Штраф за езду на заднем колесе

Опубликовано: 14.05.2024

Несмотря на то, что Россия — страна преимущественно северная, из-за пандемии и последовавшего в связи с ней развитием сервисов доставки велосипед превратился в вид транспорта, используемый круглогодично. Да-да, именно транспорта, ведь еще недавно педальная машина рассматривалась, скорее, как способ проведения досуга, а не средство передвижения. Но теперь на нем не только возят пиццу, но и ездят на работу и за покупками.

К счастью, городская инфраструктура пусть не так быстро, как хотелось бы, но подстраивается под нужды велосипедистов. Однако по-прежнему остается нерешенной проблема безопасности этой категории участников движения. Причем ситуация в последние годы только усугубляется.

Все три показателя выросли по сравнению с данными предыдущего года — на 5, 2 и 6 процентов соответственно. Регионы-«рекордсмены» по этой части — Краснодарский край, Московская, Оренбургская, Нижегородская и Брянская области, а также Крым. Почему пик аварий приходится на летние месяцы, объяснить нетрудно. И это только происшествия, зарегистрированные Госавтоинспекцией, то есть произошедшие на дорогах общего пользования. Сколько травм получено в пределах пешеходной инфраструктуры, которую вовсю используют для езды на велике, неизвестно. Официально такие инциденты дорожно-транспортными происшествиями не считаются, а потому специальному учету не подлежат.

Езда на велосипеде по тротуару — в исключительных случаях

Избежать неприятных моментов помогло бы четкое знание и выполнение правил движения на двух колесах. Они сгруппированы в 24-м разделе Правил дорожного движения и сводятся к нескольким простым постулатам.

Итак, иерархия разрешенных мест для езды на велосипеде по мере убывания возможностей их использования следующая:

  • Специализированная инфраструктура (велосипедная и велопешеходная дорожки, велополоса на проезжей части),
  • Правый край проезжей части,
  • Обочина,
  • Тротуар или пешеходная дорожка (когда перечисленные выше места по объективным причинам использовать нельзя).

Пешеходную инфраструктуру можно использовать в случае, когда взрослый сопровождает малолетнего велосипедиста (до 14 лет) либо перевозит на специальном сиденье или в прицепе ребенка до 7 лет. Если наезднику от 7 до 14 лет, последовательность разрешенных для него мест меняется на обратную, а обочина и проезжая часть из этого перечня исключены вовсе. Что касается начинающих байкеров не старше 7 лет, то их среда обитания — исключительно пешеходная инфраструктура. В тех случаях, когда движение велосипедистов мешает пешеходам или угрожает их безопасности, велосипедисту предлагается спешиться и вести двухколесную машину рядом с собой.

Велосипед на «зебре»

Теперь несколько слов о запретах. Поскольку велосипедист с точки зрения ПДД — водитель, то ему нельзя садиться за руль пьяным. Ответственности за это нарушение законом не предусмотрено, но при разборе инцидента это обстоятельство может сыграть решающую роль в определении виновника.

Перевозить груз можно: он не должен выступать в стороны более чем на полметра. Не допускается перевозка пассажиров (кроме детишек в специальном сиденье). Нельзя выезжать на автомагистраль и дорогу, обозначенную знаком 5.3 «Дорога для автомобилей», примером которой может служить МКАД. Запрещены левый поворот и разворот «на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Наконец, прямо прописан запрет пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешившись.

Обозначить свое присутствие на дороге всеми доступными способами

Ну а какие главные опасности для водителей автомобилей и пешеходов представляют велики? Главная из них — незаметность в потоке. Даже если велосипедист едет по правилам по проезжей части, разглядеть его в мельтешении транспорта крайне непросто. Что уж говорить про тех безумцев, которые на скоростных многополосных магистралях умудряются лавировать в левых рядах.

Впрочем, иногда этого не избежать. Например, если от дороги вправо отходит боковое ответвление, поворот на которое разрешен с отдельной полосы, а иногда и двух, то велосипедисту, который планирует ехать прямо, волей-неволей приходится заранее перестраиваться левее, выезжая на середину проезжей части. К слову, если он проезжает перекресток прямо, а водитель автомобиля поворачивает на примыкающую дорогу, то обязанность уступить дорогу лежит на последнем.

Движение на велосипеде допускается по велосипедным дорожкам, тротуарам либо дорожным обочинам исходя из возраста. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, обязаны передвигаться лишь с сопровождением. При несоблюдении правил дорожного движения велосипедиста штрафуют на сумму 800-1500 рублей. Он имеет право на получение возмещения за телесные повреждения и понесенный моральный ущерб в связи со столкновением с автомобилем. Если велосипедист является виновником ДТП, он возмещает автомобилисту имущественный ущерб и вред здоровью. Если велосипедист отказывается добровольно возмещать ущерб, водитель машины может подать иск в суд.

Согласно статистическим данным ГИБДД из года в год число ДТП с участием велосипедистов только растет: в 2017 г. - 5247, в 2018 г. - 5323, в 2019 г. - 5403, в 2020 г. - 5732. Причем за эти 4 года числятся погибшими порядка 1,5 тыс. человек. Больше всего ДТП, в которых участвовали люди на велосипедах, случилось в Курской, Орловской, Ростовской, Нижегородской областях, Краснодарском крае.

Порядок катания на велосипеде

7-14-летним детям разрешено передвигаться лишь по тротуарам, дорожкам для пешеходов либо пешеходов и велосипедистов, по зонам для пешеходов (пункты 24.3 и 24.4 Правил дорожного движения “Добавочные условия катания на велосипедах”).

Лица, достигшие 14-летнего возраста, обязаны ездить по правой стороне дороги либо обочине, если отсутствуют специализированные дорожки. Ехать по дороге допускается в колонне по 1 либо 2 (при наибольшей ширине используемой дороги не больше 75 см). Если нет возможности езды по обочине, разрешено катиться по тротуару (пункт 24.5 Правил).

Перед тем, как начать передвигаться на велосипеде, перестроиться, повернуть (развернуться) и остановиться, гражданин обязан подать установленные ручные сигналы. А в вечернее либо ночное время, в тоннеле – обеспечить включение осветителей в соответствии с пунктом 19.1 вышеупомянутых Правил. Если их нет, необходимо двигаться в жилете с эффектом светоотражения либо применять иные средства, к примеру, катафоты согласно пункту 24.10 Правил.

Если велосипедист создает помехи, угрожает безопасности других людей либо пересекает пешеходный переход, он должен двигаться как пешеход согласно пунктам 24.6, 24.8 Правил.

Что запрещено велосипедистам?

При катании на велосипеде налагается запрет на:

  • езду по автомобильной магистрали согласно пункту 16.1 Правил “Передвижение по автомобильным магистралям”;
  • катание на велосипеде с удержанием его 1 рукой;
  • перевозку объекта, мешающему движению либо длиннее снаряда на 50 см;
  • катание других людей, если на это снаряд не рассчитан, либо катание лиц младше семи лет без специализированного кресла;
  • буксировку снаряда согласно пункту 24.8 Правил.

Какое наказание ждет нарушителей порядка передвижения на велосипеде?

За несоблюдение Правил дорожного движения, в том числе, катание на велосипеде не по специализированной дорожке либо передвижение с попутчиком, а не в колонне предусмотрены штрафные санкции на сумму 800 рублей согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Если при этом выяснится, что человек употреблял алкоголь, штраф вырастает до 1-1,5 тыс. рублей (часть 3 статьи 12.29 этого же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения”).

Разберем конкретную ситуацию. Житель одного из российских городов проехал на велосипеде перекресток на запрещающий сигнал светофора. Это заметил сотрудник полиции и назначил ему штраф на сумму 800 рублей. согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Владелец велосипеда, не согласившись с санкцией, пожаловался в городской районный судебный орган. Он был уверен, что имело место нарушение его права полицейским, который не предоставил времени на общение с адвокатом. Изучив имеющиеся данные, судья постановила, что полицейский дал велосипедисту разъяснение его права на защиту. Подтверждение тому – подпись велосипедиста в протоколе и отчет инспектора. С учетом этого суд согласился с назначением штрафных санкций (дело № 12-374/2020).

Владелец велосипеда, не согласившийся в судебным постановлением, обратился с иском в областной судебный орган. Он старался доказать, что начал движение при мигании запрещающего сигнала светофора, а сотрудник полиции не предоставил разъяснений его прав. Однако судья поддержал коллегу, признав, что наказание было назначено верно. Он подчеркнул, что мигание запрещающего сигнала у светофора не предусмотрено. Тем более после выписки штрафа хозяин велосипеда его оспорил, то есть был в курсе своих прав, постановила апелляция (дело № 7р-831). В другие суды мужчина обращений не подавал.

Когда велосипедисту положено возмещение морального ущерба?

Создающему помехи другим гражданам велосипедисту назначат штрафные санкции в размере 1000 рублей согласно части 1 статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях, а если в результате этого был причинен легкий либо средний ущерб здоровью – 1000-1500 рублей (часть 1 статьи 12.30 того же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения, который создает помехи либо причиняет ущерб здоровью”).

Кроме штрафных санкций, пострадавший имеет право на получение от нарушителя-велосипедиста возмещения морального ущерба за причиненные неудобства.

Разбор реальной ситуации. Велосипедист при выезде на главную дорогу не отдал приоритет велосипедистке. В результате столкновения женщина сломала руку с осложнениями. Специалисты считают, что подобные травмы можно отнести к категории средней тяжести ущерба здоровью. Сотрудники полиции оштрафовали велосипедиста на сумму 1000 рублей согласно части 2 статьи 12.30 вышеупомянутого Кодекса.

После этого пострадавшая подала обращение в районный суд с целью возмещения морального ущерба на сумму 250 тыс. рублей. Восстановление руки было долгим, и женщина по сей день не в состоянии ею управлять и ощущает онемение. В планах – получение инвалидности. Велосипедист согласился, что он является виновным в травмах пострадавшей, но потребовал снижения суммы компенсации до 30 тыс. рублей.

После изучения выписки из больничных документов и экспертного заключения, выслушивания обеих сторон судья постановил, что в получении женщиной травмы виноват велосипедист. Наряду с этим суд сократил моральный ущерб до 60 тыс. рублей, учитывая неосторожность велосипедиста, наличие 2-х маленьких детей и трудовую несостоятельность (дело № 2-266/2019). Виновник от обжалования постановления отказался.

Мнение специалистов о езде на велосипедах

Специалисты рассказывают, что автомобилисты зачастую сталкиваются с велосипедистами, передвигающимися по тротуарам либо проездам в жилых кварталах. Отсутствие у автолюбителей сомнений в их приоритете на дороге ошибочно. Наряду с тем при установке знака “Жилая зона” и с учетом пункта 8.3 Правил “Начало движения. Маневрирование” гражданин на авто обязан уступить дорогу велосипедисту. В противном случае продолжать движение он не может.

Также эксперты подчеркивают, что в отдельных ситуациях велосипедисты едут по тротуарам, и их рискованное маневрирование создает угрозу жизни других людей. Также автолюбители осуществляют движение на авто как источнике высокой опасности. В связи с этим при нанесении урона здоровью либо имуществу велосипедиста они выплатят компенсацию согласно пункту 1064 Гражданского кодекса России.

Велосипедист считается водителем, а если у него есть права, то их, получается, можно отнять

Водителей машин жёстко наказывают за пьяную езду. А что грозит велосипедисту?

Водителей машин жёстко наказывают за пьяную езду. А что грозит велосипедисту?

Фото: Вадим Архипов / 74.RU

Велосипедный сезон уже начался, равно как и питейный. И многие не прочь проехаться на велосипеде в нетрезвом виде. Но не лишат ли за это «нормальных» водительских прав, если они есть? Вопрос не так абсурден, как кажется на первый взгляд.

Понятие «водитель» в ПДД распространяется не только на шофёров машин, но и велосипедистов, самокатчиков и даже погонщиков скота.

Пьяную езду запрещает пункт 2.7 ПДД, который распространяется на всех водителей. Также запрещено употреблять психотропы (включая лекарственные) и садиться за руль в болезненном и уставшем состоянии.

При этом часть 1 статьи 12.8 КоАП наказывает за, цитируем, «управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения». То есть речь идёт о водителях транспортных средств, к которым относятся и велосипеды.

За нарушение положены штраф в 30 тысяч рублей и лишение прав на срок 1,5–2 года, за повторное деяние — уголовная ответственность по недавно ужесточённой статье 264.1 УК РФ.

Если велосипедист «бесправный», то вроде и лишить его прав нельзя. Но что если он имеет водительское удостоверение?

Кстати, если водитель с категориями А (мотоцикл), В (легковушка) и С (грузовик) попадётся пьяным за рулём мотоцикла, то лишение будет распространяться на все категории. Но в случае с велосипедистами всё не так. Объясняет автоюрист Лев Воропаев:

— Формально велосипед является транспортным средством, а велосипедист — водителем, но в данном случае действует специальная норма: часть 2 статьи 12.29 КоАП, — поясняет он. — Она предусматривает штраф 800 рублей за нарушения ПДД, допущенные велосипедистами, в том числе и за езду в нетрезвом виде.

То есть, в отличие от автомобилистов, велосипедисты за любое нарушение получают штраф 800 рублей.

Однако ездить на велосипеде в пьяном виде всё же чревато. Во-первых, возрастает риск получить травму, во-вторых, это возлагает на велосипедиста ответственность за почти любые происшествия:

СЮЖЕТ

— В случае ДТП пьяного велосипедиста, как правило, признают виновником, — говорит Лев Воропаев. — Дело тут не только в законах, но в самой психологии судей: если они видят, что один из водителей был пьян, то его сразу делают виновным, а действия второй стороны изучают не так тщательно.

Если часто ездите на велосипеде, пройдите тест на знание «велосипедных ПДД».

По всей стране 24 апреля пройдет Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!». Однако в столице с участием мототранспорта уже случились два ДТП, в результате которых один человек погиб, сообщили в ГАИ.

Мотоцикл

– А это половина от числа жертв прошлого года, когда в Минске мотоциклисты становились виновниками или потерпевшими 32 аварий, в которых двое из них погибли, а 32 получили травмы, – напоминает начальник отдела ГАИ Октябрьского РУВД Сергей Коледа. – На территории нашего района с участием мототранспорта в 2019 году случились четыре ДТП. К счастью, обошлось без жертв, хотя четыре человека были травмированы. Особое внимание к мотоциклистам объясняется прежде всего тем, что именно аварии с их участием заканчиваются тяжелыми последствиями.

Поэтому сотрудники Госавтоинспекции настоятельно рекомендуют водителям двухколесных транспортных средств обязательно проверить техническое состояние своего железного коня, а также освежить знания Правил дорожного движения.

– Какими нарушениями ПДД чаще всего грешат мотоциклисты?

– Превышают скорость, допускают легкомысленные обгоны и пренебрегают правилами проезда перекрестков.

Случаются аварии, в которые мотоциклисты попадают без участия других транспортных средств. То есть они элементарно не справляются с управлением.

В нашем районе в прошлом году на водителей мототранспорта за нарушение Правил дорожного движения составили 72 административных протокола. И чаще всего привлекали к ответственности за нарушение скорости, управление транспортным средством, не имеющим допуска к участию в дорожном движении, а также за езду без водительских прав.

– Нередко каждый из нас становится невольным свидетелем того, как мотоциклисты демонстративно подвергают риску себя и других водителей, проезжая в транспортном потоке на одном колесе или не держась за руль. Подобные проявления лихачества Госавтоинспекция как-то может пресечь?

– Управление мотоциклом или мопедом на одном колесе, а также не держась за руль или не держа ноги на педалях (подножке) влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 6 месяцев или без лишения. Если данные действия повлекли за собой создание аварийной обстановки, то водителя мототранспорта привлекут к штрафу от 5 до 20 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком до 2 лет или без лишения. Эти санкции предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

– Некоторые мотоциклисты, чтобы избежать наказания за преднамеренные нарушения ПДД, замазывают номерные знаки или выезжают на улицы без них, мол, так их невозможно будет вычислить с помощью видеокамер.

– Вряд ли подобная хитрость поможет им избежать наказания за серьезное нарушение ПДД, а вот дополнительные санкции получить вполне реально. Согласно пункту 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении, если информацию на регистрационном знаке невозможно прочитать с расстояния 40 м и менее. За управление транспортным средством с заведомо скрытым регистрационным знаком предусмотрено административное наказание в виде штрафа от 10 до 20 базовых величин.

– Сергей Михайлович, перед началом мотосезона давайте напомним основные требования безопасности.

– При управлении мотоциклом водитель и его пассажир должны быть в застегнутых мотошлемах. Для привлечения внимания других участников дорожного движения необходимо двигаться с постоянно включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями, если они есть. И, конечно же, мотоцикл должен быть исправен, а водитель – обладать навыками его управления.

Постоянно нужно оценивать дорожную ситуацию, быть внимательным, не превышать установленную скорость и избегать неосмотрительного, рискованного выезда на полосу встречного движения. Ведь именно в таких условиях случаются самые тяжелые по своим последствиям происшествия.

Знак "Шипы"

В настоящее время в закон о дорожном движении регулярно вносятся изменения. Одним из нововведений был отменен штраф за отсутствие знака шипы в 2019 году. Несмотря на это, для большинства водителей остался актуальным вопрос о том, можно ли ездить на зимней резине летом. Поэтому следует ознакомиться с информацией, касательно этого изменения в ПДД, чтоб исключить риск случайного совершения неправомерных действий.

Для чего нужен соответствующий знак

Основная задача, по которой требуется наклейка с буквой «Ш» на заднем стекле авто, связана с созданием безопасных условий на дороге. Такой символ был нужен автомобилю, на котором использовались зимние шины с шиповкой. Из под колес таких машин может вылетать мелкий щебень, который способен нанести вред ТС, передвигающимся позади. Известны случаи, когда по этой причине травмировались водители и создавался риск серьезных ДТП.

Наклейка с буквой «Ш»

У автомобилистов, интересующихся, можно ли ездить зимой на зимней резине без шипов, обычно возникают затруднения. Такие шины не несут угрозы случайного вылета щебени из под колеса. Однако соответствующий знак все равно был нужен, так как он помогал предотвратить столкновение машин, едущих с разной скоростью.

Какая ответственность предусматривалась раньше

В 2017 году изменились правила замены зимней и летней резины. Если инспектор ГИБДД обнаруживал, что на колесах установлены протекторы с шипами, но при этом нет наклейки, которая извещает об этом других участников движения, нарушителя ожидала административная ответственность. В качестве наказания предусматривался штраф за зимнюю резину, размер которого достигал 500 рублей.

Также водителей наказывали за то, что они использовали шины, не соответствующие сезону. Это нарушение создавало опасные условия как для самого владельца ТС, так и для других машин. Граждан, которые управляют внедорожником без описанного знака, чаще признают виновными в ДТП.

К наклейкам «шипы» предъявлялся целый ряд требований:

  • Знак должен соответствовать нормам ГОСТа;
  • Наклейка треугольной формы с основанием не меньше 20 см;
  • Рамка знака ярко-красного цвета, внутри которой на белом фоне располагается крупная буква Ш.

При этом в ПДД не указывалось место, в котором должен быть расположен символ. Однако всем водителям рекомендовалось клеить его на заднее стекло. Благодаря этому, знак был заметен издалека всем, кто едет позади. В свою очередь, это снижало риск аварийных ситуаций и иных негативных явлений.

Возить наклейку разрешалось в любой сезон. Однако рекомендовалось использовать ее только в период эксплуатации зимних шин. Применение внесезонок и летней резины не обязывало водителя устанавливать знак.

Знак "Шипы"

Принятые нововведения

Постановление, обязывающее платить штраф за знак шипы в 2019 году, отменено. Ранее использование наклейки являлось обязательным, а ее отсутствие приравнивалось к административному нарушению. Денежное наказание предусматривалось ст. 12.5 КоАП. С 8.12.2018 знак шипы был изъят из перечня ПДД. Поэтому привлекать водителя к оплате штрафа больше не могут.

Нужна ли наклейка в 2019

После отмены постановления использование знака считается необязательным. Водитель может ездить с буквой на заднем стекле и дальше, но прямой необходимости в этом нет. Если с 5 апреля 2017 действовал штраф за знак шипы, то в этом году владельца ТС не имеют права обязать оплачивать что-либо из-за отсутствия указателя.

После принятия нововведений многих стало интересовать, можно ли ездить на зимней резине без шипов летом. Очевидно, что лысые шины не несут какой-либо угрозы. Такое вождение не приводит к негативным последствиям и никакие предупреждающие знаки для этого не требуются.

Важно знать! Несмотря на то, что требование возить знак «Ш» отменен, в целях безопасности сотрудники ГИБДД рекомендуют не снимать его. Использование этого символа снижает вероятность происшествий, вызванных невнимательностью водителей и различными неблагоприятными обстоятельствами. При виде наклейки автомобилисты стремятся соблюдать расстояние, что в свою очередь уменьшает риск столкновения.

Почему отказались от знака

Ранее считалось, что разновидность использованных шин влияет на длину тормозного пути. Автомобилисты на шипованной резине должны были предупреждать об этом других водителей, чтобы исключить столкновения из-за разницы в скоростях. В дальнейшем было определено, что на период торможения влияет масса транспортного средства, а не наличие шипов.

Другие причины отмены:

  • Большинство водителей используют шипованную резину;
  • Шипы постепенно изнашиваются, из-за чего тормозные свойства меняются;
  • Многие используют резину повторно, когда она уже не защищает от щебеня или снега.

Из-за принятых нововведений многие водители испытывают затруднения. Один из актуальных вопросов связан с тем, можно ли ездить зимой на внесезонной резине по закону 2019 года. Штрафы за такое действие не предусмотрены. Но чтобы в полной мере исключить вероятность нарушения, следует внимательно ознакомиться с новыми правилами ПДД, учитывая все нововведения.

Начиная с 2017 года знак «Шипы» считался обязательным. За его отсутствие водителям, не соблюдающим требование, грозил штраф до 500 рублей. В 2019 году постановление о необходимости наклейки с символом «Ш» отменено. Поэтому управлять автомобилем с шипованными колесами можно без предупреждающих знаков.

Читайте также: