Можно ли прострелить колеса у бтр

Опубликовано: 11.05.2024

Стойкость колёс которых часто всего 4 очень не велика и несколько пробитий всего одного колеса не самыми продвинутыми пулями превратит машину в ДОТ. А хочется сидеть (нет конечно же ехать) в машине подвижность которой под любым обстрелом как и основной бронекорпус не подведёт.

Конечно есть системы защиты колёс от взрывов и от пуль. Широко известно само понятие «пулестойкие шины». Столь же широко известно что стойкость их сильно ниже чем средства поражения располагаемых в арсенале. Снайпер, или мина, или АГС оставит на месте любую машину, как и множество машин: для уничтожения обездвиженных целей. Если класс машины высок то её корпус и стёкла выдержат большую часть средств поражения доступных вообще всем армиям всех стран мира. И по прежнему снаряд обратит в решето колёса БТР, а автоматный огонь сожжёт сотни и тысячи конвойных грузовиков в локальных войнах, даже если их кабины были усилены, даже если это не гражданские, а специальные боевые машины. Ну не бывает колёс прочнее стального корпуса, который будучи стальным такие калибры как 12,7 мм ох как не любит. В мире подобных пулемётов несчётные тысячи как и прочего.

Уже не так широко известны колёса скрытые за стальными преградами. Причина элементарна, такой щит при ударе о грунт немедленно отрывает на не самых высоких скоростях. А если и нет, то камни застрянут, или грязь смёрзнется намертво (без кавычек). Причин в сущности много почему весь мир ездит так как на первом снимке.

Как решить задачу роста защиты колеса до равной и большей чем корпус (средства поражения тоже не бесконечны и иссякают в своих действительных возможностях). Решение даётся всё таки не моментально.

Остаётся объединить свободу движения и сплошной жёсткий каркас, не менее и даже более устойчивый к обстрелу чем бронекорпус. Но как?. Из разрекламированных в России можно взять Тайфун (сугубо для примера), грузовик с сплошной стальной коробкой помимо колёс.

    можно прилепить сбоку прям на колесо ещё слой «пулестойкой резины».

потом добавить её же, но как фальшборт (как на танках) с опорой на корпус и не забыв для рулевого колеса сохранить опору на ось чтобы поворачивалось.

добавить всё тоже для рабочей поверхности колеса.

Однако можно на пункт под номером 4 добавить броневую сталь (для особых машин можно и более устойчивые варианты типа СТБ и прочих более прочных, но более дорогих, и при меньшем весе). И заставить эту сталь свободно гнуться. Для чего нормальная броня вешается на фальшборт из резины в нарезанном на кусочки виде. Чётные с одной стороны, нечётные с противоположной. Можно представить носовой платок весь обшитый пусть и с 1 стороны пуговицами — очевидно он станет трудно прокалываемым и столь же очевидно что такой платок свободно мнётся под нажимом с любой стороны в любую сторону. В принципе это уже вариант защиты колёс эффективной бронёй с любой стороны без каких либо потерь в подвижности, ремонтопригодности (и колеса, и защиты). Без тяжких проблем при суточных перепадах температур вокруг нуля, Без потерь защиты при движении по сложно пересечённой местности любого ландшафта.

Теоретическая часть позволяет составить множество принципиально отличных от описанного стального, но резинового бронирования с стойкостью колёс хоть в разы большей чем у БТР или бронеавтомобиля собственно прочный корпус, тем более комплекса ПВО и спецмашин для спецопераций или конвоирования стратегических элементов безопасности страны в целом. Конечно такую тяжёлую защиту в мирное время можно снимать.

Каждый попавший под обстрел хочет иметь все 4 колеса, не 3 и не 2 и не 3,5. Зачем нательный бронежилет если машина встала, и из средства защиты от шальной пули обратилась в идеальную мечту гранатомётчика. Естественно что при наличии финансов вес защиты на колесо может составлять вес не намного больший чем личная броня солдата (менее 10 кг для сопоставимой площади). Грузоподъёмность чистая же у машины часто более чем 2 и даже 8 тонн. Да и цена машин артиллерии, ПВО и конечно машин для эвакуации раненых с передовой (в России такие есть, они и низкие, и на колёсах, и защищают от многих факторов поражения), цена таких машин громадна, известны варианты с ценой в десятки миллионов.

Известны и множество «лёгких» колёсных машин которые в разы дешевле в эксплуатации чем не убиваемые в бою гусеничные коллеги (ходовая сельского трактора бессмертна в сравнении с ходовой боевого колёсного танка). Описанный патент предлагает их колёсам защиту равную и более прочную чем основной бронекорпус, без утраты подвижности.

Джон Данлоп начал выпускать первые пневматические шины для велосипедов в 1889 году, а первые надувные шины на автомобилях появились в 1895 году благодаря Эдуарду Мишлену. Пневматические шины стали массовыми и вытеснили монолитные лишь во второй четверти ХХ века. До этого преобладали колеса из сплошного слоя каучука, а затем из гусматика — разновидности монолитной шины, но с эластичным внутренним слоем из пористой резины, заменявшим воздух.

В военной технике эти шины задержались еще дольше — гвоздь и пуля не причиняли им вреда, и подобные колеса широко использовались в боевых машинах Первой и Второй мировых войн. К слову, гусматики применяются и по сей день, но только уже не на армейских машинах, а на вполне мирных — в основном на тихоходной специальной технике типа складских погрузчиков или тракторов.


Встречаются и раритеты. Например, в музее студии «Мосфильм» стоит исправный и пребывающий на ходу немецкий грузовик «Магирус» выпуска 1912 года, родные каучуковые колеса которого сохранились в рабочем состоянии и по сей день — на них во время съемок старичок-грузовичок порой вытаскивает из грязи застрявшие современные автомобили!

Ну, а теперь от старины к современным «непробиваемым колесам».

«Колесо в колесе»

Наиболее простая и очевидная технология, с помощью которой можно продолжать движение на шине, из которой по какой-то причине вышел воздух, — это внутренняя жесткая вставка в виде толстого кольца между колесным диском и покрышкой. Такая технология появилась достаточно давно и используется до сих пор, поскольку относительно проста и недорога.

Специальное кольцо из плотного стекловолокна или иного прочного и легкого пластика устанавливается на диск в виде двух разъемных половин, после чего сверху монтируется обычная резиновая покрышка. Система вполне надежна, и позволяет уехать даже с простреленным колесом из опасной зоны, сохранив управляемость на ходу.

Однако площадь контакта с дорогой у такого колеса в проколотом состоянии все же становится меньше, и на высокой скорости рулить машиной становится непросто и опасно. Плюс выше масса, выше требования к балансировке и сложнее монтаж покрышки. По этим причинам применяются такие колеса в основном на специальных автомобилях для охраняемых персон, которые управляются подготовленными водителями-асами.

Под давлением и без

Развитие шинной промышленности и химических технологий позволили перейти в сфере защиты колес на качественно новый уровень — не защищать обычные шины дополнительными средствами, а интегрировать систему безопасности непосредственно в покрышку! Благодаря этому не боящиеся потери давления колеса перешли из класса бронированных VIP-авто и полицейско-военных машин в мир гражданских автомобилей.


Технология имеет общее условное название «Run Flat» и применяется различными производителями шин — с незначительными отличиями. Такие колеса поставляются на конвейеры известных автобрендов и продаются в розницу для любой машины.

При этом суть технологии в общем и целом проста. Покрышка Run Flat обладает особыми толстыми и жесткими боковинами, которые при потере давления воздуха сохраняют форму профиля, не слетая с колеса даже при боковых нагрузках на поворотах и позволяя проехать достаточно большое расстояние на умеренной скорости. При этом внешне и внутренне колесо ничем не отличается от обычного. К недостаткам системы Run Flat стоит отнести излишнюю жесткость колеса, делающую езду на машине менее комфортной и более шумной. Это плата за резерв прочности.

Химия внутри

Еще один способ защитить колесо от шипов и пуль — добавить внутрь особый химический состав, который при проколе начинает выходить наружу и полимеризоваться, затыкая отверстие. Смесей таких придумано множество, они разной степени эффективности. Одна из них, разработанная отечественным Научно-исследовательским институтом шинной промышленности, использовалась в том числе в президентском гараже особого назначения. Колеса, не боящиеся проколов и попадания пули, делались для этого гаража с 80-х годов до начала 2000-х на опытном заводе при Научно-исследовательском институте. Покрышка называлась И-287 «Гранит» и выпускалась в размерности 15 и 16 дюймов для правительственных ЗИЛ-41047. В продажу частным лицам эти шины не попадали.

В основе технологии была так называемая гермокомпозиция на основе олигомеров — вязкий густой состав, который наносился на внутреннюю поверхность шины. При повреждении покрышки гермокомпозицию выдавливало наружу, и она затыкала отверстие.

Диаметр дыры, с которой можно было передвигаться без потери давления, составлял 11,5 мм и был рассчитан на попадание пули! При этом после затягивания отверстия состав сохранял свою работоспособность для следующих повреждений.

«Назад в будущее»

Ну, и поскольку, как известно, технологии нередко развиваются «по спирали», эволюция, пройдя эпоху хитроумных средств сохранения давления в пневматической покрышке… пришла опять к безвоздушной шине, с которой (пусть и в ином виде) все и начиналось когда-то!

Современные технологии позволили сделать такую шину уже не только для армейских бронированных машин, но и для вполне гражданских внедорожников и квадроциклов.

Безвоздушные шины разрабатывают параллельно разные компании по всему миру, и их можно встретить под названиями Terrain Armor, Airless Resilient NPT, X Tweel SSL и другими. Инновационные колеса в общем виде представляют собой пространственную сотовую конструкцию из особого полимера, прочного и эластичного. Он выполняет амортизирующую функцию за счет собственной упругости и не нуждается в давлении воздуха. Сотовые колеса невозможно проколоть, пропороть, прострелить — вернее, конечно, возможно, но от этого они практически не утратят своей функциональности!

Министерство обороны установит на российскую колесную военную технику шины, выдерживающие попадания пуль, осколков и близкие взрывы мин. Покрышки NU402, разработанные в научно-техническом центре «Кама», оснащаются бронированной вставкой, закрепленной непосредственно на обод колесного диска. Она позволяет бронемашине продолжить движение даже на горящих колесах с полностью вышедшим воздухом.

— NU402 будет установлена на передвижные противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», смонтированные на шасси бронеавтомобиля «Тигр», — рассказал «Известиям» представитель Минобороны, знакомый с ситуацией. — В настоящее время испытания боестойкой шины (позволяющей продолжать движение после попаданий пуль и осколков. — «Известия») NU402 успешно проведены заводом. До конца года они будут установлены на «Корнет-ЭМ», после чего начнутся их войсковые испытания.

По словам собеседника «Известий», если Минобороны признает испытания новинки научно-технического центра «Кама» успешными, то в дальнейшем военное ведомство планирует установить отечественные боестойкие шины на все бронеавтомобили семейства «Тигр».

В научно-техническом центре «Кама» от комментариев о ходе испытаний своего изделия отказались. Между тем на выставке-форуме «Армия-2016» на стенде НТК NU402 была представлена в разрезе, позволяющем рассмотреть внутреннюю конструкцию покрышки.

Вывести из строя бронестойкое колесо NU402 намного сложнее, чем стандартное. Оно выдерживает подрыв мины мощностью 400 г в тротиловом эквиваленте или несколько попаданий автоматных и пулеметных пуль, а также осколков, после чего автомобиль сможет покинуть зону боевых действий на скорости до 50 км/ч.

Примечательно, что аналогичная технология применяется французской компанией Hutchinson, которая сотрудничает с производителем шин Michelin. В настоящее время Hutchinson — фактически единственный поставщик боестойких колес для всей колесной бронетехники вооруженных сил развитых стран мира.

Российская бронетехника получила непробиваемые шины

В российской армии боестойкими шинами Michelin оснащались выпущенные по лицензии итальянской компании IVECO бронеавтомобили «Рысь», а также «Тигры» первых серий.

— Минобороны вовремя обратило внимание на наши разработки, когда закупки аналогичной иностранной продукции, вроде французских колес Hutchinson, стали уже невозможны. В российской армии используются бронированные покрышки еще советских разработок, которые защищены по технологии, аналогичной гражданской технологии Run-Flat, — при повреждении резины они не дают технике сесть на диски за счет того, что у них максимально усилена боковина, — рассказал «Известиям» независимый военный эксперт Олег Желтоножко. — Такое решение не лишено недостатков — при пробитии таких шин техника может передвигаться только с небольшой скоростью и с минимальной нагрузкой. Помимо этого такие шины сильно греются при езде в спущенном состоянии из-за излишней жесткости и увеличивающегося трения о поверхность. Эти устаревшие покрышки выполняют свою функцию только при очень небольших повреждениях — попадание нескольких патронов и тем более наезд на мину не позволят технике на таких шинах продолжить движение.

По словам эксперта, при использовании колес NU402 с внутренним металлическим кордом машина сможет сохранять свой боевой потенциал при намного более серьезных повреждениях.

— Применение боестойких колес даст машине возможность продолжить движение даже при полностью выгоревших шинах — в таком случае последней точкой контакта с дорогой будет металлический корд, на котором машина сможет покинуть зону боевых действий, — пояснил Олег Желтоножко.


У нас, конечно, не танк, но смысл почти тот же: есть башня, есть пушка, есть броня… Нет только гусениц, зато есть 8 колес – тоже неплохо. Основная функция БТР-82А – доставка десанта к месту выполнения боевой задачи, а в случае прямого контакта с противником он должен иметь возможность поддержать десант огнем. 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72 и 7,62 мм пулемёт ПКТ скрыты (на нашей модели пулемета не оказалось) в причудливой и необитаемой башне, а башня «утыкана» шестью установками отстрела дымовых гранат системы 902В «Туча».

Правда, с более мощными противниками он вряд ли сможет конкурировать: броня толщиной от 9 до 10 мм может остановить только огонь из мелкокалиберного стрелкового вооружения, плюс БТР для серьезного боя очень высокий.

С обычным автомобилем у БТР куда больше общего, чем у танка или, скажем, самоходной гаубицы «Мста-С», которую мы тестировали недавно. И дело не только в колесах: тут есть фары, задние габаритные фонари, боковые зеркала, дворники и даже поворотники. Хоть сейчас выезжай на гражданскую трассу и кати себе спокойно. До тех пор, пока ДПС или ВАИ тебя не заметят.

IMG_5107.jpg

Если нужна скорость, то 100 километров в час для БТР-82А не проблема, больше – уже сложнее. Нехватку острых ощущений можно компенсировать путешествием по пересеченной местности или даже по воде: водомет на корме может до 12 часов толкать махину по волнам со скоростью 10 км/ч. Главное, чтобы волнение воды было не более 2 баллов и водитель не забыл поднять волноотражающий щиток на носу. Застряли на подъездах к озеру, и не помог даже привод 8х8? Как же это вас угораздило… Открывайте лючок на носу машины, в нем спрятана встроенная лебедка.

IMG_4935.jpg

Но приходится верить на слово офицеру: тест-драйва с плаванием и вытягиванием лебедкой мне никто не обещал. Но сейчас, кажется, будет что-то поинтереснее. Ребята в камуфляже тащат к БТР огромные ящики с боеприпасами… Будем стрелять!

IMG_4911.jpg

Орудие готово, дымовые гранаты заряжены, машина выезжает на огневую позицию и…. Огонь! Первый выстрел, хлесткая звуковая волна проходит через все тело, второй, третий, отстрелянные гильзы вылетают из башни. В ушах звон, на лице – дурацкая улыбка. Все? А вот и нет. Орудие выдает короткую очередь – после пятого выстрела каждый звук залпа из очереди, как игла, впивается в барабанные перепонки. Ошарашенный и совершенно глухой стоишь в тумане от пороховых газов, вдыхаешь… И снова на лице та глупая улыбка.

А теперь точно все. Экипаж направил машину обратно на исходную и, повернув орудие в поле, проверяет наличие оставшихся боеприпасов. Расстреляно все – солдаты пошли собирать отстрелянные гильзы, а у меня наконец-то появилась возможность потрогать стального монстра руками.

Полезли на броню. У БТР-82А несколько отделений: на корме силовое, посередине десантное, потом боевое и на носу – отделение управления. Под крышкой силового кроется дизельный турбированный V8 от КАМАЗ, мощностью 300 л.с. и с 750 Нм момента. Да, конечно, не Гелендеваген G 65 AMG с его 1000 Нм, но даже 16 тонн «бэтээра» он тянет за милую душу. Расход впечатлит даже владельца Chevrolet Suburban – на 100 км уходит в среднем 38 литров солярки. Под стать и баки – в сумме два резервуара вмещают 300 литров и позволяют проехать без дозаправки внушительные 600 километров. Чтобы каждый раз не пускать V8, имеется вспомогательная силовая установка (ВСУ) мощностью 5 киловатт, которой хватает для обеспечения боевой машины электричеством.

Идем дальше… В десантное отделение можно попасть через два двустворчатых люка по каждому борту машины. Внутри просторно – могут поместиться 6 человек в полном обмундировании плюс носилки. Самой примечательной деталью является ярко-зеленый противоосколочный коврик, который поглощает большую часть взрывной волны и не дает осколкам поразить живую силу внутри. Из чего он состоит, выяснить не удалось – гостайна! Стены корпуса обшиты чем-то напоминающим кожу – это специальная баллистическая ткань или защищающая от осколков и даже, в какой-то мере, от радиации.

Что дальше? Боевое отделение необитаемое – наводчик управляет орудиями из изолированного отсека, чтобы не дышать пороховыми газами, поэтому сразу же идем в «управление». Точнее – лезем через два люка в крыше. По нормативу боевой расчет должен успевать занять места за 10 секунд. Кажется нереальным, но все решают тренировки.

У наводчика рабочее место достаточно тесное, и управляет он орудием с помощью уже знакомого мне джойстика-«чебурашки». Поигравшись с кнопками, переходим на место водителя. Тут руль, три педали, ручка КПП и набор рычагов понижающих передач, блокировок дифференциалов и т.д. Все, как в автомобиле, – почти все элементы управления от КАМАЗа.

Справа, на месте командира, радиостанция Р-168-25У и прибор измерения радиационного фона ИМД-21. Все борта в отделении обиты все тем же материалом – довольно уютно. Взглянем на приборную панель водителя: один из главных элементов – большая шкала давления колес. Кстати, даже со всеми простреленными колесами БТР-82А на скорости 40 км/ч, с постоянно включенной системой подкачки, сможет проехать около 300 километров. И если даже половину колес оторвало, машина доедет на четырех вместо восьми.

Коробка передач тоже «грузовая», только усиленная: 5 передних передач и 1 задняя. Первая включается до упора влево и вниз, вторая – справа от первой и так далее. Мотор запускается удивительно тихо – главное, выставить ручной газ, чтобы он не заглох. Обзор из передних стекол достаточно широк, но слепые зоны по бокам просто бесконечны.

Плавно трогаюсь и сразу же поражаюсь легкости и информативности руля с гидроусилителем, который поворачивает сразу 4 колеса. Впрочем, маневрировать непросто – вы же помните про слепые зоны по бокам? Можно вести обзор через триплексы, но все равно не очень удобно, так что в поворот входишь просто вслепую. Командир говорит – «дело привычки». Так и есть – спустя некоторое время я закладывал в поворот уже с большим энтузиазмом. Плавность хода – изумительная: сидения с амортизаторами и независимая подвеска каждого колеса делают свое дело. Каждый мост имеет принудительную межколесную блокировку – при резком нажатии на газ чувствуешь, как все 8 колес гребут грязь. Тут главное – не перестараться, ведь если машину понесет, то тут уже ничем не помочь – летишь в свободный дрифт. Это, кстати, новшество БТР-82А – на прежних модификациях были самоблокирующиеся дифференциалы, которых не хватало для сурового бездорожья.

IMG_4905.jpg

Полный привод – жестко подключаемый, причем мосты отключаются парами. В походном режиме и на твердом покрытии обычно «за глаза» хватает формулы 8х4 – так и расход ниже, и износ трансмиссии происходит медленнее.

Когда смотришь на 16-тонную бронемашину со стороны, с трудом верится, что управлять ей так просто – немногим сложнее внедорожника с «механикой». Единственное, чего не хватает, так это регулировки водительского кресла на салазках – мне было тесновато, и ноги, постоянно согнутые в коленях, быстро уставали от постоянных перемещений с газа на тормоз и обратно. Ну и руль, пожалуй, непривычно крупный. Все это я, конечно, не сказал командиру боевой машины – он бы не понял. Применительно к военной технике привычные автомобилистам категории оценки не работают.

IMG_4961.jpg

Что такое БТР?

БТР-82А – это модернизированный вариант советского БТР-80, который принят на вооружение совсем недавно, в 2012 году. Отличие версии с буквой «А» в индексе – в наличии автоматической пушки вместо крупнокалиберного пулемета на «просто» БТР-82. А наш экземпляр – постоянный участник Парада Победы на Красной площади.

Почти с момента создания автомобилей, интерес военных и специальных служб к этому виду техники не угасал ни на день. Сегодня бронированный автомобиль – это неотъемлемый атрибут военных, полицейских, высокопоставленных чиновников, политиков, бизнесменов, государственных учреждений и дипломатических служб.

Автомобили, так называемой второй группы бронирования, где броня – скрытая, в основном используются в государственных правительственных спецслужбах. Милиция, армия, охранные фирмы и спецслужбы тоже имеют в своем распоряжении бронированные машины. Это автомобили первой группы, где броня не скрыта.


Несмотря на различие в группах, общие признаки у бронированных машин все же имеются. В первую очередь, находящиеся внутри автомобиля защищены от пуль огнестрельного оружия. Во вторую очередь – это дистанционный пуск двигателя, автоматический контроль за состоянием электроцепей, если вдруг случится несанкционированное проникновение в систему электрообслуживания автомобиля. Автомобиль оснащен детекторами магнитных мин, в выхлопной трубе имеется сетка – вставка на случай преследования. На крышках топливных баков имеются надежные замки. При всем этом безопасность людей, находящихся внутри, соблюдена очень тщательно – при столкновениях, переворотах машины или наездах сзади никто не будет травмирован.


Например, в условиях боевых действий неожиданная остановка транспорта из-за пробитой шины может стоить сидящим в нем солдатам жизней. Самым слабым местом и в без того малобронированном многоцелевом бронетранспортере HMMWV (Humvee), построенном на базе Хаммера и принятом на вооружение ВС США, как раз считаются его колеса.

В конструкции специальных и военных автомобилей, предусмотрена автоматическая подкачка пробитых колес, так же применяются специальные минеральные составы, которые после введения в покрышку способные законопатить пробоину в резине. Однако, как показала практика войны армии США в Ираке и в Афганистане, подобные средства, разве что, годятся для мирного времени. А вот в военное время, даже специальная система автоподкачки, и разные минеральные составы не спасает положения, и остановить Хаммер, да и любой другой военный автомобиль, можно как с помощью СВУ (самодельного взрывного устройства), так и просто прострелив ему шины вогнав в нее с десяток пуль, из обычного АК-47.


Есть, конечно, конструкции покрышек с металлическими вставками, позволяющими некоторое время двигаться автомобилю на пробитых шинах, однако стопроцентных средств, противодействия пробитию покрышки, до последнего времени найдено не было. Ни одна из применяемых на сегодняшний день систем не удовлетворяет американских военных полностью. Тем более что боевые действия американцы в основном ведут в городских условиях и обозначенная «проблема конвоя» с каждым новым столкновением становится всё актуальнее. Ну а тот факт, что украинские военные и правоохранители, периодически, привлекаются по международным договорам к миротворческим миссиям в горячих точках, то этот вопрос актуален и для Украины.

Военными НАТО, в качестве «идеального варианта» рассматривается такая покрышка, которая обладала бы обычными свойствами в повседневной эксплуатации и при этом не теряла их после прицельного попадания. То есть продолжала функционировать, как ни в чём не бывало, позволяя, удалится от места обстрела быстро и на большие расстояния.


НЕСДУВАЙКА АРМИИ США

На разработку NPT (non-pneumatic tire) – безвоздушных шин, не чувствительных как к прямым попаданиям пуль, так и близким взрывам СВУ, Пентагон выделил $18 млн и дал срок на исследования 4 года.


Новое решение данной проблемы предложили компания Resilient Technologies и Центр полимерной инженерии при университете Висконсина в Мэдисоне. В результате совместной работы на свет появился прототип NPT-шин, изготовленных из полимера и со структурой, похожей на соты. Сотовая конфигурация профиля новых шин позволяет им выдерживать больший вес, более эффективно рассеивать тепло, по сравнению с обычными покрышками и быть устойчивыми к прямым попаданиям и пропускать через себя часть осколков от взрыва СВУ.


Разработка, стартовав в начале 2006 года, длился два года, и возможно за основу была взят французский патент компании Michelin – проект полиуретановых колес Tweel, так как к работам была привлечена часть специалистов подразделения французского концерна «Michelin» в США. И, несмотря на то, что в вопросе «нестудвайки» компания Resilient Technologies официально является конкурентом Michelin, официальных претензий, от последней, после объявлении о создании новой пуленепробиваемой покрышки для армии США, не последовало.


Основу технологии Tweel, составлял полиуретановый корпус в виде гибких клиновидных спиц. Материал отличался повышенной износостойкостью и проявлял амортизационные свойства, аналогичные традиционным шинам, – за счёт своей упругости. Когда Tweel начинает качение, гибкие полиуретановые спицы поглощают дорожные неровности аналогично пневматическим шинам. Боковина и протектор также деформируемые (то есть способные вернуть себе первоначальную форму). Расположение спиц, по задумке создателей, можно менять в зависимости от характеристики транспортного средства и условий эксплуатации.


Косвенно об использовании идеи Michelin в американском аналоге, свидетельствует само конструктивное решение, но в этом случае у разработчиков Resilient Technologies, получилась более удачная компоновка - полимерные соты. С одной стороны езда на такой покрышке стала жёстче, чем на Tweel. Но ведь задачу комфортабельного передвижения на Хаммере никто перед разработчиками не ставил. Зато увеличилась износостойкость и грузоподъемность покрышки. Замечу, что у Tweel , несмотря на свои достоинства, все же имеет и недостатки. Самый весомый из них — внушительные вибрации, возникающие на скоростях свыше 90 км/ч. Если все же водитель сумел, таки, разогнаться до скорости и повыше, его ждут еще два сюрприза — шум и нагревание покрышки.


В связи с тем, что армия США заказала покрышки для внедорожников с условием повышенной износостойкости, скоростные приоритеты перед разработчиками не ставились. Во главу угла ставилась надежность, и компания Resilient Technologies с этой задачей справилась. Помимо большей надёжности покрышки NPT обладают лучшими термодинамическими характеристиками. То есть лучше отводят тепло – площадь поверхности контакта с атмосферой гораздо больше, чем у обычных шин. Самая ценная для военных характеристика этой покрышки, это то, что даже при 30% ее разрушении, это не повлияет на манёвренность Хаммера.


Соты выполнены в классическом шестигранном стиле, но с учётом действующих на колесо сил. В качестве кандидата на роль несущей конструкции рассматривались многие полимеры. В итоге отобрали некий состав, который устроил военных: которых бы устроил ресурс пробега 15 000 километров. В свою очередь компания гарантирует пробег новых шин в 15 тысяч миль, что соответствует 24140 километрам.


В апреле 2008 года тесты NPT прошли на полигоне Национальной гвардии США в Уосо (Wausau). Размерность покрышек полностью соответствует требованиями Humvee – 37 дюймов (94 сантиметра). Но, в принципе, они могут применяться и на других колёсных транспортных средствах. Сама по себе шина не отделяется от колеса, но имеет унифицированное крепление и полностью взаимозаменяема с обычными колесами. Каждая шина, по спецификации производителя, выдерживает нагрузку до 1746 килограммов.


По сведеньям, размещенным на сайте Главного Управления Разведки МО Украины, технология покрышек NPT после испытаний, была принята на вооружение армии США. С 2011 начались запланированные поставки этих изделий в армейские подразделения, действующие в первую очередь в зоне военных конфликтов.

ВОЕННЫЕ ТОЛКАЮТ ПРОГРЕСС ВПЕРЕД


Не секрет, что развитию военных технологий сопутствует развитие их гражданских аналогов. Если бы армии США не понадобилось изобретать новое колесо, возможно бы в ближайшие 100 лет, мы бы ездили на классической воздушной покрышке. Вдумайтесь – новая «безвоздушная» разработка поставила под угрозу рынок объёмом прибылей более $120 миллиардов! Какая корпорация позволит себе такие убытки?

У новых «безвоздушных» гражданских аналогов классических покрышек, при этом, есть ряд ощутимых преимуществ, в том числе отсутствие необходимости обслуживания, возможность использования сменного протектора и последующей переработки, а ещё – лучшая поперечная устойчивость. Например, на тестах мишленовских Tweel, установленных на Audi A4, удалось в пять раз превзойти традиционные шины по показателю той самой поперечной устойчивости.

Судя по всему, мировые лидеры в производстве покрышек, оказались не готовы к этому вызову! И видимо компанию Michelin, вынудили «притормозить коней». Ибо после успешных испытаний, неожиданно для всех руководство этой французской компании заявило, что до середины этого столетия не собирается пускать в серию свою новинку!


После успеха американцев, как то не верится, что в компании Michelin, нашли какие-то очень уж радикальные недостатки в технологии Tweel, что, вот так вот просто, в убыток себе остановить дальнейшую разработку и внедрение безвоздушных покрышек.


Скорее всего, речь идет о корпоративном сговоре, что бы дать возможность «подтянуться» таким производственным гигантам как Bridgestone, Goodyear и прочим. Однако пока «толстосумы» топчутся на месте пытаясь выжать из старых технологий последние миллиарды, им на пятки уже начали наступать различная «мелкота». Причем, предлагаемые на суд потребителя «безвождушки» настолько разнообразны по технологии и решению, что, возможно вскоре, компаниям Michelin и AIRLESS:Resillent, скорее всего, придется серьезно потесниться с позиций лидеров, уже в первой половине этого века.

Читайте также: