Почему опасно ездить на автомобиле если стерся рельефный рисунок на колесах

Опубликовано: 18.05.2024

В статье поговорим про изношенные шины — чем они опасны и как их поведение на сухой и мокрой дороге влияет на управляемость и тормозной путь автомобиля. Когда стоит менять старые покрышки на новые?

ПОВЕДЕНИЕ НА СУХОЙ ДОРОГЕ

Оговоримся, что будем оценивать изношенные шины по сравнению с новыми, когда глубина протектора достигает 3,7-4,0 мм. Протектор новых покрышек имеет глубину около 8-10 мм, т.е. шины износились примерно наполовину. Сначала проверим, как изменяться эксплуатационные качества шин на сухой дороге.

Если сравнивать с новыми, то изношенные шины не потеряли ни в динамике, ни в торможении. Разница измерений достигает всего 1-2 процента, что можно списать на погрешность измерений. Если измерить управляемость на изношенных шинах, то на некоторых моделях она лучше, чем на новых. Т.е. изношенные покрышки лучше управляются на сухом асфальте.

Почему так происходит? Это можно объяснить, что протектор изношенных покрышек уменьшился, по своим свойствам они больше походят на гоночные «слики». Но опять же, разница по сравнению с новыми шинами — минимальна, и почувствовать её обычный автолюбитель не сможет. А значит говорить об лучшей управляемости не стоит.

С другой стороны — при резком торможении, максимальном разгоне или в повороте на сухой дороге между шиной и асфальтом появляются продукты износа. А так как протектор минимален, то канавок для их отвода нет, сцепление покрышки с дорогой падает. Особенно при эксплуатации шины в предельных режимах и на высокой скорости.

ПОВЕДЕНИЕ НА МОКРОЙ ДОРОГЕ

Тут многих автолюбителей ждёт сюрприз. Например, новые шины при «аквапланировании» всплывают при скорости автомобиля 74-76 км/ч. А изношенные — при 66 км/ч! Т.е. разница существенна. Это происходит по тому, что уменьшенный протектор хуже справляется с большим отводом воды из пятна контакта шины с дорогой. При езде в дождь это можно почувствовать лично — когда машина начинает раньше всплывать при проезде луж и хуже управляться.

Что такое «аквапланирование»? Это когда автомобиль на скорости попал в большую лужу и на время потерял сцепление с дорогой, т.е. он становится полностью неуправляемым.
Если говорить о торможении на мокрой дороге, то разница между новыми и б/у шинами не столь существенна. На результаты влияет не только рисунок и глубина протектора, но и состав резиновой смеси. На практике, разница в торможении со скорости 80 км/ч на изношенных покрышках может достигать 4 метров! Это много. Это объясняется, что старые шины должны пробить миллиметровой слой воды при торможении на мокрой дороге, а новый протектор с большим числом канавок и отводов лучше выполняет эту работу.

Если говорить про управляемость, то разница между новыми и изношенными шинами достигает всего 3%. Например, при торможении на мокрой дороге разница может достигать 10 процентов. Это в теории, а на практике ситуация другая. Когда едешь на новых покрышках, то мелкие лужи почти не заметны, эффекта «аквапланирования» не чувствуется. На изношенных шинах заметно всплывание машины на лужах, особенно если их глубина немаленькая. Т.е. получается — на новых, неизношенных шинах управлять автомобилем лучше и безопаснее.

Эксплуатация автомобиля с изношенными шинами может преподнести неожиданные сюрпризы для автолюбителей. Это надо учитывать, особенно при вождении в дождь. И чем меньше протектор шины — тем критичней может «обернуться» ситуация. Так что, эксплуатация «лысых» покрышек опасна.

Когда менять старые покрышки на новые? В Правилах Дорожного Движения указан предельно допустимый износ протектора шины. И для его измерения нужен прибор по типу линейки, который измеряет глубину протектора. На практике, при наличии индикатора износа на шине — руководствоваться нужно именно им.

Существует достаточно обширная категория автовладельцев, которые предпочитают эксплуатировать автомобильную резину практически до тех пор, пока, буквально, из нее «корд не полезет». Это очень опасно не только для самого «экономиста», но и для всех, с кем рядом от ездит. «Лысой» покрышку традиционно называют тогда, когда ее протектор изнашивается до минимального уровня или колесо вовсе превращается в аналог гоночного «слика» — если от рисунка не остается даже следа. Поскольку именно от конфигурации рисунка протектора во многом зависит сцепление машины с дорогой, «лысая» резина будет хуже держать машину как в поворотах, так и на прямой. Отсылы к использованию в гонках той же Формулы 1 «сликов» в качестве оправданности применения резины со стершимся рисунком в теплую и сухую погоду не вполне корректны. Хотя бы потому, что гоночные покрышки делают из специальных сортов резины. К тому же подвеска болида «слегка» получше держится за дорогу, и аэродинамика кузова гоночной машины такова, что набегающий поток воздуха гораздо в большей мере прижимает ее к асфальту, нежели аналогичные силы воздействуют на обычную машину.
А в непогоду, например в дождь, изношенная резина становится уже совсем опасной. Ведь именно благодаря протектору отводится вода из-под колеса. Прослойка же воды или грязи между резиной покрышки и асфальтом приводит к полной потере сцепления колеса с дорогой. На практике это может обернуться не только набившим оскомину аквапланированием. Из-за «лысой» резины машина может, например, даже в безобидном плавном повороте повороте поехать прямо в кювет, не реагируя на манипуляции рулем. Она также сильно увеличивает тормозной путь, что грозит аварией практически на пустом месте. Кроме того, «облысение» резины тянет за собой такое неизбежное следствие как снижение прочности колеса. Для изношенной покрышки может стать фатальным даже наезд на небольшой бугорок асфальта или по-настоящему резкий маневр. От этого она может внезапно лопнуть на ходу. В любом случае, стершийся протектор шины резко увеличивает вероятность ДТП. Если прикинуть лишь финансовый урон от возможной аварии, то замена всего комплекта «лысых» колес на новенькие превращается в невероятно выгодное вложение денег.
В заключение нельзя не упомянуть об «опасности» штрафных санкций за езду на чрезмерно изношенных покрышках. Согласно Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, действующим на территории Таможенного союза, для легковых машин и микроавтобусов минимальная глубина протектора колеса установлена на уровне 1,6 мм. Для грузовых авто — 1 мм, для крупногабаритных автобусов — 2 мм, а для мотоциклетного транспорта — 0,8 мм. Ее, в принципе, может проконтролировать любой патрульный ДПС, прошедший обучение на инспектора транспортного технадзора.
Если он обнаружит превышение степени износа покрышек, то водитель может получить в руки протокол по части 1 статьи 12.5 КоАП — за «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена». Кара в этой статье Кодекса прописана просто «страшная» — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Во время эксплуатации автомобильные покрышки начинают постепенно изнашиваться и приходить в непригодность. Срок службы шин во многом зависит от стиля вождения и условий использования. Однако в данном случае требуется обязательно своевременно определить износ резины и произвести её замену.

Как определить, что шины пора менять?

Чтобы осуществить данные манипуляции, возможно, применить несколько методов.

На шинах может присутствовать цветовой индикатор. По нему можно определить высоту протектора. Со временем одни цифры на данном индикаторе стираются, а другие проявляются. Поэтому при визуальном осмотре шины автовладелец всегда сможет понять, насколько она изношена.

Однако наиболее часто на покрышках встречается индикатор износа. Он находится в канавке протектора и имеет размеры до двух миллиметров. Пришла пора менять шины, если протектор по высоте такой же, как и этот индикатор.

Кроме этого, если заранее приобрести специальный набор для измерения высоты протектора, то получится следить за состоянием покрышек. В результате при необходимости удастся их своевременно заменить.

Что может произойти с сильно изношенной резиной?

Если передвигаться на автомобиле с лысыми шинами по сухому асфальту, изменений водитель не ощутит. Так как снижается сопротивление качению, можно обнаружить даже меньший расход потребляемого автомобилем топлива.

Однако никто не знает, как себя могут повести покрышки со стёртым протектором при езде на высокой скорости. Стоит понимать, что это в первую очередь небезопасно, и при быстром разгоне либо торможении покрышка может попросту лопнуть. О последствиях в данном случае можно лишь догадываться. Но скорее всего они будут достаточно печальными.

Что касается езды по мокрой дороге, то здесь лысые шины покажут свои "характеристики". Такие покрышки очень склонны к аквапланированию. Все объясняется тем, что стёртый протектор не в состоянии выводить воду из пятна контакта.

Во время передвижения по заснеженной трассе тормозной путь автомобиля с лысыми шинами увеличивается. А самое страшное, транспортное средство становится неуправляемым.

Еще можно различить рисунок протектора, значит пока буду ездить. Знакомые рассуждения? Чтобы наглядно показать, насколько опасен такой подход, экспертная группа ЗР вместе со специалистами компании Continental провела серию тестов. Задача стояла простая — оценить, как влияет глубина рисунка протектора шин на их сцепные свойства на заснеженной дороге. В качестве подопытных выбрали фрикционные зимние шины Continental WinterContact TS 860 наиболее массовой размерности 205/55 R16.

Чтобы понять, как изменяется поведение шин в процессе эксплуатации, достаточно двух упражнений для оценки продольного сцепления. На укатанном снегу фиксируем дистанцию разгона от 0 до 40 км/ч. А потом с тех же сорокá тормозим до полной остановки. Все замеры выполняем с включенными антиблокировочной и противобуксовочной системами. Сначала прогоняем шины с глубиной рисунка протектора 8 мм. Потом — такие же покрышки, но со срезанным протектором до остаточной глубины 4 мм и 2 мм.

Посмотрим на результаты. Снижение глубины до 4 мм (такое предельно допустимое значение для зимних шин устанавливает пункт 5.6.3 приложения № 8 к Техническому регламенту Таможенного союза) ухудшает сцепные свойства шин на снегу примерно на 10%. А при остаточной глубине протектора 2 мм (эксплуатация таких зимних шин запрещена законом!) сцепление падает еще на столько же. Суммарное снижение эффективности относительно новых шин — более чем на 20 процентов!

Даже при замедлении с 40 км/ч тормозной путь на изношенных покрышках увеличивается более чем на три метра. А ведь по зимним трассам мы ездим куда быстрее. И чем выше скорость, тем значительнее разница в сцепных свойствах между новой шиной и старой.

Важно учесть, что для наших испытаний протектор был срезан и основные свойства резиновой смеси сохранились, как говорят в подобных случаях, в первозданном виде, - а во время эксплуатации резина от пробега и возраста высыхает, теряет эластичность, становится жестче, поэтому в реальной жизни снижение сцепления по мере уменьшения глубины протектора будет еще значительнее. Опыт шинников подсказывает, что старение протектора еще на 5–7% ухудшает показатели, полученные нами в этом тесте.

Вывод очевиден: хотите ездить по зимним дорогам уверенно и безопасно — меняйте шины сразу же после того, как глубина протектора сократится до 4 мм. Не надо «донашивать обноски», такая экономия может выйти боком.

Опасные последствия езды на потертых шинах

Каждого водителя тревожит тот момент, когда надо менять шину на автомобиле. Замена шины должна производится не только летом и зимой, но и тогда, когда шина уже совсем износилась, так если не поменять такую шину вовремя она влечет за собой серьезные последствия.

Но бывают такие водители, которые даже при износе шины, все равно продолжают ездить на ней. Многие водители продолжают водить автомобиль на изношенных шинах.

Чтобы вовремя начать менять шину, хочу рассказать, чем грозит такое безответственное поведение для водителя. Так как не до конца стертая шина, опаснее чем лысая.

Как определить износ шин

Для того чтоб было хорошее сцепление у автомобиля с дорогой для этого и одевают шину.

Опасные последствия езды на потертых шинах

Из – за этого если шина уже начала стираться, то в дальнейшем во время езды могут возникнуть серьезные проблемы, т.е. машина может стать практически неуправляемой, особенно в тот момент, когда водитель начинает совершать маневры или даже просто поворачивая.

Если на улице зима, то протертая шина может нанести еще больший урон машине и людям, которые находились внутри. Зимний период – это время, когда особенно внимательно стоит следить за потертою шиной.

В каких случаях стоить менять резину? Специалисты, отвечая на этот вопрос утверждают, что тянуть с заменой и ждать пока резина сотрется полностью очень опасно для жизни человека.

Причины износа покрышек

Есть очень много факторов, которые способствуют быстрому стиранию резины. Но все же ни один специалист точно не может сказать, как делать чтоб такого не происходило.

Опасные последствия езды на потертых шинах

Шина – это вещь, а как известно вещам свойственно портится. Но увеличить жизнь резине, можно. Вот определенные факторы, устранив их.

Можно продлить жизнь шине:

  • если существует поломка ходовой части и рулевого управления;
  • дисбаланс колес;
  • когда установили неправильно резину на диски;
  • неправильное соблюдение сроков тех обслуживания;
  • постоянные и большие нагрузки;
  • агрессивное вождение;
  • если высокое давление в шинах.

В основном протектор изнашивается, тогда когда водитель автомобиля часто маневрирует на своем авто. Если все причины сложить воедино, то можно смело заявить.

Резина изнашивается от неправильной эксплуатации или неаккуратного вождения автомобиля. Однако даже если все делать правильно и аккуратно относится к своей машине, не стоит забывать про фактор старения шины, а вот тут уже ничего не изменить.

Придется выкинуть старую шину и купить новую. Но если придерживаться всем рекомендациям, шина проживет дольше и соответственно не придется тратится каждый год на новую шину.

Опасные последствия езды на потертых шинах

Самым максимум сколько может прослужить шина – это 10 лет. Если автомобиль просто стоит и на нем не выезжают, через год все равно шину надо будет менять. Так как влияет на резину и воздействие внешних факторов.

Например:

  • температура;
  • влажность;
  • давление.

Также способствуют появлениям трещинам. В шине появляется трещинки, через которые заходит влага, после чего влага коррозией начинает разрушать металлический корд.

Напоследок, хочется отметить, что всегда надо следить за автомобилем так как все поломки появляются из – за неаккуратного обращения автовладельца.

Читайте также: