Полноразмерное запасное колесо что это

Опубликовано: 30.04.2024

Докатка — это небольшое запасное колесо, которое устанавливается на месте колеса с проколотой шиной в условиях, когда возможность отремонтировать шину отсутствует и нужно докатиться до ближайшей шиномонтажки или своего гаража. Докатка не предназначена для длительного пользования. Максимальная скорость, с которой можно ехать на докатке, — 80 км/ч.

Идея иметь запасное колесо на случай прокола шины пришла еще во времена первых автомобилей. В то далекое время автомобили ездили по тем же дорогам, по которым ездили конные повозки. На дорогах было очень много гвоздей от лошадиных подков. Прокол шины было самым обычным делом. Ремонт шины у дороги было обыденным зрелищем. Первую запаску установили на автомобиль «Рамблерс». Вскоре идея иметь запасное колесо стало очень популярной. Все производители автомобилей стали устанавливать на машины по два и более запасных колеса. Их устанавливали сбоку автомобиля или позади него. Во время Второй мировой войны многие страны запретили производство запасных колес, так как существовал дефицит резины.

В наше время производители автомобилей устанавливают запасные колеса разных размеров. Полноразмерная и равноценная колесу запаска совпадает по размеру с колесом автомобиля. То есть, машина оборудована не четырьмя, а пятью колесами, одно из которых запасное. Такие запаски требуют большого места для хранения. Время от времени рекомендуется делать ротацию колес, чтобы резина на запаске не состарилась со временем и чтобы износ всех шин был равномерным. Все меньше и меньше современных машин оборудованы равнозначной запаской.

Некоторые автомобили снабжены полноразмерной запаской временного характера. Данный тип запаски имеет тот же размер, что и колесо, но представляет из себя облегченную конструкцию, которая экономит расход топлива за счет более низкого веса и легко устанавливается при заменен колеса. Так как это временное колесо, то его нельзя использовать длительное время.

Компактные запаски, или докатки короче и уже, чем обычные колеса, а также намного легче по весу. Так как они меньше по размеру, то докатки имеют более высокое давление внутри колеса. Докатки делаются под конкретную модель автомобиля, поэтому бесполезно и даже опасно брать докатку с автомобиля другой марки и даже модели.

В наше время, когда размеры машин уменьшились, уменьшился и размер запасного колеса. Большинство современных запасных колес, или докаток, меньше по размеру, чем обычные колеса. Они предназначены для временного, краткосрочного пользования на короткие дистанции.

Складывающиеся запаски использовались лет пятнадцать назад. Сегодня они редко используются из-за неудобства в установке и пользовании такого рода запаской. Они очень компактные, но требуют надува колеса после установки при помощи воздушного насоса или баллончика со сжатым газом.

После установки докатки изучите правила управления автомобиля с запасным колесом. Обычно рекомендации даны в книжке инструкций к вашему автомобилю. Знайте, что управлять автомобилем с запаской сложнее, поэтому будьте осторожнее на дороге. Раз в месяц проверяйте давление в запаске. Оно должно соответствовать давлению, рекомендуемому производителем. Ведь нет ничего обиднее на дороге, чем сдутая докатка при сдутом колесе.

С каждым автомобилистом на дороге могут случиться непредсказуемые ситуации. И если некоторые можно решить быстро, то с другими придется прилично повозиться. Например, лопнувшее колесо - самая распространенная проблема на дороге. В таком случае, приходится ставить запасное, но что делать, если его нет? Тогда на помощь приходит докатка.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса

Докатка - это своеобразный костыль, который помогает докатить автомобиль до ближайшего сервиса для замены колеса. Не все автомобилисты знают, сколько вообще можно проехать на таком колесе. Рассмотрим детально, что собой представляет этот элемент и в каких случая может пригодиться.

Докатка - это любое запасное колесо, которое отличается размерами шины и диска от стандартного колеса, устанавливаемого на транспортное средство. Заметим, что модель шины должна совпадать с основным комплектом покрышек. Как правило, производители применяют именно докатку, а не запасное колесо, чтобы сэкономить пространство в багажнике и сделать автомобиль более дешевым.

Но не у каждой машины сегодня предусмотрена докатка. Например, на автомобилях в Европе намного чаще можно встретить в багажнике докатку или полноценное запасное колесо, чем в России. А вот компании из Японии, Кореи и Китая предпочитают применять полноценное пятое колесо, еще и дополняют его легкосплавным диском. Это адаптация к тем условиям, где планируется эксплуатировать транспорт. Понятно, что на запасном колесе можно ездить сколько угодно. Однако, это относится только к теплому времени года. Как правило, запасное колесо укомплектовано летней резиной. А если поставить такое колесо зимой, то оно на полном праве будет являться докаткой. Даже водитель без опыта почувствует что-то неладное в поведении транспорта. Поэтому, если планируется использовать докатку в зимний период, нужно учитывать некоторые правила.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 3

Если до сервиса, где можно заменить колеса, долго ехать, то докатку следует ставить на заднюю ось, даже если придется переставлять колеса. Точно такое же положение относится к машинам с системой заднего привода.

Заметим, что все докатки, применяемые в автомобилях, могут различаться. От типа зависит давление внутри шины. Как правило, этот параметр указывается на табличке. Иногда она располагается на самой шине. Некоторые производители укладывают в багажник запаску с шиной, ширина которой приблизительно равна обычной покрышке. Она дополняется стальным диском, диаметр которого меньше установленного диска. Это колесо берется от этой же модели в базовой комплектации. Внешне запаска может совпадать с колесами, но параметры высоты и ширины разные.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 4

Еще одна разновидность докатки - колесо со стандартным диском и шиной с невысоким протектором. С таким элементом нужно быть более осторожным особенно зимой. Даже если поставить колесо на заднюю ось, автомобиль может легко занести.
Водители в России больше всего ненавидят докатки европейского типа. Они очень тонкие и узкие. Такое колесо следует ставить на заднюю ось вне зависимости от того, какая погода стоит на улице. Кроме того, в докатке должно быть давление на уровне 4.2-4.5 бара. Главное правило при эксплуатации элемента - не превышать допустимый скоростной режим на уровне 80-90 км/ч.

Для чего нужна докатка в автомобиле и чем отличается от запасного колеса 5

Итог . Докатка выручает водителя, когда нужно доехать до ближайшего сервиса для замены колеса. Однако, в разных автомобилях могут применяться разные элементы.

Запасное колесо автомобиля является одним из обязательных элементов его штатной комплектации. На выбор можно купить запасное колесо полноразмерное или докатку.

В русском языке существует фразеологизм «пятое колесо», которым обозначают что-то ненужное и явно лишнее. Это выражение появилось еще в доавтомобильную эпоху, когда запряженной лошадьми телеге пятое колесо и в самом деле было совершенно ненужным.

В наше время словосочетание «пятое колесо» употребляется не только в ироническом переносном смысле, но и в буквальном. Именно так нередко называют запасное колесо автомобиля. И лишним либо ненужным его уже никто не считает.

Назначение запасного колеса

Функции, которые выполняет в автомобиле запасное колесо (или просто запаска), очевидны даже самому далекому от техники вообще и автомобилей в частности человеку. В случае повреждения одного из рабочих колес (прокол или разрыв покрышки, повреждение или деформация диска и т.д.) его можно легко заменить запаской и продолжить движение.

В большинстве современных легковых автомобилей запасное колесо хранится в багажнике, где для него под «полом» предусмотрена специальная полость. Благодаря этому запаска совершенно не занимает полезную площадь багажника и не создает никаких неудобств при эксплуатации машины.


Ввиду того, что многие автомобилисты переоборудуют свои авто под использование альтернативного вида топлива (газа), нередко в эту нишу для запасного колеса устанавливают специальный круглый баллон. Таким образом, запаску приходится хранить непосредственно в самом багажнике, что уже может создавать определенные неудобства.


В ситуации, когда ниша для запаски занята газовым баллоном, некоторые автомобилисты предпочитают вообще не возить с собой запасное колесо, чтобы не занимать дефицитное место в багажнике. В условиях города это еще допустимо, ведь всегда можно вызвать эвакуатор или попросить друга подвезти запаску к месту поломки. Однако при междугородних переездах, особенно в холодное время года наличие запасного колеса является строго обязательным, поскольку в ином случае проколотое колесо лишает вас возможности двигаться, а ждать помощи приходится по несколько часов. Зимой в условиях сильного мороза и/или метели это попросту опасно для жизни.

Типы запасных колес

Еще буквально 20 лет назад повсеместно использовались колеса, в конструкции которых помимо стального диска и шины использовалась еще и резиновая камера, в которой и содержался весь сжатый воздух. Прокол такого колеса означал именно прокол камеры, тогда как легкие повреждения внешней покрышки особого значения не имели. По этой причине некоторые водители предпочитали возить с собой вместо запасного колеса в сборе одну лишь запасную камеру. Так удавалось сэкономить много места в багажнике, но замена проколотой камеры представляла собой довольно хлопотную задачу.


Однако с массовым внедрением бескамерных покрышек все окончательно перешли на использование запасного колеса в сборе. Полностью готовая к работе такая запаска легко устанавливается буквально за 5-20 минут в зависимости от ловкости водителя. В худшем случае ее нужно просто немного подкачать.

Сегодня автомобилист может купить запасное колесо одного из двух типов — полноразмерное или аварийное. Полноразмерное запасное колесо имеет точно такие же размеры, как и штатные. Поставив его вместо проколотого, можно продолжать движение в обычном режиме, преодолевая любые расстояния с любой разрешенной на данном участке дороге скоростью. Главным недостатком полноразмерной запаски являются ее размеры: она занимает много места, из-за чего ее не всегда удается разместить под полом багажника, и много весит, что сказывается на расходе топлива.

Новые легковые авто зачастую комплектуются аварийным запасным колесом, также известным как докатка. Оно имеет несколько меньший диаметр и/или ширину, благодаря чему удается сэкономить место для ее размещения в машине и немного снижает расход топлива. Да и стоимость докатки меньше, чем полноразмерного колеса. Однако использование аварийной запаски накладывает значительные ограничения на режим езды, поэтому подразумевается, что поставив ее, водитель направится к ближайшей СТО или в свой гараж для ремонта.

Дело в том, что из-за разницы в размерах колес на одной оси автомобиль значительно теряет в курсовой устойчивости, поэтому двигаться на докатке можно лишь на относительно небольшие расстояния и со скоростью не более 80 км/ч (ограничение для конкретной запаски указано прямо на ней). При этом строго не рекомендуется выполнять резкие маневры и торможения. Кроме того, использование докатки создает проблемы для некоторых современных электронных систем автомобиля (например, АБС, системы контроля устойчивости и т.д.), которые приходится отключать на время движения на докатке.


Уход за запасным колесом

В определенной степени запаску можно считать одной из систем безопасности автомобиля. По этой причине очень важно поддерживать запасное колесо в максимальной боевой готовности, дабы в случае необходимости незамедлительно им воспользоваться.

Во-первых, каждый месяц запаску, равно как и штатные колеса, нужно проверять на предмет давления в шинах. Хотя возить с собой насос или компрессор тоже нужно, лучше всё-таки иметь под рукой накачанную и полностью готовую к использованию запаску. Заниматься докачкой на дороге под дождем, в жару или метель — удовольствие сомнительное.

Во-вторых, раз в год нужно проводить полный осмотр запасного колеса на предмет потертостей и других повреждений. Даже если запаска ни разу не использовалась, просто находясь в машине, во время движения она постоянно трется и ударяется о поверхности багажника. Со временем это может привести к ее износу.

В-третьих, готовность запасного колеса нужно обязательно проверять перед дальней дорогой, особенно, если планируется выезд на бездорожье или просто в глухую местность.

Что касается срока эксплуатации запасного колеса, то здесь всё не так однозначно. С одной стороны в самом худшем случае, пользуясь запаской раз в месяц, за год на ней можно проехать от силы пару сотен километров, что является ничтожно малым показателем. То есть в этом плане моторесурс запасного колеса исчерпать невозможно.

Однако не следует забывать о банальном старении резины. Даже просто лежа в багажнике, покрышка запаски портится от возраста: входящие в ее состав вещества разрушаются и деталь теряет свои эксплуатационные свойства. Ввиду этого запаску старше пяти лет минимум раз в год нужно тщательно проверять на предмет трещин, деформаций и расслоения.


Спустя 10 лет эксплуатации (99,9% этого времени колесо будет просто лежать в багажнике) производится замена запасного колеса, вернее его покрышки. Это нужно делать в любом случае, даже если на резине нет видимых признаков износа и старения. Если этого не сделать, покрышка может просто лопнуть прямо во время движения, что представляет исключительную опасность.

Каждый водитель хотя бы раз в жизни пробивал колесо, а те, кто проводит за рулем большую часть своей жизни, регулярно сталкиваются с это проблемой, являясь постоянными клиентами шиномонтажных мастерских.

Добраться до последних, кстати, можно с помощью запаски, которую большинство автомобилистов возит с собой в багажнике или на задней двери, чтобы не занимать лишнего места внутри кузова, но есть и более удобный вариант – так называемая докатка.

Докаточное колесо

Чем докатки отличаются от обычных колес

Альтернативой запаске может стать докатка, которая является гораздо более компактным и бюджетным решением, особенно актуальным для автолюбителей, умудрившихся испортить или выкатать запасное колесо.

При более подробном рассмотрении этого варианта стоит обратить внимание на его название, из которого становится очевидно, что докатка используется исключительно для того, чтобы «докатиться» до ближайшей шиномонтажки, а вовсе не для полноценной эксплуатации.

Докатка возле машины

И дело тут не только в меньшем диаметре этого колеса, но и других факторах, которыми обусловлено явное преимущество традиционной запаски по сравнению с докаткой. Среди них:

  1. В основе докатки лежит диск, отлитый не из самой высококачественной стали. Кроме того, эта база гораздо меньше стандартной покрышки.
  2. Толщина резины у докатки меньше, да и протектор попроще. И это еще одна причина, по которой рекомендуется использовать докатку только для того, чтобы добраться до гаража или мастерской.
  3. Надежность докатки сильно уступает запаске, что вполне естественно, ведь речь идет о колесе, не предназначенном для эксплуатации в привычном режиме.

Недостатков, конечно, много, но всех их полностью нивелирует стоимость докатки, которая в разы дешевле полноценных колес.

Конечно, это обстоятельство сказывается и на качестве материалов, но оно и не должно быть высоким по описанным выше причинам.

Достоинства и недостатки компактной запаски

Как и любой другой продукт, докатка имеет свои преимущества и недочеты. К первым можно отнести:

  • Малый размер и компактность, позволяющие не забивать багажник под завязку.
  • Небольшой вес. Менять такую запаску гораздо легче, чем полноразмерное колесо.
  • Ценник. Стоимость докатки такова, что ее может себе позволить даже автомобилист с самым ограниченным бюджетом.И это вполне естественно, если учесть, какое количество материалов тратится на ее изготовление.
  • Простота монтажа/демонтажа. Поскольку это колесо меньше и легче, то и устанавливать его гораздо проще и быстрее.
  • Хороший прогноз по восстановлению. Прохудилась докатка? Не беда, ведь для мастера ничего не стоит провести ее разбортирование и сборку.

Докатка в багажнике авто

Что касается недостатков, то их тоже немало. И прежде всего, речь идет о следующих серьезных минусах:

  • Малый вес и габариты докатки напрямую влияют на безопасность эксплуатации транспортного средства.
  • Хрупкость и низкая надежность. В силу того, что докатки изготавливают из самых дешевых материалов, неудивительно, что они гораздо быстрее выходят из строя, чем обычные колеса. Стоит отметить, что и порезать/проткнуть такую запаску гораздо проще, нежели полногабаритную.

В принципе, достоинств у докатки больше, чем недостатков, но это не означает, что нужно выбирать именно такую альтернативу. И если есть лишние деньги, то всегда имеет смысл приобрести полноразмерное колесо для запаса, а вовсе не его уменьшенную копию в бюджетном исполнении.

Правила использования докаточного колеса

Кроме того, езда на докатке – еще то приключение, причем весьма сомнительное. А все потому что она имеет меньшую площадь сцепления с дорожным покрытием, чем стандартное колесо.

Машина с докаточным колесом

И если вдруг пришлось использовать такую докатку, то не стоит ехать быстрее, чем 50-60 км/ч, не забывая про умеренный стиль вождения без резких маневров и подрезаний.

Новичок российского рынка Renault Kaptur определенно недосчитается какого-то числа покупателей из-за особенностей комплектации, которые производитель, видимо, счел не очень важными в конкурентной борьбе. Речь о некоторой алогичности в оснащении этой модели запасным колесом. Это ни в коем случае не наезд на достаточно яркий и инженерно-гармоничный Kaptur, а просто пример. Но у многих конкурентов Каптюра с запасным колесом полный порядок. Например, в Hyundai Creta полноразмерная запаска, как минимум на стальном диске, уложена в багажник — для всех комплектаций. Это нормальный подход производителя, намеревающегося добиться хороших продаж (и заодно репутации) в России.

Renault Kaptur

Думали о хорошем

И мы с коллегой недалеко от Северного Полярного круга как-то имели случай созерцать Nissan Juke, плетущийся с хлипкой докаткой на передней оси по бескрайнему карельскому грейдеру. Надеемся, его экипаж благополучно добрался до какой-нибудь мастерской.

Замена колеса

С другой стороны, прокол колеса — явление отнюдь не повседневное и не регулярное. Многие ездят годами, по нашим вот этим самым дорогам и вокруг них, и все нормально! Стоит ли переживать, если в багажнике бублик-недоросль? Может, сгодится и докатка?

Ремкомплектом по бездорожью

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

RunFlat

Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

Докатка — добро или зло?

докатка

Всё остальное неоднозначно и требует изучения. Не исключено, что докатка дороже в производстве, чем обычное колесо, и потому ее присутствие удорожает автомобиль. Не исключено, что при эксплуатации докатки могут возникнуть перегрев дифференциала и ступицы, а также капризы системы ESP (при большой разнице диаметров со штатными колесами).

Естественно, никто и не требует от докатки подвигов, это всего лишь костыль, его задача — помочь доковылять до мастерской. Поэтому избегайте героизма и, если придется, старайтесь ставить докатку все же на заднюю ось — так безопаснее. И внимательно читайте инструкцию относительно давления в докатке — привычные значения ей не годятся.

Отдельная тема — взаимоотношения докатки с законом. Пункт 5.5 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» прямо запрещает устанавливать на одну ось шины различных размеров и конструкций, с различными рисунками протектора и т.д. В то же время в ПДД есть пункт 2.3.1: «При возникновении в пути прочих неисправностей (…) водитель (…) может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности». Пробитое колесо или докатка не входят в число неисправностей, при которых движение категорически запрещено.

Читайте также: