкие затраты электроэнергии по сравнению с другими способами переработки;
  • позволяет утилизировать больше 100 покрышек за 3-4 часа;
  • оборудование может работать длительное время, его элементы не изнашиваются в течение 50 лет.

Механическое измельчение

Механическое измельчение шин

Востребованный и популярный метод, который используется на заводах, чтобы перерабатывать резину. Суть заключается в поэтапном механическом воздействии на материал с помощью оборудования до получения мелкой фракции резиновой крошки и корда.

Существует 4 метода механического измельчения:

  1. Механическое разрушение с помощью высоких температур.
  2. Переработка при комнатных температурах.
  3. Охлаждение сырья.
  4. Продавливание материала прессом через матрицы.

Ударно-волновое измельчение

Способ утилизации резиновых покрышек в крошку, который был изобретен пару десятилетий назад. Предварительно резину замораживают, чтобы в дальнейшем использовать технологию разрушения ударной волной. Для понижения температуры на заводах применяют технические криогенные камеры, а ударная волна для разрушения создается электронными устройствами.

Применение роторного диспергатора

Способ переработки шин, который не нашел массового применения. С помощью роторного диспергатора фрагменты размером до 0,2 см сжимают в гильзе посредством стержня со сплошной винтовкой и пропускают через мелкий зазор.

Эта технология не прижилась из-за того, что она предполагает большие энергетические затраты и предварительное измельчение шин. Элементы оборудования изнашиваются через 20-25 лет, а это приходит к быстрому выводу роторного диспергатора из рабочего состояния.

Методы переработки покрышек для получения топлива или энергии

Из резиновой продукции можно получить не только крошку, но и топливо, энергию, которая высоко ценится на мировом рынке. Для этого используют 2 современные технологии, разработанные сравнительно недавно.

Пиролиз

Пиролиз шин

Пиролиз до недавнего времени считался малоэффективным способом получения топлива, но современная техника для предприятий позволила решить проблему. Производства заключается в том, что шины загружаются в закрытые реакторы, где при высокой температуре от 500 градусов они разлагаются на 4 компонента:

  • технический газ;
  • корд из металла.
  • жидкое топливо;
  • пиролизный газ;

Пиролизный газ в последующем используется как топливо. На нем работают плиты, котлы отопления, духовки, кухонные печи и другие установки. Кроме того, пиролизный газ – это топливо для автомобильных двигателей.

Простое сжигание

Процесс сжигания шин для получения топлива базируется на установках. Это вращающиеся печи, в которые поступает воздух 2 температурных режимов. Более холодный воздух располагается у стенок устройства, а горячий – в центре. Благодаря этому отсутствует дымка, нет запаха.

Простое сжигание – это самый неэкологичный метод получения топлива, который наносит вред всему окружающему миру, так как в атмосферу выбрасываются вещества 1-го класса опасности:

  • цинк;
  • окисление серы;
  • диоксины.

Разлагаются эти вещества более 15 лет. По уровню токсичности диоксины превосходят многие опасные яды, которые могут убить человека, а окисления серы проникают глубоко в дыхательные пути, вызывая серьезные заболевания.

Как утилизировать шины в домашних условиях

Утилизация покрышек своими руками

Утилизация покрышек своими руками требует больших затрат времени, сил человека и не может быть выполнена полностью. В домашних условиях можно измельчить покрышку в крошку с помощью болгарки, гидравлических ножниц или ножом. Дальнейшая переработка шин невозможна.

Избавиться от б/у автопокрышек можно посредством реализации их в декоре. Популярно изготовление клумб, поделок в форме животных, сказочных персонажей для украшения участка дачи или дома.

Что делают из переработанных шин

Переработанная резиновая крошка имеет различные функции. В дальнейшем она используется:

  • для производства детских площадок, парковок, вертолетных станций;
  • совсем мелкую крошку используют для набивания боксерских груш;
  • в производстве аксессуаров для автомобиля;
  • в качестве материала для создания резиновых сапог;
  • для асфальтирования дорог;
  • для изготовления резиновой плитки.

К списку можно добавить еще редкое использование крошки из резины в качестве текстиля для наполнения матов, матрасов.

Переработка автомобильных шин является не прихотью, а насущной необходимостью. Она защищает природу, здоровье человека и позволяет получать дешевое вторсырье.


Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с проблемой «Куда девать отслужившие свое шины?». Вариантов находилось немало: от «новаторских» клумб на даче и детских площадок до безответственного складирования в ближайшем лесу или, в лучшем случае, около мусорного контейнера во дворе. Только вот о том, что шины содержат хоть и малоопасные, но токсичные вещества и подлежат специальной утилизации, особо никто и не задумывается…

В большинстве европейских стран вопрос утилизации продуман с момента выпуска каждой шины и отправки покупателю. Где-то в ее стоимость изначально включены расходы на переработку, и автолюбителю нужно всего лишь отвезти использованные шины в специальный приемный пункт. В Швеции, например, владельцу автомобиля нужно заплатить 80 евроцентов за сданную шину. Все остальное – не его заботы.​

В России же дело обстоит несколько иначе. Если в крупных городах приемные пункты использованных шин все же появились, но работают они в основном с оптовиками, то на периферии система сбора и утилизации шин находится или в зачаточном состоянии, или ее просто не существует.

Ситуацию пытаются изменить крупные шинные дилеры, которые не только готовы принимать отработанные шины у частных лиц сами или через партнеров, но и гарантировать их отправку на переработку. Кстати, вблизи Москвы действуют два крупных предприятия по утилизации шин: в Чехове и в Радужном, что во Владимирской области.

В небольших шиномонтажах у вас также могут принять использованные шины за какую-то символическую плату, только не факт, что дальнейшая их судьба сложится в соответствии с законодательством. А оно, между прочим, в сфере утилизации шин существует достаточно давно.

Это, в частности, Федеральный закон No 89-ФЗ от 24.06.98г «Об отходах производства и потребления» (редакция от 2014 года) и ГОСТ Р 54095-2010, именуемый как «Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».

Одна из главных статей закона за номером 47 обозначена как «Требования к обращению с отработавшими автомобильными шинами, резинотехническими изделиями и отходами резинотехнического производства». Не будем приводить все ее пункты, но основные положения обязывают всех пользователей, как юридических, так и физических лиц, во-первых, сдавать отработавшие шины на утилизацию. Во-вторых, деятельность предприятий по утилизации и переработке является лицензируемой.

В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработавших автомобильных шин предложены, в частности, утилизация с получением тепловой и электрической энергии, пиролиз, получение резиновой крошки и производство из нее.

Однако в приведенном выше ГОСТе от 2010 года есть и такие пункты:

9.3 Захоронение можно использовать только при отсутствии других целесообразных методов.

9.3.1 Размещение покрышек, завершивших жизненный цикл, посредством захоронения в окружающей среде допустимо, только если другие способы повторного использования материалов или восстановления энергии неприменимы.

В Европе же какое-либо захоронение использованных шин просто запрещено на основании директивы 1999/31 /ЕС «О захоронении отходов на полигонах». Не случайно в странах ЕС 82% отслуживших свое покрышек проходит переработку. Похожая ситуация – в Японии и США, правда, у американцев законодательство в этом вопросе различается от штата к штату.


Справедливости ради отметим, что, по данным исследований как американских, так и европейских ученых, сами по себе использованные покрышки не представляют особого вреда и относятся к 4-классу опасности для окружающей среды. То есть малоопасны.

Но при определенных условиях, например, при кислой или щелочной почве произойдет постепенное разрушение металлического каркаса с выбросом вредных соединений меди, цинка, свинца и кадмия. Их процентное содержание мизерно: от 0,001 до 0,02 % к массе шины, но тем не менее экологи бьют тревогу.

Другое дело, что их сжигание в атмосфере тут же переводит класс опасности шины в максимальный второй или даже первый. Это связано с присутствием в продуктах горения токсичных пиролизных масел, а также упомянутых выше соединений металлов.

Именно поэтому наиболее предпочтительные по всему миру способы утилизации – переработка шин на крошку для ее дальнейшего использования или сжигание без доступа воздуха в пиролизных печах. В этом случае можно получать калорийное жидкое топливо.

В России резиновая крошка находит применение в основном при изготовлении покрытия детских и спортивных площадок, производстве резиновых матов и шумоизоляционных составов с резиновым наполнителем. Есть и технология, при которой крошку добавляют в резиновую смесь при изготовлении новых шин.

Несмотря на то, что добавление крошки в асфальт в несколько раз повышает его износостойкость, эта методика применяется у нас крайне мало. В первую очередь из-за дороговизны процесса. На переработку тонны покрышек в крошку потребуется порядка 500-700 кВт электроэнергии. В то же время в дорожном строительстве США резиновую крошку применяют давно и практически повсеместно.

Один из нюансов переработки и утилизации шин заключается в их конструкции. Шины для грузовых автомобилей, цельнометаллокордовые или ЦМК, можно несколько раз восстанавливать. Но при полном износе каркаса для утилизации таких шин требуется дорогостоящее оборудование и особые технологии.

С легковыми моделями все обстоит несколько проще. Нужно лишь вырезать металлизированное бортовое кольцо, и шину можно отправлять либо в пиролизную печь, либо в специальный шредер для получения разнофракционной крошки. Оставшиеся части металла удаляются путем магнитной сепарации.


Ежегодный объем пришедших в негодность шин по России составляет около 1,2 млн тонн. Увы, но до сих пор в переработку от этого количества попадает не более 10-15%. Все остальное валяется по обочинам дорог или на свалках. В чем же тогда проблема? Ведь на рынке существует огромное количество предложений по оборудованию для утилизации шин.

Если посмотреть их, то получается, что небольшой цех по производству резиновой крошки можно разместить на площади в 80 кв.м, а стоимость комплекта оборудования в зависимости от марки и страны происхождения составит от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.

Но индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса, похоже, не рвутся в эту производственную нишу. С учетом нынешнего законодательства получается очень хлопотно. Мало того, что нужно получать государственную лицензию, так еще и предприятие не разместишь там, где удобно. На утилизацию отходов с установленным классом опасности действуют строгие экологические ограничения.

Проблемы пытаются решить члены Ассоциации производителей шин (АПШ). В последние годы ими было выдвинуто предложение о создании в России объединения производителей и импортеров шин, которое бы занималась вопросами утилизации шин. Но и это предложение пока находится лишь в стадии рассмотрения и проработки. И опять же все упирается в законодательство и подзаконные акты, в которых будут прописаны все нормативы утилизации шин.

Дело еще и в том, что на сегодняшний день потребность в продуктах переработки шин в России составляет не более 50% от ежегодного количества отправленных в утиль. То есть порядка 600 тысяч тонн использованных шин остаются неутилизированными. Но даже это можно считать идеальным вариантом. В действительности на начальном этапе шинные производители готовы утилизировать не более 10-15% выпущенных в обращение шин.


Выбрасывать старые автомобильные шины где попало не только противозаконно, но и крайне неэкологично. По статистике, каждый год в мире приходят в негодность несколько миллионов тонн авторезины, а правильно утилизируется лишь 20%. Остальные покрышки остаются в земле, разлагаясь в течение пары сотен лет. Разбираемся, как можно избавиться от старых шин, и можно ли дать отслужившей свой срок резине вторую жизнь.

Как можно избавиться от старых автомобильных шин?

Есть несколько способов избавления от старых автомобильных покрышек:

Все виды изношенных шин могут быть утилизированы. В зависимости от того, в каком состоянии резина, варьируется и стоимость приема. Среди старых покрышек чаще всего встречаются грязные и порванные материалы, поэтому и утилизация такой резины стоит дорого.

Несмотря на то, что городские власти редко уделяют должное внимание проблеме утилизации отходов, избавиться от пришедших в негодность шин не так сложно, как кажется. Выясняем, куда удобнее всего деть старые покрышки.

Сдать в утиль бесплатно

Ответственные автовладельцы, желающие экологично избавиться от старых шин, не нарушая закон, готовы сдать резину в утиль абсолютно бесплатно.

Во многих европейских странах вопрос утилизации покрышек решается в момент покупки новых шин. Как правило, колеса принимают те же самые магазины и компании, которые их и продали.

В России эта тенденция только набирает популярность: сетевые пункты шиномонтажа и крупные автомастерские готовы принять отработанную резину. Правда, с небольшой оговоркой на российские реалии – за каждое колесо владельцу придется заплатить от 50 рублей. Зато организации, занимающиеся защитой природы и экологии, бесплатно принимают практически все виды б/у шин.

К сожалению, на территории России осуществляют деятельность всего около 250 предприятий, перерабатывающих вторсырье, включая автопокрышки: это всего 5% от общего объема отходов.

В крупных городах есть приемные пункты для вторичной переработки: туда можно бесплатно привезти и сдать старые резиновые автомобильные покрышки. Кроме того, в России существует около 350 специальных контейнеров, в которые можно положить отъездившие свое колеса. Геолокацию баков можно найти в интернете.

Сдать шины на утилизацию за деньги

Некоторые предприятия готовы оплатить самым предприимчивым автолюбителям сдачу старых шин наличными деньгами. Мы проанализировали цены, собрав их в единую таблицу. Итак, от физических лиц автомобильные покрышки принимаются по следующим ценам:

Радиус колеса Средняя стоимость/ 1 колесо (руб.)
10-15 40 – 60
16-18 70 – 80
19-22,5 100 – 180
23-26 200 – 250
27-32 280 – 330
Только камера 25 – 50

Но сдать резину можно не только в крупные пункты переработки вторичного сырья. Некоторые шиномонтажные мастерские, автомойки и магазины готовы предложить альтернативное вознаграждение за сдачу покрышек:

  • скидки на услуги или товары;
  • скидки на мойку автомобиля;
  • бесплатная подкачка колес либо другие услуги шиномонтажа;
  • льготное обслуживание;
  • средства для ухода за автомобилем бесплатно либо с дисконтом и пр.

А если вы планируете сдать старые колеса крупной партией, например, от предприятия, компании, или будучи индивидуальным предпринимателем, то крупные пункты переработки выплатят за старые шины следующее вознаграждение:

  • Нешипованные автомобильные покрышки радиусом до 22,5: от 3000 до 4500 рублей за одну тонну.
  • Шипованные шины принимают неохотно, так как с их дальнейшей переработкой возникают проблемы, но принимают их, в среднем, по 5000 – 6500 рублей за тонну.

Помните о том, что перед сдачей в утиль старые покрышки необходимо освободить от вентилей и посторонних предметов.

Сдать на переработку за свои деньги

Но не всегда удается сдать б/у шины бесплатно, или даже заработать на них. Порой автовладельцам приходится платить свои деньги, чтобы у него приняли старую резину. Несмотря на то, что этот вариант нельзя назвать самым выгодным, проще все же сдать шины за деньги, чем получить штраф в соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сжигание, захоронение отработанных покрышек:

  • штраф для физических лиц: от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц: от 2000 до 30000 рублей;
  • на ИП: от 2000 до 50000 рублей, вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Сдать покрышки, пусть даже за свои деньги, достаточно выгодно:

  • Вам не придется тратить время и деньги на вывоз шин: даже если вы найдете пункт бесплатного приема покрышек, вам все равно придется оплатить их доставку.
  • Вы не будете оплачивать штраф, ведь вы избавитесь от резины абсолютно законным способом.
  • И главное, вы позаботитесь об экологии, и заработаете свой плюс в карму.

У некоторых шиномонтажных мастерских и городских приемных пунктов вторичного сырья и авторезины чаще всего есть заключенные договора с крупными компаниями, занимающимися глубокой переработкой резины.

Из переработанного материала получается:

  • резиновая крошка;
  • плитка;
  • различные коврики;
  • калоши;
  • сапоги;
  • покрытие для детских площадок;
  • спортивный инвентарь;
  • и даже лежачие полицейские.

Но, как мы и говорили, на территории РФ действует всего лишь 250 таких предприятий, поэтому они перманентно загружены работой, и в новых поставках материала они вряд ли нуждаются. Соответственно, и частные мини-заводы не слишком охотно принимают изношенные шины.

Совсем другое дело – небольшие шиномонтажки. За утилизацию они могут попросить внести небольшую плату (около 50-100 рублей). Иногда с ними можно договориться и оставить старые шины в их сервисе бесплатно. По сути, это плата за последующую отправку покрышек в пункты дальнейшей переработки.

Куда можно сдать старые шины в вашем городе?

Как правило, в крупных городах есть либо пункты утилизации отходов, либо сетевые шиномонтажные мастерские, либо автомагазины, готовые принять старые шины. Например, в Санкт-Петербурге функционирует сеть так «Экомобилей», которые совершенно бесплатно принимают на переработку не только старые резиновые покрышки, но и автомобильные аккумуляторы. Помимо этого, в городе есть несколько стационарных пунктов приема вторсырья.

Кроме того, в Северной столице старые покрышки готовы принять даже сетевые магазины, занимающиеся продажей автомобильных колес. В большинстве случаев ответственные петербуржцы примут шины абсолютно бесплатно.

Во всех российских крупных городах и региональных центрах уже появились пункты приема использованных шин: их адреса и контакты можно найти в интернете. Рекомендуем заранее созвониться с приемным пунктом и уточнить, принимают ли они старые покрышки, и каковы условия приема.

Какие документы нужно проверить у приемщика вторичного сырья?

Мы уже говорили о том, что за ненадлежащую утилизацию использованных покрышек автовладельцам грозит штраф. Ответственность лежит не только на частных лицах, но и на компаниях: предприятия всех форм собственности, получающие резиновые шины, обязаны отправлять их на переработку, предоставляя соответствующие документы для отчетности.

Приемщик вторичного сырья, занимающийся утилизацией использованных покрышек в своем населенном пункте, при приеме резины должен оформить следующие документы:

  1. Договор на переработку/утилизацию шин.
  2. Составить акт об утилизации полученной резины.

Акт является свидетельством утилизации промышленных отходов в соответствии с экологическими требованиями и подтверждает выполненную приемщиком работу.

Кроме того, в соответствии с № 99-ФЗ, у приемщика вторичного сырья должна быть соответствующая лицензия для сбора, обработки, утилизации и транспортирования отходов, выданная Росприроднадзором.

Можно ли дать шинам вторую жизнь?

Если вы решили сменить еще вполне пригодные шины, то не спешите от них избавляться – если вы разместите объявление в интернете о продаже б/у автопокрышек по привлекательной цене, наверняка на них найдется свой покупатель.

Есть и альтернативные способы применения старых покрышек:

  • Умельцы используют их в качестве цветочных клумб.
  • Можно соорудить из них прочные качели для детей, лежанку для домашних животных, велопарковку и даже фундамент для бани на даче.
  • Некоторые любители ручного труда облагораживают покрышки, покрывая их краской, джутовыми веревками или тканью, превращая бывшие колеса в удобные дворовые пуфы.
  • Но дальше всех, и явно не от хорошей жизни, пошли жители Кении: эти ребята шьют себе обувь из старых шин. И стоит признать, что у них получаются довольно-таки прочные сланцы.

Сдача в утиль или дальнейшую переработку старой автомобильной резины позволяет не только решить проблему «как освободить гараж от покрышек и не получить штраф», но и помогает защитить окружающую среду от загрязнения. Пункты по приему шин без труда можно найти в любом крупном городе, населенном пункте или региональном центре.

Заработать на утилизации покрышек вряд ли получится: для этого вам придется сдавать хотя бы несколько тонн резины в обход местных шиномонтажек и мини-заводов, самостоятельно заключив договор и организовывая поставку шин на крупный перерабатывающий завод.

Сдавая отъездившую резину, помните о том, что у приемщика вторичного сырья должна быть соответствующая лицензия для сбора, обработки, утилизации и транспортирования отходов. Такая лицензия выдается Росприроднадзором, а в комплекте с ней идет приложение, содержащее все коды допустимой деятельности для приемщика.

Не стесняйтесь попросить документы перед сдачей шин – только ответственное отношение всех сторон может спасти природу от халатности пользователей вторсырья.

Читайте также: