Почему лопаются спицы на заднем колесе велосипеда

Опубликовано: 02.05.2024

На различных велофорумах это одна из самых обсуждаемых тем. И зачастую, очень сложно найти какой-то конструктивный, а главное понятный ответ. Так почему же у одних колеса проходят десятки тысяч км без единой замены спиц, а другие вынуждены менять спицы чуть ли не после каждого заезда?

Большие отверстия во фланцах

Это касается только J-образных спиц. У большинства производителей диаметр спицы в месте контакта с фланцем втулки около 2 мм. Если само отверстие не на много больше, то все в порядке. Однако, в том случае, когда диаметр отверстия 2,3-2,5 мм, или больше, во время эксплуатации головка спицы начнет перемещаться во фланце. Под воздействием постоянных ударов материал устанет, что в дальнейшем приведет к разлому спицы. Так как в такой ситуации основная нагрузка приходится на область головки, разлом происходит именно там.

Проблема решается установкой специальных шайб. После этого у спицы не останется места для перемещения в отверстиях фланца. Обычно такие шайбочки изготавливаются из латуни.

Натяжение спиц

Все спицы должны быть одинаково натянуты. Конечно, при абсолютно равномерном натяжении вряд ли удастся сохранить прямой обод, поэтому какая-то разность в натяжении будет присутствовать. Во всяком случае, отличия должны быть минимально возможными. Если одну спицу закрутить, к примеру, с натягом в 100 кг, а другую на 60 кг, то долго на таком колесе проехать не удастся. При ударах спица может и не сломается, но рано или поздно она открутится и вылетит.

Ну и само натяжение должно быть большое. Чем больше, тем лучше. Только важно учесть максимально допустимое напряжение втулок и ободьев. Дело в том, что слабо натянутая спица, опять же, будет «играть» в отверстиях фланца втулки. К тому же, со слабо затянутыми спицами, потеряется жесткость колеса и его прочность, что приведет к «яйцам» и «восьмеркам».

Материал ниппелей

Довольно редко причина поломок кроется в материале ниппелей, но все же и такое бывает. В основном, ниппели производят либо из латуни, либо из алюминия. Латунные более жесткие, чем алюминиевые. И если вы используете спицы с малым диаметром по краям, например, 1,8 мм или меньше, то ниппель из латуни, в принципе, способен ее сломать при сильном ударе. Переход на алюминиевые ниппели может решить данную проблему. Но важно понимать, что и здесь есть свои нюансы. Во-первых, алюминий не имеет большую коррозионную устойчивость, поэтому для всепогодных условий такой материал плохо подходит. В этом случае резьба спицы может покрыться коррозией и потерять прочность. Во-вторых, спицы отлично прикипают к алю ниппелям, из-за чего снижается ремонтопригодность колеса. Чтобы этого избежать, придется периодически заниматься протяжкой.

Диаметр спиц

Этот показатель приобретает бОльшую важность, при сильных нагрузках. Если вы много весите, или увлекаетесь туризмом, где приходится сильно нагружать байк, или же привыкли гонять по жесткому бездорожью с постоянной трясучкой. То спицы с малым поперечным сечением могут просто не выдерживать предлагаемых нагрузок. Малым диаметром можно считать 1,5-1,6 мм в средней части спицы. Еще один важный момент касается баттинга. Баттированные спицы, как правило, более гибкие. Колесо с ними менее жесткое, зато амортизационные качества будут лучше, чем у спиц с постоянным сечением. Колесо на спицах с постоянным сечением жестче и отзывчивее, но в случае сильного удара оно не будет так амортизировать, как на баттированных спицах, и вместо того, чтобы согнуться, спицы могут лопнуть.

Производитель

Хоть все спицы очень похожи друг на друга, по прочностным характеристикам отличия бывают очень существенными. Иногда сама причина и кроется в низком качестве изделия. Дешевые спицы могут со временем растягиваться, что приводит к невозможности ремонта колеса. Также они быстрее накапливают усталость.

Дополнительно

При спицовке колес некоторые используют смазки для ниппелей. Трудно сказать, есть ли в этом толк. Возможно, с алю ниппелями имеет смысл проделать этот трюк, в виду слабой устойчивости алюминия к коррозии.

В случае поломки, замените спицу той же самой модели и длинны. Ну и на самих спицах лучше не скупиться. Различные «базарные» варианты будут сильно уступать качественным фирмовым спицам по всем параметрам, за исключением цены, конечно.

И последнее – не забывайте протягивать спицы. Каждый производитель колес рекомендует повторять эту процедуру раз в несколько тыс. км в зависимости от качества самих колес.

Если вы с чем-то не согласны, или вам показалось, что в статье что-то упущено, пишите об этом в комментариях!)

Обрыв велосипедных спиц и ремонт своими руками

Спицы велосипеда – традиционные детали классической двухколесной техники. Этими элементами обода велосипедного колеса воспринимается нагрузка и передаётся мощность от ступицы непосредственно к ободу. Случайное обслуживание и незапланированный общий осмотр велосипедных колёс, как правило, выявляют дефектные велосипедные спицы. Поэтому рекомендуется выполнять подобные действия не время от времени, а периодически.

Дефекты велосипедных спиц

Однако даже если велосипедисту не удалось услышать звук слома, дефект даёт о себе знать нестабильностью хода колеса. Частые сломы велосипедных спиц отмечаются в движении на большой скорости, когда колесо велосипеда неожиданно попадете на выбоину.

Оборванная велосипедная спица

Обрыв стержня в области резьбы, на которую накручивается ниппель. Подобного рода дефекты случаются нечасто. Чаще происходит обрыв в области ступицы, где стержень имеет загиб под углом

При таком дефекте эксплуатировать велосипед длительное время не рекомендуется, так как дисбаланс на спицах в целом, образующийся по причине повреждения даже только одной штанги, становится очевидным явлением. По возможности, желательно как можно скорее заменить повреждённую спицу новой.

Устройство велосипедной спицы

Эта деталь отличается простейшим исполнением – представляет собой относительно тонкий (2,032 мм) металлический стержень. Традиционными материалами, на основе которых делаются велосипедные спицы, выступают:

  • алюминий,
  • сталь,
  • титан.

Стальные изделия, как правило, обрабатываются дополнительно никелем или хромом (защита от коррозии). Конструктивно этот элемент на одном конце имеет резьбу, тогда как другой конец содержит головку и загнут примерно под углом 90º.

Структура велосипедных спиц

На практике используются модификации разного типа: А – традиционное исполнение в комплекте с ниппелем, где шток имеет неизменное сечение по всей длине; B, С – варианты исполнения со стороны головки с переменным сечением штока

Когда спица монтируется на колесо, стержень просовывается в отверстие ступицы и протягивается в сторону обода. За счёт угла загиба и головки происходит фиксация одного конца металлического стержня на ступице, тогда как второй конец стержня с нарезанной резьбой вставляется в отверстие на ободе колеса.

На ободе колеса крепление осуществляется при помощи специального ниппеля – компонента, который накручивается на стержень спицы и упирается в основание обода колеса. Для широко распространенных спицных стержней сечением 2,032 мм – используется 14 размер ниппеля.

Для накручивания ниппеля используется ключ, получивший название «спицной». Затяжка всех спиц колеса, как правило, выполняется таким ключом равномерно, чтобы в конечном итоге получить такое же равномерное распределение нагрузки по ободу колеса.

Какие применяются спицы?

Существуют два вида исполнения спиц велосипедного колеса:

  1. Прямой формы.
  2. Непрямой формы.

Первая модификация считается наиболее распространённой и отличается более высокой степенью прочности, если сравнивать с модификацией второго вида.

Обычное исполнение велосипедных спиц предполагает постоянство сечения металлического стержня. Между тем существуют изделия, где отмечается наличие переменного сечения:

  • с одиночным стыком,
  • с двойным стыком,
  • с тройным стыком,
  • аэродинамические эллипсовидные,
  • аэродинамические с плоским или каплевидным профилем.

Скалер универсальный 3663
USB 3.0 Adapter 8 in 1 Type C HUB Dock
Батарея перезаряжаемая 3.7В 3300 мAч

Что делать, если случился разлом?

Спицы велосипеда чаще всего разрываются в точке, где головка стержня упирается в диск ступицы велосипедного колеса. Свою негативную роль здесь исполняет изогнутое состояние стержня, определяющее наиболее слабую часть конструкции.

Ремонт оборванной спицы

Замена дефектной штанги новым элементом. Обычно для производства подобных работ требуется демонтировать колесо и снимать компоненты шины, чтобы добраться до ниппелей обода

Если случился обрыв, необходимо прекратить езду, сойти с велосипеда и внимательно осмотреть колесо. Следует убедиться, что сломанная велосипедная спица не контактирует с рамой или цепью в момент вращения колеса.

Сломанный экземпляр необходимо надежно закрепить, например, к соседней спице или полностью открутить от ниппеля и удалить.

Ремонт дома своими руками

Самым простым видится ремонт своими руками на переднем велосипедном колесе или на стороне, удаленной от привода (цепи и звездочек) заднего колеса велосипеда. Однако в любом случае колесо нужно демонтировать и освобождать от шин.

Процедура замены обычно выглядит так:

Вот, собственно, и вся работа. На замену одной дефектной велосипедной спицы требуются не больше 30 минут времени.

Правда, если обрыв произошёл в зоне близко расположенной к велосипедному приводу, могут появиться дополнительные трудности, связанные с разборкой велосипедных компонентов.

Схема расположения спиц велосипеда

Традиционная схема так называемой «спицовки», показывающая взаимное расположение и последовательность установки. В случае замены поврежденного элемента необходимо руководствоваться этой схемой, если только не предусматривается иной вариант конфигурации

Выполняя описанные действия по замене, следует придерживаться схемы расположения (спицовки) стержней внутри обода велосипедного колеса.

Такая схема предусматривает порядок взаимного расположения стержней относительно ступицы и обода колеса велосипеда.

Традиционно применяется «двухперекрёстная» велосипедная спицовка, когда один стержень входит в перекрестие с тремя другими, принадлежащими одному фланцу.

Кондиционер автомобильный: описание главных деталей схемы холодильной установки

Кондиционер автомобильный: описание главных деталей схемы холодильной установки

Ударный гайковёрт: беспроводные инструменты ТОП-5 для винтовых соединений

Ударный гайковёрт: беспроводные инструменты ТОП-5 для винтовых соединений

Реле протока воды устройство принцип действия применение

Реле протока воды устройство принцип действия применение

КРАТКИЙ БРИФИНГ

Что-то в последнее время у меня резко чаще стали спицы рваться. Вроде как раз купил обод новый, в Бaйк-Центре, двухслойный, даже с вставками в отверстия спиц, собрал, вывел восьмерки и радиальные биения в 0.5 мм. Наощупь вроде натяг спиц одинаковый сделал тоже. Сначала нормально ездило все, не рвалось. Потом подтянул все спицы на 1/4 оборота, ибо натяг был заметно слабее, чем у жены на колесе Stern, собранном на заводе. Через некоторое время нашел 2 порванные спицы, заменил.

Сегодня встал в 6 утра, думаю, разомнусь, заодно поищу для дочки хорошую дорогу в Агроном (вернее, дачи по другую сторону жд от Агронома), где ее подружка живет, давно она просит туда съездить. Доехал до конца этого поселка, смотрю, что-то отражатель на колесе перекосился. Присмотрелся - 2 спиц нет, одна слева, и одна справа. Поехал назад через Сортировочную станцию, периодически слышу характерные хлопки обрывающихся спиц. Причем, последний хлопок на гладком асфальте в одном квартале от дома! Подъезжая к дому заметил, велосипед гуляет. Слез, и вправду, заднее колесо совершенно ватное. Итого 6 (ШЕСТЬ. ) спиц за одну поездку в 37.5 км.

Что интересно, по колесу порванные спицы расположены довольно равномерно. Только в одном месте 2 спицы подряд (считая по ободу) порвалися. У остальных спиц сильно ослаб натяг.

Еще, что странно, за всю мою жизнь и на одном велосипеде я не рвал спицы и не прокалывал переднее колесо. Зато на всех велосипедах задние колеса прокалывались десятки раз и спицы одна в 20-50 км в среднем рвется . Сегодня одной даже мне не хватило, оставил дырку с левой стороны, чтобы вставить можно было не снимая колеса ее. Поеду в магазин завтра, опять прикуплю штук 20.

Вот и вопросы у меня:

1. Это у всех так, или я один такой?

2. Я покупаю неправильные спицы? Какие тогда правильные? Сталь нужна другая, или надо брать диаметром 2.5 мм? А такие влезут в мой обод и втулку? Рассверлить там можно (с учетом того, что в ободе вставки есть в отверстия для спиц довольно тонкостенные)?

3. Я как-то неправильно собрал колесо? Не скажу, что до моей сборки они у меня не рвались совсем, тоже менял постоянно. Но не по 6 штук за раз, не более чем по 2 штуки! Собирал колесо я точно так же, как оно было собрано до меня. Натяг старался делать, как на переднем колесе (правда, прибора мерить натяг нет, все наощупь только). Восьмерки и биения в пределах 0.5 мм, обод точно новый и ровный.

Я вот уже думаю, может, показать мне свое колесо какому-то спецу в это области? Вдруг я какой-то косяк не вижу в нем? Но я никаких таких спецов не знаю в Краснодаре пока. А покупать измеритель натяга спиц за 5 тыр пока выделить деньги из бюджета нет возможности тоже .

А может вешу я слишком много для этого велосипеда? Так и без того за последний месяц похудел со 107 до 97, а спицы наоборот стали рваться даже чаще.

spici-kupit

Начну с того, то все спицы обеспечивают основную функцию соединения ступицы с ободом. Порой может показаться, что спицы подвергаются лишь статическому напряжению, но это совсем не так. Простая статическая функция крепления обода ко втулке становится гораздо более сложной, когда мы рассматриваем динамические модели нагрузки на велосипедное колесо. А именно: ударная нагрузка на колесо вследствие неровностей дороги (выбоины, ямы), мощность крутящего момента колеса, влияние силы дискового тормоза на колесо, боковые удары на колесо, вес велосипедиста и груза, который перевозит велосипед.

Спицы ведут себя подобно крепежным болтам, растягиваясь под напряжением и используя энергию, удерживаемую в материале, чтобы противостоять сложным динамическим нагрузкам. Поэтому к выбору велосипедных спиц следует относиться настолько же внимательно, как к выбору велосипедных втулок и ободов.

Почему ломаются, лопаются и вылетают велосипедные спицы?

Для начала хотелось бы поговорить о причинах, по которым лопаются велосипедные спицы, тем самым доставляя много хлопот владельцам велосипедов. Ведь для замены спиц или даже одной спицы придется снимать покрышку, тормозной диск и кассету задних звезд, а далее ставить колесо на станок и, по сути, заново проверять равномерность натяжения всех спиц, убирая при этом восьмерки и яйцевидные неровности. (Позволю себе заметить, что забавно смотрятся на экранах мониторов некоторые YouTube-блогеры, которые правят колесо, не снимая покрышку с обода: видимо, они совсем забыли, что помимо восьмерок бывают еще и яйцевидные неровности.)

Часто, когда мне приносят колеса на переспицовку или замену вылетевших спиц, я вижу, что спицы слишком коротки для данной втулки и обода; отсюда создается излишнее напряжение, и спицы лопаются. Часто причиной поломанной спицы может стать цепь, попавшая в зазор между кассетой и правым фланцем втулки и «слизавшая» часть металла у спицы перед самой ее шляпкой.


Основные виды велосипедных спиц

Производителей качественных велосипедных спиц на самом деле много, и это не только распиаренные фирмы DT SWISS и Sapim. Но все более или менее качественные производители производят, по сути дела, одинаковые модели спиц, различающиеся лишь толщиной сечения, немного весом и ценой.

Обычные прямые спицы

Спицы с баттингом (переменным сечением)


Аэродинамические плоские спицы


Разная форма спиц

j-bend-straight-pull


Цветные спицы для колеса

Спицы обычно бывают двух видов: анодированные в черный цвет или обычные серебристые. Какие лучше выбрать? За 15 лет работы с различными колесами я заметил, что черные спицы более предпочтительны, чем серебристые. Их меньше подделывают, они более стойкие к воздействию окружающей среды и реже выпадают. Из минусов, опять же, цена: такие спицы немного дороже, чем серебристые. Почти все мои колеса собраны на черных спицах, и все они работают без проблем.

Есть также спицы и других цветов, но обычно они уже не анодированы, а покрашены порошковой краской. Одни колеса у меня собраны на красных дорогих спицах фирмы cn spoke и служат уже пару сезонов, правда, покраска сама по себе штука менее стойкая, чем анодировка. Вам, скорее всего, придется выбирать между серебристыми спицами и черными. Я советую брать все-таки черные. Они очень хорошо смотрятся и процент брака таких спиц ниже. Анодирование (процесс, при котором образуется защитно-декоративная оксидная пленка на поверхности) в целом очень хорошо влияет на свойства спицы, поэтому черные спицы более долговечны, что и показывает мой опыт.


Количество спиц: 36, 32 или 28?

Материалы изготовления спиц


Производители велосипедных спиц

Спицы DT Swiss отзыв и обзор

По всей видимости, последние годы компания производит основное количество своих спиц в Китае. Отсюда падает контроль качества продукции. Именно этим и можно объяснить лопнувшие спицы моделей dt swiss competition и dt swiss champion, с которыми мне время от времени приходится сталкиваться. Спицы Dt swiss иногда и подделываются. Подделку можно различить по некачественной упаковке и несколько иной маркировке спиц на головке. Слева на фото точно оригинал, а вот справа вероятнее всего подделка.

_dt-swiss-poddelka

Основные модели спиц Dt swiss: Champion (сечение 2.0), Competition (сечение 2.0-1.8-2.0), Revolution (2.0-1.5-2.0), Alpine (2.3-2.0-2.0).


Спицы Sapim отзыв и обзор

Основные модели cпиц Sapim: Leader (сечение 2.0), Strong (2.3-2.0), Race (2.0-1.8-2.0), Laser (2.0-1.5-2.0), D-light (2.0-1.65-2.0), плоские спицы X-ray (2.2-0.9-2.0).


sapim-spokes


Спицы Wheelsmith отзыв и обзор


Спицы Cn spoke отзыв и обзор


Спицы Pillar отзыв и обзор


Спицы Rodi отзыв и обзор

Спицы других фирм


Какие спицы самые прочные?

Поэтому для сборки крепкого и надежного колеса можно брать спицы одной толщины. Кончено, можно потратиться не более «толстые» спицы типа Sapim strong или Dt swiss alpine, чья толщина у шляпки 2,3 мм вместо 2,0, но существенного выигрыша в надежности колеса вам это не даст.

Баттированные спицы. Стоит ли покупать?

За счет своей меньшей толщины и возможности гасить колебания от неровностей дорожного покрытия, в спицах переменного сечения нагрузка на шляпку и резьбовую часть чуть меньше, чем у спиц с постоянным сечением. Но увы такие спицы легко повредить именно посередине. Никогда не забуду, как мы снимали велосипеды с третьей полки плацкарта: колеса зацепились за педали, и после попытки резко вытащить один из велосипедов тонкие баттированные спицы порвались именно посередке.

Маркировка велосипедных спиц

(American Classic, США)

Хорошие спицы встречались мне на дорожных американских велосипедах вначале нулевых годов.

Вполне себе рабочие спицы, качество неплохое, самые дешевые модели лучше избегать.

Данные спицы я часто встречал на велосипедах фирмы Giant. Наблюдал и лопнувшие, но в целом вполне себе неплохой продукт.

(DT Swiss, Швейцария)

Швейцарское качество, проверенное временем. Последние годы производятся в Китае, вследствие чего качество немного упало.

Несколько раз встречал данные спицы на велосипедах Colnago, Sintesi. Судя по всему, добротное качество.

(Hoshi Industries, Япония)

Интересные спицы. Встречались мне на велосипедах середины 90-х годов, сделанных в США.

Сама по себе фирма солидная, производящая дорогие компоненты. Уверен, что качество данных спиц на высоте.

Весьма распространенные спицы в наши дни с неплохим качеством исполнения. Бывают партии с браком.

Одни из немногих спиц, которые изготовлены в Англии. Встречал на древнем велосипеде начала 80-х годов это же фирмы.

Производятся на одном заводе с фирмой Pillar. В целом нормальное качество, ставятся на многие велосипеды. Впрочем, лопнувшие экземпляры мне тоже попадались.

Ни разу не встречал их ни на одном велосипеде Schwinn

Производятся в Азии. Встречаются часто на велосипедах различных марок. Качество от хорошего до откровенно неважного.

Производятся в Азии

Интересные спицы, встречались мне пару раз на американских велосипедах Gary Fischer, проблем с ними не было.

Встречались мне пару раз, пробег велосипеда был солидный, проблем с ними не было.

Встречал много раз на разных недорогих велосипедах. Качество неважное, постоянно лопаются.

Данные спицы встречал аж 3 раза. Марки велосипедов не помню, но это были среднебюджетные модели с небольшим пробегом.

Марка принадлежит компании Hayes. Хорошие спицы, на них можно собирать вполне себе достойные колеса. Бывает, что лопаются, но в целом качество хорошее.

Часто встречаются на велосипедах фирм Marin и Rocky Mountain. Вполне себе добротные спицы. Иногда можно найти в открытой продаже. Стоят на колесах Димы Ховрина. Сезон жесткого туризма пережили без проблем.

Используется маркировка фирмы Berg (WWS является наследником Berg и Berg-Union)

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

вкл выкл

  • Создать тему Редактировать тему
  • Задать вопрос Редактировать вопрос
  • Дать объявление Дать объявление

Постоянно ломаю спицы на заднем колесе.

teleden, +9 28 мая 2015

Вини искусство требует жертв!

gonshik, 0 28 мая 2015

Можно было сделать дешевле.

Vini75, 0 28 мая 2015

tmtt, 0 29 мая 2015

3мм я спицую в обычный вело-обод, спицы 360руб за комплект а обод 600руб в сокольниках, супер пупер китайский бренд Rainbow. Внезапно квадратный профиль оказался самым прочным. До этого высокостенный обод того же бренда потрескался у меня в районе ниппелей, а этот квадратный уже почти год держится! Естественно под 3мм спицы обод надо подрассверлить, все 36 дырок.

tmtt, 0 29 мая 2015

Не понимаю эту моду писать 10руб вместо 10000руб. Реально же вводит в заблуждение

tmtt, 0 29 мая 2015

вот я написал что обод стоит 600руб, это не 600 000руб, а именно 600 руб, одна купюра 500руб + одна купюра 100руб

прекратите уже тысячи заменять на просто рубли это же бред

StoRm, 0 29 мая 2015

это больше чем бред, это бред превращенный в бренд))

zebr, 0 30 мая 2015

gonshik а как? в смысле дешевле

Vini75, 0 10 июля 2015

http://katushkin.ru/imgcache2/photo-580x350/76/5d/10b898b73714826694c0f92a82e3-567684.jpg

Гумно Ваши Мавики!

AV, милый АB, 0 10 июля 2015

Vini75, 0 10 июля 2015

Сам худей, хорошего человека должно быть много.

Kaban, 0 10 июля 2015

Чем толще чел,тем большая вероятность поломок

Andreas_Dreher, 0 10 июля 2015

Vini75, 0 10 июля 2015

Во-во я за три месяца ужо 4500 накатал на своём, эти колеса прошли 1400 км.

Andreas_Dreher, 0 10 июля 2015

AV, милый АB, 0 10 июля 2015

Андрей, подозреваю ты просто "матрас".

Vini75, 0 10 июля 2015

AV, милый АB, 0 10 июля 2015

Раньше ты был чуточку тоньше и стройнее.

AV, милый АB, 0 10 июля 2015

http://www.vothouse.ru/img/mult/20120614/04.jpg

Andreas_Dreher, 0 10 июля 2015

милый АВ-не ставлю себе целью размудохать вел,устраивая из каждой катушки краш-тест))

Читайте также: