На какой резине ездили зимой в ссср

Опубликовано: 30.04.2024

На автомобильных форумах часто можно встретить рассказы о том, что еще во времена СССР на рынке вообще не было такого товара, как зимняя резина. Все автомобилисты передвигались даже в зимний период на штатных покрышках. Соответственно, никакой речи о шипах не шло совсем. При этом, многие находят несколько объяснений такому явлению. Якобы, в то время транспортные средства оснащались более слабыми моторами, которые не позволяли разгоняться до 150 км/ч. Кроме того, некоторые водители более аккуратно передвигались зимой на летних покрышках. И такие объяснения имеют место быть, но у водителей той поры были некоторые способы, которые помогали не скользить на дороге зимой.

Какая зимние покрышки были в СССР

Достать комплект зимних шин для легкового автомобиля во времена СССР - невыполнимая задача. Такое явление наблюдалось у нас почти до 1990-х годов. Кроме того, отечественных зимних покрышек не существовало до Горбачева, а среди импортных были представлены только товары компании Nokian. Последние можно было получить только везунчикам, которые всегда оказывались в нужно время в нужном месте.

Первые отечественные покрышки для легковушек начали производить только в годы перестройки. Заметим, что знаменитый НИИШП разработал такие шины еще в 1960-х годах. Однако, завод сумел довести проект до дела только к началу 1990-х. Именно так на рынке появилась известная АИ-168-У, которая среди автомобилистов получила прозвище «снежинка», из-за характерного рисунка протектора. С самого начала это была резина повышенной жесткости. Устанавливать ее решались только на ведущую ось транспортных средств, которые оборудованы системой заднего привода. И причина была весомая - не каждый водитель мог пережить бешеные удары в рулевое колесо и постоянную вибрацию кузова. А вот комплект «снежинок» устанавливали только на авто с полным приводом. Но владельцы сталкивались со многими проблемами. Машина становилась почти неуправляемой на льду, но показывала отличные результаты в условиях бездорожья. Ошипованные «снежинкой» машины могли проезжать даже там, где сегодня не пройдут многие современные шины.

Стоимость комплекта составляла 200 рублей. На 2 покрышки в те времена можно было поменять диван. Интересно, что изначально шина была нешипованной, а зубья устанавливали сами автовладельцы. Размерность покрышки - 165/65 R13. Их устанавливали на версии, которые выходили с завода АЗЛК.

Какая зимние покрышки были в СССР 3

Через некоторое время состав резины был доработан, а специалисты научились своими силами внедрять в покрышки шипы. На заводе размечали всего 4 ряда, но зубья водители ставили в 6, для этого даже нарезался более агрессивный протектор. Хорошо, что высота покрышки позволяла проводить такие эксперименты. Шипы после установки нужно было прикатывать по асфальту около 200 км, чтобы они зафиксировались на местах. В лучшие времена завод выпускал до 50 000 покрышек за один год, но в 2002 году на рынке стали появляться импортные товары, которые быстро сместили отечественные. Именно так был приостановлен выпуск АИ-168-У. Интересно, что история «снежинок» на этом не закончилась. Приобрести их можно даже сейчас - Алтайский завод выпускает их по смешной цене. Стоит одна шина 1800 рублей.

Какая зимние покрышки были в СССР 4

Итог. В период СССР многие автомобилисты не могли и мечтать о зимней резине. На рынок выходили отечественные покрышки, которые были недостаточно хороши, но водители нашли способ модернизировать их.


Все автовладельцы меняют резину в зависимости от сезона, и это сейчас норма вещей, прописанная в законодательстве. А вот 30 лет назад или чуть больше все владельцы автотехники прекрасно обходились без этого, имея резину всего лишь в одном комплекте. Возникает вопрос: почему так? И на него есть вполне логичный ответ.

Причин круглогодичного использования одного комплекта шин, продиктованных образом жизни, было несколько / Фото: m.newsland.com

Всего было несколько факторов, продиктованных образом жизни и положением вещей несколько десятков лет назад.

Зимние шины в СССР были дорогим удовольствием, поэтому покрышки использовались до последнего / Фото: baza.drom.ru

Зимние шины были слишком дорогим удовольствием и поэтому недоступны для большинства обычных водителей. На одном и том же комплекте резины в восьмидесятых-девяностых годах в основном катались до последнего. А когда меняли, то еще и передавали, например, соседу по дому или знакомому, который выезжает редко, а проехать пару раз на дачу за сезон хватит.

Хорошее качество советской зимней резины позволяло ездить на ней в любую погоду и в любое время года / Фото: news.drom.ru

Зимняя резина в Советском Союзе предназначалась для всех сезонов. Протектор на ней, достаточно глубокий, давал возможность не спеша доехать из одной точки в другую. В основном водители тех лет на дорогах вели себя спокойно, без лихачества. Да и ремонтировали свои машины, как правило, сами владельцы. Почти все водители могли спокойно колесо разбортировать и камеру вулканизировать. К сожалению, в наше время далеко не каждый водитель сможет эту работу сделать самостоятельно.

Личные автомобили советские люди использовали в редких случаях, преимущественно перемещались на общественном транспорте / Фото: jishvea.livejournal.com

Советские люди ежедневно в магазины и на работу на личных машинах не ездили. Для этого у них существовал общественный транспорт. Своя же машина выгонялась из гаража пару-тройку раз в неделю, а у кого-то и еще реже, особенно в зимний период. Во дворе автомобили никто надолго не оставлял. У всех были гаражи, а у многих они находились вообще в противоположной стороне от дома на краю города.

В СССР даже в крупных городах пробок на дорогах в принципе никогда не было / Фото: m.fotostrana.ru

Еще одним важным фактором является плотность движения. В СССР даже в крупнейших городах пробок на дорогах в принципе никогда не было, так как поток транспорта был небольшим, автотрассы пустыми, во дворах жилых домов не собиралось огромное количество машин, которые стоят просто на тротуарах, а то и на газонах. В условиях современного дорожного движения проехать на летней резине зимой в принципе невозможно.

Хороший уровень подготовки в советских автошколах позволял преодолевать любые сложности на заснеженных автотрассах / Фото: fotostrana.ru

Уровень водительской подготовки в автошколах тоже изменился и далеко не в лучшую сторону. Элементарному, конечно, учат, но тонкостям вождения в зимний период, как и контраварийному вождению точно не научат, в отличие от советских автошкол. В связи с этим водители умели вести себя на заснеженных трассах и справлялись со сложностями вполне хорошо.

Автомобиль в Советском Союзе был не средством передвижения, а предметом роскоши, поэтому эксплуатировали его очень аккуратно / Фото: 1gai.ru

Если вспомнить советские времена, то автомобиль был тогда больше не как средство передвижения, а как роскошь. Взять и купить его каждый желающий, да еще и в любое время не мог. Поэтому когда все-таки покупка совершалась и желанная машина появлялась, ее берегли как настоящее сокровище, ездили на ней очень аккуратно.

Советские водители нечасто ездили на своих на своих «ласточках» и делали это очень аккуратно / Фото: drive2.ru

Долгое время в СССР резина была внесезонной и использовалась круглогодично, так как другой просто не было. Этого было вполне достаточно, так как трафик на дорогах был спокойным, пробки отсутствовали, ездили на личном транспорте редко и вели себя на дороге водители спокойно.

Водители СССР

Все современные автомобильные эксперты в один голос заявляют, что категорически нельзя покупать всесезонные шины, так как они одинаково плохи и летом, и зимой. Однако ещё не так давно все водители в нашей стране ездили именно на такой резине. Во времена СССР достать зимние шины было очень не просто, и приходилось ездить на том, что есть, или ставить машину на зиму в гараж. Как же им удавалось нормально ездить на такой резине в зимнее время?

Универсальность – это плохо?

Возможно, современные технологии и позволяют создать универсальные шины, которые одинаково хорошо работали летом и зимой, вот только это не нужно производителям шин. Зачем продавать один комплект, если можно продать два? В советское время не было выбора, ездили на том что есть. Более того, о существовании зимней шипованной резины узнали только в 1980-х годах. Некоторые, в основном столичные, водители могли себе позволить достать импортную или отечественную зимнюю резину, но большинство водителей ездило на всесезонных покрышках.

Всесезонная шина

Как они ездили на всесезонке?

Если посмотреть на покрышки тех времён, то первый вопрос, который возникает, – а как они вообще могли на этом ездить в зимнее время? Действительно, резина того времени разительно отличается от современной. Но в реальности было всё не так страшно. Советская резина делалась с оглядкой на импортные шины Pirelli и Michelin. В сравнительных испытаниях наши покрышки ИЯ-170 или МИ-166 не уступали зарубежным аналогам.

Шины тех времён имели довольно глубокий протектор, что позволяло их использовать не только на асфальте, но и на грунте, и в снегу. Но вот на льду они, конечно, себя показывали очень плохо. Но рассуждая на тему, как можно было ездить на таких шинах, не забывайте о дорожных условиях того времени. Машин на дорогах было заметно меньше, дистанция между ними больше, да и ездили тогда куда медленнее. Для преодоления сугробов водители возили с собой самодельные цепи на колёса. Вот и получается, что при спокойной езде на низких скоростях и небольшом трафике можно круглый год ездить и на всесезонных шинах.

Сейчас уже сложно представить современного автолюбителя без комплекта зимней «шиповки» или «липучки» у себя в гараже или на балконе. В конце осени и начале весны записаться на шиномонтажку без очереди порой просто невозможно, так как все считают своим долгом вовремя переобуться, и такая ответственность похвальна.

Но, на самом деле, зимняя резина вошла в нашу жизнь относительно недавно: наша страна впервые познакомилась с нею в конце 80-х. Эта была резина АИ-168У , в народе прозванная «Снежинка» из-за схожего рисунка протектора. Но даже на ней тогда еще не было шипов. Полномасштабно шины для зимнего периода начали приживаться лишь в лихие 90-е.

Но как же тогда передвигались на авто советские люди до этого? Кто-то скажет, что трафик был намного меньше и будет прав. Кто-то скажет, что ездили на «лете» просто более осторожно и тоже будет прав. Кто-то скажет, что дороги лучше чистились, но здесь извольте…

Но не все так просто, как на первый взгляд. Вспомните, как выглядит классическая советская покрышка. В первую очередь на ум приходит совершенно отличающийся от современных шин рисунок протектора, напоминающий скорее уральский хребет или рисунок футбольного мяча.

Глубина протектора такого колеса позволяет существенно повысить проходимость в грязь или снег, а так же повысить сцепление в холодную погоду, когда летняя резина становится дубовой.

А теперь вспомните современную летнюю покрышку? Протектор в ней, конечно же, есть, но на передвижение в суровых зимних условиях он вряд ли рассчитан, хотя по городу ездить можно, но очень аккуратно.

В целом, конечно в СССР не существовало единой панацеи для зимнего передвижения на авто. Те, кто рисковал выехать «на лед» первоначально руководствовались соображениями безопасности и ездили очень аккуратно, а многие не ездили вовсе. Все же угробить и так дорогущее и дефицитное четырехколесное удовольствие не каждый мог себе позволить, даже партийный руководитель.

Если вам приходилось водить автомобиль еще в советскую эпоху либо этим занимались ваш отец/дедушка, спросите их о замене резины. Вы удивитесь, но в СССР новые покрышки покупал лишь небольшой процент автолюбителей. С зимы на лето (и наоборот) никто не переобувался. Вполне резонно спросить: «Как вообще можно ездить на одной и той же резине круглый год, ведь сцепление с дорогой будет плохим?». Попробуем найти ответ на этот каверзный вопрос.

«Всесезонка» – наше всё

Всесезонная резина – не самый лучший вариант как на зиму, так и на лето. Тем не менее, именно она была самой распространенной в эпоху «совка». Объяснение гораздо проще, чем вы думаете. В стране Советов многие товары были дефицитными, и резина не является исключением. Достать зимние и летние шины отдельно было весьма проблематично. Например, упомянутая в фильме «Мимино» покрышка 165/13R обходилась в 72 рубля! Резина для «Волги» и вовсе была недосягаемой – почти 120 рублей за штуку! Поэтому водители не заморачивались и ездили на одной и той же резине круглый год.

История шипованной резины

До 70х годов в СССР вообще не существовало понятия «шипованные колеса». Вполне ожидаемо, что «первый блин оказался комом». Впервые появившуюся на рынке шипованную резину сразу забраковали. Во-первых, у нее были просто огромные шипы. Во-вторых, они быстро вылетали. «Шиповка» не пришлась по вкусу советскому народу, и люди продолжали использовать «всесезонку».

Как вообще ездили на всесезонной резине?

И еще один важный момент. Из-за плохой сцепки с дорогой многие вообще отказывались от идеи садиться за руль зимой. Поэтому трафик на дорогах был в десятки раз меньше. Тогда и освещение улиц было другим, и АБС отсутствовало как таковое. А ведь именно благодаря ей можно быть уверенным в том, что автомобиль не начнет вращаться по льду, как волчок. Скорость и обороты «копейки» тоже были низкими. Это сегодня можно заказать в интернете шины на любой вкус и цвет. Разные производители, функционал, цены.

Теперь вы знаете, на какой резине ездили 40 лет назад, с чем это было связано.

Читайте также: