Можно ли на обычный велосипед поставить колеса от фэтбайка

Опубликовано: 14.05.2024

Поведаю свою истину в последней инстанции про такой вид велосипеда как Фэтбайк и расскажу то, о чем молчали ранее многие велоблогеры. Да, скрещу шпагу со спецами наводнившими интернет и скрывавшими некоторые факты от потенциальных покупателей данной техники.

Мне этот велосипед подарили. Сказал бы что хочу простой подарили бы простой, но сказал что я бы при прочих равных предпочел Фэт. Во первых он мне просто эстетически нравится. Немного непропорционален, но зато все не как у людей, необычно. Это потом сыграет со мной злую шутку, это будет потом. Что имеем в итоге.

Велосипед Стелс агрессор 680 мд Кажется называется он именно так. Вилка жесткая, без амортизаторов. передач 8. На каретке 1 звезда. Наконец то проходит то время когда велосипедисты меряются пськами у кого передач больше. Когда то у меня был 24скоростной нордвэй, и он считался круче чем 21 скорость, но хуже чем 28. Имхо бред. Я рад упрощению конструкции. я рад тому что у меня 1 переключатель. и нет этой кучи звезд. Далее. резина 26 дюймов ширина 4. Не самая широкая есть и 4.7 есть и 5 и более, скажем так, среднячок. Резина на манер родной резину Уазика. вроде и центральное ребро беговое, и по бокам есть зацепы. на боковинах написано СТЕЛС на самом деле резина марки чаоджань чаохань, в общем опять же известный производитель резины. надо найдете. обода г 80 мм. втулки на обычных подшипниках, шатуны не знаю какой фирмы. звезды како йто бюджетное шимано. тормоза дисковые для понта, не иначе. Но что есть то есть. ранее у меня дисковых не было всегда были ободные, и если честно я бы предпочел ободные снова. Кроме того что от восьмерки они тормозят неровно недостатков не помню. ну в дождь там в грязь понятно, не поездишь особо с ними, но мы ездили.

сразу сновья я перебрал велосипед и отрегулировал подшипники. все были перетянуты. Смазка была но как то скудно. Исправили положение.

На следующий день купил крылья, фару и фонарь, флягодержатель, и состоялся первый выезд.

Первый выезд не разочаровал. люди оборачиваются, пухлые колеса уверено катятся вперед. Да да именно уверенно, я качаю более 1.5 и мне нравится как оно едет. накат отличный. Естественно я хотел протестировать как оно на низком давлении и стравился достаточно сильно. как итог я получил аморфный велосипед. причем самое неприятное это то, как он едет по грунтовке в этом состоянии. он как бы доворачивает руль сам в сторону наибольшего сжатия шины профилем дороги. Ни в одном ролике про фэтбайк я это не слышал, хотя если подумать это логично.

Насос станет вашем любимым спутником в дороге если вы решите взять себе Фэт. Поскольку эта зараза очень очень чувствительна к давлению. Эти пухлые колеса реагируют на каждую десятую атмосферы изменением поведения. в итоге вы подберете себе оптимальное давление для плохих дорог и для отличных. Не трудно догадаться что для отличных дорог это будет двушка, и колеса будут катится только центральным ребром. а вот с бездорожьем я не был бы столь однозначен. Для плохой дороги мягкие колеса на фэтбайке скорее зло. ведь он рыскает и скачет из стороны в сторону. управлять им трудно и напряжёно. доворачивает сам, переползает в соседнюю колею. Это я про давление когда прям совсем мало. да и на чуть ниже среднего начинаются эти признаки. Так что все это сказка что колесо фэтбайка бла бла бла поглощает все бла бла бла.

Фэту нужна передняя подвеска что бы отрабатывать крупные неровности. да на среднем давлении мягкие шины отлично отрабатывают мелкие ветки, бордюры, и прочую мелочевку. ведь фактически при этом отсутствую неподрессоренные массы. А вот когда ямки покрупнее то может возникнуть ощущение что скачешь на гимнастическом мяче. Вроде бы все мягко но вдумайтесь, вы отрабатываете все колесами. колеса это надутые резиновые мешки и в них НЕТ и не будет амортизаторов. Эти затухающие колебания будут преследовать вас пока вы снова не вернетесь к нормальному давлению выше среднего. Это напрягает. Плюс пресловутый доворот. Как итог нормальная езда это среднее и выше среднего давление. а по ровным дорогам высокое.

фэт не едет по целине. Факт. Не тешьте себя мыслью что купив фэт вы сможете как на снегоходе ездить по насту. Нет если вы скромный мальчик с явной дистрофией и весите около 60 кг, то может быть, а если вы как я, хорошо за сотку то нет. Фэт хорошо проходит сыпуху, без проблем едет по натоптанному тротуару и заснеженым дорогам где внизу есть за что зацепиться. даже по льду на летней рещине он едет годно. Но по снегу по пашне не идет. Даже кашу он проезжает на ура, и во всем этом превосходит обычный вел. Но не по целине. .

Фэт едет по грязи но недолго. Протектор слишком неочищаемый, склонный к замыливанию и езда по грязи доставляет удовольствие не более чем на обычном велосипеде. Но черт возьми он прикольный! просто сам по себе прикольный и не обременительный. Весит он 16 кг. понятно что я навесил допов и он потяжелел. Да у него наверное паршивая аэродинамика на скорости, но он и не претендует на скоростные качества. он тихоход.приятный комфортный тихоход. Но это уже не заводской стелс.

В этом году он пережил ряд изменений которые пошли ему на пользу.

первое что я заменил это седло. Поставил хвалёное седло фирмы Брукс и не пожалел ни разу. Родное где то лежит, может и верну для сравнения, но брукс хорош, хоть и стоил 5-7 тысячь.

Далее я заменил трансмиссию. А именно заднюю кассету и переднюю звезду.
Суть такая что фэтбайк не имеет пониженной передачи. передняя звезда у него 34 зуба а задняя самая большая 36. теперь стоит звезда кона перед 32 а зад 38. стало лучше, у нас появилась возможность залазить в крутые горки и ползать как черепаха.

Затем я сменил передний тормозной диск на 180мм. и колодки на органику. тормоза стали получше, но все так и не идеал ни разу. Тормоза на фэтбайке место слабое, склонное к перегреву, но если ездить без экстрима то хватает, даже более чем.

Заменил вынос руля и поднял руль. Сделав это я осознал что все прошлое время ездил как урод. Теперь фэт стал больше круизер, и мне это нравится.

По поводу внимания. Фэтбайк это такая красная тряпка для быка, которая всегда вызывает эмоции у окружающих вопрос " а на нем тяжело крутить педали?" уже хочется ответить матом. Это самый популярный вопрос. Далее идут возгласы всех подряд от мамаш до пенсионеров "ух ты какие колеса" тыканья пальцем и попытки обратить на меня внимание своих попутчиков. "смотри смотри. вон какие колеса" Зае*ли уже простите за скудность речи.

Еще один момент это люди которые любят судить о всем и всегда. Почему то если едет человек на фэтбайке им хочется громко сказать но типа не мне а тому с кем идут " да незачем такие колеса, не работают они, человек зря переплатил, это маркетинг…" и все в таком духе. Мне если честно наплевать на мнение этих людей, и хоть убейте я не понимаю этих пешеходов экспертов, которые судят не попробовав, только основываясь на первичном впечатлении. Ну вот мне вообще все равно что вы там делаете и чем увлекаетесь и с кем спите, чхать, но им почему то надо громко заявить что бы все слышали, " смотрите он ху*ню купил!" разве что пальцем не тычат. Хотя нет, тычат. дети малые, они восторгаются колесами на уровне подсознания)))

что будет дальше? Не знаю. может дооснащусь и стану электробайком, или поставлю вилку с амортизатором, или сменю шины, или куплю таки большие крылья, или куплю кофры и поеду в велопоход. неважно, могу сказать одно. Фэтбайк это классные ощущения от вождения. это совсем не трудно если есть голова на плечах, это небольшая субкультура велодвижения которая как любая другая имеет право быть. И совсем не обязательно месить каки на нем. Можно поменять посадку шины и стать комфортным круизером, или стать электробайком, почему нет. Это простанство для творчества. Про недостатки я уже сказал. управляемость на малом давлении. Но одновременно с этим с этими широкими шинами получаешь хороший контакт везде. Даже на тропинках идущих с поперечным продольным и диагональным уклоном. Это реально круто! Ни разу не соскользнул колесом в бок. Из недостатков фэта отмечу цену всего. резина по 3р за баллон, вилка от 10 за простую воздушку. Не забалуешь. Фэт стал модным наверное и цены на некоторые именно фэтовские позиции за гранью разумного. Те же полноценные крылья от 3000 за комплект и выше.

Фэт трудно затаскивать на балкон, и пришлось переделывать багажник на крышу под него. переделок не много, на пару часов. Сейчас он транспортабелен на крыше.

Как видите собачья велосумка легко встала на него и не сильно изменила управляемость. Я бы даже сказал с собакой за передней осью управляемость улучшилась при определенных режимах. Так вот я вам все разложил как есть, опираясь на свой опыт владения фэтбайком в течение года.

Fat по-английски означает "жир" . Ключевая особенность фэтбайка - широкая покрышка, от 4 дюймов и больше.

Этот тип велосипедов стал последнее время более популярным. Я думаю, главную роль тут сыграл "алиэкспресс" и появление бюджетных моделей от "Стелса" и "Форварда" .

Эти велосипеды имеют славу "зимних": считается, что на них можно ехать прямо по снегу. И есть основания так думать - эти велосипеды создавались именно для езды по сыпучим поверхностям, по песку, например.

Вот только правда в том, что они не делают этого "автоматически".

Такая особая проходимость зависит не от самой ширины покрышки. Она обеспечивается сочетанием этой ширины с очень низким давлением - от 0,3 до 1 атмосферы (против обычных для горного велосипеда 2,5-3 атмосфер). Ширина создаёт низкое удельное давление на поверхность, а малое давление позволяет покрышке как бы "обволакивать" мелкие препятствия не реагировать на них, словно "плывя" по поверхности.

При таком низком давлении на обычном колесе с камерой сильно возрастает риск "среза" ниппеля - покрышка может просто проворачиваться относительно обода. Поэтому на фэтбайках более, чем обоснованно применение бескамерных покрышек - конечно, если фэтбайк применяется по назначению, в снежных полях. А "бескамерка" - удовольствие уже не из дешёвых.

Кроме того, бюджетные колёса для фэтбайка просто-напросто тяжелы из-за своих физических размеров. Велосипедист будет тратить больше сил на их "раскрутку". Эта проблема решена на фэтбайках более высокого уровня - обод имеет специальные вырезы, облегчающие массу колеса. Но тогда это снова не про бюджетные модели, цена таких велосипедов выше психологического порога любителя велопрогулок по выходным.

Именно под то, чтобы "грести по сыпухе" рассчитаны и передаточные числа трансмиссии на настоящем фэтбайке. Передняя звезда, как правило, одна и с относительным малым количеством количеством зубьев, а кассета подобрана таким образом, чтобы обеспечивать больше пониженных передач в ущерб скоростным. Но, создавая бюджетный фэтбайк, производитель понимает, что покупатель не будет использовать его узкоспецифично - поэтому ставит обычный в таких случаях набор 3х7 или 3х8 от классического "горника".

Вывод: Бюджетный фэтбайк, на котором его владелец ездит по городу, накачивая колёса "на глазок", НИЧЕМ не отличается по сценарию применения от обычного горного велосипеда. При этом он более громоздкий и тяжёлый.

Другое дело, если Вы просто хотите произвести впечатление на окружающих огромными колёсами - выглядит он понтово 🙂

Идея собрать фэтбайк своими руками обычно посещает велосипедистов, желающих уверенно кататься по лесопарковым зонам и в других местах, где трудно или нереально проехать на обычном велосипеде.

Потрясающая проходимость фэтбайка обеспечивается за счет малого давления в колесах и большого пятна контакта, улучшающего сцепление с поверхностью. Размышляя, как сделать фэтбайк из обычного велосипеда, необходимо определиться с конструкцией подходящей вам модели. Фэтбайки бывают разными, хотя все они имеют очень харизматичный вид и отличную проходимость. Кроме размера резины, такие вездеходы отличаются друг от друга использованием или неиспользованием оффсета.

Фэтбайк фото

Нужен ли оффсет?

Под оффсетом подразумевается сдвиг рамы или вилки на 17,5 либо 28 мм вправо. Иногда выполняется оффсет обода – спицевые отверстия на нем смещаются вправо по отношению к его плоскости. Смещение позволяет устанавливать на ширококолесные велосипеды планетарные и классические втулки шириной 135 мм.

Достоинства оффсета – это:

  • возможность использования на фэтбайке любых обычных втулок, от бюджетных до улучшенных вариантов;
  • возможность смены колес местами – благодаря их сборке на 2-х задних втулках.

Недостатками оффсета выступают:

  • неровность колес – поскольку спицы расположены не по центральной оси обода;
  • нестандартный вид и сниженная устойчивость велосипеда.

Сборка фэтбайка своими руками

Что нужно для сборки фэтбайка своими руками?

Основными составляющими любого фэтбайка выступают:

  • 2 покрышки 26х4,0» или 26х4,8»;
  • рама, вилка;
  • 2 обода на 65–100 мм;
  • каретка на 100 мм (подойдут ISIS, квадрат, Howitzer) либо система с валом под стакан 100 мм с кареткой;
  • шатуны;
  • для рам без оффсета и фреймсетов – задняя втулка 197, 190 либо 170 мм;
  • для рамы Surly Moonlander – система Surly O. D. либо Surly MWOD for Moonlander;
  • передняя либо задняя 1-скоростная втулка 135 мм;
  • передний переключатель Direct Mount либо E-Type от Shimano.

Рекомендации по сборке фэтбайка

При подборе комплектующих и сборке ширококолесного велосипеда своими руками примите во внимание, что:

  1. В распространенных фреймсетах используется 2 задних тормоза – т.е. потребуется 2 задних тормозных адаптера IS-PM.
  2. Иногда вилки без оффсета производятся под применение особой передней втулки 135 мм и используют передний тормозной адаптер. Поэтому перед покупкой нужно внимательно ознакомиться с описанием.
  3. Выпирание ободной ленты через отверстия в ободах фэтбайка – это не только визуальный эффект, но и защита от прокручивания камеры в покрышке.
  4. Распространенная проблема безоффсетных фэтбайков – задевание цепью покрышки на минимальных передачах.
  5. Сборку оффсетных колес необходимо выполнять аккуратно, чтобы случайно не сложить обод.
  6. Использовать легкие спицы при сборке фэтбайка бессмысленно – чтобы реально снизить вес, нужно приобрести легкую резину и легкие обода.

Что касается крыльев, для ширококолесных велосипедов они также производятся. Если же вы задались вопросом, как сделать дешевые крылья для фэтбайка своими руками, можете распилить пополам обычное крыло и закрепить посредине алюминиевую или пластиковую пластину.

Сборка ширококолесного велосипеда

Как собрать фэтбайк без лишних затрат?

Сборка ширококолесного велосипеда обойдется минимум в 40–50 тысяч рублей, и это при наличии львиной доли запчастей. С целью экономии можно:

  • собирать fatbike на раме Surly Pugsley;
  • воспользоваться комплектующими со старых велосипедов, к примеру, б/у шатунами;
  • взять простейшие спицы и собственноручно собрать колеса;
  • использовать самую дешевую резину – 27TPI;
  • приобрести обода класса Weinmann DHL80 и сделать на них оффсет.

Чтобы рационально вложить средства и гарантированно получить желаемый результат, лучше воспользоваться услугами профессионалов. Если вы хотите собрать электро-фэтбайк своими руками, но не имеете навыков и опыта в этой сфере, не ставьте дорогостоящих экспериментов. Обратитесь в мастерскую ВольтБайкс – и мы по доступным ценам воплотим в жизнь все ваши пожелания!


Внешний вид этого велосипеда привлекает внимание многих любителей активного образа жизни. Его главная особенность – шины. Именно из-за них это средство передвижения и получило свое необычное название. Оно произошло от английского слова fat – толстый. И хотя сам велосипед имеет привычные размеры, толщина покрышек может составлять от 3,5 дюймов (8,89 см) – в несколько раз больше стандартных велосипедных шин.

Поговорим о назначении

Кто-то с нетерпением ждет лета, чтобы покататься на велосипеде. А кто-то не хочет ждать начала сезона и предпочитает кататься зимой. Для таких людей фэтбайк – незаменимое средство передвижения. На таком велосипеде можно без проблем ездить сквозь рыхлые сугробы, через лыжные трассы и по обледенелым лесным тропинкам.

Фэтбайк может быстро и безопасно преодолевать сложные участки не только зимой. Вспаханное поле недалеко от дачи, заросший травой пролесок, каменистый берег реки или песчаный карьер за городом – такие локации интересны многим фэтбайкерам.

fatbike

Сравним с горным велосипедом

Возникает логичный вопрос: почему бы не приобрести горный велосипед? Ведь он тоже выносливый – может преодолеть каменистые или рыхлые дороги. Действительно, горный байк может составить конкуренцию фэтбайку. Сравним эти модели друг с другом.

Фэтбайк Горный велосипед
Проедет по любому бездорожью Не всегда осилит сложную трассу даже с зимней резиной
Вес может достигать 20 кг Весит не больше 10 кг
Мягкое и плавное движение Идет жестко, есть вибрации на неровной поверхности
Необычное исполнение с большими колесами Классический, аккуратный дизайн
Неторопливое передвижение Развивает большую скорость
Сложно найти подходящие запчасти Простое обслуживание
Подходит для спокойной езды Можно прыгать и выполнять трюки

Какую модель выбрать для увлекательных поездок на природе, зависит от потребностей конкретного человека. Но если ваша цель – дальние путешествия, необычные дороги, прогулки в снег и слякоть, то фэтбайк станет идеальным вариантом.

Обратимся к истории

Первый прототип фэтбайков появился еще в 30-е годы ХХ века – в рекламной компании британского ритейлера Currys . Фотография человека на велосипеде с толстыми шинами стала популярна и публиковалась во многих изданиях по велоспорту. Мало кто тогда всерьез воспринимал такой вид транспорта, и потому он долго оставался незамеченным.

Известность пришла в 90-х годах благодаря жителю Аляски Марку Грюнвальду. Он сумел растянуть покрышки горного велосипеда и поставить их на стандартный обод шириной 80 мм. В итоге изобретатель назвал свое творение fatbike, а велосипед вскоре был поставлен на производство.

Перейдем к особенностям

Колеса – это главная отличительная черта фэтбайков. В 2 – 3 раза больше, чем в классических моделях, они обеспечивают высокую проходимость в любой местности. Низкое давление в шинах 0,2 – 2 атм позволяет увеличивать сцепление на рыхлой дороге и избегать проколов. Но есть и другие параметры, на которые стоит обратить внимание.

  • Ширина руля около 720 мм немного больше, чем у обычных велосипедов (600 – 700 мм) помогает контролировать велосипед на бездорожье.
  • Длина втулки от 135 мм до 190 мм полностью скрывает трансмиссию от пыли и влаги.
  • Выгнутая вилка и рама обеспечивают возможность установки толстых колес.
  • Тормозная система делится на 2 типа: механическую и гидравлическую.
  • Вес может достигать 19 кг за счет общей конструкции.

Фэтбайки отличаются размерами, проходимостью и особенностями конструкции. Производители постоянно совершенствуют их и добавляют новые детали, поэтому четко классифицировать фэтбайки сложно. Но можно выделить основные категории, куда вписывается большинство моделей.

fatbike2

У односкоростного велосипеда нет скоростных вибраций, и он имеет простую конструкцию с жесткой вилкой, т.е. без амортизаторов. Классический оснащен обычной или планетарной втулкой для переключения передач и разным количеством скоростей. Электрический работает на аккумуляторе и готов к дальним пробегам. Двухподвесный обладает большей управляемостью даже на самых сложных трассах. Полноприводный может похвастаться максимальной проходимостью и комфортом передвижения. Трехколесный используется как грузовой велосипед, у которого есть большой багажник. Складной удобно хранить и перевозить в дальние поездки.

Подведем итоги

У велосипедов с толстыми шинам есть немало преимуществ, но недостатки тоже имеются.

  • Можно кататься и зимой, и летом
  • Свободно проедет в любой местности – не теряет сцепление с дорогой
  • Выдерживает большие нагрузки
  • Большой вес усложняет транспортировку
  • Дорогостоящий ремонт и обслуживание
  • Высокая цена: примерно от 20 до 150 тысяч рублей

fatbike3

Прежде чем приобрести для себя фэтбайк, постарайтесь учесть все характеристики. Но если вы прокатитесь на нем по пересеченной местности, снежным тропам, заросшему полю, то уже не променяете этот вид транспорта ни на какой другой. Крепкая рама, идеальное сцепление и сильные колеса. Всеми этими качествами обладают фэтбайки. Пора собираться в путь!

Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.

За что любят и ненавидят фэтбайки:

Вседорожный велосипед

Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).

Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.


Тяжелый велосипед

А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.


Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

Читайте также: