Можно ли летом ездить на зимней резине в украине

Опубликовано: 15.05.2024

AUTO-Consulting продолжает анализировать предложения Кабинета министров Украины по обязательной замене шин, прописанными в законопроекте № 4683. Но как оказалось, законопроект содержит много спорных моментов. Некоторые авторитетные эксперты видят в них (предложениях) угрозу безопасности на наших дорогах.

Но в законе есть еще один спорный момент. В частности, Кабинет министров допускает эксплуатацию в летний сезон автомобилей на зимних шинах. Чтобы прояснить ситуацию, AUTO-Consulting получил комментарии по спорным вопросам у ведущих производителей шин. Для объективности – сразу у нескольких.

В законопроекте по-хозяйски разрешается ездить на зимней резине летом до полного использования ее ресурса.

Руководитель службы маркетинга экспортного департамента компании Continental Ирина Якымив по этому поводу считает, что законодатель не должен оставлять здесь возможностей для разночтений. И, прежде всего, четко указать, что он подразумевает под полным использованием ресурса шин. Ведь даже страшно подумать, каковы могут быть последствия езды на лысой резине во время легкого дождя.

Вопрос вызывает и предложение использовать летом те зимние шины, остаточная высота протектора у которых не больше 3 мм. В странах ЕС глубина протектора регулируется на законодательном уровне. Минимальная глубина протектора шины для легкового автомобиля должна быть не меньше 1,6 мм (у автобусов – 3 мм).

В то же время, многочисленные тесты свидетельствуют, что и с такой глубиной протектора езда становится небезопасной. Если на сухой дороге еще возможно удовлетворительное сцепление, то на мокрой оно отсутствует. Проезд по луже вполне может окончиться явлением, которое мы называем аквапланингом. Не аквапланированием – ведь водитель ничего не планирует. Наоборот, для него это незапланированная экстремальная ситуация.

Автомобиль начинает скользить над дорогой на водяной подушке. Это связано с потерей сцепления с дорожным покрытием. Оно отсутствует из-за большого количества воды, которое не выводится из-под колес, из-за стертого протектора. Ведь на нем уже нет водоотводящих канавок. Водителю необходимо учитывать, что при скорости 100 км/ч, объемы воды, которые шина с нормальным протектором выводит из-под колес, исчисляются десятками литров в секунду.

Производители шин и автомобилисты на территории ЕС стараются придерживаться правил замены шин при минимальной высоте протектора в 3 мм в летних шинах и 4-4,5 мм в зимних.

Использовать зимние шины летом не рекомендуется и еще по одной причине. Мягкая зимняя резина не предназначена для использования при высоких температурах. Значительно увеличивается потребление топлива, колеса быстро изнашиваются, а резкое торможение с включением АБС приводит к точечному износу протектора. Такое колесо значительно легче проколоть или порезать во время езды, что нередко приводит к ДТП с серьезными последствиями. Автомобиль на зимних шинах летом ведет себя нестабильно. Особенно в поворотах, поскольку блоки и тонкие ламели зимнего протектора, больше деформируются под воздействием высокой температуры.

Это ослабляет сцепление в пятне контакта шины с дорогой и, соответственно, ухудшает управляемость при маневрировании и торможении.

Колеса – единственная часть автомобиля, которая имеет непосредственный контакт с дорогой. И поэтому колеса непосредственно влияют на то, где окончится наше путешествие.

В компании «Нокиан Шина» искренне надеются, что норма, разрешающая использование летом стертых зимних шин без шипов, будет изъята из законопроекта. Это вообще непрофессиональная постановка вопроса. По сути, на законодательном уровне дается добро на то, чтобы совершенно неоправданно рисковать здоровьем, своей или чужой жизнью. Новички на дороге и те знают, что безопасность движения напрямую зависит от остаточной глубины канавок протектора. Не нужно быть провидцем, чтобы спрогнозировать, что с таким законом количество аварий на украинских дорогах значительно возрастет. Мнение экспертов по этому вопросу категорично: изношенные шины под запретом в любое время года!

Летом рекомендуется использовать только летние шины с остаточной глубиной протектора не ниже предельно допустимой нормы. Nokian Tyres рекомендует минимально безопасную глубину 4 мм. Только так можно минимизировать дорожные риски.

Руководитель отдела продаж легковых шин Goodyear Dunlop Tires Ukraine Игорь Перепелкин уверен, что зимняя шина летом – опасная лотерея. Шина должна соответствовать сезону, ведь температурный режим имеет большое значение для рабочих характеристик.

Как видим, как и в случае с запретом эксплуатации шипованной резины, норма об использовании зимней резины, оказалась не точно прописана и явно нуждается в корректировке.

Записаться на автокурсы в Харькове "Авто-Дор", курсы обучения вождению авто

фото когда ставить зимнюю резину

Ответственные и заботящиеся о себе и своих близких водители с наступлением прохладных осенних дней и ночей, начинают размышлять, когда ставить зимнюю резину. Уже пора или еще недельку поездить на летней? Разберемся, что говорит об этом законодательство.

Виды шин

Прежде, чем решать, когда ставить зимнюю резину, надо выяснить суть.

Итак, есть такие шины:

  1. Зимние – изготавливаются из специальных морозостойких материалов. Это необходимо для того, чтобы при низких температурах резина не твердела и сохраняла хорошую сцепку с дорогой. Часто водители выбирают шины с шипами, которые обеспечивают еще большую безопасность в условиях зимнего гололеда или снега, но при этом водитель обязан размещать знак «Шипы». Летом ездить на зимних шинах не рекомендуется.
  2. Летние шины изготовлены из материалов, которые хорошо переносят высокие температуры, в том числе горячий асфальт. Однако, следует знать, что при температуре ниже 10 градусов они твердеют. Зимой на летних шинах ездить невозможно, потому что тогда авто перестает быть устойчивым. Так что уже понятно, что переобуваться надо обязательно, а когда ставить зимнюю резину – надо смотреть по погоде.
  3. Всесезонные шины – средний вариант между зимними и летними. Но зимой они ведут себя хуже на асфальте, чем зимнее, как и летом – летние. Конечно, экономнее ездить на внесезонке, а не иметь комплект зимней и летней резины.

Обзавестись комплектом зимних шин в наше время – дорогое удовольствие, но можно попробовать удешевить процесс. В некоторых случаях не стоит покупать дорогую зимнюю резину для авто – для обычного городского автомобиля достаточно недорогих шин украинского производства. Дорогими импортными шинами есть смысл обзаводиться, когда автомобиль соответствующего класса и у водителя темперамент гонщика.

По Закону

Когда же менять летнюю резину на зимнюю в Украине по закону? Оказывается, что в Украине нет такого закона. Законодательство лишь обозначает, с какими неисправностями запрещается ездить на машинах. Есть пункты в ПДД и касающиеся резины.

  • Есть четко прописанные нормы остаточного рисунка протектора для разных типов транспорта.
  • Шины с повреждениями и заметным ремонтом на них использовать запрещено.
  • Запрещена установка на оси одновременно шипованных и нешипованных, морозостойких и не морозостойких, с разным протектором покрышек. Они при плохих погодных условиях могут привести к заносу, потере управления, ухудшению сцепки с дорогой. В результате – к авариям.

За эти и другие нарушения водителя штрафуют.

Штрафы за нарушение

В Украине штрафуют за технические неисправности и несоблюдения предписанных требований в правилах дорожного движения. Управление машиной, которая находится в неудовлетворенном техническом состоянии, на «лысой» резине и с другими нарушениями влечет за собой штраф от 340 до 850 гривен. При повторном правонарушении – лишение водительского удостоверения до 6 месяцев и арест до 10 суток.

За неразмещение на авто, укомплектованное зимней резиной с шипами, знака «шипы» штрафа в законе не предусмотрено. Однако, если такой транспорт попал в ДТП, этот момент станет отягчающим обстоятельством.

Можно ли опротестовать штраф?

Если водитель не согласен с протоколом, он сразу же, на месте, должен вписать свои комментарии. Не забывайте брать копию протокола. Ведь дальше можно обратиться в суд и доказать свою невиновность.

Каждый водитель решает самостоятельно когда ставить зимнюю резину. К сожалению, в законах Украины не прописан конкретный период времени, когда хозяин авто обязан перемонтировать колеса. Кроме того, сознательность некоторых водителей оставляет желать лучшего. Поэтому вполне можно встретить в морозы авто на летней резине. Давайте все же будем внимательнее и ответственнее, ведь выезжая на дорогу, мы отвечаем за безопасность пассажиров и других участников движения.

Согласно статистическим данным примерно 27% наших соотечественников ездят летом на зимней резине (не путать с всесезонной). Вернее, эксплуатируют ее круглый год, не «переобуваясь» по сезону. С чем это связано? Они знают что-то, чего не знают другие? Они так экономят? У них банально нет средств на покупку еще одного комплекта резины?

В статье детально рассмотрено, чем грозит такая езда, экономят ли такие автолюбители, а также приведены ситуации, когда езда летом на зимних шинах реально может быть выгодной и вполне безопасной.

Езда на зимней резине летом

Что говорит буква закона о езде на зимних шинах летом?

Так уж повелось в нашей стране, что средний автовладелец больше ориентируется не на собственную безопасность или какую-то там экономическую целесообразность, а на закон и штрафы, которые им предписаны. Каждый второй, например, пристегивается ремнем безопасности лишь потому, что за это предусмотрен штраф. Притормаживает перед постом ГАИ лишь потому, что за превышение скорости тоже есть штраф. И так далее.

Если бы в нашей стране был предусмотрен штраф за езду на зимней резине летом, то указанные выше статистические данные были бы гораздо скромнее. Однако, по крайней мере, на момент подготовки этого материала, подобного наказания закон не предусматривает. Штраф есть за езду на летней резине зимой. А наоборот – нет.

Зачем же тогда вообще покупать второй комплект не таких уж дешевых шин, если даже закон не заставляет это делать?

Износ зимней резины летом

Одна из самых заметных проблем эксплуатации зимней резины в летнюю пору – ускоренный износ. Заметная она не потому, что влияет на безопасность дорожного движения, а потому, что непосредственно бьет по карману автовладельца. При хороших пробегах даже добротного комплекта зимних покрышек не хватит, чтобы отъездить на них хотя бы одно жаркое лето. Почему?

Весь секрет любых зимних шин заключается в том, из какого материала они изготовлены. По сравнению с летними покрышками, предназначенные для зимы – более мягкие. Кроме того, чем выше температура окружающей среды и дорожного покрытия, тем мягче они становятся. Сделано это для того, чтобы зимой при отрицательных температурах резина не «дубела», и не превращала автомобиль в «корову на льду».

Поскольку летом температура во многих регионах нашей страны достигает достаточно высоких отметок выше нуля, зимняя резина размягчается до такой степени, что просто истирается о дорожное покрытие даже при спокойной езде. Если же машина водится агрессивно – с резкими стартами с пробуксовкой и экстренными торможениями – то резина буквально кусками отваливается от покрышек.

Ситуация еще больше усугубляется при скоростном движении. Чем выше скорость, тем шины сильнее разогреваются из-за трения о дорожное покрытие. Зимняя резина в принципе не предназначена для большой скорости, а при высоких температурах и подавно.

Однако, несмотря на все вышесказанное, есть несколько ситуаций (как и было обещано ранее), когда летом зимняя резина изнашивается настолько несущественно, что к следующей зиме выглядит, как новая. Вот ряд таких ситуаций:

  • Автомобиль эксплуатируется в регионах, где даже в летнее время не бывает жары.
  • Автомобиль ездит преимущественно по грунтовым дорогам без твердого и раскаленного дорожного покрытия.
  • Автомобиль в принципе не ездит быстро (неопытный или не торопящийся водитель, негде разогнаться и так далее).
  • Автомобиль за все лето проезжает крайне небольшие расстояния.

Вот в этих ситуациях иметь два комплекта резины – зимней и летней – совсем необязательно. Более того, это экономически нецелесообразно. Во всех остальных случаях вас ждет ускоренный износ покрышек и покупка нового комплекта с наступлением следующей зимы. А так, если не гробить зимние шины летом, то на них можно откатать не один год. Зимой нагрузка на резину крайне незначительная.

Управляемость авто на зимней резине летом

Все из-за той же мягкости, за счет которай при отрицательных температурах обеспечивается лучший контакт колес с дорогой, летом зимние шины работаю в этом плане крайне плохо. Машина менее четко реагирует на повороты рулевого колеса, неохотнее начинает маневры и так далее. В данном случае мягкотелость работает, как буфер между колесными дисками и дорожным покрытием.

Опасно ли это? Вопрос, скорее, философский, нежели технический. А ответ на него зависит от таких факторов, как скорость движения, тип и вес автомобиля, состояние дорожного покрытия, опыт водителя, погодные условия. Естественно, если неожиданное препятствие, которое надо резко объехать, возникнет перед автомобилем, едущим на большой скорости, то у владельца летних шин шансы обойтись легким испугом – выше. На зимних шинах резкий маневр на высокой скорости с большей вероятностью закончится ДТП.

Тормозной путь авто на зимней резине летом

Аналогичная картина и с торможением. Летняя резина, в отличии от зимней, при экстренном торможении жестко цепляется за дорожное покрытие, и автомобиль останавливается, как вкопанный, гораздо быстрее. Что же происходит с мягкими шинами? А они при трении об асфальт или бетон усиленно стираются, выкрашиваются и оставляют насыщенные черные следы. Но быстрой остановке авто все это не способствует.

Безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения и в данном аспекте больше зависит от совокупности вышеперечисленных факторов, нежели от того, в зимние или в летние покрышки «обута» машина.

В этой статье ни по одному пункту вообще не рассматривается езда на зимней шипованной резине летом. Покрышки с металлическими шипами и асфальт – это практически то же самое, что коньки и ледовый каток. Ни в коем случае. Нет, нет, и еще раз нет!

Расход топлива летом на зимних покрышках

Многие списки за и против езды на зимних шинах летом начинаются именно с этого пункта. Якобы более мягкие колеса катятся по асфальту с гораздо большим сопротивлением, из-за чего топлива на преодоление этого сопротивления требуется гораздо больше. Отчасти это так. Но без приставки «гораздо».

Если топлива на зимних шинах летом и уходит больше, чем если бы у вас был комплект летних, то всего лишь на пару процентов. Это неоднократно проверено и доказано на практике многими автовладельцами.

Эти самые пару процентов могут серьезно ударить по бюджету лишь в том случае, если рассматривать их в совокупности с остальными факторами. Ведь помимо перерасхода топлива у вас усиленно изнашивается резина и, что более существенно, вы постоянно рискуете из-за плохой управляемости и увеличенного тормозного пути встрять в серьезное ДТП.

Езда на зимних шинах по лужам

По этому пункту любителей ездить на зимней резине круглогодично тоже ожидают неприятности. Дело в том, что на многих покрышках, предназначенных для движения по снегу и льду, рисунком протектора не предусмотрены канавки для быстрого отвода воды. Опять же, если скорость движения небольшая, то абсолютно ничего страшного в этом нет.

На большой же скорости такая езда очень и очень опасна. Если покрышки не справятся с отводом воды, между ними и твердым дорожным покрытием образуется прослойка из жидкости. Результат – полная потеря управления над транспортным средством. Особенно это опасно, если оба, например, правых колеса наехали на лужу и «зависли» на водяной пленке, а оставшиеся два продолжают двигаться по твердому покрытию. Результат такой ситуации – занос, часто заканчивающийся где-то в кювете, между деревьями или на вспаханном поле.

Шумность зимней резины летом

На этот недостаток вообще мало кто обращает внимание. Особенно равнодушны к нему те, у кого автомобиль с добротной шумоизоляцией. Однако, так или иначе, зимние покрышки летом гораздо сильнее шумят, чем летние. Происходит это все из-за того же контакта размягченной резины о твердое дорожное покрытие.

Итоги

А в итоге получается, что езда на зимней резине летом – это весьма сомнительное занятие с точки зрения экономической выгоды. Такая эксплуатация целесообразна только в редких случаях, например, когда в вашем регионе летом нет жары, сам летний период длится пару месяцев, ездите вы совсем немного и небыстро. В остальных ситуациях езда летом на зимней резине приводит к ряду печальных последствий, отрицательно сказываясь как на вашем бюджете, так и на безопасности.

Шины необходимо менять дважды в год, прежде всего, для безопасности своей жизни и здоровья. Но когда менять летнюю резину на зимнюю в Украине по закону?

Не каждый сможет дать ответ на этот вопрос, да и погода может резко меняться, из-за чего четко определить границы сезона очень непросто. Нужно окончательно разобраться с тем, когда менять шины на авто.

Общие рекомендации о шинах

  1. В летних и зимних шинах совершенно разный состав. Преимущества зимних покрышек ощущаются при +7 и ниже. Зимняя резина летом быстро теряет свои качества, «плавится» от нагретого асфальта, скользит и достаточно быстро изнашивается. При какой температуре можно ездить на летней резине? Летняя резина с особой температурой эксплуатации позволяет безопасно передвигаться, когда на улице выше +7, но когда температура ниже этого показателя, покрышки «дубеют», плохо сцепляются с дорогой.
  2. Важную роль играет не только состав материала покрышек, но и узор на них. Это не просто рисунок для красоты, но и нужная особенность. Ребра и волнистые канавки есть только на протекторе зимней резины, и чем большее их количество, тем лучше автомобиль ведет себя на обледенелой поверхности дороги. Летняя шина имеет глубокие канавки на протекторе, благодаря чему вода лучше отводится и минимизируется риск аквапланирования. Сравнив температурный режим, особенности протектора и состава покрышек, уже напрашивается ответ на вопрос, «можно ли ездить на зимней резине летом?». Конечно, нет.
  3. Менять покрышки обязательно на 4 колеса. Должно быть 2 полноценных комплекта для летнего и зимнего сезона.
  4. Вопрос об универсальных покрышках на все сезоны нужно решить раз и навсегда – она рекомендована только там, где зима не ярко выражена, а самая низкая температура редко достигает отметки в 0 °С. Это точно не о нашей Украине, да такой комплект отличается не самой низкой ценой. «Всесезонка» не спасет вас, когда нужно менять колеса, особенно на зиму. Лучше приобрести 2 комплекта хороших покрышек, которые прослужат около 3-4 сезонов.
  5. Шины с шипами актуальны только там, где дорога обледенелая, а снег укатывается. Когда ваши поездки осуществляются лишь по городским улицам, которые хоть немного расчищают, такие покрышки неуместны. В таких случаях шины быстро стираются, шумят, даже скользят на асфальте. Данный вариант не только невыгодный, но и неудобный.
  6. Когда уже можно переходить на летнюю резину и наоборот, осмотрите уровень ее износа – меняйте местами шины с передних колес на задние и обратно, желательно каждые 10 тысяч километров. Так износ покрышек не будет катастрофичным только с одной стороны, а будет распределяться одинаково.
  7. Не думайте, с какого числа можно ездить на летней резине – замена резины зависит в первую очередь от погоды, ведь именно она влияет на тормозной путь. И если при езде по обледенелой дороге на зимних покрышках тормозной путь составит 30 метров, то на летних – в 2 раза длиннее. Если переобуть резину вовремя, это не только поможет избежать ДТП, но и спасти чью-то жизнь.

Когда менять летнюю резину на зимнюю в Украине по закону?

Летом на зимних покрышках – что будет?

Можно ли ездить на зимней резине летом? У определенных людей сложилось ошибочное мнение, что замена летних шин на зимние с наступлением холодов обязательна, а вот менять их с наступлением тепла можно не сразу. Так не должно быть, ведь зимняя резина в сравнении с летней отличается повышенной мягкостью, имеет особую структуру протектора, что негативно сказывается на точности управления авто на раскаленной и мокрой дороге. Температурный режим летней резины кардинально отличается от комплекта для зимы.

  • «кидание» транспортного средства из стороны в сторону на большой скорости, так как шины, предназначенные для езды зимой, летом плохо сцепляются с сухой и мокрой дорогой;
  • замедление реакции авто на рулевые команды, потому об активной езде можно даже не думать;
  • аквапланирование уже на средней скорости, потому во время дождя придется «ползти» по дороге;
  • увеличение риска ДТП, так как тормозной путь значительно возрастает;
  • преждевременный износ шин, отчего до зимы они могут не дожить…


зимние шины летом

Когда нужно «переобуть» авто в летнюю резину и что об этом говорят законы?

У некоторых созревает вопрос, когда же менять летнюю резину на зимнюю в Украине по закону? По факту законодательство Украины не дает никаких указаний насчет этого. В законе есть статья, запрещающая передвигаться на неисправных автомобилях либо если они не соответствуют обязательным условиям. Однако о переходе на летние шины с наступлением тепла и наоборот в законе не сказано ни слова.

Только погода точно подскажет, когда можно менять зимнюю резину на летнюю. Переобуть резину нужно только тогда, когда за окномлетняя и зимняя резина

температура держится на отметке +10 и более. Внимательно изучите прогноз погоды на 2 недели вперед, а лучше ознакомиться с приблизительным прогнозом на ближайший месяц. Учитывайте и собственное время передвижения – если обычно вы ездите по утрам и вечерам, то не торопитесь переобуть резину при первом потеплении днем, в ночное время температура может значительно снижаться. Когда ставить летние колеса еще рано, а у вас покрышки с шипами, то разумно было бы их сохранить на следующий сезон. Именно в таком случае может пригодиться всесезонный комплект, но при наступлении постоянного тепла нужно сразу переобуть резину на летнюю.

использование автомобильных шин летом и зимой

Когда на улице стоит жара, поездки на зимней резине могут быть чреваты последствиями.

Большинство современных владельцев авто не задумываются об этом, а зря. Действительно, если не проводить замену шин, минимум дважды в год, можно попасть в неприятную ситуацию на дороге.

Опираясь на данные с сайта автошколы «попробуем разобраться в данной проблеме.

Чем отличаются покрышки

Зимняя и летняя резина имеет отличия в исходном материале. Такие шины могут эксплуатироваться лишь в специальных условиях, а следовательно, обеспечить надежную и безопасную езду в зависимости от них. Резиновая смесь зимних покрышек состоит из:

  1. Каучука и полимеров, содержащих кремний.
  2. Вулканизаторов и смягчителей.
  3. Красителей и активных наполнителей.
  4. Противостирателей.

Подобные колеса имеют мягкую поверхность и сохраняют ее в условиях пониженных температур. Резина для жаркой погоды имеет в составе компоненты, оптимизированные под высокие температурные показатели.

использование автомобильных шин летом и зимой


Последствия применения зимних шин в жару

Независимо от типа шин, они смогут нормально себя проявить лишь в тех условиях, для которых разработаны. По этой причине летние колеса теряют эластичность при низких температурах.

Вследствие потери эластичности, повышается риск заноса даже при отсутствии гололеда. Также это опасно из-за вероятности разрыва колеса при проколе.

Второй проблемой считается плохая реакция авто на движения рулем (при этом тормозить он будет в два раза дольше). Аналогичная ситуация будет возникать при использовании зимних покрышек летом.

Зимние шины не приспособлены для езды в любых погодных условиях. Именно поэтому, не следует проводить эксперименты, отказываясь от своевременной замены резины.

В какой период необходимо произвести замену шин

Переоборудованием колес авто лучше озадачиваться в период, когда температура воздуха на улице устанавливается в районе +7 градусов Цельсия.

Данным правилом не следует пренебрегать, так как оно касается обоих типов резины.

Разумеется, не факт, что погодные условия будут стабильными, поэтому точное время определить достаточно проблематично. Однако, перед наступлением зимы, многие проводят замену колес примерно 15 октября, а лета – 15 апреля.

Стоит отметить, что некоторые водители рискуют, катаясь летом на зимних колесах. Но, это весьма затратное мероприятие, которое требует езды на крайне низкой скорости.

Читайте также: