Может ли отвалиться колесо

Опубликовано: 26.03.2024

Вопрос насколько однозначный, настолько и требующий внимательного рассмотрения, ибо - безопасность. Езда с незакрученной ступичной гайкой (или ступичным болтом - где как) - чем это опасно? В интернете на эту тему витает огромное количество мнений и просто баек из серии "одна бабка сказала", но кроме как "да, колесо может отпасть" никто толком ничего объяснить не может. Но не беда, сейчас всё выясним.

Зачем вообще нужна ступичная гайка

Рассмотрим общую схему этого узла на переднеприводном автомобиле. Есть поворотный кулак (иногда называют "цапфа") - к нему снизу крепится рычаг, а сверху амортизатор (в случае самой распространённой подвески Макферсон). В поворотный кулак запрессовывается ступичный подшипник, на котором вращается колесо. И в этот же подшипник запрессовывается сама вращающаяся с колесом ступица. Ну а к ступице крепится тормозной диск и само колесо. Ниже поясняющая иллюстрация - всё довольно просто:

А вот в гайке под номером 4 и есть вся соль. Ведь именно она весь этот бутерброд стягивает и не позволяет развалиться. Ведь через всю вышепоказанную конструкцию насквозь проходит ось ШРУСа. И именно к корпусу ШРУСа притягивается гайкой вся эта сборка.

А если гайку не затянуть.

При постоянной езде без гайки - скорее всего, колесо действительно рано или поздно вы потеряете. Ведь колесо ведь прикручивается не к поворотному кулаку, а к ступице . А та. правильно - притянута гайкой к подшипнику. Соответственно, если гайку не затянули (или не надели вообще, что хоть и редко, но на сервисах случается), то поначалу вы будете чувствовать увеличивающиеся с каждой поездкой вибрации. Это начинает разбиваться и люфтить подшипник - ведь теперь у него появилась степень свободы, а нагрузка на него очень высокая! Да и сам ШРУС, который не затянут гайкой к ступице, будет издавать различные звуки от поперечных биений.

Если все эти симптомы продолжать упорно игнорировать, то в один прекрасный момент подшипник сдастся - и ступица вместе с колесом уйдёт в свободный полёт по дороге. Примерно так:

Почему у автомобиля на ходу может отвалиться колесо?

Наиболее часто это имеет место у грузовиков, но и старые легковые машины тоже подвержены подобной опасности. Какие же обстоятельства становятся причиной этой ситуации и как можно ее предотвратить?

Болты низкого качества. У грузовых автомобилей наиболее часто отпадают колеса, расположенные в задней части. Основной причиной становится чрезмерная нагрузка на транспортное средство и отсутствие ухода надлежащего качества. Проявление невнимательности водителей к состоянию болтов приводит к тому, что крепления получают повреждения, результатом чего становится подламывание диска. Итогом становится отваливание колеса на ходу, с вылетом на обочину дороги, тротуар или полосу встречного движения. Это может представлять большую опасность, так как колесо может ударить другой автомобиль или же пешехода, что еще хуже.

Почему у автомобиля на ходу может отвалиться колесо? 3

Для легковых машин подобная ситуация характерна с ведущими колесами. Если водитель не обеспечил должного уровня качества закрепления диска или выполнил его нестандартными болтами - это может обернуться бедой. Опасность представляет также и крепление не в полной мере. Результатом становится неполное прижатие краев диска. В ходе движения происходит образование микровибраций, ослабляющих крепление. Результатом расшатывания болтов становится обрыв их головок во время движения. Предупреждением этого становится вибрация и стук колеса. Если во время движения появились посторонние звуки, следует остановиться и посмотреть, что препятствует движению машины вперед.

Почему у автомобиля на ходу может отвалиться колесо? 4

Неполадки классических моделей. Последствием отрыва передних колес становятся более тяжелые аварийные ситуации. В России продолжают использовать «классику» с задним приводом, производства ВАЗ, на переднюю часть которой устанавливалась передняя подвеска с двумя рычагами. Удержание колеса в ней происходило двумя шаровыми опорами, находящимися в верхней и нижней части по отношению к ступице. Итогом нередко становились высокие нагрузки на опоры, что вызывало их излом. Если выходила из строя опора в нижней части, машина становилась неуправляемой, а на верхнюю опору приходилась настолько большая нагрузка, что сорвать могло и ее. Итогом при движении на высокой скорости становилось то, что колесо отлетало в сторону вместе с остатками шлангов тормозной системы, что практически всегда приводило к ДТП.

Почему у автомобиля на ходу может отвалиться колесо? 5

Причиной возникновения таких ситуаций было низкое качество шаровых опор. В период 90-х - начала 2000-х годов на автомобильном рынке можно было встретить большое количество деталей второго сорта, выходивших из строя в самый неподходящий для этого момент.

Но случалось это не в один момент. Предупреждением для водителя могли стать посторонние звуки в подвеске. Появление посторонних звуков любого характера должно было вызвать опасение за свою жизнь, и жизнь пассажиров. Производить ремонтные работы приходилось на месте, а колесо могло подломиться в любое время, так что владельцы таких моделей всегда имели при себе запасные шаровые опоры.

Передний привод. На машинах с передним приводом и подвеской МакФерсон, такие ситуации случаются намного реже. Дело в конструкции подвески и перераспределенных усилиях. Колесо подвешивается на стойке с амортизатором, закрепляемым к кузову через опорный подшипник. Нижняя опора располагается на рычаге, что позволяет испытывать меньшую нагрузку. Добавочная степень жесткости обеспечивается валами от коробки. Это позволяет опорам резинометаллического типа проходить по 150-200 тысяч километров пробега. При изломе колесо не сможет лечь на угол в 45 градусов, как в классике, а продолжит выполнять свои функции, несмотря на вибрацию. Это даст возможность водителю остановить машину в безопасном месте.

Итог. Такой тип передней подвески намного надежнее, чем многорычажная на отечественных «классиках». Но тот факт, что колеса у нее не отваливаются, не является поводом для беспечности.

Дорога — вещь непредсказуемая. В пути может произойти все что угодно. У многих это вызовет удивление, но во время движения иногда отлетают колеса. Если сидеть в салоне автомобиля, то это поистине захватывающее зрелище. Только представьте: вы спокойно двигаетесь по трассе, мелькают встречные автомобили, и тут вдруг из-под капота вылетает колесо и начинает обгонять автомобиль. У кого-то начнет захватывать дух, кто-то не придаст значения. Но это длится несколько секунд. После чего же наступает нечто просто ужасающее: происходит сильный удар тормозным диском об асфальт. Это заставляет автомобиль тормозить. Слышно, как кузов царапается об асфальт. Если это произойдет ночью, то вы увидите настоящее фаер шоу из искр, которые будут лететь и рассыпаться по дорожному полотну. Прочувствовав все последствия, вы начинаете понимать, что у вас отлетело колесо и вы движетесь по непредсказуемой траектории.

Очень опасно во время езды потерять какую-то деталь автомобиля, тем более, если это колесо. Можно выделить ряд основных причин, которые способствуют откручиванию колеса:

  1. Колеса некачественно установлены.
  2. Болты колеса перетянуты, либо слабо затянуты.
  3. Перелом цапфы.
  4. Гайка колеса откручена или ослаблена.

Первые две причины можно устранить без посторонней помощи, своими силами. Но, если это случилось по двум остальным причинам, тогда самостоятельно никак не получится решить эту проблему. Нужно будет обращаться в автосервис. Но для начала нужно вызвать эвакуатор и доставить свою машину в нужное место. Здесь встает еще один вопрос: автомобиль без колеса нельзя буксировать. Поэтому эвакуатор нужен специальный, который будет транспортировать с частичной загрузкой или же полностью погрузив автомобиль на платформу.

О том, что колесо может отлететь, можно узнать не только по катящемуся рядышком собственному колесу. Двигаясь в плотном городском цикле, на небольшой скорости, можно ощущать некоторые симптомы, которые укажут на нестабильную работу колес. В основном это будут непонятный звук, а также необычное поведение автомобиля. Если водитель опытный, то он заранее услышит странный стук, а также заметит виляние машины по полосе. После раскрутки болтов или их ослабления колесо начнет вилять в разные стороны. Это вызовет непонятную вибрацию руля. Колпаки могут даже отвалиться — это первый признак, говорящий о необходимости срочной остановки. Руль начнет постоянно вырываться из рук водителя, поэтому его нужно держать крепко. Ощущения похожи на движение на не сбалансированных колесах.

Что нужно делать в такой ситуации. Основные варианты

Если же появляются какие-то неполадки, тогда опытный водитель, да и любой водитель, должны в первую очередь выехать из дорожного потока. После того как колесо отлетело, автомобиль трудно управляется, и вывести его к обочине будет тяжело. Но вот так случилось, что вам удалось вырулить и остановить машину на обочине. В таком случае нужно глушить двигатель, дернуть ручной тормоз, и, после того как включите аварийку, установить на дороге знак аварийной остановки. Это нужно сделать обязательно, что бы другие водители были уведомлены о вашей поломке.

Но так случилось, что колесо улетело очень неожиданно, и вы не смогли вовремя среагировать для остановки. В таком случае резкого торможения нужно избегать. Этим можно сделать только хуже. Опытные водители рекомендуют в таких ситуациях ничего не предпринимать, и давать автомобилю ехать в ту сторону, куда его тянет. Благодаря этому автомобиль не перевернется, а останется в своей полосе. После чего нужно плавно уводить автомобиль на обочину. Но это возможно лишь в тех случаях, когда движение не плотное и своими действиями вы не создадите дискомфорт для движения других автомобилей. Если действовать согласно этим рекомендациям, тогда можно избежать контакта кузова с асфальтом и удержать автомобиль в горизонтальном направлении.

Случай из жизни

У моего знакомого оторвалось колесо на трассе. Он двигался со скоростью 120 км/ч. Он даже не успел понять что случилось. Плавно начал останавливаться. Ему повезло, так как машина двигалась на трех колесах, даже не зацепив асфальт. Если бы на такой скорости произошел контакт с дорожным полотном — тогда было бы просто непоправимое. Этот знакомый около получаса гонялся за своим колесом. После чего ему подвезли 4 новых болта. Он поставил колесо на место, закрутил болты и поехал дальше. Что-то похожее, только на меньшей скорости произошло на этом видео:

После остановки нужно определить причину поломки. Если болты на колесе открутились или же диск был плохо установлен, тогда можно обойтись своими силами, поставив запасное колесо на место отлетевшего и закрутив его другими болтами. Также можно поискать старые болты и колесо, если оно далеко не укатилось (как в описанном случае). Для монтажа вам потребуется стандартный набор: баллонный ключ и домкрат. Ни в коем случае нельзя пытаться остановить катящееся колесо! Это запомните! Удар колеса, катящегося со скоростью 20 км/ч, сравним с лобовым столкновением автомобилей на скорости 30 км/ч. После этого можно двигаться дальше. Худшая ситуация, когда поломана цапфа или же утеряна гайка оси. В таких случаях нужна помощь профессионалов. Ваши действия: вызываете эвакуатор, после чего звоните в страховую компанию, и пусть они решают вашу финансовую проблему.

Мало кто проверяет затянутость колесный болтов каждый месяц, поэтому, чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно своевременно проходить ТО. Там проверят все до мелочей. Если у вас мало опыта, но нужно поставить на автомобиль колеса с зимними шинами, тогда лучше попросить помощи у бывалых водителей или же у специалистов. Самостоятельно можно перетянуть, либо не дотянуть болты. Также важно затягивать болты крест на крест. Это равномерно прижмет диск к ступице. Перед тем, как поддомкрачивать автомобиль для снятия колеса, нужно сбить гайки. Если вы этого не сделали — тогда вскоре поймете зачем этот совет.

Нужно помнить, что езда — это не просто удовольствие, а это тяжелый технический процесс, который по невнимательности может быть нарушен.

Часто в городе можно увидеть картину, как колесо автомобиля выворачивается либо вообще отпадает. В этом случае машину нужно попытаться остановить ее, а другим транспортным средствам его приходится объезжать. Хорошо, если колесо отвалилось не на всем ходу или на трассе. Необходимо разбираться, почему во время поездки колесо отрывается. Оказывается, на это есть определенные причины.


Что делать, если колес отпало

Если водитель обнаружил неполадку, он должен незамедлительно съехать с дорожного потока. Это обезопасит не только его, но и остальных участников движения. Необходимо понимать, что в том случае, когда колесо отвалилось, управлять транспортным средством становится довольно сложно. Вывести его на обочину практически невозможно. Некоторые умелые водители все же способны остановить автомобили на обочине.


Необходимо срочно заглушить двигатель и дергнуть ручной тормоз. Обязательно включается аварийка и устанавливается знак аварийной остановки на дороге. Это позволит другим водителем понять, что произошла поломка. Бывают ситуации, когда колесо отваливается совершенно неожиданно и водитель не успевает своевременно отреагировать на сложившуюся ситуацию. В таких случаях запрещено резко тормозить, что только ухудшит положение. Нет необходимости что-то предпринимать и предоставить возможность автомобилю двигаться в ту сторону, куда его будет тянуть.


Только так можно избежать того, что автомобиль перевернется и продолжит оставаться на своей полосе. Потом придется попытаться плавно увести машину на обочину. Подобные действия можно совершать в случае, если движение на дороге не слишком плотное. При этом необходимо проверить, чтобы действия не создавая дискомфорта другим движущимся автомобилям. Если следовать этим советам, можно предотвратить контакта кузова с асфальтом, сохранить горизонтальное направление.


Отпало колесо

Такая ситуация вполне распространенная, сталкиваются с ней даже опытные водители, которые не превышают скорости движения. Обычно это происходит во время торможения. Колесо отпадает и катится по дороге. Это приводит к удивлению не только самого водителю, но и других участников движения, простых прохожих. Совершенно не важно, какое именно колесо отпало переднее либо заднее, здесь важна причина происходящего. Потребуется всего несколько секунд для того, чтобы пружина подвески могла расслабиться. Водитель может почувствовать удар. Может показаться, что автомобиль наскочил на кирпич либо другое препятствие. После этого на дороге наблюдается хромой автомобиль, из-под которого видны искры.


Ладно, пока я отвелекся, смотрю, вроде как у него другой гидроцилиндр в руках (жаль не проверил номер). Как оказалось позже сервисмен рукожоп башкир по имени Илья снова наебал. Я предусмотрительно сделал фото деталей и элементов до ремонта и после ремонта и только на следующий день, рассматривая фото заметил, что мне поставили мой же гидроцилиндр заменив на нем только резиночку и протерев его придав товарный вид. Было темно, не заметил разницы. (выяснил т.к. виден на фото номер детали).
При установки тормозных колодок оказалось, что у сервисмена рукожопа башкира по имени Илья распорная планка не встает между колодками. Он быстро побежал в сервис и болгаркой уменьшил ее длину на 8 мм и углубил пазы на 1 см. Пока я сообразил, что это полный пзц!, т.к. даже невооруженным глазом видно зачем нужна распорная планку тормозных колодок. Оказалось, что когда цилиндр разжимает тормозные колодки распорная планка тормозных колодок выпадает из пазов и падает на вал вращающейся ступицы! Говорю, ему, чтобы он поставил новую, или б/у планку но нормальную. Он нашел другую (но здесь я не уверен) что она не обработана этим сервисменом рукожопом башкиром по имени Илья (хотя даже при мне он умудрился схватить болгарку и углубить паз.
Было уже темно. Позже я понял, что при углублении паза в распорной пластине, даже если она и не вываливается, то перестает работать стояночный тормоз. Т.к. рычаг стояночного тормоза на который накидывается трос ручника, не упирается в нужный по размеру паз планки (паза то нет — он проточен болгаркой глубже) из-за чего колесо от ручника не тормозится, т.к. рычаг не распирает колодки.
Далее.
Тяга-рычаг распорки тормозов при установки на ручник, ставиться на втулку, далее рычаг, после утолщенная шайба чтоб рычаг не отгибался и не цеплялся за болты колеса, и после, все фиксируется шплинтом.
Сервисмен рукожоп башкир по имени Илья не установил: — ни шайбу, ни шплинт! После указания, он с неохотой все же установил шайбу. Но вместо шплинта сунул в оську кусок проволоки, с отговоркой что нет сейчас у него шплинта. Ладно, ехать надо, шплинт после сам поставлю, пусть пока на проволоке держится.
Когда, сервисмен рукожоп башкир по имени Илья устанавливал щит опорный заднего левого тормоза (сняв его со своей машины), то оказалось, что ушки под крепления двух пружинок притяжения тормозных колодок прогнили напрочь из-за чего не удается закрепить пружинку.
Сервисмен рукожоп башкир по имени Илья расковырял весь щит, продела дырку в щите, вместо ушка, закрепил пружинку прижима тормозной колодки.
При установки тормозного барабана оказалось, что барабан никак не хочет садиться на свое место — мешают тормозные колодки. С горем по полам сервисмен рукожоп башкир по имени Илья установил тормозной барабан на место — при этом он вращался с огромным трудом и требовалось немалое усилие для его вращения.
***
Думаю, ехать мне еще 360 км., вроде собрал. Да и я смотрел (хоть и пропустил) несколько значительных моментов. Деньги за эвакуатор вернули. С работой сервисмен рукожоп башкир по имени Илья проковырялся (по другому, работой, это не назовешь) с 19-00 до 23-00.
Всё. Я поехал, но решил покататься в этом городе Людиново немного, для того чтоб исключить подобную ситуацию что произошла несколько часов ранее. Покатался минут 20 по этому городу. Вышел посмотреть и потрогать колесо ремонт которого в итоге отнял у меня времени с 14-00 до 23-00. И здесь я проклял этого сервисмена рукожопа башкира по имени Илья еще раз! Колесо раскалено почти до красна! При качении в осевом направлении люфт 4-6 мм!
Оставил машину в этом городе, т.к. не решился ехать после такого ремонта и сервисмена рукожопа башкира по имени Илья на "отремонтированном" авто. Благо автобус подвернулся.
Скоро приеду обратно за машиной, а пока покупаю детали и скорее всего сам заменю их. Т.к. все равно, даже на то что делал сервисмен рукожоп башкир по имени Илья, я тратил свое время. Уж лучше, раз время все равно тратится, то нужно быть уверенным, что сделано все правильно и главное безопасно!
***
1. Анализируя, уже на свежий ум, спустя пару дней, данного случая, становится понятно, что сервисмен рукожоп башкир по имени Илья "делал" подобное уже не раз. Его слова "мы всегда подпиливаем болгаркой распорную пластину между тормозными колодками" однозначно показала, что этому рукожопу не место в сервисе. Боюсь предположить сколько машин сервисмен рукожоп башкир по имени Илья "понаделал"?! А неаккуратность сервисмена рукожопа башкира по имени Илья меня вообще шокировала — детали в песке, на земле, половину потеряна, а другая половина обработанна болгаркой, а если детали нет (как пример с шайбой тяги ручника или шплинтом), то х с ней — "и так сойдет"…
2. Хозяину сервиса, также необходимо сделать выводы, если он конечно хоть как-то секёт в работе и ремонте авто, а также не является таким полным кретином как сервисмен рукожоп башкир по имени Илья — по поводу "присутствия" в его сервисе указанного выше "рукожопа". Потому как, из-за одного такого рукожопа нехорошая слава пойдет о всем сервисе, и возможно, пострадает имидж как сервиса, так и других ребят, возможно нормальных, которые работают в другие смены в этом сервисе.
3. Никто извинился, ни сервисмен рукожоп башкир по имени Илья, оставшийся в позе "отрицалова" до момента прощания, ни хозяин сервиса.
4. Небольшой ликбез.
В любом случае, когда выезжаешь из сервиса, то колеса не должны отваливаться, тем более что детали я не сам принес, а купил в этом же сервисе. Поэтому говорить мне, что мол ты купил детали х.з. где — неуместно. Таким образом, ответственность за работу и установленные детали несет сервис. Также, если имеется плохая деталь выявленная в процессе ремонта, то сервис обязан предложить ее к замене или уведомить об этом клиента, при этом объяснить, что в случае отказа от замены дефектной детали, ответственность за возможную последующую поломку несет клиент. Поясню, еще немного. Если деталь, которую установил сервис сломалась (или иное), то все равно, гарантию пред клиентом несет сервис данное положение вытекает из основ гражданского законодательства и негласных договорных отношений (не буду вам писать юридические термины). В таком случае, клиент предъявляет ТОЛЬКО сервису претензию по поводу качества выполненной работы потому как соглашение "деньги-работа" имеется только между Сервисом и Клиентом. Сервис обязан возместить все причиненные убытки, в случае или плохой (рукожопной) работы или в случае поломки детали установленной и приобретенной в данном сервисе. Если при гарантийном ремонте выясняется, что, скажем, авария произошла из-за поломки детали приобретенной и установленной в сервисе. То непосредственно Сервис должен предъявить претензию с превыставлением счета своему контрагенту, у которого приобретал деталь, в последующем, которая была установлена на авто клиента и стала причиной аварии. Дело в том, что между Клиентом и тем, у кого Сервис купил деталь нет никаких юридических, и не только, отношений. Поэтому перенаправлять "посылать" клиента с темой "некачественных" деталей к "неизвестно кому" — не есть правильный поступок Сервиса. Исходя из опыта и очевидных понятий — поставщик деталей не имеющий каких-либо юридических и иных отношений, скажем так, с "конечными клиентами" которым сервис устанавливают детали вобще не понимает кто и с чем к нему обратился и чего хочет. Естественно, в лучшем случае, вы будете мягко и приятно посланы… обратно к тому сервису, откуда пришли, с пояснениями, что деталь не наша и где ее взял сервис, нам также не ясно, поэтому парень, вы обратились не по адресу.
***
Всем удачи! Будьте внимательнее. Дай бог чтоб вам не попадались такие сервисмены.

Читайте также: