Могут ли быть шины правые и левые

Опубликовано: 09.05.2024

Ещё одна статья о любимом и наболевшем — колёсах и шинах.

Вопрос «почему мне привезли все четыре правых (или левых) асимметричных шины?» задают при доставке шин большинство внимательных автовладельцев.

Ответим сразу: «правых», впрочем как и «левых» асимметричных шин на данный момент не выпускается.

Много лет назад у компании Нокиан были асимметричные направленные шины Nokian (модель NRV), которые были «левыми» и «правыми». Но оказалось, что такое решение вызвало много неудобств.

Во-первых, это усложняло и удорожало производство. Во-вторых, эти неудобства связаны были с тем, что зачастую оказывалось, что на одном складе оставались только левые шины, а на другом только правые шины. В-третьих, непонятно было какое покупать запасное колесо, ведь никто не знает, какая именно шина спустит или придет в негодность.

Представьте себе ситуацию, когда вы купили 5 шин, две левые и три правые, логично полагая, что справа обочина и там больше ям и мусора, который может повредить шину. Кстати, по статистике именно правые колеса страдают чаще левых. Но, по стечению обстоятельств, именно левая шина пришла в негодность! И имея 4 шины одной модели (одно левое и три правых), вы все равно не можете укомплектовать автомобиль шинами.
Именно по этим причинам производители сейчас не выпускают левых и правых асимметричных автомобильных шин.

Но тогда возникает резонный вопрос, получается, что асимметричные шины, которые стоят слева, «работают» по-другому, чем справа?

Да именно так. Когда одинаковые асимметричные покрышки стоят справа, то часть воды выбрасывается как бы — внутрь назад, а если они же стоят слева, то они выбрасывают воду внутрь вперед.

Как же все это работает и не мешает ли это управлению в дождь? Многочисленные тесты и исследования крупнейших производителей шин показали, что такая конструкция шины не сказывается на управляемости.

Асимметричные рисунки протектора пришли к нам из автоспорта. И они до сих пор остаются самыми эффективными на больших скоростях, особенно с точки зрения хорошей курсовой устойчивости в повороте и информативности управления автомобилем.
Именно ассиметричные шины сейчас завоевывают рынок автомобильных покрышек. У них есть много преимуществ над симметричными и направленными шинами.

1. Отличная управляемость автомобиля, за счет того, что наружная боковина шины (на шине обозначается — outside), которая гораздо больше нагружена в повороте, сделана более плотной и с более крупными блоками протектора. А внутренняя, на которую нагрузка гораздо меньше, наоборот более мягкая. За счет этого получается хорошее пятно контакта шины с дорогой и отличная управляемость машины.

2. Универсальность запасного колеса. В отличие от направленных шин, асимметричные шины не нужно переустанавливать на диск в другом направлении, при установке колеса справа налево (или наоборот). Ведь наружная сторона асимметричной шины надетой на диск, всегда будет оставаться наружной, как при установке колеса слева, так и справа.

Именно поэтому асимметричные шины стали такими популярными и востребованными не смотря на то, что немного по-разному отводят воду из пятна контакта.

Крупные компании, производящие асимметричные шины (такие как, Мишлен, Нокиан, Гудиер, Континенталь) проводят огромное количество исследований, разрабатывая и тестируя различные варианты конструкций шин, рисунков протектора и состава резины. Поэтому, покупая шины от известных производителей, им можно смело доверять в этом аспекте.

Единственное, что после того, как в шиномонтажной мастерской вам установили асимметричные шины на автомобиль, желательно проверить правильность их установки.

Внутренняя сторона на шине обозначается INSIDE, а наружная OUTSIDE. Поэтому, если на всех шинах (на боковинах) Вы, обходя автомобиль, видите надпись OUTSIDE, то значит все установлено правильно (надписей INSIDE снаружи автомобиля вы видеть не должны).

Некоторые производители ассиметричных шин обозначают наружную сторону шины (Outside) как:
This side facing outwards, Side facing outwards или External.

А внутреннюю сторону шины (Inside):
This side facing inwards или Side facing inwards.

Наслаждайтесь современными технологиями в производстве шин и удачи Вам на дорогах

Добрый день, дорогие друзья. Сегодня поговорим про рисунок протектора шин. Речь пойдет о симметричны и ассиметричных шинах , о направленных и всенаправленных покрышках , в чем разница между ними и как правильно их устанавливать. Опытом будет делится специалист по шиномонтажу и продавец автомобильной «обуви». Зададим вопрос на горячую линию производителя автопокрышек и послушаем его объяснения.

Прежде чем начать материал, рекомендую ознакомиться со статьей Радиальные и диагональные шины – в чем их отличие, преимущества и недостатки . В этом обзоре вы получите базовые знания о конструкциях и типах покрышек, для каких машин применяются тот или иной вид покрышек и как их визуально различать. А теперь перейдем к нашей теме.

Что такое ассиметричные шины

Ассиметричными шинами называются такие шины, которые имеют несимметричный рисунок протектора. То есть, если мысленно разделит покрышку вдоль пятна контакта, то с одной стороны рисунок протектора не будет совпадать с рисунком другой половинки. На примере это видно.

Это сделано в угоду управляемости и улучшению сцепных свойств проектора. Вопрос спорный, мы к нему вернемся позже. По заверению производителей, такое положение рисунка лучше отводит воду из пятна контакта и препятствует аквапланированию . Кроме этого, разное направление ламелей уменьшает шум покрышки при наезде на лужу. Амплитуда звуковых волн перекрещивается и они подавляют друг друга. От этого общая шумовая загруженность в автомобиле уменьшается.

Но с другой стороны, есть шины с симметричным рисунком протектора . Таких достаточно, например Dunlop. Я использую зимний и летний комплект подобных покрышек и разницы в управляемости или шуме не замечаю. Многие считают, я в том числе, что это сделано не в угоду улучшения потребительских качеств, а в маркетинговых целях.

Посудите сами, если прокололи колесо и покрышка восстановлению не подлежит. Вы приходите в магазин и просите продать выбранную вами резину. А в магазине остались только ассиметричные шины. При этом, нет той, которой вам нужно, то есть с нужным в вашем случае направлением рисунка. Тогда вы вынуждены покупать пару колес, вместо одного. Вот вам и выгода продавцов и производителей покрышек. В противном случае, как вас будет убеждать продавец, вы потеряете в управляемости авто, если буду на одной оси шины разного типа рисунка протектора.

То же касается и направленных шин, о них мы сейчас поговорим.

Направленные и всенаправленные покрышки – в чем разница

Как и с ассиметричными шинами существуют в продаже направленные. Они маркируются стрелкой и надписью «Rotation». Она указывает направление вращения колеса.

Во время проектирования подобной резины учитывалось направления движения автомобиля, вращения колес. Были усилены ребра протектора именно с той стороны, куда будет крутиться колесо. Это обеспечит не только устойчивость на дороге, но и срок эксплуатации покрышки.

Опять же, это по заверениям представителей торговых марок. Но у меня всенаправленные покрышки и снова разницы в износостойкости или управляемости автомобилей я не замечаю.

Зато всенаправленные шины упрощают процесс монтажа. Их можно менять местами не только задние на передние, но и левые на правые. Что приводит к равномерности износа протектора шины на всех колесах. Это в свою очередь экономия на покупке нового комплекта резины. Это момент касается и ассиметричных шин. Вам придется покупать новые в случае, если сильнее износится левое заднее колесо, чем передние, например.

Кроме всего прочего, вам нужно обращать внимание на маркировку и буквенные обозначения покрышек, когда будете покупать новую резину. В противном случае, купите не то, что нужно и на одной оси окажутся разный вид покрышек.

Как правильно их устанавливать

Знаете, что монтировать шины нужно в соответствии с маркировкой, которые указаны на боковинах . Например, для направленных шин на боковой их стороне будет указано направление вращения с надписью «Rotation» . Рисунок будет симметричный, но направления вращения колеса будет разным. Эта надпись будет с одной стороны и с другой.

Когда конструкторы поставили перед собой цель сделать так, чтобы шины одинаокво хорошо работали на мокрой и сухой поверхности, на свет появилась асимметричная резина. Эта разработка позволила оптимизировать весьма противоречивые запросы, которые предъявляют к покрышкам. С одной стороны они должны иметь наибольшую степень сцепления с сухой дорогой, а с другой – необходимо обладать эффективной аквадренажной системой , а еще быть тихими и износостойкими.

Универсальность

Чтобы обеспечить наибольшую универсальность, асимметричная шина разделяется продольно на две части. Внешняя и внутренняя сторона шины различается рисунком и составом резины:

Как правильно установить асимметричную шину? Правое и левое колесо?

На асимметричной резине есть специфичная маркировка. Отмечена надписями внутренняя («Inside») и внешняя («Outside») сторона покрышек. Соотвтственно нужно правильно установить шины на диск. После установки, колеса можно менять в любом порядке между сторонами и осями автомобиля.

Внимательные водители наверняка замечали, что, при установке асимметричной резины, рисунок смотрит в противоположные стороны. Возникает закономерный вопрос: возможно, существуют правые и левые шины, которые должны быть симметричны? Нет, все отлично, так и должно быть!

Еще на стадии внедрения в начале 2000-х у торговой марки Nokian, действительно, были шины правые и левые. Это не только усложняло процесс производства, но и доставляло неудобства для покупателей и продавцов, а реального эффекта от такой реализации не было. Поэтому от идеи выпуска правых и левых шин отказались.

Однако возникает резонная догадка: получается, что работа правой шины отличается от левой резины?

Да, различия заключаются в направлении отвода воды, либо вперед, либо назад. Многочисленные тесты мировых производителей показали, что на управляемости шины такая конструкция не влияет.

Позаимствованные у автоспорта асимметричные покрышки по праву считаются наилучшим вариантом для любого автомобиля. Уже сейчас найти летние шины с направленным рисунком протектора проблематично, так как большинство производителей, в том числе и бюджетных, выпускают асимметричные шины. Почему? Все просто - они обладают более сбалансированными характеристиками. В нашей следующей статье можно прочитать, как правильно вабрать летние шины.

Было время, когда производители выпускали шины для левой и правой стороны автомобиля. Сегодня такого почти нет, поскольку деление шин на правые и левые добавляет сложностей как для самих производителей, так и для потребителей. Почему так вышло и к чему пришло современное шиностроение – смотрите в новом ролике от компании « Автосеть » или читайте текстовую версию под видео.


Почему все шины правые или левые

Вопрос, который возникает у многих покупателей асимметричных ненаправленных шин звучит так: «А почему они все четыре правые или левые?» Потому что именно так задумал производитель: он провёл тесты и убедился в том, что протектор будет работать одинаково хорошо как на правой стороне, так и на левой стороне автомобиля. А вот правые и левые асимметричные шины сейчас используют только в профессиональном автоспорте, хотя раньше они предлагались и массовому потребителю.

Почему не прижились шины, отличающиеся по стороне установки? Во-первых, из-за дорогого и сложного производства, которое повышало цены на витринах шинных магазинов. Во-вторых, зачастую на складах оставались только правые или только левые шины. В-третьих, автомобилисты терялись: на какую сторону покупать запаску, ведь не знаешь, с какой стороны у тебя спустит колесо. Опыт подсказывает, что чаще пробиваются правые колёса, поскольку именно им в основном достаётся от бордюров. Вместе с тем шанс пробить левое колесо тоже остаётся.


В сумме эти причины подтолкнули шинников выпускать асимметричные ненаправленные шины, которые имеют маркировку outside и inside, например, как у Toyo Proxes CF2 . Именно асимметричные ненаправленные шины по своим характеристикам максимально приближены к симметричным направленным автоспортивным шинам, которые считают эталоном управляемости и безопасности. А раз в бытовом использовании асимметричных направленных шин не бывает, асимметричные ненаправленные шины принято называть просто асимметричными.

Плюсы асимметрии

Исходя из вышесказанного возникает вопрос: получается, что протектор шины, установленной справа, работает иначе, чем шины, установленной слева? Да, действительно иначе. Но далеко не все асимметричные шины имеют столь большую разницу между внутренней и наружной частью беговой дорожки.

Как же всё это работает и не мешает ли это управлению? Тесты крупнейших производителей шин и авторитетных автожурналов доказывают, что подобная конструкция протектора никак не сказывается негативно на управляемости. Наоборот, даже улучшает её. Блоки с внешней стороны делают более жёсткими, что позволяет им не подламываться в поворотах. Внутреннюю часть делают более мягкой, чтобы получить максимально широкое пятно контакта.


Курсовую устойчивость обеспечивают неразрывные центральные ребра. А ещё за счёт того, что блоки протектора имеют разную величину и расположены асимметрично, шины не шумят. Протектор как бы гасит собственные вибрации, и они меньше передаются кузову автомобиля.

Ещё один заметный плюс – универсальность: наружная сторона запаски, совмещённая с наружной стороной диска, всегда будет оставаться наружной. В дополнение к этому значительно упрощается сезонная ротация колёс, а значит, можно продлить срок службы шин и немного сэкономить.

Вывод

Сегодня производство асимметричных шин наладили даже бренды экономкласса, поэтому подходящий по цене вариант найдёт каждый. Шинные компании, производящие асимметричные шины, проводят исследования, разрабатывая и тестируя различные варианты конструкции шины, рисунков протектора, составов резиновой смеси. Благодаря этому современные асимметричные шины быстро отводят воду из пятна контакта и хорошо работают в обоих направлениях движения. А раз так, им можно доверить свою безопасность.

О компании «Автосеть»

Материал подготовлен компанией «Автосеть» – лидером шинного рынка Беларуси, по данным Международного агентства MASMI Research Group за 2018 год.

Четыре левых колеса

Вся проблема в том, что при правильной установке шин на автомобиль, может показаться, что покрышки установлены наоборот, несимметрично.

В моем случае это выглядело так, левая сторона:

левая арка

И правая сторона:

правая арка

Наружная часть специально делается жесткой для оптимизации эксплуатационных свойств шины в скоростном повороте, когда качественный контакт помогает минимизировать износ протектора.

Внутренняя сторона шины обеспечивает стабильность усилия на старте и в торможении, а также эффективное выведение воды из под колеса.

На сегодняшний день в Украине не существует шин, которые нуждаются в установке только на левую или только на правую сторону автомобиля (в основном -это специализированные спортивные шины).

Да, ранее такие шины выпускались. В частности, Nokian NRV, Nokian NRZi, Pirelli PZero Corsa Asimmetrico. Но такие шины или сняты с производства, или имеют достаточно узкую, специфическую сферу применения.

Асимметричные ненаправленные шины не имеют направления вращения, т.е. могут монтироваться на любое колесо автомобиля.

asymetric_03

Обозначать наружную сторону либо внутреннюю производители могут по разному:
  1. Внутренняя сторона может быть обозначена следующими надписями:
    • Inside
    • Side Facing Inwards
    • Mount This Side Inside
    • Cote Intérieur и т.д.
  2. Внешняя сторона , в свою очередь, будет обозначена так:
    • Outside
    • Side Facing Outwards
    • Mount This Side Outside
    • Cote Extérieur и т. д.

Пример маркировки внешней стороны ненаправленной асимметричной шины:

Outside

В ходе эксплуатации ассиметричной резины рекомендуется переставлять шины с передней на заднюю ось (и наоборот) через каждые 5000-7000 км. Данная процедура проводится для того, чтобы избежать неравномерного износа протектора и таким образом, продлить жизненный цикл покрышек.

Читайте также: