Попал в открытый люк колесом что делать

Опубликовано: 01.05.2024

Давайте подробно разберем данную ситуацию и обсудим процедуру взыскания ущерба от попадания в люк. Мы считаем, что коммунальные службы, обслуживающие колодцы, должны отвечать за каждое пробитое колесо, сломанный диск и вывернутое крыло. Тогда, быть может, открытых люков станет меньше, а их основания будут надежно закреплены.

Если такая неприятность уже произошла, в первую очередь, нужно успокоиться и взять себя в руки. Понятно, что машина провалилась, но вам нужно думать только о защите своих имущественных интересов.

Порядок действий на месте

  • Выполните обязанности, предусмотренные п. 2.5 ПДД РФ: выставьте знак аварийной остановки, перепишите Ф.И.О. и телефоны очевидцев, вызовите ГИБДД.
  • Пока инспектора едут к вам, сфотографируйте поврежденное транспортное средство со всех сторон. Сделайте несколько общих снимков с вашим автомобилем (для привязки места ДТП к тем или иным стационарным объектам дороги). Также необходимо сфотографировать дорожные знаки, разметку, открытый люк, тормозные следы.
  • Расскажите прибывшим инспекторам ДПС об обстоятельствах случившегося. Требуйте составления акта о недостатках проезжей части, схемы и справки о ДТП.
  • Автомобиль можно вызволить из люка. Если вам потребуется эвакуатор, обязательно возьмите чек за оказанные услуги.

Имея на руках все необходимые документы, можно приступать к следующему этапу — процедуре взыскания ущерба.

Взыскание ущерба с организации, которой принадлежит люк

Нужно понимать, что суды с коммунальщиками – это одна из самых сложных категорий автомобильных дел. Могут уйти месяцы, чтобы установить надлежащего ответчика. В наших городах много бесхозных сетей, которые не приняты на баланс. Водоканал, связисты, ДЭУ и районные администрации часто пытаются уйти от ответственности в судах, отказываясь признавать люки своими. Они не ходят на заседания, отказываются представлять документы, всеми возможными способами затягивают судебные процессы. В среднем, дела о возмещении причиненного вреда длятся около года. Автовладельцу нужно запастись терпением и найти хороших юристов.

Последовательность же действий по взысканию ущерба с организации, обслуживающей люк, примерно следующая:

  • Обратитесь в местную администрацию с запросом о принадлежности люка той или иной коммунальной или обслуживающей организации. Дождитесь ответа.
  • Обратитесь в независимую оценку для получения заключения о стоимости восстановительного ремонта автомобиля после попадания в люк. При этом, в обязательном порядке телеграммой пригласите представителей виновной организации и местной администрации на осмотр повреждений. После оценки машину можно будет ремонтировать. Не забудьте взять чеки у оценщика, в почтовом отделении (за телеграммы) и месте ремонта.
  • Направьте досудебную претензию в виновную организацию. Прикладываем к ней реквизиты для перечисления денег (номер вашего банковского счета), копии всех чеков, копию заключения от оценщика. Дождитесь ответа в течении 30 дней.
  • Направьте исковое заявление в суд по месту нахождения обслуживающей организации.

Не забывайте про правила официальной переписки — все документы отправляются заказным письмом с уведомлением. Если вы хотите отнести документы лично, то возьмите копию с отметкой о том, что у вас их приняли.

Надеемся, что данный материал вам пригодиться. Удачи на дорогах и только закрытых люков!

Любой автолюбитель нашей страны знает, что качество дорожного покрытия у нас оставляет желать лучшего. И именно плохое качество дорог часто становится причиной ДТП.

Нас будет здесь интересовать ситуация, когда в результате наезда на открытый люк или попадания колеса в дорожную яму Вашему авто причинен значительный ущерб. Что делать автовладельцу, чтобы в итоге получить компенсацию за проврежденный автомобиль?
Итак, двигаясь по дороге, Вы попали колесом в большую яму (может ее под водой на дороге не видно было) или открытый колодец (крышка могла перевернуться и открыть люк в результате наезда на нее). Ваш любимый автомобиль, похоже, серьезно поврежден.
Прежде всего, Вы должны понимать, что подобная ситуация это именно Дорожно-Транспортное Происшествие (ДТП), несмотря на то, что в нем не пострадали ни другие транспортные средства ни пешеходы. Это следует из Правил Дорожного Движения (ПДД).

СПС Консультант Плюс, ПДД РФ
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
.
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Раз Ваше транспортное средство было повреждено в процессе движения по дороге, значит это ДТП. Согласно ст. 28 "Закона об автомобильных дорогах", в этом случае Вы имеете право на получение компенсации.

СПС Консультант Плюс, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 28. Права пользователей автомобильными дорогами
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
1) свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)
2) получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
3) получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведениях;
4) пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Из этой статьи следует, что дорожные службы обязаны компенсировать ущерб, полученный автомобилем из-за состояния дороги, не соответствующего ГОСТу. А по ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта, ям и выбоин не могут превышать: 15 см в длину, 60 - в ширину, 5 - в глубину. Крышка колодца не может возвышаться над дорогой больше чем на 2 сантиметра, а решетка дождеприемника - больше чем на 3 см. По закону все эти «неровности» должны ограждаться отбойниками и обозначаться знаками "объезд" - со стрелкой.
В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.10 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного постановлением Госстандарта от 11.10.1993 №221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Если в ДТП нет вины потерпевшего, то причиненный ему вред (ущерб) подлежит возмещению в полном объеме. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Согласно ГК РФ, не возмещается только вред, возникший по умыслу самого потерпевшего. Например, если суд признает, что пострадавшее лицо имело возможность избежать аварии, но проявило грубую неосторожность, то в этом случае суд может уменьшить размер возмещения. Однако если в ДТП пострадали люди (Вы или Ваши пассажиры), при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарства, восстановительные процедуры, потерянный во время лечения заработок и т.п.) вина потерпевшего не учитывается, и возмещение выплачивается в полном объеме.
Какой должна быть последовательность Ваших действий?

1. Не трогайте открытый люк или пострадавший автомобиль, пусть находится в таком виде, каком оказался в результате ДТП.
2. Нужно найти 2-3 свидетелей этого ДТП, переписать их имена, адреса и телефоны. Наличие свидетелей очень поможет в суде. В качестве свидетелей могут выступать и пассажиры машины, в том числе и Ваши родственники.
3. Нужно сфотографировать, если возможно, повреждения автомобиля и дорожного покрытия, тормозной путь автомобиля. Фотографии помогут в суде доказать, что ДТП произошло именно на этом участке дороге и что предупреждения о повреждении дорожного покрытия (открытом люке) отсутствовали.
4. Необходимо зафиксировать факт причинения ущерба автомобилю: вызвать сотрудников ДПС ЭТОГО РАЙОНА и оформить аварию, получить справку о ДТП. Стоит быть готовым к тому, что ожидать приезда сотрудников ДПС может быть придется продолжительное время, т.к. на подобные ДТП они выезжают обычно в последнюю очередь. Если Вы планируете получить компенсацию, то уезжать с места этого ДТП нельзя. Поинтересуйтесь у сотрудников ДПС, какая организация эксплуатирует именно этот участок дороги. Если справку о ДТП не дают, а координаты дорожников скрывают, пишите заявление в районную прокуратуру. Прокурор обязан в течение 20 дней разобраться в ситуации и решить, виновны ли дорожники. Кстати, если вашей машине нанесен ущерб, превышающий 50 тысяч рублей, или имеются пострадавшие, прокуратура должна возбудить уголовное дело. Сотрудники ДПС в схеме ДТП обязательно должны указать, есть ли на дороге яма, колдобина, открытый люк. Причем, обяхательно указать их размеры. Также они должны указать повреждения, которые получил ваш автомобиль. Если не указали - выражайте свое несогласие в бланке объяснения. Если сотрудники ДПС в документах о ДТП укажут, что в аварии виноваты вы сами - например, превысили скорость, - это постановление в течение 10 дней можно обжаловать в мировом суде. Необходимо получить у сотрудников ДПС протокол об отказе в возбуждении административного правонарушения. Сейчас таокй протокол выдается в день самого ДТП.
5. Нужно определить размер ущерба в оценочной фирме и получить соответствующее заключение. Стоимость каждой поврежденной детали должен определить эксперт. Найти оценочную фирму можно через знакомых или Интернет. Обратите внимание на то, чтобы оценщик имел соответствующие лицензии. Оценка ущерба вам обойдется в 3 - 5 тысяч рублей. Учтите: на эту процедуру вы обязаны пригласить представителя дорожников. Это делается заказным письмом или телеграммой. Пришли представители дорожников или нет - не важно. Для вас главное - иметь копию приглашения.
6. Нужно заняться процедурой возмещения ущерба. Копии справки о ДТП, заключение и письменную претензию о выплате ущерба отправляйте в адрес местной администрации. Пошлите виновнику ДТП (заказным письмом с уведомлением о вручении) требование о возмещении ущерба с предложением добровольно возместить ущерб. К требованию приложите копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол ГИБДД, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и т.д.). Обязательно укажите срок рассмотрения претензии (для организаций и юридических лиц срок ответа один месяц, для физических лиц срок ответа одна неделя).
В случае отказа в возмещении ущерба или неполучения ответа на обращение можете обращаться в суд.
Если вы успели провести ремонт автомобиля и расходы на него оказались выше, чем по калькуляции, то вы вправе в иске указать это и потребовать возместить фактические расходы, предъявив подтверждающие документы. Если дорожная организация затягивает решение вопроса в суде, вы вправе пользоваться в это время "альтернативным" транспортом, например взять в аренду другой автомобиль, а затем потребовать с ответчика возмещения своих затрат. Если вы наняли юриста для помощи в судебном процессе, требуйте возмещения и этих расходов.

В описанной ситуации, обязательный сейчас полис ОСАГО не защищает автомобиль, т.к. ОСАГО страхует только Вашу гражданскую ответственность. В подобных ситуациях может защитить полис КАСКО. В случае, если Вы имеете полис КАСКО, то возмещение ущерба Вы получите от своей страховой компании. А страховая компания потом уже сама будет разбираться с дорожными службами, чтобы вернуть свои деньги. Полис КАСКО стоит денег, но он значительно упрощает жизнь в подобных ситуациях.


Да, вот живем-живем и думаем, мечтаем, что вот-вот повезет. Деньги появятся, наконец, в лотерею выиграем. Должно же когда-нибудь повезти.

Будет, будет непременно белая полоса в жизни

А думаем так потому, что, допустим, попали в открытый на дороге люк. Даже не очень важно, на машине вы были или своим медленным ходом передвигались, но засмотрелись на какую-нибудь красотку. Только жене не говорите, иначе она злорадно вам скажет, что Бог-то вас и наказал.

Лучше, безусловно, попасть в люк колесом. Ноги вам другие уже не купить. А колеса как-нибудь новые со временем можно. А вот белая полоса вроде бы должна потом после этого события начаться.

Но ближе к делу

Самое трудное в этом деле, возможно, узнать, кому же принадлежит этот злосчастный люк. Местная администрация должна помочь. Ну а дальше идем по известной дорожке. В районный суд по месту жительства выбивать деньги на восстановление здоровья у виновника.

Правда, надо еще умело доказать, что именно этот открытый люк и стал препятствием на вашем пути, а не другие жизненные обстоятельства. Пожалуйста, приводите веские доказательства. Лучше живых свидетелей происшествия и приводите. Фотографии и видеоматериалы раздобудьте. Чем больше доказательств, тем лучше.

А вот, допустим, ваш автомобиль нечаянно угодил в открытую ловушку

Тут почти то же самое надо делать. Хотя уместно привести случай из судебной практики. Итак, Красноярский краевой суд в полном объеме удовлетворил иск автовладельца, машина которого была повреждена в результате наезда на дорожный люк.

Что говорит закон?

При разрешении спора суд руководствовался положениями ст. 15, 210, 1064 ГК РФ, ст. 2, 6, 12, 24 федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 6, 13 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 4.12.25, 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых установок.

Так, ст. 24 ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» прямо закрепляет право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. А согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Суд принял справедливое решение

Суд установил, что люк тепловой сети на данной территории принадлежит ОАО «Красноярская тепло-транспортная компания», поэтому на компанию была возложена ответственность по содержанию его в надлежащем состоянии, в частности находящейся на проезжей части крышки люка.

Но крышка не была надежно закреплена, что и привело к дорожной аварии.

Обстоятельства происшествия в суде подтвердились показаниями свидетелей, самого водителя, также справкой о ДТП, фотографиями и видеоматериалами. Рассмотрев дело, суд первой инстанции решил удовлетворить исковые требования частично, приняв во внимание указание в постановлении ГИБДД на нарушение водителем пункта 10.1 ПДД РФ, то есть на несоблюдение скоростного режима, способствовавшего совершению аварии (https://www.drive2.ru/b/2439515/).

Резюме

ДТП из за некачественного дорожного покрытия случаются на наших дорогах ежедневно, к сожалению за дорогами следят не слишком внимательно и это приводит к довольно неприятным последствиям. Сегодня мы с вами рассмотрим ситуацию, когда машина повреждается по причине открытого канализационного люка. В таких ситуациях автовладельцы теряются и многие даже думают, что сами виноваты, так как вовремя не заметили такое препятствие. Но это не так, за открытый люк, есть организации которые несут за них ответственность, не должны ведь сами автовладельцы за этим следить и сами ездить и поправлять приоткрытые люки, этим должны заниматься организации, которые ответственны за содержание данных инженерных систем и сегодня мы поговорим о том, что же делать, если вы повредили машину на открытом люке и кто будет возмещать ущерб.


Что делать если вы повредили машину на открытом люке?

В первую очередь не стоит паниковать, конечно же сразу же остановитесь и согласно пункту 2.5 ПДД не убирайте с места ДТП транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки согласно пункту 7.2 правил дорожного движения. Не перемещайте предметы имеющие отношение к данному происшествию.

Необходимо спокойно оценить ситуацию, конечно же не паниковать. Зафиксируйте все на видеокамеру, желательно в подробностях, заснимите сам злополучный люк, сфотографируйте с разных ракурсов место происшествия. Если были свидетели у которых имеется видеозапись момента ДТП, то запишите их контакты и узнайте, смогут ли они вам помочь и дать свидетельские показания.

Далее вам нужно правильно оформить данное дорожно-транспортное происшествие, то есть у вас должен быть документ на руках, который вам поможет доказать, что повреждения полученные вашим автомобилем были получены в результате открытого люка, в конкретном месте.

Как оформить данное происшествие?

Для фиксации данного факта, вам необходимо позвонить и вызвать экипаж ГИБДД для оформления данного дорожно-транспортного происшествия.

Сотрудники ГИБДД должны оформить все необходимые документы, относящиеся к данному происшествию. Составить схему ДТП, взять с вас объяснительную, которую вы заполняете самостоятельно. Пишите в объяснительной, что вы слишком поздно заметили приоткрытый люк и у вас не было возможности избежать ДТП, это очень важно. Важно, чтобы в вашем тексте объяснительно было написано, что вы пытались избежать наезда на люк, но его было не заметно с безопасного расстояния и вы не смогли его объехать. Также обязательно пишите, что вы ехали в включенным светом фар, были пристегнуты, а если были пассажиры, то они так же были пристегнуты, напишите что вы ехали с максимально разрешенной скоростью, учитывая интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия. С вашей стороны нарушений быть не должно, то есть пишите, что у вас не было возможности обнаружить опасность заранее и вы не смогли избежать ДТП.

В справке о ДТП которую вам выдадут не должно быть нарушений пункта 10.1 ПДД, обязательно проследите за этим, если вам пишут нарушение данного пункта, то значит вы ничего не сможете доказать в суде, так как нарушили правила дорожного движения, а именно выбрали не надлежащую скорость, не убедились в отсутствии помех. Если вы обнаружили, что вам приписали данный пункт, то вам необходимо обжаловать данное решение в течении 10 дней и получить новую справку, в которой будет написано, что со стороны водителя нарушений нет.

Как найти ответственное за колодец лицо и кому предъявлять претензию?

Ответственное за колодец лицо, найти не просто, но это вполне реально. Для этого необходимо обратиться с заявлением в полицию и в прокуратуру, с требованием провести проверку, по какой причине колодец находился в таком состоянии, что это представляло угрозу для безопасности людей и сохранности имущества и требовать привлечь ответственное лицо к ответственности, как раз сотрудники полиции вам дадут ответ на ваше заявление, из которого вы узнаете, кто же несет ответственность за данный люк.

Но ждать ответ от полиции достаточно долго, поэтому после получения справки из ГИБДД, вам необходимо самостоятельно обратиться в администрацию города с целью выявить круг владельцев сетей и найти лицо ответственное за содержание и эксплуатацию данного колодца, ведь в колодце могут быть не только трубы, но и силовые кабели, а также и линии связи, так что круг ответственных лиц, может быть достаточно обширным. Это может быть как управляющая организация с которой у города заключен договор, так и водоканал, это может быть любая коммерческая организация, в собственности которой находится колодец.

Обращайтесь в любые органы в письменном виде и прикладывайте к ним копию справки о ДТП. Также сдавайте заявление в двух экземплярах, на вашем экземпляре сотрудник принимающий заявление должен поставить входящий номер, дату принятия, а также свою должность и фамилию с инициалами.

Как возместить ущерб?

Как только вы определите ответственное лицо, вам необходимо будет оценить ущерб, но не просто приехать в автосервис и попросить сказать предварительную стоимость ремонта, а провести независимую экспертизу и получить на руки заключение эксперта, со всеми расчетами и фотографиями.

Важно! Обращайтесь за экспертизой только в проверенные организации, обязательно попросите показать вам необходимые свидетельства, дипломы и сертификаты. С вами обязаны заключить договор и выдать вам кассовый чек. Все должно быть официально, в противном случае, экспертизу не примет суд.

На экспертизу вам необходимо пригласить ответственное лицо или представителя. Для этого на адрес данной ответственной организации посылается телеграмма, в которой указывается дата и место проведения осмотра, посылается она с уведомлением о вручении, данное уведомление вы должны лично получить в том месте, где вы отправляли телеграмму. Уведомление пригодится для суда, оно подтверждает, что вы приглашали ответственное лицо на экспертизу, а пришел он или нет, это уже его дело.

Приедет ответственное лицо на экспертизу или нет, это его проблемы, вы по закону уведомили его и если никто не приехал в указанное время, то осмотр проводится без приглашенного.

Претензия пишется в свободной форме в двух экземплярах, один сдаете в ту организацию которая должна вам возместить ущерб, а на вашем экземпляре должны поставить входящий номер и дату принятия претензии. Не забываем приложить к ней копии отчета и справки о ДТП. Претензия пишется ни имя директора организации, в ней вы описываете происшествие и требуете возместить ущерб. Так же не забудьте указать в претензии все документы которые вы приложили к ней. Если вашу претензию отказываются принимать лично, то отправьте ее почтой, ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Если в течении 10 дней на вашу претензию не поступило ответа, то подавайте на данную организацию в суд и вам будут возмещать ущерб в судебном порядке. Если вы не сильны в юриспруденции, то наймите опытного юриста, желательно, чтобы у него был большой опыт в данной области, это может быть автоюрист, который занимается только такого рода делами. Хотя, когда вы обратитесь в независимую экспертизу, вам скорее всего предложат услуги юриста.

Выводы

Как видите за каждый открытый люк всегда кто то несет ответственность. Скажу сразу, отсудить деньги будет не просто, но это реально на 100%. Главное не опускать руки, ведь от вашей настойчивости будет зависеть возместят вам ущерб или нет. Добровольно скорее всего никто, ничего не возместит, но претензию отправлять обязательно, это называется соблюдение досудебного урегулирования споров (претензионный порядок).

Не в коем случае не покидайте место ДТП, пока не приедут инспекторы ГИБДД и не зафиксируют происшествие. Ведь на первый взгляд может показаться, что повреждения незначительные и овчинка выделки не стоит, однако это не так и если потом окажется, что ремонт выйдет в копеечку, а ДТП вы не зафиксировали, то вам придется восстанавливать авто за свой счет.

Так же когда вам в ГИБДД выдадут справку о ДТП, внимательно изучите ее и проследите, чтобы вам не поставили нарушение пункта 10.1 ПДД, если все же пункт вам поставили, то обжалуйте такое постановление в десятидневный срок. После чего ищем хозяина колодца, проводин оценку, отправляем претензию и если на нее нет ответа, то двигаемся в суд.

Надеюсь статья была вам полезна. Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Ростовцева Ирина. Преимущественно занимается решением вопросов в сфере защиты прав потребителей, возмещение ущерба, работа с банками, спорами по недвижимости и ЖКХ. Общий юридический стаж составляет более 8 лет. В 2004 году закончила ПГНИУ – Пермский государственный национальный исследовательский университет. Обучалась на факультете юриспруденции.

Качество дорожного покрытия в России значительно улучшились за последние несколько лет. Даже в отдаленных от больших городов населенных пунктах начали появляться новые дороги взамен устаревшим и изношенным покрытиям, которые были реализованы еще в Советском Союзе и рассчитывались на совершенно другие нагрузки. Тем не менее, качество ремонта не всегда идеальное, да и не до всех дорог еще добрались специальные службы. Вполне привычным явлением даже на хорошей и недавно построенной дороге является большая опасная яма, наехав на которую, автомобиль рискует получить целый ряд повреждений. Возникает вопрос, а что же делать в такой ситуации, когда вы попадаете в большую дорожную яму или в открытый люк и повреждаете автомобиль? Ответ будет довольно долгим и неоднозначным.

Автомобильное право в Российской Федерации довольно специфическое. Выкрутить определенные положения хороший адвокат сможет всегда в пользу своего клиента. Именно поэтому множество споров в суде со страховыми компаниями заканчиваются ничем для обычного гражданина. Мы привыкли к тому, что, попадая в дорожную яму, смело засучиваем рукава и становимся устанавливать запаску. А если пробили два колеса, то звоним и вызываем эвакуатор и несем серьезные финансовые затраты. Но законы очень часто дают нам возможность получить компенсацию и привлечь к ответственности виновного в образовании такой преграды на дороге. Стоит внимательно исследовать этот момент, чтобы в нужной ситуации не растеряться, а принять верное решение.

Содержание

Можно ли оформить попадание в яму как ДТП?

Мы знаем, что ДТП – это столкновение автомобилей, которое привело к определенным механическим повреждениях, травмам людей, принесло материальный ущерб. Но в законах РФ указана более обширная формулировка. Дорожно-транспортным происшествием считается любое происшествие, которое произошло в процессе передвижения автомобиля и привело к травмам или смерти людей, к механическим повреждения и нанесению материальных убытков владельцу транспортного средства, а также государству, дорожным службам, предприятиям, на балансе которых находится участок дороги.

Есть преимущества того, что попадание в яму – это ДТП:

  • вы можете вызвать полицию и задокументировать происшествие, это увеличивает ваши шансы на получение необходимой компенсации для последующего ремонта авто;
  • всегда есть определенная организация, которая ответственна за тот или иной участок дороги – это и будет сторона, которая обязана компенсировать ущерб водителю;
  • возможно разбирательство в суде, если досудебные процессы не привели к согласию сторон по компенсации за причиненный ущерб;
  • всегда есть возможность привлечь свидетелей, которые видели момент ДТП, а также оперировать съемкой с видеорегистратора или другого устройства фиксации.

Оформление ДТП после попадания в яму

Такие преимущества позволяют владельцам автомобилей в России документировать и официально проводить через МВД все происшествия, которые привели к материальному урону, изменению технического состояния автомобиля или визуальных особенностей кузова. Если правильно выстроить обвинение ответственной компании, всегда можно рассчитывать на полноценную компенсацию убытков, которые были причинены той или иной ситуацией на дороге. Но стоит учитывать, что хороший адвокат со стороны оппонента может легко перевернуть дело, оперируя довольно слабыми формулировками законов.

Что делать, если ваше авто попало в яму или в люк?

Для начала нужно остановиться и не продолжать движение. Если вы продолжите поездку, то можете нарушить правила. И в дальнейшем подобная ситуация станет причиной отказа от компенсации, так как вы покинули место ДТП и не соблюли требования законов РФ. Также оформление ДТП постфактум может стать причиной наложения штрафа на вас за покидание места аварии.

Основные действия водителя в этом случае:

  • полностью остановить автомобиль, не сдвигая его для более удобного проезда других машин или для любых других целей;
  • убедиться, что авария не привела к травмам и к угрозе жизни пассажиров авто и других участников дорожного движения;
  • вызвать полицию, чтобы задокументировать проишествие, в этом случае это единственное правильное решение;
  • дождаться подъезда экипажа, содействовать в составлении схемы ДТП, следовать дальнейшим указаниям полиции;
  • сделать несколько фотографий места, которое стало причиной аварии, желательно, чтобы поврежденное авто также было на фото;
  • собрать все документы и только затем сдвигать авто с проезжей части, менять колеса и выполнять другие действия, которые нужны для дальнейшей поездки.

Обратите внимание, ошибки в оформлении документов – наиболее частый повод отказа от компенсации ущерба. Обычно в таком случае полиция должна вызвать представителей организации, на балансе которой находится данный участок дороги. Часто водители считают, что на это уйдет много времени, но на самом деле выезд представителей компании занимает немного больше, чем выезд патруля полиции. Поэтому не стоит отказываться от официального оформления случая. Хуже от этого вам точно не будет.

повреждение после попадания в яму

Проведение независимой экспертизы

Очень важно выполнить полноценную оценку повреждений, прежде чем устранять их своими силами и за свои деньги. Обратите внимание, вы должны провести независимую экспертизу в специальных лицензированных компаниях. В каждом населенном пункте можно найти службу, которая предоставляет услуги независимой экспертной оценки повреждений автомобилей. Именно в такую организацию нужно обратиться. Сделать это можно не сразу же после совершения ДТП, у вас есть несколько дней, чтобы совершить эту работу. Но ремонтировать авто, клеить колеса и выравнивать диски до завершения данных работ не следует.

Если вы самостоятельно устраните повреждения до экспертизы, эксперт не сможет адекватно оценить ущерб и выдать акт о проведенной экспертизе с нужными вам цифрами. Ущерб оценивается разными методами, следует оговорить методы с экспертом, прежде чем допускать его к работе. Важно, чтобы в отчете фигурировала правильная цифра, отражающая реальные потери средств на восстановление вашего автомобиля.

Кто будет компенсировать ущерб?

За каждый участок дороги в Российской Федерации ответственна определенная организация. Зачастую это различные подрядчики государственной дорожной службы. Это частные компании, которые получают от государства средства на содержание, ремонт и строительство дорог. Очень большой объем дорожного полотна находится на балансе государства, и это не лучший вариант для попавшего в ДТП автомобилиста. Впрочем, и в этом случае можно смело подавать в суд на государство и требовать компенсировать затраты на ремонт. В последние 4-5 лет неуклонно растет количество успешно выигранных в суде дел против государственной дорожной службы.

Компенсировать затраты могут следующие организации:

  • государственная служба автомобильных дорог, оно же Федеральное агентство автомобильных дорог, оно же Росавтодор;
  • подрядчики Росавтодора, которые выполняли ремонт на данном промежутке дороги и давали гарантию на сохранность целостности дорожного полотна;
  • предприятия, на балансе которых находится данный участок дороги, а также компании, которые взяли участок на обслуживание;
  • организации, которые выполняли строительство дороги на данном участке (в случае, если образование ям произошло по их вине, и это доказано экспертизой);
  • страховые компании, которые застраховали данный участок дороги и несут ответственность за подобные происшествия.

ущерб после ДТП с ямой

Зачастую страховые компании не выплачивают ничего, так как страховка не учитывает выплату компенсаций за повреждения автомобиля на дороге. Страховые компании могут отремонтировать выбоины. Если страховая компания, на которую ссылается подрядчик Росавтодора, выплату вам не сделала, можно смело подавать в суд на самого подрядчика. Впрочем, застрахованных участков дорог в России единицы, так что эту особенность можно не принимать во внимание.

Возмещение ущерба – как вам отдадут деньги?

Порядок возмещения достаточно сложный, особенно, если придется иметь дело с Федеральным дорожным агентством. Росавтодор не любит отдавать деньги умным водителям, стараясь максимально отбиться от подобных исков в судах. Но существующие прецеденты и различные новшества в законах постепенно делают абсолютно нормальным выигрыш в суде у Росавтодора. Поэтому не стоит пренебрегать возможностью получить компенсацию и отремонтировать вашу машину за деньги виновника образования ямы.

Итак, компенсацию вам могут предложить в нескольких вариантах:

  • денежная форма – виновник передает потерпевшему сумму, указанную в экспертной оценке, или ту сумму, к которой пришли стороны в ходе разбирательств;
  • перечисление средств на счет предприятия, которое будет выполнять ремонт автомобиля – такой вариант более реален при взаимодействии с любыми организациями;
  • приобретение комплектующих – это может оказаться лучшим вариантом, если речь идет о порезанной резине, погнутых дисках или выбитых элементах подвески;
  • перечисление средств на счет, который можно использовать только с определенной целью, к примеру, рассчитываться с организациями, работающими в сфере автомобильного ремонта.

Возмещение ущерба после ДТП с ямой

Формат компенсации определяется в ходе судебного разбирательства или при предварительной договоренности. Обычно стороны приходят к согласию до суда и урегулируют вопрос без заседаний и слушаний. Впрочем, государственные организации будут судиться с вами и стараться уменьшить объем компенсируемых средств. Если речь идет о крупной сумме, следует вооружиться поддержкой опытного адвоката, иначе компенсацию отсудят юристы оппонента.

Предлагаем посмотреть видео по теме компенсации за въезд в яму:

Подводим итоги

Для получения компенсации за ремонт автомобиля при наезде на яму или открытый люк следует обязательно вызвать на место ДТП сотрудников ГИБДД и составить протокол, который задокументирует происшествие. После этого вы можете обратиться к независимому эксперту, который проведет экспертизу и оценит повреждения, выдав вам официальный документ. Уже с этими документами можно идти в суд и отсудить полный объем указанных в экспертизе средств, которые необходимы для восстановления автомобиля.

Чаще все происходит гораздо медленнее и сложнее. Именно по этой причине многие водители, зная затягивание и проблемы на пути к получению компенсации, попросту не хотят тратить свое время и портить нервы. Но в целом именно массовые обращения за компенсацией позволяет сдвинуть с мертвой точки вопрос содержания дорог. На каждый километр дорог в России ежегодно выделяются средства, которых достаточно для нормального их содержания. Поэтому не обращаясь за компенсацией, мы позволяем эти средства использовать не по целевому назначению.

Читайте также: