Разрешена ли шипованная резина в америке

Опубликовано: 14.05.2024

20 октября, DRIVE2плавно переходит на зиму. Всё больше записей о переобувании и дебатов о том, какие шины лучше использовать зимой. По моим личным ощущениям подaвляющее большинство голосует за шипованную резину (и я с ними согласна), но что делать если "шиповка" вне закона?

"Как так?" спросите вы. А вот так! Во всех провинциях и территориях Канады кроме южной части Онтарио шипованная резина разрешена. Тут надо оговориться, что только в одной провинции (Кьюбэк) зимняя резина обязательна в зимний сезон и за неиспользование можно получить штраф, в остальных она только рекомендована. Даже в самой северной провинции Нунавут рекомендуют зимнюю резину, но не штрафуют за неисполнение этой рекомндации. И это при средней температуре июля +10.

Но вернёмся к Онтарио, где использование шипов грозит штрафом до $1000 (это приблизительно стоимость комплекта резины).

Средняя температура в Торонто (юг Онтарио) с декабря по февраль от -7 до +2, снега около 30-33см в месяц. Это статистические данные. Из личного опыта вспоминается зима 2013-2014 года, когда температура не поднималась выше -25 в течении нескольких месяцев, а в январе упала до -45 от чего замёрз и встал Ниагарский водопад, что с ним случалось всего несколько раз за всю историю наблюдений. Снега тогда тоже было не мало и вместе с ним был ледяной дождь, под тяжестью которого оборвались линии электропередачи по всему городу и сотни домов остались без электричества (напоминаю на улице было -25.-35, a всё включая отопление и кухонные плиты в Kанаде работает на электричестве). Но бывало и по другому, как например прошлой зимой, когда в декабре было +10, а то и +15, а в феврале были дни, когда температура доходила до +17. Снег выпал всего три раза и продержался менее суток каждый раз (сразу убрали и остатки быстро растаяли). Но и это не совсем нормальная картина. Обычно с ноября по март температура держится в пределах +10.-10, в середине декабря выпадает снег и переодически падает до конца февраля. Вобщем зима хоть и не суровая, но есть! Есть и снег, и грязь, и гололёд, и вода. И вот тут-то бы поставить хорошую "шиповочку", но нет, нельзя!

Шипованная зимняя резина разрешена в период с 1 сентября по 31 мая в северной части провинции Онтарио (в тексте закона о дорожном движении даны названия районов в которых это разрешение работает). Вне этих районов шипованная резина запрещена на протяжении всего года. В описании закона сказано, что шипованная резина была изначально запрещена в Онтарио в 1972 году после технических испытаний показавших, что шипы причиняют значительный ущерб дорожному покрытию. В 2005 году закон был пересмотрен и внесённые коррективы разрешили использование шипованных шин в период с 1 октября по 30 апреля в отдельных районах провинции (с 2014 года "шипы" разрешены с 1 сентября по 31 мая, опять таки только в северной части Онтарио). В этом же законе была дана рекомендация использовать шины скандинавского типа с более лёгкими шипами, чем те которые были запрещены в 1972 году. Технические проверки показали, что использование таких шипов уменьшало повреждение дорожного покрытия на 75%. Но даже в этой новой версии закона "шипы" были разрешены только для машин массой до 3.5 тонн и служебных машин (скорая, пожарная служба и т.д.). Так же в описании закона даётся объяснение, что жителям южной части провинции "шипы" запрещены, так как большинство дорог в хорошем состоянии и практически нет крутых наклонов и поворотов. Кроме того на юге дороги сделаны из известняка, который мягче, чем гранит используемый на севере. И хотя шипованная резина стала более высокого качества её использование всё равно приведёт к повреждению дорожного покрытия, образованию пыли и как следствие ухудшению воздуха. (почему нельзя и на юге использовать гранит в статье не указано)

Кому интересно почитать полный текст этого описания на аглийском прошу сюда: />Сам же закон (более технический и сухой текст) тут:

Итак что же нам остаётся если шипы нельзя, а снег, вода, лёд и мороз всё таки есть? Остаётся фрикционка она же "липучка" и большая надежда на удачу. К сожалению большинство жителей Торонто не переобуваются на зиму и ездят круглый год на М+S, а то и вовсе на "лете". Они же потом сидят в сугробах и въезжают друг в друга, но это их ничему не учит. Более того, самыми страшными водителями зимой являются владельцы паркетников, у которых на багажнике написано AWD или 4х4. Они считают, что это гарантирует сцепление с дорогой в независимости от состояния резины. Мне как-то задали вопрос, который хорошо описывает эту ситуацию: "Зачем тебе зимняя резина, если у тебя AWD?" … А и действительно… зачем? Чего я такая не как все и не хочу сидеть с ними в сугробе? Может быть потому что я жадная и купила зимнюю резину только для того чтобы получить скидку на старховку? Ведь с этого года в Онтраио действует закон о предоставлении скидки на страхoвку до 5%, если владелец обязуется ездить на "зиме" (которая, напоминаю, не обязательна). Так для сравнения комплект хорошей резины стоит от $800, а 5% скидки на страховку это приблизително $120-150 в зависимости от цены страховки. Не плохая такая скидочка, аж 75-90% одной покрышки купить можно :)

Я это всё к чему? А к тому что весело у нас в Канаде. Tочнее в южном Онтарио! Но с другой стороны меньше головной боли с выбором резины и пока обитатели DRIVE2решают брать шипы или нет, отдельные их представители берут то что дают (липучку) и катятся по "хорошим" канадским дорогам, проклиная застрявших в снегу бабушек и летящих в себя мамаш на "всемогущих" паркетниках с лысой резиной.

Господа, товарищи, друзья, не уподобляйтесь жителям Торонто, пользуйтесь хорошей зимней резиной! С шипами или без — дело индивидуальное, главное чтобы резина была не "лысая" и подходящaя к погодным условиям.

Вопрос к американским форумчанам.
Услышал о якобы действующем запрете в США и Канаде на установку шипованной резины на автомобиль.
Так ли это? И если да - то какая аргументация у властей?
Интересно.

Помоему тока в некоторых штатах.

Увеличивают износ дорожного покрытия судя по всему.

Т.е. т.н. "колейнесть", по лужковски, говоря. Нет наверное.
Хотелось-бы услышать мнение американских автомобилистов.

Не думаю. колейность по большей части из-за тяжелого трансопрта

Из-за плохого качества дорожного покрытия, не более.
Так все-таки кто нибудь прояснит вопрос по "шиповке" в Северной америке.

В Финке шиповка зимой обязательна, но колеи почему-то нет. Известно, почему: потому что асфальт кладут качественный и с соблюдением технологии.

Leavsee

В Финке шиповка зимой обязательна, но колеи почему-то нет. Известно, почему: потому что асфальт кладут качественный и с соблюдением технологии.

не умеют они просто $ в виде откатов получать за ежегодный ремонт дорог.

В Японии шиповку запретили ещё в 2000году,если мне память не изменяет.

ZLOY GLB

не умеют они просто $ в виде откатов получать за ежегодный ремонт дорог.

Насколько я знаю, деньги на ремонт дорог у них выделяют муниципальные власти, а они ой как подотчетны избирателям. За плохую дорогу спросят и ого-го как. Это вам не наша безответсвенная "вертикаль".

рад бы помочь, да в Калифорнии резину менять не нужно - зимы нет в Южной вообще, а в Северной цепи - панацея. А если четыре ведущих то иногда и цепей не надо 😊

У нас в штате . в такси с 1 декабря все меняют резину на шипованную ( правило такое ) А публика кто как хочет . если хочеш ставь . кто в горы часто ездит на лыжах котатся тот ставит шиповку . или одевают цепи . То же самое в штате Вашингтон . (он через речку )

А у нас все ездят на всесезонной. Полиция и всякие службы иногда на колёса цепи надевают, если машина заднеприводная. Или просто в багажник сотню кило соли в мешках накидываем.

Про запреты не слышал, но в продаже тоже не видел.

2 Лэнд Крузеру, 2 Whale
Большое спасибо.
С Уважением, Петр.

В Японии лёд как в африке снег,бооольшая редкость.Дорога покатая,и по средине бьют фонтанчики тёплой воды,кто там был зимой знает!
Вобщем от шиповки как они посчитали там только проблемы.

У нас в ФРГ шипы под запретом.

Вместо 20 м тормозного пути 21 метр. 😊
Зато в гололёд нешипы в 2 раза дальше катятся в процессе торможения. 😀

В Финляндии шиповка давно уже не обязательна. обязательна зимная резина зимой и летняя летом.
На шипах ездит большинство, дорогу это действительно крошит, но они ремонтируют почаще- безопасность важнее.

В Айове не видел чтоб кто-использовал шипы, и вообще резину не слышал чтоб кто-то менял по сезону. Снег бывает несколько раз в год, но на большинстве дорог его убирают в течении нескольких часов, и поливают солью. Тоесть большие дороги через 2-3 часа уже сухие. Опастно в основном пока снег еще активно идет.
Большой процент машин 4х4. Очень многие люди отменяют свои поездки во время снегопадов, если производство позволяет, предприятия закрываются и школы тоже. Такой подход видимо дешевле, так как не так уж часто это случается.

Унас шиповка запрещена, но разрешены цепи. Объясняют просто, снег лёд постоянно не лежат. Цепи легко снять и поставить когда надо, а резиму два раза на неделе никто менять не будет вот и будут дорожное покрытит зазря уродывать. А ремонт дорог между прочим из налогов оплачевается.

У нас шиповку пожно использовать, но очень мало кто на зиму колеса меняет. Ездят на всесезонной и все. Снег убирается быстро и не имеет смысла менять резину.

Наступление холодной погоды предполагает смену летних шин на зимние, так как дороги становятся скользкими и небезопасными. Что же касается использования шипованной резины – она разрешена не в каждой европейской стране. Ряд государств на законодательном уровне обозначил, что шипы неблагоприятно воздействуют на дорожное покрытие, деформируя его. Узнаем, в каких странах запрещена шипованная резина и какие альтернативы ей предлагают местные власти в гололедицу.

Правила использования зимней резины в Европе

В большинстве европейских стран момент, когда на дорогах появляется первый снег или наледь – это зимняя погода, в которую машина должна быть соответствующим образом «переобута».

Это не значит, что обязательно нужно менять колёса на зимние. Но езда без цепей на летней резине запрещается. В багажнике или же на 2 из 4 колёс обязательно должны находиться цепи противоскольжения.


Удобные цепи противоскольжения на ремнях

В каких странах шипы запрещены категорически

Прежде, чем поехать на автомобиле в европейские страны в период новогодних праздников, не поленитесь и узнайте о том, где запрещена шипованная резина.

В Германию, Польшу, Нидерланды и ряд других стран на шинах данного типа лучше не въезжать. Вас либо заставят менять резину, либо просто не пропустят через границу. Возможно, вам удастся въехать в страну, но вот только радоваться здесь будет рано. Первый остановивший вас полицейский патруль выпишет огромный штраф.


Европейские власти убеждены — шипы только портят дорогу


Карта стран с запретом на шипы

У жителей Санкт-Петербурга, у которых есть возможность часто посещать близлежащие страны, возникает вопрос, можно ли ехать в Финляндию на шипованной резине. Да, в указанной стране, а также в Италии, Франции и Великобритании такого запрета нет, поэтому можно спокойно ездить с шипами.


В гололедицу рекомендованы только цепи. В отдаленные уголки без них могут не пустить

Что же служит главной причиной такого запрета? Всё достаточно просто – в Европе очень бережно относятся к состоянию дорожных полотен, а шипованная шина разрушает их и требует затрат на ремонт, что не вписывается в видение жизни и рациональные установки местных властей.

Можно ли ехать транзитом

Из-за особенности границ в Европе может возникнуть следующая ситуация: в страну, где разрешены шипы, придётся ехать через государство, в котором на них запрет. Например, вы собрались в Австрию через Польшу, но в последней запрещена езда на шипах. На первой же границе вас остановят и не пропустят дальше и что же делать?


Памятка по эксплуатации зимних шин

Главное – обязательно разузнайте, нет ли в государстве, через которое вы держите путь, обязательного закона на ограничение шипов, после чего действуйте, исходя из ситуации.

Есть ли запрет на шипы в России

Запрет на шипованную резину в России в настоящий момент не актуален. В суровых зимних условиях, сопровождающихся гололёдом, слякотью и мокрым снегом, многие от безысходности используют шипы, дабы не попасть в аварийную ситуацию.


В России ограничений нет

Однако ходят слухи, что в скором времени могут сделать обязательной переобувку колёс в шипы не позднее, чем 1 декабря, иначе предстоят огромные штрафы. Пока что все это на уровне разговоров и инициатив, и на практике никого не касается.

Заключение

Главное правило, которое нужно усвоить – обязательно интересуйтесь перед выездом за границу на автомобиле, разрешена ли там езда на шипованных шинах.

Иначе может сложиться ситуация, что забронирована дорогая гостиница, куплены экскурсии и спланировано проведение Нового года, а все планы могут накрыться уже на границе государства.

Вообще, перед отъездом лучше всего снять шипы, так как европейская погода не отличается сильными морозами, и в большинстве стран они просто не нужны. В условиях гололедицы будет достаточно летних или всесезонки в комплекте с цепями и браслетами.

У вас были ситуации, когда машину не пускали в другое государство из-за наличия шипов на шинах?

Бундесрат одобрил новое дополнение к правилам дорожного движения, согласно которому, теоретически, зимние шины с 1 декабря 2010 года станут в Германии обязательными. Дополнение гласит, что водители при гололедице, гололеде, снеге, дожде со снегом, инее обязаны использовать только шины, соответствующие предписаниям Евросоюза 92/23/EWG. В противном случае водители обязаны платить штраф в размере 40 евро.

Однако, в законе не установлен какой-либо конкретный период, когда надлежит использовать зимние шины. Это означает, что если зимой на дорогах нет снега или льда, то зимняя резина не обязательно должна быть установлена. Таким образом, непонятно, каким образом зимняя резина станет обязательной к применению.

Особенности довольно мягкой зимы на большей части территории США дают возможность большинству американцев даже не задумываться о смене автомобильных покрышек на зимний период.

Впрочем, в северной части страны, например в штатах Аляска или Вашингтон, полиция все же рекомендует водителям в добровольном порядке запастись шипованной резиной или цепями на колеса.

Любопытно, что в шести американских штатах, включая курортные Гавайи, ездить на шипах запрещено вовсе. А в семи совершенно других штатах, в том числе почему-то и в жарком Нью-Мексико, бороздить дороги зимней шипованной резиной можно хоть круглый год. Во всех остальных административных территориях Америки правила использования шиповки устанавливаются к конкретным датам.

Как рассказали в управлении транспорта штата Вашингтон, использование зимней шипованной резины здесь возможно при наличии такого желания у водителей и только в период между 1 ноября и 31 марта. В остальное время с учетом того, что шипованные покрышки портят хайвеи, ездить на зимних колесах под страхом штрафа с двумя нулями запрещается. Зимой в дополнение к шиповке полиция штата Вашингтон предлагает водителям возить с собой цепи, которые можно установить на колеса в случае снежной бури, а при отсутствии таковых полицейские вправе запретить въезд в опасные районы. Правда, в обязательном порядке зимой цепи должны устанавливаться на ведущие оси большегрузных автомобилей и автомобилей экстренных и коммунальных служб.

На Аляске водители могут переходить "на зиму" еще раньше. Здесь разрешено использовать шины с шипами с 15 сентября по 1 мая. Впрочем, размер шипов также жестко регламентирован: они не должны выступать более чем на четверть дюйма. Попытка местных законодателей принять закон, обязывающий жителей Аляски "переобуваться" в шиповку, местные водители, 90 процентов которых ездят на всесезонке, встретили в штыки и в итоге эта инициатива была провалена.

А вот в соседней с Аляской Канаде властям все-таки удалось принять постановление об обязательном переходе на зимнюю резину. Так в канадском Квебеке, начиная с 2005 года, в период с 15 декабря по 15 марта все зарегистрированные здесь легковые машины и такси должны поменять летние колеса на зимнюю шиповку. Нарушителям, пойманным "на лете" полицией, грозит штраф в размере от 200 до 300 долларов. Впрочем, канадцы, которые собираются зимой на своих авто прокатиться в солнечную Флориду на отдых, в это время могут спокойно ехать на летней резине при условии наличия специальной транзитной страховки, действующей ровно 7 дней.

Использовать шипы запретили: Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Испания, Македония, Молдавия, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Черногория. То есть 18 из 50 европейских стран. Иногда в этот список включают Турцию, хотя 95% ее территории относится к Азии. И — наверное, на всякий случай — страны, где не регламентировано использование зимних шин вовсе, таких как Андорра, Кипр и Мальта. Неудивительно: киприоты и мальтийцы видят снег раз в 30 лет. Но Андорра. там же есть горнолыжный туризм.

Главная причина запрета — шипованные шины способствуют разрушению дорожного полотна, что ведет к дополнительным тратам на их ремонт. Второстепенная — забота о здоровье граждан. Теоретически, пыль от асфальтобетона, попадая в легкие человека, может способствовать развитию разных заболеваний: легочных, сердечно-сосудистых и даже раковых. Она токсична сама по себе и переносит канцерогенные вещества от выхлопных газов и продуктов износа шин. Первыми об этом заговорили японцы. И уже в 1990 году шипованные шины в Японии были запрещены.

Позже эту проблему исследовали шведские ученые, доказавшие, что шипованные шины повышают токсичность дорожной пыли, способствуя увеличению концентрации тяжелых металлов и ароматических углеводородов в воздухе. По данным аналитиков из компании Gustavson, только за один зимний сезон 1988–1989 годов дороги Швеции потеряли 450 тысяч тонн дорожного полотна. Аналогичное исследование провели в 1997 году и норвежцы, обнаружив потерю 300 тысяч тонн асфальта из-за шипованных шин. Тем не менее ни в Швеции, ни в Норвегии, ни в других скандинавских странах шипы не попали под запрет.

Разрешено

В США и Канаде, где забота о здоровье едва ли уступает японской или скандинавской, шипованные шины разрешены — притом что канадцы, в целом, подтвердили выводы японцев и шведов. Запрет на шипы существует только в 6 американских штатах. Причины малопонятны. Например, на шипованных шинах нельзя ездить по Гавайям (Гавайским островам), но можно по Нью-Мексико, штате на юго-востоке страны. Возможно, потому, что 1 февраля 1951 года температура воздуха в Гавилане (Нью-Мексико) опустилась до —46°С.

Теперь составим список европейских стран, где шипованные шины разрешены. Здесь придется писать подробнее, так как во многих странах есть дополнительные условия использования.

  • Австрия. «Шиповки» разрешены для транспортных средств с разрешенной максимальной полной массой не больше 3,5 тонн и с ограничениями скорости до 100 км/ч на автобанах и до 80 км/ч на прочих дорогах. Интересно, как попасть в Австрию на шипах, если во всех соседних странах они вне закона?
  • Албания. Шипованные шины разрешены.
  • Бельгия. Шипы разрешены с 1 ноября по 31 марта. Ограничение по массе — те же 3,5 тонны, по скорости — 90 км/ч на магистралях и 60 км/ч на остальных дорогах.
  • Великобритания разрешает использование шин с шипами при условии, что они не повреждают дорожное покрытие. То есть такая возможность все-таки существует.
  • Греция. Шипованные шины могут быть использованы, если этого требуют погодные условия.
  • Дания. Шипы разрешены с 1 ноября по 1 апреля с ограничениями скорости до 110 км/ч на магистралях и 80 км/ч на прочих дорогах.
  • Италия. Ограничения скорости для автомобилей с шипованными шинами — 90 км/ч за городом и 50 км/ч в городах.
  • Исландия. Шипованные шины разрешены.
  • Ирландия. Шипованные шины разрешены. Ограничения скорости — до 112 км/ч на магистралях и до 96 км/ч на прочих дорогах.
  • Латвия. Шипованные шины можно использовать с 1 октября по 1 мая.
  • Литва. Шипованные шины можно использовать с 1 ноября по 31 марта.
  • Лихтенштейн. Шипы разрешены, ограничение скорости — 80 км/ч.
  • Люксембург. И здесь можно использовать шины с 1 декабря по 31 марта — на автомобилях с полной массой до 3,5 тонн, специальных автомобилях и автобусах. При этом необходимо соблюдать ограничения скорости в 60 и 90 км/ч в городах и за городом соответственно. Автомобиль должен быть маркирован знаком с ограничением скорости 60 км/ч.
  • Монако. Шипы разрешены.
  • Норвегия. В этой стране, похоже, самые сложные правила использования шин с шипами. Они запрещены между первым понедельником после Пасхи и до 31 октября — если это не требуют погодные условия. Использовать шипованные шины можно в северной части страны, регионах Нордланде, Тромсе и Финнмарке с 15 октября по 1 мая, соблюдая ограничения скорости до 90 км/ч на магистралях и 80 км/ч на других дорогах. При этом местные власти могут допускать исключения из правил. На транспортных средствах с массой до 3,5 тонн шипованные шины должны стоять на всех колесах.
  • Финляндия также допускает использование зимних шипованных шин (на всех колесах) с 1 ноября по 31 марта. Ограничения скорости — 100 км/ч на магистралях и 80 км/ч на других дорогах.
  • Франция. Шипованные шины разрешены с 1 ноября по 31 марта. Ограничения скорости — до 50 км/ч в городах и 90 км/ч за городом.
  • Швеция. Шипованные шины можно использовать и в этой стране, с 1 октября по 30 апреля. Если автомобиль на «шиповках» буксирует прицеп, и он должен быть с шипами.
  • Швейцария. Шипованные шины в целом использовать можно, но не на всех автобанах, с 1 ноября по 30 апреля. Для автомобилей с шипами действуют ограничения скорости до 50 км/ч в городах и до 80 км/ч за городом.
  • Эстония. Можно использовать шипованные шины с 1 ноября по 1 мая на транспортных средствах с полной массой не более 3,5 тонн, на всех колесах, в том числе прицепа. Ограничение скорости — до 90 км/ч.

В Республике Беларусь и Украине шипы также разрешены. Таким образом тезис, что зимние шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран — ложный.

А может, и нам запретить?

О запрете шипованных шин в России говорили неоднократно и продолжают говорить до сих пор. У нас вообще любят что-нибудь запретить (хотя бы для того, чтобы потом это снова разрешить). Новая (не сказать, что свежая) идея наших законотворцев — ограничить скорость движения на автомагистралях для автомобилей с шипованными шинами до 90 км/ч. При обосновании будут опираться, как принято, на зарубежный опыт. Но, во-первых, как «шипованные» машины будут отличать от «нешипованных»? Потребуется какая-то дополнительная маркировка. А ведь только что отказались от знаков «Ш», признав их абсурдность на современных дорогах. Собрались возвращать?

Кроме того, по статистике, 70% российских покупателей зимних шин предпочитают шины шипованные, а не фрикционные. И если им ограничат скорость движения, с той же скоростью придется ездить остальным.

И климатические, и дорожные условия России не позволяют отказываться от шипованных шин совсем. Нынешняя «еврозима» — аномалия, даже если верить в глобальное потепление. Морозных зим на наш век еще хватит. Тем более что самая коварная погода для дорог — когда температура воздуха колеблется возле 0°С. Днем выпадают осадки, а ночью образуется ледяная корка, на которой тяжело приходится даже с фрикционными шинами, особенно на спусках-подъемах и поворотах. А ровных дорог у нас не так уж и много.

А чтобы дороги не «убивались» шипами, их нужно строить и обслуживать с соблюдением всех нормативов. Колейность образуется не только от шипов, но и от, например, перегруженных грузовиков. Колея в правых рядах наших дорог не только зимой, но и летом — обычное дело.

Вероятность попасть в аварию из-за «скользких» шин и потерять не только здоровье, но даже и жизнь, намного выше вероятности надышаться дорожной пыли до фатальных последствий для организма. Тем более когда очень сложно установить, какая именно пыль произведена шипованными шинами, какая — нешипованными, и какая — вообще не шинами.

Аргумент, что в советское время не было не только шиповок, но и даже просто зимних шин, а как-то ездили, — вовсе не аргумент: и скорость движения, и плотность были совершенно другими. Да и дороги тогда не поливали реагентами и не «солили», как сейчас, так что под колесами был шершавый наст. Кстати, реагенты, «травящие» снег и лед до дорожного полотна, действительно делают шипованные шины вредными. Но и испарения от реагентов нам здоровья точно не добавляют.

В 2004 году в Норвегии на один сезон запретили использование шипованных шин. Число аварий (особенно мелких) резко возросло — в городах, на перекрестках со светофорами. Власти тут же сняли запрет. Мы же не хотим, как у них?

Читайте также: