Маркировка на этикетках шин

Опубликовано: 11.05.2024

С 1 ноября 2012 года для всех странах Евросоюза появилась наклейка на шине, на которой будет указывается класс экономии топлива, уровень исходящего шума и класс сцепления на мокрой дороге.

Привычные размерности в маркировке шины типа 205/55R16 91H останутся без изменений, если кто не знает расшифрую 205 это ширина протектора указанная в миллиметрах, 55 это процентное соотношение высоты боковины от ширины протектора (в нашем случае 55% от 205 мм это 112,7 мм — высота боковины), буква R это не то что на самом деле думаю практически все автомобилисты, она не обозначает радиус колеса. во первых посадочное кольцо (борт), и диски измеряются в дюймах, а во вторых буква эта обозначает строение нитей каркаса в автошине: R радиальная, D диагональная.

а вот цифра после этой буквы обозначает посадочный размер указанный в дюймах. но производители автошин придумали удобную и понятную дополнительную маркировку для модели резины. Теперь покупатель, чтобы купить хорошие шины, не должен будет читать кучу непонятных тестов и сравнений в различных журналистских изданиях (в большинстве случаев сомнительных из-за лоббирования того или иного бренда).
На каждой автошине теперь будет наклейка, которая указывает, насколько хороша эта модель покрышки по следующим трем параметрам:

1. Торможение автошины на мокром асфальте (7-ми бальная шкала в буквах от A до G)
2. Топливная экономичность (определяется как сопротивление качению колеса по 7-ми бальной шкале в буквах от A до G)
3. Шумность шины (3-х бальная шкала).

Торможение шины на мокром асфальте

Показатель A — наилучший, а G — наихудший. Обратите внимание, что разница в торможении на мокрой дороге от наилучшего класса A до наихудшего класса G составляет более 18 метров тормозного пути машины!

Топливная экономичность покрышки

Разница в экономии топлива у классов A и G кажется не очень значительной, однако за срок эксплуатации шины она будет уже заметной. По сути эти затраты за дополнительно израсходованное топливо добавятся к стоимости шин.

В данном параметре измеряется именно внешний шум автошин, производимый при движении по дороге. И хотя шум, производимый колесами, по-разному слышим в зависимости от шумоизоляции различных марок и моделей машин, очевидно, что чем меньший шум производят покрышки при движении, тем тише будет в салоне автомобиля.
Разумеется, что эта дополнительная новая маркировка шин не отражает всех характеристик шины, ведь покрышку оценивают не только на мокрой, но и на сухой дороге! Более того, а что если нужно оценить зимние шины? Или, например, зимние шипованные шины?

Тем не менее, даже эти три параметра дадут покупателям дополнительную полезную информацию о шинах. Ведь это не просто данные каких-либо журналистских тестов, которые зачастую противоречат друг другу, а именно данные от самих производителей, которые, заявляя те или иные параметры, несут реальную ответственность за их достоверность.
Возможно со временем шинники введут дополнительные данные в маркировку выпускаемой авторезины, которая будет полезна большинству покупателей (скажем, сделают дополнительные параметры для зимних шин). А пока скажем спасибо производителям авторезины и Евросоюзу за новый шаг в сторону покупателя.

Базовая маркировка шин у всех производителйе одинакова. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Базовая маркировка может быть выполнена в европейской метрической системе или в американской дюймовой.

Пример маркировки шины в метрической системе: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это "посадочный" диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же "индекс допустимой грузоподъемности шины").

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.


94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать. Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

А на самом же колесе можно найти надпись: Max Load которое и подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения измеряются в килограммах (kg) и фунтах (lbs) (для справки 1 фунт = 0,4536 кг).

Американская маркировка летних шин строится по другому принципу, рассмотрим размер LT33X10,50 R15 114S, где

31 - внешний диаметр шины, выраженный в дюймах.

Х – это знак, разделяющий значения, не несёт никакой смысловой нагрузки.

10,5 - ширина профиля шины в дюймах.

R – обозначение, указывающее на радиальное строение шины.

15 – посадочный диаметр, измеряется также в дюймах. Как правило, у большинства размеров диаметр выражен целым числом. Но в прошлом на рынок попадали шины с американского рынка, чей диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 16,5.

Индексы скорости и нагрузки у дюймовых размеров обозначают то же самое, что и у размеров, выполненных по европейской системе.

Год выпуска

Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые — непосредственно год. Например, маркировка 0418 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2018 году, на 4-й неделе года.

Сразу же хотелось бы добавить, что не стоит пугаться если на момент приобретения шины Вы видите, что с даты производства прошло 2-3 года. В компания Мишлен серьезно подошли к вопросу "старения" шин и заказали научные исследования, которые проводились двумя независимыми организациями, о результатах этого исследования можно ознакомиться здесь.

Индикатор износа

Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.

На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:

  • AD - алюминиевые шипы.
  • SD - шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD - шипы с овальным сердечником.
  • MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Цветные метки на шинах

В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники. Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.

Изредка можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.

Защита от проколов

Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.

Производитель
Маркировка Производитель
Маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre) Michelin ZP (Zero Pressure)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat) Pirelli EUFORI@ или RF
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat Nokian Run Flat или RF
Kumho RF Yokohama RF

Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при частичной или полной потере давления от 50 до 150 километров при условии, что скорость движения не будет превышать 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:

  • MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска.
  • FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) - шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base) - покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.

Максимально допустимое давление (Max Pressure)

Это одно из самых важных значений, имеющихся на маркировке шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На некоторых шинах, чаще всего для спецтехники, иногда можно увидеть значение "монтажного давления". Так вот означает оно, допустимое давление при монтаже шины на обод, после завершения процесса монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.

Маркировка на шинах по сезону и покрытию.

  • M+S - это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S — Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях.
  • AS (All Seasons, Any Season) - резина пригодна для использования в любое время года.
  • AGT (All Grip Traction) - всесезонная покрышка.
  • R+W (Road + Winter) - в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
  • Frost - так обозначают зимнюю резину.
  • AW (Any Weather) - одходит для использования в любую погоду.
  • A/T (All Terrain) - резина подходит для использования на любой местности.
  • M/T (Mud Terrain) - покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
  • 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) - специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях модели в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в том случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.

Дополнительная информация

При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:

В Европе и в России с 2012 года на всех летних и зимних покрышках должны присутствовать специальные этикетки, на которых имеется вся информация о конкретной модели колёс. Правильно читая такую информацию на этикетке, можно подобрать шины, которые полностью соответствуют автомобилю. Поговорим поподробнее о том, что представляют собой этикетки на машинах и как расшифровать указанную на них информацию.

Конструкция шины

Современные покрышки изготавливаются по специальной технологии, что позволяет обеспечить их максимально возможную долговечность, надежность и отличные эксплуатационные характеристики. Покрышка состоит из высокотехнологичной композитной конструкции, может быть выполнена из натурального каучука или синтетической резины, при этом все производственные процессы контролируются исключительно автоматикой.

В каждом конкретном случае технология изготовления покрышек будет различаться.

Стандартные колёса состоят из пяти основных компонентов:

1. Многослойного и в редких случаях однослойного каркаса, который выполняется из определенного компаунда с многочисленными каучуковыми прослойками.

2. Боковины - внешней часть колеса, которая выполнена из толстой резины, защищающей покрышки от повреждений и механических воздействий.

3. Жесткие борта позволяют фиксировать шины на металлическом ободе колеса. Выполняются они с дополнительным каркасом из толстой резины.

4. Протектор представляет собой наружный резиновый слой, на который нанесен специфический рисунок, обеспечивающий качественное сцепление с дорожным полотном.

5. Брейкеры располагаются между каркасом и протектором, позволяя правильно распределять давление от пятна контакта, защищая каркас покрышек от механического воздействия во время движения.

Шины могут различаться рисунком протектора, который выполняется как для использования на сухом или мокром асфальте, так и для эксплуатации авто на проселочной грунтовой дороге. Также выделяют летние и зимние шины, которые различаются формой протектора, наличием дополнительной ошиповки и компаундом резины, которая в зимних шинах сохраняет свою эластичность и не растрескивается даже при экстремально низких температурах.

Основные характеристики шин

До недавнего прошлого большинство автовладельцев не задумывались о вопросах выбора шин, и приобретали колёса, которые соответствуют радиусу и ширине дисков автомобиля. Однако сегодня современные покрышки отличаются функциональностью, могут иметь десятки различных эксплуатационных характеристик, которые непосредственно сказываются на управляемости, безопасности транспортного средства, комфорте в поездках и так далее. Именно поэтому при выборе следует изучать технические характеристики, подбирать колёса не только по их производителю, но и исходя из их параметров.

Основным показателем шины является ее посадочный радиус, который может колебаться от 13 до 20 дюймов и более. На небольшие по своим размерам легковушки часто устанавливаются 13-14 дюймовые колёса, которые имеют доступную стоимость, обеспечивая при этом необходимый комфорт при эксплуатации транспортного средства. На крупноразмерные седаны бизнес-класса, внедорожники и кроссоверы часто ставятся большие по своим размерам колёса, имеющие радиус 17, 19, 20 и более дюймов. Выбирая такие колёса, необходимо помнить о том, что чем меньше высота профиля, а она неизменно уменьшается у таких колес с большим радиусом, тем хуже комфорт в автомобиле.

Ещё одним параметром покрышек, по которым их выбирают автовладельцы, является ширина профиля. Чем шире колесо, тем оно лучше держится за дорогу и позволяет максимально эффективно реализовывать динамический потенциал двигателя. На небольшие хэтчбеки и городские седаны часто устанавливают покрышки, ширина которых составляет 165-185 миллиметров. А вот на спортивные мощные автомобили рекомендуется выбирать шины с шириной профиля 235 миллиметров и более. Нужно лишь помнить о том, что зимой следует отказаться от таких излишне широких колёс, так как их использование приводит к ухудшению управляемости на скользкой дороге.

Также при выборе следует учитывать показатель высоты профиля, который обозначается в процентах от ширины. Чем больше этот параметр, тем лучше профиль может поглотить различного рода вибрации и удары, что положительно сказывается на комфорте использования автомобиля. У высокопрофильных спортивных покрышек, радиус которых составляет 17-19 дюймов, этот параметр может составлять 30-40%, что делает такую резину достаточно жесткой, а управление автомобилем более собранным, но менее комфортным.

Маркировка этикеток шин

В России используется маркировка этикетки шин в соответствии со стандартом ISO 28580. Такой стандарт разрабатывался для летних покрышек, поэтому при выборе зимних шин нужно в большей степени ориентироваться на маркировку непосредственно на боковине колёса, а не на данные, указанные на этикетке.

На этикетке указывается параметр тормозного пути, непосредственно от которого будет зависеть безопасность эксплуатации транспортного средства. Сегодня стандартом является А и В класс тормозного пути, что позволяет максимально быстро останавливать автомобиль, предотвращая дорожно-транспортные происшествия. А вот шины, имеющие класс по тормозному пути F или G, уже не соответствуют современным требованиям безопасности их эксплуатации, поэтому такие не слишком качественные покрышки приобретать и использовать уже не рекомендуется.

Также на этикетке можно увидеть пиктограмму с колесом и рисунком бензобака. Из этого обозначения можно сделать вывод о показателях сопротивления шин качению. Этот параметр непосредственно оказывает влияние на расход топлива автомобилем. Чем меньше сопротивление качению, тем лучшие показатели топливной экономичности имеет автомобиль. Многие автовладельцы ошибочно полагают, что показатель сопротивления качению непосредственно сказывается на уровне сцеплении и безопасность эксплуатации транспортного средства. Однако проведённые испытания показали, что прямой связи тут всё же нет.

Установлено, что имеющаяся разница между классами показателей сопротивления качению соответствует 100 миллиграммам топлива на 100 километров пробега. Соответственно, автомобиль, обутый в шины с классом сопротивления качения А, будет потреблять на пол-литра бензина на 100 километров меньше, чем аналогичная машина, которая используется с шинами Е категории. Поэтому даже высокая стоимость таких покрышек, в конечном счете, может полностью окупиться, сократив затраты автовладельца на заправку топливом.

Рядом с пиктограммой по сопротивлению качения можно найти изображение колеса с небольшой дождевой тучей. Как можно понять из такого рисунка, это важный параметр, который характеризует управляемость автомобилей и тормозной путь на мокром покрытии. Выражается такая характеристика в классах, соответственно, чем она выше, тем лучше колесо имеет сцепление с мокрым асфальтом. Качественные покрышки имеют специальные водоотводящие канавки, что позволяет эффективно сопротивляться эффекту аквапланирования. Последний чрезвычайно опасен, часто приводит к заносам автомобиля, который попал в лужу и потерял сцепление с асфальтом.

Улучшить такие показатели сопротивления качения и управляемости на мокром асфальте удалось исключительно за счет применения специальной формы протектора. Многочисленные мелкие блоки и острые кромки хорошо цепляются за поверхность, при этом влага отводится в сторону, не ухудшая каким-либо образом управляемость автомобилей.

В нижней части этикетки можно найти небольшой рисунок колеса, с маленьким громкоговорителем и рисунками интенсивности звука. Такая информация позволит определить уровень шумности покрышек, от чего напрямую зависит комфорт использования транспортного средства. Звук, издаваемый покрышками, будет во многом зависит от их формы, внутренней конструкции и используемого материала для выполнения протектора.

В летних покрышках используется специальный каучук, который издаёт минимум шума, но при этом такой компаунд часто трескается при низких температурах. Громкие зимние покрышки наоборот выполнены из жесткого материала, что приводит к появлению выраженного гула при быстрой езде по асфальту. Однако такие колёса чрезвычайно устойчивы к низким температурам, сохраняя все свои свойства даже в зимнее время года.

При наличии на пиктограмме лишь одного закрашенного чёрным цветом уровня громкости такие покрышки будут иметь уровень шума, ниже разрешённого на 3 децибела. Стандартные колёса имеют два закрашенных уровня шума, что соответствует разрешенному лимиту в 71 децибел. Если шины имеют три полностью закрашенных уровня громкости, то такие покрышки превышают установленные лимиты, а в Европе их использование запрещено с 2016 года. Последние допустимо эксплуатировать лишь в том случае, если выбирается громкая зимняя резина.

В последние годы показатели шумности покрышек существенно улучшились, что позволяет сделать поездки на автомобиле максимально комфортными. Добиться этого удалось за счёт компьютерного моделирования протектора и применения специального компаунда, который сохраняет максимальную эластичность в широком диапазоне температур. Поэтому проблемы с характерным гулом от дубовой зимней резины остались практически позади.

Будут ли изменяться маркировки?

В ближайшее время планируется разработать специальный стандарт маркировки таких этикеток на шинах, что позволит обеспечить правильный выбор летних и зимних покрышек. На сегодняшний день новый законопроект находится на стадии согласования, и после его подписания этикетка на шинах будет содержать другую дополнительную информацию, которая пригодится автовладельцу при покупке покрышек.

Сегодня же, приобретая зимнюю или летнюю резину, необходимо не только ориентироваться на указанную на этикетке информацию, но и обозначения на зимних шинах. Последние содержат всю необходимую информацию для выбор конкретной модели, в зависимости от технических характеристик. Именно ширина, посадочный радиус, назначение шин указывается на их боковине, и, исходя из этого, следует делать выбор.

Подведем итоги

На этикетках автомобильных шин указывается информация, которая позволит покупателям с легкостью сделать выбор качественных покрышек. На соответствующих пиктограммах отображён уровень шумности колес, их сопротивление качению, а, следственно, и улучшенные показатели топливной экономичности. Из соответствующего обозначения можно найти все данные по показателям сцепления с мокрым асфальтом. Последнее непосредственно сказывается на безопасности транспортного средства, предупреждая его срыв в скольжение по причине аквапланирования.

Если верить сэру Артуру Конан Дойлю, его Шерлок Холмс был способен отличить отпечаток покрышки Dunlop от сорока двух других подобных изделий. Результат весьма впечатляющий. Впрочем, такие экспертные познания были бы уникальны и в наши дни, ведь многие из современных автовладельцев свято верят, что автомобильные шины — что-то однородное и получаемое в процессе литья, а буква «R» в маркировке обозначает радиус. Что же означают все эти надписи на боковине шины и для чего на некоторых из них стали появляться цветные ярлычки с непонятными пиктограммами, им и невдомек. Поговорить об этом мы отправились в представительство компании, названной в честь человека, без которого не было бы возможно создание современного колеса — Чарльза Гудьира. Наш собеседник — Кирилл Барановский, технический специалист Goodyear Russia LLC .

В прошлом году исполнилось 115 лет, как компания Goodyear делает шины, но не будет преувеличением сказать, что даже спустя столько лет большинству обывателей шина по-прежнему представляется чем-то однородным, круглым и черным. На самом же деле шина гораздо сложнее. И прежде чем говорить о маркировке, обозначениях и подборе шин с новыми этикетками, хотелось бы вкратце пройтись по тому, что же такое шина, как она делается и какие свойства присущи этому весьма непростому изделию.

chsgdyr

Как и из чего это сделано?

Механически шина — это эластичная оболочка, которая способна удерживать воздух под давлением, структурно — высокотехнологичная композитная конструкция, а химически — набор материалов, состоящих из длинных цепочек макромолекул. Причем даже в наши дни производство шин сохранило некоторые архаичные операции. Например, тот же процесс получения натурального каучука не изменился со времен конкистадоров: сок по-прежнему собирают через надрезы в коре дерева гевеи. Натуральный и искусственный каучук поступает на производство, где происходит смешение с другими компонентами — сажей, серой, кремниевыми соединениями.

Hevea-tree

На участке резиносмешения все компоненты загружаются в миксер и измельчаются. Но просто связать каучук, поступающий в виде малоэластичных брикетов, мелкодисперсионную сажу, серу и силику в гомогенную смесь, из которой изготавливают протектор, трудно. Для этого добавляются масла и различные химикаты. На выходе получается масса, которая продавливается между валами. Результат — полотно сырой резины.

Из вышеперечисленных наполнителей крайне важным компонентом является силика. Это осажденная кремниевая кислота, которая поступает на шинное производство в виде порошкообразного вещества грязно-белого цвета. Силика была открыта еще в конце 1950-х, но не использовалась по причине дороговизны. Другим ограничением была необходимость использовать в процессе резиносмешения специальное и очень недешевое оборудование.

Появление мощных и быстрых автомобилей, а также мода на экологию сделали применение силики необходимостью — ее введение в состав смеси резко повышает характеристики энергоэффективности (сопротивление качению) и сцепления протектора на мокрой дороге. Кроме того, в зимних шинах она повышает эластичность при низких температурах. Благодаря использованию силики сопротивление качению в современных шинах за последние 10 лет улучшилось на 25%, что вылилось в снижение расхода топлива до 5%.

Помимо совершенствования рецептур и геометрии протектора эволюция в шинном производстве идет в области совершенствования процесса сборки шины и выражается в увеличении автоматизации. Но полностью автоматические линии пока еще очень дороги.

Схема производства шин

Впрочем, даже самые дорогие и современные линии не способны компенсировать отсутствие знаний, традиций и опыта разработки такого с виду простого, но на деле очень сложного продукта, как шина. Это хорошо видно на примере китайских брендов, предприятия которых, как правило, оснащены самым передовым и лучшим оборудованием. Но невозможно, взяв готовую шину и разрезав ее, получить необходимые знания для создания сопоставимого по качеству продукта. «Что?» и «как?» для каждого производителя вещи очень специфические, и китайцы пока прогрессируют только в направлении как делать шины, а вот знание того, что это такое, им пока не дается — нет наработок и специалистов с необходимым опытом, а просто скопировать невозможно.

Но вернемся к изготовлению нашей шины. В процессе сборки объединяются ее основные элементы. Их пять: каркас с одним или несколькими слоями обрезиненного корда с резиновыми прослойками; боковина — наружная резиновая деталь шины, предохраняющая от боковых наружных повреждений; борт — жесткая часть шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса. Это очень важная часть современной бескамерной шины, которая отвечает за абсолютную герметичность шины в месте контакта с диском. Еще одна составляющая — протектор — представляет собой наружную резиновую беговую часть шины с рисунком. Между каркасом и протектором расположена незаметная, но очень важная деталь — брекер. От него зависит не только защита каркаса от ударных нагрузок при движении, но и распределение пятна контакта.

Выглядит процесс сборки шины вот так.

Время вулканизации во многом определяет характеристики шины. Так, для крупногабаритных шин, способных выдерживать нагрузку до 14,5 т, время вулканизации составляет 220 минут, а для автомобильной шины, выдерживающей 615 кг, оно равняется всего лишь 15 минутам. Специфика изобретения Гудьира в том, что ни убавить ни прибавить время вулканизации невозможно — в противном случае процесс не закончится, а составные части, заложенные на этапе резиносмешения, полностью не сработают, цепочки макромолекул не сложатся и как следствие мы получим «недопродукт», который хоть и будет внешне похож на шину, но не будет иметь требуемых характеристик. Состояние же современных технологий таково, что достичь скачка в сокращении времени вулканизации практически невозможно даже при использовании химических ускорителей реакции.

Что написано на шине?

Но если знание о том, как изготавливают шины, полезно в основном для общей эрудиции, то вот разбираться в написанном на их боковинах полезно даже самому далекому от техники автовладельцу. Что же означает комбинация букв и цифр, подобная, например, вот этой:

195/65 R 15 91 H TL

91 H • TL • DOT. 396?

Первая цифра — 195. Типичное заблуждение — называть этот показатель шириной протектора. На самом деле речь идет о ширине профиля шины, указанном в миллиметрах. В свою очередь цифра 65 означает отнюдь не высоту протектора, а отношение высоты профиля шины к его ширине в процентах. Латинская R описывает не радиус, как думают многие, а конструкцию шины (R = радиальная). Первоначально все шины использовали диагональную конструкцию, при которой нити корда в слоях каркаса идут от борта к борту по диагонали. Несмотря на то, что такие шины дешевле в производстве и проще в ремонте, большинство из них сегодня выполнены с радиальной конструкцией, изобретенной и запатентованной в 1914 году Г.Х. Гамильтоном и Т. Слопером. В радиальной шине нити корда в слоях каркаса не перекрещиваются, а направлены от борта к борту. Серийное производство таких шин разрабатывалось компанией Michelin с 1939 года, а Goodyear — с 1950-х годов. Тогда же эти шины начали массово поступать на рынок.

Поскольку радиально расположенные нити каркаса воспринимают только радиальные нагрузки, это значительно уменьшает напряженность нитей и позволяет при одной и той же нагрузке изготавливать каркас радиальных шин с меньшим числом слоев. В результате обеспечивается лучший отвод тепла при нагреве шины во время движения. Радиальные шины имеют лучшее сцепление с дорожной поверхностью. Это достигается за счет большей площади контакта с опорной поверхностью и конструкцией брекера. При изменении нагрузки и колебаниях во время движения жесткий брекер не дает протектору радиальной шины деформироваться — выступы протектора не сминаются и не проскальзывают. Радиальная шина обеспечивает лучшую управляемость и боковую устойчивость автомобиля: она, в отличие от диагональной, в поворотах и при боковом скольжении не «ложится на бок». Повышают радиальные шины и безопасность эксплуатации автомобиля за счет более высокой стойкости к износу. В то время как пробег лучших моделей диагональных шин составляет 20–40 тысяч км, самая обычная радиальная шина способна пройти 60–80 тысяч.

После литеры R следует цифра, которая обозначает диаметр обода в дюймах. Буквы TWI указывают на расположение индикаторов износа протектора шины.

Следующее обозначение, нанесенное на боковину шины после диаметра обода колесного диска, — одно- или двузначное число. Оно указывает значение коэффициента нагрузки, которую могут выдержать одиночная или сдвоенная шина при скоростях, соответствующих надлежащей категории скорости. Ее символ обозначается латинскими буквами от М (130 км/ч) до Y (300 км/ч). Символ ZR обозначет шину, которая может выдержать нагрузку с соответствующим индексом несущей способности на скорости от 240 км/ч.

Когда мы говорим о способности шины обеспечивать сцепление с дорогой, стоит помнить, что речь идет всего лишь о четырех очень маленьких — суммарной площадью чуть больше почтовой открытки — пятнах контакта. Для шины размерностью 205/55R16 площадь пятна равна 190 кв. см, из которых, если соприкасаются около 35% площади канавок, только 124 кв. см остается для трансформации сил. Поэтому следует помнить, что индекс скорости описывает поведение шины при прямолинейном движении и, к примеру, индекс R (170 км/ч) совсем не гарантирует, что шина позволяет совершать маневры с такой скоростью. Ведь при смене направления и тем более в повороте у нас возникают совсем другие реакции и силы. Когда мы смотрим на индекс скорости, мы должны понимать, что теоретически маневры на подобных скоростях возможны, но фактически они нереальны на гражданских авто даже для гонщиков-профессионалов.

D.O.T. номер позволяет въедливому клиенту узнать о шине еще больше. В нем зашифрованы бренд и завод производителя (первые две буквы), размер (следующие две цифры), тип шины (четыре следующих символа), неделя и год производства. Основным производителям присвоены следующие индексы: L = Uniroyal; F = Michelin; VW = Firestone; E = Bridgestone; C = Continental; N = Goodyear и D = Dunlop.

Поскольку сейчас большинство производителей комплектуют свои авто шинами с асимметричным рисунком протектора, на боковину шины нанесены указатели направления вращения и надписи side facing inwards (внутренняя сторона) и side facing outwards (внешняя сторона).

Надписи на боковине могут описывать и конструкцию шины, указывая на число слоев (plies) в каркасе и боковине, а также использованные при изготовлении материалы.

О чем говорит этикетка?

Вышеописанные обозначения можно найти на всех шинах. Но с ноября 2012 года на шинах, продаваемых в Европе, появилась предписанная правилами ЕС новая этикетка для шин. Ряд шинников используют ее и на нашем рынке. В соответствии с европейским стандартом шины получают оценку по трем критериям: сцепление с мокрой дорогой, расход топлива и уровень шума. Эти показатели обозначаются буквенным индексом и предназначены для информирования покупателя о наиболее важных, по мнению европейских законодателей, свойствах шины. Первые две характеристики — сопротивление качению и сцепление на мокром покрытии — обозначаются латинскими буквами от A до G соответственно, причем A обозначает наилучшее значение, а G/F — самое низкое из приемлемых. Уровень шума на этикетке шины обозначается пиктограммой в виде колеса и звуковых волн, где одна волна соответствует тихой шине, а три — более шумной.

tyre+label

В адрес шинников частенько звучат упреки в том, что они используют на тестах специально подготовленную резину, но по большей части это не так. Тут, скорее, стоит говорить о том, что ряд компаний постоянно улучшают продукт, не изменяя его название. У производителей, исповедующих этот подход, продукт 2011 и 2014 годов может существенно отличаться. «Мы в Goodyear и наши конкуренты из Michelin, выпуская шину, заявляем для продукта определенные характеристики, — говорит Кирилл Барановский. — И когда мы готовим модификацию, например, с улучшенной смесью или измененным шипом, то она обозначается как „плюс“. Тем самым показываем, что у продукта новые характеристики и потребитель имеет право знать, что этот продукт претерпел изменения».

Тестирование шин, по результатам которого той или иной модели присваивается соответствующая этикетка, осуществляется не только на полигонах самой компании, но и специалистами независимой немецкой организации технического контроля TÜV (Technischer Überwachungsverein), немецкой организацией по защите прав потребителей Stiftung Warentest и финской Test World, которая специализируется на испытании зимних шин и автомобилей в зимних условиях. В ходе таких испытаний шина обычно проверяется по 15 показателям. Сами же производители нередко проверяют шины по куда большему количеству параметров.

Обслуживаем и ухаживаем

Шина будет гарантированно служить вам отведенный ей срок (километраж) при соблюдении несложных правил ухода и эксплуатации.

Во-первых, следует следить за давлением в шинах и поддерживать его на том уровне, что предписан производителем шин и автомобиля. Проверять давление стоит регулярно и делать это нужно всегда на холодной шине — как только она начинает катиться и греться, то вслед за этим увеличивается давление.

Избыточное и недостаточное давление одинаково вредны для шин. В первом случае последствиями будет интенсивный износ центральной беговой дорожки, снижение сопротивления к порезам и ударному разрыву, падение комфортности управления автомобилем и рост риска повредить сам автомобиль вследствие износа деталей подвески, разрушения сварных соединений, пружин и т.д.

Недостаток давления в шинах чреват неравномерным, интенсивным износом плечевых зон. На шинах с блочным рисунком протектора может начаться пилообразный износ, возрастает риск изменения состава смеси в результате высоких температур и последующие отслоения зоны борта, равно как и интенсивного износ шины от диска. Не идет низкое давление в шинах и на пользу управляемости — автомобиль может начать кидать при движении, реакции на работу рулем становятся хуже, возрастает боковое колебание. Так что держать в салоне простейший манометр и регулярно им пользоваться — не самая плохая идея.

Помимо проверки давления следует регулярно осматривать шины. Если шина износилась до такой степени, что показались бруски из жесткой резины, это означает, что пришло время покупать новый комплект. Пора менять шины и если на их боковинах началось растрескивание. Боковины достаточно тонкие и их повреждение может привести к разрыву шины. Также необходимо проверять протекторы, скосы и боковины на наличие пузырьков, вздутий (грыж), порезов и трещин. Это явный признак того, что шины требуют замены, даже если вы использовали их не очень долго.

Равномерный износ шин с обоих краев говорит о том, что, возможно, их следует накачать или проверить на утечку. Если же вы обнаружили изношенные края только на передних шинах, может быть, вы слишком быстро входите в повороты и кривые. Края протектора шины зубчатой или перьевой формы подсказывают вам, что имеет место неравномерное трение с поверхностью дороги и необходимо выполнить центровку.

Рисунок износа на протекторе может указывать на неполадки в других узлах автомобиля. Если вы обнаружили участки с неравномерным износом или полностью изношенным протектором, возможно, необходимо произвести балансировку колес. Иногда полный износ на отдельных участках указывает на умершие амортизаторы.

При покупке новых шин рекомендуется заменять сразу четыре шины. Если вы покупаете только две шины, их модель и марка должны быть такими же, как и у оставшихся. Устанавливать новые шины следует на заднюю ось — это поможет улучшить сцепление и устойчивость при езде. Чтобы обеспечить равномерный износ шин, переставляйте их через каждые 10–12 тыс. км пробега или каждые полгода.

Как читать маркировку на этикетках автомобильных шин

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Текущие маркировки этикеток, которые прилагаются к автомобильным шинам для легковых автомобилей, позволяют легко выбрать хорошие шины, сопоставив цену, качество и их характеристики. Особенно если это касается этикеток, оформленных по стандарту Евросоюза . Правда, это касается только летних шин. В случае же с зимней резиной маркировка на этикетках не облегчает выбор.

Но в скором времени это должно измениться. Так, с 2021 года на этикетках, сопровождающих шины, будет содержаться более подробная маркировка и для зимней резины, отмечающая ее свойства. Это позволит покупателям самостоятельно выбрать нужные шины, защитив себя от ошибок, приводящих к покупке зимних шин, предназначенных для использования в другом климате.

Напомним, что согласно регламенту ЕС все шины , которые производятся на территории Европы и доступны для покупки, должны с 30 июня 2012 года поставляться со специальными этикетками, на которых есть маркировка о классах шин, их характеристиках и свойствах. Этикетки предназначены для того, чтобы помочь автовладельцам осознанно выбирать хорошие шины. Это почти такие же этикетки, которые мы видим на бытовой технике, например на стиральных машинах. Да, конечно, чаще всего шины выбирают, руководствуясь в первую очередь ценой. Но маркировка помогает сделать правильный выбор и не ошибиться .

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Правда, стоит отметить, что у этикеток шин нет единого параметра маркировки. Так, данные, указанные на этикетке, относятся только к определенной модели шины, а также к ее конкретному размеру .

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Новая маркировка этикеток шин - с мая 2021 г.

Таким образом, если вы собираетесь покупать шины размером 225/55 R16, то их параметры, указанные на этикетке, могут (хотя и не обязаны) явно отличаться от параметров той же модели шины другого размера, например 195/65 R15.

На основе чего на этикетках шин имеется определенная маркировка? Конечно, на основе испытаний производителя!

Важная вещь: хотя методы испытаний имеющихся в продаже шин стандартизированы согласно различным документам Европарламента, это не говорит о том, что резина на 100% соответствует указанным характеристикам. Дело в том, что испытание резины для определения ее характеристик и свойств, необходимых для указания определенной маркировки, не проводится какой-то внешней независимой сертификационной организацией. Всю ответственность несут только производители шин. То есть маркировка наносится по результатам собственных испытаний производителя шин.

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Но когда дело касается «экзотических» брендов (особенно корейских и китайских), то легко заметить разницу, изучив независимые тесты подобной продукции. Обычно реальные испытания показывают, что маркировка шин не соответствует реальным свойствам и характеристике шин. Но легко заметить, сравнивая данные с этикеток с результатами сравнительных испытаний, что это не всегда так, особенно в случае «экзотических» брендов.

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Что говорит этикетка на шинах, и о чем она молчит?

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Маркировка этикеток автомобильных шин до мая 2021 года

В настоящий момент, пока действуют старые правила маркировки этикеток шин, утвержденные европейскими стандартами, этикетки содержат информацию о влиянии шин на расход топлива (сопротивление качению), тормозном пути на мокрой дороге и уровне шума.

Принцип маркировки такой, как и в случае с бытовой техникой: чем ближе буква к началу алфавита, тем лучше шины по тем или иным характеристикам: «А» лучше, чем «В», а «В» лучше, чем «С». Буква «D» не используется (хотя эта буква и находится на этикетке): класс характеристики сразу переходит от «C» к «E». Так что благодаря этому буквенному обозначению маркировки категории шин становятся более заметными для покупателей. Просто и очевидно? Ну, не совсем.

«Гнилой» компромисс?

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Во-первых, на этикетке сегодня указывают только три параметра шины, в то время как важными параметрами для шин легкового автомобиля, согласно многочисленным исследованиям, являются не менее 12. Во-вторых, легко ошибиться и предположить, что эффективность торможения на мокрой дороге является синонимом, например, сопротивления аквапланированию.

Это не тот случай, это совершенно разные вещи! Хорошая тормозная шина на мокром асфальте может «плавать» на более толстом слое воды! И наоборот: отличная водоотводящая шина, которая прекрасно сопротивляется аквапланированию, может плохо тормозить на мокром асфальте.

Кроме того, вам нужно знать, что невозможно добиться наилучших характеристик в каждой категории при проектировании шин. Законы физики никто не отменит. Так что почти во всем, когда вы улучшаете один параметр, как правило, ухудшается другой. Правда, это относится не ко всем параметрам шин. Но, например, когда речь идет о характеристиках шин на мокром асфальте, то однозначно, что, улучшая один параметр, вы неизбежно теряете качественные характеристики в других параметрах.

Хорошие характеристики шины при торможении на мокрой дороге затрудняют достижение низкого сопротивления качению, но также . затрудняют достижение идеального сцепления на снегу; и наоборот, отличная шина для снега вряд ли заслуживает буквы «А» в категории «торможение на мокрой дороге». И еще одна вещь: шина, которая хороша на снегу, не обеспечит хорошего сцепления на льду. И наоборот.

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

И как эти трудности связаны с маркировкой на шинах? Что ж, менее ответственные производители сделают все, чтобы их шины выглядели великолепно среди конкурентов на рынке, включая яркий лейбл-этикетку с указанием отличных характеристик.

Как хорошие, так и плохие шины могут иметь одинаковые параметры (если рассматривать только те, которые указаны на этикетке). Зачем переплачивать, думают покупатели. А между тем различия в качестве могут быть огромными! В любом случае стоит знать, что, например, некоторые типы шин с хорошими, казалось бы, характеристиками часто имеют высокое сопротивление качению, что в случае установки на машину приведет к повышенному расходу топлива. И наоборот, на некоторых шинах в категории влияния на расход топлива вы можете увидеть букву «Е», но на практике это еще не означает, что такие шины плохие для вашего кошелька в плане «кушающие топливо».

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

И вот мы подошли к самому интересному. Когда дело касается зимних шин, нынешняя этикетка с маркировкой шин совершенно бесполезна, поскольку она ничего не говорит о зимних свойствах шин и из-за технических конфликтов, описанных выше. Зимняя шина, хорошо тормозящая автомобиль, для торможения на мокрой дороге может быть также хорошей, но если это более дешевая шина, то чуда не произойдет.

Новые данные на этикетках шин с 2021 года

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Новая маркировка этикеток шин - с мая 2021 г.

Новая маркировка шин, утвержденная Европарламентом, начнет действовать с 1 мая 2021 года . Именно с этой датой все производители шин, производящие шины в Европе, будут обязаны продавать продукцию с новыми этикетками.

Новые этикетки должны будут содержать одну из двух пиктограмм: одна указывает, соответствует ли шина минимальным требованиям для вождения на снегу, а другая указывает на безопасное вождение на льду.

Примечание. Внимание: наличие пиктограммы не означает, что шина исключительно хороша в данной категории. В случае символа «снег» это означает только то, что это зимняя шина, разработанная для использования в странах северно-западной части континента.

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Производители шин утверждают, что проблема, решаемая с помощью новой маркировки, связана с выбором шин, предназначенных для условий, отличных от тех, которые преобладают в той или иной части Европы. Что ж, в странах Центральной Европы и частично Западной Европы зимы в основном влажные, иногда выпадает снег, в то время как в скандинавских странах и в России зимой много льда.

Хорошее сцепление на льду и хорошее сцепление на снегу – это то, что нужно зимней резине в холодное время года. Но есть одна проблема: оба свойства зимних шин являются взаимоисключающими. То есть вы не купите идеальные шины для снега и льда. Тут уж придется выбирать: или-или.

Шинные этикетки: о чем они говорят и что скоро изменится в их обозначении

Например, хорошие шины для скандинавского рынка и северных регионов России не подходят для использования в западных и южных регионах Европы и на юге России. И наоборот. Хотя на нашем рынке сегодня бывает все. В последние годы недобросовестные продавцы шин начали ввозить в Россию шины, произведенные для южных стран. В результате у водителей, которые покупают такие шины, возникают проблемы с торможением на снегу или льду при движении на скорости. Но если подобные покрышки купит какой-нибудь автовладелец в Сочи, то проблем с торможением не будет.

Важно: новая этикетка не касается зимних шипованных шин. Почему? Да тут все просто: такую резину не нужно дополнительно маркировать на этикетке, обозначая, для какого климата предназначены данные зимние шины . При взгляде на шипы сразу видно, что покрышки сделаны для суровых зимних регионов.

Читайте также: