Нужен ли знак шипы в 2020 году на автомобиле если резина шипованная

Опубликовано: 18.05.2024

Знак "Шипы"

В настоящее время в закон о дорожном движении регулярно вносятся изменения. Одним из нововведений был отменен штраф за отсутствие знака шипы в 2019 году. Несмотря на это, для большинства водителей остался актуальным вопрос о том, можно ли ездить на зимней резине летом. Поэтому следует ознакомиться с информацией, касательно этого изменения в ПДД, чтоб исключить риск случайного совершения неправомерных действий.

Для чего нужен соответствующий знак

Основная задача, по которой требуется наклейка с буквой «Ш» на заднем стекле авто, связана с созданием безопасных условий на дороге. Такой символ был нужен автомобилю, на котором использовались зимние шины с шиповкой. Из под колес таких машин может вылетать мелкий щебень, который способен нанести вред ТС, передвигающимся позади. Известны случаи, когда по этой причине травмировались водители и создавался риск серьезных ДТП.

Наклейка с буквой «Ш»

У автомобилистов, интересующихся, можно ли ездить зимой на зимней резине без шипов, обычно возникают затруднения. Такие шины не несут угрозы случайного вылета щебени из под колеса. Однако соответствующий знак все равно был нужен, так как он помогал предотвратить столкновение машин, едущих с разной скоростью.

Какая ответственность предусматривалась раньше

В 2017 году изменились правила замены зимней и летней резины. Если инспектор ГИБДД обнаруживал, что на колесах установлены протекторы с шипами, но при этом нет наклейки, которая извещает об этом других участников движения, нарушителя ожидала административная ответственность. В качестве наказания предусматривался штраф за зимнюю резину, размер которого достигал 500 рублей.

Также водителей наказывали за то, что они использовали шины, не соответствующие сезону. Это нарушение создавало опасные условия как для самого владельца ТС, так и для других машин. Граждан, которые управляют внедорожником без описанного знака, чаще признают виновными в ДТП.

К наклейкам «шипы» предъявлялся целый ряд требований:

  • Знак должен соответствовать нормам ГОСТа;
  • Наклейка треугольной формы с основанием не меньше 20 см;
  • Рамка знака ярко-красного цвета, внутри которой на белом фоне располагается крупная буква Ш.

При этом в ПДД не указывалось место, в котором должен быть расположен символ. Однако всем водителям рекомендовалось клеить его на заднее стекло. Благодаря этому, знак был заметен издалека всем, кто едет позади. В свою очередь, это снижало риск аварийных ситуаций и иных негативных явлений.

Возить наклейку разрешалось в любой сезон. Однако рекомендовалось использовать ее только в период эксплуатации зимних шин. Применение внесезонок и летней резины не обязывало водителя устанавливать знак.

Знак "Шипы"

Принятые нововведения

Постановление, обязывающее платить штраф за знак шипы в 2019 году, отменено. Ранее использование наклейки являлось обязательным, а ее отсутствие приравнивалось к административному нарушению. Денежное наказание предусматривалось ст. 12.5 КоАП. С 8.12.2018 знак шипы был изъят из перечня ПДД. Поэтому привлекать водителя к оплате штрафа больше не могут.

Нужна ли наклейка в 2019

После отмены постановления использование знака считается необязательным. Водитель может ездить с буквой на заднем стекле и дальше, но прямой необходимости в этом нет. Если с 5 апреля 2017 действовал штраф за знак шипы, то в этом году владельца ТС не имеют права обязать оплачивать что-либо из-за отсутствия указателя.

После принятия нововведений многих стало интересовать, можно ли ездить на зимней резине без шипов летом. Очевидно, что лысые шины не несут какой-либо угрозы. Такое вождение не приводит к негативным последствиям и никакие предупреждающие знаки для этого не требуются.

Важно знать! Несмотря на то, что требование возить знак «Ш» отменен, в целях безопасности сотрудники ГИБДД рекомендуют не снимать его. Использование этого символа снижает вероятность происшествий, вызванных невнимательностью водителей и различными неблагоприятными обстоятельствами. При виде наклейки автомобилисты стремятся соблюдать расстояние, что в свою очередь уменьшает риск столкновения.

Почему отказались от знака

Ранее считалось, что разновидность использованных шин влияет на длину тормозного пути. Автомобилисты на шипованной резине должны были предупреждать об этом других водителей, чтобы исключить столкновения из-за разницы в скоростях. В дальнейшем было определено, что на период торможения влияет масса транспортного средства, а не наличие шипов.

Другие причины отмены:

  • Большинство водителей используют шипованную резину;
  • Шипы постепенно изнашиваются, из-за чего тормозные свойства меняются;
  • Многие используют резину повторно, когда она уже не защищает от щебеня или снега.

Из-за принятых нововведений многие водители испытывают затруднения. Один из актуальных вопросов связан с тем, можно ли ездить зимой на внесезонной резине по закону 2019 года. Штрафы за такое действие не предусмотрены. Но чтобы в полной мере исключить вероятность нарушения, следует внимательно ознакомиться с новыми правилами ПДД, учитывая все нововведения.

Начиная с 2017 года знак «Шипы» считался обязательным. За его отсутствие водителям, не соблюдающим требование, грозил штраф до 500 рублей. В 2019 году постановление о необходимости наклейки с символом «Ш» отменено. Поэтому управлять автомобилем с шипованными колесами можно без предупреждающих знаков.

С началом очередной зимы у многих автомобилистов снова возникает вопрос по поводу обозначения автомобиля с шипованной резиной. Знак «Шипы» десятки лет был указан в ПДД как обязательный, но никто особенно не следил за его установкой. Затем внезапно появился штраф за отсутствие знака, и наклейки с буквой Ш моментально стали дефицитом в магазинах. После чего, кажется, знак отменили. Напомним, нужен или нет зимой 2020-2021 года знак «Шипы» на автомобиле, если на транспортное средство установлена шипованная резина.

Нужно ли наклеивать на автомобиль знак «Шипы» зимой 2020-2021 года

Несмотря на то, что этот знак до сих пор повсеместно продаётся, покупать его можно только в качестве сувенира. Никакой обязанности устанавливать на автомобиль с шипованной резиной знак «Шипы» зимой 2020-2021 года у водителей нет. Правила дорожного движения в этой части были исправлены ещё в начале зимы 2018-2019.

Знак «Шипы» на автомобиле в 2020-2021 году не нужен . В ПДД он не упоминается уже два года.

Во-первых, в момент внесения поправок в правила дорожного движения на сайте МВД появился пресс-релиз на этот счёт. Его можно прочитать здесь . Пресс-служба МВД сообщила о свежих поправках в ПДД, которые вступали в силу 8 декабря 2018 года. Одна из самых важных - отмена знака «Шипы».

Интересно, что в Министерстве внутренних дел не только сообщили о факте отмены этого знака, но и пояснили, почему его упоминание убрано из ПДД. Дело в том, что характеристики современных автомобилей - давно не те, что были у автомобилей 25-летней давности в момент, когда знак «Шипы» вводили. Судить о динамике современного авто по наличию или отсутствию у него такой наклейки невозможно. Знак этот сегодня - попросту бессмысленный.

При этом новость на сайте МВД от ноября 2018 года - не очень-то свежая. А поправки в правила дорожного движения любят вносить достаточно часто. Справедливо будет уточнить, не ввели ли знак «Шипы» снова и не будут ли штрафовать за его отсутствие зимой 2020-2021 года.

Проверить такую обязанность любой водитель может, открыв актуальный текст ПДД. Все обязательные опознавательные знаки, которые должны быть установлены на транспортные средства, перечислены в пункте 8 “Основных положения по допуску ТС к эксплуатации”. Посмотреть на то, как выглядит этот пункт сегодня, можно по этой ссылке (сайт “Консультант”). Никакой знак «Шипы» в конце 2020 года там не упоминается. Зато, например, есть знак «Начинающий водитель», который является обязательным для всех автомобилистов со стажем меньше двух лет. И водителям-новичкам стоит иметь это в виду.

После того, как появилась информация об отмене данного знака, многие водители приняли ее за ложную. Однако в правительстве летом текущего года решили, что такие правила давно устарели, ведь они были приняты еще во времена существования Советского Союза.


Отметим, что треугольный знак на белом фоне с красной окантовкой нужно вешать на заднее стекло автомобиля. Он предупреждает водителей, которые едут сзади, о том, что впереди машина обута в шипованные покрышки. Это значит, что и тормозной путь у нее будет короче, потому нужно придерживаться безопасного расстояния.

Отменять знак решил Михаил Черников, который является руководителем ГИБДД в Российской Федерации. Об этом он заявил еще в апреле, Так Как считает, что практика установки такого знака больше не нужна.

Инициатива общества автомобилистов России

Основной движущей силой в решении данного вопроса была именно инициатива общества автомобилистов России, сотрудники которого обратились к Сергею Боярскому (депутату Госдумы от «Единой России») с просьбой посодействовать в вопросе отмены знака, утратившего свою актуальность.

Автомобилисты мотивировали свою просьбу тем, что наличие знака никоим образом не влияет в нынешних условиях на дорожную обстановку в городском трафике, а людей продолжают штрафовать по сути просто «за отсутствие наклейки». К тому же, сам знак нередко мешает обзору водителя, чем в свою очередь создает опасность создания аварийной ситуации.

Напомним, что в действующем законодательстве за отсутствие опознавательного знака «шипы» на автомобиле с шипованной резиной, полагается штраф в размере 500 рублей (статья «Управление автомобилем с запрещенной неисправностью»).

Более того, доблестные сотрудники МВД, нередко штрафуют даже в тех случаях, когда знак есть, но изготовлен не по ГОСТу.


Опрос, проведенный сотрудниками ВОА среди автомобилистов РФ, доказывает, что наличие либо отсутствие знака никоим образом не влияет на аварийность на дорогах России. Это значит, что отмена знака «Шипы» не приведет в 2018 году к росту ДТП, а лишь уменьшит на единицу спектр пунктов, по которым можно оштрафовать водителя.

Почему знак «шипы» стал неактуален

Некогда специальное обозначение вводили с целью предупредить участников дорожного движения о том, что на впереди идущем авто установлена шипованная резина, а соответственно, его тормозной путь в условиях гололеда может оказаться значительно короче, чем автомобиля на классической зимней резине. Действительно, это утверждение актуально, если сравнивать два полностью идентичных авто. Но, в условиях плотного городского трафика, более весомыми при определении тормозного пути будут другие характеристики современных автомобилей, а именно:

  1. масса и конструкция авто;
  2. степень его загруженности;
  3. наличие дополнительных современных опций, обеспечивающих эффективное торможение и стабилизацию автомобиля;
  4. качество шин и степень износа.

Вывод очевиден – для обеспечения безопасного движения водителю достаточно адекватно оценивать дорожную ситуацию и выбирать дистанцию, учитывая особенности дорожного покрытия и погодных условий.


Большинство автомобилистов с одобрением встретили заявление заместителя министра внутренних дел РФ Михаила Ваничкина о том, что МВД действительно собирается отменить обязательный ныне знак «Шипы» уже в 2018 году.

Когда норма вступит в действие

Конкретной даты, с которой должны вступить в силу новые правила пока не назвали, ведь законопроект еще должен быть утвержден правительством. Поэтому всем, кто планирует переобуть авто в шипы уже в ближайшее время, стоит позаботиться о наличии соответствующего опознавательного знака.

Как только закон будет принят, мы первыми сообщим о том, что наклейку можно удалить со стекла вашего автомобиля. А пока надеемся, что это произойдет уже в ближайшее время, ведь согласно прогнозам синоптиков зима в этом году не заставит себя долго ждать, а для многих регионов вопрос перехода на шипованную резину уже сегодня крайне важен.


Знак шипы в России в 2019 году, последние новости:

По последнему постановлению правительства, с апреля прошлого года автомобильный инспектор может запретить использовать автомобиль с шипованной резиной, если на нем нет соответствующего знака. В таком случае в качестве наказания выписывается штраф в размере пятисот рублей.


Тем временем в сети комментировать заявления специалистов, которые отмечали, что знак не выполняет свою главную роль — не определяет тормозной путь машины, которая едет впереди. Потому водители могут не применять знак Шипы, даже если в протекторах их резины такие имеются.

Как бы там не было, в настоящее время правительство еще ничего не изменило и не известно, как скоро произойдут такие изменения, потому знак Шипы, как и ранее, нужно в обязательном порядке устанавливать на свою машину.

Если вы едете на шипованной резине, а соответствующего знака нет, инспектор имеет полное право оштрафовать вас за нарушение правил дорожного движения.


Сменившие летние шины на зимние автомобилисты в очередной раз задались вопросом: обязательно ли сейчас клеить знак «Шипы» на машину, штрафуют ли за его отсутствие и вообще насколько он полезен. В ГИБДД разъяснили свою позицию по этому поводу еще осенью 2018 года с опубликованием постановления правительства о внесении изменений в ПДД. Согласно документу, с 8 декабря 2018 г. знак «Шипы» не считается обязательным для нанесения на автомобили, оборудованные зимними шинами.

Ранее обязательство иметь такой знак на автомобиле с шипами было закреплено в пункте №8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения с момента их издания в 1993 году и до 2018 года эта норма не менялась. Теоретически водителей таких автомобилей инспекторы ГИБДД могли оштрафовать на 500 рублей. Однако в ведомстве негласно признавали, что сотрудники ГИБДД таких постановлений не оформляли, а потом и прямо заявили о том, что в силу развития технологий наклейка утратила свою актуальность.

«Внесенными изменениями исключена обязанность водителя устанавливать опознавательный знак «Шипы» на транспортные средства, имеющие шипованные шины. Знак «Шипы» потерял свою актуальность в связи с тем, что в настоящее время динамические характеристики движения транспортного средства в значительной мере определяются другими факторами: конструкцией транспортного средства, степенью его загруженности, наличием современных электронных систем, способствующих торможению/стабилизации», — рассказывали в ГИБДД.


Статьи 26 октября 2020 Знак «Шипы», штрафы и другое: о чем нужно помнить перед сменой резины

Таким образом, по оценке ведомства, установка этого знака на современных автомобилях не позволяет другим участникам движения однозначно судить о вероятном характере их движения, особенно в условиях неоднородного дорожного покрытия, характерного для зимних условий.


Знак «Шипы» был обязательным ровно один сезон, в 2017 году, но многие россияне были настолько перепуганы шансом получить штраф 500 рублей, что испытывают потребность клеить его и в 2020 году, отметил в разговоре с Autonewsпрезидент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

«Эта наклейка давно стала элементом декора без дополнительной смысловой нагрузки. Поэтому приобретать их могут разве что любители таких акцентов в дизайне своих автомобилей или желающие финансово поддержать производителей таких наклеек, — объяснил Шапарин. — Предупреждать в потоке о том, что используешь шипы, не имеет смысла, равно как и обсуждать этот вопрос с инспектором ДПС, ведь штраф за отсутствие наклейки уже много лет как отменен».

В феврале 2020 года в ГК «Автодор» предлагали сделать знак «Шипы» снова обязательном. Инициатива прозвучала в контексте обсуждения вариантов контроля за водителями, которые используют шипованную резину не по сезону и тем самым наносят серьезный вред дорожному покрытию. Дорожники предложили ввести штраф за неправильное использование покрышек и дать руководству регионов право самостоятельно определять сезон для «переобувки» автомобиля.


Идею тогда поддержали ведущие специалисты по дорожному строительству. К примеру, в РосдорНИИ высказали мнение, что разрешенную скорость для автомобилей с шипованными шинами на автомагистралях нужно снизить до 90 км/ч. Замглавы департамента ЖКХ Москвы Владимир Островский заявлял, что шипованная резина в Москве вовсе не нужна, так как дороги в городе хорошо убирают, а во влажную погоду их износ от шипов сильно увеличивается. По его словам, в связи с этим раз в три года в столице приходится менять верхний слой дорог.

В ГК «Автодор» говорили о проблеме шипов и ранее — в 2019 году госкомпания разработала и направила в Минтранс предложения по снижению негативного эффекта от шипов. Дорожники рассказывали, что считают нужным продлить запрет езды на шипах примерно на 75 дней. Речь идет исключительно о Центральном федеральном округе. В Южном и Северном федеральных округах такую практику предлагается внедрять отдельно. В зимний период «Автодор» предлагал задуматься об ограничении максимальной скорости движения транспорта с шипованными шинами до 70–80 км/ч на дорогах всех категорий.

Однако дальше предложений с тех пор не дошло. Так, Минтрансе посчитали невозможным продлить срок действия запрета на использование шипованной резины. Это объяснили значительной долей транзитных перевозок — грузовики во время поездки пересекают несколько климатических регионов и переобуваться каждый раз для них просто невозможно.

«Увеличение периода запрета использования шипованных шин не представляется возможным из-за наличия в транспортном потоке значительной доли транзитного автомобильного транспорта, пересекающего несколько климатических регионов. Разные погодно-климатические условия в таких регионах делают нецелесообразной установку единых жестких ограничений в части запрета на шипованные шины, а наличие различных требований влечет значительные издержки владельцев ТС», — рассказывали в Минтрансе.


Также в ведомстве называли нецелесообразным введение жестких ограничений по эксплуатации шипованной резины, поскольку во многих регионах ее применение полностью оправдано. «Зимой многие участки региональных дорог имеют уплотненный снежный покров, и коэффициент сцепления на нем ниже, чем на мокром асфальте. Движение на таких участках дорог без использования шипованной зимней резины будет существенно снижать безопасность и увеличивать риск возникновения аварийных ситуаций», — объясняли в Минтрансе.

Единых требований к смене резины с летней на зимнюю в России по понятной причине не существует. В ГИБДД начинают заранее предупреждать водителей о необходимости задуматься о «переобувке» с учетом климатических особенностей каждого региона. Однако в законодательстве указан крайней срок, после которого не летней резине ездить уже нельзя. Так, согласно Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», с 1 декабря все автомобилисты в России должны сменить летнюю резину на зимнюю — это могут быть шипованные покрышки или «липучки».

В России нельзя ездить на летней резине три месяца: в декабре, январе и феврале. При этом фактически никакого штрафа за нарушение этого правила в России нет. Однако в КоАП есть ст. 12.5. «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» — штраф за такое нарушение составляет 500 рублей.

Все эти предложения озвучили в Госдуме на "круглом столе", который прошел накануне. Инициатором выступила госкомпания "Автодор" и Комитет Госдумы по транспорту и строительству. Дорожники на шипованную резину жалуются давно. По их мнению, в образовании колейности на дорогах виновата именно она. В качестве аргумента приводится тот факт, что в первую очередь она появляется в левой полосе, где ездят легковые автомобили.

Как сообщает "КоммерсантЪ", РосдорНИИ, ежегодно власти РФ тратят на восстановление покрытия от 60 миллиардов до 220 миллиардов рублей. По данным Российского университета транспорта, 53 миллиарда рублей уходит на ремонт колейности, возникающей чаще всего из-за шипов. При этом шипованными шинами пользуются 25 миллионов автомобилистов.

Выступавшие предлагали меры одни другой круче: ограничить не только время использования шипованных шин, но и скорость передвижения на них. Дать регионам полномочия по установке периода использования шипов.

В частности, предлагалось провести эксперимент в Москве, где вовсе запретить использование шипованных шин.

Напомним, что идея введения штрафа за использование шин не по сезону звучит не впервые. Напомним, что в техническом регламенте Таможенного союза установлен запрет на использование зимней резины летом и летней зимой. Однако в Правила дорожного движения или в основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации эти положения не внесены. А поэтому не установлено и штрафов за это. Все дело в том, что в нашей широкой стране с огромным количеством климатических поясов очень сложно установить однозначные требования по применению зимних шин в тот или другой период времени.

Можно, конечно, отдать это на откуп региональным властям. Но люди у нас перемещаются из одного региона в другой и обратно. Если водитель едет из Нижнего Тагила в Сочи, ему везти с собой дополнительный комплект шин, чтобы менять по дороге в зависимости от того, по какому региону он проезжает?

Впрочем, в Госавтоинспекции поддерживают предложение о введении штрафа за использование шин не по сезону. Ведь очень часто грузовики и автобусы зимой передвигаются на летних покрышках, чем создают проблемы на дорогах для других водителей, а зачастую и аварийные ситуации.

Что же касается того, что колейность появляется только из-за использования шипов - вопрос дискуссионный. Чтобы это утверждать, необходимо просчитать нагрузку на дорожное полотно в каждом ряду в соответствии с интенсивностью движения. Понятно, что в левом ряду двигаются в основном легковушки. Но их проезжает там гораздо больше, чем грузовиков по правым полосам, и проезжают они с более высокими скоростями. Так что колейность с большей вероятностью образуется именно из-за нагрузки на дорожное полотно. Да, шипы тоже повреждают полотно. Но это в первую очередь безопасность водителей. Ведь они не только по Москве ездят, но и за город выезжают, а там без шипов никак.

Читайте также: