Можно ли пройти техосмотр летом на зимней резине в беларуси

Опубликовано: 16.05.2024


В 2003 году в Беларуси было всего четыре диагностические станции, а процедура техосмотра проходила без применения технических средств диагностирования. Сегодня же в республике гостехосмотр проводят 212 диагностических станций, из которых 34 находятся в Минске. Мобильные диагностические станции обслуживают 34 района.

- К техосмотру надо готовиться. Автовладелец может хотя бы визуально оценить состояние автомобиля перед техосмотром: все ли внешние световые приборы работают, исправна ли «аварийка», - отметил Александр Сапроненко. – Проверить, укомплектован ли автомобиль аптечкой, знаком аварийной остановки, огнетушителем.

- Есть ли очереди на прохождение техосмотра? И сколько по времени занимает техосмотр? Могилев

- Очередей сейчас нет. Мы равномерно распределили потоки по всем месяцам, сеть диагностических станций в республике хорошо развита. Тем более, что уже три года действует предварительная запись.

Что же касается времени, затрачиваемого на прохождение техосмотра, то здесь все зависит от организации работы персонала диагностической станции и типа транспортного средства. Обычно у автовладельца все процедуры техосмотра занимают от получаса до часа.

- Важно ли проходить техосмотр в том районе, где прописан? Алексей, Жлобин

- Нет, вовсе не необязательно. В республике техосмотр проводится на диагностических станциях независимо от места регистрации транспортного средства и прописки автовладельца.

- ГИБДД России стала бороться с водителями, использующими в автомобильных фарах ксеноновые лампы. За это могут лишить водительских прав на срок от 6 до 12 месяцев. А как у нас? Александр, Минск

- При техосмотре используется понятие соответствие конструкции транспортного средства установленным техническим требованиям. Если эти требования выполняются, то у автовладельца не будет никаких проблем.

- В плохую погоду сложно доехать до станции техосмотра на чистом авто. Что мне делать, смогу ли я без проблем все пройти? Алена, Гродно

- Если автомобиль был вымыт недавно, то он будет более или менее чистым, и проблем с прохождением техосмотра не должно возникнуть. Дело в том, что работники диагностических станций под чистотой автомобиля понимают не отсутствие на нем каких-либо загрязнений. Просто работники стараются поддерживать чистоту и порядок на диагностической станции. Это их право. Кому приятно работать в грязи? При этом ведется не борьба за чистоту автомобиля, а борьба за достойные условия труда.

- Последний раз проходила техосмотр 11 ноября 2008 года. Машина 2005 года выпуска. Скажите, должна ли я пройти техосмотр строго до 11 ноября и ни днем позже? Марина, Минский район

- Срок истечения действия гостехосмотра определяется последним днем месяца, который отмечен в сертификате. В данном случае техосмотр необходимо пройти до 30 ноября.

- Купил недавно машину. На ней установлены дополнительные ксеноновые фары. Смогу ли я без проблем пройти техосмотр? Андрей Федоренко, Минск

- Если установлены дополнительные ксеноновые фары, то нужно знать, о каких дополнительных фарах идет речь. Согласно ПДД, у нас можно устанавливать пару противотуманных фар, если они не были предусмотрены конструкцией. Ксеноновые источники света в них можно устанавливать при наличии на фарах соответствующей маркировки.

- Машину загоняешь на станцию ТО. Там у нее проверяют стояночный тормоз на стенде и при этом устанавливают высокую скорость вращения роликов. Правильно ли это делается? Ведь такой тормоз должен работать только на стоянке, а не на ходу? Так это ли нет? Иван Сидорович. Осиповичи

- Метод поверки стояночной тормозной системы на роликовом тормозном стенде предусмотрен как стандартами Республики Беларусь, так и международными европейскими стандартами. Скорость вращения роликов при проверке около 3- 4 км в час. Т.е. динамика торможения, которая может повредить тормозным механизмам транспортного средства, при этом не достигается.

Скорость вращения роликов тормозного стенда изменению не подлежит. Она задается характеристикой завода-изготовителя и того электродвигателя, который раскручивает эти ролики.

Тонировка и аэрография - под запретом

- Допускается ли тонировка при прохождении техосмотра? Валерий, Гомель

- В соответствии с п. 194.12. ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортных средств, стекла которого имеют степень светопропускания менее:

75 процентов – для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства);

70 процентов – для передних боковых стекол;

70 процентов – для других стекол, если на них не нанесена организацией заводом-изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V – VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».

Проще говоря, сейчас допускается только тот внешний вид и характеристики автомобильных стекол, которые были предусмотрены заводом-изготовителем.

- Обязательно ли на авто должна быть зимняя резина при прохождении техосмотра зимой? Марьина Горка

- Согласно правилам дорожного движения в Республике Беларусь, рекомендуется использование зимней резины. Техосмотр регулирует вопросы безопасности дорожного движения в общем плане и не зависит от сезона.

Наша основная задача заключается в проверке обязательных требований, таких как соответствие рисунка протектора резины, его глубины и т.д. У нас нет правовых оснований требовать от автовладельцев применения зимней резины.

- Допускается ли в Беларуси аэрография на автомобилях? Можно ли с ней пройти техосмотр? Анатолий, Гродненская область

- По действующим ПДД не допускается к участию транспортное средство, имеющее внешне видимые наклейки и изображения. Кроме исключений, в состав которых аэрография не входит. Машин с аэрографией в Беларуси очень мало. Если таковые есть, то они ездят, не проходя техосмотр.

- На ветровом стекле машины из правого угла со стороны пассажира трещина сантиметров 30. Дворник только чуть-чуть задевает эту трещину. Могу ли я пройти техосмотр? Юлия, Минск

- Если трещина находится в зоне очистки стеклоочистителем со стороны пассажира, то, согласно ПДД, участие в движение такого транспортного средства не запрещено. И никаких проблем при прохождении техосмотра не будет.

- Со временем стирается краска на номерном знаке, и он плохо читается. Если я сама его подкрашу, то это будет считать подделкой регистрационных знаков или нет? Валерия, Минск

- Вы можете самостоятельно аккуратно подкрасить цифры на регистрационном знаке краской соответствующего цвета. Подделкой это не будет считаться.

- Могу ли я пройти ТО вместо моей мамы (авто зарегистрировано на нее)? Нужны ли для этого какие-то особые документы, доверенности, или необходимо ее личное присутствие? Мария, Минск

- Для прохождения техосмотра вам необходимо иметь при себе ваше водительское удостоверение и вашу медицинскую справку, а также документы на данное транспортное средство: свидетельство регистрации на транспортное средство, талон, сертификат о прохождении гостехосмотра, полис обязательного страхования гражданской ответственности. Присутствие владельца автомобиля вовсе не обязательно.

- Заметила, на некоторых диагностических станциях ведется видеонаблюдение. Виктория, Минск

- Сегодня по республике порядка 40 диагностических станций оснащено системой видеонаблюдения. Это сделано для того, чтобы было проще разбирать конфликтные ситуации между работниками станций и автовладельцами. Также система видеонаблюдения позволяет дисциплинировать персонал станций.

- Скажите, обязательно ли в автомобиле должен быть светоотражающий жилет? Валерий, Гомель

- Требований по обязательному наличию его в транспортном средстве нет.

Самодеятельность не пройдет!

- Проходил техосмотр. По завершении процедуры меня заставили снять самодельный дополнительный светозащитный экран с фар. Правомерно ли это? Николай Иванович

- Вопрос соответствия фар и всех внешних световых приборов транспортного средства жестко регулируется конструкцией завода-изготовителя и нормативными правовыми актами. Поэтому установка каких-то дополнительных элементов и вмешательство в работу световых приборов делается только по разрешению соответствующих уполномоченных организаций.

- Если я прохожу техосмотр зимой, должна ли я представить запасное колесо с зимней резиной? Дарья, Минск

- Такого жесткого требования у нас нет. Многие легковые автомобили комплектуются запасными шинами временного пользования уменьшенного размера, а в некоторых вообще отсутствуют места для размещения запасного колеса.

- Скажите, есть ли принципиальная разница между отечественной и импортной аптечками? Роман, Минск

- Согласно ПДД перечень препаратов, которые должны быть в аптечке, определяется Минздравом Республики Беларусь. Поэтому, если ваша аптечка укомплектована в соответствии с этим перечнем, изготовитель аптечки роли не играет.

Во-первых, следует обратить внимание на строгое использование утвержденных производителем дисков и шин. Если раньше можно было увеличить за счет этого клиренс или придать автомобилю более спортивный вид, то сейчас подобные новшества - прямой путь к отказу в прохождении техосмотра. Сверьтесь с табличкой на стойке кузова с внутренней стороны двери: там указана допустимая размерность.

Второй пункт - это наличие грыж и повреждений корда. Эти дефекты не позволяют шинам должным образом удерживать давление, пишет aifЕсли давление упадет - снизится управляемость, а это уже вопрос безопасности дорожного движения.

Сюда же можно отнести шины с поврежденными краями. Это случается, когда колесо влетает в яму на высокой скорости, а вылетает уже без части резины, ободравшейся об острые края асфальта. Даже если такое колесо, с точки зрения автовладельца, нормально себя ведет на дороге и держит давление, перед прохождением техосмотра его придется заменить. Ремонт порезов с помощью вулканизации - тоже не вариант.

Следующий момент касается старых колес. Даже если покрышки не сильно изношены, протектор нормально сохранился, но поставили их на автомобиль более 5-7 лет назад, с техосмотром будут проблемы. Со временем любая резина теряет свои свойства, пропадает сцепление с поверхностью дороги. Новые шины - это вопрос безопасности. Возраст покрышки можно определить по маркировке, выбитой сбоку. Поэтому ввести в заблуждение специалистов пунктов ТО не получится.

Любые нарушения в креплениях колес - это повод отказать в техосмотре. Важно обратить внимание не только на наличие или отсутствие болтов и гаек, но и на их соответствие форме и размерности.

И последний пункт - это сезонность колес. Зимой диагностическая карта не светит автовладельцу с летними шинами, летом - с зимними. На одной оси у колес должны совпадать модель и размер, а также рисунок протектора. Колеса должны выдерживать ту максимальную скорость, на которую способен данный автомобиль.

Шины

«Это требование Правил дорожного движения введено достаточно недавно, оно работает и обеспечивает эффективность и снижение дорожно-транспортного травматизма в зимний период. Поэтому пока не планируется менять сроки, то есть это будет с 1 декабря по 1 марта – календарная зима. В текущем году ноябрь был достаточно теплым. Думаю, что было бы много нареканий, если бы людей заставляли «переобуваться», – сказала Анна Банадык, отвечая на вопрос о возможном переносе сроков. К примеру, в соседней Литве зимние шины обязательны с 1 ноября.

По словам старшего инспектора по особым поручениям отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД Вадима Филончика, сроки могут быть сдвинуты, если будет зафиксирован значительный рост ДТП. Он также ответил на вопрос о том, будут ли запрещены к использованию всесезонные шины с маркировкой M+S: «Зимние шины отличаются составом материала, то есть зимняя шина всегда мягче. Это связано с тем, что при низких температурах она не должна становиться твердой – ведь тем самым снижается коэффициент сцепления. Поэтому, когда пишут маркировку M+S, это касается не только протектора, но и состава материала, из которого производится шина».

«При любом введении требований стоит анализ. Как применение маркировки M+S, так и сроки обязательного применения указанных зимних шин нами будут анализироваться, – добавил Вадим Филончик. – В случае, если мы увидим, что в ноябре будет отмечаться рост дорожно-транспортных происшествий, пусть даже с материальным ущербом, конечно, будем рассматривать вопрос о сдвижении сроков. Пока тенденций не наблюдаем».

Как сообщалось, ГАИ рекомендует автовладельцам не дожидаться 1 декабря и уже переобувать автомобили в зимние шины. С 1 декабря по 1 марта за участие в дорожном движении транспорта без зимних шин предусмотрена административная ответственность – предупреждение или штраф до 0,5 базовой величины (1 БВ – Br25,5). Также запрещен выезд на дорогу машин с изношенным протектором, высота рисунка которого составляет менее 4 мм. Такое нарушение влечет предупреждение или штраф в размере до 1 БВ. Повторное в течение года игнорирование данного требования законодательства может привести к штрафу от 2 до 5 БВ.

Госавтоинспекция с 27 ноября по 4 декабря проведет республиканскую профилактическую акцию «Лучший тюнинг для машин – установка зимних шин». Она проводится для профилактики зимних ДТП и пропаганды использования зимних шин.

Во время акции 29 ноября пройдет единый день безопасности дорожного движения, посвященный теме подготовки машин к эксплуатации зимой. Будет организована широкая информационно-разъяснительная работа в СМИ и среди автовладельцев. Сотрудники ГАИ посетят трудовые коллективы, где напомнят о необходимости с 1 декабря использовать зимние шины, о правилах безопасного участия в дорожном движении зимой. А с первого дня календарной зимы инспекторы ДПС проведут рейды – проверят, как водители подготовили свои автомобили к эксплуатации.

После внесения новых уточнений в ПДД у водителей возникло большое количество вопросов. Наибольший интерес у автомобилистов вызвало обязательное использование зимних покрышек с 16 января следующего года. Подойдет ли «всесезонка» или же обязательна только «зима»? Начальство ГАИ Гродненской области ответило на этот вопрос в эфире одной из радиостанций, сообщает AutoGrodno. Гостями программы «Встречная полоса» на «Радио Гродно» стали сразу три начальника: Сергей Валерьевич Талатай (начальник ГАИ Гродно), Войтешко Александр Юрьевич (заместитель начальника ГАИ Гродно) и Андрей Валентинович Игнатович (зам. начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Гродненской области). В прямом эфире слушатели задавали важные вопросы, касающиеся техосмотра и допуска к дорожному движению. Одним из самых популярных стал вопрос, касающийся использования зимней резины. — Можно ли сейчас проходить техосмотр на летней резине? — В настоящий момент требование об обязательном использовании зимней резины еще не вступило в действие, поэтому при прохождении техосмотра таких ограничений пока нет. — Будет ли сейчас ГАИ что-то применять по отношению ко всем тем, кто скользит на летней резине по дорогам? — До вступления в законную силу указа мы будем рекомендовать использовать зимние шины. Но поймите, не нужно переобувать автомобиль ради ГАИ, это надо делать для личной безопасности. При таких низких температурах у летней резины значительно ухудшаются свойства, увеличивается тормозной путь, проще оказаться в боковом заносе. Уже с 16 января использование летней резины будет нарушением, и за это будет предусмотрен штраф в размере 2 БВ (300 000 рублей). — Можно ли будет зимой после 16 января ездить на всесезонной резине? — В новом указе четко прописано, на какой именно резине можно ездить зимой. Так вот, если на шине указана одна из аббревиатур: M+S, M & S, M S, M.S., пика с тремя снежинками либо All Seasons, то ее использование зимой допускается. — Как вы относитесь к всесезонным шинам? — Конечно, лучше использовать зимой именно зимнюю резину. Ведь если вещь выполняет сразу несколько функций, то их качество начинает страдать. — Можно ли проходить техосмотр на зимней шипованной резине? — Производители диагностирующего оборудования не рекомендуют проходить техосмотр на шипованной резине на тех стендах, ролики которых имеют покрытие, имитирующее асфальт. Не на всех станциях есть оборудование с таким покрытием. Есть и станции с роликами с металлическим покрытием, где можно пройти техосмотр на шипованной резине. Единственное, нужно понимать, что после проведения испытаний не все шипы на резине могут уцелеть и показатели эффективности тормозной системы будут отличаться.

Читайте по теме:

  • 8977 10 Теперь штраф больше: ГАИ будет наказывать за не включенные фары с 25 мая
  • 3349 0 Акция "Внимание - дети!" стартует в Беларуси 25 мая. Движение только с включенным светом фар
  • 9041 4 Уголовное наказание за езду без прав. Депутаты приняли закон, закрепляющий норму
  • 7086 4 В полночь в центре Гродно сбили пьяного пешехода
  • 13570 5 Очереди на оформление авто в ГАИ исчезнут? Гродненская госавтоинспекция объявила о важных изменениях
  • 17838 3 В Гродно случилось два ДТП, в которых виновными признали пассажиров. Как это возможно?

Комментарии: 27

  • 605 3

«Со своей стороны государство максимально защищает интересы простых граждан в складывающихся мировых экономических условиях», — говорится в ответе.

  • 1131 6

Александр Бабкин, будучи в нетрезвом состоянии, позвонил в «102» и «негативно высказался в адрес президента, тем самым подорвав его авторитет». Мужчину взяли под стражу сразу в зале суда.

  • 613 0

Сумму почти 390 тысяч рублей долга оставил после себя предыдущий руководитель клуба. Новой администрации «Городничанки» понадобилось почти пять лет, чтобы ликвидировать эту задолженность и накопленную.

  • 794 3

— Мы сейчас находимся в принципиально новой стадии, — сказал Владимир Семашко. — Многое уже сделано в социальном плане, в экономике, в обороне и так далее.

  • 326 0

Футболисты минского «Динамо» обыграли «Неман» со счетом 2:1 в последнем матче 14-го тура чемпионата Беларуси.

  • 285 0

10 июня первый энергоблок БелАЭС был введен в промышленную эксплуатацию. Физический пуск первого энергоблока станции состоялся в августе 2020 года.

  • 1098 0

Женщина расстелила покрывало, а перед тем, как пойти купаться, положила телефон, сверху накрыв его майкой. После выхода из воды ее ждал неприятный сюрприз.

1 марта 2021 года вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления ОСАГО. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а под постановление с продлением диагностической карты на полгода такие автомобили не попали.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Как выбрать квартиру

Как было раньше

Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль старше 4 лет. Нет действующей диагностической карты — значит, страховые компании имеют право отказать в продаже полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.

Для автомобилей старше 4 лет техосмотр проводится раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовики, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.

Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.

А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.

С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за неисправного рулевого управления или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.

Что изменилось с 1 марта

Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.

Обращаться за проведением техосмотра водитель может в любой пункт ТО: регион регистрации автомобиля и регистрация водителя по месту жительства никакой роли не играют. Кроме самого автомобиля понадобится гражданский паспорт и один из документов на автомобиль: ПТС, СТС или другой документ, идентифицирующий транспортное средство, например технический паспорт, выданный во времена СССР.

Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.

Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.

Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.

Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.

А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.

Полный перечень изменений в правилах техосмотра

Как было Как стало
Нужно было предъявить оператору общегражданский паспорт, ПТС или СТС Кроме ПТС или СТС можно предъявить любой другой документ, идентифицирующий транспортное средство
При отказе владельца машины от оплаты техосмотра оператор никуда не вносил данные При отказе от оплаты данные об автомобиле и его владельце все равно вносятся в информационную систему
Конкретное место, где производится ТО, в законе не указывалось. Эта лазейка позволяла законно работать пунктам техосмотра без диагностической линии ТО проводится только в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, сведения о них внесены в реестр операторов технического осмотра
Упоминания о передвижных диагностических линиях в законе не было Для тех населенных пунктов, где нет пунктов ТО, могут организовываться передвижные диагностические линии. Порядок их использования устанавливает правительство РФ
На повторный техосмотр отводилось 20 дней, потом проверяли только показатели, которые не соответствовали обязательным требованиям безопасности Срок в 20 дней сохранился. Но если приехать на повторный техосмотр к другому оператору, проводить его придется в полном объеме
Диагностическая карта могла быть заверена подписью технического эксперта, проводившего проверку состояния автомобиля Диагностическая карта подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование
Диагностическая карта составлялась в письменной форме в двух экземплярах и в форме электронного документа. Один из письменных экземпляров выдавался владельцу транспортного средства, другой хранился у оператора технического осмотра Бумажный экземпляр с рукописными подписями не нужен. Диагностическая карта оформляется только в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра
Бумажный экземпляр хранился у оператора ТО не менее трех лет, электронный направлялся в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра и хранился в ней не менее пяти лет Бумажный экземпляр хранить необязательно, его вообще может не быть. Электронная диагностическая карта хранится в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра не менее пяти лет
Один из письменных экземпляров выдавался владельцу автомобиля в обязательном порядке Бумажная версия выдается только по желанию владельца
Диагностическая карта была документом строгой отчетности Карта теперь существует в формате электронного образа. Сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, имеют приоритет перед бумажной версией
Порядок аннулирования диагностической карты прописан не был Законом устанавливается порядок аннулирования диагностической карты

За что могут аннулировать карту

Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.

Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:

  1. Если техосмотр автомобиля не проводили вообще, а диагностическую карту выдали.
  2. Если при ТО выявили несоответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности, но при этом у автомобиля есть действующая диагностическая карта — например выданная ранее.

В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.

Оператора техосмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями, могут привлечь к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ. В нее с 1 марта 2021 года тоже внесли изменения. За оформление диагностической карты на автомобиль без проведения техосмотра или если на самом деле у автомобиля были неисправности, препятствующие эксплуатации, на работников ТО может быть наложен штраф в 5—10 тысяч рублей, на должностных лиц — 30—50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200—300 тысяч рублей. Такие же санкции предусмотрены, если фактически техосмотра не было, а в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра передали сведения о том, что он был проведен. За повторное нарушение могут отобрать аккредитацию и выписать штраф до 500 000 Р .

Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.

Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Передние стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Что с этим делать

Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.

А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.

Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.

Читайте также: