Можно ли поставить 29 колеса вместо 26 на велосипед

Опубликовано: 26.04.2024

Не так давно появилось новое поколение горных велосипедов, которое имеет 29-ти дюймовые колеса. Но они уже получили определенное признание и получили своих приверженцев. Казалось бы, такая мелочь, как немного увеличенный диаметр колеса. Разве может это оказать такое тотальное влияние на сферу использования велосипеда или превратить его в вездеходный аппарат, который не боится никаких погодных условий и сложностей рельефа? Стоит разобраться в этой теме поподробнее.

Преимущества и недостатки

У каждой разновидности самоходного двухколесного транспорта есть свои плюсы и минусы, и 29 дюймовые колеса велика не являются исключениями из этого правила. В чем же заключаются преимущества таких колес на горных велосипедах:

  • Преодоление любых препятствий на колесах большого размера будет значительно мягче;
  • Разгон, достигнутый на таком велосипеде, будет под воздействием импульса дольше сохраняться и толкать аппарат вперед;
  • Выше возможности — эффективность от одного оборота педалей на найнере будет значительно превосходить этот показатель на обычном 26 дюймовом велосипеде;
  • Сцепление на такой модели будет больше, этому способствует особенное строение покрышки, а значит — найнер будет устойчивее на дороге;
  • Более комфортное вождение — велосипед устроен так, что меньше будут чувствоваться повороты и все неровности дороги;
  • Отлично подходят для водителей с высоким ростом или большим весом.

Среди особенно заметных стоит отметить:

  • Большой вес — даже без всех возможных навесов одна рама и большие колеса имеют вес больше, чем у подобных горных велосипедов меньшего диаметра колеса. Дело в том, что рама, которая должна не треснуть пополам при первом катании, будет больше весить, ведь ей придется контролировать большие колеса. Сами 29 колеса тоже будут весить больше, чем стандартные аналоги.
  • Разгон значительно хуже — сдвинуть с мертвой точки такой велосипед будет сложнее, чем 26 дюймовый велосипед. Да и для движения потребуется приложить больше усилий.
  • Меньше маневренности — найнер не так поворотлив, понадобиться не только сильное, но и точное управление. Нужно точно и заранее знать, в какой поворот понадобиться вписаться.
  • Выше травмоопасность. Упасть с такого высокого горного велосипеда как минимум больнее, чем с обычного.
  • Эксклюзив. Подобрать нужные для ремонта детали, спицы, крылья и даже покрышки иногда может стать настоящей проблемой.
  • Абсолютно не подходят для подростков и людей низкого роста. Тем, у кого рост ниже 160 см, будет очень сложно кататься на найнере, как и людям с хрупким телосложением и маленьким весом. Чтобы управлять гигинтом, нужно быть крупным человеком.
  • Велосипеды с колесами 29 не для трюков. Прыгать, летать с трамплина на трамплин, запрыгнуть на высокое препятствие будет практически невозможно на таком велосипеде из-за его неманевренности, веса и габаритов. Даже большим людям на нем будет слишком сложно выполнять кульбиты.

Что лучше — 26 или 29

Внешне найнеры не сильно отличаются от других разновидностей горных велосипедов. Они обладают тем же самым устройством для передвижения и чисто внешне. У них всегда стоит более высокая рама — это необходимо из-за размера колес. Центр тяжести также смещен на 1,5 см вверх, но это практически не заметно при езде на велосипеде.

26-ти дюймовые колеса имеют всего пару преимуществ перед новым поколением с большим диаметром. Весь велосипед меньше, от колес и до рамы — меньше размер колеса, аккуратнее смотрится рама и выполнена она из более легкого материала. 26-ти дюймовые колеса можно легко опустить в багажник многих машин, они маневреннее за счет своего меньшего веса.

26 дюймовые варианты имеют более компактный внешний вид, что часто привлекает покупателей, они удобнее для больших людей с маленьким весом и ростом, а еще на них можно делать трюки. Так какой же из этих велосипедов лучше? Выбор придется делать каждому человеку самостоятельно. Ведь в сравнении участвует слишком много факторов и не все они относятся только к велосипеду. Значение имеет внешний вид водителя, его навыки катания и дорога, на которой предполагается движение.

Если впереди трасса со множеством поворотов, бездорожьем, по местности, где приходится быть внимательным и маневренным, то лучше выбрать 26 дюймовые колеса. Если же расстояния без поворотов преобладают, или вовсе впереди длинная трасса, пусть и с ямами, то лучше найнера с ней ничто не справится. Он незаменим там, где может разогнаться и сохранять скорость.

Горные велосипеды найнеры с колёсами 29 дюймов для туризма

Для туризма стоит выбрать такую модель владельцам с ростом выше 1,82 метра. Если же рост меньше 1,7, то стоит задуматься о покупке модели с меньшим размером колес.

Если же выбор пал именно на этот диаметр колес, то можно попытаться поискать варианты со специальной уменьшенной рамой. Этот атрибут на найнеры бывает не только высоким и большим, но и среднего размера. Такую найти будет гораздо сложнее, но возможно.

Все же для человека с небольшим ростом катание на таком велосипеде будет трудным по многим причинам — здесь будет неудобно расположен руль, больше будет сказываться отсутствие хорошо амортизированной вилки, а ноги будут цепляться при посадке на аппарат. Кроме того, люди низкого роста часто имеют хрупкую конституцию и небольшой вес, что также сильно усложняет попытки научиться кататься на таком велосипеде. В случае даже небольшой поломки найти комплектующие при не стандартной раме будет крайне сложно.

Если же рост и конституция тела совпали с найнером, а он слушается малейшего касания пальцев, то пора отправляться в далекий многодневный поход. Не все модели с большими колесами одинаковые, есть более маневренные модели, есть хардтейлы, есть двухподвесные. Просто перевесить колеса с обычного 26 дюймового колеса не получится, так как рама не рассчитана на такие замены.

Для того, чтобы подобрать велосипед для туристической прогулки, потребуется знать характеристики конкретного водителя велосипеда и трассу, по которой будет пролегать маршрут. Также важным фактором будет сумма, которую будущий владелец готов выложить за получение железного коня. И любой велосипед, прежде чем оплачивать, нужно опробовать — сесть на него, попробовать прокатиться, изучить, сколько места остается между верхней трубой рамы и промежностью.

Внешний вид велосипеда

Подвеска такого велосипеда будет иной, и установить ее будет сложнее, чем на 26 дюймовый велосипед. Более того, если не менять геометрию имеющейся рамы, то все нужные компоненты не получиться установить — они просто не поместятся. Поэтому обычно приобретаются готовые велосипеды с уже измененной рамой, с которой найнер проявляет себя лучшим образом. На велосипеде, на котором подвеска установлена нужным образом, восприятие поверхности земли будет более мягким, сглаженным и комфортным.

Выглядит сам велосипед внушительно. Он высокий, крупный и тяжелый. У него высокая рама, которая имеет приличный вес даже отдельно от всего остального, большие колеса с широкими и глубокими протекторами, жесткими покрышками и полноразмерные крылья, которые делают байк еще больше визуально. Установленные покрышки с высоким профилем или зимняя резина сделают размер колеса еще больше, сделав его выше и больше. Наездник такого аппарата должен выглядеть соответственно, ведь небольшой водитель будет выглядеть странно на нем, к тому же это опасно.

На найнере колесная ось располагается на 1,5 дюйма выше, чем у обычных велосипедов. Это выглядит необычно, но сделано для удобства водителя. Чтобы увеличить управляемость и маневренность этого велосипеда, дизайнеры идут на хитрости. Иногда меняется зазор, который есть около передней вилки. Это позволяет поставить переднее колесо немного дальше и улучшить тем самым управляемость найнера на сложных трассах. Для этих же целей меняется и ход вилки велосипеда.

Подбор правильного угла руля и его вынос, положение сидения и его высота устанавливается водителем в зависимости от предпочтений. Важно постараться выставить все так, чтобы спина и руки не уставали во время езды, не доставляли дискомфорта или тянущей боли. Если кататься на таком велосипеде все же не комфортно, стоит попытаться изменить неудобные части под себя.


Лет 10-15 назад всё было несколько проще. Диаметр колёс обычного горного велосипеда составлял 26”, а среди байков экстремальной направленности популярностью пользовались 24”. Позже появились МТБ на 29” колёсах, такие велосипеды ещё называют «найнер» или «бигфут». Ну а ещё немного погодя все производители стали выпускать модели с 27.5” колёсами. Также некоторые искушённые энтузиасты стали собирать байки в формате “69”. “69” — сзади 26” колесо, а спереди 29”. Зачем такая странная комбинация, для чего столько разных размеров и как в них не запутаться, — об этом мы поговорим в этой статье.


Колёса данного размера использовались на горных велосипедах с незапамятных времён и именно с ними до сих пор ассоциируется классический МТБ у людей, которые в седле не первый десяток лет. Многие годы считалось, что 26” колёса обладают оптимальными характеристиками для езды как по дорогам, так и при их отсутствии. Достаточно хороший накат, запас прочности, огромный выбор покрышек (на тот момент). Казалось, что большего и не пожелаешь, всё и так хорошо. 26” был своего рода стандартом и данностью. Но время не стоит на месте, велосипедные технологии развиваются, вместе с этим наступает насыщение рынка. На данный момент можно констатировать практически полное завершение эры 26” маунтинбайков. Большинство производителей ободов, покрышек, вилок и рам существенно сократили выпуск продукции для данного размера колёс, ну а о выпуске новых моделей и говорить нечего. В отношении новых велосипедов, данный диаметр колёс продолжает быть актуальным для двух довольно узких ниш — нижнего ценового сегмента и фэтбайков. Прямым же приемником 26” стали колёса диаметром 27.5”.


Многие велосипедисты со стажем весьма скептически отнеслись к данному размеру. Одни называют это чистой воды маркетингом, другие всё же соглашаются, что 27.5" едут лучше, а 26” после них как-то уже не то. На самом деле всё это очень субъективно и зависит от многих факторов: от физического состояния человека в конкретный момент, его навыка педалирования, веса райдера, веса велосипеда, ободов, покрышек, камер, давления в них и т.д. Если подходить с научной точки зрения, то бесспорно у 27,5” колёс, благодаря чуть большему диаметру, т.н. угол атаки меньше, чем у 26”. Это значит, что при встрече даже с незначительным препятствием, большее по диаметру колесо будет преодолевать его легче, нежели меньшее. По сравнению с 26” колесом, у 27.5” угол атаки меньше примерно на 4°. Ощутите ли вы эту разницу в реальности? Однозначного ответа дать не могу, поскольку всё очень индивидуально. Но, если вы решили купить новый велосипед хорошего уровня, то среди современных моделей 26” вы уже не встретите, большинство из них полностью перешли на 27.5”.


Не могу обойти стороной эту довольно интересную размерность колёс. Такие велосипеды можно отнести к новому классу полуфэтбайков. Всё же настоящий фэтбайк — аппарат весьма специфичный и ежедневное его использование выглядит довольно сомнительным. Не каждый готов потратить довольно внушительную сумму на велосипед, который будет использоваться несколько раз в году. 27.5”+ призван решить эту проблему и позволяет построить гораздо более универсальный байк для круглогодичного использования в различных условиях. Такие велосипеды подразумевают установку покрышек шириной 2.8-3.0”, что в результате даёт диаметр близкий к 29”x2.2”, но с весьма внушительной шириной. Если вас заинтересовали велосипеды такого формата, то я рекомендую обратить внимание на продукцию известный фирмы Marin, в частности на модель Pine Mountain.

29” (найнер, бигфут)


Просто поставьте рядом 26” и 29” колесо. Чтобы увидеть разницу вам не придётся напрягать зрение, она видна даже на большом расстоянии. В случае найнера угол атаки уменьшается ещё примерно на 2° по сравнению с 27.5”, а рядом с 26” это уже все 6°. На 29” колёсах передвигаться ощутимо комфортнее. Они лучше преодолевают различные препятствия, выбоины, ямки, соответственно и чувствуете вы их несколько слабее. Также 29” позволяют развивать и поддерживать более высокую скорость и требуют меньшего усилия для её поддержания. Найнер обладает большим клиренсом, т.е. кареточный узел находится выше, чем у велосипедов с меньшим диаметром колёс, что помогает преодолевать препятствия, например, поваленные деревца, высокие бордюры, камни и т.д. К недостаткам найнеров можно отнести то, что некоторым они не нравятся внешне, а также такие велосипеды не очень хорошо подходят людям с небольшим ростом. В общем-то и недостатками это особо не назовёшь. Что касается истории возникновения данного размера колёс, то многие думают, что они появились году в 2007-2008. На самом деле первые образцы 29” байков были выпущены задолго до этого, аж в самом начале 90х годов. Первые опытные модели изготовили известные мировые производители — Bianchi и Klein. Но тогда дело не задалось ввиду отсутствия поддержки производителей компонентов: вилок, покрышек и ободов. Так что их триумф был отодвинут на многие годы вперёд. Таким образом 29” также можно по праву считать классикой МТБ, хоть и не такой известной, как 26”.


Вам хочется разнообразия и новых ощущений? В таком случае “69” — это для вас! Нет-нет, не подумайте, я не говорю о какой-то пошлости. “69” означает 26”(сзади)+29”(спереди). Странное решение? Ну, немного да. Велосипед такой странной конфигурации одно время выпускала широко известная фирма Trek. Он так и назывался — Trek 69. В то время это был своего рода фрик среди велосипедов или франкенбайк (от Франкенштейн). Действительно, конфигурация весьма странная, особенно для того времени (год 2007-2008) на фоне классических XC байков. Только вдумайтесь: хардтейл, синглспид, массивная двухкоронная вилка, да ещё и колёса разные. Какой-то уродец, правда? Хотя мне нравится, я вообще люблю странные байки, с удовольствием себе заимел бы такой 🙂 Что касается реального смысла в одновременном использовании колёс разного диаметра, то я могу здесь усмотреть лишь то, что переднее 29” колесо обеспечивает лучшее прохождение препятствия на скорости, а заднее, меньшее, дополнительно «заваливает» геометрию байка назад и само по себе является более прочным. Ну и конечно же, внешний вид вне конкуренции 🙂 Правда вот возить с собой камеры двух размеров не очень удобно.

Так всё же, что выбрать, 26”, 27.5”(+), 29”?

Как мы уже с вами разобрались, на сегодняшний день велосипеды с 26” колёсами представлены лишь в самых бюджетных вариантах или среди фэтбайков. Если у вас уже есть велосипед на 26” колёсах и вы думаете его менять, то уж точно не стоит этого делать ради 27.5”. Не нужно бояться, что скоро из продажи исчезнут 26” покрышки, обода или камеры. Да, топовых моделей уже ждать не приходится, но если вы не гонетесь за весом или понтами, то катайтесь себе спокойно на том, что имеете. Если есть тяга к широким колёсам, но фэтбайк не устраивает, то можно посмотреть на 27.5”+, думаю, такие велосипеды вам наверняка понравятся. Ну а я могу рекомендовать велосипеды на 29” колёсах. По моему мнению данный размер является наиболее перспективным. Отличная проходимость, хороший накат, больший комфорт на неровностях, при этом широкий выбор покрышек, ободов, вилок, ну и, конечно же, самих велосипедов. Но вообще, главное, чтобы вам велосипед нравился, а 26”, 27.5”, 29”, да хоть 69 франкенбайк, — это уже не так важно!


Каждый год мы сталкиваемся с новыми велосипедными стандартами, цель которых улучшить управляемость байка, добавить стабильности и эффективности в экстремальных ситуациях. На сегодняшний момент для горных велосипедов доступны не менее 5 актуальных стандартов колес: 26, 27.5 (650B), 27.5 Plus и 29 дюймов, а также толстенные колеса 26 дюймов от фэтбайков. Каждый размер колес удобен для конкретных условий. Но как быть, если вы хотите максимально универсальный маунтинбайк, совместимый с несколькими стандартами?

Новые байки с колесами 27.5 Plus можно назвать по-настоящему универсальными. В зависимости от условий использования, вы можете укомплектовать велосипед как толстыми трейловыми колесами 27.5 х 2.8-3”, так и легким гоночным "вилсетом" (от англ. wheelset – комплект колес) 29”.

В линейке горных велосипедов SCOTT насчитывается 11 моделей с колесами 27.5 Plus: Scale и Spark для трейла и Genius для экстремальных трейлов и эндуро. Эти велосипеды легко конвертируются в гоночные марафонские байки установкой 29-дюмовых колес. Мы специально протестировали модель SCOTT Genius 720 Plus на совместимость с популярными 29 дюймовыми колесами и выяснили, что они отлично сочетаются друг с другом.



Колеса 27.5 Plus обеспечивают лучшее сцепление, больший комфорт, дают возможность кататься по снегу и песку, а 29-дюймовые имеют прекрасный гоночный накат и большую стабильность.

Стоит обратить внимание, что для стандарта Plus используются широкие оси стандарта Boost на переднем и заднем колесах. Если для обычных 27.5-29 дюймовых колес используются оси 100х15 и 142х12 мм (перед/зад), то для байков со знаком Plus это уже 110х15 и 148х12 мм (перед/зад). Новые рамы SCOTT Scale / Spark и Genius модельного ряда 2017 используют стандарт Boost по умолчанию. Для проверки совместимости мы взяли комплект “бустовских” 29-дюймовых колес шириной 2.35 дюйма с модели SCOTT Spark 945 (2017). Помимо универсальности, более широкие оси обеспечивают лучшую жесткость колес, а соответственно более эффективное прохождение поворотов и технических участков.

Вывод: хотите максимально универсальный горный велосипед, на котором можно будет катать трейлы, а также гонять кросс-кантри – обратите внимание на байки 27.5 Plus. Мы проверили: велосипеды SCOTT 27.5 Plus полностью совместимы с колесами 29 дюймов (шириной до 2.35”).

Фотогалерея

IMG_4619

Колеса на резине 29х2.35” немного выше, чем на резине 27.5х3.0”, но различия несущественны.

IMG_4620

Колеса на резине 29х2.35” немного выше, чем на резине 27.5х3.0”, но различия несущественны. В таком ракурсе разница чуть более заметнее.

IMG_4622

Genius 720 Plus на узких 29-дюймовых колесах с покрышками 2.35" напоминает Scott Spark для кросс-кантри и марафонов. Лишь при детальном изучении обращаешь внимание на широкую вилку и задний треугольник.

IMG_4624

Зазоры остаются достаточно большими: можно не бояться, что покрышка будет тереть о раму и вилку.

IMG_4625

Зазоры остаются достаточно большими: можно не бояться, что покрышка будет тереть о раму и вилку. При том, что мы проверяли на совместимость довольно высокопрофильные 29-дюймовые колеса шириной 2.35".

IMG_4627

Передняя вилка имеет более чем достаточный зазор.

IMG_4630

Разница в размере - незаметна, а в ширине - видна невооруженным глазом. Также и поведение байка: на разных колесах это будет два разных велосипеда - один трейловый, другой марафонец.

IMG_4631

Хотите максимально универсальный горный велосипед, на котором можно будет катать трейлы, а также гонять кросс-кантри – обратите внимание на байки 27.5 Plus.

Давно хотел написать об этом, но времени катастрофически не хватало. Однако, в данный момент суммарное время, потраченное на ответы на самый риторический вопрос последних лет явно перевешивает время, которое будет потрачено на написание дальнейшего текста.





Все написанное ниже исключительно субъектив, математические расчеты вы можете легко найти в сети. Например, Александр Ломакин, обладающий шикарной ногой и математическим образованием, в своей статье “Найнеры и физика: динамика разгона” приходит к следующим выводам:
“При разнице в весе передних колес порядка 11% (160г), задних колес – 8% (160г), а всего велосипеда – 7% (720г) получаем разницу в моментах инерции для переднего колеса 46,2%, а для заднего – 46,1%. При этом вращательная составляющая в формуле для вычисления работы увеличивается на 17,5%. Внушительно! Однако итоговый вклад более тяжелых и больших колес в работу будет гораздо меньшим в процентном отношении, в зависимости от веса велосипедиста. Подстановка численных значений показала, что для подсушенного велосипедиста весом 50кг величина работы по разгону на найнере увеличивается только на 1,6%, а для его более плотного коллеги весом 70кг – всего на 1,2%.”
То есть, чем крупнее тушка, тем меньше разницы. Про преимущества в геометрической проходимости найнера, думаю ничего никому рассказывать не надо. Найнер действительно намного лучше едет по неровной поверхности.


Найнер в идеальных для себя условиях
Байки
В этом году, видимо, только мы с Пашей не делали глобальный выбор 26 или 29, у нас было счастье выбирать локально, под каждую гонку. Мы получили уникальную возможность сравнить байки в практически одинаковой комплектации — Merida Big.Nine Team-D и Merida 0.Nine Team-D.
В моем случае байки отличались передним переключателем и системой — X.0 на Big.Nine и XX на 0.Nine. Колеса были практически идентичны по своему классу — ZTR Crest/Sapim CX Ray/DT 240 на 29-м и ZTR 355/Sapim CX Ray/DT 240. В остальном все одинаково-топовое с надписями XX и BlackBox на борту =)



На фото весенние комплектации, сейчас байки отличаются в некоторых деталях.

Посадка
На найнер я “садился” достаточно долго, проехав “MTB Beskidy Trofy” я осознал, что сижу слишком высоко и мне пришлось убрать на найнере продвинутую рулевую колонку от Acros Head Block, которая не давала манеткам доставать до верхней трубы рамы в случае падения. Отличная штука, но она добавляла более чем сантиметр по высоте. Сейчас многие производители рам озаботились такими фишками в различной реализации. Canyon и Pinarello решили, что проще сделать упоры на раме.
В моем случае установка плоской крышки рулевой и выноса с наклоном в 17 градусов, ставшим традиционным для найнеров, дала мне комфортную сбалансированную посадку.
Какое-то время на руле PRC Team Flat 660 стояли рога, но после ТрансАльпа я отказался от них, на столь широком руле они совершенно не нужны.
На 26-м байке все было стандартно, посадка на 0.Nine давно прикатана. На байке этого года стоял аналогичный руль PRC Team Flat 660, который был заменен на более привычный прошлогодний лоурайзер от FSA, упиленный до 640. Практика показала, что привыкнув к 660-ти миллиметрам трудно пересаживаться на 640, поэтому в следующем году на всех байках будут стоять плоские рули шириной 660 миллиметров и изгибов в 9 градусов.
Удивительно, но Big.Nine все время казался более жестким в каретке, чем его меньший собрат, мне кажется это из-за оси X12 сзади. На переднем колесе найнера и на обоих колесах 0.Nine стояли ThruBolt от DT. От экцентриков я отказался уже достаточно давно.
В середине сезона по счастливой случайности мне перепала тестовая рама Big.Nine от Merida Multivan Team. На ней не было даже защитных наклеек на нижней трубе переднего треугольника. Она весила около одного килограмма, на ней была наклеечка “Prototype”, а на традиционной штамповке вместо веса было написано “non ridable”, а заднее право перо было усилено несколькими слоями карбона.
Пересобрав байк на ней я не заметил никакой разницы в поведении, он просто стал немного легче и намного эксклюзивнее!



Несерийная рама в Чулково

Разгон
Да, найнер плавнее, для его разгона требуется чуть больше времени, но это компенсируется тем, что набранная скорость держится гораздо легче и это в некотором роде компенсирует больший вес колес. Причем, чем более неровная под колесами поверхность, тем большую экономию сил дает найнер.

Плавность хода и проходимость.
Найнер ощутимо плавнее, набранная скорость держится гораздо легче, а трясет заметно меньше. На всех неровных поверхностях у найнера есть преимущество в плавности движения. Также найнер намного легче едет по влажному мягкому грунту и траве.
Найнер требует гораздо меньшего внимания при работе стоя. Так как заднее колесо намного лучше цепляется за грунт ошибки в распределении веса между колесами при работе стоя не столь критичны. Думаю многим знакомо, как выбивает из ритма даже малейшее проскальзывание заднего колеса при езде в крутой торчок.

Управляемость
То, что “найнер управляется точно также как и 26-ой” это все сказки. Не так он управляется. Подобные заявления, мне кажется, связаны с тем, что со временем райдер привыкает к большим колесам и соответствующим образом меняет технику езды, хотя многое еще зависит и от геометрии рамы.
Найнер более устойчивый и задумчивый, он заставляет выбирать более плавные траектории, позволяющие сохранить скорость, пусть даже на существенно большей дуге. Переднее колесо у найнера мягче, чем у 26-го байка, но тут уж ничего не поделаешь, это физика. Посмотрим, может быть 15-мм ось добавит жесткости по сравнению с 9-мм DT ThruBolt.



Для ЛЧР я выбрал O.Nine

26-ой байк более резкий, маневренный, но им нужно уметь пользоваться, он требует большего внимания, но на определенных трассах, мне кажется он будет иметь преимущество.
Мне кажется в этом плане очень показательна победа Жульена Абсалона в этом году на 26-ом. Она была одержана на домашней прикатанной трассе, которую он может ехать с закрытыми глазами.
Общие ощущения и поведение в разных условиях
В целом, главная особенность езды на найнере — минимизировать потери скорости в поворотах. Плавность найнера подкупает, он прощает многие типичные ошибки и именно поэтому многие райдеры едут на нем быстрее.
Однако, нельзя сказать, что 26-ой байк во всем проигрывает своему большому брату. 26-ой может быть быстрее на гладких, выкатанных трассах с множеством поворотов и большим набором высоты на километр дистанции. Такие условия могут быть в Чулково или Орехово, но все будет зависеть от конкретной трассы. В Мичуринске, на мой взгляд 26-ой был предпочтительнее, так как там куча разворотов на 180 градусов, и есть пара секторов с мелкой техникой, а более менее значимых прогонов там нет.
В Пашиных условиях обитания таких трасс практически нет. На БРК2012, несмотря на рельеф найнер ехал намного лучше 26-го. Уральские трассы весьма каменисты и не выкатаны. Камни вообще плохо выкатываются.
Важная фишка найнера это возможность устанавливать менее злую резину. Maxxis Aspen на Big.Nine и Maxxis Aspen на 0.Nine это совершенно разный Aspen =)
Грязевой Maxxis Beaver, разработанный специально для найнеров так и не удалось попробовать, единственная требующая этой резины гонка в Обнинске прошла до того, как я получил Beaver в свои руки.


На традиционных для TransAlp грейдерах мы сочли наши Maxxis Ikon EXO перебором и часто мечтали об Maxxis Aspen EXO

Единственный тест
Задуманный изначально тест, со сменой байков на каждом кругу гонки кросс-кантри провести не удалось, однако удалось поучавствовать в парной эстафете в г. Радужный, где я каждый этап менял байк.
Четыре не очень длинных этапа, четыре раза отработать на все деньги и передать эстафету. Времена всех этапов оказались очень близки, какие-либо выводы делать сложно, нужно попробовать в следющем году все-таки провести тест в гонке со сменой байка на каждом круге =)
Туда-обратно
При регулярной смене 26 на 29 и обратно возникают забавные ощущения. При переходе на большее колесо сразу возникают мысли типа “ух… корабль”, а при переходе на меньше “блин, что это, почему переднее колесо так далеко и такая острая реакция на любое движение”. Время привыкания к байку — около часа. На найнере больше кайфа от скоростных открытых поворотов, на 26-ом доставляет удовольствие мелкая рулежка.


Широкий мокрый трейл какого-то байк-парка позволяет выбирать любые траектории

Следующий сезон
В следующем сезоне я решил отказаться от тренировочного 26-го байка и заменить его найнером. Однако, 0.Nine Team-D останется в конюшне для Элиминаторов и специфических трасс.
Мировой опыт
Из того, что особенно запомнилось, могу отметить статью одного зарубежного тренера, в которой он призывает к тому, что не стоит покупать найнер как первый байк. Нужно освоить базовую технику на 26-м и только потом, если очень хочется, переходить на большие колеса. Мне кажется это справедливым — 26-ой требует большего внимания и дает большее понимание о поведении байка на большой скорости.
На ТрансАльпе, полистав один из немецких журналов, посвященных ХС я наткнулся на большое сравнение размеров колес. Для марафонов там однозначно советовали 29, для ХС и ХСЕ 29/650б, для трейла и эндуро 650б/26, для ДХ 26.


UPD: Вот вэтом интервью Нино Шуртер говорит о том, что байк должен быть соразмерным и о том, что некоторым низкорослым и низкосидящим райдерам на найнере будет неуютно и прогнозирует переход части элитных бойцов а 650B. Не менее известный Хосе Антонио Хермида Рамос в данный момент обкатывает Merida 650B Proto, говорит что в карбоне это будет просто ракета и сильно прется, судя по его твиттеру.

У меня сложилось впечатление, что Хосе в этом сезоне когда колебался отдавал предпочтение 26-му байку, но лучшие его результаты были показаны именно на 29-м. Посмотрим как он поедет на 650B, в том же твиттере Хосе обещал помолодеть на 5-6 лет =)

В тоже время не самые высокорослые парни из Specialized говорят что для них существует только 29-й размер и они не видят смысла отказываться от его преимуществ. В ХС линейке их байков в сезоне 2013 самый дорогой 26-й байк это Хардрок. Все что выше — найнеры.


Рекомендации
Байк должен быть подходящим и удобным, но если есть деньги и место, то для райдеров средней полосы уместно иметь оба размера колес в арсенале, но скорее всего 29-й будет более частым выбором.
Найнер однозначно более предпочтителен для всего, что идет более двух часов, 26-ой держит навыки в тонусе и быстрее на некоторых трассах, если уметь им пользоваться.
Если вы лыжник или мультиспортсмен — найнер, просто найнер.
UPD: Как уже заметили в комментариях — лыжники с трудом осваивают технику езды на должном уровне, найнер прощает им кучу ошибок и позволяет в полной мере проявить свое здоровье. Яркий пример этого — Дима Зубков. Посмотрите на его результаты на марафонах в прошлом году на Orbea Alma и в этом году на Merida Big.Nine в кастомной комплектации. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что результат вырос только в марафонах =)
В статье использовались материалы Александра Ломакина (authorcommandos.blogspot

Да, в этой статье мы поднимем этот вопрос, причину бурных споров на форумах и холиваров. Какой выбор, в пользу какого размера колес, стоит сделать человеку открывшему дверь в мир MTB или просто решившему сменить свой старенький 26er, на что-то более современное, отвечающее возросшим потребностям и умениям владельца? Для начала разберемся, откуда вообще взялись эти размеры колес.

29 дюймов.

Колеса велосипеда 29 дюймов

Размер колес так называемых «найнеров» (от англ. «twenty nine» - «двадцать девять») пришел к нам из мира гибридных велосипедов или кроссовых (а к ним – от шоссейных) велосипедов. Диаметр обода у них всех один – 700 мм, вся разница только в ширине и повышенной прочности обода у найнеров. Ну а размер 29 дюймов достигается путем установки более широкой и высокой внедорожной покрышки.

27,5 дюйма.

Колеса велосипеда 27.5 дюймов

Размер колес 27,5” или 650B пришел в мир MTB из шоссейного велоспорта, а точнее, его детского отделения. Для юных гонщиков, которым взрослые 28 дюймов были великоваты, изготовили обода поменьше, диаметром не 700, а 650 мм. Затем этот стандарт перекочевал в MTB.

Какой размер колеса выбрать, 27,5 или 29 дюймов?

Точного ответа – какой лучше, а какой хуже, здесь дать нельзя. Все индивидуально и зависит от многих факторов, в том числе от уровня и стиля катания, антропометрических данных велосипедиста и т.п. Рассмотрим основные критерии выбора.

Сравнение диаметра колес 27.5 и 29 дюймов

Рост велосипедиста

Самым важным критерием, на наш взгляд, является рост велосипедиста. В последнее время многие производители перешли на так называемую систему Size Split, при которой от размера рамы зависит и размер колеса – рамы от 14 до 18 дюймов имеют колеса 27,5, а рамы от 17 до 23 – 29 дюймов. Таким образом, исходя из этого принципа, если ваш рост не больше 175 см – то вам следует обратить внимание на байк с колесами 27,5 дюймов, но и не упускать из виду 17 раму найнера. Ну а если ваш рост 180 и более – то однозначно советуем 29-е колеса!

Маневренность велосипеда

29-е колеса обладают меньшей маневренностью, чем 27,5-дюймовые. Если вы до покупки найнера катались на 26-х колесах, то нужно будет привыкнуть к необычному для вас поведению больших колес. Некоторые производители велосипедов для компенсации этого эффекта ставят на найнеры рули чуть длиннее, чем на велосипеды с 27,5 колесами – это очевидно, ведь большему колесу, которое при вращении обладает большим гироскопическим эффектом, требуется больший рычаг для поворота. Колеса 27,5 дюймов лишены этого недостатка и по показателям приближены к старому 26” стандарту.

Угол атаки колеса.

Это угол, который образуется при наезде колеса на препятствие. Разницу в угле видно на картинке ниже.

У 29 колес здесь пальма первенства – угол меньше, соответственно, колесо не сильно сбросит скорость, проходя через препятствие и сам проход будет комфортнее для велосипедиста. А вот 27,5 колеса заметно снизят скорость, вплоть до остановки, если угол атаки окажется очень большим. Тоже самое касается и ямок и выбоин – там где найнер проедет комфортно и не снижая скорость, 27,5 колеса могут критически потерять сцепление с поверхностью или что называется «воткнуться» и полностью остановится!

Ускорение и накат.

27,5 колеса разгоняются быстрее, чем 29, это факт. Если вам нужно резко оторваться на старте – то 27,5 вам в этом помогут, найнер же придется «раскручивать» немного больше времени. Но при достижении определенной скорости, все-таки 29-е колеса катят дольше и это особенно заметно на больших дистанциях.

Площадь контакта колеса велосипеда с поверхностью.

При прохождении сложных трасс и маршрутов, сцепление покрышки с поверхностью очень много значит. И если отбросить компаунд и рисунок протектора, а взять в расчет только диаметр, то мы получим следующую картину.

Площадь контакта колеса велосипеда

Как видно на рисунке, большее пятно контакта имеет колесо найнера, соответственно, устойчивость и сцепление лучше, чем у 26 и 27,5. Это имеет большое значение при езде по пересеченной местности, лесным тропинкам, изобилующим корнями и камешками – в таких условиях меньше шансов , что покрышка соскочит с очередного мокрого корешка, а также повышается курсовая устойчивость велосипеда.

Надеемся, что данная статья поможет вам понять, какой велосипед вам лучше подойдет. У каждого размера колес есть свои преимущества, нельзя сказать, что одно лучше другого. Для разных потребностей и нужны разные диаметры колес. Наши покупатели всегда могут получить квалифицированную помощь в вопросе выбора 27,5” или 29” в нашем магазине «Mighty-Sport». Наши продавцы-консультанты регулярно участвуют в тестировании велосипедов и в соревнованиях и потому могут рассказать вам все о том или ином размере колес!

Читайте также: