Момент затяжки колесных гаек митсубиси паджеро спорт 2

Опубликовано: 12.05.2024

Так как в Москве погода вроде как устаканилась выше 0 решил, что уже пора переобуватся.
Учитывая то, что с машиной мне достались АТшки на дисках, то само собой переобувать нужно самостоятельно и выкраив время на выходном отправился в гараж.
Изначально думал, что сделаю все за 1-1,5 часа неспешной работы, но как оказалось не все так просто.

Поскольку 80% усилий при переобувки уходят на работу домкратом, я уже давно решил эту проблему купив себе очень хороший подкатной домкрат NORDBERG N32035, шикарная вещь которая избавляет от кучи усилий при переобувки или других операций требующих поддомкрачивания автомобиля.
Единственный минус это его вес, который составляет 50 кг.

Поскольку я особо не изучал точки поддомкрачивания на спорте (каюсь, не подготовился) то поддомкрачивал сзади под полуось моста, а спереди под площадку штатного домкрата и поднимал все 4 колеса отдельно (хотя потом понял, что можно было просто поднять перед и зад отдельно).

При этом как всегда болты прикипели и пришлось срывать их воротком (в прочим не помню ни одного раза когда не приходилось срывать болты при замене)

В принципе это штатная процедура которая при наличие такого домкрата и отсутствия проблем с откручиванием (классическими прыжками на домкрате) не должна составить проблем, но тут меня подвели нештатные диски.

Начиналось все стандартно, снял зимнее колесо и начал прикручивать летнее и сразу понял, что-то тут не так и начал проверять.
Оказалось, что болты штатных дисков с шайбой, а нештатные под конусную гайку :(

Поскольку с машиной мне гайки не передали то тут 2 варианта:
1. К этому комплекту колес были еще комплект болтов и мне его просто забыли отдать.
2. Старый владелец просто "сорви голова" и чудом смог ездить с креплением колес такими гайками

Для себя решил, что скорее всего 1 вариант, так как даже сезон диск явно не сможет отъездить без последствий (вероятно даже плачевных) и прикручивать эти диски штатными гайками может только человек абсолютно не понимающий матчать.
В любом случае прошлому хозяину я не звонил, поскольку стараюсь придерживаться правила Купил машину и чего-то не досмотрел, это твоя ошибка и нехорошо дергать прошлого хозяина. Поскольку сам ненавижу когда после покупки мне начинает звонить новоиспеченный владелец и что-то требовать\просить и.т.д. (Был даже случай когда через неделю после продажи старичка Volvo 940 мне позвонил новый хозяин и предложил скинутся на ремонт АКПП которая пиналась!)

В любом случае нужно было срочно найти 24 конусные гайки для нештатных дисков.
Быстро поискав выяснил, что резьба на шпильках М12х1.5 и это к слову очень хорошо, так как это наиболее популярная резьба. Хотя немного удивился так как на LR у меня была М14х1.5, а тут на более тяжелой машине только М12.
Сразу наивно поехал в ближайший автомагазин, там было в наличие только несколько штук закрытых, а нужное кол-во было только в варианте открытых. Я не расстроился и поехал в другой магазин, а потом еще в другой и везде было только 10-15 подходящих гаек и при этом все разные (нельзя было купить в одном и потом докупиться в другом магазине).
После 4 магазинов тупо открыл 2гис и начал просто обзванивать все автомагазины в округе, но и это не помогало так как везде опять таки не "наскребают" 24 шт. или отказываются что-либо отвечать без номера детали.
В итоге нашел нужный автомагазин только после 12 попытки, и сразу рванул туда.

Там в наличие были гайки под 21 ключ как и штатные, при этом с нужным мне конусом и ценой в 60 руб. штука.

Понимаю, что это китайский ноунейм который быстро проржавеет и тем более конус не вращается, но это была спонтанная покупка в рамках срочной необходимости, на следующий сезон куплю нормальные гайки (а возможно и эти окажутся живучими).
К слову говоря этот квест с поиском гаек занял более 2х часов.

Но далее все уже пошло быстро, в течение 40 мин. перебросил все колеса

Само собой "от руки метровым воротком" я гайки не закручиваю, для этого я пользуюсь динамометрическим ключом с установленным моментом в 128Нм (На мой взгляд этот момент в самый раз для конусных гаек, хотя мнения расходятся)

В итоге весь этот квест занял у меня 4 часа времени, хотя если бы я был внимательнее при покупке, то избежал бы таких неудобств.
На этих АТшках машина поехала заметно тише зимней резины и даже не скажешь, что это АТ резина (хоть она и не злая).

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
номер кузова Mitsubishi Pajero Sport , давление в шинах Mitsubishi Pajero Sport , неисправности Mitsubishi Pajero Sport , подготовка к зиме Mitsubishi Pajero Sport , тормоза Mitsubishi Pajero Sport , масляный фильтр Mitsubishi Pajero Sport , топливный фильтр Mitsubishi Pajero Sport , фильр салона Mitsubishi Pajero Sport , регулировка фар Mitsubishi Pajero Sport , номер кузова Mitsubishi Montero , давление в шинах Mitsubishi Montero , неисправности Mitsubishi Montero , подготовка к зиме Mitsubishi Montero , тормоза Mitsubishi Montero , масляный фильтр Mitsubishi Montero , топливный фильтр Mitsubishi Montero , фильр салона Mitsubishi Montero , регулировка фар Mitsubishi Montero , номер кузова Mitsubishi Shogun , давление в шинах Mitsubishi Shogun , неисправности Mitsubishi Shogun , подготовка к зиме Mitsubishi Shogun , тормоза Mitsubishi Shogun , масляный фильтр Mitsubishi Shogun , топливный фильтр Mitsubishi Shogun , фильр салона Mitsubishi Shogun , регулировка фар Mitsubishi Shogun , номер кузова Mitsubishi Challenger , давление в шинах Mitsubishi Challenger , неисправности Mitsubishi Challenger , подготовка к зиме Mitsubishi Challenger , тормоза Mitsubishi Challenger , масляный фильтр Mitsubishi Challenger , топливный фильтр Mitsubishi Challenger , фильр салона Mitsubishi Challenger , регулировка фар Mitsubishi Challenger

Замена колеса

Подъем автомобиля с помощью домкрата

Перед заменой колеса автомобиль следует остановить в безопасном месте на ровной горизонтальной площадке.

1. Остановите автомобиль на ровной твердой горизонтальной площадке.

2. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите первую передачу (в механической коробке передач) или переведите рычаг селектора автоматической коробки передач в положение Р (стоянка).

3. Включите аварийную световую сигнализацию и поверните ключ в замке зажигания в положение LOCK.

4. Установите знак аварийной остановки, мигающий сигнальный фонарь и т. п. на расстоянии, предписанном Правилами дорожного движения, и попросите пассажиров выйти из автомобиля.

5. Для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля, поднятого домкратом, подложите под колесо, расположенное по диагонали от заменяемого колеса (В), тормозной башмак или колодку (А).

Внимание:
При подъеме автомобиля домкратом следует обязательно подложить тормозной башмак под находящееся на земле колесо. Если поднятый на домкрате автомобиль сдвинется, домкрат может выскользнуть, что приведет к аварии.

Примечание:
- Изображенный на рисунке тормозной башмак не входит в комплект автомобиля. Тем не менее, рекомендуется хранить тормозной башмак в автомобиле и использовать при необходимости.
- Если тормозной башмак отсутствует, воспользуйтесь камнем или другим предметом, достаточно большим, чтобы удержать колесо на месте.

6. Подготовьте запасное колесо, домкрат и рукоятку домкрата.

7. Установите домкрат под одной из точек упора на автомобиле, показанных на рисунке. Устанавливайте домкрат в точке, ближайшей к заменяемому колесу.

  • D. Передняя точка установки домкрата.
  • E. Задняя точка установки домкрата.

Внимание:
- Домкрат следует устанавливать только в точках, указанных на рисунке. При установке домкрата в неправильном месте он может оставить вмятину на кузове автомобиля или упасть, что может привести к травме.
- Не устанавливайте домкрат на неровной или мягкой поверхности. На ненадежной поверхности домкрат может выскользнуть, что приведет к травмированию. Устанавливайте домкрат только на ровной, твердой поверхности. Перед установкой домкрата убедитесь, что под его основанием нет песка или мелкого щебня.

Примечание:
Поднимая заднюю часть автомобиля, поверните головку домкрата так, чтобы канавка (Е) совместилась с точкой установки.

Подъем автомобиля

1. С помощью рукоятки домкрата затяните выпускной клапан (А) по часовой стрелке до упора.

2. Вставьте рукоятку в кронштейн домкрата так, чтобы язычок (С) кронштейна вошел в прорезь (В) на конце рукоятки.

3. Качайте рукояткой домкрата вверх-вниз до тех пор, пока головка домкрата не коснется точки упора на кузове автомобиля. Убедитесь в надежности контакта домкрата с кузовом автомобиля. Качая рукояткой домкрата вверх-вниз, поднимите автомобиль.

Примечание:
Шток домкрата состоит из двух секций.

Опускание автомобиля

1. Установите рукоятку домкрата так, чтобы клапан (L) домкрата вошел в выступ (K) на конце рукоятки.

2. Вращая рукоятку домкрата, медленно отверните выпускной клапан против часовой стрелки, чтобы опустить шток и убрать домкрат.

3. Вдавите шток до упора и затяните выпускной клапан, закручивая его по часовой стрелке.

4. Уложите домкрат, рукоятку домкрата и комплект инструмента на место.

Внимание:
- Открывать выпускной клапан следует медленно. При быстром открывании клапана автомобиль резко опустится, а домкрат может выскочить из-под него и причинить тяжелые травмы.
- Если отвернуть выпускной клапан слишком сильно (на 2 оборота и более), вращая его против часовой стрелки, из домкрата вытечет масло, и он станет непригоден для использования.
- Опуская автомобиль, закрывайте выпускной клапан медленно; в противном случае клапан может быть поврежден.

Примечание:
- Иногда после опускания автомобиля бывает сложно освободить головку домкрата — она застревает в деталях кузова автомобиля. В этом случае покачайте автомобиль, чтобы опустить шток домкрата.
- Если домкрат трудно вынуть рукой, вставьте рукоятку домкрата (М) в кронштейн (N). Затем выньте домкрат с помощью рукоятки.

Внимание:
- Как только колесо оторвется от поверхности земли, прекратите подъем автомобиля. Поднимать автомобиль выше опасно.
- Запрещается находиться под автомобилем, поднятым на домкрате.
- Запрещается наносить удары по поднятому автомобилю и оставлять его на домкрате на длительное время: это крайне опасно.
- Следует использовать только домкрат, входящий в комплект автомобиля.
- Допускается использовать домкрат только для замены колеса.
- В автомобиле, поднимаемом на домкрате, не должны находиться пассажиры.
- Запрещается запускать двигатель или оставлять его работающим, если автомобиль поднят на домкрате.
- Запрещается вращать поднятое колесо. Колеса, стоящие на земле, могут провернуться, что может привести к падению автомобиля с домкрата.

Запасное колесо

Запасное колесо хранится под полом багажного отделения.

  • А. Запасное колесо.

Внимание:
Регулярно проверяйте давление в запасном колесе, чтобы в случае необходимости колесо было готово к установке. Движение при недостаточном давлении в шине может привести к аварии. Если необходимо двигаться с недостаточным давлением в шине, следует снизить скорость и при первой же возможности довести давление в шине до нормы. Если поддерживать в запасном колесе максимальное предписанное давление воздуха, колесо будет постоянно готово к эксплуатации в любых условиях (движение в городе, поездки на высокой скорости, перевоз груза различной величины и т. д.).

Извлечение запасного колеса

Внимание:
Перед снятием запасного колеса наденьте рукавицы. Снимая запасное колесо голыми руками, можно повредить пальцы.

1. Поверните крышку (А) в положение «ОСВОБОДИТЬ» и снимите ее.

2. При помощи колесного ключа поверните нижнюю крышку и снимите ее.

3. При помощи колесного ключа поворачивайте крепежный болт (С) против часовой стрелки до тех пор, пока колесо не опустится полностью на землю так, чтобы цепь была ослаблена.

4. Снимите с запасного колеса крепежную пластину (D).

Установка запасного колеса на место

1. Установите пластину крепления (А) в отверстие в запасном колесе.

2. Поверните крепежный болт (В) колесным ключом по часовой стрелке, чтобы натянуть цепь.

Примечание:
Когда колесо начнет приподниматься с земли, убедитесь, что пластина крепления надежно садится в отверстие колеса.

3. После того, как запасное колесо будет надежно притянуто, убедитесь, что оно не качается (момент затяжки должен составлять около 22 Н·м).

Внимание:
Запасное колесо должно быть надежно закреплено. После замены спущенного колеса установите его на место запасного наружной стороной вверх и надежно закрепите его при помощи колесного ключа.

Примечание:
Не следует слишком туго затягивать болт, чтобы не повредить крепление колеса и не сделать невозможным натягивание цепи.

4. Установите нижнюю крышку (С) и поверните ее колесным ключом по часовой стрелке.

5. Установите крышку (D) на место и поверните ее в положение «ЗАФИКСИРОВАТЬ».

Замена колеса

Перед заменой колеса автомобиль следует остановить в безопасном месте на ровной горизонтальной площадке.

1. Остановите автомобиль на ровной твердой горизонтальной площадке.

2. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз, включите первую передачу (в механической коробке передач) или переведите рычаг селектора автоматической коробки передач в положение Р (стоянка).

3. Включите аварийную световую сигнализацию и поверните ключ в замке зажигания в положение LOCK.

4. Установите знак аварийной остановки, мигающий сигнальный фонарь и т. п. на расстоянии, предписанном Правилами дорожного движения, и попросите пассажиров выйти из автомобиля.

5. Для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля, поднятого домкратом, подложите под колесо, расположенное по диагонали от заменяемого колеса (В), тормозной башмак или колодку (А).

Внимание:
При подъеме автомобиля домкратом следует обязательно подложить тормозной башмак под находящееся на земле колесо. Если поднятый на домкрате автомобиль сдвинется, домкрат может выскользнуть, что приведет к аварии.

Примечание:
- Изображенный на рисунке тормозной башмак не входит в комплект автомобиля. Тем не менее, рекомендуется хранить тормозной башмак в автомобиле и использовать при необходимости.
- Если тормозной башмак отсутствует, воспользуйтесь камнем или другим предметом, достаточно большим, чтобы удержать колесо на месте.

6. Подготовьте запасное колесо, домкрат, рукоятку домкрата и колесный ключ.

Примечание:
Подложите запасное колесо под кузов автомобиля рядом с поврежденным колесом. Это обеспечит дополнительную безопасность, если автомобиль соскочит с домкрата.

7. Колесным ключом ослабьте гайки крепления колеса. Полностью отворачивать гайки не следует.

8. Используя информацию из раздела «Подъем автомобиля с помощью домкрата», найдите точку установки домкрата, ближайшую к неисправному колесу. Установите домкрат и поднимите автомобиль так, чтобы шина слегка оторвалась от земли.

9. Ключом отверните гайки крепления колеса, затем снимите колесо.

Внимание:
При проведении замены обращайтесь с колесом аккуратно, чтобы не поцарапать поверхность колесного диска.

10. Очистите поверхность ступицы колеса (G), шпильки ступицы (H) и отверстия в колесном диске (I) от грязи и установите запасное колесо.

Внимание:
Запасное колесо следует устанавливать вентилем (J) наружу. Если вентиль не виден, колесо установлено неверно. Эксплуатация транспортного средства с неправильно установленным запасным колесом может привести к повреждению автомобиля и аварии.

11. Затяните гайки крепления колес от руки (вращая их по часовой стрелке). Затяните гайки (фланцевые гайки), чтобы фланцы гаек коснулись поверхности колесного диска и колесо притянулось к ступице.

Внимание:
Запрещается наносить смазку на шпильки или гайки крепления колес, так как смазанные детали будут затянуты слишком сильно.

Примечание:
- Если автомобиль укомплектован дисками из алюминиевого сплава, можно временно использовать запасное колесо со стальным диском, закрепив его фланцевыми гайками, однако при первой же возможности следует установить легкосплавный колесный диск с соответствующей шиной.
- При замене дисков всех четырех колес стальными используйте конические гайки.

12. Медленно опустите автомобиль на землю, после чего затяните гайки крест-накрест в два-три этапа до тех пор, пока все гайки не будут надежно затянуты.

Примечание:
Моменты затяжки:
Стальной колесный диск: 137-157 Н·м.
Легкосплавный диск: 118-137 Н·м.
Достигаются при приложении усилия следующей величины к концу колесного ключа, поставляемого с автомобилем:
Стальной колесный диск: 510-580 Н.
Легкосплавный диск: 440-500 Н).

Внимание:
Запрещается нажимать на колесный ключ ногой или использовать трубу в качестве удлинителя для увеличения значения прилагаемого усилия вращения ключа: в этом случае гайки будут затянуты слишком сильно.

13. Опустите автомобиль и уберите домкрат. Затем уложите домкрат, рукоятку домкрата, колесный ключ и тормозные башмаки на место, закрепите спущенное колесо на месте запасного. Неисправную шину следует отремонтировать при первой же возможности.

14. Проверьте давление воздуха в шине. Номинальное давление указано в табличке на центральной стойке (см. рисунок).

Внимание:
- Следует периодически проверять и поддерживать на должном уровне давление воздуха в шине запасного колеса.
- Проехав около 1000 км (620 миль) после замены колеса, подтяните гайки крепления колеса, чтобы убедиться, что они не ослабли.
- Если после замены колеса рулевое колесо вибрирует, рекомендуем проверить балансировку колес в авторизованном сервисном центре MITSUBISHI MOTORS.
- Запрещается устанавливать шины разных типов и использовать шины, размер которых не соответствует указанному в технических характеристиках автомобиля. Это ведет к повышенному износу и ухудшению управляемости.

От того, как затянут колёсный крепёж, зависит безопасность езды, так что это весьма ответственно для любого автомобиля. У автотранспорта диски фиксируются к ступице либо болтами, либо соединением гайка-шпилька. Третий вариант, когда колесо крепят лишь по центру, можно видеть только на гоночных машинах, поэтому принимать его в расчёт мы не будем. Рассмотрим, что значит момент затяжки болтов, и как при завинчивании добиться нужной величины.

Подбираем правильный крепёж

Главное при установке колёс на машину – закрутить крепёж так, чтобы не допустить его ослабления при движении. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и понятно, какие будут последствия. Хотя, достаточно опытный водитель уже по характерному стуку поймёт, что ослабилось крепление колеса и примет меры.

Иногда самоослабление соединения происходит по причине неправильного подбора крепежа к дискам. Имеется в виду, конечно, не резьба – если шаг не тот, то гайку или болт попросту не вкрутишь. Речь идёт о форме головки болта или нижней кромки гайки, которая может быть как конической, так и сферической. А гайка к тому же может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, иметь прижимную шайбу.

Затяжка болтов на колесе

Затяжка болтов на колесе

Несколько важных нюансов

Дабы защитить автомобиль, ночующий под дверями подъезда, многие автовладельцы ставят на колёса секретки. Это набор из четырёх гаек или болтов (по одному на колесо), которые обычным ключом открутить невозможно.

  • Для этого в наборе присутствует спецключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия на гайке или в шляпке болта. Секретки не обязательно затягивать так же сильно, как и основной крепёж, так что момент затяжки колесных болтов или гаек на них не распространяется.
  • Очень важно не использовать для фиксации колёс крепеж с нарушенной резьбой, смятыми гранями. Если увидели такой дефект, замените гайку или болт на новый, аналогичный не только по резьбе, но и по прочностным характеристикам. А обеспечивает их только заводское изготовление.
  • Сегодня нередко литые диски выпускают в универсальном варианте – с таким расчётом, чтобы их можно было установить на разные автомобили. Размер ступичного отверстия (DIA) при этом делается максимально большим, а на меньший размер переходят за счёт установки ступичных адаптеров.
  • Без этих вкладышей, даже если разница составляет все миллиметр, нагрузка на крепёж увеличивается. Его отверстия деформируются и колесо начинает вращаться по траектории овала, а не круга. Руль начинает бить, и особенно это чувствуется на скорости ближе к 100 км/час.

Не понимая, что происходит, автовладелец обращается в шиномонтажку. Новая балансировка проблему не решает, а между тем на машине разрушаются амортизаторы и элементы ходовой части, ломаются шпильки колеса. Виной всему отсутствие маленьких пластмассовых колечек ценою в 50-75 рублей.

С каким усилием затягивать колесные гайки

Момент затяжки болтов и гаек на колёсах

Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.

Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.

Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.

Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек

Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.

Снятие
Для снятия ступицы переднего колеса последовательно выполните следующие операции.
1. Ослабьте болты крепления передних колес. Затяните стояночный тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на опорах. Снимите соответствующее переднее колесо.

Рис. 15.3. Ступица переднего колеса: 1 – болт и гайка крепления поворотного кулака к стойке подвески (108–127 Н•м); 2 – приводной вал; 3 – соединение пальца шаровой опоры нижнего рычага с поворотным кулаком; 4 – болт (90–110 Н•м); 5 – суппорт в сборе; 6 – гайка (25 Н•м); 7 – шплинт; 8 – гайка (67 Н•м); 9 – гайка крепления приводного вала (216–255 Н•м); 10 – тормозной диск; 11 – датчик частоты вращения переднего колеса (автомобиль с ABS); 12 – соединение наконечника рулевой тяги; 13 – поворотный кулак и ступица

2. Снимите датчик 11 (рис. 15.3) частоты вращения переднего колеса (автомобиль с ABS).
3. Отверните болты и снимите с поворотного кулака суппорт 5 переднего тормоза. Не отсоединяя от суппорта тормозной шланг, используя мягкую проволоку, подвяжите суппорт к кузову. При этом не растягивайте и не перекручивайте тормозной шланг.
4. Снимите тормозной диск 10.
5. Используя специальное приспособление для удержания от проворачивания ступицы, отверните гайку крепления приводного вала.
6. Отверните гайку, крепящую цапфу шарового шарнира нижнего рычага к стойке передней подвески. Используя съемник, извлеките палец 3 шаровой опоры шарового шарнира из стойки передней подвески.
7. Извлеките шплинт 7, фиксирующий гайку крепления рулевого наконечника.
8. C помощью специального инструмента ослабьте гайку 6 крепления наконечника рулевой тяги. Гайку следует ослабить, но не отворачивать полностью. Для предотвращения соскакивания съемника необходимо предварительно привязать его веревкой или проволокой. Съемником выдавите шаровой шарнир из наконечника рулевой тяги и полностью отверните гайку.
9. Извлеките внешний конец приводного вала 2 из ступицы переднего колеса. Используя мягкую проволоку, привяжите конец приводного вала к кузову.
10. Отверните гайки и извлеките болты 1 крепления поворотного кулака к стойке подвески и снимите поворотный кулак со ступицей.

Проверка
1. Проверьте ступицу на предмет отсутствия трещин и следов повышенного износа на шлицах.
2. Проверьте, не поврежден ли сальник
3. Проверьте поворотный кулак на отсутствие трещин.
4. Проверьте, не поврежден ли подшипник ступицы.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Рис. 15.4. Правильная установка шайбы (1) под гайку крепления приводного вала

1. Правильно установите шайбу под гайку приводного вала (рис. 15.4). При помощи динамометрического ключа затяните гайку требуемым моментом, при этом специальным инструментом удерживайте ступицу от проворачивания.

Разборка
Для разборки ступицы переднего колеса выполните следующие операции.

Рис. 15.5. Ступица переднего колеса: 1 – внутренний сальник; 2 – стопорное кольцо; 3 – подшипник ступицы; 4 – поворотный кулак; 5 – грязезащитный кожух; 6 – наружный сальник; 7 – ступица

1. Снимите внутренний сальник 1 (рис. 15.5).

Рис. 15.6. Использование специальных приспособлений МВ990998 (2), МВ 991056 или МВ 991355 (3) для снятия ступицы: 1 – гайка

2. Используя специальное приспособление, снимите ступицу (рис. 15.6).

3. Отверните два болта и снимите грязезащитный кожух 5 (см. рис. 15.5).
4. Снимите с поворотного кулака стопорное кольцо 2, крепящее наружное кольцо подшипника.

Рис. 15.7. Места слома наружного сальника: 1 – внутреннее кольцо подшипника; 2 – наружный сальник

5. Снимите подшипник ступицы. Для захвата внешней части внутреннего кольца при помощи губок специального съемника необходимо сломать в двух местах наружный сальник (рис. 15.7).

Рис. 15.8. Использование специального съемника МВ990810 (2) для снятия со ступицы внутреннего кольца (1) подшипника

6. При помощи специального съемника МВ990810 снимите со ступицы внутреннее кольцо подшипника (наружную часть) (рис. 15.8).

Рис. 15.9. Использование специального съемника для снятия подшипника: 1 – внутреннее кольцо подшипника; 2 – специальный съемник МВ990938 и МВ990932; 3 – специальный инструмент МВ991056 или МВ991355

7. Установите снятую со ступицы внешнюю часть внутреннего кольца в подшипник и затем при помощи специального съемника снимите подшипник (рис. 15.9).
8. Снимите наружный сальник 6 (см. рис. 15.5).

Проверка
1. Проверьте состояние привалочных поверхностей передней ступицы и тормозного диска на отсутствие следов износа и загрязнений.
2. Проверьте состояние внутренней поверхности поворотного кулака на отсутствие трещин и следов износа.
3. Проверьте подшипник ступицы колеса.

От того, как затянут колёсный крепёж, зависит безопасность езды, так что это весьма ответственно для любого автомобиля. У автотранспорта диски фиксируются к ступице либо болтами, либо соединением гайка-шпилька. Третий вариант, когда колесо крепят лишь по центру, можно видеть только на гоночных машинах, поэтому принимать его в расчёт мы не будем. Рассмотрим, что значит момент затяжки болтов, и как при завинчивании добиться нужной величины.

Подбираем правильный крепёж

Главное при установке колёс на машину – закрутить крепёж так, чтобы не допустить его ослабления при движении. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и понятно, какие будут последствия. Хотя, достаточно опытный водитель уже по характерному стуку поймёт, что ослабилось крепление колеса и примет меры.

Иногда самоослабление соединения происходит по причине неправильного подбора крепежа к дискам. Имеется в виду, конечно, не резьба – если шаг не тот, то гайку или болт попросту не вкрутишь. Речь идёт о форме головки болта или нижней кромки гайки, которая может быть как конической, так и сферической. А гайка к тому же может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, иметь прижимную шайбу.

Затяжка болтов на колесе

Затяжка болтов на колесе

Несколько важных нюансов

Дабы защитить автомобиль, ночующий под дверями подъезда, многие автовладельцы ставят на колёса секретки. Это набор из четырёх гаек или болтов (по одному на колесо), которые обычным ключом открутить невозможно.

  • Для этого в наборе присутствует спецключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия на гайке или в шляпке болта. Секретки не обязательно затягивать так же сильно, как и основной крепёж, так что момент затяжки колесных болтов или гаек на них не распространяется.
  • Очень важно не использовать для фиксации колёс крепеж с нарушенной резьбой, смятыми гранями. Если увидели такой дефект, замените гайку или болт на новый, аналогичный не только по резьбе, но и по прочностным характеристикам. А обеспечивает их только заводское изготовление.
  • Сегодня нередко литые диски выпускают в универсальном варианте – с таким расчётом, чтобы их можно было установить на разные автомобили. Размер ступичного отверстия (DIA) при этом делается максимально большим, а на меньший размер переходят за счёт установки ступичных адаптеров.
  • Без этих вкладышей, даже если разница составляет все миллиметр, нагрузка на крепёж увеличивается. Его отверстия деформируются и колесо начинает вращаться по траектории овала, а не круга. Руль начинает бить, и особенно это чувствуется на скорости ближе к 100 км/час.

Не понимая, что происходит, автовладелец обращается в шиномонтажку. Новая балансировка проблему не решает, а между тем на машине разрушаются амортизаторы и элементы ходовой части, ломаются шпильки колеса. Виной всему отсутствие маленьких пластмассовых колечек ценою в 50-75 рублей.

С каким усилием затягивать колесные гайки

Момент затяжки болтов и гаек на колёсах

Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.

Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.

Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.

Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек

Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.

Читайте также: