Летняя резина какие температуры выдерживает

Опубликовано: 15.05.2024

Летняя резина

В условиях, когда с каждым сезоном покрышки на автомобиль дорожают, владельцы машин стараются экономить и как можно позже пересаживаются на зимние шины. Но является ли такая экономия целесообразной? Ведь недаром произошло такое разделение на летний и зимний вариант.

Поверхность автопокрышек, состав резиновой смеси и многие другие показатели могут сильно отличаться, поэтому износ будет намного сильнее в холодное время года, а безопасность не только водителя, но и всех участников движения будет под угрозой.

До какой температуры можно ездить на летних шинах?

Обычно такой вопрос задуют те, кто не раз ездил на таких покрышках зимой. Просто некоторые водители, среди которых попадаются довольно опытные автовладельцы, считают, что характеристики в зимних условиях меняются несущественно, поэтому заниматься лишней тратой денег не стоит.

Отличия между летними и зимними шинами

Тогда может быть достаточно резонный вопрос о том, зачем производители и законодательство настаивают на использовании зимней обуви для автомобиля. Может быть, это маркетинговый ход или какие-либо ухищрения со стороны изготовителей и желание заработать на бедных автовладельцах?

В первую очередь нужно определиться с тем, что автопокрышки, предназначенные для лета, имеют свой состав резиновой смеси. В такой смеси используется минимальное содержание каучука и полимеров, содержащих кремний.

Кроме того, в состав входят дополнительные полимеры, благодаря которым обеспечивается максимальное сцепление с дорожным покрытием при температуре не ниже +5 градусов. Если температура будет опускаться ниже, то резиновая смесь начнет твердеть, что повлияет на ее эксплуатационные характеристики.

Также нужно понимать, что покрышки на лето имеют отличный от зимних колес протектор. Оказывается, протектор изготавливается так, чтобы обеспечить хорошее сцепление только с шершавой и твердой поверхностью. Визуально такой рисунок отличить просто — он имеет продольный характер. Канавки здесь меньше, но они и не должны быть глубокими, так как служат только для отвода воды.

Необходимо учитывать, что асфальтное покрытие само по себе достаточно шершавое, поэтому резина должна обладать стойкостью к истиранию. Еще в ее обязательные характеристики должно входить невысокое сопротивление качению, ведь цепляться за каждый кусочек асфальтного покрытия не нужно.

Порядок эксплуатации летних шин

Температура эксплуатации летних шин
Вопросов о том, до какой температуры ездить на летней резине, не должно возникать у водителя, который уже достаточно давно водит автомобиль. Понятно, что для каждого типа шин существует определенный порядок эксплуатации. Температура воздуха не должна быть ниже +5 градусов при использовании шин, предназначенных для лета.

Если температура опустится ниже, то автопокрышки утратят свою эластичность. Соответственно, сцепление с дорожным покрытием будет минимальным, а опасность заноса возрастет в разы, даже если дорога будет полностью сухой. А при проколе колесо просто разорвет.

Рисунок протектора не предназначен для того, чтобы передвигаться по льду или по укатанному снегу. И даже если на дороге будет снежная каша, от пятна контакта шины она не будет отводиться в достаточной степени. Машина перестанет быть управляемой, не будет держать траекторию, и в малой степени будет слушаться поворотов руля. Кроме того, тормозной путь значительно увеличится.

При какой температуре надо менять летнюю резину?

Многие компании и даже независимые автомобильные издания, которые никак не связаны с производителями шин, проводили многочисленные тесты. С помощью таких тестов они хотели определить, какой температурный порог нужно преодолеть, чтобы в покрышках изменились эксплуатационные характеристики.

При какой температуре надо менять летнюю резину?

Оказалось, что летняя резина начинает терять свои эластичные свойства при среднесуточной температуре +7 градусов. Некоторые современные модели, представленные всемирно известными производителями, показывают меньший температурный порог — он составляет +5 градусов. Но если температура воздуха опускается хотя бы на 1-2 градуса, то даже такие покрышки не могут обеспечить максимальное сцепление с дорогой.

Хотя некоторые водители утверждают, что эксплуатация автомобиля может быть вполне безопасной даже при 0 градусов. Единственное, что замечают такие водители — это увеличение тормозного пути. Именно этот сигнал является для них точкой, когда наступает время переобувать своего четырехколесного друга в зимнюю обувь.

Так при какой температуре надо менять летнюю резину? Вывод здесь можно сделать один. Если асфальт сухой, а температура воздуха колеблется в пределах 0-+7 градусов, то вполне допустимо ездить на шинах, предназначенных для теплого времени года.

В то же время слякотная погода, наличие мокрого снега и снежной каши на дорогах — это незамедлительная замена шин. В противном случае можно легко стать участником ДТП или создать аварийную ситуацию. Также нужно учитывать нормы российского законодательства. А это значит, что хочет того водитель или нет, но ему придется в зимний период переобуть зимние шины.

Для сравнения на холодном асфальте привлекли также зимнюю нешипуемую шину Michelin Х-Ice.

Мерилом сцепных свойств служил тормозной путь на сухом асфальте при разной его температуре, потому тест растянулся с июля по ноябрь. Но, разумеется, на одном и том же участке дороги и с одним и тем же экипажем — водителем и оператором. Асфальт здесь шершавый, с высоким коэффициентом сцепления. Автомобиль «Шкода-Октавия» с ABS. Торможение — со 100 до 5 км/ч, чтобы исключить влияние погрешностей в работе электроники на малых скоростях. Конечно, температурные условия менялись непосредственно в ходе замеров, потому мы пересчитывали полученные результаты через показатели шин сравнения (так называемых референт-шин). Корректировку проводили через два комплекта, приводя результаты к определенному значению температуры.

К сожалению, не удалось «подобрать» погоду с четкими интервалами в 10 или 20 градусов, из-за этого температурные точки на графиках чуть смещены от круглых значений, однако на закономерность тенденций это не повлияло.

Тормозной путь

Вот и первый вывод из нашей работы: с ростом температуры воздуха и дороги тормозной путь обычных шин увеличивается. Имейте это в виду, отправляясь летом в теплые края.

Кстати, из графика видно: не все шины меняют свойства одинаково. Одна шина просто не может быть лучшей во всем диапазоне температур. Характерный пример — «Мишлен» и «Континенталь»: одна лидирует в жаркую погоду, другая — при снижении температуры до +4°С.

Третий вывод: тесты летних шин не следует проводить при температуре, близкой к +10°С, — разница показателей здесь минимальна.

Следующий интересный момент: при температуре ниже +7°С сцепные свойства шин ухудшаются. Но не у всех! К тому же изменения не настолько страшны, чтобы при +5°С срочно «переобуваться». Начиная с температуры +11°С, мы «подключили» к летним шинам зимние Michelin Х-Ice. И вот результат — ухудшение тормозных свойств летних шин не такое уж страшное: зимняя даже при —5°С имеет гораздо больший тормозной путь, не говоря уже о плюсовой температуре. И никаких противоречий здесь нет — зимняя отыграет свое на льду и на снегу.

Думаю, наши результаты будут интересны любителям ездить на зимних шинах летом — разница в тормозных путях летних и зимних шин составляет… два корпуса автомобиля! К тому же с ростом температуры от +4°С до +11°С тормозной путь зимних шин увеличивается на полметра.

Обращаем внимание на малоизвестную деталь: зимние шины, в первую очередь, нешипуемые, делятся на две группы.

Первая — шины среднеевропейского типа, ориентированные на «черные» (асфальтовые) дороги. Твердость резины по Шору 58–65 ед.

Вторая — скандинавский или нордический тип шин, созданный для «белых» (заснеженных и обледенелых) дорог. Их твердость меньше — 50–55 ед.

Как правило, каждый производитель шин имеет две разные модели нешипуемых покрышек. Наш Michelin Х-Ice относится ко второй группе, а вот Michelin Alpine — из другой, «твердой» серии. Он должен тормозить на асфальте гораздо лучше своего мягкого «родственника», но заметно проиграет ему на снегу и льду.

Наша следующая задача — сравнить при разных температурах тормозные пути летних шин с зимними, разных типов, в том числе с шипами.

Температурный порог

При замене летних шин на зимние помните: на чистом асфальте последние всегда тормозят хуже. Как правило, чем лучше они ведут себя на снегу и льду, тем менее цепки на асфальте.

И еще одна особенность чистого асфальта. На морозе ниже —5°С он, особенно гладкий, весьма коварен: при торможении мгновенно «потеет» в пятне контакта, а тонкий слой влаги на морозе тут же превращается в ледяную корочку. Особенно трудно придется тогда на летних шинах. Так что при наступлении морозов настоятельно рекомендуем сменить шины на зимние, даже если дороги абсолютно чисты от снега и льда. На дорогах с шершавым асфальтом подобный эффект выражен меньше.

И наконец, теперь мы «документально» можем ответить на читательский вопрос: почему одна и та же шина в разных тестах порой показывает разные результаты. Как видим, они зависят не только от характера покрытия, но и от его температуры. 

  • Зимние шины на сухом асфальте тормозят существенно хуже летних, последние при торможении со 100 до 5 км/ч отыгрывают два корпуса автомобиля! Поэтому весной не стоит затягивать с переобуванием, а осенью не спешите переходить на «зиму».
  • Не все летние шины одинаковы: одни лучше тормозят в жару, другие — в прохладную погоду.
  • Лучшие тормозные свойства у большинства летних шин — при температуре, близкой к +10°С.

Bridgestone Turanza GR-80

Шины традиционной температурной ориентации. Теряют сцепные свойства и с ростом, и с понижением температуры относительно +10°С. При первых холодах рекомендуем менять на зимние.

Continental ContiPrеmiumContact 2

Самые летние из всех шин — рекомендуем для горячих дорог! Не любят похолодание, расплачиваясь ухудшением сцепных свойств.

KUMHO ecsta XT

Характер изменения сцепных свойств отличается от традиционного лишь при температуре чуть выше нуля. В остальных условиях зависимость как у покрышек основной группы. Неплохо переносят похолодание.

Michelin Energy E3A

Самые хладостойкие шины, на жаре не лучшие показатели, зато допустимо использование ранней весной и поздней осенью. Терпимее остальных к холоду.

Nokian HAKKA V

Отношение к изменению температуры обычное. Из всей компании это самые стабильные шины. Тем не менее рекомендуем менять их на зимние при первых холодах.

Pirelli Dragon

Двойственное поведение при похолодании: если прогреты, результаты заметно (на полтора метра) лучше. Единственные шины, которые при +4°С и ниже улучшают результат после нескольких торможений, произведенных одно за другим.

Toyo CF1 PROXES

Шины с традиционной температурной ориентацией. На прохладных дорогах тормозят лучше, чем на разогретых летним солнцем. Менять такие шины на зимние стоит при первых холодах.

Жарко — холодно

Средний тормозной путь — 39,5 м, разброс — 2,8 м.

На графике хорошо видно, что компания из четырех шин уложилась в тормозной путь от 39,4 до 39,7 м. Лидер — «Континенталь», отыгравший у массовки почти два метра. В хвосте «Тойо» и «Мишлен» — чуть более 40 метров.

Пасмурно (Воздух 18±2°С, Асфальт 20±4°С)

Средний результат — 38,6 м, среднее улучшение — 0,9 м, разброс — 1,7 м.

Улучшение налицо: массовка сконцентрировалась около 38,5 м. Здесь лучшие — «Пирелли» с результатом 37,7 метра. «Тойо» по-прежнему в хвосте, но вместе с «Бриджстоуном» они показали образец стабильности — изменение от замера к замеру 0,6–0,7 м.

Прохладно (Воздух 12±2°С, Асфальт 11±3°С)

Средний результат еще лучше — 37,7 м, улучшение — 0,9 м, разброс — 0,7 м.

Идеальная температура для торможений! Тормозные пути стали короче, а результаты легли кучнее. У «Пирелли» новый рекорд — 37,3 м, а вся компания уместилась в 37,6–38,0. В замыкающих «Кумхо». Впрочем, между соперниками всего 0,7 м.

А если не брать в расчет лидера, лишь 40 см!

Холодно (Воздух 5±1°С, Асфальт 5±1°С)

Средний тормозной путь — 38,1 м. Общее среднее ухудшение — 0,4 м, разброс — 3,3 м.

Тормозные пути стали расти, «Пирелли» продолжает лидировать и ставит очередной рекорд: 36,1 м. Интересная особенность: лучшие результаты эти шины показывают после 5–6 торможений, а «холодное» — 37,5 м. Другие шины на собственный прогрев не реагировали.

Морозно (Воздух —6±1°С, Асфальт —5±1°С)

Средний тормозной путь — 39,4 м, ухудшение — 1,3 м, разброс — 2,0 м.

Сцепные свойства летних шин продолжают ухудшаться. Впрочем, «Пирелли» и здесь показывает норов: лучший результат 37,8 м вновь получен после нескольких торможений. «Холодные» же останавливаются на 39,5 м. Самым хладостойким оказался летний «Мишлен» — на морозе он «уступил» всего 10 см и в итоге оказался на первом месте.

Сегодня обсудим еще одну важную тему, напрямую влияющую на безопасность дорожного движения. Возможно, я немного запоздал, так как зима уже вступила в свои права. Однако, думаю, что все равно будет полезно и интересно.

Когда пора переобуваться?

Мало кто знает, что в России по закону все автомобилисты должны сменить зимнюю резину до 1 декабря .

По факту же мы все ориентируемся на погоду. Какая температура на улице, выпал ли снег? Каждый год первый снегопад обычно называют "днем жестянщика" .

Из рекомендаций производителей резины следует, что летняя резина уже при +7°C начинает терять свои свойства. Именно поэтому необходимо "переобуваться" значительно раньше, а не в последний момент.

Чем отличается протектор летней и зимней резины?

Помимо наличия шипов и жесткости самой резины (зимняя более мягкая) основным отличием является рисунок протектора . Типичная летняя покрышка имеет четыре широкие продольные канавки, но практически не имеет поперечных зацепов. Это значит, что такая резина при торможении и разгоне на снегу практически не будет работать.

Многие вспомнят, что раньше во времена СССР, не было в принципе такого понятия как "зимняя резина". Все ездили на летней резине. Однако, помимо того, что в целом трафик был меньше, рисунок протектора был несколько иным. Те покрышки, что устанавливались на Жигули, Москвичи и Волги, сейчас бы отнесли к всесезонным . Также из-за того, что все ездили на одинаковой резине, тормозной путь автомобилей был плюс-минус равный.

Сейчас же несколько иная ситуация, так как резина теперь у всех разная, то и заметно отличается тормозной еще и на разном покрытии.

Тормозной путь на чистом асфальте

В тесте использовалась среднестатистическая бюджетная иномарка В-класса.

Дано: чистый асфальт, минусовая температура, экстренное торможение со скорости 100 км/ч.

Тормозной путь на летней резине составил 40 метров , а на зимней шипованной резине как ни странно в 1,5 раза больше - 60 метров .

Мягкий высокий протектор зимней шины обладает меньшей продольной жесткостью , которая необходима при экстренном торможении и которая есть у летней шины.

Тормозной путь на снегу

Начальные условия те же, что выше, но покрытие укатанный снег .

Тормозной путь на зимней резине около 110 метров . На летней составит почти в 2 раза больше , около 220 метров .

Выводы

Как ни странно, при минусовой температуре даже бюджетная летняя резина не превращается в пластик и может адекватно тормозить на асфальте . Но она абсолютно бесполезна на снегу .

Преимущество зимней шипованной резины над летней на скользких покрытиях для всех очевидно.

Однако не стоит забывать о разнице тормозного пути на асфальте. В межсезонье при небольшом "минусе" перед вами может оказаться автомобиль на летней резине. И если вы будете на "зиме", то он остановится как минимум на 10 метров раньше .

Здесь можно посмотреть сколько стоит зимняя резина и выбрать под свой бюджет:


Шины имеют четкое подразделение по сезонам. Такой подход обеспечивает максимально эффективную работу покрышки на покрытии. У автошин разные требования к температурным условиям. Если касаться летней резины, ее не рекомендуют использовать при отрицательных температурах. Разберемся почему есть такая рекомендация.


При какой температуре рекомендуется эксплуатировать летние шины

Для лета шины делаются из специальной резиновой смеси. Она жесткая, вместе с тем достаточно гибкая, обеспечивая хорошую амортизацию неподрессоренных масс автомобиля. Для достижения оптимального состава в смесь добавляют:

  • смолы;
  • силикаты.

Эти компоненты обеспечивают хорошую вязкость резине. Но, вместе с этим шины теряют эластичность при отрицательных температурах. Накладывает определенные ограничения на эксплуатацию.


Важно понимать, температура эксплуатации летних шин находится в диапазоне больше +7°C – наиболее распространенная рекомендация производителей. Летние шины могут использоваться вплоть до нуля. Производители перестраховываются, снижая вероятность выезда автомобиля на летней резине на обледенелую дорогу. Если температура отрицательная, эксплуатировать летние покрышки строго запрещено.

Как температура окружающей среды влияет на эксплуатационные свойства шин


На технические характеристики влияют внешние, внутренние условия. Температура эксплуатации летней резины является обширным понятием. Разберем сначала, какие факторы влияют на температуру.

В первую очередь речь идет об окружающей среде. Температура шины, покрытия напрямую зависит от параметра на улице. Особенно важно учитывать холодно или жара при начале движения на автомобиле.

Нужно понимать, температура автошины увеличивается в результате трения. Данный фактор водители зачастую не учитывают, на самом деле более важный параметр, чем погода на улице. Даже если на календаре зима, покрышка в процессе движения нагревается до положительных температур. Требования к автошинам в холодное время года значительно отличаются.


Летние автошины выполняются из резиновой смеси, которая более устойчива к высоким температурам. Для них нагрев до 100°-120° считается опасным. Чтобы избежать проблем, производитель применяет технологии, которые улучшают теплоотдачу.

Еще один момент – эксплуатация при низких температурах. Шины для лета выполняются из жесткой резины, она лучше отдает тепло, меньше деформируется, в комплексе уберегает от перегрева. Жесткость сказывается не самым лучшим параметром во время холодов, такая шина теряет сцепление с дорогой уже при небольшом минусе. В таких условиях она не может прогреться как следует, соответственно восстановить работоспособность.

Особенности эксплуатации летних шин при низких температурах

Приведем в качестве примера тест, проведенный экспертами. Они поставили перед собой задачу выяснить, при какой температуре и каким образом изменяется сцепление с дорогой. Для исследования была использована «Шкода Октавия», имеющая ABS. Торможение проводилось от 100 км/ч до 5 км/ч. Участок дороги был одинаков, выбирался сухой день, отличалась только температура воздуха.


Обязательно замерялся уровень нагрева резины до и после теста. Выяснилось, большему снижению сцепления при низких температурах, подвержены высокоскоростные/спортивные покрышки, из-за состава резины они лучше работают на высокой температуре. У обычных дорожных шин ситуация была обратная, при нагреве тормозной путь увеличивался, нужно учитывать в летний сезон.

Необходимо отметить разницу между марками резины, одни лучше работали при температуре воздуха +4°, другие при +30°. Когда на градуснике было около +10°C результаты были примерно одинаковыми.

Летние шины более устойчивы к высоким температурам, чрезмерный нагрев может привести к проблемам. Во время морозов, лучше подобную авторезину не применять.

Фото Правило 7 градусов. Что каждый водитель должен знать о смене резины

«Уже пора или еще рано?». С этим вопросом автомобилисты сталкиваются два раза в год: осенью перед наступлением серьезных холодов и весной.

Часто решение о смене резины принимается на авось. Водители просто опираются на интуицию. Вроде бы солнце пригрело, асфальт начал показываться - пора. Можно ли так делать? О чем нужно помнить, меняя резину, разбираемся вместе с автопроизводителем Ravon .

Что говорит закон?

Как было бы просто, если бы закон прописывал что-то вроде: меняем зимнюю резину на летнюю 1 апреля. Однако четких указаний, когда именно переобувать машину, нет. Единственное, на что предлагается ориентироваться - технический регламент Таможенного союза.

С 1 января 2015 года документ запрещает использовать летнюю резину в три зимних месяца (декабрь, январь и февраль) и зимнюю резину с шипами в летние месяцы (июнь, июль, август).

Иными словами, регламент разрешает ездить на зимней резине с шипами с сентября по май . Важный момент: на резине без шипов, так называемых «липучках» документ позволяет кататься круглый год.


Какой должна быть температура?

Учитывая, что Россия - страна погодных сюрпризов, ориентироваться только на регламент было бы неосмотрительно. Производители шин и эксперты советуют опираться в первую очередь на температурный режим.

В Ассоциации производителей шин рекомендуют переобувать автомобиль в «зиму», когда среднесуточная температура опускается ниже 7 градусов. Соответственно, как только весной на улице закрепляется 7 градусов и выше, можно расчехлять летний комплект. Риск ночных заморозков к этому времени сводится к минимуму.

К тому же при таком температурном режиме летние шины, отличающиеся по составу от зимних, не будут затвердевать, а значит, сцепление с дорогой не станет хуже.


Что будет, если ездить летом на зимней резине?

Одно из основных отличий зимней резины от летней заключается в степени мягкости резиновой смеси. Летняя резина - гораздо жестче. Поэтому на морозе она быстро дубеет, теряет свои свойства, а машина начинает вести себя непредсказуемо. В то же время зимняя резина в теплое время года оказывается в некотором смысле беспомощной. Когда на улице нет мороза, мягкость вкупе с зимним рисунком протектора делает езду более опасной и некомфортной.

Если пренебрегать рекомендациями и ездить летом на зимней резине, без неприятностей обойтись не получится. Особенно это касается путешествий по мокрой дороге. В этих условиях зимние шины ведут себя хуже всего - сцепление с дорогой становится менее надежным, устойчивость автомобиля ухудшается, не в лучшую сторону изменяется и рулевое управление.

Если приводить список ключевых проблем, которые сулит использование зимних покрышек летом, он будет примерно таким.

- Плохое сцепление с дорогой, особенно если на улице дождь и асфальт мокрый, ухудшение управляемости.

- Увеличение тормозного пути.

- Повышенный расход топлива.

- Ухудшение реакции автомобиля на рулевое управление.

- Быстрое стирание рисунка протектора, не предназначенного для летней дороги. Если ездить все лето на «зиме», то до следующего снегопада резина, скорее всего, не доживет.


Как проверить, можно ли использовать резину в новом сезоне?

После проверки высоты протектора не лишним будет осмотреть резину на предмет механических повреждений. Важно учесть и то, как хранилась резина. Самый верный и безопасный способ - горизонтальный, когда покрышки лежат друг на друге.


В любом случае контрольная проверка боеготовности резины должна пройти на шиномонтажной станции. Если есть какие-то сомнения, лучше специально попросить мастера внимательно осмотреть покрышки.


Может, поменять самому?

В теории можно переобуться и самостоятельно. Особенно если летняя резина не снималась с дисков, а под рукой есть домкрат и баллонный ключ. Только в этом случае существует риск пропустить пару важных манипуляций и добавить себе проблем с дальнейшим вождением.

Стоит помнить: помимо установки, покрышки должны быть правильно накачаны - лучше, если это делается в соответствии с рекомендациями производителя. От этого пункта зависит и управляемость, и износ, и торможение.

При смене резины нужно обязательно делать балансировку. Не имеет значения, снимались покрышки с дисков на время хранения или нет. Этот момент также влияет на управляемость, торможение и износ резины.


Когда покупать новый комплект?

И напоследок еще один важный вопрос, который давно разделил водителей на две враждующие команды. Представители первой уверены, что ездить на одних и тех же покрышках можно хоть всю жизнь по чуть-чуть, если они не изношены. Вторые не соглашаются: мол, менять нужно раз в несколько сезонов.

Если рассматривать вопрос, исходя из соображений безопасности, второе мнение ближе к истине. Дело в том, что большинство производителей шин советуют использовать резину не более 10 лет. По истечении этого срока рекомендуется менять комплект даже в том случае, если покрышки не изношены. Причина - на состояние шин влияют не только повреждения, но и возраст. Со временем резина теряет свои свойства, становится не такой эластичной и менее стойкой к деформации, как итог - происходит ухудшение управляемости автомобиля.

Есть и другая цифра: через 4-5 лет использования резины производители рекомендуют более тщательно осматривать комплект перед сезонной переобувкой. Возникли сомнения в качестве - пора обновлять комплект.

Читайте также: