Почему у японских грузовиков задние колеса меньше передних

Опубликовано: 30.04.2024

Многие автомобилисты обращали внимание на то, что у грузовиков и некоторых автобусов на задней оси стоят двойные колёса. Для сравнения: на отечественной "ГАЗели" стоят 6 колес, а на "Volkswagen Transporter" всего 4. Почему?

Отчасти это сделано для того, чтобы повысить грузоподъёмность или уменьшить давление на дорогу, что позволит улучшить проходимость. Но, с другой стороны, можно поставить вместо двух колес одно, но с более широкой поверхностью. Тем более, одна покрышка, даже более широкая, будет выгоднее по цене, чем два колеса. А, по словам финансистов, цена колес — это около 10 процентов в стоимости автомобиля. Значит, если поставить два колеса, машина станет дороже. Кроме того, одна покрышка легче, чем двойные колеса, а значит даже более широкое колесо могло бы улучшить динамику машины и комфорт при управлении.

Если говорить о грузоподъёмности, спаренные колёса находятся в более выигрышном положении, но дорога для проявления этого должна быть ровной. А бывает так, что грузовик наезжает на препятствие, одно колесо вывешивается, нагрузка идет на другое. Это может вызвать повреждение шины, и в итоге машина потеряет управление. Кстати, на колесе всегда указывают, что допустимая нагрузка на резину, если установлены спаренные колёса, меньше, чем на одиночное.

причина установки двойных колес

Как говорят автоэксперты, спаренные колеса — это технологии прошлого, а для модернизации нужны существенные финансовые вливания, вот некоторые производители и оставляют все как есть, без изменений. Так проще, чем вносить дорогостоящие изменения в конструкцию.

Двойные колеса устанавливали потому, что раньше были диагональные шины (а не радиальные, как сейчас), которые отличались дешевизной, меньшим ресурсом и грузоподъёмностью. Именно поэтому сейчас их практически не ставят на автомобили. Тогда альтернативы не было, поэтому и устанавливали двойные колеса, чтобы решить проблему грузоподъёмности.

Сегодня Мы с вами ознакомимся с грузовой культурой Японии, посмотрим какие грузовики колесят по стране восходящего солнца, как их тюнингуют и какие конфигурации самые популярные.

Первыми на фотографиях можно увидеть грузовики которые привезли оборудование на музыкальный фестиваль, проходящий на стадионе в Осаке. Это самые яркие примеры грузовых транспортные средств для японских дальнобойщиков. С единственной оговоркой, они были также объектом воздыхания подростков, фотографирующих себя на фоне разрисованных кузовов с их любимыми группами.

Транспортные средства которые вы видите выше, это грузовые марки Fuso (Daimler), Hino (концерн Toyota) и UD Trucks (концерн Volvo). Только Isuzu не хватало для полноты японской "большой четверки". Добавлю также, что это самые большие модели, предназначенные для тяжелых перевозок на дальние расстояния. Что характерно для Японии, большинство из них были c четырехосными шасси. Характерными были также надстройки, с боковой разгрузкой, стенки которых поднимаются вверх, вместе с частью крыши.

Если посмотреть на эти транспортные средства в профиль, в глаза бросаются очень короткие кабины, даже в версии со спальником всего 2 метра в длину. Это примерно на 30 сантиметров меньше, чем у европейских кабин. К этому добавляются также относительно высокие туннели двигателей. Все приводит к тому, что водители имеют очень мало места и через застекленную пассажирскую дверь часто можно увидеть пол кабины, заваленный багажом, резервуарами для воды или инструментами.

Сравнение Volvo FH и Isuzu Giga:

Однако ничто не производит такого впечатления, как чистота японских грузовиков и количество хромированных элементов. Последние используются по-настоящему широко, как на магистральных тягачах, так и на мусоровозах, бетономешалках или самосвалах. Даже маленькие городские грузовики имеют хромированные передние панели и зеркала. В Японии вы не найдете не одной грязной кабины. Так же нет выцветших или слегка поврежденных грузовиков. Короче говоря, визуальное состояние у всех идеальное, как и технические. Японские технические инспекции славятся своей безжалостностью.

Много хрома:

Большинство грузовиков на дорогах имеют некоторые незначительные изменения. Хитом тюнинга является увеличение высоты рычага переключения передач. Нередко они достигают высоты головы водителя и сверху у них какай-то цветной шарик или полупрозрачная палка. Так же как в Европе и СНГ можно увидеть декоративные шторы, накладки на приборные панели, элементы дополнительного освещения. Также часто устанавливаются "губы" на передние бампера, как на легковых автомобилях.

Красным цветом я выделил ручку переключения передач:

Среди обилия хромированных элементов в глаза бросаются также зеркала. Все японские грузовики имеют три зеркала со стороны пассажира, размещенные перед автомобилем. Благодаря этому мы видим обе "мертвые зоны" через лобовое стекло. Кажется что это гораздо более хитрая система, чем наши зеркала, установленные над окнами. Если же вам нужно проехать по узкой дороге, кронштейн зеркала электрически складывается к ветровому стеклу. Водители складывают их даже на перекрестках, когда они ждут на поворотной полосе, когда машины проезжают мимо чтобы не снесли зеркала и не затруднять движение.

Вид из зеркал на примере городского автобуса:

Постоянное складывание и раскладывание зеркал может показаться мерой предосторожности. Тем не менее, это ничто по сравнению с тем, как грузовики покидают строительные площадки или зоны ремонта. У каждого такого предприятия есть специальные телохранители в форме, напоминающие полицейских. Эти люди постоянно регулируют движение пешеходов, чтобы во время прохождения мимо стройки никто не пострадал. Когда грузовик выезжает из строительной площадки, два или три таких охранника блокируют проезжую часть и тротуары, останавливают любое движение и безопасно выпускают бетономешалку или самосвал на дорогу. Все это сопровождается предупреждающими возгласами и театральной благодарностью.

И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту ⇐ Bongo Friendee, MPV I (LV). Трансмиссия

  • Перейти на страницу:

Сообщение Махненко » 24 окт 2006, 15:35

Сообщение Viel SpaS » 26 окт 2006, 15:07

На табличке указано, кажется, 4 разных размера и приведено давление для каждого из них, оно отличается, именно так я воспринимал цель этой таблички.

Указаний, что размеры должны быть разные для осей я не видел, если у Вас есть такие, будьте добры подробнее, это интересно.

В динамике моя ведёт себе замечательно, никаких нареканий нет. Заметный износ у меня появился после 2х сезонов эксплуатации. Как уже говорил, после этого обсуждения, отношу его на стиль езды - энергичное прохождение поворотов с добавлением газа.

Сообщение Махненко » 26 окт 2006, 16:22

Сообщение Дискоман » 27 окт 2006, 23:26

Сообщение Махненко » 28 окт 2006, 15:45

Сообщение Larion » 28 окт 2006, 16:37

Сообщение Махненко » 29 окт 2006, 18:03

И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0003.JPG
И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0003.JPG (40.39 КБ) 19443 просмотра И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0004.JPG
И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0004.JPG (25.53 КБ) 19439 просмотров И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0015.JPG
И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0015.JPG (97.01 КБ) 19558 просмотров И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0014.JPG
И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0014.JPG (68.21 КБ) 19425 просмотров

Сообщение FRIENDEEWOD » 29 окт 2006, 18:19

Сообщение Larion » 30 окт 2006, 13:30

Сообщение Махненко » 30 окт 2006, 15:46

И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0012.JPG
И снова про полный привод, разные колеса и вискомуфту - PICT0012.JPG (80.06 КБ) 19466 просмотров

Сообщение DemonAV » 30 окт 2006, 23:50

Махненко, ведь это чисто твое мнение, поэтому не нужно так категорично об этом заявлять.
А теперь немного философии и математики.
Часто ли мы ездим по прямой? Часто ли мы поворачиваем? Все ли колеса при повороте проходят одинаковое расстояние? Часто ли давление в колесах совпадает с точностью до десятой?
Понимаешь к чему я клоню?
Я сам отъездил 3 года на одинаковой резине и Френдик продолжает быть полноприводным у нового владельца. А ведь 3 года и почти 100 тысяч пробега немалое испытание. и таких примеров масса.
Разница в длине окружности между 195\70\15 и 215\65\15 составляет около 1 %, а это равнозначно небольшой недокачке колеса, более того, каждый раз, когда машина едет не по прямой все колеса проходят разный путь, и разница этого пути далеко не 1%.
Считаем:
Диаметр диска 15 дюймов составляет 381 мм
Высота покрышки 195\70\15 составляет 136,5 мм
то есть путь, пройденный этим колесом за один оборот (ПИ на диаметр колеса) равен (381+136,5*2)*3,14=2053,56 мм
Высота покрышки 215\65\15 составляет 139,75 мм
то есть путь, пройденный этим колесом за один оборот (ПИ на диаметр колеса) равен (381+139,75*2)*3,14=2073,97 мм
Разница в 20,41 мм составляет меньше 1% от самого меньшего значения.
А любой производитель полноприводных машин (раздаток) учитывает (закладывает) то, что колеса проходят разный путь в поворотах.
Поэтому я считаю, что разница в размере колес, это минимальный фактор, влияющий на работу вискомуфты в гораздо меньшей степени, чем наличие поворотов на дороге.

Для машин с планетарной передачей в раздатке даже в инструкциях пишут, что в определенные моменты весь момент может передаваться на одно колесо (поэтому там ставят возможность принудительной блокировки межосевого дифа), в случае машин с вискомуфтой (Friendee) момент по любому передается на ведущую (в нашем случае заднюю) ось и при превышении некоего порога трения (пробуксовка) вискомуфта замыкается и часть момента идет на другую (на перед).

А разноразмерные колеса, на мой взгляд, устанавливаются для того, что на задние колеса приходится больше веса, особенно при загрузке, да и основной привод задний. Но не это главное, а главное то, что установка одинаковых колес ни коим образом не ухудшает работоспособность раздатки, в частности вискомуфты.
Надеюсь понятно объяснил?

Добавлено спустя 48 минут:

Не поленился и перевел табличку с размерами колес (та, что 0015 выше)
итак по строкам:
Накачка колес Kpa(Kgf/sm2)
Размер колес (S10HC)
Передние колеса
Задние колеса
Передние колеса
Задние колеса
Примечание: размер передних и задних колес различается.
Когда установлен другой размер, ухудшается стабильность движения (удержание на дороге)
Пожалуйста устанавливайте рекомендованные размеры.

Во время движения по автомагистрали часто можно встретить грузовые автомобили, некоторые колеса которых подняты вверх. Как правило, это колеса на задней оси — они просто прижимаются к аркам и не касаются дорожного полотна. Огромный полуприцеп при этом опирается на дорогу всего одним колесом. Такое явление характерно не только для фур, но и для всех остальных грузовиков. У магистральных тягачей, как правило, поднимается только одна ось, а у четырехосных полуприцепов — сразу 2. Но какую цель преследуют те, кто поднимает колеса грузовиков над землей?

b3bae3101441e6c45288847a3f1a85a9_w650.jpg

Каждый ленивый мост помогает сократить до 3% топлива пво время движения по гладкой дороге

Поднятые вверх колеса грузового автомобиля — не прихоть дальнобойщиков. Подобное решение было разработано конструкторами для некоторых целей. Поднимающийся мост появился не просто так. Это результат борьбы за экологичность грузового транспорта. На практике рассчитано, что при движении с пустым кузовом, фура бесцельно потребляет до 10% топлива, чтобы преодолевать сопротивление качению трех пар колес. Если сократить это сопротивление и понизить силу трения ТС, расход топлива тоже сократится. Таким образом на тягачах и появились пневматические устройства, которые могут автоматически поднимать одну или несколько осей, если нагрузка не превышает 5 тонн. На практике подобная система показывает высокую эффективность и избавляет перевозчиков от лишних затрат.

1850b98fd4530cbd120841f3cc67c7c7_w650.jpg

Конструкция с поднятыми вверх колесами называется "ленивые мосты"

Сама конструкция даже имеет название — ленивый мост. На современных моделях пневматика может самостоятельно решать, когда поднимать ось, а когда задействовать. Это нужно для того, чтобы исключить все возможные махинации со стороны водителей. Автопроизводители хотят предоставить возможность перевозчикам самостоятельно опускать и поднимать колеса. Известно, что каждый ленивый мост помогает сократить до 3% топлива во время движения по гладкой дороге. Больше всего эффект заметен в условиях дождя, когда из-за большей площади контакта с дорогой происходит торможение полуприцепа. Ленивый мост имеет и другие преимущества:

1) дорогие покрышки сохраняются от стирания;

2) повышается динамика пустого грузовика;

3) улучшается плавность хода.

b6859e0a67de15996b0217f3150c4d66_w650.jpg

Если достигается максимальная нагрузка, в действие приводятся ленивые мосты

Заметим, что в России допускается нагрузка на каждую ось не более 7 тонн. Поэтому во время загрузки нужно все равно опускать поднятые мосты, чтобы обеспечить разрешенное давление. Максимальная грузоподъемность транспортного средства зависит от типа и количества осей. Если рассматривать седельный тягач, у которого сзади установлены две спаренные оси и закреплен трехосный полуприцеп, его грузоподъемность не должна превышать 38 тонн. Если вес тягача находится в пределах 7 тонн, а полуприцеп весит столько же, то максимальная полезная нагрузка не должна превышать 24 тонны.

Если достигается максимальная нагрузка, в действие приводятся ленивые мосты, из-за чего она распределяется между всеми осями. Некоторые водители фур научились обманывать систему, поэтому колеса могут быть подняты постоянно. Их проверяют только на пункте контроля. Но такой подход может приводить не только к поломкам транспортного средства, но и к крупным авариям.

Итог. На многих грузовиках можно заметить поднятые вверх колеса во время движения. Такая система позволяет экономить топливо и сохранять ресурс покрышек.

Ваш автомобиль по тем или иным причинам оказался с разными колесами. Как это отразится на реальном поведении автомобиля? И что по данному поводу говорится в ПДД?

Сказка про разные колеса знакома многим из нас с детства. Помните, там тележка с разными колесами оказалась негодным транспортным средством, а потому и была брошена в лесу? Оно и понятно: практически всегда разные колеса ставят от безысходности.


Не одобряли транспортное средство с разными колесами даже в детской литературе.

Юридический аспект

Вначале вспомним, как относится к разным колесам закон. К книжечке с Правилами дорожного движения сзади всегда подверстан «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». В нем приведены те недостатки автомобилей, с которыми запрещена их длительная эксплуатация. С ними вы не сможете получить диагностическую карту, необходимую для оформления полиса ОСАГО. А вот добираться до места стоянки или ремонта со всеми перечисленными ниже недостатками можно. Есть ли там упоминание колес?

Читаем. Эксплуатация запрещена, если:

Пока все понятно. И по правилам, и по здравому смыслу, совершенно очевидно, что на одной оси колеса и шины должны быть одинаковыми. Но эту идиллию часто нарушает. установка запаски. Конечно, если в багажнике лежит полноразмерное колесо, то ничего не изменится, но, к сожалению, существуют и другие варианты. А именно:

  • у вас летняя запаска, а дело происходит зимой и у вас установлены зимние колеса
  • у вашего автомобиля запасное колесо меньшего размера, чем остальные колеса
  • применена докатка с узкой шиной небольшого размера.

Подробнее о докатках мы уже рассказывали ранее. По закону проехать на них можно только до места стоянки или ремонта. Само собой, что при этом нужно держать скорость не выше 80 км/ч и соблюдать особую осторожность.


После установки докатки колеса однозначно получаются разными. Только осторожность убережет вас от неприятностей.

Конвейерные исключения

Разные колеса на передней и задней осях зачастую ставят на конвейерах, выпускающих заднеприводные автомобили, от самого малого типа smart fortwo и до таких, как оспортивленные Mercedes-Benz, BMW и некоторые другие.


Здесь разные колеса «в законе».

Считается, что для передачи высокого крутящего момента от двигателя лучше, если задние колеса будут иметь большую ширину. Опыт спорткаров переняли и вполне гражданские машины. Например, Mercedes-Benz C-класса прошлого поколения даже с самым простым двигателем 156 л.с. мог комплектоваться шинами 225/45 R17 спереди и широкими 245/40 R17 сзади. Что ж, такое решение имеет право на существование, но только не стоит забывать, что даже полноразмерная запаска на легкосплавном диске у упомянутой «цешки» в багажнике размерностью, как на передней оси. В случае чего казус выходит!

Полный привод — полный антипод

Полноприводные автомобили всегда выкатываются с конвейера на абсолютно одинаковых колесах. Особенности работы полноприводной трансмиссии требуют симметричности всех четырех колес.


Запаска может потребоваться и в пустыне, и дай бог, чтобы она оказалась нужной размерности.

При схеме с симметричным межосевым дифференциалом (например, у Chevrolet Niva) разные по размеру колеса вызовут его постоянное проворачивание и, соответственно, износ. «Мозги» современных сложных и навороченных кроссоверов тоже будут не рады колесам, вращающимся с разными оборотами. А автомобили с жестко подключаемым передним мостом и вовсе будут ломать трансмиссию циркуляцией паразитной мощности, а также изнашивать шины.


Чем страна богаче, тем меньше вероятность «разных колес». Да и зимы тут редки…

Современные системы против

На относительно недорогом кроссовере Hyundai Creta в моноприводном варианте система контроля за давлением в шинах очень остро реагирует на движение автомобиля с частыми пробуксовками. Даже при абсолютно равном давлении в четырех одинаковых шинах она периодически начинает бить ложную тревогу.


На таких дорогах даже с одинаковыми колесами машина постоянно просит проверить давление в шинах.

Сами понимаете, что будет, если поставить хоть сколько-нибудь разные колеса на переднюю и заднюю оси. То же самое можно сказать и о других системах, сравнивающих частоты вращения колес. На любых современных автомобилях ESP просто «сойдет с ума», если на автомобиль поставить колеса отличающегося размера.

От безысходности

Колеса, немного различающиеся по размеру, можно ставить только на несложные передне- и заднеприводные автомобили, имеющие, как максимум, систему АВS или не имеющие никаких подобных систем вовсе. Причем делать это можно только при необходимости дотянуть до конца сезона. Например, похитили у вас два колеса, а раздобыть удалось только смежной размерности. Но постоянно в таком режиме не следует эксплуатировать никакой автомобиль.

Случается также, что при фатальном повреждении одной из четырех шин не удается приобрести такую же. Скажем, из-за снятия данной модели с производства или потому, что магазины чаще всего завозят и продают шины в лучшем случае парами. Тут можно посоветовать поискать такую же шину, бывшую в употреблении, либо купить две новые шины той же размерности. Совет пригоден только для моноприводных автомобилей. Приобретать пару лучше всего той же фирмы-производителя, что и была раньше, и максимально близкую по рисунку протектора. При этом новую пару стоит ставить на переднюю ось вне зависимости от типа привода.


Несложное транспортное средство с не очень мощным двигателем — и колеса допустимы разные.

Когда зима с летом встречается

Правила не запрещают установку зимних нешипованных колес на одну ось и летних на другую в течение всего года, кроме трех зимних месяцев. Иногда так поступают, если нужно несколько повысить проходимость автомобиля (у зимней резины, как правило, более выраженные грунтозацепы), а тратиться на специальные внедорожные шины нет ни денег, ни желания. Ставят более проходимую резину на ведущую ось, четко понимая, что автомобиль будет склонен к срыву этой оси, что особенно опасно на заднем приводе, но может стоить седых волос и на переднем.

Читайте также: