Маркировка шин по госту

Опубликовано: 01.05.2024

1. Маркировка автомобильных шин по ГОСТам.

1.1. Согласно ГОСТ Р 52900 – 2007

»Шины пневматические для легковых автомобилей и прицепов к ним. Технические условия» легковыми шинами являются пневматические шины для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М1, О1 и О2 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.

1.2. Согласно ГОСТ Р 52899 – 2007

«Шины пневматические для грузовых механических транспортных средств и прицепов. Технические условия» к грузовым автотранспортным средствам относятся грузовые и легкие грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы категорий M2, M3, N1, N2, N3, O3 и O4 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.

1.3. ГОСТ 13298 — 90

«Шины с регулируемым давлением. Технические условия» распространяется на пневматические шины (покрышку, камеру и ободную ленту) с регулируемым давлением, предназначенные для эксплуатации на автомобилях высокой проходимости преимущественно в условиях бездорожья, на мягких грунтах, а также на дорогах всех категорий во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от минус 60 до плюс 55 °С.

Шины с регулируемым давлением изготавливают двух типов: обычного профиля и широкопрофильные.

Шины обычного профиля имеют дюймовое обозначение, широкопрофильные — миллиметровое.

1.4. Отнесение транспортных средств

2. В соответствии с вышеуказанными ГОСТами

на бескамерную шину (покрышку камерной шины) должна быть нанесена следующая обязательная маркировка:

— товарный знак и(или) наименование предприятия-изготовителя;

— наименование страны-изготовителя на английском языке;

— торговая марка (модель шины);

— индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки;

— индекс категории скорости;

— «TUBELESS» — для бескамерной шины;

— «REINFORCED» или «EXTRA LOAD» — для усиленной шины;

— «M+S» или «M&S», или «M.S» — для зимней шины;

— дата изготовления из четырех цифр (две первые цифры указывают неделю года, две последние — год изготовления);

— «REGROOVABLE» — для шины, имеющей возможность углубления рисунка протектора методом нарезки;

— знак официального утверждения «Е» с указанием номера официального утверждения и страны, оформившей одобрение типа пневматической шины;

— национальный знак соответствия при сертификации шины (допускается указывать только в сопроводительной технической документации);

— знак направления вращения (для направленного рисунка протектора);

— «TWI» или «А», либо иной символ в плечевой или других зонах протектора, указывающий расположение индикаторов износа протектора;

— надпись “Steel” – для шин с металлокордом в брекере;

— надпись “All Steel” – для цельнометаллокордных шин;

Допускается наносить на покрышку дополнительно маркировку по усмотрению изготовителя или по требованию потребителя, в том числе:

— обозначение настоящего стандарта (без года утверждения);

— «All seasons» — для всесезонных шин;

— пиктограмму «снежинка» -для зимних шин;

— порядковый номер, балансировочную метку, штамп технического контроля и др.

При отнесении бескамерной шины к камерной надпись «TUBELESS» удаляют.

3. Примеры маркировки шин.

3.1. Легковых автомобилей:

165/80 R13 МИ–166 Steel Radial S82 Tubeless 52900 1012 090726 Made in Russia, где:

165/80 R13 – обозначение (размер) шины, где 165 – обозначение номинальной ширины профиля шины в миллиметрах, 80 – серия (номинальное отношение высоты профиля к его ширине в процентах), R – буквенный индекс радиальной шины, 13 – обозначение посадочного диаметра шины, соответствующее номинальному диаметру обода в дюймах;

МИ–166 – торговая марка (модель шины), где МИ – условное обозначение разработчика шины, 166 – порядковый номер разработки;

Steel – металлокорд в брекере;

Radial – радиальная шина;

S – индекс категории скорости;

82 – индекс несущей способности нагрузки;

Tubeless – бескамерная шина;

ГОСТ 52900 – обозначение стандарта, по которому производится шина;

1020 – дата изготовления (10 – порядковый номер недели с начала года, 20 – последняя цифра года изготовления – 2020);

090726 – порядковый номер шины.

3.2. Шин грузовых автомобилей постоянного давления:

8,25 R20 У2 125/122 J 71PSI ГОСТ 52899 0511 080315 Made in Russia, где:

8,25R20 – условное обозначение шины, где 8,25 – обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах, R – буквенный индекс радиальной шины, 20 – обозначение номинального диаметра обода в дюймах;

У2 – торговая марка (модель шины);

125/122 – индексы несущей способности нагрузок для одинарных и сдвоенных колес;

J – индекс категории скорости;

71 PSI – индекс давления;

ГОСТ 52899 – стандарт, по которому выпущена шина;

0520 – дата изготовления (05 – порядковый номер недели с начала года, 20 – последние цифры года изготовления – 2020);

080315 – порядковый номер шины.

3.3. Шин с регулируемым давлением:

1300 х 530 – 533 ВИ–3 НС–12 ГОСТ 13298 1112 В 057457 Made in Russia, где:

1300 – условный наружный диаметр шин в миллиметрах;

530 – условная ширина профиля шины в мм;

533 – условный диаметр обода в мм;

ВИ–3 – модель шины;

НС–12 – норма слойности;

ГОСТ 13298 – стандарт, по которому выпускается шина;

1120 В 057457, где 1120 – дата изготовления (11 – порядковый номер недели с начала года, 20 –год изготовления); В – буквенный индекс предприятия; 057457 – порядковый номер шины.

4. Маркировка камер, ободных лент и вентилей.

4.1. На каждой камере и ободной ленте при изготовлении наносятся:

— товарный знак или наименование фирмы – изготовителя;

— дата изготовления, состоящая из четырех цифр, из которых две первые указывают неделю, а две последних – год изготовления;

— штамп технического контроля;

— буквы “БК” для камер из бутилкаучука.

4.2. Пример обозначения камеры:

7,50–20, где 7,50 – обозначение номинальной ширины профиля соответствующей шины (в дюймах); 20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

4.3. Пример обозначения ободной ленты.

6,7 – обозначение номинальной ширины ленты (в дюймах);

20 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах).

4.4. Маркировка вентилей.

ЛК – для камерных шин легковых автомобилей;

ЛБ – для бескамерных шин легковых автомобилей;

ГК – для камерных шин грузовых автомобилей;

АБ – для бескамерных шин грузовых автомобилей;

РК – для камерных шин с регулируемым давлением.

5. Маркировка шин в соответствии с постановлением правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 1958

«Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин».

Маркировка шин вводится с 2021 года с целью контроля оборота шин от производителя до потребителя.

Производители шин, их импортеры и продавцы должны быть зарегистрированы в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Данными участниками оборота шин в этой же системе осуществляется маркировка шин средствами идентификации, которые представляют собой двухмерный штриховой код формата DataMatrix (приклеивается к боковине или протектору шины).

Покупатель мобильным устройством с установленной программой может сканировать код и получить информацию о производителе или импортере шины.

Более подробно – в тексте вышеуказанного постановления правительства РФ.

Базовая маркировка шин у всех производителйе одинакова. Она включает информацию о размере, индексе скорости и нагрузки. Базовая маркировка может быть выполнена в европейской метрической системе или в американской дюймовой.

Пример маркировки шины в метрической системе: 205/55 R16 94H XL

205 – ширина профиля шины в миллиметрах. Здесь – 205 мм.
55 – высота профиля шины в процентах от его ширины. То есть в нашем случае: 55% от 205 мм = 112,75 мм.

Поскольку профиль шины — это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто).

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82%, и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R – указывает на конструкцию шины. В данном случае шина радиальная – по расположению нитей корда каркаса шины.

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 – диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это "посадочный" диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

94 – индекс нагрузки (он же "индекс допустимой грузоподъемности шины").

H – индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

XL – усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.


94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.
Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать. Внимание! Индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

А на самом же колесе можно найти надпись: Max Load которое и подскажет допустимую нагрузку на одну шину. Значения измеряются в килограммах (kg) и фунтах (lbs) (для справки 1 фунт = 0,4536 кг).

Американская маркировка летних шин строится по другому принципу, рассмотрим размер LT33X10,50 R15 114S, где

31 - внешний диаметр шины, выраженный в дюймах.

Х – это знак, разделяющий значения, не несёт никакой смысловой нагрузки.

10,5 - ширина профиля шины в дюймах.

R – обозначение, указывающее на радиальное строение шины.

15 – посадочный диаметр, измеряется также в дюймах. Как правило, у большинства размеров диаметр выражен целым числом. Но в прошлом на рынок попадали шины с американского рынка, чей диаметр мог быть выражен дробным числом, например, 16,5.

Индексы скорости и нагрузки у дюймовых размеров обозначают то же самое, что и у размеров, выполненных по европейской системе.

Год выпуска

Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые — непосредственно год. Например, маркировка 0418 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2018 году, на 4-й неделе года.

Сразу же хотелось бы добавить, что не стоит пугаться если на момент приобретения шины Вы видите, что с даты производства прошло 2-3 года. В компания Мишлен серьезно подошли к вопросу "старения" шин и заказали научные исследования, которые проводились двумя независимыми организациями, о результатах этого исследования можно ознакомиться здесь.

Индикатор износа

Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск.

На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:

  • AD - алюминиевые шипы.
  • SD - шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD - шипы с овальным сердечником.
  • MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

Цветные метки на шинах

В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники. Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.

Изредка можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.

Защита от проколов

Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.

Производитель
Маркировка Производитель
Маркировка
Bridgestone RFT (Run-Flat Tyre) Michelin ZP (Zero Pressure)
Continental SSR (Self Supporting Run-Flat) Pirelli EUFORI@ или RF
Goodyear EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat Nokian Run Flat или RF
Kumho RF Yokohama RF

Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при частичной или полной потере давления от 50 до 150 километров при условии, что скорость движения не будет превышать 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:

  • MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска.
  • FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) - шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base) - покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.

Максимально допустимое давление (Max Pressure)

Это одно из самых важных значений, имеющихся на маркировке шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На некоторых шинах, чаще всего для спецтехники, иногда можно увидеть значение "монтажного давления". Так вот означает оно, допустимое давление при монтаже шины на обод, после завершения процесса монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.

Маркировка на шинах по сезону и покрытию.

  • M+S - это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S — Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях.
  • AS (All Seasons, Any Season) - резина пригодна для использования в любое время года.
  • AGT (All Grip Traction) - всесезонная покрышка.
  • R+W (Road + Winter) - в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
  • Frost - так обозначают зимнюю резину.
  • AW (Any Weather) - одходит для использования в любую погоду.
  • A/T (All Terrain) - резина подходит для использования на любой местности.
  • M/T (Mud Terrain) - покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
  • 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) - специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях модели в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в том случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.

Дополнительная информация

При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Расшифровка маркировки шин.

Маркировка шин

195/65 R15 91 T XL

195 — это ширина шины в мм.

65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

Таблица индексов нагрузки шины

T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Таблица индексов скорости

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure; максимально допустимое давление в шине. Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена соответствующая маркировка (в соответствии с нормативной документацией и Правилами N 30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин). Рассмотрим маркировку шин на примере двух покрышек: Hankook Centum K702 (корейского производства) и Tunga C-140 (российского производства). Мы специально используем оригинальное изображение и схематическое обозначение боковины шин для Вашего удобства. Далее по тексту будут также встречаться фотографии других моделей и брендов.

Маркировка шин. Боковая сторона шины Hankook Centum K702 Маркировка шин. Боковая сторона шины Tunga C-140
Давайте рассмотрим маркировку шин подробнее.

Типоразмер шин — это обозначение в соответствии с нормативным документом. Например: 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где

Типоразмер шин, где 145 — ширина профиля шины, 80 — серия, R — конструкция корда, 13 — посадочный диаметр шины Типоразмер шин, где 175 — ширина протектора шины, 70 — серия, R — расположение нитей корда, 13 — посадочный диаметр шины Типоразмер шины, где 185 — ширина протектора, серия опущена, R — радиальная конструкция корда, 15 — посадочный диаметр шины, C — обозначение усиленных шин
Типоразмер шин, где 12 — ширина протектора шины (в дюймах), R — строение корда, 22,5 — посадочный диаметр шины Типоразмер шины, где 295 — ширина протектора (в миллиметрах), 80 — отношение ширины протектора к высоте боковой стороны шины, R — строение корда, 22,5 — посадочный диаметр шины Типоразмер шин, где LT — идентификация легкогрузовой шины (light truck), 235 — ширина протектора, 85 — серия шины, R — строение корда, 16 — посадочный диаметр шины
175, 195, 155, 225 — ширина профиля шины в миллиметрах,
6,45 и 6,15 — ширина профиля в дюймах;
13, 14, 14,5 и 15 — посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах;
70, 60 — серия шины в процентах (отношение ширины протектора и высоты боковины шины; высота деленная на ширину и умноженная на 100%. Рассчитывается следующим образом: возьмем для примера размер 195/60R15, где высота боковины берется за икс… x/195*100 = 60, то есть, в данном случае, реальная высота боковины шины равна 117 миллиметрам);
если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80;
R обозначает радиальную шину,
для диагональных шин буква D не ставится (6,45-13);
буква С идентифицирует шину легкую грузовую (легкогрузовую), выпускаемую изготовителями стран СНГ,
а LT (Light Truck) — то же, но изготовителями остального мира;
Более подробно, тема "Типоразмера шин" раскрывается в разделе видео-статей. Материал под названием "Первый (вводный) фильм" содержит подробный рассказ о типоразмерах легковых автомобилей (тех, шины которых имеют обозначение ширины протектора в миллиметрах). Второй фильм под названием "Внедорожные шины" содержит информацию о покрышках, чьи параметры записываются в дюймах.

Торговая марка (бренд), название модели, страна производства

Торговая марка (бренд) производителя шин — наименование или товарный знак изготовителя. Например, ОМСКШИНА(OMSKSHINA), АМТЕЛ-СИБИРЬ, GOODYEAR, NOKIAN и т.д. Также может встречаться соответствующий логотип. Мы разместили для наглядности несколько изображений.

Торговая марка Goodyear Торговая марка Hankook. Перед брендом размещен логотип (в данном случае уже устаревший) Бренд Nokian
AL02 — комбинированное (буквенное и цифровое) название шины Centum K702 — комбинированное (словесное, буквенное и цифровое) название шины Proxes T1R — комбинированное (словесное, буквенное и цифровое) название шины
Шина произведена в Германии Шина произведена в Корее Шина произведена в России
Название модели — торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 "Таганка", К-183 "Баргузин", С-135 "Малахит", Я-559 и др. Модель шины (название модели шины) это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

Страна производства — страна-изготовитель шины. Данная маркировка указывает нам на страну, где размещен завод, изготовивший покрышку. Например, Made in Russia, Made in Japan и т.д.

Индексы скорости и нагрузки

Индекс несущей способности (ИНС) — условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 130;

Категория скорости (КС) — условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

94 — индекс несущей способности, Y — категория скорости 96 — индекс несущей способности, H — категория скорости 115/112 — двойной индекс несущей способности, R — категория скорости
Как правило, индекс несущей способности и категорию скорости маркируют на шине рядом, например, 96Т. Двойной индекс несущей способности указывается в случаях, когда шину можно устанавливать парой на одну сторону оси. В этом случае, первая цифра означает "индекс нагрузки" на шину при одинарной ошиновке, а вторая при двойной. Более подробно об индексах скорости и нагрузки рассказывается в нашей видео-справке "Индекс несущей способности" и "Категория скорости".

Другая маркировка шин

Маркировка шин. Обозначение нормативного документа ГОСТ
Для шин, производимых в странах СНГ, — обозначение нормативного документа — ГОСТ или ТУ предприятия-изготовителя. Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется).

Маркировка шин. Обозначение нормативного документа ТУ
Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 — код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 — порядковый номер разработки, 00148984 — код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 — последние две цифры года утверждения.

На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют.

Маркировка шин. Обозначение Radial для радиальных шин
Обозначение Radial размещается факультативно на радиальных шинах. Подробнее о понятии радиальных шин смотрите в нашем видео Буква R.

Маркировка шин. Обозначение Reinforced
Обозначение Reinforсed, так называемых, усиленных шин или шин с повышенной несущей способностью. Подробнее об усиленных шинах смотрите в нашем видео Усиленные шины.

Маркировка шин. Обозначение Extra Load (XL)
Обозначение XL (Extra load) используется для маркировки шин с увеличенным запасом прочности. Данное указание информирует о том, что стандартный индекс несущей способности увеличен на 4 (четыре) единицы. Подробнее об усиленных шинах смотрите в нашем видео Усиленные шины.

Маркировка шин. Обозначение Regroovable
Обозначение Regroovable используется для шин, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой.

Маркировка шин. Обозначение Tubeless
Обозначение Tubeless используется для бескамерных шин. Однако, покрышки, производимые изготовителями стран СНГ, могут не иметь подобного обозначения (его зашероховывают), а вместо наносят штамп несмываемой водой краской КАМЕРНАЯ, если по условиям производства бескамерную шину отнесли к камерной.

Маркировка шин. Обозначение камерных шин Tube Type
Обозначение Tube tyрe используется для камерных шин. В последнее время они встречаются достаточно редко.

Маркировка шин M+S (Mud + Snow; грязь плюс снег)
Обозначение M+S, M.S, M&S (Mud+Snow, переводится как "грязь + снег") используется для зимних шин. Часто под этой маркировкой подразумевают всесезонные шины.

Маркировка зимних шин Снежинка
Обозначение Снежинка (SnowFlake, переводится как "снежинка"; иногда иконку объясняют как "три горных пика и снежинка"). Обозначение используется преимущественно для зимних шин. Изначально оно было введено в Северной Америке в середине 80-х. Однако, позже маркировка стала появляться практически на всех видах шин, в том числе и летних. В конце 20 века, в целях регламентации данного обозначения было внедрено и узаконено испытание: шина на которой производитель хочет установить данную маркировку должна изначально пройти тест. В испытаниях помимо "претендента" участвует шина Uniroyal Tigar. На специальный автомобиль устанавливаются поочередно шины-претендент и базовые покрышки. Затем вычисляется коэффициент сцепления шины с опорной поверхностью. Если у покрышек, претендующих на маркировку Снежинка он (коэффициент) на 10% выше, чем у Uniryal Tigar, то выдается разрешение на данное обозначение.

Маркировка шин. Обозначение All season
Обозначение All season используется для всесезонных шин.

Маркировка шин. Обозначение Steel Belted
Обозначение Steel или Steel belted используется для шин с металлокордом в брекере.

Маркировка шин. Обозначение PSI (Pounds per Square Inch)
Обозначение PSI (по первым буквам Pounds per Square Inch — фунты на квадратный дюйм) используется на шинах с маркировкой С или LT, соответствуя индексу испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость.

Маркировка Outside для асимметричных шин
Outside (side facing outwards) или Inside (side facing inwards) используется на шинах с асимметричным рисунком протектора. Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку или маркировку <<, показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед. Маркируют и слова Rotation (направление вращения). Важно! Не надо путать подобные стрелки с логотипом известного производителя шин — фирмы Dunlop, выполненного в виде стилизованной стрелы. Подробнее смотрите в нашем видео ролике — Асимметричные и направленные шины.

Маркировка шин. Индикатор износа протектора. Бибендум от Michelin

Маркировка шин. Индикатор износа протектора
TWI, ▲ или бибендум на шинах Michelin. Должно быть не менее 6 таких обозначений с каждой стороны покрышки в верхней части плечевой зоны протектора. Аббревиатура: Tread Wear Indication буквально переводится как «индикатор износа протектора». Данные обозначения указывают места расположения индикаторов износа на дне канавок протектора. Индикаторы выполнены в виде выступов величиной, соответствующей остаточной глубине рисунка протектора для разных типов шин, при достижении которой эксплуатация их должна быть прекращена (см. «Правила дорожного движения»).

Маркировка шин. Индикатор износа протектора. Nokian Tyres
Компания Nokian Tyres применяет иной способ определения остаточной глубины рисунка протектора.

Маркировка шин. Дата производства шин
Дата изготовления, состоящая из трех (для шин, выпущенных до 2001 года) или четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а следующие — последнюю или две последние цифры года изготовления, например: 108, где 10 — неделя, а 8 — 1998 год; 1001, где 10 — неделя, а 01 — 2001 год.

Маркировка шин. Серийный номер
Заводской (порядковый) номер, размещается на шинах производителей стран СНГ.

Маркировка шин. Национальный знак соответствия при обязательной сертификации
Национальный знак соответствия при обязательной сертификации, например, Российский НХ15, где НХ15 — Код органа по сертификации. Допускается не наносить этот знак непосредственно на шины, а только на сопроводительную документацию.

Маркировка шин. Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами N 30 ЕЭК ООН
Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами N 30 ЕЭК ООН. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов, где цифра в круге — код страны, предоставившей официальное утверждение, а цифры вне круга — номер официального утверждения.

Маркировка шин. Обозначение DOT (U.S. Department of Transportation)
Обозначение DOT (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированный адрес производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждение того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS № 109, например, DOT МКR4 AJOR.

Маркировка шин. Максимальная нагрузка (в фунтах и кгс) и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм)
Если та или иная шина, независимо от места производства, предназначается для североамериканского рынка (США и Канада), то на ней кроме обязательной маркировки, предусмотренной выше, должна быть нанесена дополнительная маркировка: максимальная нагрузка (в фунтах и кгс), и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм). Например, MAX.LOAD 515 kg (1135 lbs) 300 kpa (44 psi) MAX.PRESS.

Применяемые материалы и количество слоев
Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе. Например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON.

Маркировка шин. Индексы: износостойкости, сцепления и температуры
Кроме того, должны быть указаны индексы: износостойкости, сцепления и температуры. Например, TREADWEAR 260, TRACTION А, TEMPERATURE А.

Маркировка шин. Балансировочная метка (круг, пятно или точка желтого цвета)
Балансировочная метка – круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении статического дисбаланса покрышки. При вкладывании в покрышку камеры вентиль камеры должен быть совмещен с легким местом покрышки.

Обозначения шин и колес и их характеристики для каждой конкретной марки, а иногда и модификации автомобиля указаны в «Руководстве» по его эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно (кроме комплектования на автозаводе), исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, нагрузке, максимальной скорости и давлению в шине.

Здесь следует отметить, что маркируемый на боковине шины индекс несущей способности означает максимальную нагрузку на шину. Нормируется же для легковых шин нагрузка экономичная, т.е. та нагрузка и соответствующие ей максимальная скорость и давление в шине, при которых обеспечивается наибольшая комфортабельность езды. Эта нагрузка, как правило, меньше максимальной на 10 %.


ГОСТ Р 52900-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ПРИЦЕПОВ К НИМ

Pneumatic tyres for passenger cars and trailers for them.
Specifications

Дата введения 2009-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 "Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники" (Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Научно-исследовательский институт шинной промышленности")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на новые пневматические шины (далее - шины) для легковых автомобилей и прицепов к ним категорий М1, О1 и О2 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.

Климатическое исполнение шин - по ГОСТ 15150.

Стандарт не распространяется на спортивные шины, предназначенные для соревнований.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Читайте также: